Во власти мечты и реалий жизни…

Галина Ергазина-Галеррос

Книга знакомит читателей с чудом несгибаемой воли в желании служить Жизни вопреки, порой чудовищных реалий наших обстоятельств. Повествует о судьбах тех, чьи мечты не разбиваются, если человек не прекращает искать себя, реализуя свою неповторимую творческую миссию в таком подарке судьбы как Жизнь. Пусть эта мечта, даже как свет в «конце тоннеля» – пусть даже детская, но, ведущая в реалии нашего будущего с человеческим лицом.Книга рекомендована для широкой читательской аудитории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во власти мечты и реалий жизни… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Прорыв в Космос.

Одни из первых…

Всё человечество отдаёт дань нашим самоотверженным современникам, влюбленных и преданных всеми силами души и сердца в будущее Космонавтики, открывших выход в пространство Вселенной с её тайнами, загадками и ошеломляющими открытиями…

А 12 апреля 1961 г., был отмечен первый в мире выход в Космос на корабле-спутнике нашего соотечественника Ю. А. Гагарина.

История поисков и результатов исследований давали понимание масштаба влияния закономерностей Вселенной на организм человека, как части её и приближали мечту о межпланетных экспедициях. Среди отечественных исследователей с мировым именем, внёсших свой вклад в развитие космонавтики, в основу науки о космическом мировоззрении, о Человеке на планете Земля и в Космосе с её тайнами, загадками были:

• К. Э. Циолковский

• В. И. Вернадский

• А. Л. Чижевский

• Ф. А. Цандер

• Ю. В. Кондратюк

• С. П. Королёв

• В. Казначеев

• Н. А. Агаджанян

• Я. И. Колтунов

К. Э. Циолко́вский

(1857 — 1935)

Отечественный учёный Константин Эдуардович Циолковский, мыслитель разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики и занимавшийся философскими проблемами человека в Космосе, а также вопросами освоения его.

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович, получив звание народного учителя, преподавал математику и физику в училищах Боровска и Калуги, одновременно пытаясь заинтересовать научное сообщество своими проектами аэропланов и цельнометаллического дирижабля, а впоследствии — и ракетной техники. Он стремился к диалогу с современниками, публикуя за свой счёт множество трудов, в том числе посвящённых нравственным взаимоотношениям Человека и Космоса, обоснованию идеи космического пантеизма.

К. Э. Циолковский за учительские успехи был награждён орденом Св. Станислава третьей степени, а в 1920 году был принят членом Русского общества любителей мироведения. Он удостоился персональной пенсии советского правительства и был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В своих научно-фантастических произведениях он отразил свои размышления и мечты («Грёзы о земле и небе», «Приключения атома» «Люди Вселенной», «Космическая философия» и др.), будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций. Константин Эдуардович выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной.

Необходимым этапом к расселению человечества в Космосе Константин Эдуардович считал духовное возвышение интеллектуалов и выведение человечества, лишённого низменных страстей, но с великой нравственной силой и разумом, которые позволят осуществить «рациональное умиротворённое существование» Эта идея послужила для него ведущим стимулом для разработки ракетно-космической техники.

Основные его научные труды — по аэронавтике, ракето-динамике и космонавтике — начинались с использования математического аппарата для решения поставленных задач. К. Э. Циолковский обосновал использование ракет для полётов в космос и ещё в 1920-е годы пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет; осмысливал вопросы выживания человека в невесомости при длительных космических перелётах. Константин Эдуардович Циолковский был мыслителем, опередивший своё время.

Костя родился в селе Ижевское, Спасского уезда в семье Э. В. Циолковского и М. И. Юмашевой, которая была татарского происхождения. Эдуард Васильевич. был из рода шляхтичей Циолковских герба Ястржембец и упоминался с 1697 года в Циолково Плоцкого воеводства. дворянского происхождения. Это позволило отцу Кости окончить Лесной институт в звании прапорщика второго разряда и служить в Лесной конторе делопроизводителем, позднее преподавать естествознание в гимназии г. Рязани. Коллеги-чиновники считали его «красным» и вольнодумцем. Материальное положение было трудным. Домашним воспитанием и первоначальным образованием детей занималась мать, Мария Ивановна, которую юный Константин считал очень способной и образованной женщиной. Мальчик выучился читать самостоятельно в возрасте семи лет по «Сказкам» Афанасьева. Костя отличался физической активностью. Привлекали его естественные науки и техника: в восьмилетнем возрасте мать подарила ему игрушечный аэростат из коллодиума, наполняемый водородом; он также увлекался запусками воздушных змеев, к которым могла быть привязана коробочка с тараканом и многое другое.

Однажды мальчик сильно простудился, катаясь зимой на санках, заболевание перешло в тяжёлую скарлатину и вследствие осложнений он почти полностью оглох. Эта трагедия определила развитие и особенности личности его на всю дальнейшую жизнь.

Костя не получил систематического образования (проучился с 12 лет в Вятской гимназии четыре года, а три года занимался самообразованием).Он вспоминал: «Последствия болезни — отсутствие ясных слуховых ощущений, разобщение с людьми, унижение калечеством — сильно меня отупили. Братья учились, я не мог. Было ли это последствием отупения или временной несознательности, свойственной моему возрасту и темпераменту, я до сих пор не знаю…». Однако навыки самообразования и уважения к теоретическому знанию Циолковскому были привиты именно в гимназии. Тем не менее, судя по сохранившимся журналам, Константин отличался живостью характера, неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям.

Результатом изоляции стало более или менее бессистемное самообразование, которым Циолковский усердно занимался начиная с 14 — или 15-летнего возраста. Преимущественно оно сводилось к арифметике, геометрии и физике; Константин научился работать на токарном станке, стал задумываться о постройке аэростата. Отец, очевидно, понимая дарования сына, решил направить его в Москву. В июле 1873 года Константин был официально отчислен из четвёртого класса гимназии «для поступления в техническое училище». Он отправился в Москву с рекомендательным письмом.

В московский период жизни Костя старался минимум средств тратить на себя, и в течение трёх лет в буквальном смысле жил на хлебе и воде из расчёта 3 копейки в день; оставшиеся средства — вполне достаточные по ценам того времени — тратились на книги, материалы для физических и химических опытов, и тому подобного. Крайний аскетизм быта не помешал первому романтическому устремлению: хозяйка квартиры — прачка — поведала об удивительном «подвижнике» — постояльце.

Константин занимался в Чертковской публичной библиотеке, где его привечал «известный аскет, библиограф Н. Н. Фёдоров, друг Л. Н. Толстого и изумительный философ и скромник», в частности, выдавая юноше запрещённые цензурой книги. В. Кочетков высказал предположение, что юный Костя мог заниматься и у Николая Петровича Малинина, преподавателя Образцовой школы при Московской учительской семинарии. Отец, Эдуард Васильевич, стремился подготовить сына к поступлению в Московское техническое училище. Далее, по-видимому, учителя распознали в Константине педагогический дар и предложили изменить программу занятий; по крайней мере, это хорошо объясняют последующие события.

По воспоминаниям Н. Моисеева известно, что Константин: «…ставит себе в этот период ряд проблем, новых, не вычитанных, может быть, а придуманных и только навеянных чтением. Все эти проблемы таковы, что они требуют какого-то механического оформления, решения»; это обозначается как «изучение основ физики и механики при помощи метода этюдного технического проектирования». При этом, его математическую подготовку и полученное образование он не считал сколько-нибудь фундаментальным: «…разбираясь в элементарной алгебре, Константин не имел твёрдых навыков в тригонометрии и в четырёх попытках отыскания тригонометрических функций в треугольнике дважды ошибся. Из высшей математики он умел дифференцировать и интегрировать простенькие выражения, а также раскладывать функции в ряд» Существенное влияние на становление К. Циолковского оказали труды Д. Писарева, у которого он воспринял методы популяризации научного знания.

