Деньги и пространство-время

Галина Юрковец, 2023

Деньги, как бы к ним не относиться, присутствуют в жизни любого человека. О них написаны тысячи книг и учебников, они занимали умы античных философов и нобелевских лауреатов. Однако главная тайна денег, их сущностная природа так и остается нераскрытой. Они продолжают оставаться цивилизационным феноменом, крепким орешком, о который сломано немало зубов. Отдавая дань уважения гуру экономической мысли, книга всё же в большей степени обращается к физике. Она предлагает пойти иным путем, выйти за границы привычного миропонимания и посмотреть на деньги с необычного ракурса – через призму пространства-времени. Возможно, именно в этих фундаментальных категориях и запрятана самая главная тайна денег?Простой, без формул и тяжелой терминологии, язык книги будет понятен любому читателю, а содержание позволит увидеть в хорошо знакомых, привычных явлениях новую, неизведанную и довольно парадоксальную систему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деньги и пространство-время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формирование экосистемы

В глубокой древности различные цивилизационные очаги — Восточное Средиземноморье, Индия, Китай и другие, существовали в изолированном состоянии. Это были локальные цивилизации, но их совокупность нельзя было назвать планетарной цивилизацией. Каждая из них была самодостаточна, в силу удаленности связи между ними отсутствовали, не существовало факторов, способных долговременно поддерживать взаимный интерес друг к другу.

Ситуация изменилась в канун новой эры, после того как завоеваниями Александра Македонского денежному обращению был предан мощный импульс. Появление денег, а вместе с ними и невиданных ранее возможностей накопления материальных благ и распоряжения временем пробудило взаимный интерес и начало формировать общие взаимосвязи. Между цивилизационными очагами вдоль теплого тропического пояса появились торговые пути, стали развиваться морские и сухопутные перевозки, появилось первое международное разделение труда и первые международные банковские операции, начался интенсивный товарно-денежный и культурный обмен. Деньги запустили процесс общего системного метаболизма, положив начало объединения различных цивилизационных очагов в одну систему, в единый организм. Человеческая популяция начала формировать свою экосистему — цивилизацию.

Человек — часть живой природы, и как составная часть, несет на себе многие ее свойства. Поэтому не удивительно, что люди зачастую обращаются к примерам природы в поиске ответов на свои сложные вопросы. К таким примерам, а впоследствии и к идеям Дарвина присматривались многие теоретики экономической науки.

Становление экономики как обособленного раздела научных познаний происходило в Европе вместе с развитием капитализма. Маленькая, когда-то очень бедная, не имеющая в нужном количестве ни земли, ни ресурсов, даже став богатой, она всегда панически боялась нищеты, а потому стремилась разобраться в экономических вопросах. Экономические учения Адама Смита, Томаса Мальтуса, Давида Рикардо не сулили народным массам ничего хорошего. Народ ждет борьба за выживание, массовая бедность — явление неизбежное, поскольку его причина кроется не в общественном устройстве, а в биологической природе человека. Ничего с этим поделать нельзя. Уровень оплаты труда работающих масс должен обеспечивать их выживание и воспроизводство, но не более того. На более высокий заработок, рассматриваемый, скорее, как аномалия, человек может рассчитывать только в случае своего исключительного мастерства и трудолюбия, т. к. это позволяет увеличить предельный продукт. Богатым при этом полагалось и дальше богатеть. Капитал как самовозрастающая стоимость для того и существует, чтобы приносить прибыль своим владельцам.

Среди продолжателей основоположников экономической теории можно выделить крайних правых и крайних левых. Причем и те, и другие с большим воодушевлением подняли на свои знамена идеи Дарвина и с треском захлопнули книгу Бытия. Отныне появилось научное обоснование отрицания Творения, а вместе с тем и Бога, религия стала рассматриваться как мракобесие, «опиум для народа». Открылись большие возможности для глубокого переформатирования мировоззрения людей.

К крайнему левому крылу относится, конечно, Маркс. В основе философии исторического материализма, разработанной им совместно с Энгельсом, лежит материалистическое понимание истории развития человеческих обществ, которая рассматривается как частный случай всеобщей естественной эволюции. Дарвиновские идеи «выживания наиболее приспособленных», борьбы за существование, в которой побеждает сильнейший, а слабый вынужден покоряться, приобретают у Маркса вид классовой борьбы. Почтение к идеям Дарвина читается в переписке Маркса с лидером немецкого рабочего движения Лассалем: «Очень значительна работа Дарвина, она годится мне как естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов»…«Приходится, конечно, мириться с грубой английской манерой изложения. Несмотря на все недостатки, здесь впервые не только нанесен смертельный удар «телеологии» в естествознании, но и эмпирически объяснен ее рациональный смысл»…«Примечательно, что Дарвин в мире животных и растений узнает свое английское общество с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, «изобретениями» и мальтусовской «борьбой за существование». Отправляя Дарвину экземпляр своего «Капитала», Маркс сделал дарственную надпись: «Мистеру Чарльзу Дарвину от искреннего поклонника. Карл Маркс, Лондон 16 июня 1873 г.». Некоторые биографы Маркса утверждают, что он даже намеревался посвятить свой труд Дарвину, но тот ответил вежливым отказом.

