Как известно, Китай имеет самую древнюю и полную непрерывно записанную в источниках историю в мире. Однако разобраться в этом море иероглифов – дело не такое уж простое. Данное издание – попытка собрать, систематизировать и изложить в удобной для восприятия форме рассказы, охватывающие события от древних времен до наших дней каждой значимой эпохи. И кажется, что авторам удалось упомянуть всех заметных персонажей и все важнейшие события в истории Поднебесной. Конечно, одна отдельная история сама по себе не может отразить целиком каждую эпоху. Но составители надеются, что у пытливых читателей по прочтении этих рассказов сложится хотя бы общее впечатление о хронологии и фактах богатейшей истории Китая.Адресовано школьникам, подросткам, их родителям, учителям и наставникам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории периода династии Цзинь, а также Южных и Северных династий. Том 6 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Чжоу Чу спешит на помощь
Когда императрица Цзя чужими руками за раз убрала Ян Цзюня, правителя Жунаня Сыма Ляна, Вэй Гуаня и правителя княжества Чу Сыма Вэя, она стала контролировать верховную власть при дворе. В душе она радовалась, но делала вид, что ей очень тяжко. Она даже была согласна, чтобы Чжан Хуа помогал ей в управлении. Императрица Цзя все это время постоянно думала о другой женщине, о Ян Чжи: нельзя было оставлять ее в живых, поэтому императрица тайком отправила в Цзиньюнчэн с наказом разогнать прислугу. Когда некому стало прислуживать Ян Чжи, за несколько дней она умерла от голода. Чиновники были заняты тем, что помогали Чжан Хуа наводить порядок при дворе, никто и не заметил смерти Ян Чжи.
Говоря о Чжан Хуа, надо начинать с его детства. Он был уроженцем города Фанчэн из округа Фаньян (Фанчэн находится в провинции Хэбей, уезд Гуань) и происходил из бедной семьи. С малых лет пас скот. Позже его отец стал правителем области Юйян царства Вэй, в семье появились деньги, и Чжан Хуа пошел учиться. Через много лет он стал образованным человеком и написал сочинение под названием «Поэма о крапивнике». В нем говорится о птице крапивник, которая невелика ростом, с невзрачным окрасом перьев, невкусным мясом, поэтому нелюбима людьми. Но эта птица никогда не вредит другим животным и не опасается за собственную жизнь, каждый ее день проходит непринужденно. С другими птицами все по-другому: попугай умеет говорить. Посаженный в клетку, он по требованию человека издает звуки. Орел может ловить кроликов. Привязанный веревкой, он охотится за человека. Они живут не так, как им хочется. Образ жизни крапивника очень интересен, те, кто больше него и те, кто меньше него — все ему проигрывают. То есть в сравнении с хорошим — хуже, с плохим — лучше («ни пава, ни ворона»).
На самом деле в этом сочинении излагался собственный взгляд Чжан Хуа на мир. У многих людей после прочтения открывались глаза. «Поэма о крапивнике» с тех пор стала очень популярной. Чжан Хуа также любил размышлять о различных явлениях природы. Он мог объяснить то, чего другие не знали. Он анализировал и рассуждал о чудесах, которых другие не понимали. Так, слава о нем распространилась, и Цзинь У-ди сделал его главным секретарем государственной канцелярии при дворе, писавшим манифесты специально для императора. Однажды Цзинь У-ди спросил у Чжан Хуа: «Знаешь ли ты дворцовые системы династии Хань? Расскажи мне». Чжан Хуа в подробностях объяснил различные дворцовые системы династии Хань и, увлекшись, даже нарисовал эскиз дворцовых ворот, который представил императору. Цзинь У-ди и его окружение были буквально очарованы, то и дело задавали вопросы. Чжан Хуа за словом в карман не лез, все были так воодушевлены, что забыли про сон. Цзинь У-ди, показывая на Чжан Хуа, говорил: «Удивительный человек!».
