Застенье

Геннадий Гаер, 2020

Все мы любим мечтать о несбыточном. Устав от серости будней, каждый иногда хотел бы спрятаться в мире своих фантазий. Но что делать, если страна грез сама позовет тебя? Поверишь ли в то, что буквально за стеной – видимой границей этого мира – лежит твоя Нарния? Отважишься ли пробить рамки опостылевшей жизни, чтобы проложить путь к своему Застенью?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Застенье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Акт 1

Сцена 1

Место действия: квартира Мечтателя.

Действующие лица:

Мечтатель — с наслаждением отдается своим грезам.

На сцене обстановка скромно мебелированной однокомнатной квартиры, в центре сцены кушетка «из ситкомов», задняя стена почти пуста, зрительный зал представляет стену с телевизором. На кушетке сидит Мечтатель и увлеченно смотрит то, что показывают по телевизору.

Идет звуковой фрагмент из концовки х/ф «Хоббит. Неожиданное путешествие» Питера Джексона — Торин Дубощит просит у Бильбо Бэггинса прощения. После фразы «Еще никогда я так не ошибался» начинает звучать музыка финальных субтитров, которая тут же прерывается навязчивой рекламой известного реалити-шоу.

Мечтатель с брезгливостью и раздражением выключает телевизор. Он встает с кушетки, сжимает в руке пульт от телевизора наподобие двуручного меча и начинает сражаться с невидимым противником. Его движения, сначала неловкие, приобретают все большую уверенность и силу, лицо преисполняется мужественного ожесточения. За сценой еле слышно начинает звучать музыка кельтско-скандинавской стилистики, аллюзирующая к фэнтези. В один момент вся комната уходит в затемнение, на свету остается только Мечтатель со своим пультом-мечом и грезами на лице. Он играет в героя.

В тот момент, когда музыка начинает звучать особенно громко, Мечтатель отвлекается от своих фантазий. Затемнение комнаты пропадает и Мечтатель идет к задней стене. Загадочная музыка звучит именно оттуда. Он подходит ближе к стене, прикладывает ухо. Некоторое время заворожено вслушивается, затем говорит:

Мечтатель: Интересно, это на каком же канале?

Мечтатель уже собирается включить телевизор, но его движение пресекает пронзительный звук будильника на телефоне.

Мечтатель: Черт, одиннадцатый час уже! Спать пора, а то опять опоздаю.

Он откладывает пульт и начинает приготовления ко сну. Сцена постепенно уходит в затемнение.

Сцена 2

Действие 1

Место действия: офис

Действующие лица:

Мечтатель — на работе чувствует себя как на каторге;

Офисные работники — безликая серая масса, занятая никому не нужной работой;

Шеф — преисполнен собственной важности и презрения к окружающим;

Кандидат — очень хочет получить работу, но сам не знает, почему именно эту. Убеждает, прежде всего, самого себя. Чрезвычайно волнуется.

На сцене воспроизведено офисное помещение с отдельными боксами для каждого сотрудника. В оформлении доминирует ослепительно белый. Бокс Мечтателя на переднем краю сцены, там же проходит коридор. Максимально близко к Мечтателю стоит кулер с водой. В воздухе раздается треск десятков клавиатур (звучит будто их на порядок больше). Перекрывая этот треск, с максимально канцелярскими интонациями женский голос зачитывает:

«В целях сбережения человеческого ресурса, обеспечить каждое рабочее место в офисе эргономичной клавиатурой. В целях сбережения человеческого ресурса, обеспечить каждое рабочее место в офисе индивидуальной поддержкой поясничного отдела позвоночника. В целях сбережения человеческого ресурса и во избежание возникновения случаев обезвоживания среди сотрудников, обеспечить равноудаленное расположение питьевой аппаратуры, а именно кулера — внутри помещения офиса».

Ранее невидимый край сцены выходит из затемнения. Прожектор освещает стеклянный офис Шефа. Он сидит за большим столом, небрежно откинувшись на спинку дорогого офисного стула. С другой стороны стола сидит Кандидат. Молодой человек одет согласно офисному дресс-коду, однако ему очевидно неловко в этой одежде. Во время всего собеседования, офис с работниками уходит в затемнение. Освещенными остаются только аквариум Шефа и Мечтатель. Во время собеседования Мечтатель поворачивается лицом к зрителю. На его лице отображается сопереживание каждой эмоции Кандидата как своим собственным.

Шеф говорит с надменной вальяжностью, заранее давая собеседнику понять, что невысоко оценивает его личностные характеристики:

Шеф: Ну-с, так и почему же Вы считаете, что именно Вам место в нашей фирме?

Кандидат сильно нервничает и явно надеется понравиться и впечатлить продуманностью ответа.

Кандидат: Ээм, я полагаю, что именно в вашей фирме мои знания и навыки смогут развиться в полной мере и принести должную пользу обществу.

Шеф: И Вы полагаете, что сможете работать в нашем коллективе?

