Данная книга предназначена для широкого круга читателей, уже владеющих дачами или только планирующих их приобрести. В ней содержатся практические рекомендации по благоустройству приусадебного участка, строительству хозяйственных сооружений, оборудованию искусственных водоемов, бассейнов и уголков отдыха. Садоводы-любители найдут полезную информацию по уходу за плодовыми и овощными культурами, а также описание агротехнических мероприятий, необходимых для получения высоких урожаев.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая книга приусадебного участка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I. Планировка участка. Основы ландшафтного дизайна
Планировку и проектирование можно считать наиболее важными моментами в работе по благоустройству приусадебного участка. Оригинальное планировочное решение с использованием различных, а порой и неожиданных архитектурных элементов может сделать участок удобным и непохожим на любой другой.
Составление плана участка
Купив новый участок, необходимо тщательно спланировать его. К этому делу стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью, поскольку от того, насколько правильно разместятся на участке постройки, декоративные элементы и растительность, будет зависеть его привлекательность.
При планировке следует учитывать ряд моментов — таких, как состав почвы, климатические условия в регионе, темпы и характер роста и развития растений и др.
Первоначально план составляют без чертежа или эскиза. При этом учитывают два основных фактора: творческие и финансовые возможности владельца участка. После этого можно приступать к проведению изыскательских работ, которые позволят выявить возможности участка, его характерные особенности, и к разработке проекта единого художественно-архитектурного ансамбля.
Особое внимание следует уделить составлению приблизительного плана участка (рис. 1). Его вычерчивают на миллиметровой бумаге в масштабе 1:200 (1 см: 2 м) или 1:100 (1 см: 1 м).
1 — дом; 2 — летняя кухня; 3 — гараж; 4 — хозяйственные постройки; 5 — дворовый туалет; 6 — компост; 7 — дворовый камин или очаг; 8 — навес; 9 — спортивная площадка; 10 — купальный или декоративный водоем; 11 — уголок отдыха; 12 — детская площадка; 13 — насыпь; 14 — бордюр; 15 — ограда; 16 — ворота; 17 — калитка; 18 — вход; 19 — дорожки; 20 — тропинки с покрытием; 21 — подпорная стенка с лестницей; 22 — трельяж; 23 — вертикальное озеленение; 24 — пергола; 25 — газон; 26 — цветники; 27 — живая изгородь; 28 — высокорослые дикорастущие деревья; 29 — декоративные деревья; 30 — хвойные деревья; 31 — сильнорослые плодовые деревья; 32 — слаборослые плодовые деревья; 33 — ягодный кустарник; 34 — огород; 35 — масштаб
В плане указывают места расположения:
— дома с главным и дополнительным входами;
— вспомогательных и хозяйственных построек (сараев, душа, бани, летних домиков, беседок, гаража и т. д.);
— детских и спортивных площадок, асфальтированных и мощеных дорожек;
— забора, ограждающего участок;
— проходящих над территорией воздушных линий электропередачи.
Обычно надворные постройки проектируют в соответствии с действующими нормами. Рекомендуется выбирать следующие показатели площади: для сарая — 15 м2, гаража — 18 м2, летней кухни — 10 м2, летнего душа — 4 м2, теплицы — 20 м2, бани — 12 м2.
На следующем этапе определяют ориентировку участка относительно сторон света. Это необходимо для того, чтобы правильно спланировать посадки и обеспечить оптимальные температурные и световые условия для растений.
При этом обозначают направления воздушных масс для определения хорошо прогреваемых и защищенных от ветра мест.
С помощью штриховки различным цветом помечают следующие зоны:
— красным — привлекательные места, которые хорошо видны из окна дома;
— желтым — проблемные участки, требующие основательной проработки (ямы, овраги, уклоны, впадины);
— синим — теневые места.
Для того чтобы выяснить режим инсоляции, выбирают солнечный день. Обычно данную процедуру проводят в несколько этапов.
Сначала утром (в 8–9 ч) на плане помечают границы теней, падающих от дома, забора и других построек, расположенных на территории участка, а также от больших деревьев и кустарников. Затем то же самое проделывают в полдень (12–13 ч) и вечером (17–18 ч).
В конечном итоге на бумаге должны выделиться:
— участки глубокой тени, на которых штриховка нанесена 3 раза, то есть при каждом измерении;
— среднезатененные участки, куда солнце заглядывает только утром и во второй половине дня (это места, помеченные двойной или одинарной штриховкой);
— зоны полного освещения (незаштрихованные участки).
С учетом этих данных позже подбирают наиболее подходящие для того или иного места растения.
При проектировании приусадебного участка также потребуется геодезический план с указанием трасс подземных коммуникаций (газо — и водопровода, канализации) и уровня грунтовых вод на интересующей территории. Его можно получить у главного архитектора района, в котором располагается участок.