В 1876 году Константин вернулся в Вятку. При помощи отца он устроился репетитором по алгебре и геометрии, и пользовался успехом, поскольку умел доступно объяснять предметы и демонстрировать их на собственноручно изготовленных моделях.

В 1878 году отец уже страдал глухотой и неким нервным заболеванием, вызывающем «сотрясение всех членов и отнятие ног на продолжительное время». Константин Эдуардович решил перебраться в Рязань, но т.к. здесь не было заработка от уроков он сдал экстерном экзамен на звание учителя народных училищ. Вскоре устроился репетитором в помещичьем семействе, в библиотеке которого оказались «Основы химии» Менделеева. От этого периода сохранились первые рукописи с проектами летательных аппаратов, а также рассуждения о тяжести и центробежной силе, некоторые чертежи и расчёты.

Несмотря на глухоту, Циолковский быстро сошёлся с коллегами по училищу, особенно со смотрителем А. Толмачёвым, учителем С. Чертковым (который стал первым издателем работ Константина Эдуардовича).

Вскоре Константин Циолковский женился на 23-летней Варваре Соколовой и он вспоминал с горечью: «Я женился без любви… У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. Браку я придавал только практическое значение…». Константин Эдуардович признавался, что брак его был несчастливым, а атмосфера в семье — угнетающей. В семье было семь детей: но в автобиографии было печальное замечание «от таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны». Несмотря на то, что Константин Эдуардович в семье, в принципе не терпел возражений, при этом по мере сил помогал жене по хозяйству, хотя со временем всё, что отвлекало его от собственных занятий, раздражало всё более.

Педагогический талант Константина Эдуардовича привлекал учеников, он никогда не злоупотреблял наказаниями и не повышал голоса, умел рассказывать и объяснять. Будучи дворянином, Циолковский был вхож в местное Дворянское собрание, сошёлся с уездным предводителем дворянства Д. Я. Курносовым, и репетировал его детей. Это позволило оградить учителя от произвола начальства. Однако епархиальные власти потребовали отчёта о его благонадёжности и отношению к Священному Писанию.

Соседями Циолковских были незаурядные люди, в том числе местный краевед Н. П. Глухарёв, а для Константина Эдуардовича были присущи, своего рода удивительные, привычки. Это были ночные фейерверки, запуск воздушного змея с фонарём и прочее. Или, например, его привычка напевать во время работы в мастерской, а для домашних в известном смысле это было испытанием. И при этом он был ярким воплощением образа энтузиаста-одиночки, увлечённого наукой.

Первой печатной работой К. Э. Циолковского считается «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость» (Труды отделения физических наук Императорского общества любителей естествознания, Т. IV)

В 1882—1883 годах Циолковский написал свои первые научные работы, посвящённые кинетике газов и аэродинамическому подобию Рукопись первой статьи попала на отзыв к П. П. Фан-дер-Флиту, который оценил энтузиазм и способности провинциального учителя; в результате Э. К. Циолковского приняли в ряды Русского физико-химического общества. В 1884 он стал титулярным советником. Как отмечал Константин Эдуардович,1886—1887 годы оказались плодотворными для него — он закончил расчёты большого управляемого аэростата, а также написал повесть «На Луне». Весной 1887 год Боровск посетил П. Голубицкий, и под впечатлением от знакомства, он организовал ему поездку в Москву. Там в Политехническом музее на заседании Общества любителей естествознания Эдуард Константинович читал доклад о металлическом аэростате.

Но после того как погибла его библиотека и почти всё имущество, он надолго погрузился в депрессию, которая внешне выражалась в полной бесстрастности. А новый дом на половодье 1888 года оказался затоплен. Но по воспоминаниям этого тяжёлого периода, если в училище он был спокоен и терпелив, то к своим детям предъявлял завышенные требования, горячился, иногда срывался. От детей требовалось безусловное повиновение.

Уже в чине коллежского асессора Константин Эдуардович продолжал совершенствовать педагогический опыт и в 1890 году он разработал новые учебные программы по арифметике и геометрии для 1—3 классов, утверждённые педагогическим советом Боровского училища.

В тоже время он закончил проект металлического дирижабля, проект был одобрен, но в финансировании было отказано. В 1891 году К. Э. Циолковский занялся проектом аэроплана, отправленного Н. Е. Жуковскому, который его одобрил. При этом директор народных училищ Калужской губернии обратился в Москву с ходатайством о переводе Циолковского — «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» — в Калугу. Город Боровск устроил учителю торжественные проводы: хор мальчиков пел «Многая лета», учительский коллектив произнёс напутствие.

Мощным стимулом для изучения достижений Константина Эжуардовича стало начало космической эры, которое совпало с его столетием, отмечавшимся в 1957 году. К. Э. Циолковскому были установлены памятники в Калуге и Москве. Существует его дом-музей в Калуге, где постоянно проводят Чтения его памяти. Есть музеи и в других города страны.

В 1954 году была учреждена Медаль им. К. Э. Циолковского. В 1961 году в честь учёного был назван кратер на обратной стороне Луны, а в 2015 году его именем был назван город при строящемся космодроме «Восточный».

В. И. Вернадский

(1863—1945)

Отечественный учёный Владимир Иванович Вернадский, блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник радиогеологии, науки — биогеохимии, а также геохимии, внёсший в её развитие огромный вклад. Он был создателем учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Его считали жителем Земли и Космоса — по мироощущению и миропониманию; человеком ноосферы, намного опередившим своё время.

Владимир Иванович Вернадский

В. И. Вернадский утверждал, что: «…вода и живое вещество — генетически связанные части организованности земной коры», считая, что вода связывает живую и неживую природу в единое целое благодаря круговороту воды в природе.

Владимир Иванович был одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, а также создателем научных школ и был автором курсов лекций и учебников по минералогии, кристаллографии и истории естествознания.

С 1927 года до самой смерти Владимир Иванович был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР, это был талантливый учитель, воспитавший целую плеяду советских геохимиков.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере, а также он один из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

• Живое;

• Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

• Косное (абиотическое, образованное вне жизни);

• Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

• Вещество в стадии радиоактивного распада;

• Рассеянные атомы;

• Вещества космического происхождения.

В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Вернадский объяснял пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы, считая, что предпосылками возникновения ноосферы являются:

• Расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

• Развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

• Открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

• Победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

• Всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам В. И. Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса. К 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени, денежный эквивалент которой распределил поровну — в Фонд обороны, бедствующим сотрудникам и членам семей погибших и репрессированных сослуживцев.

За время эвакуации (Казахстан, пос. Боровое, 1941—1943г.г.) написал ряд статей, среди них: «Несколько соображений о проблемах метеоритики», «О необходимости организованной работы по космической пыли», «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли как планеты. На фоне роста науки ХХ столетия», «Несколько слов о ноосфере» др.) Кроме того, он продолжил работу над книгой «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» в 2-х томах.

Наряду с этим, занимался организаторской и общественной деятельностью. В. И. Вернадский был избран членом различных обществ, организаций и ассоциаций. Это членство подтверждает широту его научных интересов и общественное признание его заслуг. Он был действительным членом Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Вольного экономического общества Императорского Русского географического общества.

Владимир Иванович был также член-корреспондентом Британской ассоциации, Американского минералогического общества, Парижской академии наук, секции минералогии, Чехословацкого минералогического и геологического общества, Бельгийского геологического общества

Кроме того был членом Геологического общества Франции, Чешской академии наук и искусств, Югославской академии наук и искусств, а также Немецкого химического общества и почётный член Общества биологической химии

Московского общества испытателей природы и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, Всероссийской лиги просвещения от Академии наук и университетов и др.

При этом он был членом Общества единения народностей России и Общества изучения Сибири и улучшения быта её населения, а также Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Он был также председателем совета Комиссии по изучению естественных производительных сил России, Комиссии по учёным учреждениям и научным предприятиям Министерства народного просвещения, Комиссии по выработки новой структуры и устава АН СССР, а также членом трёх отделений АН СССР: геолого-географических, химических, физико-математических наук.

В 1936 году к 75-летию Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В. И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».

