Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Галина Ергазина-Галеррос

Книга Галины Ергазиной-Галеррос, Болата Шакипова «Памяти фронтовым кинооператорам (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии» знакомит читателей с подвигом фронтового кинооператора в желании служить Жизни, вопреки чудовищных реалий трагедии Великой Отечественной войны, с мечтой мирной планеты Земля. Эта мечта живёт и в мелодиях поэтического фронтового наследия, с его жизнеутверждающей радостью жизни для всего Мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Крылатый героизм фронтового оператора

Фронтовые кинооператоры, поднимаясь в небо, нередко ценой своей жизни, несли суровую правду о трагических днях Великой Отечественной войны, о жестоких дорогах к Победе 9 мая 1945 года.

Войну снимали более 258 операторов, из них — 34 поднимались в небо на боевых самолетах. В центральных газетах — «Правде», «Известиях» и «Красной звезде» 6 августа 1941 года появился снимок бомбометания нашими самолетами по немецкой танковой колонне. Это было первое документальное подтверждение эффективности наших авиаударов. Уникальное и очень качественное изображение сопровождал текст: «Вместе с N-ской эскадрильей бомбардировщиков на бомбежку фашистских мотомехчастей вылетел оператор „Союзкинохроники“ тов. Н. А. Вихирев. Бомбы, сброшенные нашими самолетами, ложились в цель, на дороге, по которой двигались фашистские танки. На снимке: момент бомбометания, заснятый тов. Вихиревым. Внизу на дороге видны разрывы бомб».

Моральная значимость и духовная поддержка этого снимка, сделанного с кинокадра, трудно было переоценить. В те горькие трагические дни в сердца миллионов людей он вселил надежду, стал тем глотком кислорода, который удесятерил силы и укрепил веру в неизбежный разгром врага, веру в победу. «Бьют гадов!» — сжимали кулаки бойцы в окопах, рабочие у станков, колхозники на полях.

Николай Вихирев своей воздушной киносъёмкой поднял наших кинооператоров в небо войны. Как вспоминал выдающийся советский кинооператор Роман Кармен, после потрясшего всех шедевра смелого кинооператора все, и он в том числе, неудержимо рвались в авиаполки. Не осталась незамеченной работа Н. Вихирева и среди высокого начальства. Николай был удостоен личной аудиенции у Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова, которого за глаза иначе как личным киномехаником Сталина и не называли. Отснятый Н. Вихиревым драгоценный материал был передан в руки ведущего кинорежиссера документального кино Дзиги Вертова и его жены, лучшего советского монтажёра Елизаветы Свиловой-Вертовой.

И уже 13 августа 1941 года на экраны страны вышел киносюжет «Советские бомбардировщики на линии огня». Это были первые кадры, снятые в годы войны с борта самолета. Воодушевленный воздушными съёмками Николая Вихирева, в августе 1941-го в небо поднялся кинооператор Марк Трояновский. На Южном фронте, под Одессой, отважно сражался 5-й бомбардировочный полк подполковника Феодосия Котляра (будущий генерал, командир 4-й гвардейской Борисовской авиадивизии, единственный в бомбардировочной авиации комдив, удостоенный звания Героя Советского Союза). Здесь, крымский татарин старший лейтенант Абраим Решидов (войну закончил Героем Советского Союза, гвардии майором, имел на счету 191 боевой вылет) из кабины стрелка-радиста старшины Василия Давиденко снял удар по колонне врага у райцентра Березовка.

В сентябре 1941-го на воздушную киносъёмку отправилась целая спецбригада во главе, с имевшим после съёмок в Испании огромный авторитет, капитаном Романом Карменом. В неё впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съёмки были «немыми».

Николай Вихирев со своим напарником Борисом Вакаром летали в 33-ем бомбардировочном полку 19-й бомбардировочной дивизии. Почти весь летный состав полка имел боевой опыт, воевал в Испании, Финляндии, на Халхин-Голе, был награжден орденами и медалями. Они—то знали, что в бою с «мессерами» находились на волосок от гибели и шансов вернуться живыми было очень и очень мало. Когда полк наносил удары по врагу западнее столицы Украины, у Коростеня, и по танковым колоннам на шоссе Житомир — Киев, в снятом Николаем Вихиревым материале в выпусках «Союзкиножурнала» оперативно вышли два сюжета — «Ночная бомбардировка» и «Разгром вражеского аэродрома». Это была первая в истории советской кинодокументалистики ночная воздушная съёмка в боевых условиях портативной кинокамерой фирмы «Белл-Хоуэлл» с 16-мм пленкой, приспособленной для установки её на самолёт.

