Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Геннадий Синицкий

В книге собраны исторические материалы о православных и единоверческих приходах, церквях, часовнях, священнослужителях Невельского уезда Полоцкой и Витебской епархии XIX – первой половины XX веков.Издано с благословения благочинного Невельского церковного округа Великолукской епархии протоиерея Петра Нетреба.

Оглавление

ДОЛЫССЫ

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

14 декабря 1907 года в селе Долыссы Невельского уезда совершалось освящение новоустроенной деревянной церкви. Прежний храм пришёл в негодность из-за ветхого состояния, по этой причине его разобрали весной того же года. И практически сразу на этом же месте заложили новую церковь, которую воздвигли в кратчайшие сроки.

Храм построили в виде креста, размером 13 на 8 саженей (28х17 метров) на фундаменте из тёсаного камня. Он имел величавый шестигранный купол над средней частью, снаружи и внутри был обшит досками. В церкви имелось три входа: главный, в боковом приделе и в правой стене алтаря — в ризницу. Крыша церкви была покрыта железом. Главное крыльцо — каменное, остальные два — деревянные.

Как наружным, так и внутренним видом новоустроенный храм производил весьма приятное впечатление. Местное церковно — приходское попечительство доверило постройку храма Рижскому цехокладисту технику и мастеру — строителю М. И. Брандту за 8700 рублей (впрочем, позднее сумма увеличилась до 11000 рублей.), с покупкой им леса для внутренней обшивки церкви.

Фрагмент карты Невельского уезда XIX века

Лес на постройку церковного здания был отпущен по удешевлённой цене помещиком Александром Евгеньевичем Жуковским, который по своей всегдашней любви к церковностроительному делу принёс большую пользу в деле созидания Долысского храма. Именно ему были обязаны члены Попечительства в деле умиротворения недружелюбного отношения к временно — строительному комитету, которое возникло благодаря непониманию большинством прихожан строительной техники. Кроме того, некоторые неблагонамеренные лица склоняли население в сторону обнаружения любой фальши, относительно размеров и архитектуры производящейся постройки.

Храм построили в течение полугода. Такая спешность не позволила как следует покрасить церковь, и была вызвана полным отсутствием места для совершения богослужений в данном селе. Порученная для заведывания причта Долысской церкви Лопатинская кладбищенская церковь Кубецкого прихода, по дальности расстояния и пустынности местонахождения, не могла удовлетворять духовным потребностям прихожан, которые по указанным причинам посещали её неаккуратно, из-за чего церковные доходы упали окончательно.

С наступлением холодного времени эти неудобства дали почувствовать себя еще в большей мере. По ходатайству священника Петра Вышелесского, а также местного благочинного, Преосвященный Владыка Серафим сочувственно отнесся к жгучей нужде Долысских прихожан. 3-го декабря последовал Указ об осмотре построенной церкви 13-го декабря приёмочной Комиссией совместно с губернским архитектором Вуколовым. Храм был признан выстроенным по утвержденному плану, впрочем, тут же нашлось и замечание — в результате спешности работ, как наружная, так и внутренняя обшивки в будущем обязательно покоробятся при осадке стен. Впрочем, работы производились безукоризненно, прочно и аккуратно, за что честь и хвала М. И. Брандту.

Новый иконостас за недостатком времени также не успели устроить, поэтому церковно — приходское попечительство воспользовалось старым иконостасом Песчанской церкви, который был наскоро отремонтирован и приведен в благообразный вид. Иконы в нём поставили из иконостаса старой Долысской церкви. Кстати, недостатка икон храм не испытывал, их было вполне достаточно и в старой церкви. Торжество освящения храма началось 13-го декабря всенощным бдением, которое совершалось священником Петром Вышелесским с диаконом Невельского собора Аркадием Берёзкиным, причём на литию и полиелей выходили местный благочинный, священник Н. Савицкий и священник Чернецовской церкви Г. Вышелесский. Несмотря на большой мороз (-25°С), храм был наполнен людьми.

Церковный холм в наши дни

Прекрасно организованный церковный хор, под умелым руководством псаломщика В. Дроздецкого, неспешное и внятное служение отца Петра Вышелесского и диакона А. Берёзкина умиляли души богомольцев, которые, несмотря на холод и дальность пути не отказались от мысли прийти и воочию присутствовать на этом великом торжестве.

Благодаря двум паникадилам и множества зажжённых свечей освещение храма было весьма эффектное. Богослужение, началось в 6 часов вечера и закончилось в половине десятого.

