Почему появилась Вселенная, и для чего в ней люди. Книга о Вселенной и людях

Геннадий Исаков

Книга Геннадия Исакова о Вселенной и людях поднимает множество интересных и важных вопросов о происхождении всего и роли каждого, включая все человечество.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему появилась Вселенная, и для чего в ней люди. Книга о Вселенной и людях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Источники и причина возникновения вселенной

Любое движение во вселенной говорит об идущих изменениях. Необратимое время говорит о том, что изменения последовательно и необратимо ведут её к некому состоянию, которое будет соответствовать понятию «конечное» и оно будет являться целью идущих трансформаций по стреле необратимого времени. Достигнутая цель ознаменует конец изменений, а это остановит ход времени. Если есть конец, то есть и начало. Итак, как и почему оно состоялось.

Прежде попробуем выяснить, что говорит современная наука об источниках и причине возникновения вселенной. Анализ литературы показал, что современная наука об этом ничего не говорит. Науке не известны ни источники, ни тем более причина, а более того, даже внятной версии нет. А процедуру возникновения вселенной описывает так.

Однажды в абсолютной пустоте полыхнул Большой Взрыв. Таким образом из некой точки, названной точкой сингулярности, потому что там не действовали никакие физические законы, в абсолютно пустом пространстве залпом были выброшены все составные части всей вселенной. Она выскочила оттуда сжатой пружиной и с огромной скоростью стала распрямляться, разнося по сторонам все части своей конструкции.

Чем же всё это дело закончится? Вот вся вселенная закончит все полагающиеся в ней процедуры и, по всей видимости, начнёт деградировать, то есть готовиться к самоуничтожению. Должен же быть какой-то логический конец этому делу. А конец напрашивается такой. Она потухнет, снова сожмётся и вновь превратится в изначальную точку, ожидая нового взрыва. Причём эти процедуры то ли когда-то запланированные, то ли случайные, тут единого мнения нет. И так до бесконечности, вселенная будет периодически выскакивать из какой-то точки пустого пространства, в котором и точек нет, и туда же обратно упаковываться. Чтобы никаких последствий от этого поступательно — возвратного процесса не оставалось, нужно соблюдение одного и того же порядка как в прямом направлении, так и в обратном. Например, если в прямом направлении люди рождаются, стареют и умирают, то в обратном должно быть наоборот. Вначале выходят из могил, молодеют до состояния младенца и уходят туда, откуда прежде выходили на свет. Ясного мнения на этот счёт нет, но есть теория, по которой должна начаться деградация вселенной. Выражается усреднением температур и переходом порядков в хаос.

И вот ищут учёные всех стран признаки наступающей деградации, найти не могут. Теория есть, фактов нет.

Версия совершенно неинформативная, потому что вызывает огромное количество вопросов, на которые ответа нет. Что это за пустота такая? Откуда в ней может быть точка, названная точкой сингулярности? Чем задана эта точка? Как в ней может поместиться вся вселенная? И почему бы ей не оставаться в вечном покое? И что за механизм работает в той точке, который отмеряет периоды взрывов и даёт толчок. Какой смысл в этих процессах распрямления и сжатия? Очевидно, что выполняется огромная работа, требующая больших энергетических затрат, так откуда берутся необходимые энергетические ресурсы? Куда переходят результаты этой работы? А если это повторяется многократно, то где все кладовые? А тут ещё возникают вопросы. Откуда в этой мёртвой вселенной могли появиться жизнь, разум? Люди как могли там образоваться? Случайным образом это произойти не могло, потому что случайные процессы равновероятно могут идти в любых направлениях и в этом стихийном столкновении вероятность образования конструкции, типа человеческого тела, особенно мозга, настолько ничтожна, что времени для её реализации потребуется намного превышающее жизни всей вселенной. А какой смысл человеческой жизни в этой схлопывающейся вселенной? Его просто нет. Сомнение в случайностях вызывает ещё такой факт, что сложные тела появились, а более простые конструкции, например, утюг или самовар, почему-то появиться не смогли. Присутствует явная избирательность.

Даже интуитивно мозг отказывается принимать такую бессмысленную версию.

А что предлагает религия? В христианстве введена разумная сущность, названная Богом. Бог сотворил всю вселенную неизвестно из какого материала, и потом зачем-то сотворил людей.

Источник назван Богом. Неизвестна и причина, которая вынудила Бога приступить к этим мероприятиям.