Самым подходящим самолётом для воздушных киносъёмок в годы войны был штурмовик Ил-2. Летали на нем операторы в кабине воздушного стрелка, из которой работать было очень удобно. Но эти самолеты сбивали чаще других, однако над этим особо не задумывались — война есть война.

К сожалению, практика снижения вышестоящим начальством статуса наград, к которым представлялись крылатые кинооператоры, была очень распространена. Недооценивался смертельный риск операторов, их чаще «прессовали»: даже ставших впоследствии настоящими асами воздушной киносъёмки Давида Ибрагимова, Бориса Шера, Давида Шоломовича и других.

В конце 1944-го у Романа Кармена появилась идея: а что если сам воздушный стрелок Ил-2 одновременно будет и кинооператором? Своей мыслью он поделился со своим ассистентом, совсем юным 19-летним Юрием Королёвым. Так в 525-м штурмовом полку появился единственный в ВВС штатный воздушный стрелок-кинооператор гвардии старшина Ю. Королёв. С кинокамерой и пулеметом он совершил в этом полку 31 боевой вылет на Ил-2 и еще 7 — в 571-м шап на Ил-10, за что его наградили двумя орденами. Юре суждено будет стать не только самым молодым крылатым кино-съёмщиком войны, но и единственным, кто снимал в воздухе из кабины стрелка новейшего советского штурмовика Ил-10. После войны Юрий Дмитриевич почти 40 лет возглавлял фото-отдел журнала «Советский Союз».

За долгие четыре года войны у ведущих воздушных кинооператоров завязалась настоящая фронтовая дружба с летчиками авиаполков, у которых они снимали чаще других. Для капитана Давида Ибрагимова это был 99-й, ставший к концу войны 96-м гвардейским Сталинградским Краснознаменным, ордена Кутузова полком. Один из лучших в бомбардировочной авиации, он начал войну в июне 1941-го на Минском направлении. Был у Д. Ибрагимова в этом полку и любимый экипаж, с которым он обычно и летал. Возглавлял его летчик Алексей Смирнов. 28 июня 1941-го во время третьего боевого вылета в район Бобруйска ему чудом удалось выжить, посадив горящий СБ-2. А в сентябре о его экипаже уже знали во всех авиаполках ВВС. Выполняя приказ командования Юго-Западного фронта, Смирнов вылетел на Пе-2 на окруженный немцами аэродром «Борисполь» под Киевом. При заходе под обстрелом на посадку у самолета был пробит бензобак, повреждены лопасть винта, руль глубины, из мотора потекло масло. Передав пакет с распоряжением и наспех исправив повреждения, экипаж не только сумел взлететь, но и вывез с собой шесть летчиков из местной части. Четырех усадили в кабину к стрелку-радисту, одного — к штурману и еще одного, будущего Героя Советского Союза Ивана Кобылецкого привязали к самолету веревками — в бомбо-отсеке. К концу войны весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза. А в 1942-м Давид Михайлович за 12 боевых вылетов сделал о летчиках полка фильм «Боевые дни N-ской авиачасти» — целых 17 минут. За это он был удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени.

Давида Ибрагимова связывали очень теплые, дружеские отношения с Николаем Вихиревым, которого он часто приглашал на съёмки в свой 96-й гвардейский полк. В дни Курской битвы, 21 сентября Н. Вихирев снял здесь свой очередной киношедевр. Перед полком, которым командовал эстонец гвардии полковник Александр Якобсон, была поставлена задача: уничтожить железнодорожную станцию Новозыбков и не допустить отхода немецких эшелонов на Гомель. Выполнить её командир поручил лучшим экипажам, которые вошли в девятку гвардии капитана Павла Субботина. Ведущим ведомого звена, то есть замыкающего, последнего, в ней летел Пе-2 гвардии лейтенанта Александра Гнетова, на борту которого и находился Николай Вихирев. Удар по станции получился мощный и точный. Архивные документы свидетельствуют, что были полностью уничтожены станционное здание, 4 эшелона с личным составом и техникой, взорван эшелон с боеприпасами, два склада с горючим и бомбами. Взрывы и пожары бушевали на станции до утра 22 сентября. И всё это торжество возмездия благодаря сьёмкам на «Аймо» Николая Вихирева демонстрировалось во многих фильмах. А потом были вылеты на Калинковичи, Мозырь, под Бобруйск и Березино.

