Без оверкилей не бывает

Галина Шишкова

Взяв книгу в руки, вы перенесётесь во времена второй половины двадцатого столетия. Герои её путешествуют по разным рекам страны. Здесь и проявляются характеры, становится понятным, кто «и не друг и не враг, а так…», как в песне Владимира Высоцкого. Горные перевалы, плохая или хорошая погода, сложные пороги. Оверкили, то есть перевороты судна в воде. А иногда просто смешные и нелепые случаи. Но главными остаются дружба и взаимовыручка.

Глава третья. Капитан байдарки Гена Тупиков

С моим мужем в одной байдарке мы никак не могли ужиться — стоило на реке показаться хоть какому-нибудь препятствию, как мы тут же начинали спорить, как его проходить. В результате всё получалось плохо. После нескольких совместных летних путешествий мы уже устали друг от друга, и вдруг наш друг Гена предложил мне составить с ним байдарочный экипаж. Было это в далёком одна тысяча девятьсот семьдесят шестом году. Жили мы рядом, в соседних домах, ходили в походы в одной компании, и однажды он пришёл к нам с этим предложением. Девушка, которая до этого была с ним в одном экипаже, — Ирина Винокурова из спортивной команды по технике водного туризма, сокращённо ТВТ, города Фрязино, — по каким-то причинам тоже поменяла Гену на кого-то другого; кстати, именно она и привела меня впоследствии в туристский клуб города Фрязино и в команду по ТВТ, за что я ей благодарна и по сей день. Мой муж, по-моему, только рад был избавиться от меня — никак мы с ним не могли в байдарке договориться. И не только в байдарке. Не знаю, что уж Гена во мне разглядел, но экипаж у нас получился, я была очень довольна этим. Генка всегда был отличным водником, это была его стихия. Он был быстр, ловок, к этому времени уже овладел слаломной техникой, что тогда было внове для байдарочников.

Это совсем другой метод управления байдаркой, чем тот, которым пользовались раньше. Было очень много споров в то время среди известных водников: кто-то твёрдо стоял на своём — табанить, то есть грести назад, чтобы уменьшить скорость байдарки относительно течения реки, и таким образом обходить препятствия; более прогрессивная часть водников стремилась овладеть слаломной техникой, которую использовали спортсмены-каякеры. Баталии были страшные. Все байдарочники разделились на две категории — старой формации и новой; кроме этого была ещё одна большая группа водников, которая покоряла реки на плотах. Прохождение порогов на плотах было совершенно иным, чем на байдарках, надувных судах, а впоследствии и на катамаранах; они не конкурировали в технике с байдарочниками и поэтому в баталиях не участвовали. Потом, в семидесятых годах, в нашей стране появились соревнования по ТВТ для байдарочников, аналогичные соревнованиям на каяках. Они были сначала любительскими в Москве и Ленинграде, но потом охватили всю страну, начали проводиться даже всесоюзные соревнования. А потом, в конце восьмидесятых, когда в стране произошли огромные изменения, народ стал выезжать на соревнования в Америку, в Африку и в другие страны.

Но это было много позже. Пока же, в семидесятые годы, ребята сами мастерили самодельные байдарки, которые были намного легче и более манёвренные, чем промышленные. Одними из известных тогда разработчиков и изготовителей самодельных байдарок в Москве были Костя Подъяпольский и Паша Добрынин, было честью добыть у них чертежи самоделок. Первые байдарки были просто каркасными; в нос и корму для непотопляемости закладывали надувные ёмкости, чаще всего надувные мячи, которые можно было купить в магазине «Детский мир» на Кузнецком мосту. Потом ребята придумали байдарки с надувными бортами. Всеми правдами и неправдами где-то покупали материалы для изготовления самоделок, сами шили гидрокостюмы, спасательные жилеты. Каски использовали или строительные, или хоккейные. Вёсла делали из списанных слаломных вёсел, которые добывали у спортсменов-каякеров. Было счастьем ещё просто эти списанные вёсла достать, а потом уже колдовать над ними, приводя их в нормальный вид. Нет, русский народ никогда не погибнет!

Вот Гена Тупиков тоже был водником новой формации, тем более что у него перед этим в экипаже была Ирина, которая уже занималась слаломной техникой в команде города Фрязино. Муж её, Серёжа Винокуров, был одним из лидеров команды и был в первых рядах на соревнованиях по ТВТ по Московской области.

Первый наш совместный поход в одном экипаже с Геной осенью семьдесят шестого года был на знаменитую в кругах туристов-водников реку Риони на Кавказе. Кавказские реки имеют особый статус, долгое время их не могли даже классифицировать по категориям. Реки сложные, но короткие; давать им пятую категорию сложности — не проходят по длине маршрута, давать третью — несправедливо, так как для прохождения таких рек нужны хорошая подготовка и большой опыт. В справках о совершении маршрута стали писать: «III (усл.)», но когда видели в записях слово «Кавказ», всё вставало на свои места.