Далее, видимо, по недосмотру Бога, одно из его разумных созданий нежданно — негаданно вышло из под контроля Бога, и принялось ему пакостничать. Это создание назвали Дьяволом.

Бог породил людей по своему образу и подобию, и почему-то поместил их в трудные условия жизни, где заставил их работать, страдать, мучиться. И в этих садистских мучениях велел соблюдать продекларированные им правила поведения и мышления, а тот Дьявол стал коварно им мешать, искушать на нехорошие поступки, идущие вразрез велениям Бога, внушать алчность и животные нехорошие потребности. Бог этому мешать не стал, дескать, пусть сами делают выбор, с кем они, со мной или с Дьяволом. С Богом не очень приятно, трудно, скучно, голодно и холодно, но за это им обещано вечное блаженство в раю. Рай — это такая капсула, попав в которую, душа человека обречёна там вечно наслаждаться без права на освобождение. С Дьяволом куда приятней, веселее, но за дружбу с ним можно поплатиться муками в аду, который представлен вечной огненной топкой. Вот такая дилемма.

Возникают вопросы. Зачем нужно было вытаскивать души людей из небытия и потом снова в небытие отправлять?

Зачем нужно было придумывать разделительные правила, да провокатора Дьявола подбрасывать? А потом делить, кто соблюдал те правила, кто не соблюдал. Для чего это нужно, если это соблюдение — не соблюдение на Боге никак не сказывается? Если Бог — любовь, так люби всех без разбора. Ты же их всех создал, какими создал, такие они и есть. Откуда у них выбор, если все созданы одним и тем же Богом по его собственному образу и подобию? Да и ничего без его воли не происходит.

Ответов нет.

Бессмысленность в этой религии поразительная. Но и иные религии мало чем отличаются. Везде подобная бессмысленность.

Опубликованные разными современными авторами теории, посвящённые строению мироздания, никаких мыслей по источникам и причинам появления вселенной не содержат. Некоторые утверждают, что вселенная вообще никогда не возникала, она была всегда и только реализовала волю или желание некого Абсолюта то ли для самоосознания, то ли для саморазвития. Какой в этом смысл? Никакой информации нет. Какая необходимость толкнула этот процесс, в каком направлении и чем выражается самоосознание, развитие, неизвестно. Почему ему не хватило прошедшей вечности, тоже загадка.

Стало понятно, что современники ничего внятного и разумного предложить не могут. Пришлось окунуться в историю, чтоб там поискать ответы у предшествовавших мыслителей.

Начнем с Демокрита.

Вот что он писал: «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». При таком вечном сцеплении — расцеплении никогда ничего бы не образовалось. Так, у Демокрита ответа нет.

Читаем у Диогена Лаэртского: «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и этим порождают все сложное — огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости». С чего бы это атомам порождать огонь, воду и прочее — не понятно. Могли бы и дальше вихрем носиться.

В версиях, проповедующих вечность мироздания, обнаруживаются серьезные изъяны. Вечность не предполагает никаких прогрессирующих изменений. Вечность лишена времени, всё будущее и всё прошлое тождественно равны. Но в реальности идёт необратимое время, что говорит о наличии необратимых и накапливающихся изменениях, а это противоречит сути самой вечности. Необъяснимым становится феномен жизни и разума во вселенной. Как, откуда они могли появиться, если в мёртвых атомах ничего такого не было, что могло бы перевоплотиться в жизнь и разум. А что такое «пустота»? Где определение пустоты? Его нет.

Если поставить вопрос: существует ли пустота или её нет, то при любом ответе получается нонсенс. Если будет ответ, что пустота существует, то это выдаёт её физическую сущность, потому что существовать может только то, что обладает сущностью. А при ответе, что пустоты не существует, следом возникает вопрос, в чем же тогда пребывают атомы, если пустоты нет.

А если говорить о периодически повторяющемся одном и том же процессе, то должно быть объяснение к нему, отчего он именно таков? Какой смысл именно в этой процедуре?

Тоже ничего внятного обнаружить не удалось. А что говорит известный всем Аристотель, ученик Платона? Про учителя поговорим отдельно, поскольку его мысли кажутся интересней.