Особенно активно Д. Ибрагимов летал на съёмки в конце войны, совершив с января по май 1945-го г. — 23 боевых вылета и отсняв в воздухе 2019 метров киноматериала. На этой пленке — бои за Варшаву, Познань, Кюстрин, Берлин. При этом, в мае победного 45-го, Давид Михайлович стал снимать с борта Пе-2 последние удары по Берлину. Его рискованная работа была оценена достойно — орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Подшефным для другого выдающегося аса воздушной киносъёмки майора Давида Шоломовича стал 7-й гвардейский Севастопольский ордена Ленина, Краснознаменный штурмовой авиаполк (в 1941-м воевал в небе Бобруйска). С аэродрома у станицы Тимашевская Краснодарского края в июле 1943 года он летал на киносъёмку с легендарным лётчиком полка гвардии капитаном Василием Емельяненко, будущим Героем Советского Союза, золотым медалистом Военно-воздушной академии, кандидатом военных наук. Снятые кадры вошли в фильм «Крылья народа». Продолжалось сотрудничество кинооператора с ним в небе Крыма, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Только за июнь — декабрь 1943 года крылатый оператор совершил 28 боевых вылетов. Он смело летал над Керченским проливом, на Малую Землю, Тамань, Новороссийск… Не было ни одного типа советского бомбардировщика, на котором не поднимался бы в небо Давид Григорьевич. И не только советского. В апреле 1943-го он ночью летал на американском бомбардировщике DB-7B («Бостон-3») в 452-м авиаполку. Имел Д. Шоломович и три вылета на борту дальнего бомбардировщика Ил-4 на город Таллин. За проявленные при киносъёмках мужество и отвагу майор Д. Шоломович был награждён пятью орденами.

Кинооператора капитана Николая Быкова всегда с радушием встречали в 241-м штурмовом полку, с командиром которого, уроженцем Витебщины, Героем Советского Союза майором Петром Сыченко он не раз поднимался в небо. Но особенно Николай Владимирович отличился при съёмках документального фильма «Александр Покрышкин», вылетая на истребителе-спарке Як-7 на реальные воздушные бои, рискуя и стойко перенося солидные перегрузки при боевом маневре.

Фронтовой кинооператор Борис Шер совершил 25 боевых вылетов на самолетах Пе-2 и Ил-2, но самым памятным для него стал полёт 10 июня 1943 года в составе 571-го штурмового авиаполка на штурмовку Брянского аэродрома. Надо сказать, что работа по аэродромам была для Ил-2 самой опасной и обычно сопровождалась большими потерями, не стал исключением и этот вылет. В одной из характеристик на Шера написано: «Несмотря на долгое пребывание на фронте, боевым оператором не стал», однако, именно ему — единственному — было суждено сбить во время киносъёмки немецкий истребитель.

Капитан Б. Шер полетел на киносъёмку на замыкающем боевой порядок штурмовиков самолете, на котором была установлена специальная аппаратура для фотосъёмки результатов удара. Это было очень опасно. На крайний самолет немцы всегда обрушивали настоящий шквал огня из всех зенитных средств. Пилотировал этот Ил-2 один из самых отчаянно храбрых летчиков полка командир звена младший лейтенант И. Старченков. 224-я штурмовая дивизия пошла на Брянский аэродром группой из 23 самолетов из 571-го и 566-го полков под прикрытием 29 истребителей Як-7б. Нетрудно представить, что пережил Борис Ильич, когда прямо на его глазах были сбиты 18 наших штурмовиков! Два «фоккера» набросились и на Ил-2 Ивана Старченкова, а Б. Шер меткой очередью из УБТ срезал «фоккер», который рухнул на землю.