Река Риони всегда славилась не только своими порогами, но и своим гостеприимством. Только весной на майские праздники и осенью на ноябрьские туда приезжали группы туристов. Для местных жителей это было развлечение и получение некоторого дохода. Думаю, не было ни одной группы, которая не покупала у них вина. А просто купить вино и уйти не получалось — покупка вина всегда сопровождалась дегустацией, пока покупатель не валился с ног. Хуже было, если жители сами приходили в лагерь с вином и начинали угощать всю группу: отказаться было невозможно, и распитие продолжалось до самого утра.

В этом же году летом, когда мы на поезде ехали в Сибирь на реку Убу в зачётный поход ШРВП, в нашем вагоне оказалась ещё одна группа москвичей, которая тоже собиралась на какую-то речку. За три дня нашей совместной поездки мы подружились. Как же было приятно вдруг встретить в нашем же вагоне, в котором мы теперь ехали на реку Риони, некоторых ребят из той летней команды! Надо же, такое совпадение! Мы сразу договорились сплавляться параллельно, если получится, страхуя друг друга. Вместе нашли машину, чтобы заехать в верховья реки, вместе встали на ночёвку на одной поляне.

И, естественно, послали гонцов за вином. Особо выпивать не хотелось, так как назавтра предстояло собирать байдарки и начинать сплав, но всё-таки мы отведали достаточное количество грузинского вина. В этот вечер к нам на поляну никто из местных не приходил, и мы пока жили в неведении, что бывает, когда они приходят. Наутро собрали байдарки. У нас с Геной была самоделка, тогда каркасная, которую он уже успел в том же году сделать и опробовать летом. Он сам надувал мячи и заталкивал их в нос и корму для увеличения плавучести.

Когда же маршрут закончился и мы стали разбирать байдарку, Гена поручил мне вытащить мячи и выпустить из них воздух. Только я начала это делать, как в нос мне ударил такой перегар, что я чуть не задохнулась. Оказывается, когда Генка надувал ртом мячи наутро после первой вечерней пробы грузинского вина, воздух с перегаром наполнил их и так пропутешествовал весь поход в мячах. Хохотали долго.

Грузинское гостеприимство ощутили на второй вечер похода. Мы ушли от дружественной группы вперёд и встали на очередной поляне в одиночестве, тут-то к нам и заявились местные жители. Их было трое, и каждый принёс по кувшину с вином и какой-то закуской. Пили сами и поили нас, отказаться не удавалось. Когда вина не хватило, кто-то из них сбегал домой и принёс новую порцию. Потом они развеселились и стали петь и плясать около костра. Мы уже так устали, что тихо заползли в палатки и долго не могли уснуть, слушая их песни и разговоры. Ушли наши мучители под утро, а мы провалились в сон. Встали все злые и невыспавшиеся, с головной болью. Сразу решили — больше около посёлков на ночёвку не вставать.

Наконец еле-еле собрались. Пока стояли на берегу, готовые отплывать, из-за поворота показались наши знакомые по поезду ребята. Кроме меня их никто не видел, так как все смотрели на реку вниз по течению, а я стояла напротив ребят и смотрела как раз в противоположную сторону. Увидев дружественную группу, я воскликнула:

— А вот и они!

Нужно было видеть, с какой быстротой народ попрыгал в байдарки. Решили, что я увидела вчерашних местных гостей.

Проплываем в этот же день мимо какого-то селения, на берегу стоит харчевня. Выбегает повар в колпаке и приветливо машет — мол, причаливайте на обед. Наверное, он был несказанно удивлён, с каким остервенением мы замахали веслами, чтобы как можно скорее убраться подальше.

Всё в этом походе было замечательно: и погода, и пороги, и мой капитан, с которым плыть на байдарке было одно удовольствие. Мы ловко проходили препятствия, никакой ругани в экипаже не было.

В один из вечеров случилось интересное происшествие. Мы очень близко подошли к началу очередного каньона, названия которого уже не помню. Скальные стены его были просто золотого цвета, как в известном тогда фильме «Золото Маккены». Уже вечерело, мы никак не могли найти место для стоянки, а тут впереди уже начинался сам каньон. Нам пришлось приставать к берегу на какую-то крохотную полянку, которая со всех сторон была окружена скалами. Поставили лагерь, сделали костёр и сели ужинать. Было уже совершенно темно, только звёздное небо и луна. Вдруг со стороны скал мы увидели приближающийся к нам свет. В полной темноте на нас двигалась фигура в надвинутом на лицо капюшоне и длинном плаще, похожая на средневекового монаха; лица не было видно. Откуда здесь мог взяться человек, было непонятно. Свет медленно приближался к нам, а мы просто оцепенели.