По Аристотелю, вселенная делится на две части: нижнюю (подлунную) и верхнюю (надлунную). Подлунная область состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха, огня. Эта область изменчива, ее нельзя описать на языке математики. Надлунная область — неизменна и вечна, соответствует идеалу совершенной гармонии. Она состоит из эфира, особого вида материи, который не встречается на Земле. Каждому виду материи соответствует свое место во Вселенной: земля — в центре мира, затем идет вода, воздух, огонь, эфир. Бренность земного доказывалась тем, что движение там шло по вертикальным линиям и имело начало и конец. Элемент подлунного мира всегда стремится на свое место, для этого он приводил доказательство: если поднять в руке горсть земли, она упадет вниз, а если разжечь огонь, то он будет стремиться вверх.

Элементы земли и воды, стремящиеся вниз, считались абсолютно тяжелыми. Элементы воздуха и огня, стремящиеся вверх, считались абсолютно легкими. А когда элементы достигают естественного места, движение их прекращается. Отсюда следовал вывод: Вселенная конечна, пустота существовать не может, Земля неподвижна, мир существует в единственном экземпляре.

По учению Аристотеля, звезды неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающие светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

Геоцентрическая космология Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника.

Видим принципиальную новизну. В системе Аристотеля появляется Бог. Но он не создаёт вселенную, а только приводит её в движение. Он является перводвигателем, то есть источником движения.

Определение Бога не даётся, мы не знаем, что это за сущность. Есть предположение, что это разумная сущность. Но больше всего интригует загадка, — по какой причине и для чего он приводит в движение звёзды и прочие космические объекты?

Также неясным остаётся вопрос, если такое мироздание существует вечно, то почему до сих пор все элементы не расположились чётко по своим уровням, а происходит их постоянное смешение — влага и пыль поднимаются наверх, а воздух проникает вниз, насыщает воды, заполняет пустоты, огонь бушует в недрах. Если это устраивает Бога, то почему? А если устраивает сам Бог, то для чего? Ответов нет.

А теперь о взглядах Платона.

Представления Платона по этому вопросу описал Сергей Поройков в статье «Космос Платона как модель вселенной» (Научный журнал «Метафизика»). Вот что он пишет.

«По мнению философа до появления Вселенной не было как такового пространства, времени и каких-либо вещей — все это содержалось лишь в «замысле вечносущего бога». Подобные представления древнегреческого философа перекликаются с библейскими, согласно которым земля и небеса были сотворены в соответствии с замыслом Творца «из ничего».

Тут мы видим, что если у Аристотеля мироздание было вечным, то у Платона оно вечным не было. Мироздание у Платона однажды создал Бог в соответствии со своим «замыслом». И что важно — создал из некой чистой материи.

«Чистая материя» — это уже не пустота, хотя определения так же не имеет. Однако, самая большая загадка заключена в упомянутом «замысле бога». В чем именно он заключался? По какой причине, и для какой надобности ему однажды понадобилось создавать вселенную, пребывая в вечном покое? Вопрос остался без ответа. Но есть источник вселенной — её создал Бог.

При упоминании о Боге нельзя обойти вниманием Готфрида Вильгельма Лейбница.

Лейбниц так же вводит в свое учение понятие Бога. Бог есть сверхмировое основание вещей.

Доказательство существования Бога покоится на законе достаточного основания. Согласно этому закону все, что существует должно иметь основание для своего существования. Основание существования мира надо искать вне мира в надмировом существе, сущность которого совпадает с его существованием. Приведу его доказательную логику, она любопытна, только надо предупредить, что она весьма тяжеловесна. Кто не осилит, может сразу переходить к Гегелю.

«Таким образом, основание мира заключается в чем-то внемировом, отличном от связи состояний или ряда вещей, совокупность которых образует мир. Поэтому от необходимости физической, или гипотетической, которая определяет последующее состояние мира в зависимости от предшествующего, следует перейти к тому, что имело бы абсолютную, или метафизическую, необходимость, которая не допускала бы дальнейшего объяснения. В самом деле, действительный мир необходим лишь физически, или гипотетически, а не абсолютно, или метафизически. Действительно, раз он есть то, что он есть, то и вещи должны быть такими, как они существуют. Но как последняя причина должна заключаться в чем-нибудь обладающем метафизической необходимостью и как основание существования может проистекать только из чего-то существующего, то должно существовать Единое Существо, обладающее метафизической необходимостью, или такое, сущность которого есть существование; и, следовательно, существует нечто отличное от множественности существ, или мира, который, как мы признали и доказали, не заключает в себе метафизической необходимости».