О подвиге крылатого кинооператора написали тогда все центральные газеты страны, а наградили Бориса Шера только через год — 11 июня 1944-го, когда страсти об огромных потерях в том вылете улеглись, и то лишь орденом Отечественной войны 2-й степени. Борис Ильич поддерживал связь с И. Старченковым, который впоследствии вырос в настоящего аса, лучшего летчика 224-й штурмовой дивизии, штурмана полка до трагического дня 13 февраля 1945 года. При выполнении боевого задания в сложнейших метеоусловиях его счастливый Ил-2 был подбит и при вынужденной посадке у поселка Рудзица, недалеко от Кракова, взорвался. А через 10 дней капитану Ивану Старченкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Воздушные кинооператоры все были ребята неробкого десятка, но даже среди них особо выделялся майор Леон Мазрухо. На счету Леона Борисовича было 48 боевых вылетов на Пе-2, Су-2, Ил-2, за которые он в 1942 году был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1945-м — орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Свой первый боевой вылет Л. Мазрухо совершил в сентябре 1941-го на бомбардировщике Пе-2 в 210-м полку Южного фронта. Героем его воздушного сюжета «Сотый вылет» стал штурман звена младший лейтенант Михаил Кабаев, который в сотый раз летел на боевое задание и был представлен к званию Героя Советского Союза.

Особенно много и результативно летал Леон Мазрухо в 1945 году, отсняв 1.245 метров пленки. Объектив его «Аймо» снял исторические моменты действий нашей авиации в боях за Варшаву, Познань, Берлин. Во время вылета на Варшаву с заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского Барановичского штурмового полка, капитаном Ильей Айдаровым, Леон едва не погиб. Зенитный снаряд угодил в самолет и ранил летчика в голову. Всю кабину залило кровью, но Айдаров сумел выйти и из зоны огня и вернуться на свой аэродром.

Но самыми опасными вылетами были те, во время которых, выполняя приказ вышестоящего начальства, операторам приходилось вести киносъёмку в интересах разведки. Как говорится в архивном документе, майор Л. Мазрухо по личному распоряжению командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Жукова «в период подготовки к зимнему наступлению 4 — 10 января 1945 года производил под огнем противника экспериментально-разведывательную киносъёмку оборонительной полосы немцев в районе большого плацдарма за Вислой». Неудивительно, что перед наступлением на Берлин на кино-разведку вновь полетел Л. Мазрухо. От 72-го отдельного разведывательного авиаполка выделили один из лучших экипажей во главе с командиром звена старшим лейтенантом Николаем Шилкиным. В кабине стрелка-радиста старшего сержанта Ашота Оганесяна полковые авиамеханики постарались сделать так, чтобы Леону Мазрухо было удобно работать с четырьмя кинокамерами. Особая роль в выполнении этого спецзадания отводилась штурману экипажа старшему лейтенанту Ивану Богданову. Небо Берлина тщательно охранялось радиолокационными станциями, реактивными истребителями-перехватчиками Ме-262 и плотным огнем многочисленных зенитных батарей. Иван Михайлович сделал ставку на «ломаный» маршрут с несколькими поворотами и заход на Берлин со стороны солнца.

7 апреля с аэродрома под Познанью в небо поднялся специальный Пе-2Р и взял курс на столицу Германии. Линию фронта пересекли на высоте 8.000 метров. Обошли город с запада и со снижением прошли над самым его центром. Л. Мазрухо работал с кинокамерами, а И. Богданов включил бортовые разведывательные аэро-фотоаппараты. Сняли и предместье города, и линию обороны на его подступах. Немцы открыли зенитный огонь с опозданием, удалось отбиться и от бросившихся в погоню истребителей. Штурманский расчёт И. Богданова оказался верен, задача была выполнена на отлично, а все четыре члена экипажа вернулись на аэродром без единой царапины. Иван Михайлович Богданов — белорус, уроженец Дубровно Витебской области, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и четырех Красного Знамени. Это была первая качественная киносъёмка Берлина.

Значительно ранее Леона Мазрухо, 19 июня 1944 года, по заданию командования из кабины стрелка штурмовика Ил-2, рискуя жизнью, снимал укрепления переднего края противника на реке Проня в Белоруссии кинооператор Леонид Котляренко. Несмотря на жуткий обстрел, экипаж сделал на киносъемку три захода. Это был восьмой боевой вылет Л. Котляренко, за который он был представлен к ордену Красного Знамени, но получил лишь Красную Звезду. За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Вислы и Одера, Леонид Тихонович был вновь представлен к ордену Красного Знамени. И снова мимо — получил орден Отечественной войны 2-й степени.

