Гуру – конструкт из пустот

Гаянэ Павловна Абаджан, 2022

Произведение в жанре полного исследования биографии. Персонаж – преподаватель психологии в столичном университете, который всеми силами всю жизнь пытался выбраться в гуру- учителя, неся окружающим свои собственные взгляды на мир. В силу всевозможных особенностей своей личности герой произведения высот известности не добился, тем не менее успел нанести огромный психологический вред всем, кто пытался в него поверить, обратился к нему за консультативной помощью, принял его как специалиста в свою политическую команду. Исследуя тему: "В чем состояли взгляды несостоявшегося гуру и какой от его деятельности остался след", автор пытается ответить на вопрос: "Насколько возможно распознать мошенников? Как не дать мошеннику нанести себе психологическую травму?" Все персонажи вымышлены, любое совпадение с реальными людьми – случайно.

Оглавление

Фальстарт серийного предателя

Читаю и плакаю. Помните, в предыдущей главе, которая влезла без очереди, я писала, что Гуру — он наш, он — хороший, теперь живёт в Киеве. А ещё он рассказывал, что интеллектуально луганская интеллигенция, даже по сравнению с донецкой — дно! И что ни при каких обстоятельствах варианта возвращения для себя не видит, потому что попасть в окружение этого сборища человеческого сброда для его тонкой интеллигентной натуры противоестественная акция самоуничтожения.

Так вот, работая с прообразами персонажей, самое главное научиться НИЧЕМУ не удивляться, ведь если бы персонаж был — так себе, то разве бы он мог возвысить чувства автора до не прекращающегося вдохновенного стёба???

Вот в фб-группе"Регион 13 — Луганск"21 июня 2020 г. появилось фото моста, ведущего от Станицы Луганской к городу с ностальгически — поэтической подписью:"Что там на том конце моста? Тихий вечер из прошлого? Оживлённые городские улицы? Ожидание чего-то важного? Что там на том конце моста?". Этот безусловно красивый пост луганчане репостят, и под одним из таких репостов, я… Извините, пятый раз протираю очки! Прочла:"Без сомнения отдал бы все за то, чтобы вернуться на этот мост…" — написал Гуру. Его мысль была доброжелательно подхвачена:"Возвращайтесь. Это старый мост, а новый — просто красавец. Вы и Ваша супруга будете здесь очень востребованы. У нас всё хорошо, а будет ещё лучше. Помним Вас и ждём."

И Гуру прорвало, он написал ответ аж три раза:

— спасибо, но я виноват перед многими…

— я занял не ту позицию и сейчас искренне сожалею. врать о том, что был не при чем — не стану. зато понял, как чувствовали себя белогвардейцы, которые не стали нерусскими, в 1923 в париже…

— кстати — даже Антон Иванович Деникин не стал сотрудничать с нацистами. его имя стоит в золотом списке почетных членов Императорского университета Святого Владимира (КНУ имени Шевченко). Политики смогли нас обмануть, но не смогли влезть в душу)

Орфография и пунктуация — сохранены. Гуру — человек грамотный, кандидат каких-то наук, и его орфографию править — самоуправство, самодурство и самомнение! Ему виднее как ему надо написать то или иное слово. Но читая, слушая, наблюдая этого персонажа вспомнила детскую сказку про Айболита. Нет, Айболитом он мне не показался, но милым Тяни — Толкаем — да, показался. Но только не так чтоб прямо с двух сторон головы, а чтоб с обеих сторон — жопы."А где же голова?" — спросите вы. И я отвечу:"Нафик ему голова? В неё же не только едят, а все остальные её функции для Гуру крайне вредны!"

Вернёмся из настоящего, время действий: Гуру — студент старшего курса педиатрического факультета, где вмести с ним учится буквально два-три парня, остальные — девушки.

Мы все иногда хотим быть обманутыми, как и классик:"Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад", иногда же приемлем только честность. Где грань — переключатель, особенно — в отношениях, знать бы стоп — слово.

Гуру, как было видно из его школьного кинематографического триумфа, остро нуждался в желающих обмануться. Чтобы не пропустить свою возможность оказать им эту услугу, он работал с большими массивами данных, то есть предлагал себя максимально:"Пошли со мной на минутку уединимся".