Но Чжан Хуа был не согласен с назначением глуповатого наследника, позже был вытеснен Сюнь Сюем и Фэн Данем и отправлен в Ючжоу в должности военного губернатора. По прошествии нескольких лет Цзинь У-ди получил информацию о выдающихся достижениях Чжан Хуа в Ючжоу и снова вернул его в Лоян, но уже не на столь ответственную должность. Чжан Хуа, пользуясь появившимся свободным временем, записал все известные ему удивительные истории, непостижимые предания и составил серию книг, которые назвал «Записки о познании вещей». Всего 400 свитков, которые в последствии сократил до 10 фолиантов. В «Записках о познании вещей» собраны ценные знания. Это очень известное творение времен династии Цзинь.
С того времени, Чжан Хуа, благодаря выдающейся эрудиции, повысил свой статус. В этот раз он разработал стратегию подавления правителя царства Чу, в результате чего его авторитет стал еще выше, чем прежде, и чиновники выдвинули его управлять политикой двора. Чжан Хуа считал императора дураком без собственного мнения, императрицу — бессердечной женщиной. Но он знал, что удельные князья со всех земель пристально следят за действиями в столице. Любая ошибка или неосторожное обращение могли навлечь смертельную опасность. Поэтому он вел дела предельно внимательно, если ему попадался трудный вопрос, он постоянно прикидывал так и этак, пока не находил надежный способ. Императрице Цзя он также сообщал обо всех больших и малых делах. К счастью, он происходил из небогатой семьи, не имел такого большого влияния, поэтому вышестоящие были спокойны. Чжан Хуа вел дела много лет, и в те времена при дворе не возникало никаких беспорядков.
После стабилизации ситуации в государстве Чжан Хуа захотел проявить себя в области культуры. Одним из важнейших трудов было составление исторических записок «Троецарствия». Согласно прежним порядкам, историю предыдущей династии составляла династия последующая. Теперь, когда эпоха «Троецарствия» миновала, история Троецарствия должна была быть составлена династией Цзинь. Как раз, когда Чжан Хуа размышлял об этом, ктото сообщил ему, что человек по имени Чэнь Шоу из царства Шу занят написанием истории Троецарствия. Чжан Хуа обрадовался и поинтересовался состоянием дел Чэнь Шоу. Оказалось, что Чэнь Шоу был чиновником царства Шу-Хань, но из-за того, что ему не нравился авторитарный царедворец Хуан Хао, перед которым он не согласился лебезить, он был разжалован в простолюдины. Чэнь Шоу был хорошо знаком с первым министром Шу-Хань Чжугэ Ляном, военными генералами и гражданскими чиновниками, он собрал много исторических материалов и собирался написать исторические записки. Чжан Хуа почувствовал, что Чэнь Шоу обладает талантом, поэтому рекомендовал его императорскому двору как составителя исторических трудов, и попросил написать историю Троецарствия. С тех пор у Чэнь Шоу появился доступ к множеству официальных исторических материалов, особенно к тем, которые были связаны с царствами Вэй и У. Несколько лет спустя он действительно написал «Хроники Троецарствия». В них история описывается сравнительно кратко, но в четкой последовательности и живом стиле. Этот труд включен в список четырех основных исторических книг наряду с «Исторические записки», «Ханьшу» (историческая хроника династии Хань с 260 г. до н. э. по 20 г. н. э.) и «История династии Поздняя Хань». К сожалению, вскоре после написания книги Чэнь Шоу умер, а Чжан Хуа распорядился отправить людей к нему домой для переписи книги и тщательно хранил ее. Таким образом это произведение дошло до наших дней.
Чжан Хуа хотел сделать что-то более значимое, но с запада пришли вести о восстании народных масс, поэтому ему пришлось оставить все дела и заниматься этим вопросом. На северо-западе в Лянчжоу и Юнчжоу проживали представители разных этнических групп: сюнну, ди и цян. Первоначально императорский двор назначил дядю императора Цзиньхуэя, Сыма Луня, князя Чжао генералом, охраняющим Запад, и отвечающим за эту территорию. Рядом с ним был некто по имени Сунь Сю, и поскольку умел хорошо писать, то и занимал ответственный пост. Он предложил глупую идею отбирать деньги и продовольствие у народа в пользу князя Чжао. Были убиты многие вожди племен, что и довело народ до отчаяния. В 296 году нашей эры армия сюнну подняла мятеж, и князь Чжао не устоял, только и осталось ему, что просить помощи у императорского двора. Видя беспомощность князя Чжао, императорский двор решил назначить князя Лян, Сыма Жуна, генералом, охраняющим Запад, и вернуть князя Чжао обратно. Перед тем, как отправиться в путь, князь Лян спросил Чжан Хуа: «Есть ли у тебя какие-то идеи?». Чжан Хуа ответил: «Князь Чжао поверил мошеннику Сунь Сю, что и вызвало неприятности. Вашему Высочеству по прибытию на место нужно сперва наказать Сунь Сю утолить народное возмущение, после этого проблему будет легче решить». Князь Лян согласился.