Данные геодезического плана позволят избежать многих неприятностей, например высадки на неподходящей территории деревьев с мощной корневой системой.
Следующий этап проекционной работы — составление списка композиций из растений. Важную роль при планировании отдельно взятой композиции играет расположение выбранного для нее места в общем композиционном плане. Необходимо определить, будет ли она располагаться перед основным входом в дом, на второстепенном участке, входящем в поле зрения, или на заднем плане, скрытом от глаз.
При размещении растений следует учитывать и микроклимат приусадебного участка, во многом зависящий от рельефа местности. Так, в тени и низине температура воздуха на 5–6 °C ниже, чем на возвышенности, освещенной солнцем, здесь скапливается больше влаги, что может негативно отразиться на состоянии некоторых растений. В связи с этим на затененных и расположенных в низине участках лучше всего высадить кустарники или овощные влаголюбивые культуры, а на хорошо освещенных местах разместить плодово-ягодные культуры, подверженные вымерзанию.
Пристальное внимание нужно обратить на особенности естественного природного ландшафта. Если участок занимает равнинное место, то на нем можно разбить газоны и сделать спортивные площадки. Но, к сожалению, в таком месте создание искусственного ландшафта на разных уровнях станет практически невозможным, ведь трудозатраты значительно возрастут.
Поверхность участка, отведенного под цветник или газон, непременно должна быть горизонтальной: это важно при дальнейшем уходе за растениями. На такой территории во время полива вода будет равномерно распределяться по всей поверхности.
Если участок разбит на несколько полос-террас, то все они должны быть выровнены, а крутые откосы укреплены камнем или дерном. Подобные мероприятия облегчат дальнейший уход за посаженными на террасах растениями и обеспечат их равномерный полив.
По возможности дополнительно составляют список уже имеющихся на территории растений, определяют их высоту, возраст, диаметр кроны. Зачастую на участке имеется одно или два взрослых дерева: береза, вяз, ель, сосна, клен, тополь. Не торопитесь удалять их с территории, ведь они могут прекрасно вписаться в общий вид участка и удачно его дополнить. Деревья можно окружить кустарниками, многолетними и однолетними растениями.
Очертания приусадебного участка могут значительно варьироваться. Классической признается прямоугольная форма, но нередко встречаются нестандартные участки: треугольные, квадратные, овальные и трапециевидные. В каждом случае потребуется индивидуальный подход и нестандартное решение планировки.
Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз выделить несколько основных пунктов, которые позволят составить подробный план участка:
— установление точного размера приусадебных владений;
— привязка всех насаждений, имеющихся на участке;
— привязка всех возможных строений, имеющихся на участке, и установление их точных размеров;
— сведения о прилегающих территориях;
— определение уклона участка;
— определение примерного уровня залегания грунтовых вод;
— примерное определение состава почвы.
Тщательная проработка плана поможет правильно смоделировать оформление прилегающей к жилому дому территории. В качестве примера можно предложить проект приусадебного участка, представленного на рис. 2.
Зонирование участка
После того как выявлена степень освещенности участка, помечены на плане основные объекты и определены точки, из которых в наиболее выгодном положении предстанет пейзаж, следует четко для себя определить, что бы хотелось видеть на участке. Это могут быть детская и спортивная площадки, летний домик, бассейн, пруд, фонтан, водопад или каскад, цветник, альпинарий или рокарий, сад — в общем, все, на что способна ваша фантазия.
Выяснив это, можно приступать к зонированию, то есть размещению того или иного декоративного объекта на территории участка. Для этого понадобится лист кальки, на который предварительно перенесен план участка с уже существующими постройками. Цветом, пунктиром или сплошной линией в виде отдельных зон выделяют намеченные объекты.
При этом учитывают следующее:
— детская площадка должна располагаться таким образом, чтобы ее хорошо было видно из окон дома;
— для спортивной площадки можно выделить отдельное пространство или же организовать ее на территории газона;
— водоем желательно разместить в самом низком месте участка;
— плодовый сад должен располагаться с северной стороны, чтобы не затенять площадь, выделенную для цветника и огорода, и защищать их от ветра;
— цветник следует разбить на равнинном месте, чтобы при поливе влага равномерно распределялась по всей площади клумбы.
После того как намечены предполагаемые объекты, оба плана (исходный и план зонирования) совмещают, определяют правильность размещения планируемых объектов с учетом освещенности, ветрености и при необходимости вносят поправки.
Участки, как правило, огораживают забором (деревянным, каменным, кирпичным и др.). Если дом располагается рядом с оградой, отделяющей участок от дороги, лучшей защитой для него станет живая изгородь из кустиков смородины, малины или облепихи.