Крайних правых так и назвали — социальные дарвинисты. Экономику они рассматривали как арену, на которой происходит борьба за выживание. Правила борьбы устанавливаются рынком. Это способствует выработке и закреплению у победителей полезных качеств, а устранение слабых прекращает их воспроизводство. Поэтому борьба за выживание рассматривалась как полезное социальное явление, и чем она безжалостнее, тем полезней, т. к. общество очищается от слабаков. Социальное неравенство — это необходимое условие существования цивилизации.

Зародился социальный дарвинизм в Англии, но наиболее питательная почва для него оказалась в США, где он пользовался огромным успехом в конце XIX века. Это было время, когда на фоне массового обнищания сколачивались колоссальные состояния, а стодолларовыми купюрами подкуривались сигары. Он служил не только оправданием неравенства, но и поводом для «плясок на костях» бедолаг, побежденных в ходе естественного отбора, и демонстративного триумфа победителей. Страх от революционных преобразований, происходивших в России, заставил адептов дарвинизма умерить самоуверенность, а власти — ввести законы, смягчающие конкурентную борьбу и облегчающие положение народа. Но сами идеи не исчезли, оказались очень живучи и трансформировались в новые, например, в идеи «расовой гигиены» нацистской Германии или современные идеи превосходства англосаксонской расы.

Что ж, рассмотрим и мы эволюцию цивилизации с позиций учения о живой природе. Вся живая природа, животный мир, растительный мир, микроорганизмы, образуют экосистемы — сложившиеся совокупности биоценоза и биотопа. Решающее значение в формировании природных экосистем имеют трофические взаимодействия или пищевые цепочки. Например, червячки питаются остатками растений, червячками питаются рыбки, рыбками питаются утки, уткой может полакомиться лисица. Таким образом осуществляется метаболизм компонентов экосистемы, цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота вещества в природе. В далеком прошлом человек также являлся участником биоценоза — он поедал добытых животных, а крупные хищные животные могли съесть его. Также, как и у других животных, у человека между его желудком и бегающем в лесу мясом не существовало каких-либо посредников, требовалось только приложить усилия и охотничье мастерство.

Появившиеся в Древнем мире деньги позволили людям начать выход из природных экосистем, уменьшая зависимость от результатов охоты, рыбалки, собирательства, земледелия, скотоводства. Деньги стали промежуточным, но очень удобным звеном между трудом и конечным продуктом. Натуральное хозяйство и натуральный обмен постепенно оставались в прошлом, а деньги завоевывали мир. Существование современного человека уже невозможно представить без денег. Любому человеку, прежде чем употребить какой-либо продукт, необходимо иметь деньги на его приобретение. А чтобы иметь деньги, необходимо потрудиться. Между желудком человека и хлебом или куском мяса, лежащем на полке магазина, стоят труд и деньги.

Так, при помощи труда и денег, человек создал свою среду, свою антропогенную экосистему, присущую исключительно человеческой популяции. В ее формировании решающее значение также принадлежит пищевым цепочкам. Однако пищевые цепочки в мире людей лежат не по линиям межвидового взаимодействия, а по линиям внутривидового взаимодействия вдоль оси: «ТРУД-ДЕНЬГИ-ТОВАР». Метаболизм экосистемы человека осуществляется путем непрерывного преобразования друг в друга звеньев пищевой цепочки — труда, денег и товара. Таким образом осуществляется цепной перенос вещества (материальных благ) и энергии (времени) в человеческой популяции.

В природе биологический метаболизм — это множество химических реакций, происходящих в живом организме в результате питания другими живыми организмами. Метаболизм, разумеется, происходит и в организме человека, но здесь он, за небольшими исключениями, невозможен без предварительного антропогенного метаболизма, главным действующим агентом которого являются деньги. Антропогенный метаболизм — это множество стоимостных реакций в процессе жизнедеятельности людей, в результате которых они получают питание и другие ресурсы. Если метаболизм природных экосистем обеспечивает возможность функционирования и существования живой природы, то метаболизм антропогенной экосистемы, антропоценоз, обеспечивает функционирование и выживание человека и человеческой цивилизации.

В ходе антропогенного метаболизма происходят непрерывные разноплановые процессы трансформации стоимости. В этом отношении стоимостные реакции нисколько не уступают химическим реакциям:

• Стоимость имеет свои элементы и структуру. Она формализована в экономике предприятий и государства, в неформализованном виде существует и на бытовом уровне: затраты на питание, на коммунальные услуги, на образование, на лечение, транспортные расходы и т. д.

• Простая стоимость синтезируется в сложную. Например, перенос стоимости элементов производства на конечный продукт производства.

• Стоимость может разукрупняться, распадаться на более простые стоимости. Например, перенос издержек или выручки по продуктовым линиям или бизнес-сегментам.

• В зависимости от назначения стоимость приобретает различные формы: стоимость, цена, ценность, себестоимость, затраты и т. д.

• В зависимости от решаемых задач стоимость приобретает различные виды: полезная, меновая, инвестиционная, оценочная, ликвидационная, кадастровая, остаточная и т. д.

• Стоимость постоянно меняет свою количественную оценку в зависимости от множества рыночных и нерыночных факторов: темпов инфляции, соотношения спроса и предложения, денежно-кредитной политики, налогов, валютных колебаний и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деньги и пространство-время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я