Китаец на дереве

Геннадий Никитич Шаталин, 2003

Воспоминания о пройденном жизненном пути на далеком о. Сахалин. Много пришлось преодолеть в голодные послевоенные времена. Целый ряд забавных и интересных историй удалось осилить маленькому Геннадию. Вместе с нашим героем мы растем и взрослеем. Из маленького мальчика вырастает крепкий мужчина. Это путь сильного человека, любящего жизнь, со всеми его бугорками. Книга – память о поколении, которому досталось вспахивать жизнь для нас.

Пик Чехова

В то время, когда мы были пацанами, для нас желанным было зайти на вершину главной горы на юге острова — пик Чехова. Высота его 1045 метров над уровнем моря. Много легенд об этой горе было сказано. Таинственна и недосягаема была она для нас! Вплоть до мая вершина была покрыта снегом, а в летние и осенние дни редко можно увидеть ее из-за туманов. Много было походов взрослых ребят, но нам не получалось быть вместе с ними, хотя и было нам по 12-13 лет. Да, раз мы оказались рядом с Пиком, но толи у его подножья, ни сзади, со стороны"браконьерской тропы"за перевалом не удавалось открыть его тайну.

Только где-то в шестом классе, повзрослев, ребята по двору нас взяли с собой, и то при условии, что мы не будем хныкать при подъеме. Нас собралось человек 10-12, и рано утром тронулись в путь, предварительно взяв с собой еду. Банка кабачковой икры с хлебом, теплая одежда и по куску фанерки размером 0,5 x1 метр, так нам посоветовали взрослые ребята, сказав, что они пригодятся потом, не раскрывая тайны.

Первые 6км до подножья горы мы дошли незаметно, с анекдотами, на ходу жуя хлеб с икрой. У подножья, как нам показалось, пещера, а на самом деле навес, туда бульдозером валили грунт для строительства дороги.

Подкрепившись, мы стали подниматься в гору. Тропа вначале была широкая, но чем выше к середине, она становилась все уже и уже, каменистой и как, назло, покрытой тростником бамбука. Первое время за него можно было цепляться, но потом он исчез, и приходилось карабкаться по камням почти на четвереньках, почему-то, чем выше, как, назло, они были скользкими. Наш путь продолжался почти 3 часа, попали под дождь, хорошо хоть на пути был еще лопух-зонт. Он растет на Сахалине высотой до 2-х метров и широкий, диаметром до 1 метра. Сорвешь два лопуха, вставишь один в другой, свяжешь стеблем бамбука — вот и готов колпак. Правда, дождь был кратковременным, но все равно промокли, да и трава была мокрая. Измученные и уставшие, мы, наконец, добрались до вершины Пика Чехова.

Перед нами предстала картина: кругом большие как полуразрушенные плиты, видимо у японцев это место было священным. Из-за тумана своего города так мы и не увидели, а как хотелось попасть домой, где можно было согреться и утолить голод. С ужасом мы представляли обратный путь по скользким камням.

Однако, отдохнув и перекусив остатками продуктов у ребят, мы двинулись к перевалу. Гора отдалялась от города все дальше и дальше. Мы сперва, испугались, думали, что начали плутать. Но взрослые нас успокоили, та как шли другим путем, Вскоре появилась голубика, родник и кедровый стланик. Сколько радости, шума, возгласов было у нас. Даже солнце выглянуло из-за туч.

Утолив голод и накатавшись на ветках стланика, у нас поднялось настроение. Но никто из нас, малолеток, и не думал, какое испытание ждет впереди. И когда взрослые ребята рассказали нам, куда необходимо спускаться, мы оробели. Ведь перед нами был крутой спуск, крутизной под 50-60 градусов. Махом надо съехать вниз, длина 300-400 метров. Вот тут и пригодилась прихваченная нами фанерка, на которую необходимо было сесть, держа ее крепко руками, подняв ноги, чтобы не запутаться в тростнике спускаясь вниз. Хорошо, что ребята подстраховывали нас. Получалось так, что каждый неопытный"турист"оказывался между двумя взрослыми ребятами.