В 1939 Владимир Иванович стал в АН СССР председателем: Комиссии по изотопам, Комитета по метеоритам, Комиссии по минеральным водам, Комиссии по изучению вечной мерзлоты, Комиссии по изучению, использованию и охране подземных вод, Комиссии по определению геологического возраста горных пород, Комиссии по проблеме урана и членом Комиссии АН СССР по истории биологических наук.

При жизни он опубликовал 473 научные работы, издано его собрание сочинений в 24 томах.

Родился Володя в Санкт-Петербурге в семье И. В. Вернадского, потомка запорожского казацкого старшины, который во время восстания Хмельницкого перешел на сторону казаков, а после казни шляхтичами оставил трех сыновей-казаков.

Во время рождения сына Иван Васильевич служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника, а мать, Анна Петровна Константинович, происходила из русской дворянской семьи. Владимир Иванович Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.

В 1868 году (из-за неблагоприятного климата Санкт-Петербурга) семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. Под влиянием отца Володя специально выучил польский язык, чтобы читать книги про Украину.

В 1876 году семья возвратилась Санкт-Петербург и после окончания гимназии, в1881 Володя поступил на естественное, отделение физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Он стал участником почвоведческих экспедиций (1882, 1884), а под руководством В. В. Докучаева работал над кандидатской работой — «О физических свойствах изоморфных смесей».

В 1939 году в письме, направленном в организационный комитет по случаю 120-летнего юбилея университета, В. И. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни — ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь…»

За участие в студенческой сходке был арестован полицией и был знаком с А. И. Ульяновым. Стал членом народнического кружка Д. И. Шаховского («Приютинское братство»), где познакомился со своей будущей женой Натальей Егоровной Старицкой. с которой прожил более 56 лет, она была единомышленником во всех его делах. Вместе с супругой Владимир Иванович подбирал материалы для будущей книги «Пережитое и передуманное». В семье было двое детей, которые эмигрировали в советское время: Сын Георгий был одним из лидеров движения евразийцев, стал известным в США как исследователь русской истории. Дочь Нина, училась в Праге, была замужем за археологом Н. П. Толлем работала врачом-психиатром в США. Внучка — Татьяна.

В 1885—1890 годах, работая на кафедре минералогии, Владимир Иванович был избран хранителем Минералогического кабинета Императорского Санкт-Петербургского университета. После провала «Заговора первого марта», он был командирован университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию. В 1889 году помогал Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награждён золотой медалью.

Осенью 1890 года В. И. Вернадский был приглашён в Москву и утверждён приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералоги Императорского Московского университета. После защиты в 1891 году магистерской диссертации перед молодым преподавателем встали серьёзные задачи: разработка лекций по минералогии и кристаллографии; упорядочение минералогического кабинета и музея; проведение исследований в химической лаборатории. Для наведения порядка в минералогическом кабинете Вернадский привлёк своих студентов. В. И. Вернадский так охарактеризовал свою работу со студентами: «…И в поле, и в лаборатории выступало на первое место изучение парагенезиса минералов; стали совершаться минералогические экскурсии (чуть ли не впервые в университетском образовании в России).

В основу всего было положено возможно точное физическое (в том числе кристаллографическое) и химическое изучение минералов и их наблюдение — парагенетическое — в поле и в лаборатории. Каждый обучающийся проводил кристаллографическое исследование (и вычисление какого-нибудь вещества, главным образом искусственного) и делал полный химический анализ минерала. Работа выбиралась так, чтобы учащийся получал новые, раньше никому не известные, количественно выраженные факты. Значительная часть этих новых данных печаталась. В тесной связи с такой постановкой работ шло составление и систематизация минералогической коллекции, причём составленный географический и систематический полный карточный каталог был сделан в значительной части даровым и добровольным трудом лиц, работавших в кабинете». Большое внимание в работе со своими учениками Вернадский уделял публикации результатов их работ в ведущих европейских журналах по минералогии и кристаллографии. Вёл студенческий минералогический кружок. За десять лет членами кружка прочитано 77 докладов об оригинальных исследованиях, в том числе 11 — самим Вернадским.

За 1890—1898 год приват-доцент Вернадский воспитал более 20 учеников, ставших известными. Его ученики заняли руководящие ученики должности на кафедрах минералогии и геологии в Московском, Саратовском, Томском, Тбилисском, Таврическом, Воронежском университетах, в Киевском политехническом, Екатеринославском горном, Московском геологоразведочном институтах, Ново-Александрийском институте сельского хозяйства, Московском сельскохозяйственном институте, Московской горной академии, Университете им. Шанявского в Москве, Высших женских курсах в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, возглавляли такие известные учреждения, как Минералогический музей Академии наук, Институт прикладной минералогии, Научный институт по удобрениям; работали в Комиссии по изучению производительных сил России, Биохимической лаборатории в Радиевом институте.

В 1908 году его избрали вторично в Государственный совет. Был командирован во Францию и Великобританию. В Институте Кюри (Париж) Вернадский встречался с Лакруа. В 1911году на общем собрании Академии наук Вернадский выступил с докладом: «Задачи дня в области радия», в котором обосновал необходимость систематического изучения с геологической и минералогической точек зрения проявлений радиоактивности в природе, что привело к созданию Радиевой комиссии в том же году. Вскоре В. И. Вернадский определил районы возможного залегания радиевых руд: Кавказ, Урал и Ферганская область.

В 1911 году он переехал из Москвы в Санкт-Петербург, работал в Геологическом музее Императорской академии наук, где руководил отделом минералогии Одновременно преподавал минералогию на Московских высших женских курсах. В этом же году В. И. Вернадский в знак солидарности с увольняемыми по политическим мотивам профессорами подал в отставку (в связи с так называемым «Делом Кассо»).

Весной 1917 года В. И. Вернадский по приглашению С. Ф. Ольденбурга работал в министерстве народного просвещения в Петрограде и после Октябрьской революции сдал дела наркому просвещения А. В. Луначарскому. Осенью, по решению физико-математического отделения Академии наук командирован на юг по состоянию здоровья (туберкулёз) и для продолжения исследовательских работ.

Признав независимость Украины как «свершившийся факт», В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии. Он пишет: «Немедленно по утверждению меня Головой Украинской Академии я вышел из Конституционно-демократической партии и его Центрального Комитета». И далее Вернадский даёт исчерпывающее пояснение этого шага: «Этот выход не был только следствием этой формальной причины. У меня уже ‹тогда›, когда я был во Временном правительстве, я глубоко был не согласен с правительством князя Львова, не говоря о Керенском. Считал ошибкой всю тактику „кадетов“. Деятельность кадетов во время междоусобной войны у Деникина окончательно меня от ‹них› оттолкнула — и в земельном, и в национальном вопросе».

Д. И. Дорошенко, видный историк, министр иностранных дел подчеркнул роль Вернадского в организации Украинской академии наук: «Когда же в 1918 г. возникла Украинская Держава, то организатором Украинской академии наук явился член Петербургской академии наук В. И. Вернадский…». При этом, он не принимал гражданство Украины. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлечённо занимался биогеохимией.

Благодаря самоотверженности Вернадского, Украинская академия, им возглавляемая, в 1918—1919 годах пережила пятикратную смену власти в Киеве и уцелела.

В равной мере своим соотечественником его считают и в России, и на Украине. Он отстаивал единство России и противостоял идеям как украинской независимости, так и проавстрийским и германским идеям.

Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры в УНР, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.

Активная общественно-политическая деятельность академика В. И. Вернадского привлекла внимание Московского охранного отделения (МОО), где на него в 1890 году было заведено «Дело». С 1903 года вся корреспонденция академика Вернадского и его жены перлюстрировалась, а дом, где они жили, находился под постоянным наблюдением полиции.