«Но почему это бестелесное Существо избрало именно такую, а не иную величину, фигуру и движение, это можно объяснить лишь в том случае, если Оно разумно, мудро ввиду красоты вещей и всемогущее ввиду повиновения их его мановению. Такое бестелесное Существо и будет Умом (Mens), управляющим всем Миром (Mundus), т. е. Богом»

А теперь пригласим на сцену Георга Гегеля. Прохаживаясь с точностью педанта, в одном и том же сюртуке с неизменным зонтиком в руке, по тенистой аллее в одно и то же время, философ размышлял о вечных истинах. Именно его философия больше других приближает нас к искомой разгадке.

Известно его выражение — «Мироздание — застывшая мысль». Как и Платон, Гегель был представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности.

Для изложения его взглядов воспользуемся опубликованными в справочниках материалами. Вот что там написано.

Основной гегелевской мыслью является положение — «все действительное разумно, все разумное действительно», которое, на первый взгляд, кажется не совсем понятным. Вдумаемся в первую часть фразы: «все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи) сама по себе так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некого разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное представляет собой не выдумку, не фантазию, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «все разумное действительно»).

Ещё раз и дополнительно процитирую важнейшую мысль, которую дальше используем — «неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью».

Таким образом, по мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, а более точно — является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Эта мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя — это совсем не то, что есть на самом деле, но — всего лишь по-иному явленная нам идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность. Что она собой представляет, чем является? Тут можно усмотреть и душу мироздания (подобную Брахману в индийской философии), Число (как у Пифагора), безличное Единое (как у Ксенофана), можно усмотреть Всеобщий закон (как гераклитовский Логос), или мир идей (как у Платона), теистическое начало (как в Средние века), божественный максимум Бытия (как у Николая Кузанского).

Гегель называет эту высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея — это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящем в своем саморазвитии три основных этапа.

Первый из них — это существование Абсолютной Идеи в собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной сфере, в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой и подобна миру платоновских идей — области высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому важно отметить, что Логика в учении немецкого философа — это совсем не то же самое, что мы разумеем обычно в этом понятии: это ни в коем случае не наука, которую изучают в школе или институте, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью.

На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир, который, таким образом, является не самостоятельной действительностью, а инобытием Абсолютной Идеи. Природа — это в чувственном или телесном виде существующий дух, или же она есть, по словам Гегеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» здесь понимается, конечно же, Абсолютная Идея). В этом пункте наиболее прослеживается гегелевский идеализм. Получается, что видимый нами мир — совсем не то, что есть на самом деле, он — проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Иначе говоря, нам только кажется, будто бы он существует сам по себе, на самом же деле он — иллюзия или фантом, потому что представляет собой в материальном виде воплотившееся идеальное Бытие. Представьте себе, что перед вами — чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании есть какие-то образы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу, то есть — изобразить в рисунке некий свой замысел. Теперь на этом листе каждый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы хотели вы передать через свой рисунок, который, следовательно, есть не что иное, как в другой форме представленные мысли и чувства, инобытие или проявление вашего духа. Почему бы не предположить, что окружающая нас природа — воплощение какого-то разумного замысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некой духовной реальности, в физических объектах выраженные понятия и мысли? В любом случае такое понимание окружающего мира не исключено, но и нет никаких гарантий, что все обстоит действительно так. Основными разделами природы, как инобытия Абсолютной Идеи, являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т. п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении или — в человеческом духе. «Формами ее Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия)».

Ай да Георг! Гениальное мышление!

В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной Идеи мы видим триаду. Существование ее в собственном лоне — это пребывание (тезис), переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи, является отпадением ее от самой себя (антитезис), ибо она материализуется, как бы изменяет своей идеальной природе, однако новое ее воплощение в различных видах человеческого сознания (синтез) представляет собой вновь обретенную ей духовность, а значит — возвращение к самой себе.

Гегель был не только создателем одного из классических вариантов идеалистической философии. В его воззрениях достигла своего апогея диалектика — философское учение (зародившееся еще в древности) о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении и развитии всего существующего. Он сформулировал основные законы (всеобщие правила или принципы) и категории (основные понятия) диалектики, которые являются с его точки зрения универсальными, то есть пронизывают собой все Бытие. Но поскольку последнее по Гегелю — это прежде всего Мировой Разум или Абсолютная Идея, то его диалектическое учение относится по преимуществу именно к этой духовной реальности и уже во вторую очередь — к материальному миру, который является ее инобытием. Гегелевские идеи во многом стали основой философских идей выдающихся немецких философов XIX века — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые восприняли диалектику Гегеля, но дали ей иную, материалистическую интерпретацию.

