Творцы чудес и их методы

Гарри Гудини, 2022

Гарри Гудини прославился не только своими выдающимися способностями иллюзиониста. Одной из его страстей было – разоблачение шарлатанов и раскрытие секретов своих коллег. Великий артист собрал настоящую коллекцию историй взлётов и падений королей и королев развлекательной сцены с XVII по начало XX века. Величайшие мастера огня, которые своими выступлениями поражали всех, от простой публики до лордов и представителей научных кругов. Шпагоглотатели, отточившие истинное искусство проглатывания лезвий до невообразимых высот. Камнееды, ядоеды и прочие пожиратели, взаправду поедавшие невероятные предметы. Сильнейшие люди своих времён и хитрости, приносившие им славу истинных «Самсонов». Истории их триумфа и падений раскрывает в своей книге другой гений иллюзиона – неудержимый Гудини. И мастер волшебных освобождений, как никто, рассказывает о своих коллегах, некоторых из которых знавал лично.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творцы чудес и их методы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава третья

XIX век. — "Удивительное явление". — "Негорючий испанец, сеньор Лионетто", 1803. — Жозефина Джирарделли, 1814. — Джон Брукс, 1817. — У. К. Хоутон, 1832. — Дж. А. Б. Чилински, 1841. — Шамуни, «Русская саламандра», 1869. — Профессор Рель Моуб, 1876 г. — Ривалли (ум. в 1900 г.).

В XIX веке, безусловно, самым выдающимся пожирателем огня был Шабер, который заслуживает отдельной главы. Он начал выступать примерно в 1818 году, но еще раньше в этом столетии некоторые малоизвестные исполнители предвосхитили некоторые из его лучших приемов. Среди моих вырезок, например, я нахожу следующее. Я сожалею, что не могу назвать дату, но из длинной формы писем видно, что это было довольно давно. Это первое упоминание, которое я нашел об эффекте горячей духовки, впоследствии ставшем знаменитым благодаря Шаберу.

Удивительное явление

Корреспондент во Франции пишет следующее:"В Париже уже несколько дней ходят слухи о чудесных подвигах объявившегося в этом городе испанца, который наделен способностью сопротивляться жару, кислотам и прочим сильным химическим реагентам. Рассказы об испытаниях, которым он подвергался перед Комиссией Института и Медицинской школы, появились в общественных газетах; но общественность с нетерпением ждет отчета, который будет сделан от имени Комиссии профессором Пинелем.

Объектом этих испытаний является молодой человек, уроженец Толедо, Испания, 23 лет, и без каких-либо видимых особенностей, которые могли бы свидетельствовать о чем-либо примечательном в строении его кожи; после осмотра можно было бы скорее заключить об особой мягкости, чем о какой-либо твердости или толщине кожного покрова. Также не было никаких обстоятельств, указывающих на то, что этот человек ранее был натерт каким-либо веществом, способным противостоять действию смертельно-опасных агентов, с которыми он вступил в контакт.

Этот человек принимал опасную ванну в течение пяти минут, не выказывая какой-либо неприязни к происходящему. Кожа его также не получила видимых повреждений и не потеряла чувствительности. При этом его ноги погружались в масло, нагретое до 97°Реомюра (121°по Цельсию), и тем же раскаленным маслом он вымыл лицо и руки. В течение тех же пяти минут, и по-прежнему без какого-либо видимого ущерба, он держал ноги в растворе соляной кислоты, нагретой до 102 градусов по той же шкале (127 ° по Цельсию). Затем он встал и растер подошвы ног куском раскаленного железа, взял в руки такой же горячий утюг и совершенно спокойно облизал его обжигающую поверхность.

Среди прочих чудес, он полоскал рот концентрированной серной и азотной кислотами, без малейшего вреда для себя. Кислотами он также натирал руки и предплечья, и единственным заметным эффектом стало лишь то, что кутикулы его ногтей пожелтели.

Подобные эксперименты продолжались достаточно долго, чтобы убедиться в феноменальной стойкости этого человека к жару и агрессивным кислотам. Говорят, и тому есть авторитетные свидетельства, что он проводил долгое время в духовке, нагретой до 65-70 ° (81-87 °по Фаренгейту), и из которой его с трудом заставили выйти, настолько комфортно он чувствовал себя при этой высокой температуре.

По-всей видимости можно говорить о том, что у этого человека совершенно не было мотива кого-либо обманывать. Все свои заявления он с готовностью подтверждал даже перед авторитетной публикой. Но, как говорят, он отказался от лестных предложений некоторых религиозных сектантов обратиться к ним за вознаграждением за свои исключительные качества. Однако в целом, по-видимому, мнение большинства натуральных философов сводится к тому, что этот человек должен обладать каким-то веществом, которое противодействует пагубному воздействию жара и кислот. Предполагать, что природа устроила его организм как-то иначе, было бы ненаучно. По выработанной привычке он мог, разумеется, притупить свою чувствительность к боли. Но как объяснить его невосприимчивость к самому жару и кислотам, разрушающим любую животную материю? Это обстоятельство трудно понять. Однако это не перестало вызывать удивление невежд и интерес ученых в Париже".