Если жилое строение находится в глубине участка, следует создать эффект иллюзорного пространства. Это легко достигается с помощью изгороди из зеленых насаждений или мелкой металлической сетки, декоративных стенок, рисунка и фактуры дорожек, отдельно стоящих деревьев.
Хозяйственные постройки можно прикрыть вертикальным озеленением. Клумбы будут хорошо смотреться перед домом, вдоль дорожек, на газоне.
С южной стороны дома можно организовать зеленую террасу из вьющихся растений, которая в жаркие летние дни будет давать прохладу и свежесть, а вдоль террасы устроить несколько небольших клумб или ваз-цветочниц. Эффектно смотрится терраса, увитая фиолетовым клематисом, на фоне которой располагаются миниатюрные клумбочки с девясилом, календулой и другими лекарственными растениями.
Если между постройками существует небольшое свободное пространство, его занимают теневыносливыми декоративными растениями.
Между плодовыми деревьями, произрастающими на участке, можно поставить фигурный пенек или расположить несколько декоративных камней-валунов, которые, с одной стороны, разнообразят садовый ландшафт, а с другой — заменят скамейку и станут дополнительным местом для отдыха в тени среди аромата трав и цветов.
Если дом находится с южной стороны участка, то перед фасадом можно посадить несколько плодовых деревьев, которые закроют окна от проникновения прямых солнечных лучей. Между деревьями будут хорошо смотреться клумбы с неприхотливыми теневыносливыми растениями.
Если домик находится у восточной границы участка, то все деревья желательно расположить с севера, чтобы защитить территорию от холодных ветров. С южной стороны удобно устроить зону отдыха, включающую детскую спортивную площадку.
При планировке участка необходимо учитывать архитектуру строения (наличие этажей, мансарды, террасы, веранды). В то же время следует избегать загромождения участка посадками.
Дело в том, что деревья и кустарники со временем увеличатся в размере и потребуют наличия достаточного пространства, питательных веществ и влаги. Слишком густые заросли будут препятствовать нормальному росту растений и затруднят уход за ними, а неухоженный сад утратит свой декоративный вид.
Еще раз необходимо отметить, что распределение функциональных зон на участке — задача непростая.
При зонировании нужно учитывать два фактора: эстетический и функциональный. Ведь, с одной стороны, участок должен выглядеть красиво, без лишних нагромождений, а с другой — отличаться удобством в использовании.
Место для отдыха
Если размеры приусадебного участка позволяют, можно организовать обширную зону для отдыха, разместив на ее территории декоративные клумбы, скульптуры и скульптурные группы, скамейки, вазы-цветочницы, подпорные стенки, каменные лестницы и изгороди.
Как правило, уголок для отдыха устраивают в самом живописном месте участка, из которого открывается красивый вид. Это может быть зеленый газон, успокаивающий своим ровным цветом и аккуратностью, или же пестрый цветник, поднимающий настроение, а может быть, кому-то захочется отдохнуть в тени деревьев. Все зависит от вкуса владельца участка. Площадка для отдыха может быть различной архитектурной формы в зависимости от возможностей владельца участка, состава семьи и природно-климатических условий.
В большинстве случаев места для отдыха устраивают в тени деревьев, между кустарниками с ароматными цветами или в укромном уголке сада, в конце дорожки. Здесь обычно размещают трельяжные стенки, беседки, перголы, скамейки, столики, песочницы, качели и т. п.
Скамейку для отдыха защищают от прямых солнечных лучей и ветра, для чего отгораживают прилегающую территорию живой изгородью, перголой или оградой, украшенной вьющимися растениями. Чтобы иметь возможность наслаждаться видом в сумерках, можно установить неподалеку декоративно оформленный фонарь или поставить на землю лампу.
В местах для отдыха нередко сооружают водоемы. Для отдыха в жаркие летние дни идеально подойдут бельведеры и террасы с крышей, увитые растениями. Для любования природой под открытым небом в ясную погоду можно устроить патио со столом и стульчиками для чаепития и другой садовой мебелью.
Приятно радовать глаз будут установленные в разных местах небольшие красочные скульптурки в виде гномиков и других героев мультфильмов. Они разнообразят колорит участка.
Сочетание определенных цветов и ароматов в композиции с лекарственными растениями может благотворно влиять на организм и излечивать от некоторых заболеваний. Поэтому на приусадебном участке просто необходимо создать уголок, где можно было бы отдохнуть от городского шума и насладиться красотой природы.
Установлено, что многие лекарственные, фитонцидные и декоративные растения способны аккумулировать токсины, тяжелые металлы, газ и пыль. Все эти атрибуты городской жизни негативно влияют на физическое и психическое здоровье человека.