И вот начался спуск, было как-то страшновато. Вроде бы и дорога рядом внизу, но слишком круто. Сначала потихоньку, потихоньку, как бы сползая вниз, а потом, забыв об осторожности, стали смелее и увереннее скользить вниз. Уже не помнили, где теряли фанерки, почему-то ноги попадали в ловушку тростника, где вовремя ребята нас вытаскивали из"капканов", сажали на мягкое место, подстелив наши рюкзаки. Так мы очень быстро оказались внизу у дороги.

Добрались до низа минут за 20, все исцарапанные, одежда изорвана, хорошо хоть она была на нас старая. Наверно, дольше, чем спускались, смотрели на полосу препятствий, которую одолели так быстро, не сообразив толком ничего, как оказались внизу у дороги, где-то в километре от восхождения на Пик Чехова. Не обидно было за себя, что у кого-то одежда порвана, руки и ноги болели, но зато удовольствие мы получили на всю жизнь, запомнили эту полосу препятствий. Да Пик Чехова — это круто!

Впоследствии, мы пробовали подняться по этой полосе снизу-вверх, и не пройдя и четверти пути, скатывались вниз, очень был очень крутой склон. Только повзрослев, мы обҳодили его стороной, через перевал, проходя лишние 3-4 км, чтобы попасть на вершину этого спуска. Ведь нас манил кедровый сланик, природные бесплатные качели, на которых если сильно раскачаться, можно увидеть город сверху. Однако, нас притягивали не только качели, но и полные рюкзаки с орешками (мешок с лямками из женских чулок с завязанными картофелем по углам). Принесешь домой, отваришь его в ведре и можно продавать. Взрослые и дети любили эти орешки, освобождая их из шишек. Они становятся мягкими, сочными, когда сварить их в воде. В них много витаминов, лучшее средство от ангины, цинги. Лишь поздней осенью шишки созревают и не надо их варить.

Возвращаясь к своим ранним годам, удивляешься, почему нас тянуло на

природу. Красотища! Ведь в то время попасть в клуб, кинотеатр было попасть труднее, чем в леса. Сколько мы ни путешествовали по лесу, куда бы ни забирались в глухие места, нас почему-то медведи обходили стороной. Толи они были добры к нам, толи нас было много и от нашего шума звери уходили прочь. 01.01.04 — 23.11.04

Кругами над городом

В наш город частенько приезжали с гастролями разные артисты, то циркачи с разными аттракционами, один из которых нам, пацанам, нравилась езда на мотоцикле, по стене вокруг площадки внутри. Начинал езду на мотоцикле по низу, постепенно по кругу стены поднимался вверх, потом сделав несколько кругов сверху стены, постепенно съезжал. Это было здорово для нас, но в то же время и страшно, мы очень переживали за них.

Приезжали фокусники, мы даже порой укатывались от смеха. Вызывал какого-нибудь мужика на сцену, давали ему стакан водки или вина выпивать, а потом с помощью каких-то заклинаний и поднимания руки вверх-вниз, заставляли его тошнить, от чего у него пропадала тяга пить на долгое время. Поэтому неудивительно приходили на этот сеанс всей семьей. Весь город потешался: как мужиков отучали пить.

Много артистов было, билеты были дорогими, но нас, пацанов, почему-то пускали бесплатно. Может было много желающих в зрительный зал, и все окупалось, благодаря купленным ими билетам. Ведь в то время телевизоров не было, да и фильмы показывали по несколько раз. Однажды, сидя дома у приемника, я услышал по местной программе, по воскресеньям на аэродроме организуются полеты на самолете над городом за небольшую сумму. Толи это были пробные полеты, или в какой-то праздник, я выпросил у родителей денег и поехал в аэропорт Большая Гавань на автобусе. В кассе на ближайшие три рейса билеты были проданы. Отчаявшись, вместе с толпой прошел на взлетное поле. Большой самолет ЛИ-2 сто в стороне, где была небольшая группа людей. Стоя недалеко от лестницы трапа самолета, по которой поднимались пассажиры на борт, я наблюдал, как по списку выкликивали счастливчиков, кутивших билет. С кем-нибудь пройти было невозможно. Хотел было возвратиться домой, как неожиданно для себя обратил внимание, что во время посадки несколько раз повторяли фамилию Березкин, видимо опаздывающий. Что меня заставило рвануть к трапу перед окончанием посадки, но вместе с подъемом лестницы, меня силком впихнули в самолет, когда я назвал себя фамилией опоздавшего. Я влез почти на ходу, уселся на одну из боковых скамеек, меня пристегнули ремнем безопасности и через некоторое время, с дрожью в ногах, медленно стали подниматься вверх.