Весной 1919 года после установления Советской власти в Киев к В. Вернадскому прибыл представитель Российской академии наук, его ученик А. Е. Ферсман. Во время поездки для переговоров в Ростов-на-Дону через Новороссийск В. И. Вернадский заболел тифом, остался в Крыму и был перевезён родственниками в Симферополь. После выздоровления, с февраля 1920 года он стал ректором Таврического университета в Симферополе и входил в состав симферопольского отделения Киевского украинского научного товарищества. 25 января 1921 года Владимир Иванович поступил в распоряжение Наркомпроса.

Комиссар высших учебных заведений Крыма М. Гасцинский в «политической характеристике» на бывшего ректора указал: «Несмотря на крупные научные заслуги Вернадского, оставление его в Крыму является политически недопустимым». 23 февраля 1921 года Вернадский с семьёй под усиленной охраной ЧК выехал из Симферополя в Москву, а в середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась на родину в Петроград. Здесь В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Геологический и минералогический музей имени Петра Великого РАН и Радиохимическую лабораторию.

Владимиру Ивановичу удалось при этом организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, к предполагаемому месту падения в 1908 году Тунгусского метеорита.

14 июля 1921 года В. И. Вернадского арестовали и препроводили в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был вскоре освобождён. Вскоре выяснилось, что президент Российской академии наук А. П. Карпинский и С. Ф. Ольденбург послали телеграммы Владимиру Ленину, наркому просвещения Анатолию Луначарскому и Николаю Семашко, после чего было принято решение о его освобождении.

После освобождения по приглашению Ферсмана В. И. Вернадский вместе с дочерью уехал в Мурманск, где участвовал в комплексном исследовании Кольского полуострова, результатом которого стала большая статья «Живое вещество в химии моря».

В. И. Вернадский, участвуя в создании в январе 1922 года Радиевого института, возглавлял его по 1939 год. Институт был сформирован путём объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений.

В плане научного руководства новому институту были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.

Владимир Иванович организовал экспедиции на Урал, в Предуралье, на Байкал, в Забайкалье, на Туя-Муюнское месторождение в Ферганской области (1915—1916) и Кавказ, но В. И. Вернадский указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей.

Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции…

В 1922—1926 годах по приглашению президента университета был командирован во Францию для чтения курса геохимии в Сорбонне. Работал в Музее естественной истории и Институте Кюри. В Париже на французском языке вышел фундаментальный труд В. И. Вернадского — «Геохимия».

В 1915 он стал председателем Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

По возвращении из зарубежной командировки в 1926 году формулировал концепцию биологической структуры океана, согласно которой, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.

В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» В. И. Вернадский употреблял как совокупность живых организмов биосферы.

Летом 1935 года здоровье Владимира Ивановича ухудшилось, и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карловы Вары. После прохождения курса лечения Вернадский работал в Париже, Лондоне, в Германии. Это была его последняя зарубежная командировка; в Европе чувствовалось дыхание будущей войны. Вернадский в последний раз встретился дочерью Ниной, которая вскоре уехала из Чехословакии в США, в Нью-Хейвен, где поселилась недалеко от брата Георгия Вернадского сотрудника кафедры русской истории в Йельском университете. За рубежом Вернадский работал над книгой «Научная мысль как планетное явление», которая была опубликована только в 1977 году.

В годы политических репрессий Вернадский ушёл со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии наук. В. И. Вернадский, а также его соратники — А. Е. Ферсман и А. П. Карпинский обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, который был необходим советскому государству при разработке и добыче полезных ископаемых.

Когда был арестован геохимик А. М. Симорин, его ученик, Вернадский неоднократно писал в «органы» и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить «талантливого ученого, прекрасного научного работника». До конца жизни Вернадский продолжал считать Симорина своим сотрудником, вёл с ним переписку и отказывался подписывать приказ об его увольнении.

Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии.

В мая 1942 года получил от вице-председателя Всеславянского комитета СССР профессора Зденека Неедлы письмо с просьбой написать для читателей-славян, живущих в Англии, Америке и Австралии, статью на тему: «Научные связи русского народа с другими славянскими народами».

3 февраля 1943 года скоропостижно скончалась Наталья Егоровна, жена В. И. Вернадского. В день её смерти Вернадский записал в дневнике: «Всем хорошим в своей жизни я обязан Наташе. Мы прожили с ней 56 лет душа в душу, мысль в мысль». Эту утрату Вернадский тяжело переживал и так не смог оправиться.

Весной и летом 1944 года он искал пути переехать к детям и внучке в США но ему это не удалось. 25 декабря 1944 года у Владимир Ивановича произошёл обширный инсульт. Он скончался за четыре месяца до Победы, когда меньше года оставалось до запуска в Москве академиком И. В. Курчатовым первого в СССР ядерного реактора и четыре с половиной года — до триумфа советских физиков-ядерщиков и успешного испытания атомной бомбы РДС-1.

В 2016 году «Независимая газета» охарактеризовала личность Владимира Ивановича как: «русского — по рождению и родословной; либералом — по культуре; правдоискателем, праведником, правозащитником — по совести, категорическому, нравственному императиву; интернационалистом — по нравственно-политическим убеждениям, образу жизни и характеру поступков; пассионарием — по эмоциональному складу».

Из 416 опубликованных при жизни трудов Вернадского100 работ были посвящены минералогии; 70 — биохимии; 50 — геохимии; 43 — истории науки; 29 — кристаллографии; 21 — радиологии; 14 — почвоведению; 37 — организации науки и истории.

Владимир Иванович был награждён: орденами Святого Станислава II степени, Святой Анны III степени Святой Анны II степени, Трудового Красного Знамени а также медалям «В память царствования императора Александра III», «В память 300-летия царствования дома Романовых», Сталинская премия I степени (1943) — «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники».

В память о Владимире Ивановиче была создана наука вернадоведение — наука, изучающая биографию, историографию и его научное наследие.

Названы именем В. И. Вернадского: минералы (Вернадит, Вернадскит), организмы (Psammothidium vernadskyi, Bukhtiyarova, Stnislavskay), Вернадского горы, Копь Вернадского, Карстовая полость Вернадского в Крыму, Горный хребет Вернадского в Сахалинская области. В Индийском океане расположена вулканическая гора его имени.

Полуостров Вернадского — в Море Космонавтов Земли Эндбери в Антарктиде (1957).

Вернадский (лунный кратер) на обратной стороне Луны и Vernadskij 2809 — малая планета №2809.

Его имя носят Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского в Симферополе, Институт геохимии и аналитической химии, Всесоюзный народный университет биосферных знаний.

О жизни и творчестве великого учёного создан ряд документальных и научно-популярных фильмов: «Жизнь — явление космическое» (1988), режиссёр: Леонид Волков; «Закон Вернадского» (1983), режиссёр: Роллан Сергиенко; «Владимир Вернадский», из цикла «Острова» (2005), режиссёр: Виталий Трояновский; «Тайны забытых побед. Озарение Вернадского» (2007), режиссёр: Олег Рябохлыст; «Новый Век Вернадского» (2015), режиссёры: Юлия Колесник, Алексей Шутов и др.) Сняты художественные фильмы: «Выбор цели» (1983), сценариста и режиссёра Игоря Таланкина, «Набат на рассвете» (1986), сценарист и режиссёр: Аркадий Кордон).

Его именем названы улицы и станции метро, установлены памятники и памятные доски в разных городах страны.

Учреждена золотая медаль имени В. И. Вернадского АН СССР, РАН, а также НАН Украины за выдающиеся достижения в области естественных, технических и социо-гуманитарных наук, в том числе науки о Земле и за вклад в радиоэкологию. Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского торжественно открыл бюст В. И. Вернадского на Аллее Российской Славы во Всероссийском детском центре «Смена».

А. Л. Чижевский

(1897 — 1964)

Отечественный учёный Александр Леонидович Чижевский, биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, он представитель русского космизма.