Люди привыкли жить в постоянном шуме, порой уже даже не замечая его, а ведь он ухудшает работу головного мозга (в особенности это касается творческой деятельности), ослабляет память. В этом случае помогут хвойные породы деревьев с их фитонцидными, ветро-, пыле — и звукозащитными свойствами.
Листья некоторых культур также способны очищать воздух от пыли, в особенности крона вяза перистоветвистого. При занимаемой площади, равной 66 м2, листья этого дерева способны принять на себя 18 кг пыли. К данной группе относятся также ясень обыкновенный (при площади листьев 124 м2 — 27 кг пыли), сирень обыкновенная (при площади листьев 11 м2 — 1,6 кг пыли), лох узколистный (23 м2 листовой поверхности — 2 кг пыли) и др.
Существуют растения, которые способны аккумулировать тяжелые металлы, например черемуха Маака, в плодах которой накапливается 7,52 мкг/г кобальта, черемуха обыкновенная (7 мкг/г), кубышка желтая, сосредотачивающая в своих корневищах 4,4 мкг/г кобальта.
Сосна, туя, ель, дуб, береза, рябина способствуют повышению ионизации воздуха, улучшая тем самым его качество. К примеру, воздух, в 1 м3 которого содержится 2–5 тыс. ионов, активизирует работу сердечно-сосудистой системы, усиливает биотоки мозга, снижает уровень сахара в крови, улучшает общее самочувствие и настроение. На основе этих данных можно сделать вывод о необходимости посадки названных растений в зоне отдыха.
Здесь же будут весьма уместны различные виды можжевельника — растения, снижающего риск заражения такими опасными бактериями, как стафилококки. Побеги можжевельника выделяют вещество, от которого погибают возбудители тифа и дизентерии. Один гектар можжевеловых посадок способен выделить столько этих веществ, сколько потребуется для оздоровления целого города.
На большом участке можно организовать целые оздоровительные зоны. Для страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей будет весьма кстати композиция из мяты, мелиссы и базилика. Людям со слабой нервной системой полезно отдыхать в перголах или на террасах, увитых хмелем, с расставленными поблизости контейнерами с душицей, монардой, мелиссой, тимьяном, змееголовником.
Можно устроить газон, обладающий общим фитонцидно-терапевтическим действием, посадив многолетние лекарственные травы, например мелиссу или мяту. При скашивании этих культур в воздух будет выделяться огромное количество биологически активных веществ, оказывающих благотворное влияние на человеческий организм.
Не стоит забывать и о колорите цветочных композиций: растения должны сменять друг друга в цветении, не оставляя уголок для отдыха голым и невзрачным.
Любителям экзотики можно предложить использование на приусадебном участке переносных контейнеров с различными видами пальм и другими тропическими растениями, среди которых будут неплохо смотреться удобные скамейки. Здесь окажутся весьма кстати плодоносящее цитрусовое дерево, ливистона, финиковая пальма, лавр благородный (последний обладает эффектом снятия спастических состояний сердечно-сосудистой системы, кишечника и желчевыводящих путей и хорошо очищает воздух от болезнетворных бактерий).
В конце лета или осенью, когда погода станет неподходящей для любящих тепло тропических растений, их вместе с контейнерами можно будет занести в помещение, где они благополучно перезимуют.
Следует отметить, что успокаивающим и терапевтическим эффектом обладают не только растительные экземпляры, но и вода. Плеск небольших декоративных фонтанчиков и легкий шум водопада будут не только ласкать слух, но и снимут стресс, а произрастающие рядом с приусадебным водоемом прибрежные и водяные растения — такие, как кубышка желтая, аир, купальница, — послужат естественным очистителем воздуха. Рядом со скамейкой для отдыха можно установить фонтан с подсветкой, который будет радовать глаз в вечернее время суток.
Детская площадка
Детская площадка с различными устройствами для игр является необходимым атрибутом участка для семьи с маленькими детьми. Здесь можно разместить и песочницу, и лестницу для лазанья, и качели; можно даже построить маленький бассейн. В последнее время в специализированных магазинах широким спросом пользуются сезонные мини-бассейны для детей, изготовленные из синтетических материалов. Они с успехом заменят стационарные водоемы.
Место для детской площадки следует выбирать исходя из того, будет ли она видна из окон дома. Ведь дети всегда должны находиться под присмотром, где бы они ни были и чем бы ни занимались. В связи с этим площадку желательно разместить рядом с домом или вблизи места отдыха взрослых.
Поверхность детской площадки должна быть мягкой и достаточно теплой, так как малыши имеют привычку садиться прямо на землю и часто падают. Территорию уголка для игр можно посыпать сухим гравием и песком слоем в 20–30 см.