Но навязчивым Гуру не был, он всегда заглядывал в глаза:"Нет — значит нет, значит — дура и будем искать умную, которая своё счастье оценит", будем ходить, будем смотреть.

К физическому насилию во всех его проявлениях Гуру относился резко отрицательно, особенно в отношении животных, ведь они даже и ответить не могут. Но и с девушками тоже стремился к взаимной приязни, поэтому длинные уговоры считал — лишним, рассуждая:"Чего лезть туда, где тебе не рады? Так поступают только лохи. Раз видишь, что когда ты целуешь её — она отворачивается, она никогда не красится к тебе, у неё глаза не блестят. От такого надо сразу валить. Зачем к таким лезть? Конкретно кому чего хотеть доказывать?"

На старших курсах Гуру превратился в закоренелого нигилиста. Тем более занятия и опыты в кружке физиологии напоминали ему атмосферу романа Тургенева"Отцы и дети", и он стал откровенно косить под Базарова. Тем более, что время учёбы стремительно приближалось к окончанию, а взрослую жизнь он представлял крайне смутно. Где в ней есть опоры?

Он страшно хотел найти то, что он не сможет отрицать, поверить в великую непреодолимую силу, к которой можно будет прижаться и которая его защитит. В этом поиске опоры, он всё пытается разрушить, чтобы найти неразрушимое. Если бы он действительно поверил в то, что всё говно, то он бы не доказывал, что всё говно, ведь он бы это знал. Но Гуру из раза в раз говорил:"Ну давайте попробуем. Но это правда же — говно? Правда? Видите — я прав! А давайте и это попробуем.."Он страшно боялся признаться в том, что любит своего отца, постоянно пытался всех унижать. В этом тотальном потоке обесценивания и унижения окружающих, создавалось впечатление, что он просто пытается найти человека, который выдержит все его детские капризы, и скажет ему:"Ничего страшного! Попрыгал? Покричал? Ну, и хорошо".

И вот, кто ищет — тот нарвётся, на физиологическом факультативе, где Гуру подолгу засиживался в кабинете с препарированными лягушками, он внезапно нашёл свою большую любовь, которая там тоже неизвестно ради чего засиживалась. Нашёл именно большую, хоть и не то, чтобы именно такого размера на тот момент искал. А уж как не искала его мама, то это отдельная повесть, тем более, что"если что", то предрешённое место жительства — в соседней комнате их хрущёвки, а не в особняке на соседнем курорте. При таких жизненных обстоятельствах получается, что женится один, а очень рядом живущий член семьи появляется у целой кровно единородной группы. Так что тут и совесть с выбором надо иметь, а то такие условия в месте твоего же обитания создадутся, что и домой ночевать пойти не захочешь.

Чем уже большая любовь Гуру маме — папе не угодила, то это только они сокровенную правду знают, что-то же отторгало эту Аллочку из недр их менталитета. Может сильный характер у неё просматривался, может сильно кокетливая была, а может и строптивая… Но как-то же участвующие в жизни своих взрослых детей родители определяют, кто кому насколько подходит. Вообще, на какие критерии ориентируются выходцы из разных слоёв общества? Может так: хозяйственная девка, из не совсем бомжатской семьи, сговорчивая, тихая, адекватная, не хамит, картошку капает, здоровая, жопа офигенная. Чего б не взять.

А может и не по слоям, а по темпераментам надо дифференцировать? Но вот интеллигентам из глубокой совдеповской провинции девушка Алла не подошла и всё тут. Парню жениться запретили. Отец ему объяснял, что на самом деле всё наоборот, это мы сами разрешаем себе любить то, что мы выбрали, а не любовь нас сносит штормом. Эмоции и чувства состоят на службе мозгам. Но Гуру родителей не слушал, его эмоции отказались подчиняться родительским мозгам.

Красивая избранница Гуру была на пару лет его старше и в тот год как раз окончила институт, где ему ещё оставалось портрубить пару лет, то есть в социальном плане он являл собой представителя аксалотли в полной красе — способный к размножению головастик.

