Храмы земли Невельской. История. Люди. Факты

Геннадий Синицкий

В книге собраны исторические материалы о православных и единоверческих приходах, церквях, часовнях, священнослужителях Невельского уезда Полоцкой и Витебской епархии XIX – первой половины XX веков.Издано с благословения благочинного Невельского церковного округа Великолукской епархии протоиерея Петра Нетреба.

Оглавление

ЗАВЕРЕЖЬЕ

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

С благословения Преосвященнейшего Владыки — Епископа Полоцкого и Витебского Серафима, 8 июня 1909 года, в селе Завережье Невельского уезда, состоялась закладка нового деревянного храма. Чин закладки совершал благочинный настоятель Невельского собора протоиерей Пётр Петровский, при участии священников: Плисской церкви — Петра Серебреникова и Завережской — Константина Борисовича, при участии соборного диакона Березкина.

Фрагмент карты Невельского уезда XIX века

Шествие духовенства из старого храма Покрова Богоматери отрыли при стройном пении стихира заступнице православной Царице Небесной, в преднесении св. креста, иконы и хоругвей. За духовенством шли массы местного населения, охотно собравшиеся на это редкое церковное торжество, несмотря на будний день и рабочее время. На уготованном месте закладки шествие остановилось, люди окружили духовенство, и диакон Березкин громогласно возгласил: «Благослови, Владыка!» В этот момент все присутствующие осенили себя крестным знаменем и с умилением слушали до конца молитвенные речи, стоя чинно и неподвижно, невзирая на шедший обильный дождь. Этот дождь, совпавший с церковным торжеством, очень радовал крестьян. Они давно просили его у Бога, для роста и оживления трав и хлебов, пострадавших от весенней засухи. В завершение чина закладки благочинный прочёл коленопреклоненную молитву, и прочитал следующее назидание: «Братие во Христе, православные христиане! Радостное церковное торжество сегодня в вашем селе. Мы сейчас положим краеугольный камень в основание нового храма, который создается на ваши трудовые средства. Дай Бог благоуспешно окончить вам начинающееся святое дело — устроение жилища Бога живого и селения Его вечной славы. Вместе с нами ликуют ныне св. ангелы на небеси, ибо на сем месте основася уже лестница духовная, по которой верующие люди будут восходить своим духом, сердцем и умом на небо. Теперь в руках делателей застучит секира, и строение будет подыматься все ввысь, пока не водрузится на нём крест святой, указывающий нам путь на небо. Постепенное возвышение стен сего строения пусть напоминает нам о нашем духовном подъёме. Туда, туда на небо, как можно чаще нужно устремлять мысленно взор свой, други мои, и более всего помышлять о жизни вечной. А удары секиры, очищающей дерево и отбрасывающей от неё ненужные части, пусть напоминают нам об ударах судьбы, кои часто посещают нас в жизни земной, чтобы одних из нас укрепить в терпении и преданности воле Божией, а других вразумить и исправить. Ныне немало есть везде нечестивцев, безбожников и злодеев, над головою коих всегда висит правосудие Божие, или секира духовная, готовая размахом своим поразить их, но они большею частью, к сожалению, забывают про опасность сию и в нераскаянности, по безумию своему, под ударами правосудия Божия, погибают. Живя на земле, у нас одна должна быть цель — это Богопочитание, или угождение и служение Богу. Новый храм поистине будет служить живым памятником вашей редкой церковно—строительной благотворительности, исходящей из чувств Богопочитания. Старайтесь только, чтобы Богопочитание и вообще угождение наше Богу было истинное, живое, а не бездушное, чтобы каждый из нас чтил Бога не только устами, а сердцем, чтобы между нами не было греховных мерзостей. Принося те или иные жертвы Богу, нужно веровать в Него, помышлять о Нём, надеяться на Него, не прогневать Его, повиноваться и поклоняться Ему, прославлять и благодарить Его и призывать Его на помощь. Тогда только жертвы наши будут Богоугодны и спасительны. Если встретите при постройке храма какие-либо непредвиденные затруднения и тягости, преодолевайте их, не опускайте рук своих, под руководством пастыря своего, который при вашем дружном содействии, сумеет всегда выйти из всякого затруднения и довести дело святое, вместе с вами, до конца. Совершая чин на основании храма, мы молились, чтобы Господь призрел милостью своей на избранное место сие, чтобы благословил доброе намерение ваше, чтобы благопоспешество рабочим даровал, чтобы все старания ваши своей небесною помощью увенчал и ангела хранителя к делу сему и месту приставил. Пусть же услышит Господь моления наши и утешит вас милостями своими небесными! А так как с этого момента будет стоять здесь страж небесный, ангел хранитель, с благоговением отныне все подходите к месту сему. Особенно не забывайте вы, делатели, присутствие небесного охранителя сего места и помощника в трудах ваших. Не отгоняйте Его прочь от себя и не огорчайте непристойным поведением своим. Берегите себя от пустых разговоров, смехотворства и брани. Не оскверняйте, Бога ради, место сие ничем. Пусть оно будет чисто и свято».

После слов отца Петра, диакон провозгласил многолетия. Так закончилось скромное торжество. Крестный ход возвратился в том же порядке обратно в старый храм. Под впечатлением церковного события народ расходился по домам со светлым и радостным настроением. Новый храм, созидаемый на средства прихода, при даровом отпуске леса от казны, был крайне необходим в Завережье, ведь старый храм вмещал не более ста человек, и многим людям приходилось стоять вне его крова, под открытым небом и в любую погоду, во время проходящих в нём богослужений.