Не хватало только косы в руках у этой чёрной фигуры. Медленно человек прошёл прямо между нами, чуть не задевая костёр, переступил через него и так же молча скрылся в темноте скал, где никаких троп и дорог не было. Мы застыли, разговоры все прекратились. Вдруг с другого конца поляны снова появилась та же фигура и снова молча с фонарём прошествовала мимо нас обратно в темноту. Нас обуял если не ужас, то по крайней мере страх, это точно. Долго ещё мы сидели у костра, прислушиваясь и вглядываясь в темноту, но человек больше не появился. В конце концов улеглись спать.

Утром всё показалось обыденным. День был ясным, каньон впереди переливался золотым цветом, мы весело собирались, но вдруг в кустах что-то опять затрещало и на поляне появился вчерашний гость. При дневном свете он оказался весьма колоритным стариком, фонаря у него уже не было, но он всё так же был в плаще с капюшоном. На этот раз он подошёл к нам и стал спрашивать на русском языке, не встречалась ли нам его корова — она удрала в горы, а он её всю ночь искал. Всё оказалось простым и смешным. Почему он в ночи ничего у нас не спросил, было неясно. Тем не менее в душе мы успокоились и развеселились, а то уж бог знает что подумали.

Обратно возвращались с дружественной группой также в одном вагоне. На вокзале в Москве помахали друг другу рукой и разошлись по своим домам, телефонами не обменялись. И так бы, может, никогда и не увиделись, если бы Гене позднее не пришла в голову мысль сделать на следующий год весной первопроход по реке Аксаут в Кабардино-Балкарии.

Первопроход — достаточно серьёзное дело. Описания реки нет, никто из туристов там не был, никто ничего рассказать не мог. Есть ли там пороги и другие препятствия и какие они по сложности, можно было догадываться только по рельефу местности, нанесённому на географические карты, по справочным данным о расходе воды и уклону реки. Но Генке очень хотелось пройти по этой реке и самому составлять лоцию и схемы порогов. Небольшая группа у нас к весне собралась, и он поехал в городской турклуб, чтобы посмотреть карты, переснять их и всяческие справочные данные. Вернулся воодушевлённый: оказывается, там он встретил командира прошлогодней дружественной группы, с которой мы были на Риони, Сашу Громова, тот тоже собирался сходить весной куда-нибудь на Кавказ. А так как к этому моменту в его группе было только пять человек и этого было мало, они сговорились с Геной объединиться в одну и пойти на Аксаут. Гена шёл командиром. Я очень обрадовалась. Ребята были хорошие, мне они понравились ещё на Риони, было бы неплохо снова оказаться вместе.

Недавно из интереса полезла в интернет и нашла там отчёт, уже современный, о прохождении реки какой-то группой. Было приятно увидеть названия порогов, которые мы придумывали ещё тогда, в давние времена; все они сохранились. А ведь с каждым названием были свои приключения. Хотя теперь уже многое позабылось, остались в памяти только сами картины событий, которые я сейчас даже не могу привязать к названиям.

Вот одно из таких воспоминаний. Препятствие начиналось узким проходом слева по горке камней, вода с которой стремительно мчалась и упиралась в скалу, наполовину пересекавшую всю реку. Перед этой скалой нужно было резко уйти вправо, чтобы попасть уже собственно в порог. Тщательно всё разведали, прикинули линию движения, обговорили наши действия. На скалу, которая над водой возвышалась всего на полметра и издалека была не очень видна, поставили для страховки и как ориентир нашего Фиму.

Мы с Геной шли первыми, и несмотря на то что всё было понятно, на полной скорости припечатались левым бортом к скале — слишком мало было места для манёвра среди камней. Ну, естественно, поток начал давить на байдарку, а мы сражались как могли, навалившись на скалу и пытаясь выравнивать борта. Ничего не получалось, медленно и печально байдарку переворачивало струёй. Над нами возвышался Фима, но нам было не до него. И вдруг он, не торопясь, просто легко поставил ногу на борт нашей байдарки, надавил на него, байдарка выпрямилась. Мы медленно протиснулись вдоль скалы, пока не обогнули её, и пошли дальше, всё закончилось благополучно. Фима был героем. Решили, что все суда так и будут проходить с помощью Фиминой ноги. Когда же шёл его экипаж — Фима и Коленька Гуреев, кто-то его на этой скале заменил. Было потом желание назвать порог Фиминой Ногой, но почему-то отклонили и назвали как-то по-другому. А в моей памяти он так и называется Фиминой Ногой.