Кандидат: Конечно смогу. С детства мне привиты понятия ответственности и дисциплины, в университете всегда отмечали мои повышенные коммуникативные способности. Я люблю и умею работать с людьми. Я всегда был ответственным и дисциплинированным, у меня высоко развито чувство долга. Всегда стремлюсь доводить начатое дело до конца, четко соблюдаю субординацию.

Шеф бросает на Кандидата взгляд, говорящий о максимальной степени скептического отношения к сказанным словам.

Шеф: Ну что ж, — говорит он, ставя небрежный росчерк на каких-то бумагах перед собой. — Можете пройти в комнату для тестирования.

На лице Кандидата счастливая улыбка. Он вскакивает со стула, опрокидывает его, тянется пожать Шефу руку: «Спасибо!», но вместо рукопожатия Шеф сует ему в ладонь только что подписанные бумаги.

Шеф: Передадите там, девочкам.

Кандидат (максимально исполнительно, едва не виляя хвостом): Понял, все сделаю, спасибо.

Шеф: Стул-то подымите.

Кандидат: А, ага, понял. Извините.

Кандидат крайне неловко принимается поднимать стул. У него в руках бумаги от Шефа и кожаный портфель для документов. Вместо того, чтобы спокойно уложить бумаги в портфель и освободившейся рукой поднять стул, он судорожно мечется, пытаясь зажать под мышкой то портфель, то измятые уже листы.

Аквариум Шефа уходит в затемнение. Мечтатель снова склоняется над клавиатурой. Снова звучит сухой пластиковый треск.

Действие 2

Действующие лица:

Гришка и Андрюха — осознают свою роль офисных заводил, изо всех сил стараются ей соответствовать;

Мечтатель — изо всех сил пытается сконцентрироваться на работе. Безуспешно.

Белизна офиса. Треск клавиатур постепенно становится тише, как если бы ухо привыкло к фоновому шуму, но не исчезает вовсе. Мечтатель берет из высокой стопки на краю стола толстую папку, раскрывает ее и пытается вникнуть в суть содержимого. Его бокс находится на переднем краю сцены, по центру между кулисами. Отчаявшись понять писанину из папки, он на минуту отвлекается. Лицо его озараяется светом, офисный гул перекрывает фэнтезийная музыка, которую он слышал накануне за стеной.

На разных краях сцены появляются Гришка и Андрюха. Они идут навстречу друг другу, подражая героям вестернов. Нарочито широко улыбаются и поводят плечами.

Андрюха: Грэгор!

Гришка: Андрэ!

У обоих очень хорошее настроение, они намерены побалагурить. Движение в ковбойском стиле быстро наскучивает обоим, но бросить игру они не имеют права, поэтому топают враскорячку до самого кулера. Останавливаются почти над ухом у Мечтателя. Разумеется, с их появлением фэнтезийная музыка пропадает, возвращается тихий треск клавиатур, к которому еле слышно примешивается «Рюмка водки на столе» Лепса из чьего-то радиоприемника.

Андрюха: Ну че, как ты? Завалил вчера этого крокодила? — он говорит, наливая воду в стаканчик. На его лице заметны следы похмелья. При этом слишком узкий галстук затянут очень сильно, чем кажется, нагоняет еще больше крови к лицу.

Гришка: Ага, щас, блин! Тебе оставил — он также с нетерпением заливает стаканчик водой. Его галстук непомерно широк и свисает ниже ремня не по размеру облегающих брюк.

Андрюха наиграно басовито смеется на вдохе, не разжимая челюстей, сомкнутых в широкой улыбке. Оба порядочно проливают на ковер и говорят заговорщицким тоном, но нарочито громко.

Гришка: Ну ты дал конечно вчера! «Настоящие русские красавицы» — говорит, а я подхожу: там крокодил сидит, ляжки больше чем моя голова и титьки, небось, до пояса висят, если лифчик снять. Ты-то вторую куда вчера повел?

Андрюха: Ну как, я привык дело до конца доводить — опять смеется басом на вдохе.

Гришка: Да уж, вкус у тебя, конечно — его голос высок и бесцветен.

Андрюха: Да не, при чем тут вкус. Просто если уж завлек девушку, так ее нельзя пустой оставлять, мы ж джентльмены! — оба наигранно смеются будто сказанное — очень удачная шутка.

Гришка: А ты еще говоришь — хату на двоих снимать. Я с тобой на одной улице, не то что в одной квартире жить не стал бы — еще трипанга какого-нибудь намотаешь.

Андрюха в ответ смеется на вдохе, не разжимая челюсть. Весь разговор происходит возле кулера, почти над самым ухом у Мечтателя. С появлением балагуров тот усиленно пытается вчитываться в содержимое папки. На хохме про трипанга он отчаивается и срывается вдоль по коридору за сцену.

Затемнение.

Сцена 3.

Место действия: у постели Мечтателя.