Детскую площадку следует защитить от открытых ветров, а также от прямых лучей солнца. Для этого вдоль нее высаживают живую изгородь из невысоких кустарников или устанавливают решетчатую стенку и украшают ее декоративными вьющимися растениями. Песочницу желательно разместить в тени раскидистого дерева (рис. 3).
Если в проекте вблизи детской площадки планируется устройство клумбы, лучше сделать ее приподнятой, чтобы дети случайно не забежали на нее и не помяли цветы; также подойдут контейнер или вазы с декоративными растениями. По краям площадки можно установить невысокие скамейки для отдыха, сидя на которых удобно наблюдать за играми детей.
При планировке детской площадки нужно учитывать срок, на который будут установлены качели, песочница и др. Когда ребенок вырастет, на месте уже ненужного ему уголка можно будет разбить рокарий или красивый цветник, которым домочадцы смогут любоваться из окон дома.
Место для компоста
На каждом приусадебном участке необходимо определить место для компоста. Здесь складывают различные бытовые отходы, листья и сорняки с целью получения органического удобрения.
Глубина компостной ямы не должна превышать 50 см. Для предотвращения размывания ее краев дождевой водой их укрепляют бортиками из кирпича или досок. Дно ямы покрывают слоем торфа толщиной 10–15 см.
Через определенные промежутки времени компост переворачивают лопатой, добавляя суперфосфат или фосфоритную муку. Как правило, компостом можно пользоваться через 1–2 года после сооружения ямы.
Процесс перепревания ускоряется, если уложить компост штабелями и накрыть сверху конусными коробками.
Место для кострища
Многие владельцы дачных и приусадебных участков после обрезки деревьев сжигают ветки на любом удобном месте. Выделяющийся в результате горения углекислый газ загрязняет воздух на всей прилегающей территории, а на обгорелой почве долгое время ничего не растет. Поэтому так важно иметь на участке специальное место для сжигания разнообразных отходов.
Обычно место для кострища располагают подальше от жилых построек и деревьев. Рекомендуется устраивать кострище на металлическом поддоне, установленном на земляной насыпи.
Законы ландшафтного дизайна
Чтобы приусадебный участок представлял собой гармоничное единство, а не нагромождение предметов, которые не только не украшают, но и захламляют его, необходимо при организации территории руководствоваться определенными правилами ландшафтного дизайна. Эти правила диктует сама природа.
Композиция
«Композиция» в переводе с латинского языка означает «связь, соединение».
Обычно в это слово вкладывают более обобщенный смысл и подразумевают под данным понятием расположение различных форм в пространстве в сочетании, при котором создается единое целое, радующее глаз и вызывающее ощущение гармонии.
Выстроить композицию не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь необходимо учитывать несколько свойств, определяющих пространственную форму, — таких, как геометрический вид, величина, масса, фактура, расположение, свет и светотень. Соотношения форм по их свойствам образуют средства композиции. Сюда входят единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также приемы симметрии и асимметрии, контраста и нюанса, ритм, масштабность и т. д.
Приемы композиции
Симметрия и асимметрия. Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой могут быть использованы дорога, жилище, пруд.
В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе слово «симметрия» долгое время являлось синонимом слова «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью.
В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если исключить из нее хотя бы один элемент, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство.
При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета.
Баланс очень важен не только в ландшафтном дизайне. Он играет существенную роль для всех видов искусства. Любая картина при отсутствии в ней равновесия оказывает раздражающее и угнетающее воздействие.
Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний.
Существует и другой способ достижения равновесия — с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они на таком расстоянии друг от друга и под таким углом к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов.
Асимметрия неординарна и более интересна в плане составления оригинальных композиций. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее приближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным по форме можно сделать водоем.
В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям облагораживаемой территории.
Контраст и нюанс. Данные средства не менее важны для композиции. Контраст — это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый — темный, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета не только противопоставляются, но и подчеркивают особенности друг друга.
Так, предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит меньший по размерам элемент композиции. Например, водоем будет визуально выглядеть совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но значительно увеличится в размерах, если рядом с ним посадить низкорослые кустарники и цветы.
При помощи контраста можно изменять не только форму и величину, но и цвет. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном — зеленый, на зеленом — красный.
При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Так, окружив водоем строгой геометрической формы газонами и цветниками плавных очертаний и извилистыми дорожками, можно добиться смягчения его контуров и внести необходимое равновесие в композицию благоустраиваемой территории.
Тем не менее не следует злоупотреблять указанным средством. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение и усталость.
Прекрасным уравновешивающим средством для контраста может служить нюанс — постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга, расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует хорошего знания материала и аккуратности выполнения.
Соотношение форм по геометрическому строению
В природе не встречается четких геометрических линий, они созданы исключительно руками человека, поэтому каждый природный элемент можно визуально поместить в какую-нибудь геометрическую форму.