Рискуя грубо испортить столь грациозно выстроенную конструкцию, тем не менее попробую выразить мысли гения в сжатой формуле. Мировой разум оказался заточённым в реальном мире, этот мир отражает Абсолютную Идею, и через человека пытается высвободиться из этого реального мира, переходя в сознание, дух человека и окружающее пространство.

Переформулирую так: было такое время, когда вселенной не было, был только Мировой разум и он пребывал в том, что было названо «ничто». Затем что-то произошло, что именно, то остаётся тайной, в результате чего он оказался закованным в материю. Что такое материя, определения не имеется. И теперь идет процесс высвобождения из неё этого Мирового разума.

Попробуем разрешить загадку — что именно произошло с этим Мировым разумом? Что именно его заковало в реальность?

Для этого двинемся, отталкиваясь от реальности к этому Мировому разуму.

Оглядимся, посмотрим, что происходит вокруг. Сфокусируем внимание на самом главном. Что сразу можно заметить? А можно заметить, что вокруг нас действуют две силы. Причём, силы конфликтующие. Одна сила — это созидательная сила, разумная, другая неразумная разрушительная. Созидательная обязательно связана с разумом и волей. Вот мы возводим дома, делаем машины, они не сами по себе возникают, мы делаем их с использованием нашего разума по нашей воле. Мы обладаем созидательной силой. Мы создаём всевозможные упорядоченные конструкции, а они постепенно разрушаются, ломаются, стареют, деградируют, превращаются в хлам, мусор. Вот это делает разрушительная сила. Это сила свободных стихий. Если мы перестанем разрушенное восстанавливать, обновлять, то всё созданное со временем превратится в руины, в кучи камней и железа, зарастёт и растворится в природе. То есть всё превратится в хаос.

Чем принципиальным отличаются процессы созидания и разрушения?

При созидании мы укрощаем стихийную энергию, используем её для целей созидания, заковываем в аккумуляторы, при разрушении она высвобождается и переходит в открытое пространство и приступает к разрушению. Созидание — это наведение порядка, а любой порядок заключает в себе энергию. Если мы делаем машины, то заключаем в них энергию. Строим дома и тоже заключаем в них энергию. Когда мы организуем упорядоченное движение, то этим придаём хаотическому движению энергии жесткие направления по упорядоченным руслам. Она работает как дикий мустанг в жесткой узде.

Созидание производит разум. Разрушение — это уничтожение порядка, в разрушении разума нет. Разрушение выполняет неуправляемая энергия, реализуемая стихиями.

А это означает, что если где-то обнаруживаются упорядоченные формы, структуры, значит, там поработал разум. В природе всё упорядочено, значит, над созданием природы потрудился неведомый разум. Удивительно точно и сложно организованы живые организмы, а мозг человека по своей структурной сложности превышает все наши мыслимые способности понять до конца его устройство и работу. Тут видна работа огромного и неведомого Мирового Разума.

Наша планета, с жаром внутри, с огромными давлениями представляет собой такой же аккумулятор энергии, которая периодически вырывается наружу вулканическим выбросами, землетрясениями. Она создана неведомым разумом. Горючие ископаемые, хранящиеся в недрах — тоже им созданные аккумуляторы энергии.

Звёздно-планетарные системы, галактики — это тоже упорядоченные структуры, в которых заключена огромная энергия. Любое материальное тело — аккумулятор огромной энергии. Её количество оценивается известной формулой Эйнштейна, по которой количество энергии равно массе умноженной на скорость света в квадрате. В грамме любого вещества заключено больше энергии, чем было высвобождено при бомбардировке Японии атомными бомбами. Над созданием таких аккумуляторов тоже потрудился неведомый разум.

Вся история вселенной — это история непрерывного сражения между созидательными силами разума и силами разрушения.

Если изначально на заре возникновения вселенной царствовал только хаос, а потом он стал переходить в упорядоченные структуры, значит, силы разума оказывались сильнее.

Если бы процессы создания и разрушения были бы уравновешены, то ничего ни на земле, ни в мироздании со временем не менялось бы, то есть было бы равновесие между этими силами, не разрастались бы города, не расширялся бы парк машин, не появлялись бы в космическом пространстве новые космические тела. Да и не появились бы люди. Не шло бы время от прошлого в будущее, от старого к новому. Оно просто остановилось бы. Значит, ход необратимого времени знаменует непрерывное и необратимое производство всё более упорядоченных структур, причем везде, по всему мирозданию. Следует на это обратить внимание: время — показатель преобразования начального хаоса в структурированные системы. А раз время шло всегда, то это производство структур было всегда и везде. И когда-то было такое состояние, когда их не было вовсе. Вот с того момента и началось формирование мироздания.