Во время вылета на воздушную съемку был подбит и загорелся бомбардировщик Пе-2 с оператором Николаем Быковым на борту. При вынужденной посадке штурман самолета погиб, летчик получил тяжелейшую травму грудной клетки, а стрелок и Н. Быков ранены. Сбили и Пе-2 с кинооператором Павлом Касаткиным, которого силой вытолкнул из горящего самолета и таким образом его спас, стрелок-радист. Летали операторы с парашютом, но, кроме Давида Ибрагимова, специальной подготовки никто не имел. Спасительный прыжок П. Касаткина был для него первым! В декабре 1944-го в Карпатах во время съемки с По-2 погиб кинооператор капитан Борис Пумпянский. Его самолет налетел на трос канатной дороги и разбился.

27 июля 1944-го выследил «мессер» и аса воздушной киносъемки Николая Вихирева. На По-2-у 372-го отдельного авиационного полка связи он вылетел на съёмку города-крепости Перемышля. И свалилась в этот день на голову Николая Александровича, как говорится, беда, да еще и с несчастьем. Немецкий истребитель незаметно подкрался и с первой очереди зажег наш самолет. Высота не позволяла воспользоваться парашютом, и летчик попытался сесть, но, увы, врезался в провода! Мало того, еще и рухнул на самую середину реки Сан. Тяжелый двигатель сразу потянул По-2 на дно, и слава богу, что глубина оказалась всего 3 метра, а в Перемышль уже вошли наши части. И летчика, и кинооператора красноармейцам удалось вытащить на берег. Н. Вихирев получил сотрясение мозга и тяжелейшую травму позвоночника, сделавшую его инвалидом. А ведь от этого полёта его пытались отговорить. Немецкие асы специально охотились за самолетами 372-го полка, зная какие ответственные задания по перевозке рук-состава он выполняет.

В свой последний полёт инженер-майор Николай Вихирева, собрав всю свою волю в кулак, всё-таки встал на ноги и до Берлина дошёл, где снял свои заключительные кадры, поставив таким образом свою точку в этой долгой и кровопролитной войне.

На Введенском кладбище в Москве поставлен скромный памятник Николаю Александровичу Вихиреву. В стене колумбария Донского монастыря есть ячейки, где упокоен прах фронтовых кинооператоров, ставших кинорежиссерами — Валерия Семеновича Фрида и Юлия Теодоровича Дунского. Среди созданных ими 40 фильмов, особое место занимает знаменитый фильм «Служили два товарища», где была показана также история воздушной кино-разведки периода Гражданской войны.

15 мая 2015 года в Ростове-на-Дону открыли памятный камень кинооператорам — участникам войны Ростовской киностудии. На нём есть и фамилии асов воздушной киносъёмки Давида Шоломовича и Леона Мазрухо.

Уже 4 сентября 2020 года, в память о военных кинооператорах, был воздвигнут монумент «Фронтовой кинооператор» у Волоколамском шоссе города Красногорска. Здесь, в г. Красногорске, в Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации, навечно хранятся и материалы Дня Победы 9 мая1945 года, и нетленные документы — негативы фото — киноплёнки о жестокой правде трагического пути сражений защитников Родины, подвига нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941—1945).

Роман Кармен:

Моё оружие — кинокамера

Знаменитому отечественному кинооператору и кинодокументалисту, фронтовому оператору Роману Лазаревичу Кармен (наст. Корнман) (1906—1978), Народному артисту СССР, Герою социалистического труда, 29 ноября отмечалось 114 лет со дня рождения. Роман Лазаревич — член Союза писателей СССР (1940) и секретарь правления Союза кинематографистов СССР (1965). Он автор ряда книг и среди них — Кармен Р. Л. «Под пулемётным огнём: записки фронтового оператора», а также множества статей для газет и журналов, сценариев для фильмов.

Р. Кармен был отмечен различными званиями и наградами. Побывал со своей кинокамерой во многих уголках мира, от Каракумов до Испании и от Китая до Кубы, был знаком с Мао Цзэдуном, Эрнестом Хемингуэем, Джавахарлалом Неру, Фиделем Кастро, был участником нескольких войн. Он прошёл с камерой не только Великую Отечественную, но и другие войны — в Испании, в Китае (в 30-х годах) и во Вьетнаме (воевавшем против Франции). Даже легендарный советский разведчик Рудольф Абель признавался Роману Кармену, что тот всегда был для него эталоном мужества.

В отечественном документальном кино Р. Кармен был прижизненным классиком. Большинство приёмов, «законов» и принципов документальной съёмки было открыто и установлено именно им. Он впервые ввел в обиход термин «кинопортрет».