Александр Леонидович в 1914 году в Калуге близко познакомился с К. Э. Циолковским, который сыграл большую роль в становлении молодого учёного, в выработке его мировоззрения. Дружба учёных длилась более 20 лет. Константин Эдуардович поддерживал идеи младшего друга по гелиобиологии и эксперименты по аэроионификации. В свою очередь, Александр Леонидович содействовал утверждению мирового приоритета К. Э. Циолковского в области космонавтики и ракетодинамики, переиздав в 1924 году его работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (под новым названием «Ракета в космическом пространстве») и разослав её зарубежным учёным и научным обществам, а также помогал ему в публикации статей в московских журналах и центральных газетах.

Александр Леонидович Чижевский

В декабре 1921 года он написал философскую работу «Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы». С 1922 по 1923 годы был внештатным научным консультантом Института физики и биофизики Наркомздрава СССР, где познакомился с С. И. Вавиловым. В 1924 году в Калуге вышел один из основных трудов А. Л. Чижевского по гелиобиологии и историографии «Физические факторы исторического процесса».

Как и в прижизненных изданиях, среди оригинальных стихотворений Чижевского есть и поэтические переводы. Например, уже в первой книге есть переводы Людвига Уланда. В начале 1920-х годов по рекомендации А. В. Луначарского он был назначен инструктором литературного отдела Наркомпроса, затем избран председателем Калужского губернского союза поэтов. А. Л. Чижевский был и художником-пейзажистом. Известно, что в Калуге он написал более 100 картин, которые продавал, а средства от продажи шли на проведение научных опытов.

В марте 1926 года Александр Леонидович окончательно перебрался в Москву, но до середины 1930-х годов периодически приезжал в Калугу к родным и к Циолковскому. Был знаком с известными литераторами: Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, А. Н. Толстым, И. Северяниным, С. А. Есениным, В. В. Маяковским, И. А. Буниным, М. Горьким, В. Я. Брюсовым; дружил с композитором Н. П. Раковым.

В 1927 году в лаборатории прошли испытания его электроэффлювиальные люстры. К началу 1930-х годов имел научные связи с такими учёными, как С. А. Аррениус, Ф. Нансен, Ш. Рише, А. д’Арсонваль и др. Александра Леонидовича приглашали для чтения лекций в Париж и Нью-Йорк, выдвигали в почётные академики за границей, где его работам в области гелиобиологии и аэроионизации придавалось большое значение. Ему предлагали купить патент на его работы по аэроионификации, но учёный решительно отказался, передав своё изобретение «в полное распоряжение Правительства СССР». Он стал почётным президентом I международного конгресса по биофизике (1939).

Саша родился в городе Цехановец, в семье военного артиллериста Леонида Васильевича и Надежды Александровнаы Чижевских (урождённая Невиандт). Она умерла, когда малышу был 1 год и 1 месяц. Будущего учёного воспитывали: сестра отца О. В. Чижевская-Лесли и бабушка — мать отца Е. С. Чижевская (двоюродная племянница адмирала П. С. Нахимова).

Мальчик получил разностороннее домашнее образование (хорошо знал французский, немецкий, английский, итальянский языки, а также историю, учился музыке). В 7 лет брал уроки живописи в Парижской академии художеств у Гюстава Нодье, ученика импрессиониста Э. Дега. В 1907 году учился в Бельской мужской гимназии (Польское царство), но затем перешёл на домашнее обучение.

Среднее образование получил в Калуге в частном реальном училище Ф. М. Шахмагонова. В июле 1915 года был принят действительным слушателем в Московский коммерческий институт (МКИ), а в сентябре того же года вольнослушателем в Московский археологический институт.

Ушёл добровольцем на фронт: во второй половине 1916 года и мае-сентябре 1917 года участвовал в боях в Галиции, был ранен, получил контузию и был демобилизован. Был награждён Георгиевским крестом IV степени (солдатским).

В 1917 году окончил Московский археологический институт. В мае того же года защитил диссертацию на тему «Русская лирика XVIII века» (М. В. Ломоносов), а в декабре защитил диссертацию на степень магистра всеобщей истории. В 1918 году представил на историко-филологический факультет Московского университета и защитил диссертацию на степень доктора всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», которая спустя 6 лет была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса». Таким образом, А. Л. Чижевский стал доктором истории в 21 год.

После защиты диссертации с 1917 по 1922 годы состоял старшим научным сотрудником, действительным членом института и профессором Московского археологического института.

Обучался на физико-математическом (по естественно-математическому отделению) и медицинском факультетах Московского университета в качестве вольнослушателя, посещал лекции в Народном университете Шанявского. Он также преподавал в 1918—1920 годах на Калужских командных пехотных курсах (курсы красных командиров), создателем и первым начальником которых был его отец Л. В. Чижевский.

С детства Александр писал стихи. В Калуге были изданы первые сборники стихотворений Чижевского, проект «Академия Поэзии» (1918). Следующий поэтический сборник увидел свет более чем через 20 лет после смерти ученого — Посещал литературный салон А. И. Хольмберг (внучки Л. Н. Толстого) и музыкальные вечера Т. Ф. Достоевской (внучатой племянницы Ф. М. Достоевского).

Изучая влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, им было высказано предположение о влиянии циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе на социально-исторические процессы. Он изучал и применил также искусственную аэроионизацию (люстра Чижевского) в медицине, сельскомхозяйстве (животноводство и растениеводство), промышленности и др. отраслях народного хозяйства.

С февраля 1931 года А. Л. Чижевский перенёс свои исследования по гелиобиологии и опыты ионификации на промышленную основу. Ему, как директору Центральной лаборатории ионификации, Наркомземом СССР была создана широкая возможность организовать научно-исследовательскую работу по применению ионизации воздуха для повышения продуктивности животноводства. Учёный возглавил созданную при поддержке наркома земледелия Я. А. Яковлева в НИИ животноводства (ВИЖ) ВАСХНИЛ Центральную научно-исследовательскую лабораторию ионификации (ЦНИЛИ, Воронеж), в дальнейшем были учреждены 7 филиалов. В исследованиях ЦНИЛИ участвовало 50 научных сотрудников. По итогам работы станции ионизации рассматривался вопрос применения методов на производстве и в быту советских людей труды (1933, 1934 годы). Вышедшие в Воронеже работы составили несколько томов (1-й и 3-й, «Проблемы ионификации»), которые переводились на ряд иностранных языков.

Однако научная деятельность Александра Леонидовича не раз подвергалась критике. Профессор К. А. Тимирязев, специалист по физиологии растений и крупный исследователь фотосинтеза, негативно отозвался о его диссертации. А в июле 1936 года ЦНИЛИ распустили. В конце 1938 года А. Л. Чижевский был вновь был приглашён на работу в качестве научного руководителя по аэроионификации Дворца Советов. Вскоре он возглавил 2 лаборатории по аэроионификации (одна — на кафедре общей и экспериментальной гигиены в Московском государственном медицинском институте, другая — в Ленинградском государственном педагогическом институте) при Управлении строительства Дворца Советов Совнаркома СССР.

Академик А. Ф Иоффе изложил следующее мнение в отчёте проверяющей комиссии 28 мая 1940 года: подробное обследование лаборатории проф. Чижевского в Воронеже и связанных с ним лабораторий в Москве и Ленинграде с несомненностью выявило: что самый вопрос о влиянии ионизированного воздуха на организм ещё должен быть подвергнут научному физико-биологическому исследованию. Но Комиссия Совнаркома отклонила предложения Чижевского об организации специальной лаборатории иониофикации. А его гипотеза о том, что появление солнечных пятен на Солнце влияет на социальные явления: революции, эпидемии людей и животных, народные движения были восприняты критично в определённых кругах Франции, где он печатал результаты и выводы своих исследований.

В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, А. Л. Чижевский вместе с семьёй попал в Челябинск, где 22 января 1942 года был арестован и осуждён Он отбывал 8 лет заключения в Ивдельлаге, затем в Подмосковье (Кучино, Центральная радиолаборатория НКВД), в Казахстане (Карлаг, Луглаг, Степлаг). И в лагере А. Л. Чижевский продолжал заниматься наукой, поэзией и живописью. За эти годы им было написано более 100 стихотворений. Основной поэтический пласт был создан учёным в 1940-е годы на Урале, в заключении.