Такой анализ показывает, что, оказывается, в мироздании, во всех его событиях, как верно предполагал немецкий философ, Мировой Разум распределился и принимал участие во всех его процессах и событиях. Но не учёл философ важнейшего фактора, что наряду с Мировым разумом в этих же процессах и событиях принимала участие ещё одна сущность, им не замеченная, та, что несла разрушения. Эта сущность называется энергией.

Мы ничего не знаем о её происхождении. Не знаем, как и откуда она взялась в мироздании. Однако, логика позволяет разрешить эти тайны.

Логика говорит, если энергия появилась, значит, должен быть её источник. Назовём его энергетической субстанцией. Это метафизическая сущность. Энергетическая субстанция выделяет свой экстракт, именно он называется энергией. Энергия, обладая метафизической сущностью, в материальном мире может принимать различные виды — быть механической энергией, электрической, тепловой, лучевой. Таких видов, которые может принимать энергия, большое множество, и она может беспрепятственно их менять, сохраняя своё общее количество. В чистом виде этот экстракт выделить не удаётся.

По аналогии назовём Мировой Разум тоже субстанцией, только разумной субстанцией.

Это не механическая замена одного термина другим. В этом термине заложено качественно новое понимание высшей разумной сущности. Обозначение её Богом накладывает на неё неоправданные ограничения. Бога нельзя делить, Бог неделимый, ему можно придавать разные образы, но нельзя представить одновременно присутствующим в разных местах. Нельзя вообразить одного и того же Бога, сидящего одновременно в душах разных людей или в разных местах вселенной. Разумную субстанцию делить можно и она при этом не теряет свои качества. Она не нуждается в образах. Она океан. Метафизический океан.

Во всех религиях существовал только один Бог, больше никого и ничего не было. Версия с одним Богом лишает нас причины возникновения вселенной и причины возникающих конфликтов. Просто нет ни одной формальной причины, нет никакой логики. Я не считаю введённую в моей версии разумную субстанцию полным аналогом христианского Бога, но нахожу отдельные моменты их сходства. Так же не считаю и энергетическую субстанцию аналогом Дьявола, однако, и тут сесть моменты сходства. В таких случаях считаю возможным использовать тексты Евангелие.

Обе субстанции вечные и независимые. До возникновения вселенной они пребывали в независимом и безразличном плавании в том, что раньше называлось «ничто», но в нашей схеме это «ничто» называется метафизическим пространством.

И тут мы подходим к ответу на главный вопрос — что явилось источником и причиной появления вселенной.

Источником явились две упомянутые субстанции, а причина заключается в том, что однажды они сблизились и энергетическая субстанция проникла в разумную, выпустила свой экстракт и принялась наносить разрушения. Это вызвало боль, протест, крик страдания прокатился по всему метафизическому пространству, и началось сотворение вселенной. Иллюстрацией этого момента могут послужить слова Иоанна в Новом завете, если под Богом понимать разумную субстанцию.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

В зоне проникновения энергетической субстанции в разумную началось сражение, в ней возникло наше физическое пространство и уже в этом пространстве пошли все вселенские процессы, и возникла вселенная. Вселенная зажата между двумя субстанциями и всё это происходит внутри метафизического пространства. Можно представить размеры субстанций, если вся вселенная всего лишь их совмещённый небольшой фрагмент.

Мы, находясь внутри вселенной, не видим её границ по причине того, что образовавшееся физическое пространство оказалось самозамкнутым, и все лучи света идут там по гигантским замкнутым кругам.

Целевая установка разумной субстанции в этом сражении представлена задачей — очистить себя от проникшей заразы, собрать весь экстракт и отбросить прочь.

Для описания поведения субстанций до столкновения можно применить первый закон И. Ньютона, изложенный в самом простом виде:

«Тела сохраняют состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на них не подействуют внешние силы».

А для описания их отношений после столкновения подходит третий закон:

«Противодействие вызывается действием и направлено против него».

Такое представление содержательной сути всех вселенских процессов проясняет происхождение выявленных Гегелем всеобщих законов: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количества в качество, закона отрицания отрицаний.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему появилась Вселенная, и для чего в ней люди. Книга о Вселенной и людях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я