Во время Гражданской войны в Испании (1936—1939) Р. Кармен был направлен в революционные войска в качестве кинооператора. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Вместе с документалистом Йорисом Ивенсом и Эрнестом Хемингуэем он вошёл в «семью» боровшихся за республику интернациональных бригад. Поставленный совместно с К. Симоновым фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» Р. Кармен характеризует его как интернациональный и антифашистский, как свидетельство о людях, которые тогда стали под знамёна интернациональных бригад, чтобы на испанской земле вступить в бой с фашизмом.

Камера Р. Кармена, о который он говорил, что: «мое оружие — киноаппарат», стала одним из тех «окон», через которое весь мир с содроганием увидел трагедию Великой Отечественной войны. Кинорежиссер-документалист с мировым именем, он также состоял в рядах военных спецкоров «Известий» и других газет, передавая очерки и репортажи с передовой.

Ещё в 1941-м в освобождённом Волоколамске Р. Кармен запечатлел на камеру следы зверств нацистских оккупантов. Подмосковный город был освобождён 20 декабря 1941 года — и это одни из самых первых кинокадров с доказательствами преступлений нацизма, представленных международной публике. Во время Великой Отечественной он вёл съёмку сражений под Москвой и под Ленинградом.

Автор нетленного стихотворения «Жди меня, и я вернусь», писатель Константин Симонов вспоминал: «На каких только дорогах мне не доводилось встречать Кармена во время войны: и на Западном фронте, и под Яссами, и на Висле, и на Одере, и на площади перед рейхстагом, и в Карлсхорсте, в зале, где подписывался акт безоговорочной капитуляции. Я видел его весёлым и — злым, и здоровым и больным, забинтованным, еле державшимся на ногах, но всегда и всюду снимавшим, снимавшим, невзирая на погоду, бомбежки и обстрелы. Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны».

Слова кинодокументалиста С. Медынского точно отражают творческую и личностную суть режиссера Р. Кармена: «Есть такой термин „на боевом взводе“. Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на неё. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства».

Роман Лазаревич Кармен

Роману Лазаревичу Кармену удалось запечатлеть ряд значительнейших событий мирового уровня — в 1943 г. капитуляцию и сдачу в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса после Сталинградской битвы, а в 1945 г. — подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. В фильме Р. Кармена «Суд народов» звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд». Кадры, снятые им, вошли в ряд полнометражных документальных фильмов, получивших признание, как в СССР, так и за рубежом. Среди них — «Разгром немецких войск под Москвой» и «Берлин».

Moscow Strikes Back — «Москва наносит ответный удар» (1942 год, режиссеры — Л. Варламов и И. Копалин) — с таким заголовком эта лента вышла в кинотеатрах США и познакомила американцев с событиями драматичной обороны советской столицы и первой стратегической победы над нацистским вермахтом. Фильм, выпущенный в американский прокат, «открыл» для его зрителей Восточный фронт, о котором за океаном знали лишь обрывочно. Эта работа стала первым документальным фильмом, удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар» (а также награду Национального совета кинокритиков США). Работа в качестве оператора в составе большого коллектива над «Разгромом немецких войск под Москвой» — стала для Р. Кармена в некотором роде предтечей его будущих — уже личных достижений.

Важным этапом политической публицистики Р. Кармена явилась его работа над циклом фильмов, посвященных освободительной борьбе народов Латинской Америки — она заняла в его творчестве полтора десятилетия.

Роман Кармен, через 30 лет после войны совместно с кинематографистами Америки создал фильм «Неизвестная война», который вновь стал откровением для западного зрителя.

В одном из своих последних писем, за двадцать три дня до ухода из жизни, Роман Лазаревич писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь. Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем». Сериал вышел в американский прокат под названием The Unknown War — «Неизвестная война». И, как когда-то в 1942-м, он вновь «открыл» Восточный фронт для граждан США.

Фильмы Р. Кармена всегда были насыщены авторской интонацией, темпераментом, глубиной и точностью анализа исторических ситуаций. Его работы отличались выразительностью монтажного и звукового решения, мастерством репортажных съёмок. Роман Лазаревич Кармен был известен как страстный публицист, вдохновенный художник, он рассказывал в своих фильмах о важнейших событиях в истории нашей страны, а его камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории.