Поэтому не удивительно, что на родительский запрет Гуру отреагировал как детям и положено — очень на такое насилие над своей душой возмутился. Библейски выражаясь — возроптал, ведь всякому известно, когда ребёнку что-то запрещают — он возмущается тому факту, что его ограничивают. И тогда мудрые стратеги — родители, прикинув все"за"и"против", решили — войны не будет:

— Женись, сынок, раз так хочется!

Вот такой облом"на характер"постиг великовозрастного аксалотля — ему организовали свадьбу масштаба"чтоб не стыдно, всё — как у людей!".

В означенный день всё было как и обещано — по людски: гости, ресторан, прекрасная невеста — дипломированный врач, вся в белом… Салаты, музыка, родственники из Нежина прикатили. Всё же уважаемый член родыны единственного сына женит, конечно, все приедут!

Мы уже касались темы гостей, когда обсуждали трудности празднования Дня рождения — смешивать разномастных гостей нельзя: родственники, мажоры, бомжеватые — всех в разные дни по разным углам и стандартам меню. Но вот же, блин, свадьбы и похороны из этого распорядка жёстко выпадают. Невозможно кого-то пригласить на другой день или в другое место. Покойника выносить или брачные клятвы произносить пока на бис не особенно принято.

Поэтому именно на свадьбах и похоронах происходят самые неожиданные и многочисленные знакомства:"Ой, он мне о вас много рассказывал!"Все персонажи, наконец, встречаются и воочию видят героев многочисленных рассказов, анекдотов и жалоб предлога встречи, а за одно и рассказывают друг другу о нём самом то, что он забыл им поведать, начиная от третьего года жизни, когда его сажали на горшок, а он упирался:"В горшок не буду, буду рядом!"

Короче, гости собрались, салаты настрогали, музыканты гитары подключили и… И тут произошла небольшая заминка, о которой есть разноречивые, но сходящиеся к одному сведения — жених на свадьбу не прибыл.

Что ж, когда мы берём незрелого человека и даём ему шикарный джип, то он не может не топтать людей. Не бывает такого. Так и с социальными правами. Дайте аксолотлям право голосовать — они вам наизбирают фриков, дайте им право создавать семью и они с ним поступят… дивиантно.

Вариант жениха сводился к тому, что к нему утром пришёл двоюродный брат, он же — дружок на свадьбу:

— Ты и вправду хочешь жениться?

Гуру сильно призадумался и вытащил из себя свой первый великий самоанализ:"Я делаю это скорее в протест к родительскому запрету". О, ужас! Ведь он просто спорил о принципиальном вопросе:"Они не имеют право мне что-то запрещать!", а по ходу спора оказался в новом костюмчике на пороге ЗАГСа.

— Да не очень, — подошёл ком к его горлу в осознании происходящего.

— Так и не женись! — подбодрил его кузен.

— Как? — крякнул Гуру.

— Просто не пойди туда и всё, — объяснил дружок, — Ты зефир любишь? — добавил он сочувственно глядя Гуру в перепуганные глаза

— Люблю, — задумчиво ответил тот, начиная входить в предложенную братом игру.

— Пошли купим, — зазывательски улыбнулся тот.

Парни купили себе много пушистого в шоколаде зефира, сбежали в укромный уголок города и, обдуваемые летней парковой прохладой, объедались им, кайфуя от содеянного и разглядывая прохожих красавиц.

Гуру рассуждал:

— А ведь правда! Лучше же расстаться с человеком на процессе встречания. Ну не нравится, просто — не нравится. Можно подумать:"Ну что я совсем дурак? Ведь хорошая девушка. Вроде бы всё хорошо", но не нравится. И начинается:"Ну, перетерпим". С одной стороны — перетерпим, с другой — вот я её брошу и будет некрасиво, на душе плохо. Может быть неделю, даже — месяц буду переживать. Хорошо. А если я останусь, то я буду терпеть и переживать всю жизнь. Смысл? Получается, я испугался месячных страданий и превратил их в пожизненные. Вместо тридцати суток домашнего ареста я получаю пожизненное заключение.

