Счастливая мама – счастливые дети. Из опыта достижения личных целей в балансе с воспитанием детей

Галина Ивановна Кривошеина

Книга поможет родителям разобраться в том, какие требования нужно предъявлять к себе, как себя вести с собственными детьми с рождения до юности, чтобы со спокойным сердцем отпустить их в самостоятельную жизнь.Книга построена на описании жизненных ситуаций и примеров. Если вам интересно, как развивать в собственном ребенке внутреннюю мотивацию для достижения жизненного успеха, то вы найдете в книге описание проверенных инструментов и методов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастливая мама – счастливые дети. Из опыта достижения личных целей в балансе с воспитанием детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПОДХОДЫ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ

Вопрос, который волнует большинство родителей: как правильно воспитывать ребенка, чтобы его вырастить хорошим человеком. Каждый на этот вопрос отвечает по-разному и действует по-своему. И понятие хорошего человека у каждого тоже свое.

Я выделяю пять основных факторов, из которых складываются подходы родителей.

— Видение будущего своих детей.

— Влияние наших родителей и семьи.

— Влияние значимых людей и примеров из жизни.

— Профессиональное погружение в тему воспитания.

— Осознанный поиск ответов на вопросы о воспитании.

— Окружение, близкое к нашим детям: воспитатели, тренеры, учителя, руководители кружков.

Какими родители хотят видеть своих детей

Какими вы видите своих детей, когда они вырастут?

Как заложить в ребенке качества, знания и навыки, которые обеспечили бы ему жизненный успех и счастливую жизнь? На что и как влиять? Как при благих намерениях не стать прислугой для ребенка и не воспитать иждивенца? Решая эти вопросы, недостаточно опираться лишь на те правила, по которым воспитывали нас самих.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми, успешными. Через запятую можно перечислять все то, что пишут в поздравительных открытках и желают на день рождения. Еще проще звучит: вырастить хорошего человека. Вроде все очевидно. Отнюдь.

Зачастую взрослые люди не отдают себе отчет в том, что у них нет четкого видения своей жизни и будущего детей. И целей нет.

Слишком короткий период мы живем в мире возможностей. Всего 1—2 поколения. Приоритетной задачей еще 50—70 лет назад было просто выжить и детей на ноги поставить. Поэтому главенствовала установка: должно быть не хуже, чем у людей. И в воспитании часто ориентиром служили соседские дети или дети родственников.

Еще часто родители ориентируются на то, чего в их детстве недоставало. Поэтому распространенное мнение: хочу, чтобы у моего ребенка было все, чего не было у меня, и чтобы он ни в чем не нуждался. И квартирой нужно обеспечить, чтобы не пришлось полжизни себя ограничивать, пусть живет и жизни радуется.

Бывает так, что ребенок растет без забот и карьерный рост обеспечен родительскими связями. Он вырастает свободным, успешным и счастливым. Но жизнь показывает, что не так часто это бывает. Родители продолжают делать подарочки в 30 и в 40 лет такие, на которые несколько лет работать надо, а глаза у любимого дитяти не горят. И жизнь не была бы такой благополучной, если бы не помощь родителей, которые продолжают усердно трудиться, чтобы любимое чадо ни в чем не нуждалось.

Что не так? Благими намерениями устлана дорога в ад. Родители часто отдают лучшее детям в ущерб себе, хотят как лучше. И дети жертвы родителей не всегда принимают с благодарностью. Бывает, что начинают обвинять в том, что мама с папой поступали неправильно. Что-то здесь не так.

Многие родители хотят, чтобы дети были похожи на них. «Вот я в твои годы дрова колол, вставал в пять утра, в школу пешком пять километров ходил…» Еще интересный вариант, но очень ущербный: «У меня не получилось (не удалось, не было возможности), пусть он будет спортсменом (врачом, чиновником, военным)». Бывает, что люди не отдают себе в этом отчет, а бывает и целенаправленно: ребенок должен прожить такую жизнь, которую мне не удалось. С какой стати?