На первом круге полета над городом, я крепко держался за поручень, боялся смотреть вниз. Привыкши, разглядел красоту своегого маленького дома, крохотные люди, кусты малины, а улицы были ровные, как по линейке. Даже разглядел свой дом, барак, за магазином мелочей, свою школу, городской парк. Это удовольствие продлилось минут 15, сделав три круга над городом, самолет опустился на землю. Тут я вспомнил, что проскочил в самолет без билета и очень переживал, что его могут спросить при выходе. Спустившись на землю, не мог быстро придти в себя, лишь услышав фамилию"Березкин", что заставило вздрогнуть меня и рвануть с самолета как можно быстрее, чтобы никто не вернул.

Правда, за мной никто не бегал. Когда добрался домой, никто и не верил из друзей, что мне первому посчастливилось подняться в небо на самолете и увидеть город с высоты и ни один раз, а три! Правда со временем эти полеты прекратились, но в памяти осталась фамилия"Березкин"и как"зайцем"летал на самолете.

07.01.04-24.11.04

Знакомство с Лайкой

За всю свою жизнь я всего два раза встречался с настоящей охотничьей собакой. В детстве, когда было 11 лет, и в пожилом возрасте 52 года. В бараках, где раньше жили украинцы (краю барака), поселились Серебряковы (Трошины). Жили они богато, жена работала, главным бухгалтером ресторана Южно-Сахалинский, при ж/д вокзале. Муж тоже занимал важный пост. Сын Трошина, Виталька, был однокашником, вечно задирал нос, у него все было, не то, что у нас. Поэтому мы его не взлюбили, а особенно его собаку Лайку. Белая, пушистая, большая, вечно бегала по двору, привязанная на цепи, лаяла на всех, кто ее беспокоил. Мы тоже часто ее дразнили, за что нас ругали родители, как свои, так и Витальки. Я тоже не проходил мимо, не задев ее, правда, реже, чем другие ребята.

Однажды, где-то осенью, я вышел из дома в школу, закрыв дверь снаружи, понес ключ в сарай, где мы обычно его прятали. Только подойдя к калитке забора, за который был сарай, не успев ее открыть, как почувствовал, что-то на меня навалилось, при этом рыча. Не оборачиваясь, я упал на землю, закрывая лицо руками и страшно крича, так как понял, что терзает меня собака больших размеров. Чувствую, мой фирменный школьный костюм трещит по клочьям. Я как бы попал в капкан, ни домой убежать, не проскочить через закрытую калитку.

Страх за себя, боли в ногах, руках, бедрах продолжались долго, я даже потерял сознание. Рядом, по счастливой случайности, были соседи, которые выскочили из дома и отогнали собаку.

Не помню, как первой прибежала мама с работы, за ней тетя Шура, а затем и вернулась сама хозяйка знаменитой лайки. Собака видимо сорвалась и выскочила на улицу, наткнулась на первого ее обидчика. Вообще от костюма остались одни клочья, весь в грязи, долго не мог прийти в себя. Эта была отместка за мои пpоказы, дразни с собакой. Родители хотели подавать в суд на хозяев собаки, но все решилось мирным путем. Хозяева купили новый фирменный костюм, белье, обувь и даже, кажется, заплатили деньги.

Потом исчезла и сама собака, впоследствии сказали, что ее продали охотникам, а с Виталькой вскоре мы подружились. Учились в параллельных классах, частенько бегали на вокзал к его матери, где она нас угощала то конфетами, то пирогами. Вскоре родители его разошлись. Отец уехал в Хабаровск, а спустя два года и сам Виталька, где он поступил в железнодорожный техникум. На этом наши пути разошлись, а вместе с ним и воспоминания о первой Лайке. Во второй раз я повстречался с Лайкой уже в Подмосковье, будучи взрослым, у одного бывшего геолога, а затем лесника. Зайдя к нему, домой, я вновь увидел такую же собаку, только дымчатого цвета и на цепи, как бы в большой клетке, огороженной прочной железной сеткой. На мой вопрос: «Почему собаку держите на цепи в клетке?» Он ответил:"По привычке, когда был охотником, собаку необходимо держать на цепи, чтобы она была злая и готова защитить хозяина, если на него нападет волк или медведь». Это было золотое правило.