Ну, тут мы опять — таки понимаем, что задатки-то к этому широкому поступку и в самом Гуру сидели, не всё дружок — подстрекатель один и виноват. Мы помним, как ещё в школе весь класс в кинотеатр без Гуру отправился. Тут примерно такой же хоровод и нарисовался. Свадебная процессия помаялась, помаялась, жениха разыскать не удалось, так и разошлись все в некотором недоумении унося подарки для следующего подобного случая…

Отец Гуру отправился к семье невесты извиняться, тем и закончилось. В душе папа смеялся:"Надо же сын вычудил! И всё же по моему поступил, но через скандал. Характер!"

Всегда дети пытаются реализовать желания родителей.

Отец о себе часто думал:"Не слишком ли я был правильным учеником? Выполнял всё, но ведь в душе сильно — сильно хотел быть хулиганом. Как часто не терпелось кому-то набить морду, а я сдерживался. То есть за всю жизнь как следует оторваться-то я и не смог. Остался зажатым".

Дома родители обсуждали произошедшее очень спокойно:

— Ну, не пришёл — и не пришёл. Значит так и надо было. Ведь как в жизни? Мы боимся одного скандала и идём по стезе которая совершенно не нравится. Чуть — чуть перетерпеть надо, маленькую боль, маленькое неудобство, и потом получить достаток и комфорт. А в неврозе человек наоборот стремится избежать маленьких страданий и подвергает себя невероятным. В результате он получит стенокардию, три инфаркта и в конце концов становится инвалидом.

Единственной огромной психотравмой у Гуру осталась мысль, что гости-то подарки-то могли ему и оставить раз принесли. Хотя бы те оставили, что со стороны жениха. Что ж им их в Нежин обратно тащить! Жлобство какое-то!

Другая версия произошедшего — более меркантильная: родители предложили Гуру на выбор: или он женится, или в порядке моральной компенсации его отправят по путёвке посмотреть Францию. А Париж, как известно, стоит мессы. Ведь из всех его стартовых мечтаний — именно поехать на велике по чужим дворам сбереглась и расширилась. Ведь как говорят? Мечта из детства должна перенестись во взрослое. И к ней должна приложиться уверенность, что эта мечта — правильная:"Я выбрал ту детскую мечту, которую хочу с настойчивостью и упорством воплощать".

Ко второй версии большой противовес доводов — гости! Неужели папа всех сотрудников и родыну собрал бы для такого редкого перформанса? Рассказать, что вопреки своему желанию согласился женить сына на девушке, которую считает ему неподходящей невестой, а его сын, пусть в последний момент, но прилюдно отца всё равно послушался. Молодец какой!

Впрочем, у каждого своё представление о пиаре.

Что ж, Гуру находился в том состоянии, когда его желание делать что никому нельзя как-то, да и вылазило наружу:"Я буду делать так, как я хочу","Я хочу делать то, что запрещают всем". Это то, что переживают нормальные детки в возрасте между вторым и третьим годом жизни. Но родители как-то находили с ним общий язык, потому что любили, хоть им было и трудно с ним договориться.

Больше Гуру с этой своей прекрасной невестой то ли не встречался вовсе, лишь однажды издали увидел в маршрутке, и удирал"сломя ноги". То ли на одном из вечеров выпускников встретился. Да, его толпой однокурсники просто приталкали к ней, и они стали в пару и вальсировали, вальсировали. А потом их объявили самой красивой парой вечера.

А что в это время делала уже имевшаяся на тот момент жена, которая тоже выпускница того же вуза? Ну, она в этот момент была немного сильно занята — очень беременна, и поэтому не пошла на бал. И бал, и бал, и бал прошёл без неё. Но муж, возвратясь всё подробно рассказал, и как полагается довёл до состояния"иди куда хочешь, к кому больше нравится". А получив желаемое разрешение, успокоился и пошёл на кухню пить чай.

Бывают такие люди, страдающие невозможностью удовольствия от мягких отношений. Они просто провоцируют скандал чтобы почувствовать остроту жизни. У них всегда должна быть какая-то встряска. Да, для того чтобы почувствовать себя хорошо, бодренько так, то они должны получать острые эмоции. Это повадки наших уважаемых психопатов — встряхнуться для такого экземпляра это либо озаботиться объяснить какая он падла, или чтобы был шикарный скандал. И после того как с женой поскандалишь до состояния чуть не поубивать друг друга, то тогда — да, тогда и секс классный, и чувствуешь, что чувства какие-то есть. А до того.. Ну, дома лёг… Раздражает тупо.