Каждый проходит путь своих ошибок. В момент принятия решения оно видится идеальным в данный момент. Любая альтернатива хуже. Не вина родителей в том, что выбирают не самые оптимальные и правильные решения, а беда.

Большинство из нас учится на своем опыте. Сейчас есть возможность получить любую информацию и квалифицированную консультацию, но не приучены мы к этому. Культура оказания психологической помощи у нас только формируется. Наши убеждения в правоте могут быть настолько основательны, что даже мысли не возникает рассмотреть разные варианты собственного поведения.

Как часто родители задаются вопросами о своем будущем и будущем своих детей? Стандартный ответ «Хочу, чтобы у ребенка все было, он получил хорошее образование и жил хорошо» — не в счет. В таком ответе нет никакой конкретики.

Чем конкретнее ставится задача, тем проще ее решать. Только после того, как сложится понимание о будущем, можно думать о том, как воспитывать, чему больше уделять внимания.

Основные моменты, которые попадают в образ будущего ребенка:

— здоровье;

— образование;

— работа, карьера;

— доход;

— место проживания;

— автомобиль;

— семья (муж, жена);

— дети (здоровье, образование);

— отношения с окружающими (коллеги, друзья);

— образ жизни;

— отдых (отпуск, выходные).

Иногда этот список пополняется следующим:

— хобби;

— социальные гарантии;

— известность;

— наличие превосходных результатов (первенства, чемпионаты);

— забота о членах семьи (в том числе о родителях).

И уж совсем редко встречаются образы, связанные с ценностями и состоянием человека. К примеру, мой ребенок, когда вырастет, будет:

— счастливым, уметь радоваться жизни;

— самодостаточным;

— успешным;

— принимать решения.

Многие родители мечтают о том, что они будут помогать воспитывать внуков. Опять же, чтобы у детей было время на работу и личную жизнь. Есть еще мотивы, которые не всегда осознанны: я хочу всегда о ком-то заботиться и хочу, чтобы заботились обо мне.

Почему такое ограниченное мышление? Да просто потому, что мы сами так воспитаны и когда-то даже смелости мечтать о большем не было. На пенсию можно было позволить только конфетки и мелкие подарки, остальные деньги уходили на текущее содержание. И никаких планов по поводу отдыха, хобби, путешествий не возникало. «Чем богаты, тем и рады». Были и те, у кого были большие возможности. Но где-то в книгах, фильмах и очень далеком окружении.

После 60 лет можно еще строить какие-то личные планы или связывать их только с детьми и внуками? Жить активно или доживать? На мой взгляд, этими вопросами нужно задаваться не тогда, когда на пенсию выйдешь, а когда дети рождаются и можно заложить в процессе воспитания фундамент, позволяющий детям стать самодостаточными, а родителям решать в старости свои задачи.

Дети не всегда могут достойно оценить тот факт, что родители собственные мечты и желания отдали в пользу воспитания детей. Они не просили эти жертвы.

В мире происходят стремительные изменения. То, что актуально было 10 лет назад, сейчас может не иметь никакого значения или даже мешать. Компетенциями на то, чтобы оценить, какими качествами и навыками должны овладеть дети для того, чтобы гармонично вписываться в окружающий мир, владеет мало кто. А может, и нет таких людей.

Хорошая новость в том, что есть основополагающие ценности, формируя которые, можно быть уверенным в том, что дети найдут свое достойное место.

На том, как подходить к созданию образа будущего своего ребенка, остановлюсь подробно в следующих главах.

Хороший пример — наилучшая проповедь.

Влияние наших родителей и семьи

Мы воспитываем своих детей так, как воспитывали нас. На 90% процесс воспитания неосознанный, мы поступаем так, как поступали с нами.