Этим"Удивительным феноменом", возможно, был"негорючий испанец сеньор Лионетто", которого Лондонское издание Mirror упоминает как выступавшего в Париже в 1803 году,"где он привлек особое внимание доктора Сементени, профессора химии, и других ученых джентльменов этого города. Очевидцы описывают, что сильный пар и вонь поднимались от частей его тела, когда применялся огонь и нагретые вещества. И в этом он, по-видимому, отличается от человека, который сейчас находится в этой стране". Человеком, о котором здесь идет речь, был мсье Шабер.

Доктор Сементени настолько заинтересовался этими феноменами, что провел на себе серию экспериментов, и в конце концов они увенчались успехом. Его экспериментам будет уделено дополнительное внимание в главе"Тайны пожирателей огня".

Настоящую сенсацию произвела в Англии в 1814 году сеньора Жозефина Джирарделли, о которой было объявлено, что она"только что прибыла с Континента, где имела честь предстать перед большинством коронованных особ Европы". Сначала о ней говорили как о немке, но впоследствии выяснилось, что она итальянка по происхождению.

Вступив на поприще, которым до сих пор занимались исключительно представители сильного пола, эта дама проявила пристрастие к горячим блюдам, что, по-видимому, рекомендовало бы ее в качестве успешной супруги. Как и все предыдущие мастера всепожирающей стихии, она была провозглашена"Великим явлением природы" — и, несомненно, ее женская натура позволила придать изящество своему выступлению, которое, должно быть, понравилось более искушенным зрителям.

Портрет, украшавший ее первую английскую рекламную листовку, которую я привожу из журнала Picture, был выгравирован Пейджем и опубликован издательством Smeeton, Сент-Мартинс-лейн, Лондон. Говорят, что это точное изображение ее сценического костюма и декораций.

Ричардсон, прославившийся на ярмарке Бартоломью, который был ответственен за внедрение многих новинок, впервые представил Джирарделли английской публике в Портсмуте, где ее успех был настолько заметен, что в том же году было организовано её выступление в Лондоне. А в Mr. Laston's rooms, 23 New Bond Street, ее выступление привлекло внимание самой изысканной столичной публики. Такой успех продолжался ещё долго. После этого она появилась в театре Ричардсона, на Варфоломеевской ярмарке, а затем гастролировала по Англии в компании синьора Жермонди, который выставлял труппу замечательных дрессированных собак. Один из хвостатых актеров был объявлен как"Русская Московская пожарная собака, животное, ранее неизвестное в этой стране» (и никогда прежде не выставлявшееся). Животное обучалось в течение шести месяцев, и на его дрессировку ушло много сил.

Накопила ли Джирарделли достаточно богатств, чтобы уйти на пенсию, или ее обескуражило разоблачение ее методов, сейчас определить невозможно, но после того, как она на несколько сезонов заняла видное положение в глазах общественности и публики, она исчезла из поля зрения, и я не смог найти, где и как она провела более поздние годы своей жизни.

Еще больше остался я в недоумении относительно ее современника Джона Брукса, о котором у меня нет никаких других сведений, кроме следующего письма, которое фигурирует в автобиографии знаменитого актера-менеджера Томаса Дибдина из Королевских театров, Ковент-Гарден, Друри-Лейн, Хеймаркет и др. Хоть это и единственное сообщение, но оно достаточно исчерпывающе указывает на универсальность способностей Джона Брукса, потому что он сам это признает.

Мистеру Т. Дибдину, эсквайру.

Припетору Королевского цирка.

1 мая 1817 года.

Сэр!

Я взял на себя смелость написать эти несколько строк, чтобы попросить вас об одолжении позволить мне прийти к Вам домой и продемонстрировать Вам мое мастерство. Я могу делать очень много разных вещей: я могу петь песни; могу есть кипящий свинец, и тереть голые руки раскаленной докрасна кочергой, стоять на раскаленном докрасна листе железа; а также способен выполнять разные другие вещи. Сэр, я надеюсь, Вы извините меня за то, что я заявляю, что мне ничего не нужно для моего выступления, потому что у меня есть самое важное — волнующее меня дело. Я только хочу скоротать 2 или 3 часа вечером. Сэр, я надеюсь, что Вы пришлете мне ответ, согласны Вы или нет.

Ваш покорный слуга,

J.B.

Для ответа: дом № 4 по ул. Фокс-энд-Нот-Корт, Кинг-стрит, Смитфилд.

ДЖОН БРУКС.

Мы позволим этому разностороннему Джону Бруксу закрыть наши записки до Шабера и обратим наше внимание на пожирателей огня времен Шабера.

