В современных, динамично развивающихся, рыночных отношениях становится все больше участников, субъектов предпринимательской деятельности. В этих условиях основной задачей государства становится контроль за их деятельностью, поскольку множество субъектов предпринимательской деятельности не совсем добросовестно, а порой и противозаконно осуществляют свою деятельность. В то же время каждому предпринимателю, юридическому лицу необходимо знать, кто вправе его контролировать, проверять, на каких основаниях, с какой периодичностью, что является законным со стороны проверяющих, а что нет. Такие знания позволят обезопасить себя от произвола властей, законно избежать неприятных последствий, а также оспорить незаконные действия государственных органов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридический ликбез. «Система, виды и порядок проведения государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Система органов государственного контроля
В систему органов по осуществлению государственного контроля за соблюдением законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности и защиты прав потребителей входят:
Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы;
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы;
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы;
Министерство здравоохранения Российской Федерации и его территориальные органы;
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и его территориальные органы;
Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и его территориальные органы[1];
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные органы;
Государственный комитет Российской Федерации по статистике и его территориальные органы;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные органы;
Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальные органы[2];
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации;
Федеральная служба земельного кадастра России;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации[3];
Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.
Каждый государственный орган системы контроля за соблюдением законов и иных правовых актов РФ в различных отраслях народного хозяйства выполняет определенные функции и имеет свои полномочия, которые установлены законами РФ и положениями, утвержденными Правительством РФ, что позволяет избежать дублирования функций этих органов.
Существуют следующие виды контроля: налоговый, таможенный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, экологический, пожарный, энергетический, радиационный, валютно-экспортный, контроль за соблюдением правил торговли и качества товаров в целях защиты прав потребителей и др.
Контролирующие органы имеют право устанавливать обязательные требования в целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований. По фактам нарушений законодательства государственные органы, в пределах своей компетенции, направляют предписания об устранении выявленных нарушений, налагают штрафы как на субъектов хозяйственной деятельности, так и на должностных лиц этих организаций. Штрафные санкции порой столь велики, что ставят под удар дальнейшее существование «проверенной» организации.
Виды и размеры некоторых административных взысканий, применяемых за выявленные нарушения в области трудовых отношений, предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и т. д. смотрите в Приложении № 1.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридический ликбез. «Система, виды и порядок проведения государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
С 1 июля 2003 года (в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306) Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации будут переданы часть функций упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
2
С 1 июля 2003 года (в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306) Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ будут переданы функции Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3
С 1 июля 2003 года (в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306) будет упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации как самостоятельная государственная структура. Ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений будут переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Теперь в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации будет функционировать Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляемая заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — начальником Службы криминальной милиции.