Поэтому коротко расскажу о своем детстве. Я родилась в Башкирии в деревне. О будущем думать особо некогда было, надо было выживать. И работать от восхода солнца до заката. Дрова заготовить, чтобы дом топить, сено накосить, чтобы скотину кормить, воды из родника в ведрах на коромысле принести. А еще много земли для ухода: сад на 10 соток, огород за речкой еще соток 8 и картофельное поле на 20 соток. Часть урожая, чтобы самим зимой не голодать, а часть на корм скоту. Натуральное хозяйство.

Мне довелось жить в условиях Советского Союза, и теперь есть возможности оценить мотивы моих родителей.

Пока мы жили в деревне, нужно было просто выжить. Поэтому день у родителей начинался с рассвета. Сначала все домашние дела. Если зимой, то натопить печь дровами. Печь использовалась для приготовления пищи. Нужно было рассчитывать время, когда жар был оптимальный для выпечки хлеба и жарки-варки.

В сараях жила скотина, которую надо было кормить и за ней убирать. А еще доить коров и периодами чесать пух с коз, стричь шерсть с овец, собирать куриные яйца и, увы, заниматься убоем. А для того, чтобы скотина была сытая, летом заготавливались корма: сено и солома. Комбикорм обменивался на мясо или выдавался в счет зарплаты.

Сейчас даже сложно оценить масштабы этой домашней работы. Я помню, что у нас было 3—5 коров, 4—6 свиней, по 10—15 овец и коз, зимой 10—15 кур, летом 150—200 кур. Естественно, что все это не съесть самим. Мясо, молоко, шерсть, пух, яйца были обменной валютой. Это можно было продать. В 70-е годы у папы зарплата была 60 руб., у мамы — 40 руб., а ВАЗ-2101 стоил 5500 руб., ВАЗ-2103 — 7500 рублей. Деньги копились на машину, потому что больше тратить было некуда. Я даже не очень понимала, зачем в деревне магазин. Ассортимент там был очень ограниченный. Крупы и сахар закупались раз в несколько месяцев мешками, остальное все было свое.

Мне досталось забот с хозяйством по минимуму, только уборка в доме и мытье посуды в тазике. Я была младшенькой. А сестры и брат вкусили по полной: навоз чистили, дрова кололи, доили и т. д.

Мама работала секретарем в школе. Это была очень блатная работа, потому что в тепле и не тяжелая. А папа был правой рукой председателя колхоза. Он, имея образование 7 классов, знал всю механизацию на три деревни: комбайны, трактора, доилки, еще и оборудование на маслозаводе. Должность называлась скромно: бригадир механизированной комплексной бригады. Должность выше нельзя было присвоить человеку с неполным средним образованием. На папе держалась вся механизация. Чтобы обслуживать большое хозяйство, у папы был персональный транспорт — конь Орлик. Летом тарантас, а зимой сани. Весной и осенью папу я видела очень мало. Весной — посевная, осенью — сбор урожая.

Наш дом по умолчанию был гостиницей. Все, кто приезжал в деревню по делам, почему-то ночевали у нас. И мама всех кормила. В доме часто было много гостей.

Папа отвечал за выполнение ударных показателей, установленных на пятилетку. С него спрашивались удои молока, центнеры пшеницы, веса коров на убой. И у папы получалось выводить за мизерные зарплаты людей в поля и в коровники. И были рекордные показатели: 50 центнеров зерна с гектара, 18 литров молока с коровы.

Я помню ощущение гордости у отца за эти достижения. Такие результаты получались часто не «благодаря», а «вопреки». Отсутствие топлива, запчастей, удобрений, рабочей силы. Заработал он право на покупку автомобиля, орден Ленина, и даже говорили о присвоении звания Героя Социалистического Труда. Не случилось. Сгорел дом (сожгли), и были угрозы жизни. Пришлось из деревни уехать.

Я свое детство считаю счастливым. У меня было все, что тогда можно было желать. Были одни валенки на зиму, и не стоял вопрос, что их нужно больше. Кстати, валенки из домашней овечьей шерсти, сваленные дома папой.

Было много семейных мероприятий: заготовка дров, сена, ягод. Папа лыжи сам делал, игрушки мама шила. У меня были лучшие новогодние костюмы. Вкусностей было достаточно: в саду 40 яблонь и много всяких ягод, конфетки по праздникам.