После его смерти вышли ещё 4 поэтических сборника. Однако большинство стихотворений ещё не опубликованы. А. Л. Чижевский создал около 2000 живописных произведений (в основном пейзажи). Большинство из сохранившихся работ (около 300) — акварели периода лагерей и ссылки. Все выставки художественных произведений учёного, в том числе и персональные, были посмертными и проходили в Москве и Подмосковье, Караганде, Калуге.

В Карлаге Александру Леонидовичу разрешили создать кабинет аэроионификации, заниматься электрическими проблемами крови. Его исследования и наблюдения за шахтёрами своего барака в результате использования люстры Чижевского были отмечены отсутствием обострения заболеваний у наблюдаемых. После освобождения в январе 1950 года он был отправлен на поселение в Караганду (Казахская ССР). При поддержке проф. П. М. Поспелова, ректора Кар гос медицинского института, Александр Леонидович работал консультантом по вопросам аэроионотерапии. А также зав. лабораторией структурного анализа крови и динамической гематологии областной клинической больницы, лаборатории областной станции переливания крови. До 1955 года руководил клинической лабораторией Карагандинского областного онкологического диспансера, был научным консультантом в Карагандинском научно-исследовательском угольном институте.

Вернувшись в Москву, А. Л. Чижевский с 1958 по 1961 годы работал в «Союзсантехнике» консультантом по вопросам аэроионотерапии и научным руководителем лаборатории. А также в научно-исследовательской лаборатории по ионизации и кондиционированию воздуха — замначальником в области аэроионизации. В 1962 года А. Л. Чижевский был полностью реабилитирован.

В этот период Чижевский опубликовал труды по аэроионификации и структурному анализу движущейся крови, над которыми работал в Карлаге и Караганде. В последние годы жизни работал над воспоминаниями о годах дружбы с К. Э. Циолковским.

Первой женой была Ирина Александровна Чижевская, от брака у него была дочь Кускова Ирина Александровна, работала декоратором на «Союзмультфильме». Внук А. Л. Чижевского — Сергей Иванович Кусков стал известным российским куратором и арт-критиком. Последняя жена — Чижевская Нина Вадимовна (Происходила из дворянского рода Энгельгардтов. В ссылке в Казахстане познакомилась с А. Л. Чижевским и стала его женой).

В архиве учёного (Архив РАН. Фонд 1703, опись 1) имеется 7 томов трудов учёного — трёхтомник А. Л. Чижевского «Аэроионы» (1937—1939) и четырёхтомник А. Л. Чижевского, Л. Л. Васильева и др. «Аэроионификация как гигиенический фактор».

Известны посмертные публикации Александра Леонидовича:( «Электрические и магнитные свойства эритроцитов. — М., 1973»; «На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания / Сост., вступ. ст., комментарии, подбор илл. Л. В. Головановой. — М.: Мысль, 1993. — 735 с.; «Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия / Сост., вступ. ст., комментарии, подбор илл. Л. В. Голованова. — М.: Мысль, 1995. — 767 с. и др).

Созданы фильмы посвящённые творчеству А. Л. Чижевского: («Солнечный пленник»; «Тайны времени: А. Л. Чижевский»; «Солнце, электричество, жизнь» и др.)

В конце 1960-х — 1970-х годах в Москве проводились Чтения памяти А. Л. Чижевского. В 1972 году в Калуге (ул. Московская, 62/71) был открыт дом-музей учёного, создана новая экспозиция представленная личными вещами и документами, сохранёнными и переданными Л. В. Головановым.

В 1978 году астроном Н. С. Черных назвал именем А. Л. Чижевского один из открытых им астероидов (3113) Чижевский. В 1980 году открыта экспозиция, посвящённая А. Л. Чижевскому в Тамбовском музее истории медицины. В 1989 году в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского открыт кабинет-музей памяти учёного.

С 1991 года в Калуге ежегодно проводятся научные молодёжные Чтения памяти А. Л. Чижевского. В 1995 году учреждена Лазерная Академия наук (ЛАН) им. А. Л. Чижевского. С 1996 года Правительством Калужской области ежегодно присуждаются премии и стипендии его имени для учащихся, студентов и аспирантов. С 1997 года ЛАН ежегодно присуждаются учёным премии и медали им. А. Л. Чижевского.7 февраля 2010 года после реконструкции открылся Дом-музей А. Л. Чижевского в Калуге в составе ГМИК имени К. Э. Циолковского.

В 2012 года у здания Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковского установлен памятник А. Л. Чижевскому. В ноябре 2013 года учреждена Международная медаль А. Л. Чижевского, которая ежегодно вручается в Бельгии молодым ученым во время Международной недели космической погоды. В 2019 года в Караганде (Республика Казахстан) на доме, где с 1950 по 1958 гг. жил в ссылке А. Л. Чижевский (улица Ленина, дом 17), установлена мемориальная доска.

Ф. А. Цандер

(1887—1933)

Один из пионеров отечественной ракетно-космической науки. Фридрих Артурович Цандер внёс неоценимый вклад в мировую науку о космонавтике.

Фридрих Артурович Цандер

К. Э. Циолковский высоко ценил Ф. А. Цандера. В одном из своих материалов он заметил: «Цандер — вот золото и мозг». В письме к Цандеру от сентября 1932 года К. Э. Циолковский писал: «Благодарю за присланный Вами Ваш ученый труд, за приветствие и плодотворные труды по астронавтике…»

В своей книге С. П. Королев «Ракетный полет в стратосфере» наряду с портретом К. Э. Циолковского поместил портрет Ф. А. Цандера, и автор писал о нем: «Благодаря его работам за последние 10 лет были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей». Фридрих Артурович предлагал начинать работу с постройки двигателей и одноступенчатых ракет, затем составных ракет и лишь после этого стали строить крылатые ракетные аппараты. Именно по такому пути и пошло развитие космонавтики.

В 1932 г. Фридрих Артурович опубликовал свой труд «Проблема полета при помощи реактивных аппаратов», вошедший в золотой фонд работ о ракетной технике, а его имя присвоено одному из кратеров на обратной стороне Луны. С 1992 г. Президиумом РАН стала присуждаться Премия имени Ф. А. Цандера — высшая научная награда РАН «за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки». И современники верят в мечту Фридриха Артуровича, которая выражена словами его дочери, к.ф-м.н., А. Ф. Цандер: «Как много нашел бы сейчас отец сторонников своих идей о дружбе народов всех стран, о том, чтобы космонавтика служила только на благо человечества, вела бы его к „золотому веку“… И так хочется, чтобы эти мечты тоже сбылись»!

Фридрих родился в Риге в семье врача Георга Артура Цандера и его жены Матильды Хелены Готтшальк четвёртым ребёнком. Его отец увлекался не только медициной, но и другими естественными науками. Свой интерес к науке и технике он передал и сыну, который в 1905 г. закончил Рижского реальное училище. В последнем классе Фридрих познакомился с работой выдающегося русского учёного К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего юношу уже не оставляла мечта о покорении космоса, он стал изучать всё что касалось прорыва в Космос.

Возможности ракетной техники будоражили воображение человечества. Ещё 1873 г. вышли в свет «Путевые записи» Э. Лесота, где рассказывалось о ракетах. О полетах на ракете повествовал в своей книге «Открытие нового мира» епископ Честерский Джон Уилкинсон. А Жюль Верн создал в 1879 г. знаменитый роман «Пятьсот миллионов Бегумы» с его реактивными устройствами.

Событием особой важности стало появление труда профессора Н. Е. Жуковского «О реакции вытекающей и втекающей жидкости». Неоценим был вклад в ракетодинамику профессора И. В. Мещерского — с его работой «Динамика точки переменной массы», (СПб,1897 г.)