Форма бывает линейной, плоскостной и объемной в зависимости от соотношения ее измерений.
В линейной форме одно измерение доминирует над двумя другими, в плоскостной — два измерения относительно равны между собой, но преобладают над третьим, а в объемной форме все три измерения близки по величине.
Обратив внимание на кроны деревьев, можно сразу заметить, что все они имеют свою форму. Причем каждое древесное растение можно представить в виде определенной геометрической фигуры — шара, конуса, куба и т. д. По сравнению с ними более низкие массивы, например низкорослые кустарники, цветники и травы, выглядят как фигуры, имеющие плоскостную форму. Линейной формой обладают преимущественно дорожки и бордюры.
Соотношение форм по величине и фактуре
При оформлении участка следует использовать какую-то одну определенную форму, поскольку применение сразу нескольких внесет в уголок природы хаос. Разнообразия можно достичь, придавая этим формам различную величину. Так, небольшой круглый бассейн можно расположить в центре достаточно обширной овальной площадки. Очень привлекательной покажется композиция из квадратных и прямоугольных площадок различной величины.
Однако геометрические формы интересны только тогда, когда они четко просматриваются: в дорожках, бордюрах, газоне или очертаниях пруда. В центре композиции необходимо расположить нечто эффектное, например подстриженное, оригинальной формы дерево или цветник, устроенный в клумбе или кадке.
Деревья и кустарники прекрасно смотрятся, если расположены по углам цветника квадратной или прямоугольной формы или в конце дорожек. В этом случае они подчеркивают четкость геометрических линий, а их несоответствие по величине вносит некоторое разнообразие в композиционное построение участка.
Фактура — это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, используемых материалов, лестниц, ограждений и т. д. Так, например, фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).
Соотношение форм по цвету
Цвет в ландшафтном дизайне рассматривают как одно из основных художественных средств, с помощью которого пейзажу участка можно придать особое настроение и неповторимость.
На выбор цветовой гаммы элементов приусадебного участка влияют такие условия, как время года, возрастные изменения растений и колорит окружающей их среды.
Летом, весной и осенью цветовая гамма произрастающих на участке культур определяется окраской листьев, цветков, плодов, стволов, ветвей. Зимой она состоит из окраски ствола и ветвей. Особое место в колорите композиции занимают вечнозеленые растения. Фоном для деревьев могут служить газоны, цветники, водоем.
При подборе оптимального цветового решения приусадебного участка нельзя допускать излишней пестроты и беспорядочного расположения цветовых пятен, необходимо стремиться к гармонии.
Достичь ее можно двумя способами: либо используя контрасты, либо с помощью сочетания различных оттенков одного цвета. При этом не стоит забывать, что цвет влияет на эмоции и чувства людей.
Цвета бывают холодными и теплыми, они способны делать предмет легким и тяжелым, вызывать чувство веселья и грусти, успокаивать и возбуждать. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) считаются активными, холодные (синий, голубой, фиолетовый), напротив, действуют успокаивающе. Зеленый, который называют промежуточным, является цветом физического равновесия.
Многие считают, что цвет обладает терапевтическим действием. В санаториях для приведения нервной системы отдыхающих в надлежащее состояние организуют так называемые голубые сады. В них высаживают голубую ель, белую иву, узколистный и серебристый лох, сциллу, незабудку, лобелию, василек и др.
Все цвета делятся также на хроматические и ахроматические.
Хроматическими называют основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый. Их отличительным признаком является отсутствие резких градаций.
К ахроматическим относятся белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет вносит свет и оживление, дает эффект объемности в растительных композициях. Черный, наоборот, уменьшает объем и усиливает действие теплых цветов, в частности красного и желтого.
Важными характеристиками цвета являются насыщенность (чистота) и яркость (светлота). Насыщенность цвета зависит от степени присутствия в нем белого. Яркость, наоборот, определяется степенью отличия цвета от белого. В природе редко встречаются чистые, насыщенные цвета, в основном они вялые и размытые.
Усилить насыщенность желтой окраски цветка того или иного растительного экземпляра можно, расположив рядом с ним фиолетовый; бледно-красный будет выглядеть ярче на фоне зеленого. Ярко-синее растение покажется менее насыщенным, если рядом с ним разместить цветок красного цвета.
При подборе цветов также стоит учитывать, что светлые тона кажутся легкими, а темные — тяжелыми. Например, ярко-желтый цвет стремится вверх, при этом создается ощущение, будто он приподнимает плоскость, особенно если его поместить на темном фоне. Голубой цвет также причисляют к легким.