Сознавая жгучую необходимость в построении нового храма, который смог бы вместить всех желающих богомольцев, прихожане, при всей скудости своих доходов, в течение нескольких лет собрали более 5000 руб. и с Божией помощью приступили к делу.

Историческая справка, по данным 1903 года: Церковь Покрова Божией Матери села Завережье, деревянная (перестроена в 1848 г.), крытая железом, не отапливаемая. Имеет деревянную приписную часовню в деревне Вологино.

В 1926 г. на месте часовни устроили Богородицкую церковь

Чествование иконы Покрова Божией Матери.

Ежегодно 1 октября проводится ярмарка.

По данным клировых ведомостей за 1888 год в Завережье имелось 43 десятины 234 квадратных саженей земли. Из которых для посева исполу — 31,5 четвертей для озимых и 6 четвертей для яровых. Сено 25 возов. 1 кубометр дров.

Последние причтовые постройки датируются 1887 г. У священника и псаломщика имеются плодовые сады.

Количество прихожан — 2067 человек, проживающих в 31 населённом пункте Еменецкой и Мошенинской волостях.

Образовательные учреждения:

1) Церковноприходская школа (1890), с общежитием на 40 учеников;

2) Школа грамоты в деревне Овинище.

(По материалам газеты «Полоцкие епархиальные ведомости», 1903 (№8), 1909 (№43)

Примечание:

В ф.39 Государственного архива Псковской области хранятся метрические книги Покровской церкви за 1878, 1879, 1880, 1881, 1882, 1888, 1889, 1890, 1914 гг.

В данной церкви служили:

Священник — Димитрий Михайлович Квятковский с 09 мая 1849 по 01 января 1852 г. (см. раздел «Священнослужители»).

Священник — Иоанн Корвецкий, упоминается в 1874г., в 1876 г. награждён камилавкой.

Священник — Даниил (Дамиан) Макаревский с лета 1877г., в 1879 г. объявлена Благодарность Епархиального начальства за примерную заботливость о приходском храме и устройство часовни для отпевания усопших на кладбище при деревне Вологино.

Пономарь — Василий Высоцкий до лета 1877г.

Дьяк (псаломщик) — Андрей Голодковский упоминается в лето 1877г. Уволен за штат 30 августа 1905 г.

Священник — Александр Яковлевич Гуторович с 23 сентября 1883г. 06 октября 1884 г. переведён в с. Мошенино (см. раздел «Священнослужители»).

Настоятель — священник Михаил Соколов с осени 1884 г. (рукоположен 21 октября 1884 г.) Умер 23 марта 1900 г.

Священник — Константин Борисович с 22 апреля 1900 г. Определением Св. Синода 30 марта 1910 г. за №2415 за заслуги по духовному ведомству награждён камилавкой. За примерное служение церковно-школьному делу 10 января 1911 года удостоен Архипастырского благословения.

Псаломщик — Михаил Серебреников с 30 августа 1905 г. (переведён из Запольской церкви Велижского уезда). 16 сентября 1908 г. перемещён к Воронечской церкви Лепельского уезда.

Церковный староста — Харитон Боровский (Крестьянин Еменецкой волости, назначен 24 октября 1907 г.)

Просфорня — Мария Голодковская, умерла в декабре 1907 г.

Псаломщик — Феодосий Дроздецкий с 28 сентября 1908 г. (перемещён из Бродайжской церкви Люцинского уезда).

Церковный староста — Фёдор Никифорович Сидоренков (Крестьянин Еменецкой волости, дер. Заручевья, на второе трёхлетие с 27 марта 1914 г.)

Разное:

В ночь с 12 на 13 ноября 1874 года со взломом замков церковь была ограблена. Похищены деньги в сумме 96 руб. 92 коп. и два билета Витебского Приказа общественного призрения по 100 руб. каждый.

Церковь Рождества Богородицы в с. Вологино. Фото из архива Ю. В. Козуто

Состав церковноприходского попечительства с 16 ноября 1889 г.:

Председатель — местный священник Михаил Соколов, делопроизводитель — псаломщик Андрей Голодковский и членами крестьяне деревень: Вологина — Николай Кондратьев (он же казначей), Стайкина — Харитон Алексеев, Дубищ — Захарий Савельев и Гусева — Петр Федоров.

В 1893 году прихожанам Завережской церкви за устройство на свои средства каменной ограды вокруг местной приходской церкви стоимостью 500 руб. была объявлена признательность Епархиального Начальства.

Актом крестьян-прихожан Завережской церкви Невельского уезда, от 23 октября 1911 года, утвержденным Его Преосвященством 26 декабря 1911 года за №7225, избраны членами церковноприходского Совета названной церкви на новое трёхлетие: дер. Артемова Никита Васильев, дер. Стайкина Николай Алексеев, дер. Авинище Иван Лукин, дер. Тычкина Николай Григорьев, дер. Заболотья Пимен Ермолаев и дер. Загорья Нил Пименов.

В ночь с 22 на 23 августа 1916 г. была совершена кража в Завережском храме. Неизвестными злоумышленниками, посредством взлома двух оконных железных решеток в алтарной части, с левой стороны нового и старого храмов. Похитители, проникнув в церковь, взломали свечной шкаф и уворовали из него около 3—5 рублей мелких денег. Остальное церковное имущество было нетронуто и осталось в целости. Преступление обнаружено церковным сторожем в половине первого часа ночи, при обходе храма. По его заявлению похитителей было двое. По одному из убегавших сторожем был сделан выстрел, но безрезультатно. О данном преступлении незамедлительно заявлено местной полицейской власти, для производства тщательного дознания и принятия мер к обнаружению похитителей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я