Уфа. Это моя земля. Киберпутеводитель

Галина Шкирдова

Легенды об Уфе – работы победителей литературного конкурса «Это моя Уфа», прошедшего в преддверии 450-летия города. Девиз авторов легенд «Такое могло произойти только здесь». Книга продолжает серию киберпутеводителей «Это моя земля». Развитие проекта планируется в фильмах, мобильных приложениях, видеоиграх и др. цифровых форматах. Проект реализован при поддержке Федерального центра гуманитарных практик РГГУ, журнала «Мир Музея», Школы дизайна НИУ ВШЭ и Президентского фонда культурных инициатив.

Оглавление

Возрождение

Настасья Ростиславова

Игнат привычным жестом поставил свечу и поднял глаза на Спасителя. В голове зазвучало: «Пречистому Твоему образу поклоняемся и просим прощения прегрешений наших…» Он прикрыл глаза и вздохнул.

Река времени

В конце царствования Екатерины II, аккурат после пугачевской смуты, возник обычай: в Уфу каждый год из Елабуги приносили чудотворную икону Спаса Нерукотворного. Православные уфимцы во главе с духовенством встречали святыню за городом и с подобающей честью крестным ходом несли икону в Смоленский собор.

В том году случилось чудо. Крестный ход поравнялся с храмом Благовещения, и вдруг все встало: икона не давала тронуться с места. Удивленные горожане, помолившись, дали обет возвести здесь церковь, после чего крестный ход продолжился.

В 1799 году, исполняя обет, рядом с Благовещенской церковью уфимцы возвели храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Обе деревянные церкви примыкали друг к другу.

Уфа, основанная как крепость, строилась из растущих поблизости дубов. Деревянный город постоянно страдал от пожаров. В мае 1759 года в Михайловскую башню кремля попала молния и едва не сгорел весь город, а в июле 1821 года большой пожар уничтожил Благовещенскую и Спасскую церкви.

Игнат мысленно слышал тревожный гул набата, видел горящие деревянные дома, суматоху, охваченные пламенем церкви, и высоко над землей в клубах едкого дыма возник вдруг образ Спасителя с грустными и уставшими глазами.

Лишь в 1824 году отец Иоанн (Несмелов) заложил на месте сгоревших церквей каменный храм, прообразом которого стал Санкт-Петербургский Казанский собор, построенный в честь победы русского воинства в 1812 году.

Уфимский собор от именитого прототипа отличали скромные размеры. Фасад, купола и колоннады сохранили узнаваемость с той разницей, что по обеим сторонам дугообразных колоннад возвышались две симметричные колокольни, увенчанные небольшими главами с позолоченными крестами на них. Для того чтобы подчеркнуть парадность храма, строители — в нарушение традиции — обратили алтарную часть церкви на север, а не на восток.

Подкупольный барабан Спасского храма украшали двенадцать высоких зауженных арочных окон, между которыми расположились двенадцать апостолов, изображенные в полный рост. Стены храма покрывали фрески, а написанные в древнегреческом стиле иконы для трехъярусного иконостаса привезли из Москвы. Величественный храм торжественно встречал своих прихожан.

Игнат переступил с ноги на ногу и открыл глаза. Он всегда приходил в храм в дни душевных волнений и жизненных трудностей. Обычно во время молитвы всегда приходила нужная мысль, но сегодня что-то мешало. Игнат посмотрел на горящие свечи и снова закрыл глаза, пытаясь сосредоточиться.

Ветер перемен

После революции и в период Гражданской войны в Спасском храме продолжались службы, однако в декабре 1929 года его закрыли. Росчерком пера уникальное архитектурное сооружение XIX века обрекли на гибель, устроив в нем сначала общежитие, а затем столярные мастерские. Бытовая и хозяйственная деятельность нещадно калечила храм — метровой толщины стены змеились трещинами, разрушались колоннады и колокольни. Уникальные фрески закрашивались и уничтожались. Из глаз уцелевших образов катились незримые слезы.

Минуло более полувека, прежде чем здание перешло под охрану государства как памятник архитектуры и истории, и только в середине 90-х годов XX века храм передали Уфимской епархии.

Игнат вспомнил, как почти двадцать лет назад теплым сентябрьским днем шел по бывшему Казанскому тракту. Несмотря на ярко светившее солнце, душа хмурилась и пребывала в унынии.

Огибая разрушающееся здание, он вдруг услышал негромкое стройное пение. Казалось, поют небеса. Недоверчиво посмотрев вверх и, ожидаемо, ничего не обнаружив, Игнат пошел навстречу пению.

В уцелевшей части здания в полумраке он разглядел нескольких человек. Под ногами что-то хрустнуло. Он отпрянул к выходу, но одна из певших женщин обернулась и приглашающе махнула рукой.

