1954. Поколение «Открытие»

Геннадий Александрович Салтанов, 2023

В этой книге автор использует Дневник как отправную точку исследования циклического развития поколения «когда тебе всего пятнадцать» сквозь призму времени и с высоты XXI века. На основе доступных автору документов и материалов, охватывающих семь десятилетий (1954-2023 годы) показано: три поколения «открытие» могут не только общаться, но и понимать друг друга по принципу «смотрим в одном направлении».

Оглавление

Минимоногородок

По сути дела, наш рабочий поселок был минимоногородом с мощной базой в виде крупного завода «Резинотехника» — градообразующего производственного предприятия. Практически — на берегу Волги3.

Рис.1-7. Завод — кормилец «Резинотехника».

Почти рядом с Волгой, пос. Дудкино.

Мудрое и дальновидное руководство завода понимало необходимость формирования толковой образованной молодежи.

И как будущих работников завода (а это более 90% рабочего поселка от 16 до 40 лет) и для борьбы с правонарушениями («Толге — нет»). Да и личные интересы — свои дети в школе № 41.

Шефство. В СССР форма общественной деятельности, систематическая помощь, оказываемая одной организацией (шефом) другому (подшефному) коллективу (например, шефство над школой, колхозом).

Сквозь призму авторского восприятия, полагаю, что в исследуемом случае это понятие гораздо шире и глубже.

Для нас, школьников 1954-1956 гг. это не было ощущением помощи как «обязаловки» для шефов.

Скорее мы были для завода — своими.

Завод — это спонсор, и опекун, и благодетель, при этом не ощущалось какого-то давления. Ни идеологического, ни административного (например, смена дирекции школы, пионервожатых и т.п.). Кстати, наша школьная пионервожатая и подруга тех лет — Любовь Ивановна была абсолютно раскрепощенная и веселая, вообще «своя в доску».

Полагаю, что исторически это базировалось на неких Идеях справедливости и старой закалки «романтиков — пионеров Волгостроя» — (стройка плотины переехала, а социалистический, в прямом смысле этого слова, настрой остался).

К тому же, нашему школьному братству 54 — 56 гг. ХХ века повезло, что с общим трендом социализма и патернализма совпали, в определенной мере личные интересы руководства (или если угодно — элиты), поселка «Волгострой» (ныне поселок «Резинотехника»).

В наших 9-10 классах «а» и «б» в 1954 — 1956 гг. учились около 50-и человек. Среди них — дети директора, главного инженера, главного экономиста завода, сыновья заведующих двух детских садов (а это для рабочего поселка — очень важно), дочь главного врача единственной на весь поселок больницы, дети руководства мощного спортивного общества «Химик», сын бывшего начальника «Колонии». Это круто, но это правда. Так совпали и время и персоны.

Социальная справедливость. Сейчас это требование звучит «из каждого утюга». В те времена это понятие совпадало с понятием «ответственность».

Прежде всего, что по нынешним меркам даже удивительно, это ответственность почти взрослых «детей» перед своими важными родителями.

Они не были т.н. «мажорами»4. Постоянно чувствовалось желание не подвести — по крайней мере, в успеваемости. В этом переходном возрасте мы скорее уважали наших родителей, чем боялись (мне неизвестно ни одного случая, когда кто-то из т.н. высоко сидящих родителей хотя бы замахивались на дочь или сына). Как и наши учителя. Ни разу от них не слышали в наш адрес. «Придется звонить родителям».

Кстати, все эти «немажоры» блестяще, по понятиям одноклассников и вполне заслуженно, окончили школу в 1956 году. Три золотых и две серебряные медали.

И, все-таки, это было и влияние этого бифуркационного периода 1954 — 1956 гг. Времени перемен и удивительных (а может быть и закономерных) совпадений возраста, личностей и событий!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я