Уфа. Это моя земля. Киберпутеводитель

Галина Шкирдова

Легенды об Уфе – работы победителей литературного конкурса «Это моя Уфа», прошедшего в преддверии 450-летия города. Девиз авторов легенд «Такое могло произойти только здесь». Книга продолжает серию киберпутеводителей «Это моя земля». Развитие проекта планируется в фильмах, мобильных приложениях, видеоиграх и др. цифровых форматах. Проект реализован при поддержке Федерального центра гуманитарных практик РГГУ, журнала «Мир Музея», Школы дизайна НИУ ВШЭ и Президентского фонда культурных инициатив.

Оглавление

О чем спорят мосты

над Белой рекой

Екатерина Львова

Стройный мост из железа ажурного,

Застекленный осколками неба лазурного.

Попробуй вынь его из неба синего —

Станет голо и пусто.

Это и есть искусство.

Давид Самойлов

Кажется, в минуты заката здесь все замирает: вода в Белой реке будто почти не течет, лепет листвы на деревьях почти не слышен. Солнце медленно опускается за гору, окрашивая реку и небо в неповторимый пурпур. Лишь гул автомобилей да стук поездов далеко разносится над водой. В закатном свете знакомые очертания мостов особенно красивы: строгие косые штрихи железнодорожного, лихой изгиб автомобильного, нежный излом висячего вантового… Тише! Слышите? Мосты сегодня что-то расшумелись под вечер.

— Грех вам, молокососы! Постыдились бы! — прогудел самый старший брат — Дёмский Железнодорожный мост, — я средь вас самый старый, потому и самый главный. Вас в 1888 году еще и в прожекте не было, а по мне уж локомотивы ходили. Меня, на минуточку, сам министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Николаевич Посьет торжественно открывал!

Да кабы не я, поезда бы не только через реку не проехали, а вовсе бы не было пути в сторону Златоуста да Челябинска. Это я соединил Поволжье с Южным Уралом. До меня Уфа была мелким городишкой, а при мне развернулась, разрослась, забогатела товарами, промышленностью и торговлей!

Что и говорить, не простой я мост, а зазвонистый: ради меня русло реки Дёмы испрямили и устье ее перенесли на другое место. А мой проектировщик — петербургский инженер Николай Белелюбский — впервые для меня применил изобретенный им тип шарнирной конструкции — за границей его прозвали «русским типом опирания» и всячески за это чествовали.

Ишь, главными быть захотели! Повоюйте-ка сначала с мое! Я в 1919 году во время взятия Уфы войсками Красной Армии искалечен был: колчаковцы взорвали меня, дабы не пустить чапаевцев в город. Слышал я и грохот японских пушек, ржание красной конницы, видел и отступление Ханжина, и победу командарма Фрунзе.

Многое повидал я, и по сей день равных мне нет — вот вам и весь мой сказ!

— Нуу, разворчался старый! — загудел, засмеялся Автомобильный арочный мост, — что ж теперь, до ржавчины своими годами хвалиться? Было да прошло! Вот я — иное дело! Я арочно-балочный Оренбургский автогужевой мост, красавец и лицо города! На всех открытках — я! На каждом туристическом проспекте — я! Изгиб моей арки знаком каждому от мала до велика в нашей республике и за ее пределами!

Да, полвека назад обо мне говорили не иначе, как о шедевре советских инженеров и называли настоящей усладой для глаз горожан! Еще бы, ведь отец мой — деревянный плашкоутный мост, который каждый год сносило половодьем и который каждый год заново строили. Я же строился по проекту Евгения Уланова и впервые открылся 3 ноября 1956 года, а до этого зимой только по льду, милости просим!

Заметьте, я не только надежен и функционален, но и красив! Основание моих фонарных столбов украшено декоративными чугунными цветами, я опоясан ограждением с греческим орнаментом — пояс меандра, опоры мои облицованы гранитом уральского и украинского происхождения. Разумеется, присутствуют у меня чугунные литые элементы сталинского ампира — ведь я дитя своей эпохи.