Существуют цвета переднего и заднего плана. Все теплые тона, кажущиеся при дневном освещении более близкими, относят к цветам переднего плана, а холодные, производящие впечатление отдаленных, — к цветам заднего плана. Чистые насыщенные тона в отдалении смешиваются, превращаясь в голубоватую дымку; голубые и синие, напротив, приобретают большую густоту.
Цвета спектра обладают свойством постепенно переходить из одного в другой: например, красный переходит в оранжевый, а затем в желтый; желтый становится желто-зеленым и зеленым; голубой, через сине-голубой, — синим и т. д. Последний цвет спектра — фиолетовый, который является переходным из синего в красный.
Важно научиться видеть цвет и оценивать его в соотношении с окружением. Только в этом случае можно будет подобрать подходящий фон и составить композицию таким образом, чтобы фон не раздражал глаза и не вызывал отрицательных эмоций.
Не следует забывать и том, что в сумерках цветовое соотношение меняется. Например, синий и зеленый становятся цветами переднего плана и смотрятся более светлыми. Красный и желтый, напротив, превращаются в более глубокие и отдаленные. Белый, серый и серебристый днем придают саду некоторую изысканность, а ночью белый особенно выделяется на общем фоне и как будто бы излучает свет.
При выборе цветовой гаммы необходимо помнить и правило контраста. На фоне темной стены рекомендуется высаживать светлые цветы с желтовато-зеленым или серебристо-серым оттенком листьев. Около белого здания будут красиво смотреться цветы с темно-зеленой листвой, которая частично поглощает отраженный свет. Здесь можно посадить барбарис, устроить пышный розарий красного цвета.
Если дом построен из красного или терракотового кирпича, растения около него должны быть выдержаны в холодных или нейтральных тонах. Для этого подходят сине-зеленый можжевельник, магония с серо-зелеными листьями, сизо-серебристый лох.
При оформлении участка важно помнить, что в общий колорит войдут не только цветы, деревья, пруд, лужайки, но и окраска стен дома, забора, бетонного ограждения водоема и т. д. Они займут соответствующее место в цветовой палитре приусадебной территории.
Подбор растений по окраске цветков
Растения с белыми цветками. Белый очень удобен: он отлично гармонирует со всеми цветами и оттенками, смягчает наиболее резкие тона, выделяя темные и приглушая яркие.
Белые цветы, расположенные на переднем плане композиции, визуально приближают ее к наблюдателю, а на заднем плане, наоборот, создают впечатление некоторого отдаления.
Для оформления участка можно использовать следующие наиболее распространенные растения с белыми цветками.
Однолетники: алиссум морской, антиринум крупноцветный, астра китайская, бегония клубневая, бегония вечноцветущая, вербена гибридная, диморфотека летняя серебристая, иберис горький гиацинтовидный, иберис зонтичный, космея двоякоперистая, левкой летний, лобелия эринус, петуния гибридная, флокс Друммонди.
Двулетники: виола гибридная, гвоздика турецкая, колокольчик средний, мальва, шток-роза, маргаритка многолетняя, незабудка альпийская.
Многолетники: анемона лесная, арабис гибридный, армерия морская, астильба Арендса, астильба японская, астра новобельгийская, ахилея Птармика, вероника колосовая широколистная, гвоздика перистая, дельфиниум садовый гибридный, иберис вечнозеленый, ирис гибридный, колокольчик карпатский персиколистный, лилия белая королевская, люпин многолетний, нивяник обыкновенный, пион гибридный, примула высокая обыкновенная бесстебельная, седум белый лидийский, флокс метельчатый, флокс шиловидный, хризантема корейская, церастиум Биберштейна.
Незимующие луковичные и клубнелуковичные: георгин гибридный, гладиолус гибридный, гиацинт восточный, тюльпан садовый.
Растения с желтыми и оранжевыми цветками. Желтый и оранжевый цвета обладают наибольшей светосилой. Они оживляют композицию, вносят в нее яркие акценты.
Это выступающие цвета, которые в цветочной композиции выходят на первый план и активно воздействуют на другие цвета, в особенности на холодные. Наиболее распространены следующие растения с желтыми и оранжевыми цветками.
Однолетники: антиринум крупноцветный, астра китайская, газания блестящая, бегония клубневая, диморфотека оранжевая, календула аптечная, настурция большая, тагетес рассеченный, целозия перистая, цинния изящная.
Двулетники: виола гибридная, желтушник.
Многолетники: алиссум скальный, антемис желтоцветный, гайллардия крупноцветковая, гелениум осенний гибридный, гелиопсис шероховатый, дороникум высокий, подорожниковый, кавказский, ирис гибридный, кореопсис крупноцветковый корончатый, лилейник гибридный, лилия шафранная (рис. 4), примула высокая, хризантема корейская.