Книгу А. П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу, как опорную среду» (СПб, 1896 г.) приобрел К. Э. Циолковский. Идея заинтересовала Константина Эдуардовича и он приступил к её строгому физико-математическому обоснованию. Уже в 1905 г. он сделал вывод, что: «…единственно возможным способом перемещения в пространстве, где практически не действуют ни силы тяготения, ни силы сопротивления, является способ, основанный на действии реакции отбрасываемых от данного тела частиц вещества». А крупнейший знаток реактивной техники Герман Оберт в письме к Константину Эдуардовичу признавался: «Я жалею о том, что не ранее 1925 года узнал о Вас. Тогда, зная Ваши превосходные труды (1903 г.), я пошел бы гораздо дальше и избежал бы ненужных потерь».

В 1908 году Ф. Цандер опубликовал свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассмотрев в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте. Им впервые была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля. А в 1911 году была предложена идея использования части конструкции корабля как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. В ранних работах была впервые рассмотрена возможность использования атмосферы для торможения и возвращения космических кораблей и перелётов. В 1921 г. Ф. Цандером был сделан доклад об этом проекте на конференции изобретателей и в 1924 г. он был с доработками опубликован в 13-м номере журнала «Техника и жизнь» под названием «Перелёты на другие планеты». В этой статье он высказал идеи о выгоде применения прямоточных реактивных двигателей и о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете. В том же году он запатентовал идею крылатой ракеты, которая должна была по его мнению стать основным средством для выполнения межпланетных полётов.

Экспериментальными работами в области реактивной техники Фридриху Артуровичу довелось заниматься лишь в последние годы жизни, хотя он добивался этого, как показывают архивные материалы, еще начиная с 1919 года. В середине 1924 года по его идее и при его деятельном участии было создано первое в мире общество изучения межпланетных сообщений (позже подобные общества создавались и в других странах).

Диапазон деятельности был чрезвычайно широк — от исследований по механике межпланетного полета до изысканий по конструкциям ракет и двигателей для них, от лекций для студентов и докладов до публичных пропагандистских выступлений с демонстрацией изготовленных им же диапозитивов — в Москве, Ленинграде, Рязани, Саратове, Харькове, Туле…

В середине 20-х годов Ф. Цандер довольно подробно исследовал такие представляющие и сейчас научный интерес вопросы, как движение космического корабля в радиационном поле солнца, планет и их спутников, определение наивыгоднейших траекторий и продолжительности полета при различных условиях. Ряд трудов Фридриха Артуровича по механике межпланетного полета не имели аналогов при его жизни, ими он намного опередил свое время. К сожалению, они были слишком поздно изданы — лишь в 1961 году. Однако два фундаментальных предложения Цандера по механике межпланетного полета все же были опубликованы при его жизни, и эти публикации окончательно закрепили за ним соответствующий приоритет.

В 1931 г. Ф А. Цандер создал группу энтузиастов для изучения реактивного движения (ГИРД). Структура ГИРДа, первым руководителем которого стал Ф. А. Цандер, а позже, с апреля 1932 года, — С. П. Королев, была необычной: имелось четыре бригады, причем первую возглавил Фридрих Артурович, четвертую — Сергей Павлович, с которым он познакомился в 1931г.

Все основные направления работ в ГИРДе — по жидкостным ракетным двигателям и ракетам, воздушно-реактивным двигателям, крылатому летательному аппарату с использованием на нем жидкостного реактивного двигателя — еще ранее развивались Цандером, имевшим свои труды в области реактивной техники и который вначале был единственным представителем — «гирдовцем». Научной основой для создания ГИРДа послужили его работы над двигателями ОР-1 и ОР-2.

Также в ГИРДе по его проекту была построена и запущена его учениками в ноябре 1933 года (уже после того, как он внезапно скончался) первая отечественная ракета ГИРД-Х с чисто жидкостным ракетным двигателем — прототипом современных жидкостных ракет. Дружный коллектив работников, учеников и последователей ГИРД, созданный им продолжал упорно и плодотворно работать. А в научно-фантастическом романе А. Беляева «Прыжок в ничто», прототипом главного героя был Фридрих Артурович, автор сохранил даже фамилию.

Причина болезни отца по воспоминаниям его дочери, к.ф.-м. н. Астры Фридриховны Цандер в том, что: «… мне стало известно, в каких условиях отец экспериментировал с двигателем ОР-1. Он работал в старой немецкой церквушке, в которой помещался опытный отдел Института авиационных моторов. Здесь же, в кирхе, испытывались авиационные моторы, а в топливо для них добавлялись антидетонаторы — обычно вредные для здоровья вещества. Вот чего в буквальном смысле стоило — дышать атмосферой полета… Не многим лучше были и условия в ГИРДе: эта организация помещалась в темном сыром подвале жилого дома, а название ГИРД нередко расшифровывалось в шутку так: «Группа инженеров, работающих даром».

В 30-е годы в СССР прошли испытания 118 конструкций ракетных двигателей, уже в 1939 году запущены первые в мире двухступенчатые ракеты. К слову сказать, испытания двухступенчатых ракет в США были проведены лишь спустя 10 лет. Исследования шли по многим направлениям. В них принимали участие специалисты, работавшие в самых различных областях науки и техники. Но все они были объединены одной идеей — идеей выхода человечества в космос.

Почти 10 тысяч страниц, испещренных стенографическими записями по сложной, давно забытой системе, хранятся в архивах Российской Академии наук. Эти труды Цандера удалось расшифровать специалисту по космической технике Юрию Клычникову. Вот что он рассказывал: «Многие из идей, заложенных в ракетном аэроплане Цандера, уже становятся современными. Идея заключается в том, что он предложил использовать возможности авиации для того, чтобы поднять как можно выше ракету с помощью крыльев, а дальше, уже без крыльев, лететь ракетным способом. Цандер занимался расчетом траекторий полетов с использованием гравитационных и магнитных полей планет Солнечной системы. В своих исследованиях он развивал идеи, которые помогут на практике осуществить заветную мечту конструкторов космической техники — создать термоядерный ракетный двигатель».

Современная ракетная техника ныне развивается в том направлении, которое основал и разрабатывал Ф. Цандер. Так что работы его имеют непреходящее значение. Один из корифеев Отечественной науки академик Анатолий Благонравов говорил о нем: «Труды Цандера до сих пор являются такими работами, в которых исследователи и конструкторы находили возможность черпать новые для себя идеи. Его наследие до сих пор помогает заглянуть вперед, использовать то, что он писал, о чем думал, для дальнейшего развития ракетной техники».

Астра Фридриховна, дочь, которая лишилась его в 8-летнем возрасте вспоминала: «Отец запомнился мне как очень добрый, возвышенный человек. Я словно и сейчас слышу, как он произносит свою знаменитую, характерную для него фразу: «На Марс, на Марс!» В тихих словах было столько воодушевления! Помнится, как он говорил о науке: «Наука — это нечто большое… Она может сделать человечество счастливым». И еще не могут забыться отцовские уроки доброты, которым он, кажется, всю жизнь следовал сам: «Люди не злые, люди в глубине своей от природы добрые, нам так трудно потому, что они нас не понимают, но люди нас поймут». Мечты Фридриха Артуровича сбываются, уже сегодня готовят к старту корабли — спутники на заветную красную планету — Марс.

Фридрих Артурович умер в 46 лет, в Кисловодске, куда его направили на лечение. Смерть наступила от сыпного тифа. Вскрытие показало ряд серьёзных изменений во внутренних органах и в том числе обнаружило цирроз печени. В некрологе на смерть В. А. Цандера, подписанном К. Э. Циолковским, С. П. Королевым и другими, говорилось о его героическом энтузиазме, о создании им своей школы, о том, что его перу принадлежат единственные в мире различные расчёты и идеи. Вскоре после его ухода, Центральный Совет Осоавиахима постановил назвать ГИРД именем Цандера как основоположника этой организации и руководителя головной бригады по реактивному двигателю.

В 1959 году по письменному ходатайству Главного конструктора С. П. Королева был установлен памятник Ф. А. Цандеру на его могиле в Кисловодске. Перед открытием памятника С. П. Королев прислал следующую телеграмму «Сердечно благодарю за приглашение. Никак приехать не могу. Прошу передать привет семье Цандера. Всегда помню Фридриха Артуровича как своего учителя и наставника. Теплый привет от меня всем товарищам. Искренно Ваш Сергей Королев».