Горки ледяные заливались, полдеревни воду ведрами таскали. С ранней весны до поздней осени все дети играли в лапту. Шикарная забава. Кто не знает, это аналог бейсбола. Сабантуи были: это окончание посевной кампании и окончание сбора урожая.

Что мотивировало моих родителей так жить и работать? Главное — страхи. Они пережили войну, голодные годы, эпидемии, потерю родителей и детей. И они очень хотели это избежать и обеспечить своим детям лучшее будущее. Они строили лучшее будущее на уровне семьи и страны. И вкладывали в это все силы. Меня поражает то, сколько мои родители умели всего делать.

Те возможности и тепличные условия, которые есть сейчас, многие недооценивают. Они безграничны.

Мои мама с папой давали для развития детей все, что было в их силах и в тех условиях возможно. Я была «последышем», седьмым позднерожденным ребенком и получила любви больше, чем мои сестры и братья.

Папа в шашки со мной вечерами играл, какой бы уставший ни приходил, отработав с пяти утра. Он сам делал удочки, лук и стрелы, санки и лыжи, смолил их, чтобы воду отталкивали и скользили.

Мама книжки читала, шить учила, на новогодние карнавалы сама шила костюмы, которые до сих пор помню. Был костюм с голубями «Миру — мир!». На костюме были гербы 15 советских республик. В наше время я такого костюма даже представить не могу: бэтмены, шреки, герои компьютерных игр. Еще учили много чему, что, к счастью, не пригодилось: коров доить, картошку окучивать, овец стричь, потроха разделывать, кур щипать.

В те времена деревенским жителям при достижении 16 лет не выдавали паспорта. Такова была политика государства для удержания людей на селе. Какова перспектива у молодежи? Мои родители хотели своим детям лучшей судьбы, поэтому старших сестер и брата отправили на учебу до достижения совершеннолетия, чтобы дать возможность получить паспорт в другом месте. Когда мне исполнилось 11 лет, мы вынуждены были уехать из деревни.

Город с населением 50 тысяч человек давал уже совсем другие возможности. Мама очень хотела, чтобы я научилась играть на баяне, и отвела меня в музыкальную школу. Но меня не взяли, слон на ухо наступил. Обилие других предложений: спортивные секции, кружки — меня поражало, и хотелось попробовать все. Хореографическая школа, баскетбол, плавание, шитье, шашки. Родители позволяли заниматься всем, чем хочу, при условии хорошей успеваемости и выполнения домашних дел.

Домашние дела: уборка в доме и поход в магазин. Это сейчас в магазин можно сходить за 15 минут и купить все необходимое. А тогда за молоком очередь нужно было занять за час до того, как его привезут. Если заранее не занял, то, скорее всего, молока уже не достанется. Три литра молока и булка хлеба ежедневно были моей задачей.

Мама приучала к домашним делам, чтобы стала хорошей хозяйкой. Хорошей женой может быть только хорошая хозяйка, иначе люди плохо будут говорить, и муж будет недоволен. Такой была реальность, и мамины стереотипы были ее частью. Поэтому к окончанию школы я умела шить, вязать, вышивать, варить, штукатурить, белить и красить, ухаживать за скотиной, за садом и огородом, консервировать, содержать дом в чистоте.

Кое-что из усвоенного в юности в жизни помогло, но оказалось, что умение быть хорошей хозяйкой не гарантирует прочность брака. Поменялись времена, возможности и основы счастливой совместной жизни. Оказалось, что то, что было жизненно важно в условиях 50—60-х годов, сейчас совсем не востребовано. Можно не уметь вдевать нитку в иголку, и это не будет пороком. Жить без этого умения можно, и очень даже хорошо.

С шашками получилась такая история. Со школы набирали команду на первенство города по шашкам. И я в 5-м классе выиграла первенство города среди школьников: неплохо меня папа с семи классами образования натренировал. Меня пригласили на первенство области — 2-е место на своей доске. Дальше первенство России.