После возвращения в Лоян князь Чжао, совершенно не стыдясь, ссылаясь на старшинство, запросил должность министра канцелярии. Должность министра канцелярии равнозначна первому министру, это был очень важный пост. Чжан Хуа и чиновник Пэй Вэй считали, что тот не годится для этой должности. Не получив должность, князь Чжао возненавидел их двоих. Кроме того, когда князь Лян прибыл на запад, у Сунь Сю нашлись заступники. В итоге он не только не наказал Сунь Сю, но и превзошел его, прибегнув к жестоким репрессиям и убив большое количество людей. Таким образом, восстание разразилось пуше прежнего. Народ провозгласил императором Ци Ваньнянь из племени ди и восстал против императорского двора. После начала военных действий князь Лян потерпел крупное поражение.
Новость эта дошла до Лояна, чиновники забеспокоились. Были такие, кто говорил: «Военачальник, утверждающий авторитет2 Чжоу Чу, умный и смелый, давайте отправим его на помощь князю Лян!». Как только прозвучали эти слова, нашлись те, кто их одобрил. Главный секретарь государственной канцелярии Чэнь Чжун, качая головой, сказал: «Чжоу Чу, несомненно, соответствует данной задаче. Но боюсь, что в этот раз он может и не вернуться, так что лучше отправить кого-нибудь другого». Но его никто не послушал, и скоро был издан приказ о направлении Чжоу Чу выполнять задание.
Чжоу Чу — известный персонаж времен династии Цзинь. Он был родом из города Усин уезда Янсянь (совр. уезд Исин в провинции Цзянсу). В глубоком детстве потерял отца. Воспитывать его было некому, поэтому он вырос очень вспыльчивым. Позже он научился боевым искусствам. Физически сильный, он частенько вступал в драку и обижал людей. Земляки его ненавидели и боялись, за спиной прозвали его вместе с наньшаньским тигром и речным драконом «тройной погибелью». Слухи эти дошли до ушей Чжоу Чу и чрезвычайно его расстроили. «Я благородный герой, изначально ради односельчан готовый делать добро, как вдруг прослыл чудовищем, почему?» — думал он. «Раз есть три зла, то я должен их устранить». Взял лук со стрелами, и отправился на гору Наньшань убить тигра-людоеда. Схватил меч и прыгнул в реку ловить дракона, и убил его. Самого его унесло течением довольно далеко. Соседи решили, что он погиб, и отмечали избавление от трех зол. Через несколько дней Чжоу Чу вернулся. Услыхав, как люди празднуют его гибель, он не смог и дальше там оставаться. Он ушел из дома и отправился в область У (пров. Цзянсу, город Сучжоу), нашел местного ученого Лу Юня и, стесняясь, сказал: «Я столько лет прожил зря, хочу все начать сначала, не знаю, не поздно ли?». Лу Юнь ему искренне ответил: «Есть поговорка: меняйся с утра до вечера». Ты еще так молод, тебе предстоит долгий путь, как может быть поздно?».
После этого Чжоу Чу начал усердно учиться и стал воспитывать в себе добропорядочность. Через несколько лет он стал совершенно другим человеком, способным как к гражданской службе, так и к военному делу, вежливым в обращении с людьми, честным и справедливым до мозга костей, был возведен в ранг чиновника княжества У. После падения княжества У он занял должность правителя областей Синьпин (пров. Шэньси, уезд Бинь) и Гуанхань (Суйнин, пров. Сычуань) при династии Цзинь. В Гуанхань ему досталось много незавершенных дел, некоторые тянулись тридцать лет, но так и не было ясности, где правда, а где ложь. После вступления в должность Чжоу Чу тщательно расследовал их и быстро разобрался с ними. Таким образом, при дворе поняли, на что он способен. Вскоре Чжоу Чу ушел в отставку, чтобы заботиться о своей престарелой матушке, но не прошло и нескольких дней, как из дворца пришел приказ с назначением его в земли царства Чу. Только он собрался в путь, как из дворца пришло новое распоряжение, в котором ему предписывалось прибыть в Лоян на чиновничью службу. Друзья уверяли его, что отправиться в столицу куда как лучше поездки в царство Чу: «Наконец-то ты добился признания». Чжоу Чу, смеясь, отвечал: «С давних пор мудрые люди отказывались от большего, а не от меньшего, я, пожалуй, сначала отправлюсь в царство Чу».