Поэтому, вспоминая первую встречу с Лайкой, я невольно подумал: неужели в детстве, я был похожий на зверя, если так меня катала собака по земле, оставив на всю мою жизнь свои отметины на моем теле. Я даже не знал, что наступит время, когда придется встретиться с настоящим лесным зверем, который использует те же"повадки", что и собака Лайка, будучи мастером лесозаготовки, после окончания лесотехникума. 08.01.04 — 25.11.04

Лыжные прогулки

Самым любимым увлечением в детстве, конечно, было катание на санках или лыжах зимой. Благо снега было очень много. Как правило, снег падал сразу же после ноябрьских праздников, а иногда и раньше, в начале месяца. Школа была почти рядом с лесом, там же были горки, сопки, поэтому раздолье громадное, хоть отбавляй. Нет лыж, катайся на санках, сначала с маленьких горок, а повзрослев, забираешься далеко на сопку вверх, а оттуда вниз. Дух захватывает от скорости!

В школе много было кружков, но все равно, тянуло кататься на природе, хоть на час! В первое время мы пользовались самодельными лыжами. Обычно мастер их делал из деревянных клепок больших бочек, благо их было много. В то время на острове было два завода, производящих бочкотару для рыбы и пива.

Прибьешь лямку из брезента до середины клепки, натянешь резинку и можно кататься. Правда хватает только на один-два дня, то манжета отлетает, то резинка рвется. Зато никогда лыжи не ломались, так как они были из дубовых клепок. Ходили на школьных лыжах, на занятиях по физкультуре. Лишь к 12 годам появились у меня настоящие лыжи с палками, правда, с замками на валенках. Зато теперь можно было уже далеко в горы. Обычно забирались далеко на 500-600 метров, а дальше, согнувшись в коленях или сидя на палках, тормозя, скользить вниз, дух захватывает! Пробовали даже спускаться по трассе слалом-гиганта, правда, украдкой, чтобы никто не видел. Вот там скорость!!!!

Однажды, мы решили попробовать спуститься по склону 90 — метрового трамплина. Раньше не было лестниц для подъема прыгунов, поэтому, экономия время на обход, они поднимались ступеньками на лыжах снизу склона наверх. Подстраховавши себя палками, добирались до вершины. Однажды, поднявшись метров на 25-30 метров, я не заметил, как лыжи стали скользить вниз. Я стал скатываться, сперва боком, а потом, видимо, решил развернуться на 90 градусов и самостоятельно спуститься вниз. Но не тут-то было, голова, а затем и туловище нагнулось к земле. Дальше, стал кувыркаться до конца разворота прыгунов. Результат: обе лыжи оказались без носиков и пяток. Так на обломках мне пришлось добираться домой.

С тех пор я никогда больше не покорял крутые склоны, не научившись тормозить в нужных местах, либо во время садиться на «мягкое место». Когда появилась свои дети (Ира и Андрей), я их стал брать с собой. В возрасте 8 — 9 лет мы ходили сперва недалеко до парку, а повзрослев, ходили и до перевала. Добираемся до него за 3-4 часа, отдохнем, попьем чай с бутербродами. Ай-да! Вниз! Они спереди, а я сзади, подстраховывая их. Обычно в выходные дни на лыжную прогулку выходило несколько сот людей из города, ведь теперь лыжи можно брать в прокат в парке.

04.01.04 — 26.11.04

Велосипедная лихорадка

Самым запоминающим событием в моей жизни осталось — это велосипед. Вся жизнь, с самого детства и до старческих лет связан с этой"игрушкой". Помню в детстве, когда было еще 6-7 лет, отец купил детский велосипед, трехколесный, который почти походил на"школьник", если его переделать в 2-ух колесный, убрав заднее колесо. Та же цепная передача, седло можно поднимать и опускать, задняя передача была взаимозаменяемая со"Школьником", можно было тормозить.

Вначале 50-х год оба велосипеда были модны, /как в Китае/, он был обязателен в каждой семье, и то, не один. И, конечно, у каждого пацана была мечта, иметь собственный велосипед. Их было столько много в городе, что даже пришлось"службе быта"вводить специальные номера для них, которые прикреплялись сзади на крыло или багажник и доходили до 5-ти значных номеров.