Но, к сожалению, мама решила, что если я буду ездить по соревнованиям, то запущу учебу. С шашками пришлось распрощаться. Меня родители постоянно упрекали в том, что в семье все дети были отличниками, а я не могла даже одну четверть закончить без четверок. С первого класса четверка по русскому языку, а потом по литературе и по немецкому языку.

В 9-м классе я занялась лыжными гонками, в тот же год выполнила 1-й взрослый разряд. Мама не очень приветствовала эти занятия, постоянно выстраивала барьеры, которые я успешно обходила. Потом мама сказала: «Лучше бы я тебе шашками разрешила заниматься, хоть в тепле сидела бы».

Еще меня очень любил мой брат, который был старше на семь лет. Он уделял мне много времени с самого раннего детства: научил плавать, кататься на велосипеде, играть в лапту, водить мотоцикл. Позже, благодаря ему, я научилась фотографировать пленочным фотоаппаратом и освоила гитару.

Естественно, что я должна была получить высшее образование. И это было предметом гордости для моих родителей, потому что среди родственников никто не смог его получить. Выбор я могла сделать самостоятельно, и родители никак на него не влияли.

По окончании школы можно было продолжить спортивную карьеру, так как было приглашение в сборную области с возможностью зачисления в любой вуз.

Мама с папой озвучили глобальную мысль: «Все, что могли мы для тебя сделать, сделали. На время обучения в институте ежемесячная помощь 30 рублей. Дальше рассчитывай на себя». Родители уже были в пенсионном возрасте, и их наставление было абсолютно логично (для справки: 30 рублей тогда это 150 булок хлеба).

С момента окончания школы родители не влияли на мой выбор вообще. Все мои решения принимали как факт. И у меня вопросов не возникало, что родители могут не одобрить мой выбор.

Я понимаю, что мои родители делали все, что могли, для моего счастливого детства и вкладывали много времени и энергии в мое воспитание. У меня был хороший пример для подражания: мама и папа как личности и их уважительные теплые отношения друг к другу всю совместную жизнь.

Самое важное, что я приняла от них с благодарностью и потом транслировала на своих детей, — это право выбора, право самой принимать решения и за них отвечать.

Каждый из нас «дырка от своего бублика» и переносит родительские модели воспитания на своих детей.

Влияние значимых людей и примеров из жизни

Я уехала учиться в Магнитогорский горно-металлургический институт. Абсолютно логичный и стандартный выбор для жителя горняцкого городка. Тем более у меня была хорошая компания — еще два одноклассника. Мы не только учились в одной группе, потом еще и работали в одном институте, и живем сейчас в одном городе.

С 3-го курса мое внимание переключилось со спорта на науку. Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком Владимиром Алексеевичем Галкиным. Он очень сильно отличался от всех преподавателей: нестандартно вел занятия, активизировал аудиторию, студентов воспринимал на равных, предлагал много разных способов сдачи экзаменов. Это само по себе было непривычно и вызывающе. И я попалась на крючок: вызвалась сдать экзамен по горному транспорту через три дня после начала семестра, изучив учебник. Экзамен я так и не сдавала. Ушла в науку с головой.

Общение с Владимиром Алексеевичем я ставлю на второе место после семьи по влиянию на мои подходы в воспитании детей. Однажды, в неформальной беседе, он спросил мое мнение о семье и детях. Я ответила, что хочу, чтобы у меня было пять детей. Он спросил: «Почему пять?» Я ответила, что хочу реализовать в них то, что мне в детстве не удалось. Он отреагировал неожиданно для меня: «Я надеюсь, что вы со временем сможете понять, что нельзя рожать детей для удовлетворения собственных амбиций. У них свое предназначение».

Наше сотрудничество продолжалось 15 лет. Его «уроки успеха» работают для меня до сих пор. Многие мысли, сказанные тогда, отзываются по мере моей готовности их принять. После 3-го курса Галкина перевели в Челябинск директором НИИОГР (Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт открытых горных работ).