В царстве Чу за много лет беспорядков погибло много людей, в полях повсюду лежали кости умерших. Людям было нечего есть и не во что одеться, беспорядки стали образом жизни. Прибыв в царство Чу, Чжоу Чу поведал народу о принципах взаимопомощи, призвал людей к мирному решению проблем, а также издал указ о погребении умерших, начались похороны. Затем он наладил сельское хозяйство, чтобы крестьяне могли спокойно работать. Когда все было сделано должным образом, в царстве Чу стало гораздо спокойнее. Только после этого Чжоу Чу покинул царство Чу и отправился в Лоян.
Во времена, когда Чжоу Чу был на должности личного секретаря императора в Лояне (отвечал за надзор за чиновниками), князь царства Лян Сыма Жун нарушил закон. Многие коллеги считали, что не стоит выносить сор из избы дабы не создавать хлопот. Но Чжоу Чу не испугался и правдиво доложил о преступлении императору. Император не наказал князя Лян, но тот с тех пор затаил обиду и постоянно искал повод, чтобы свести счеты с Чжоу Чу. Некоторые чиновники также считали, что Чжоу был слишком прямолинеен в своих действиях, и боялись его. И в этот раз, когда князь Лян потерпел поражение, и сановники предложили ему на помощь отправить Чжоу Чу, главный секретарь государственной канцелярии Чэнь Чжун проявил обеспокоенность. Ведь, очевидно, отправившись туда, Чжоу Чу будет вынужден подчиняться князю Лян, разве могло из этого выйти что-то хорошее?
Чжоу Чу отчетливо понимал, что этот поход был не к добру. Некоторые советовали ему: «Почему бы не отказаться под предлогом преклонного возраста твоей матушки?». Чжоу Чу, качая головой, отвечал: «С давних времен трудно было совмещать преданность государству и сыновнюю почтительность, раз уж я расстался с матушкой ради государственной службы, то уж нет возможности все учесть. Мне уже скоро шестьдесят, даже если в этот раз я умру, так пусть это будет не напрасно!».
Чжоу Чу отвечал: «С давних времен трудно было совмещать преданность государству и сыновнюю почтительность. Даже если в этот раз я умру, так пусть это будет не напрасно!»
Ци Ваньнянь, прослышав, что должен прибыть Чжоу Чу, сказал подчиненным: «Я хорошо знаю этого Чжоу Чу, он был чиновником в Синьпине, мастер и кисти, и меча. Если его в этот раз назначили главнокомандующим, то мы его не одолеем. Но если им кто-то будет управлять, то мы захватим его в плен!». Как и следовало ожидать, Чжоу Чу по прибытию доложился князю Лян, но тот даже не обратил на прибывшего внимания, не дав ему даже поесть, сразу велел немедленно выступать. Войско Ци Ваньнянь насчитывало семьдесят тысяч, а Чжоу Чу привел с собой лишь пять тысяч человек. Князь Лян никакой поддержки не дал. Результат и так понятен: уставшие, голодные, как сражаться? Войско Чжоу Чу было окружено, Чжоу Чу не хотел бежать, но и в плен попасть тоже не хотел, и погиб в сражении на поле боя. Как и подобает герою.
После гибели Чжоу Чу император послал большую армию в поддержку, и только тогда Ци Ваньнянь был усмирен. Чжан Хуа и чиновники вздохнули с облегчением. Но никто не мог и предположить, что вскоре по дворцу опять распространяться странные новости: поговаривали о беременности императрицы Цзя. Откуда же было такому случиться?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории периода династии Цзинь, а также Южных и Северных династий. Том 6 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других