1954. Поколение «Открытие»

Геннадий Александрович Салтанов, 2023

В этой книге автор использует Дневник как отправную точку исследования циклического развития поколения «когда тебе всего пятнадцать» сквозь призму времени и с высоты XXI века. На основе доступных автору документов и материалов, охватывающих семь десятилетий (1954-2023 годы) показано: три поколения «открытие» могут не только общаться, но и понимать друг друга по принципу «смотрим в одном направлении».

Оглавление

2.1. В классе только мальчики

1953 г.

Закончен 7-й класс. Переход из семилетки — школы №67 в десятилетку, школу № 41. В классе 8-б только мальчишки, где-то 54-55 человек, по 2-3 ученика за партой. Все из рабочего поселка, как говорится, «простого народа».

Полное сумасшествие. Учителя в панике от этой буйной массы мальчишек, т.н. «переходного» возраста. Процветают принципы самоутверждения от «дней непослушания учителем», до постоянных внутренних разборок между собой.

Драки или просто разборки, почти ежедневно. «Доводить» учителей — считалось чуть ли не геройством.

Особенно запомнилась одна молодая миниатюрная учительница математики, не запомнил ее имя. Мы ее звали «Кукла». Ей доставалось больше всех.

Однажды разговорился с мамой, и она быстро показала мне, что «это не хорошо».

Рис. 1-2 а. Хулиганы. Автор и Юрка Алис.

В октябре стала формироваться новая команда «Три мушкетера». Я, Алис и Лихач. Я самый маленький ростом. Были и примкнувшие. Алька Чиганов, сосед по дому, ростом — громила, но меня почему-то обожал.

Периодически прикладывались к «бражке», пытались курить (это казалось «круто»).

Рис. 1-2б. Курение. Автор и Юрка Лихач

Но ни мне, ни друзьям не понравилось!

Бывали разборки и с местными ребятами из самых хулиганистых кварталов поселка №14 и №15. Это называлось «Пойдем стыкнемся». Дрались максимум до первой крови

Сеанс самоутверждения.

Среди хулиганов я имел два крупных недостатка: хорошо и, главное, легко учился, и был как бы из «интеллигентных».

Как ни странно, я стал неким неформальным лидером, хотя и считался «отличником», а это местной шпаной, как правило, не приветствовалось.

Только будучи взрослым, осознал, какую роль в этом сыграла моя мама — Долгова Полина Никифоровна (отец с нами не жил). Удивительно мудрая и очень уважаемая в поселке. По современным меркам обладала немалым т.н. «административным ресурсом». Заведующая детским садом, одного из двух в поселке.

И тем не менее, я никогда не испытывал с ее стороны какого-либо давления, «встревания» в мои разнообразные дела (учеба, секции бокса, стрельба, лыжи, драмкружок, общественная комсомольская работа и т.д. и т.п.). И вообще, много позже понял, личный пример при отсутствии т.н. «воспитания» — наиболее эффективный метод воспитания.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я