Мы продолжали взаимодействовать весь период обучения, а по окончании я начала работать младшим научным сотрудником. Через полгода у меня уже был свой проект в Кемеровской области, начала сдавать кандидатский минимум и планировала писать кандидатскую диссертацию по открытым горным работам.

Но жизнь, благодаря Галкину, развернулась по-другому. Владимир Алексеевич познакомился с директором 31-го физико-математического лицея Александром Евгеньевичем Поповым, и они начали думать о перспективах сотрудничества.

Талантливые лицеисты стали частыми гостями в институте. Искались возможности направления их талантов на благо горной науки. Я начала общаться с кафедрой информатики и с продвинутыми программистами с целью постановки профессиональной задачи. Компьютерная техника начала врываться в нашу жизнь (1990 г.).

В результате из средств, которые были на моем лицевом счете, я оплатила поездку команды лицея на УЛШИТ (Уральскую летнюю школу информационных технологий). Увлекательнейшее и абсолютно новое событие для тех времен. Оно послужило поворотной точкой в моей профессиональной карьере.

В городе Миассе на две недели собрались со всей страны ученики, увлеченные программированием. Приехали они группами по 8—10 человек во главе с руководителями, каждый из которых был продвинут в определенной теме. Программа строилась на курсах этих руководителей.

Был организован масштабный обмен опытом. Занятия проводились в два потока с 10 утра до 10 вечера, без выходных. На практические занятия потоков было больше, чтобы охватить всех. Все дни я наблюдала фантастическую картину. Сначала бурное обсуждение расписания у доски объявлений, а потом перемещение групп из одной аудитории в другую с активными комментариями.

Я тоже ходила на занятия. Чувствовала себя иностранкой, мало понимала из того, что давали преподаватели. В перерывах и в гостинице из общения тоже мало что понимала, потому что все разговоры у ребят строились вокруг тем занятий.

Из этой поездки я усвоила очевидную ценную мысль. Если детям что-то интересно, они могут заниматься этим бесконечно долго, не уставая и очень быстро развиваясь. Надо только увлечь. Ради этой мысли имело смысл потратить десять дней жизни.

Во что же вылилась эта поездка?

Галкин с Поповым решили создать Школьный НИИ с целью привлечения школьников к научной работе. Объявили конкурс на вакансию директора. Заявки подали 15 человек. После того как оказалось, что деятельность нужно создавать с нуля без финансирования, кандидаты испарились.

При очередном разговоре о перспективах этого проекта Владимир Алексеевич посмотрел на меня и сказал: «Галина, да у тебя глаза горят. Тебе надо заняться этим делом. И лучше сразу регистрируй малое предприятие, чтобы на хозрасчете были». Вот так, с легкой руки моего руководителя, я стала директором негосударственного образовательного учреждения.

По мере того, как растут дети, рядом с ними оказываются люди, влияющие на их развитие. Воспитатели, педагоги могут влиять напрямую, а могут через родителей. Родители по-разному реагируют на обратную связь от детского окружения: кто-то пропускает мимо ушей, кто-то слушает, но продолжает поступать в соответствии с устоявшейся моделью поведения, кто-то пытается менять свои подходы.

Окружение имеет огромное значение. Дети выбирают себе кумиров, на которых хотят быть похожими. Родители зачастую не имеют авторитет, и воспитательные речи имеют нулевое воздействие. Зато фраза, сказанная другом, будет истиной. И эта фраза может формировать поведение, ценности.

Лучшее, что могут сделать родители, — это помочь выбрать правильное окружение. Школа, секция, лагерь. А еще и собственное окружение, которое тоже может сыграть большую роль в выборе ребенка и его судьбе.