Игнат нерешительно замер и остался, увлекаемый пением. Лишь спустя время он узнал, что случайно попал на молебен с акафистом Спасу Нерукотворному. И только недавно стало понятно, что случайности не случайны. А тогда, выйдя на улицу, он с удивлением отметил, что копившееся всю неделю раздражение куда-то исчезло, плечи распрямились, а в голове появилось решение застарелой проблемы.

Жизнь закрутила его заботами и делами по бесконечному кругу. Бежали дни, похожие друг на друга как серые зайцы. Вкусившая чистой воды душа теребила Игната тоненько и настойчиво, пока однажды ноги сами не принесли его к тому зданию. Вокруг царило безмолвие.

Разочарование жгучей волной ударило в сердце. Не в силах устоять на ногах, он рухнул на землю, и из глаз покатились горькие слезы. Даже сейчас, спустя столько лет, невозможно логически объяснить происшедшее. Там, в прошлом, вместе со слезами осталась боль, занозой терзавшая тело. Небеса милостивы, и Игнат, с завидным упорством искавший Встречи, через полгода снова попал на молебен.

Мужчина пошевелился, разминая затекшие ноги, и открыл глаза. Свечи почти догорели. С иконы на него любящими глазами смотрел Спаситель.

Игнат подошел к одной из стен. В 2019 году в храме случилось чудо: во время ремонта открылось несколько фресок, сделанных в первой половине XIX века иконописцем Андреем Корниловым и считавшихся навсегда потерянными.

Вверху над входной зоной сохранилось несколько сцен из земной жизни Христа Спасителя, а на одной из стен явственно проступил образ «Нерушимая стена». Игнат любил этот образ и верил, что Богородица, словно непроходимая стена, оберегает от недоброжелателей, жизненных неурядиц и собственных грехов.

Взглянув на образ Пречистой Девы, он прикоснулся к стене лбом и закрыл глаза. От макушки вниз по позвоночнику побежало тепло, разливаясь по телу спокойствием и надеждой.

Игнат благодарно вздохнул и вышел наружу. Немного погодя он оглянулся.

Спасский храм, претерпев испытания, потерял былое великолепие, однако в последние годы он неуклонно возрождался. Обновляясь, храм медленно залечивает свои раны, врачуя шрамы в душах и сердцах прихожан.

Жизнь, несмотря ни на что, продолжается с Божьей помощью.

Справка об объекте

Спасский храм,

Россия, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 37А

Спасский храм — православный храм Уфимской епархии Русской православной церкви в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан.

В начале XVII века здесь располагалась деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Впервые Спасский храм был построен после пугачевского бунта — в 1779 году. Возведен он был из дерева рядом с Благовещенской церковью.

В советское время Спасский храм сильно пострадал и как объект религиозного поклонения, и как уникальное архитектурное сооружение XIX века. Постановлением Президиума ВЦИК БАССР от 29 декабря 1929 года Спасская церковь была закрыта. После этого использование ее помещения носило хозяйственный характер. Здание храма было приспособлено сначала под общежитие техникума, потом в нем находилось управление кинофикации БАССР и затем столярные мастерские реставрационного управления Министерства культуры республики.

Были полностью разрушены колокольни и колоннады. В 1940-е годы из-за обвала сползла в овраг алтарная апсида и церковь лишилась еще одной части. В 1941 году был снесен подкупольный барабан, произошло практически полное уничтожение редких фресок. Уже в наше время эти фрески специалистами ЮНЕСКО признаны уникальными и не имеющими аналогов в России.

3 марта 1992 года распоряжением Совета Министров БАССР Спасская церковь включена в перечень зданий-памятников, поставленных на государственную охрану, и передана на баланс Министерства культуры БАССР, которое разместило там свои реставрационные мастерские. 1 сентября 1994 года в соответствии с Указом Президента Республики и Приказом Министерства культуры РБ здание Спасской церкви по акту было передано на баланс Уфимской епархии РПЦ.

В 2002 году была возрождена община храма. В августе 2004 года Министерство культуры республики освободило храм. 6 сентября 2004 года Спасской церкви присвоен статус памятника истории и культуры, в подтверждение чего соответствующими органами Министерства культуры РФ был выдан паспорт. С 24 октября 2004 года в храме по воскресным вечерам стали регулярно совершаться молебны с акафистом перед иконой Спаса Нерукотворного. И наконец, с 29 августа 2005 года, к радости верующих, в Спасском храме возобновлены регулярные богослужения.

Авторитетными архитекторами разработан проект по реставрации храма, включающий в себя несколько уровней.

Источник: Церковь Спаса Нерукотворного Образа и Православный реабилитационный центр «Спасский» (Уфа)

https://clck.ru/36U3ps

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я