Что же это за сцены разыгрывал Гуру? Очень похоже на самоорганизацию ситуаций"возвращение блудного сына" — он поискал везде, убедился, что всё плохо и вернулся назад, где действительно лучше всего. Произошло восстановление династии, восстановление семейных отношений, восстановление пирамиды и все счастливы.

Гуру можно было понять и в этот момент — он переживал родильный кризис и очень нервничал. Он на восьмой год брака, наконец, дал согласие завести ребёнка. Раньше Гуру был к этому категорически не готов и женился с твёрдым условием:"Только без детей!"Но жену поджал возраст"за тридцать", отступать стало некуда, и вот Гуру то ли нервничал, то ли капризничал, но стал пускаться в загулы. А что же жена?

Не одна жена своего мужа просто так не отпускает, за исключением тех ситуации, когда она ждала наконец-то повод чтоб свалить. Дамы никогда не бывают настолько безрассуды, чтобы без подготовки, без репетиции куда-то идти. А просто так от мужа, любимого, парня никто никуда не идёт. Никогда, ни при каких обстоятельствах, насколько противный, страшный и отвратительный он не был. Уход только если чётко к кому-то. Если кого-то нет, то даже если каждый день будет облёванный, обоссанный, пьяный. До тех пор, пока не появился запасной аэродром — никогда не дёрнется. Мужик дёрнуться может, а она — нет. У них природный инстинкт:"А детёныши? А размножаться? А гнездо?"Из гнезда в гнездо — да. А просто по веткам прыгать — нет! У них такого не существует, только от населённого пункта к населённому пункту.

А что же несостоявшаяся жена Гуру? Луганск — город не огромный, найти сведения можно. Личная жизнь у девушки после этого перформанса со свадьбой не заладилась, а карьера хорошего гинеколога удалась. В дальнейшем замуж она то ли выходила очень временно, то ли нет, но детей у неё не случилось. Но мы знаем, что"после"не означает"в следствии".

Такой вот сбежавший жених образовался у нас в Луганске в конце восьмидесятых.

Все хоть как-то причастные к этой истории почему-то очень хорошо её запомнили и много-много раз взахлёб пересказали, а это примерно весь Медицинский и Педагогический институты в тогдашнем их составе. И если спустя годы встретить кого-то, кто с Гуру учился, или знаком, то первое, что он вспомнит, весло всплеснув руками:

— А знаешь, было такое — он на свою свадьбу не пришёл! Правда! Всё было приготовлено. Гости разошлись.

Вот почему на западе существует такое понятие — обязательно пройди хоть маленькую психотерапию перед тем как совершить какой-то отвестственный шаг: жениться или заводить детей.

Казалось бы какой счёт у этой истории, как ни"один — ноль"в пользу Гуру. Ведь ясно, что расхотелось ему жениться — он и не женился, то есть было сделано как он хочет.

Люди! Тут надо видеть немного шире. Обиженных женщин у нас в стране — каждая первая, просто истории у всех разные: бросил, ушёл, бил, изменял, оскарблял, безразличен… У Аллочки получилось ровно то же, но с перформансом. Смешно, конечно, но ничего такого особенного для окружающих в этом нет. Все сказали:"Неизвестно кому повезло","Надо же какой странный дебил попался", ну и вариации этой темы.

А вот всё ли так ладно сложилось у жениха? Не оказало ли это событие какое-то разрушительное влияние на не связанные с личной жизнью зоны? На карьеру, на уважение коллег и знакомых? Какое он место занял в их хранящем тысячи лиц сознании, где мелкие детали — лишь при ближайшем осмотре, а при общем — из гнёзд матрицы выпирает что-то одно, как детские клички: ботан, нудный, косой, дурной, умник, военный, судья, мент, училка, козёл, секси, шашлык классно жарит…

В следующей главе мы вспомним ещё один знатный перфоманс Гуру, но уже с милитаристским привкусом воина — освободителя.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я