Профессиональное погружение в тему воспитания

Малое научно-техническое предприятие «Школьный НИИ «Байт» было зарегистрировано 3 января 1991 года. Через три месяца после выхода закона о малых предприятиях. Учредителями были три физлица, НИИОГР и 31-й лицей. Для начала деятельности на расчетный счет были перечислены 7000 рублей с моего лицевого институтского счета. Это весь фонд экономии заработной платы. На эти деньги тогда можно было купить российский автомобиль, но решено было использовать средства для благих целей.

Два месяца я обходила все лаборатории института в поисках работы, которую могли бы выполнять школьники. На тот момент у них было одно весомое преимущество: они умели работать на компьютерах, а сотрудники института еще нет. Но школьники не обладали навыками обучения.

Удалось заключить совсем небольшие договоры на несколько работ. На тот момент наука перестала централизованно финансироваться, и денег уже не хватало основному научному составу. Изначальная идея Школьного НИИ показала свою несостоятельность.

Но как-то же надо зарабатывать. И тут вспомнилась поездка на УЛШИТ. После того как я состыковала идею УЛШИТа с проблемами малых городов, возникла интересная идея для бизнеса.

Клиентами института являлись угольные предприятия. Все они находятся в поселках и небольших городах. Молодежь этих поселков обделена плодами цивилизации, возможностей для развития намного меньше, чем в больших городах. Дети часто думают о том, что им многое недоступно и не дано, от них мало что зависит.

Мне самой этот комплекс знаком с детства. Я ведь тоже из горняцкого городка и знаю все не понаслышке, а изнутри. Родители думают о том, как детям привить правильные интересы и обеспечить хорошую перспективу. Потребность актуальная и распространенная. Надо только предложить правильный продукт.

Вместе с директором и преподавателями 31-го лицея мы создали несколько программ, из которых можно было формировать двухнедельные курсы под запрос учеников.

Основным блоком была «Информатика», тренд того времени. Остальные блоки формировались участниками самостоятельно: психология, техника развития памяти, риторика, физика, математика, экономика. Курсы проводились круглогодично, как в каникулярное, так и в учебное время.

С регионов приезжали группы школьников во главе с руководителем. Вначале такие поездки финансировали угольные предприятия, потом родители. Всего у нас побывало больше 1500 человек со всех уголков страны: Сахалин, Хакассия, Красноярский край, Читинская, Кемеровская, Оренбургская, Липецкая, Челябинская области, Казахстан, Крым.

По мере изменения законодательства предприятие трансформировалось в Негосударственное образовательное учреждение «Байт». В структуре компании появились детский сад, начальная школа, дополнительное профессиональное образование (для педагогов), воскресная школа для молодежи Челябинска.

Спустя пять лет с момента начала деятельности к нам поступило предложение начать со школьной скамьи подготовку управленческих кадров для угольной промышленности. В конкурсном наборе участвовали дети угольщиков и погибших шахтеров. Обучение начиналось в интернате с 11-го класса и до получения высшего образования. Таким образом, деятельность компании дополнилась средним и высшим образованием. Все это делала небольшая команда единомышленников из 10 человек, с привлечением более 200 самых интересных педагогов города.

Это было семь лет совместного увлекательного творчества. Мы регулярно проводили мозговые штурмы, семинары, мастер-классы. Я постоянно общалась с профессионалами своего дела и обсуждала вопросы воспитания и развития детей. Бизнес давал возможность реализовывать то, что в системе государственного образования тогда сделать было невозможно.

А еще у нас появилось новое направление деятельности: управленческое консультирование. Я закончила Школу консультантов по управлению в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Образование, которое впоследствии помогло реализоваться в профессии и оказалось применимо к вопросам семьи.

Когда родились свои дети, я активно использовала знания, полученные в процессе деятельности.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

Народные мудрости о воспитании

Основные советы по воспитанию детей можно извлекать из пословиц. В них выражена народная мудрость в повествовательной или поучительной форме. Она формировалась и закреплялась в обиходе веками, подтверждая озвученную истину.

Какие-то пословицы можно присвоить себе в качестве личных принципов. Я попробовала сгруппировать пословицы и поговорки по нескольким темам:

— о влиянии родителей,

— о способах воспитания,

— о сложностях воспитания,

— о пороках,

— о силе знаний,

— о времени воспитания.