День освящения церкви начался в 8—30 утра с перезвона колоколов, призывавших богомольцев к ритуалу освящения воды. К этому времени в Долыссы прибыли священники следующих церквей: Кубецкой — М. Ширкевич, Песчанской — В. Безроднин, Рыкшинской — Ф. Садовский и Гультяевской — Н. Румянцев.

Освящение воды и престола совершалось благочинным священником Николаем Савицким в сослужении указанных выше священнослужителей и диаконов А. Берёзкина и М. Афонасьевского. Все было совершено благообразно и по чину. Обнесение св. Антиминса вокруг церкви при колокольном звоне на 25° морозе и солнечной погоде выглядело величественно. Приподнятое религиозно — молитвенное настроение не дало ощутить силы холода, хотя накануне освящения об этом было немало досужих разговоров.

Внутри церкви, от множества собравшихся было вполне тепло. Обычное многолетие в конце чина освящения громогласно произнёс диакон А. Берёзкин, после чего благочинный Савицкий произнёс приличественное случаю поучение о значении храма для христианина и частом его посещении. Служение литургии было совершено теми же священниками и диаконами. Вместо запричастного настоятель церкви Вышелесский сказал поучение о святости храма и благоговейном в нём стоянии.

После литургии к сонму духовенства присоединились священники М. Ширкевич и П. Вышелесский. Посередине храма был торжественно отслужен молебен Покрову Пресвятой Богородицы, после чего звучали многолетия: Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Преосвященному Епископу Серафиму, создателям и благотворителям храма, причту и прихожанам.

Камни церковного крыльца

Церковное торжество закончили дружным хоровым пением «многая лета» и все священно и церковнослужители с почетными гостями в лице местного помещика А. Е. Жуковского, участкового доктора Р. Д. Покровского и других интеллигентных лиц были приглашены в дом настоятеля церкви о. Петра Вышелесского. Во время предложенной трапезы было сказано несколько искренно—задушевных тостов по адресу: А. Е. Жуковского, весьма любимого духовенством за постоянную отзывчивость о нуждах церквей; строителя Брандта, скоро и добросовестно выполнившего свое дело; священника П. Вышелесского, ревностно трудившегося в нелегком деле и более других перенесшего всякого рода укоров и неразумных замечаний от злых людей. По своей всегдашней доброте А. Е. Жуковский тут же за столом передал священнику о. Вышелесскому 100 рублей на украшение храма.

Историческая справка церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Долыссы:

Первоначальная постройка датируется XVIII веком. Деревянная, крытая железом, не отапливаемая.

Имела две часовни:

1). Святого Духа на кладбище в Долыссах (1881);

2). В честь пророка Ильи на Ильенском кладбище — обе часовни деревянные.

Почитание (чествование) иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Ежегодно в деревне Фенёво (около 300 метров от приходского храма) проводились три ярмарки: в день Святого Духа, 12 июня и 1 октября.

По данным 1868 года Долысский храм имел в собственности 32 десятины 800 квадратных саженей земли (около 36 Га) для посева исполу. А также: 4 четверти озимых, 6 четвертей яровых, 30 возов сена. У всех членов причта имелись плодовые сады. Последние причтовые постройки датируются 1888 годом.

В 1903 году Долысский приход насчитывал 2496 прихожан проживавших в 42 населённых пунктах Долысской волости.

С 1870 года в приходе имелась школа Министерства Народного Просвещения с общежитием на 18 человек, а также имелись три школы грамоты в сёлах: Ильено, Смоленск и Солоново.

В настоящее время церкви Покрова Божией Матери не существует, как не существует и самой деревни Долыссы (в некоторых источниках Далыссы). Кстати, вокруг Долысского озера существовало три населённых пункта с топонимом До (а) лыссы — это станция Долыссы (ныне посёлок Усть—Долыссы; фольварк

Далыссы — бывшее панское имение и село Далыссы — центр Долысской волости (соседнее с д. Фенёво).

По сведениям местных жителей храм пережил годы религиозных гонений и последующее лихолетье Великой Отечественной войны. В настоящее время ещё живы свидетели, кто в детстве играл в прятки на руинах этого храма и получал нагоняй от стариков за шалости на святом месте, ещё живы плодовые деревья причтовых садов, ещё жива о церкви людская молва.

В годы войны в здании народной школы М. Н. П. (Министерства Народного Просвещения), что находилась в ста метрах от приходского храма, располагался полевой лазарет Красной Армии. Здесь же находится захоронение умерших от ран бойцов РККА.

Камни фундамента церкви

Покровская церковь села Долыссы тихо умерла от запустения и отсутствия надобности в ней Советской власти. На церковном холме остались седые камни её фундамента. Но даже сейчас, спустя столетие с момента её последнего освящения, многие люди нередко наблюдают аномальные, загадочные лучи, расходящиеся в разные стороны от церковного холма.