Подражание можно считать наивысшим проявлением уважения и признания, но в большинстве случаев жертва подражания, можно с уверенностью сказать, с радостью откажется от этой формы проявления внимания к своей персоне или к своему искусству. Когда Шабер впервые приехал в Америку и придал новый импульс искусству пожирания огня, представив новый и поразительный материал, его окружило множество подражателей, или — как они, вероятно, называли себя — соперников, которые немедленно перешли, насколько это было в их силах, к тому, чтобы превзойти Шабера Шабера.

Одним из самых известных из них был человек по имени У.К. Хоутон, который утверждал, что в разное время бросал вызов Шаберу. В газетном объявлении в Филадельфии, где он должен был дать благотворительное представление в субботу вечером, 4 февраля 1832 года, он практически пообещал разоблачить метод употребления яда. Однако, как и у всех разоблачителей, мода на него была недолгой, и об этом супер-Шабере очень мало что можно найти, кроме его рекламы. В качестве примера приведено следующее:

БЕНЕФИС ТЕАТРА НА АРЧ-СТРИТ
ОБ АМЕРИКАНСКОМ КОРОЛЕ ОГНЯ

«У.К. Хоутон, имеет честь сообщить леди и джентльменам Филадельфии, что его БЕНЕФИС состоится в ТЕАТРЕ на АРЧ-СТРИТ в следующую субботу вечером, 4 февраля, когда будут представлены разнообразные развлечения при поддержке всей труппы.

В дополнение к своим прежним опытам м-р Хоутон продемонстрирует несколько огненных подвигов, произведенных Монсом. Шаберу такое и не снилось! М-р Хоутон даст ПОЛНОЕ объяснение всех секретов, прибегая к помощи иллюстрации ПРИНЦИПОВ ЕВРОПЕЙСКИХ и АМЕРИКАНСКИХ ШАХМАТИСТОВ. Он также (если не помешает недомогание) проглотит фосфор (предоставленный аптекарем этого города), в количестве достаточном, чтобы УБИТЬ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА. Если он не почувствует желания принять яд, то обстоятельно объяснит аудитории, каким образом его можно принять без вреда для здоровья».

В нашей следующей главе мы увидим, как это произошло с другими бросившими вызов Шаберу.

Польский спортсмен по имени Я. А. Б. Чилински совершил турне по Великобритании и Ирландии в 1841 году и представил более разнообразное выступление, чем обычно давали его коллеги. Будучи одаренным от природы исключительной физической силой и обученным гимнастике, он смог представить смешанную программу, сочетая свою атлетику с подвигами силы, поедания огня, глотания ядов и огнестойкости.

В Книге Замечательных персонажей, опубликованной в 1869 году Джоном Кэмденом Хоттеном, Лондон, я нахожу рассказ о Шамуни, так наз. «Русской саламандре»:

"На протяжении довольно продолжительного времени он был совершенно нечувствителен к воздействию тепла. Этот человек был замечателен простотой и целеустремленностью своего характера, а также той особенностью своего телосложения, которая позволяла ему в течение стольких лет не просто противостоять воздействию огня, но и получать удовольствие от смертельно-опасной стихии, убивающих прочих людей. Он был выше всякой хитрости и часто просил своих посетителей расплавить свинец или вскипятить ртуть, чтобы они могли сами убедиться в правдивости происходящего. Он также самым любезным образом подставлял свой язык всем желающим, чтобы они поливали его расплавленным свинцом и ставили оттиски своих печатей".

Огнеупорный актер, известный как профессор Рел Моуб, был в программе на открытии Нового Национального театра в Филадельфии, штат Пенсильвания, весной 1876 года. Если я не ошибаюсь, это было 25 апреля. Он называл себя"Великим Королем Адского Пламени". Его новшество состояло в том, что параллельно выложенным им горячим железным плитам проходила полоса мокрого коврового покрытия. Он ходил босиком по раскалённому железу, время от времени наступая на мокрый ковер, от чего слышалось шипение и вверх взметалось облако горячего пара, что служило достаточным доказательством высокой температуры металла под ногами выступающего.

Одним из последних людей, доказывавших свою огнеупорность, был Юджин Ривалли, чье выступление включало, помимо обычных эффектов, огненную клетку, в которой он стоял, полностью окруженный пламенем. Ривалли, настоящее имя которого было Джон Уоткинс, умер в 1900 году в Англии. Он появлялся в Великобритании и Ирландии, а также на континенте в последние годы 19-го века.

Огненная клетка использовалась также многими последователями Ривалли, и читатель найдет полное объяснение методов в главе, посвященной Тайнам Пожирателей Огня, к которой мы вернемся, когда допишем работу о творчестве мастера Шабера, посвящённую истории некоторых приемов жаростойкости и ядоустойчивости, показанных в программах фокусников, особенно в наши дни, и расскажем об интересе, проявленном к этому искусству исполнителями, чьи главные достижения были совершены в других областях, как, например, Эдвин Форрест и старший Сотерн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творцы чудес и их методы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я