Когда отец купил мне велосипед, радости было много, я быстро научился и кататься на нем, тормозить не падая. Хотелось быстрее пересесть на двухколесный, но отец не торопился его переделывать. Я с завистью смотрел на своих друзей, гонявших на двухколесниках.

Лишь через год осуществилась моя мечта. Уже в этом году я научился гонять на детском двухколеснике, но мечтал уже пересесть на"школьник", но желание мне не улыбалось. У родителей на покупку нового велосипеда не было денег. Тем более, у отца собственный велосипед еле держался. Как помню, у него был велосипед марки"Пенза", который считался в то время самым лучшим в стране. Он очень дорожил им. Хотя позже украли его, когда оставил его возле магазина, вышел, а его и след простыл.

В то время это было частым явлением. Друг у друга воровали. Даже введение номеров не помогало избежать хищения, ведь запчастей в магазине почти не было, и как, правило, ворованные велосипеды использовались на запчасти. Мы, очень завидовали ребятам, имеющих свои"велики", выклянчивали у них кататься. Конечно, они давали, но при этом очень дорожили своим транспортом, чтобы мы их не могли повредить. Ведь в то время, в каждом дворе или микрорайоне существовал закон: тот велосипед лучший, который собран своими руками, новые велосипеды шли вне установленного правила. Об этом уже позже узнал, когда повзрослев до 12-ти лет, когда впервые показали его, собранный собственными руками из найденных запчастей. Вот тогда-то мне пришлось познакомиться со свалкой за городом, недалеко от пос. Троицкое, а также со складом металлолома в р-не Христафоровки. Именно там, удавалось находить запчасти, именно с этого времени начались мои первые познания велосипеда.

Спустя некоторое время, с помощью друзей, я собрал свой первый «драңдулет». Трудно было с шинами, камерой, особенно с золотниками, которых в магазине не было. Но, это было только начало. Собрав свой первый велосипед, не значит, что примут заядлые велосипедисты в свою компанию. Для этого необходимо выдержать не один экзамен. Надо уметь с помощью ключа для спиц"ликвидировать"восьмерку на колесе, чтобы руль и седло прочно держались на раме, не было прокруток в задней передаче и прочих неисправностей. Но самое главное, чтобы тормоза не отказали при разгоне велосипеда на забор-стенку за 5 метров до них, не говоря о чистоте самого транспорта. Ребята очень не любили, когда велосипеды были грязными.

Этим тонкостям жизни я постиг лишь только к 14 годам. Особенно пригодилось впоследствии, когда совершали велопробеги за 30-40 км от города на рыбалку, за ягодой, грибами. Как, правило, это важно для дорог с большими перепадами высот, где тормоза должны быть надежными. До самой армии у меня были велосипеды, собранные собственными руками. Именно велосипеду я познал красоту природы острова. Уже, будучи взрослым, мне приходилось колесить за сезон до 900 км, в то время как длина острова 1200 км. До самой старости мне не приходиться с ним расставаться, несмотря на то, что он один раз меня «подвел». Было это на третьем курсе техникума, когда в конце весны /май /, мне почему-то захотелось подготовиться к экзамену по истории на лоне природы. Захватив с собой еду, одеяло, учебник, я на велосипеде углубился в лес, нашел полянку и с удовольствием расстелил одеяло на траве, не заметил, как уснул.

Проснувшись к вечеру, было уже не до подготовке к экзамену. Собрав пожитки, я решил спуститься по тропе на велосипеде. Это был урок для меня, именно у любимого"Велика"отказали тормоза. Разогнавшись, я не смог остановиться не только на тропе, перелетев через кювет, меня буквально седлом вытолкнуло из велосипеда. Как"ласточка"пролетел поперек грунтовой дороги вниз лицом. Очнулся, кто-то поливает водой. Подоспевшие на помощь мужики говорят. Такой полет из кустов — мы впервые видим. Хотели помочь добраться до города, но я отказался. Пройдя немного пешком, я все таки сел на своего коня и добрался до скорой помощи. Там медики обработали лицо, сделали укол, перебинтовав лицо, оставив один глаз. Дома была суматоха, кое-как нашли гусиный жир, смазали лицо, чтобы не было шрамов, а в техникуме заочно поставили"хорошо"по истории, а также зачет по геодезической практике, зная мои знания по теории.