Источник: «Полоцкие епархиальные ведомости», 1903 (№8), 1908 (№3)

Примечание:

В ф.39 Государственного архива Псковской области хранятся метрические книги Долысской церкви за 1881, 1884, 1887, 1889, 1892 гг.

В данной церкви служили:

Священник — Фёдор Нездачин, с 1857 г.

Священник — Григорий Бобровский, в 1874 г. В апреле 1883 г. награждён камилавкой. 17 января 1887 г. назначен на должность благочинного 3-го Невельского округа. Умер 08 июня 1905 г. на 73 году жизни.

Церковный староста — Кирилл Дометиев (уроженец деревни Абражеева). В 1876 г. награждён похвальным листом за 13 — летнюю ревностную службу в должности церковного старосты.

Псаломщик — Филипп Ширкевич, в марте 1879 г. переведён в Хотино Лепельского уезда.

Псаломщик — Пётр Игнатович, умер 07 февраля 1901 г.

Священник — Игнатий Вишневский с 11 июля 1905 г. (переведён из Вировлянской церкви Городокского уезда).

Священник — Пётр Вышелесский с августа 1905 г. (переведён из Гультяевской церкви). В 1907 г. награждён набедренником. Уволен от должности осенью 1908 г. в связи с переходом на службу в Литовскую епархию. По распоряжению Епархиального начальства, опубликованного в январе 1909 г. Пётр Вышелесский оставлен на прежнем месте в с. Долыссы.

Псаломщик — Стефан Игнатович, 30 декабря 1905 г. перемещён в с. Поречье.

Псаломщик — Самуил Лузгин с 30 декабря 1905 г. (переведён из с. Поречье).

Псаломщик — Василий Дроздецкий, перемещён 16 ноября 1907 г. к Язно-Пятницкой церкви.

Священник — Николай Румянцев с 01 декабря 1908 г. (перемещён от Гультяевской церкви). В январе 1909 года возвращён к прежнему месту службы.

Церковный староста — Пётр Добрынин (крестьянин Долысской волости дер. Ильенки на 5-е трёхлетие с 20 марта 1909 г.)

Священник — Дмитрий (Дий) Блажевич, 31 марта 1915 г. награждён набедренником. В 1916 г. награждён ещё одним набедренником. К празднику Рождества 1917 г. награждён скуфьей. Из наградного листа: «Дий Блажевич отличается аккуратностью по службе, украсил свой приходской храм и проявил особенную деятельность по искоренению зародившейся в приходе „пашковщины“, успевшей до него сильно развиться в Долысском приходе».

Разное:

В 1877 — 1878 гг. в Долысской церкви производился ремонт (подробнее о его результатах см. «Полоцкие епархиальные ведомости», 1878 г., №24 из донесения №178 Полоцкому епископу от благочинного 3-го Невельского округа от 25 августа 1878 г.)

В апреле 1884 г. церковноприходское попечительство с. Долыссы получило разрешение епархиального начальства произвести новый ремонт приходской церкви на 400 рублей из попечительских средств.

Состав церковноприходского попечительства (1886):

Председатель — священник Григорий Бобровский;

Члены, крестьяне: Давид Кузьмин, Дементий Данилов, Иван Дмитриев, Матвей Трифонов, Амос Григорьев, Иван Иванов и Иван Ермолаев.

29 октября 1889 г. объявлено Архипастырское благословение причту, церковному старосте и членам церковноприходского попечительства села Долыссы и Невельскому мещанину Евфимию Волынцеву за их попечение о благолепии Долысского приходского храма.

Причт и церковноприходское попечительство Долысской церкви в память чудесного спасения Их Императорских Величеств с Августейшим Семейством 17 октября 1888 года на собранные пожертвования в сумме 814 руб. 35 коп. приобрели в свою приходскую церковь колокол в 50,5 пудов с надписью: «В память чудесного события 17 октября 1888 года. В вечер, утро и полудни возвещу и глас мой услышат».

Осенью 1914 г. прихожанам Долысской церкви была выражена благодарность Епархиального Начальства за пожертвование ими 2300 рублей на устройство в их приходском храме нового иконостаса.

На имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Кириона, Епископа Полоцкого и Витебского от священника Долысской СвятоПокровской церкви Невельского уезда Дия Блажевича поступил следующий рапорт: «Представляя в канцелярию Вашего Преосвященства 75 р. на обмундирование русского героя-воина, имею честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что означенные деньги собраны мной среди немногочисленной Долысской паствы, откликнувшейся на высокий и святой призыв своего Всемилостивейшего Архипастыря своей посыльной лептой». На этом рапорте последовала следующая резолюция: «Деньги отправить в консисторию и о получении уведомить».