Действующие лица:

Мечтатель — спит и видит прекрасный сон;

Рыцарь и Принцесса — архетипичные образы куртуазной любви;

Сосед — бесцеремонен, чрезвычайно доволен собой.

На сцене квартира Мечтателя. Сам он спит в постели на кушетке. Комната в затемнении, свет льется только на постель. В паре шагов от головы Мечтателя, в свете прожектора возникают двое: Рыцарь и Принцесса.

Они говорят друг другу необычайно красивые слова в духе средневековой романтики и героического эпоса. Сон длится пару минут. Призраки исчезают в затемнении, затем сон резко прерывается громкой электромузыкой. Комната вспыхивает светом. Мечтатель, встрепенувшись, некоторое время не может понять, что происходит и где он находится. Музыка звучит настолько громко, что от вибрации с задней стены падает фото в рамке. Мечтатель понимает, что звук идет от соседа за стеной. Он с трудом встает, натягивает домашние штаны и направляется за дверь, на лестничную площадку.

На площадке звук чуть тише, чем в квартире. Мечтатель изо всей силы давит на дверной звонок, но это не производит никакого эффекта. Тогда он почти истерично стучит кулаком в дверь. Когда та открывается, на пороге возникает Сосед в тянутом свитере, явно выпивший.

Сосед: О, бог в помощь, сосед! Заходи, я как раз новую аудиосистему поставил.

Мечтатель: Да я уже в курсе.

Сосед: Да? — искренне удивлен.

Мечтатель: Да! Весь подъезд уже, наверное, в курсе.

Сосед: Да не! Какой подъезд? — Отмахивается небрежно. — Все ж в отпусках. Эти, эти, эти — показывает пальцем то верх, то влево, то вправо. — Одни мы с тобой тут кукуем! — Фамильярно похлопывает Мечтателя по щеке. — А ты че не спишь-то?

Мечтатель: Так ты не даешь! — возмущенно и в то же время растерянно. — Так музон включил — у меня стены трясутся. Первый час уже. Выключай давай.

Сосед: Эй, да ла-адно, че ты! Ну люблю я, знаешь, чтоб слоны по полу забегали. Такую систему взял (с придыханием), пошли покажу — тянет Мечтателя за собой в квартиру. Мечтатель вырывает руку.

Мечтатель (с едва сдерживаемым отчаянием): Слушай, ну я же тебя по-человечески прошу: выключи. Мне утром на работу, если просплю — штраф влепят.

Сосед (пренебрежительно отмахиваясь): Эй же, слышишь! «По-человечески»! Мне сорок два года, я здесь уже тридцать лет живу. Мне уже как только ни подваливали. И по-человечески, и душили, и убивали уже. Вали нахрен отсюда! Надо те спать — спи! А мне отдыхать не мешай.

Дверь захлопывается перед носом Мечтателя, музыка становится громче. Обескураженный, Мечтатель понуро плетется в свою квартиру, предвкушая бессонную ночь и выговор за непродуктивность на работе. Однако, как только он закрывает за собой входную дверь, электромузыка от соседа обрывается.

Мечтатель: Неужели совесть взыграла?

Мечтатель проходит в комнату и замечает странность. Осколки фоторамки, упавшие со стены и сама стена продолжают отчетливо вибрировать, как будто музыка и басы никуда не делись. Мечтатель подносит ухо к стене. Сначала тихо, а потом все громче начинает звучать музыка фэнтези, слышатся свирели, смех фей и возгласы друидов.

Мечтатель: Кино что ли какое поставил? Надо будет спросить при случае. Под это хоть спать можно.

Он убирает осколки фоторамки и с блаженством на лице ложится спать.

Сцена 4

Действие 1

Место действия: офисная кухня

Действующие лица:

Мечтатель (одет в черную водолазку и брюки) — рассеян, задумчив;

Мыслитель (одет в соответствии с дресс-кодом) — в Мечтателе больше всего ценит умение слушать;

Девушка из офиса (выглядит пристойно, но очень сексуально) — равнодушно доброжелательна.

Начальник (выглядит раздраженно) — нуждается в ежесекундном подтверждении собственного превосходства над окружающими.

На сцене обстановка типичной офисной кухни. Ослепительно белый гарнитур, кофеварка, микроволновка, холодильник. Мечтатель и Мыслитель стоят возле кофеварки, прислонившись задами к гарнитурному столу. Мечтатель пьет кофе из своей кружки. Она огромна, на стенках максимально гиковый принт (но не аниме). Мыслитель с аппетитом поедает содержимое пластикового контейнера.

Мыслитель: Не, я тебе говорю — потерянное поколение! Родившиеся в конце восьмидесятых начале девяностых — пфу-ф. Просто пыль на ветру. Колоссальный потенциал, невостребованный ни старым, ни новым временем. Вот мы с тобой. Башковитые парни же скажи. — Мечтатель соглашается без явной уверенности. — Ну! И что мы тут с тобой только и слышим? «Не надо думать — надо делать!». Составь отчет по отчетам и предоставь опись форм описей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Застенье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я