Порог Поцелуй Чаниты. Его так назвал Саша Громов после того, как его судно ЛАС (лодка авиационная спасательная надувная), на котором он шёл ещё с двумя своими ребятами, вылетел на полной скорости на огромный камень, возвышавшийся посередине реки. Они несколько мгновений постояли на нём, изображая монумент водника, потом после неимоверных усилий слезли и дошли до конца порога без приключений.

В то время всё снаряжение было самодельным. Где-то доставали специальные непромокаемые материалы, из них изготавливали бортовые мешки, куда складывали вещи и продукты, и шили гидрокостюмы. Сначала мы использовали так называемую серебрянку, а потом перешли и на другие материалы. «Серебрянка» — это ткань, которая не пропускает воду и покрыта с одной стороны специальной серебряной краской. В один из дней на Аксауте с нами случилась смешная история. В долине реки туристов-водников до нашего похода ещё никто не видел, а поскольку нам приходилось просматривать практически все участки реки, рисовать схемы порогов, наносить препятствия на карту, мы часто бродили вдоль берега в том, в чём и сплавлялись, то есть в наших гидрокостюмах серебряного цвета. Я думаю, издалека мы были похожи на космонавтов, тем более что у некоторых каски были белого цвета.

В этот момент на берегу нам встретился всадник. Он сидел на прекрасном коне с расшитой сбруей и красивым седлом, был в папахе и бурке. Не помню уж, имелся ли у него кинжал на поясе, но вид был геройский. Поскольку нам ещё таких персонажей не встречалось, мы уставились на него с неподдельным интересом, разглядывая его наряд. А он, увидев нас, онемел и разинул рот. Так мы и простояли несколько минут, глядя друг на друга. Мы для него были какими-то пришельцами из космоса, а он для нас — кем-то из древней истории гор. Потом очнулись, помахали друг другу руками и разошлись в разные стороны.

Как всегда, были приключения на реке. Были и оверкили, то есть перевороты судна в воде. Больше всех досталось смешанному экипажу — Серёже Сухову с Аллой Шишковой, сестрой моего мужа, — они умудрились за один день перевернуться три раза. После этого Алла забастовала: до конца дня шла по берегу, а Серёжа проходил пороги один. На следующий день она поуспокоилась да и сложных препятствий стало меньше, и они снова сидели в байдарке вдвоём до конца маршрута. Только мы с Геной шли уверенно впереди, без каких-либо тяжёлых последствий. Экипаж слаженный, всё получалось, появилась даже какая-то лихость, азарт от прохождения, чувство восторга. В последний день сплава, когда мы приближались к конечному пункту, долина реки расширилась, препятствия практически исчезли. В какой-то момент мы остановились на отдых не на берегу, а на каком-то галечном островке посреди реки, вышли размяться. Гена подошёл ко мне, покровительственно похлопал по плечу и сказал:

— А мы с тобой всё прошли без оверкилей.

— Погоди, мы ещё не доплыли.

— Да что тут может быть!

Перед самым посёлком реку перегораживал подвесной деревянный мост, который в середине реки провис, почти касаясь поверхности воды; слева и справа были два прохода. Река неслась мощным быстрым потоком. Я ещё далеко от моста крикнула Генке:

— Где проходим?

— Да погоди ты!

Мы приближались. Я снова крикнула:

В этот момент мост настолько уже приблизился к нам, вернее мы к нему, что обсуждать было некогда. Мы летели прямо на провисшую часть. Чтобы проскочить под мостом, пришлось резко наклониться вбок. Наклонились мы оба в одну сторону. Я только почувствовала, как моё плечо зацепило снизу настил, проехала вдоль него, а затем байдарка перевернулась, и мы оказались в воде. Сразу за мостом было то самое место, куда мы должны были причалить и закончить маршрут. Мы и закончили. Мокрые насквозь, вытащили на берег байдарку, отлили из неё воду и стали распаковывать вещи, чтобы переодеться. Погода, нужно сказать, в этот день была пасмурная. И как раз в это время начал капать дождь. Ребята все постепенно причаливали и смотрели, что там с нами произошло. Я же была зла до чёртиков:

— Без оверкилей прошли, без оверкилей! Вот тебе — без оверкилей. Скажи сразу, сглазил!

Генка оправдывался как мог:

— Мне нужно было в другую сторону отклониться, я не сообразил.

Народ веселился. Вскоре подошёл хозяин ближнего дома и пригласил нас переночевать у него, выделил комнату, где мы смогли спрятаться от дождя и просушить вещи. Вот так и закончился этот первопроход для нас с Геной «без оверкилей».