Роман родился в Одессе творческой семье писателя, журналиста Лазаря Осиповича Кармена и Дины Львовны Лейпунер переводчицы художественной прозы с идиша. После рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург. Его отец был приглашён в столицу сотрудничать в литературных журналах. Семья проживала в Куоккала, что под Петроградом. Отец общался со многими писателями, дружил с А. И. Куприным, был знаком с Максимом Горьким. Именно отец подарил Роману его первый фотоаппарат — «Кодак». После Октябрьской революции отец вернулся в Одессу, где посвятил себя пропагандистской работе в Политуправлении Красной армии. После захвата Одессы белогвардейскими войсками ему пришлось вместо работы в газете продавать её на улицах, отсидеть в тюрьме, откуда он вышел с обострившимся туберкулёзом, уже фактически обречённый.

После смерти отца Роман учился в трудовой школе, подрабатывал продавцом газет, подручным в гараже Совморфлота. Семья жила бедно, в это тяжёлое время Роман перенёс сыпной тиф. На гонорар, полученный за издание избранных произведений отца, в 1922 году он с матерью переехал в Москву. Пытался поступить в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), работал в Московском городском ломбарде конторщиком, поступил на рабфак. Первые его снимки были опубликованы в рабфаковской стенгазете. Мать, которая перебивалась случайной литературной работой в начавшем тогда издаваться журнале «Огонёк», сумела устроить его там фотокорреспондентом. Как он позже вспоминал, после того как приняли на работу, он вышел из редакции взволнованный, держа в руках свой первый корреспондентский билет: «Подписан он был Кольцовым, я храню его по сей день как дорогую реликвию». В сентябре 1923 года появился первый снимок Р. Кармена, который он снял по заданию редакции «Огонька», на нём был представлен прибывший в Москву болгарский революционер В. Коларов.

Роман писал: «Я самозабвенно увлёкся фоторепортажем. Работа в „Огоньке“ была для меня большой школой мастерства». Первой важнейшей событийной съёмкой для него стала фиксация на плёнку похорон В. И. Ленина, которую он снимал в Колонном зале Дома Союзов.

В 1923—1930 годах работал фотокорреспондентом журналов «Огонёк», «Прожектор», «Советское фото». Он стал участником группы «Российское общество пролетарских фотографов». Некоторое время сотрудничал с основанным в 1925 году богато иллюстрированным художественно-литературным журналом «Тридцать дней», в который представлял свои тематические репортажи, очерки. Позже он отмечал, что в то время от увлечения яркими зарисовками жизни, от съёмок репортажа, он часто устремлялся в чисто формальные поиски, в применение различных оптических эффектов, раздумывал над проблемами композиции кадров.

Его фотоработы были достойно оценены на первой выставке советского фоторепортажа в 1926 году, состоявшейся в Доме печати, а также в 1927 году на выставке «10 лет советской фотографии» (он был самым молодым из награждённых). Из наиболее запомнившихся и важных фоторепортажей он выделял пуск первой советской гидроэлектростанции в г. Волхове, торжественное открытие Шатурской электростанции, начало работ на Днепрогэсе, строительство г. Кукисвумчор, возвращение в СССР Горького, парад войск на Красной площади. По его словам: «фоторепортаж был огромным куском моей творческой биографии, он был моей страстью, школой мастерства, школой журналистики». Во время своих репортажей часто сталкивался с кинооператорами, знакомился с их техникой и начал серьёзно задумываться о смене своей деятельности.

Главным событием, определившим его стремление к профессии кинодокументалиста, был увиденный им фильм режиссёра В. А Ерофеева «К счастливой гавани». Вскоре — вступил в РОПФ (Российское объединение пролетарских фотографов), где обучался у фотокорреспондентов К. Кузнецова, А. Шайхета, В. Савельева. Его работы стали активно публиковать в советской прессе.

Карьера Кармена-фотографа развивалась стремительно: он снимал не только похороны В. И. Ленина, приезд в Москву Максима Горького, но и делал фотопортреты Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Им были сделаны также четыре посмертные фотографии Сергея Есенина.

В 1932 г. Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на Центральной студии документальных фильмов. В июле 1934 года снял памятный для него репортаж о посещении Москвы Герберта Уэллса, который был любимым писателем его детства. Данный материал явился первым звуковым кино-интервью Кармена, в котором Г. Уэллс, в частности, сказал ему: «В двадцатом году я был в России и виделся с Лениным. Ленин сказал мне: „Приезжайте к нам через десять лет“. Прошло, правда, четырнадцать лет, но я всё-таки приехал»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я