Ну а что до важности, то тут и говорить не о чем! От меня начинается автомобильная дорога федерального значения Р-240 и Оренбургский тракт. Я настолько важен, что меня повторяют рядом еще два моста-дублера: Бельский и Ново-Бельский. Так-то!

— Вы соединяете берега, а я соединяю сердца, — мелодично прозвенел самый младший брат, Вантовый висячий мостик. Каждый день в мороз или дождь я встречаю влюбленных, примиряю рассорившихся, знакомлю незнакомых, провожаю пожилые пары. А ведь возник я на пустом месте, по замыслу юной девушки — выпускницы Ленинградского инженерно-строительного института Зинаиды Гудковой. Свежим взглядом она охватила окрестности и придумала меня — подвесной мостик над оврагом, легкий, изящный и неповторимый!

Помнишь, братец, как в 1956 году при расширении сада Салавата, через овраг и усыхающий ручей появился я — висячий вантовый мостик — твой младший брат.

Я — самый любимый горожанами, поскольку во мне есть тайна. Древние считали строительство мостов уделом лишь посвященных, а самые красивые мосты — результатом сговора зодчего с потусторонними силами. Вот и во мне сохранилась магия — я умею соединять сердца и души. Проходя по мне в день свадьбы, новобрачные рука об руку переходят в новую счастливую жизнь и живут в согласии долгие годы. Что может быть важнее?

Спорили мосты, гудели над рекой — да так и не договорились, кто же из них самый важный. А вы-то сами как думаете?

Справка об объекте

Мосты через реку Белая в городе Уфа

Дёмский железнодорожный мост

Первый однопутный железнодорожный мост через реку Белую в городе Уфа. Мост построен в 1886—1888 годах инженером В. И. Березиным по проекту инженера Н. А. Белелюбского с участием инженера-геодезиста Н. А. Богуславского. Длина — 640 м, схема — шесть пролетов по 109,25 м каждый. Конструкция — большепролетные двухраскосные фермы «русского типа опирания», с ездой понизу; запроектированы с криволинейным очертанием верхних поясов, с шарнирным опиранием поперечных балок проезжей части на нижние пояса ферм. В конструкции впервые проведено строгое центрирование элементов решетки и поясов в узлах ферм, выполненных из нового для конца XIX века конструкционного материала — стали. Изготовление конструкций проводилось на Воткинском заводе.

9 июня 1919 года, в ходе Уфимской операции в период Гражданской войны, при форсировании реки Белой Чапаевской дивизией шестой пролет моста был взорван колчаковцами и обрушен в реку при отступлении. Ныне место переправы дивизии в районе моста является памятником истории.

Оренбургский (Старый Бельский) автомобильный мост

Мост считается одним из символов Уфы, его причудливый изгиб уже больше полувека встречает автомобили на южном въезде в город. Арочно-балочный мост назывался Оренбургским автогужевым — он впервые открылся 3 ноября 1956 года. Мост возведен по проекту Е. С. Уланова, впервые реализованному в 1937 году на Ленинградском шоссе города Москвы при строительстве канала Москва — Волга — Ленинградский мост через Химкинское водохранилище.

Сейчас Старый Бельский мост переживает реконструкцию. Несмотря на тревожную цифру его износа в 60 процентов, все же хочется надеяться, что первоначальный облик моста сохранят.

Висячий мост

Первый висячий вантовый пешеходный мост через овраг и пересыхающий ручей Случевской горы в саду имени Салавата Юлаева города Уфы. Разговорное название — Мост Влюбленных, так как на ограждение моста молодожены крепят замки с выгравированными именами и признаниями в любви, а ключи выкидывают.

В 1950 году при расширении сада Салавата через овраг и усыхающий ручей был возведен мостик по проекту архитекторов З. И. Гудковой и В. А. Кондрашкова.

Источник:

Википедия. Дёмский железнодорожный мост

https://clck.ru/36U2qY

Википедия. Висячий мост (Уфа)

https://clck.ru/36U3M2

Википедия. Оренбургский мост

https://clck.ru/36U3GZ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я