Улицы, названные в честь Ф. А. Цандера, есть в Москве, Алма-Ате, Кривом Роге, Донецке, Риге — музей находится в здание Латвийского университета. В городе Кисловодске есть Музей истории космонавтики имени Ф. А. Цандера.

Рижский Технический университет в апреле 2018 года выпустил книгу о Цандере на английском языке «From Airplanes to Rockets — Friedrich Zander and Early Aviation in Riga». Её авторы — Г. Солингер и А. Зигмунде. А в аэропорте Рига открыт клуб юных лётчиков имени Ф. А. Цандера.

Ю. В. Кондратюк

(1897 — 1942)

Отечественный ученый Юрий Васильевич Кондратюк, один из первых отечественных исследователей, известного всему миру своими идеями, приоритетными результатами исследований и расчетов в науке о космонавтике, в деле прорыва в Космос.

Теория космических полетов изучалась множеством специалистов в течение длительного времени, а через несколько десятилетий публикации его основных трудов помогли запуску первого искусственного спутника Земли, обитаемых аппаратов и т. д. В 1957 году на орбиту Земли отправился первый искусственный спутник. Уже 12 апреля 1961 в открытый Космос вышел отечественный корабль-спутник с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Юрий Васильевич Кондратюк

А в начале XX века вся ракетно-космическая тематика держалась только на энтузиастах, желающих открывать новые горизонты науки и техники. Проявляя большой интерес к развитию и перспективам космонавтики, Ю. В. Кондратюк провёл массу необходимых расчетов и на их основе предложил немало важных идей. Однако, не имея доступа к исследовательским работам в той же сфере, Ю. Кондратюк смог внести самый серьезный вклад в общую теоретическую основу важнейшей развивающейся отрасли. Предложенная им в 1916 году оптимальная траектория полёта к Луне была впоследствии названа «трассой Кондратюка». Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». В 1970 г. именем Юрия Васильевича Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

«Трасса Кондратюка» на примере схемы полета

американского аппарата Apollo 8. Рисунок NASA

Ю. В. Кондратюк опубликовал в 1925 году свой труд «О межпланетных путешествиях», в котором рассматривались не только теория ракетного движения, но и способы её практического применения, повлиявшие на развитие науки о будущем космонавтики.

Он продолжал теоретическую проработку разных вопросов, и по результатам новых изысканий вносил коррективы в уже существующие работы. Так, к концу двадцатых годов ученый смог обосновать и проработать ряд вопросов, связанных с конструкцией космических аппаратов. В 1929 г. увидела свет его книга «Завоевание межпланетных пространств». В ней, была приведена формулу полета ракеты, выведенной им еще в 1919г, ничего не зная о исследованиях и расчетах К. Э. Циолковского в решении проблем межпланетных путешествий.

В дальнейшем на основе своих исследований и расчётов он смог предложить новые идеи и теоретический аппарат, пригодный для использования в будущих проектах. И как показали события дальнейших десятилетий, без отдельных идей Ю. Кондратюка развитие космонавтики могло бы столкнуться с серьезными проблемами.

Между тем, в начале 30-х годов Научно-технический отдел Высшего совета народного хозяйства поручил специалисту ракето-динамики, профессору В. П. Ветчинкину изучить работу Ю. Кондратюка и представить заключение. Владимир Петрович высоко оценив прорывные идеи и расчеты в решении проблем выхода в Космос неизвестного ученого-энтузиаста, рекомендовал привлечь его к главным работам и потребовал перевести молодого исследователя из провинции в столицу. Как ведущий специалист в своей области, в своем заключении он привел список совершенно новых идей и решений, впервые предложенных Юрием Васильевичем. В целом же анализируемая книга была обозначена как «наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех публикаций как в русской, так и в иностранной литературе до последнего времени».

Также В. П. Ветчинкин отметил решение учёным ряда вопросов первостепенной важности, пока не представленными другими авторами. Кроме того, Ю. Кондратюк впервые предложил повышать теплоту горения различных топлив за счет использования озона вместо «традиционного» кислорода. С теми же целям предлагалось использовать твердое горючее на основе лития, бора, алюминия, магния или кремния. Из этих материалов можно было бы строить сгораемые баки, которые после выработки топлива сами бы стали горючим.

При этом профессор заметил, что схожие идеи высказывал и Ф. А. Цандер, но Ю. Кондратюк опередил его. Он также первым предложил концепцию пропорционального пассива и вывел формулу, учитывающую влияние массы баков на общий вес ракеты. Кроме того, было доказано, что без сброса или сжигания пустых баков ракета не сможет покинуть гравитационное поле Земли и впервые предложил идею ракетоплана — ракеты с крыльями, способной осуществлять полет в атмосфере. При этом, он рассчитал оптимальные параметры конструкции и режимов полета такого аппарата. Были проработаны не только «ракетные» и аэродинамические вопросы, но и проблему тепловых нагрузок на конструкцию.

Ещё в 1919 г. Юрий Васильевич рассмотрел основные вопросы космонавтики, изложив их в рукописи «Тем, кто будет читать, чтобы строить!». Работа включала 144 страницы с описанием теоретических аспектов ракетной техники, многочисленными формулами, а также новыми предложениями разного рода. Впервые работа была издана только в конце тридцатых годов — после более объемной и важной работы «Завоевание межпланетных пространств». Тем не менее, эта книга представляет по-прежнему большой интерес для ученых инженеров.

В середине шестидесятых годов первая рукопись Ю. В. Кондратюка была издана в сборнике «Пионеры ракетной техники» под редакцией Т. М. Мелькумова. Вскоре американское агентство NASA выпустило перевод этой книги. До того времени ученые не имели информации обо всех работах своих коллег из СССР. Из нового сборника они узнали, что некоторые прорывные идеи, используемые ими на тот момент, на самом деле появились несколькими десятилетиями ранее.

Концепция многоступенчатой ракеты, ныне являющаяся основой космонавтики, была предложена ещё до Ю. Кондратюка, но ему посчастливилось принять участие в её развитии. Его кислородно-водородные двигатели также нашли применение в разных сферах. Конструкции камеры сгорания и сопла, предложенные ещё в рукописи 1919 года, проверялись на уровне теории и на практике, а затем дорабатывались и использовались в новых проектах. Особое значение для космонавтики имел гравитационный маневр и разделяемый космический аппарат для полетов на другие небесные тела, впервые предложенные именно Ю. Кондратюком.

Александр (Шаргей Александр Игнатьевич, более известный под именем Юрий Васильевич Кондратюк) родился в городе Полтаве Полтавской губернии в семье Л. Л. Шаргей (шведки, в девичестве баронессы Шлиппенбах) и принявшего православие, еврея И. Б. Шаргея, уроженца Бердичева. Прадед Людмилы Львовны — А. А. Шлиппенбах, участник Отечественной войны 1812 года, потомок генерал-майора шведской армии В. А. Шлиппенбаха).

Мать до замужества жила в Киеве, где преподавала французский язык и географию в Киево-Подольской женской гимназии и познакомилась с будущим мужем, Игнатием Бенедиктовичем, тогда студентом естественного отделения физико-математического факультета Киевского университета.

Мальчик провёл детские годы в доме бабушки. Родители мало прожили вместе. Когда Саше был год, его отец уехал в Германию продолжить учёбу в Высшей технической школе в Дармштадте. В 1903 году он уехал в Петербург, оставив сына на попечение матери и отчима. Уже в 1907 году отец забрал Сашу и тот поступил в гимназию на Васильевском острове. Но в 1910 году отец скоропостижно скончался и Александр вернулся в дом своей бабушки в Полтаву, где окончил в 1916 год Вторую полтавскую мужскую гимназию с серебряной медалью. В этом же году он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но в ноябре уже был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во власти мечты и реалий жизни… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я