ДОЛЫССКИЕ СЕКТАНТЫ

В феврале 1910 года в Долысский приход Невельского уезда прибыл миссионер от Полоцкой Епархии священник Пётр Лепин. Дело в том, что с рождественских праздников в селе Ильенки стало распространяться сектантское движение. Родоначальником которого был крестьянин Алексей Федосеевич Зайцев, занимавшийся отхожим промыслом.

Более трёх лет Зайцев проживал в городе Кронштадте и служил там в электротехнической лаборатории, где познакомился с учением «пашковцев» и стал их рьяным последователем. По некоторым сведениям Алексей был регентом хора на «пашковских» молитвенных собраниях. Вернувшись в родную деревню, он начал приобщать к этому учению своих братьев и других родственников. Зайцев посылал родным письма с изложением сектантского вероучения, а также книги пагубного содержания такие как: «Пилигрим» и «Гусли», в которых тема нового завета искажена параллельными текстами лжеучения. За время так называемого «просвещения» Алексей успел привить «пашковское» учение своему родному брату Филиппу Зайцеву (после чего Филипп даже не хотел крестить своего родившегося младенца, но жена пригрозила, что бросит его и уйдёт, если тот не образумится) и крестьянину той же деревни Феодору Кондратьеву, а также расположил в свою пользу братьев Захария и Бориса и дальнего родственника Антония Давидовича Зайцева. Сам же уехал в Кронштадт, а вышеупомянутые лица остались распространять «пашковское» учение среди своих односельчан и жителей деревни Суколжино Долысского прихода.

Здесь необходимо отметить, что крестьяне указанных выше деревень всегда были весьма религиозными и набожными людьми, кроме того здесь же проживал волостной старшина и староста Долысской церкви. Но, к сожалению, в своём большинстве крестьяне малограмотны, поэтому тексты лжеучения произвели сильное впечатление на сельчан и они просто не смогли дать сектантам надлежащий отпор.

Настоятель Долысского храма Пётр Вышелесский со всей серьёзностью отнёсся к данной проблеме и сообщил об этом в Витебский епархиальный противосектантский миссионерский комитет 27 января 1910 года. И вот, на субботу 13-го февраля была назначена профилактическая беседа с сектантами. Местный священник вовремя оповестил об этом всех прихожан и «пашковских» адептов. Прибывший в Ильенки миссионер и приходской священник собрали людей в самом просторном доме деревни у крестьянина Рыбакова, где присутствовали не только местные жители, но и отдельные представители сёл: Пономарево, Зенково, Ушаково и Суколжино.

На беседу собралось около 60 человек, и начата она была со слов о необходимости посещения церкви для духовного поклонения и молитвы, а также о необходимости причащения святых Тайн и иконопочитания. На следующий день намечалась должная проповедь в Долысской церкви к удержанию православных от «пашковского» прельщения.

Главными возражателями, севшими за один стол с миссионером, явились Филипп Зайцев и Феодор Кондратьев.

Православные весьма внимательно следили за происходящим диспутом между священнослужителями и сектантами, и после беседы, видя, что истина на стороне православной церкви, говорили: «Мы теперь тебе, Филипп Федосеевич не верим! Ты нам говорил, что в храм ходить не зачем, а мы видим из Писания, что в храме должно молиться. Ты говорил, что Бог не требует служения рук человеческих, а мы видим, что это служение требуется Словом Бо жьим. Ты говорил, что не нужно почитать образа, а мы видим, что херувимы славы были в скинии!»

По окончании прений крестьяне стали чувствовать себя более уверенными в православной вере и, по сведениям очевидцев того события, потеряли интерес к секте на корню. Но дурное семя было уже брошено в православную среду Долысского прихода, и соблазн его произрастания был велик. Ведь каждое лето от 500 до 700 приходских крестьян отправлялись на заработки в сторону Петербурга, где трудились на торфяных месторождениях, земельных работах, устраивались швейцарами, дворниками и извозчиками…

Из отчёта Полоцкого миссионера Петра Лепина: «Принявшие дозу сектантского яду на Родине, явятся первыми последователями пропагандистов сектантства, и, вернувшись домой, примут ся за совращение прочих членов своей семьи. Пастырям Невельского уезда необходимо бодрствовать и быть на страже своего Богом врученного стада. Ответственность за целостность паствы снята со станового пристава и урядника, и всецело легла на приходского священника. Пастыри! Бодрствуйте и молитесь, чтобы враг не посеял плевелы среди доброй пшеницы!»

По материалам газеты «Полоцкие Епархиальные ведомости», 1910, №9

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я