О влиянии родителей

Что посеешь, то и пожнешь.

Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.

Выкормил змейку на свою шейку.

К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.

Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.

Кто от кого, тот и в того.

Каково семя, таково и племя.

У доброго батюшки добры и детки.

Сын хорошим не родится, а воспитывается.

Один добрый пример лучше ста слов.

Послушному сыну отцов приказ не в тягость.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Добрый пример лучше ста слов.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

От осинки не родятся апельсинки.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Воспитай старшего, а младший сам научится.

По ученику и об учителе судят.

К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.

Хороший пример — наилучшая проповедь.

Недалеко от дерева яблочко падает.

От доброго кореня добрая и отрасль.

Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила.

Ребенок что воск — что хочешь, то и сольешь.

Родители трудолюбивы, и дети неленивы.

Сучка гав, и щенята гав.

Сын мой, а ум у него свой.

У рыжей лисы не чернобровые щенята.

Как отец относится к матери, так и дети относятся к ней.

Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.

Каков отец, таков и молодец.

О любви к детям

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Дети, что цветы: уход любят.

Свой дурак дороже чужого умного.

Дети хоть и криво, да отцу-матери мило.

Материнская ласка конца не знает.

Мед сладок, а ребенок еще слаще.

Сова и та своих совят хвалит: головастые да лупастые.

У всякого первенец родится — во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды.

У милого дитятки много имен.

Материнская душа красивая, материнская любовь слепая.

Материнская любовь до гроба.

Нет друга нежнее матери.

Материны глаза слепы.

Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

О способах воспитания

Побои мучат, а не учат.

Смолоду прореха — под старость дыра.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.

Голодное брюхо к ученью глухо.

Наказывать легче, чем воспитывать.

Повторенье — мать ученья.

Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.

Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.

Понукание — не воспитание.

Не штука проучить, а штука научить.

Не все тоской, нужно и лаской.

Учение образует ум, воспитание — нравы.

Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.

Не выучит школа, выучит охота.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Воспитывай лаской, а не тоской.

Неразумная опека хуже беспризорности.

Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.

Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.

Учи доброму, так худое на ум не пойдет.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Водила за ручку — получила белоручку.

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Немой упрек тяжелее сказанного.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

Хорошая порка еще никому не помешала.

Учи жену без детей, а детей без людей.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет.

Корми ложкой, да дави ножкой.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Масляна головка отцу-матери не кормилец.

Ненаказанный сын — бесчестие отцу.

О времени воспитания

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

И к худу, и к добру приучаются смолоду.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.

Ломи дерево, пока молодо.

О сложностях воспитания

Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.

Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.

Дурака учить — решетом воду носить.

Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

Сумел родить, сумей и воспитать.

Детушек воспитать — не курочек пересчитать.

Детушек воспитать — не курочек перещипать.

Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.

Ум не имеет цены, а воспитание — предела.

Умел дитя родить — умей и научить.

У семи нянек дитя без глазу.

О пороках

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сидя у матушки на сарафане уме, н не будешь.

Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.

Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.

Капризен в детстве — уродлив в старости.

О силе знаний

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Человек неученый — что топор неточеный.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Учи других и сам научишься.

Учиться никогда не рано и никогда не поздно.

Не нужен ученый, а нужен смышленый.

Ум и воспитание — братья-близнецы.

Чему научился в молодости, то пригодится в старости.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Про каждую пословицу можно написать целую книгу. И читатели наверняка про каждую имеют свою историю. Можно даже поупражняться: прочитать и вспомнить историю из жизни. Уверена, что на каждую историю найдется подтверждение.

Чем пословицы хороши? Краткостью. Не нужно рассказывать долгих историй, достаточно сказать вовремя нужную фразу. Часто эта фраза нужна не для собеседника, а для себя самого, как руководство к действию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастливая мама – счастливые дети. Из опыта достижения личных целей в балансе с воспитанием детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я