а — чашевидная; б — воронковидная; в — чалмовидная; г — трубчатая
Незимующие луковичные и клубнелуковичные: георгин гибридный, канна гибридная, тюльпан садовый.
Растения с красными и розовыми цветками. Красный цвет наиболее активен и эффектно смотрится в композиции, выделяясь среди других растений. Он обладает глубокой светосилой, поэтому высаживать растения с красными цветками большой группой и в чистых посадках не рекомендуется. В большом количестве ярко-красный цвет действует раздражающе на глаз.
Розовый, как оттенок красного, обладает меньшей светосилой и воспринимается в композиции более мягко.
К растениям с цветками красной и розовой окраски относятся следующие виды.
Однолетники: астра китайская, бегония клубневая, вербена гибридная, космея пурпурная, левкой летний, немезия зобовидная, петуния гибридная, сальвия блестящая, цинния изящная, флокс Друммонди.
Двулетники: виола гибридная, гвоздика турецкая, колокольчик средний, мальва обыкновенная, маргаритка многолетняя, наперстянка пурпурная.
Многолетники: анемона японская, армерия приморская, астильба Арендса, астра кустообразная, бадан толстолистный, гвоздика перистая, ирис гибридный, лилия Вильмотти, узколистная элегантная, лук скорода, люпин гибридный, мак восточный, примула высокая, японская, флокс дернистый, метельчатый, хризантема корейская.
Незимующие луковичные и клубнелуковичные: георгин клубничный, гиацинт восточный, гладиолус гибридный, тюльпан садовый (рис. 5).
а — ранние немахровые; б — поздние немахровые; в — триумф; г — ранние махровые; д — лилиецветные; е — бахромчатые; ж — дарвиновы гибриды
Растения с цветками синей и голубой окраски. Как уже говорилось ранее, синий цвет является наиболее холодным из цветов спектра. С помощью него можно создавать темные акценты. Растения с синими цветками следует применять в композициях только в сочетании с растениями теплых цветов.
Голубой значительно светлее синего и производит впечатление легкости и прозрачности. Его также рекомендуется использовать в сочетании с теплыми тонами.
Наиболее распространены следующие растения с синими и голубыми цветками.
Однолетники: астра китайская, голубая, карликовая, королевская, вербена гибридная, дельфиниум аякса, лобелия эринус, фацелия колокольчиковая.
Двулетники: виола гибридная, незабудка.
Многолетники: астра альпийская, астра кустообразная, аюга ползучая, вероника седая, дельфиниум садовый, гибридный, ирис гибридный, сибирский, согдийский, колокольчик карпатский, люпин гибридный, голубой, флокс метельчатый, флокс растопыренный.
Незимующие луковичные и клубнелуковичные: гиацинт восточный.
Растения с цветками фиолетовой и сиренево-лиловой окраски. Фиолетовый цвет, так же как и синий, является холодным, но имеет более живой оттенок благодаря наличию в нем некоторой доли красного.
В композициях культуры с фиолетовыми цветками прекрасно смотрятся в сочетании со светлыми теплыми тонами. На фоне зеленого газона фиолетовые цветки становятся еще более темными, использовать их в чистых посадках, так же как и растения с красными цветками, не рекомендуется.
Сиреневый и лиловый являются оттенками фиолетового цвета, причем более светлыми и прозрачными. В композиции их размещают с теплыми интенсивными тонами.
Используют следующие растения с фиолетовой и сиренево-лиловой окраской.
Однолетники: астра китайская (рис. 6), вербена гибридная, иберис зонтичный, левкой летний, лобелия эринус, петуния гибридная, цинния изящная.
а — простая; б — пионовидная; в — лучевая; г — страусово перо; д — венечная
Двулетники: виола гибридная, колокольчик средний.
Многолетники: анемона обыкновенная, астильба гибридная, астра новоанглийская, ирис гибридный, колокольчик карпатский, крокус весенний, мелколепестник гибридный, примула мелкозубчатая, картузовидная, фиалка душистая, функия яйцевидная, хризантема корейская.
При создании цветочных композиций важную роль играет зеленый цвет. Он является фоном цветочных растений.
Черный и коричневый в цветочном оформлении не участвуют, так как в природе не существует растений с цветками этой окраски.
Соотношение форм по положению в пространстве
Говоря о соотношении форм по положению в пространстве, имеют в виду размещение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю.
При расположении предметов в пространстве можно получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции представлены только два измерения, в объемной ярко выражены все три.
В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.
Перспектива
Под перспективой понимается зрительное изменение предметов по мере удаления их от наблюдателя. Перспектива бывает линейной и воздушной.
Показательным примером линейной перспективы является уменьшение в размерах сохраняющего определенное положение предмета при отстранении его от наблюдателя. О линейной перспективе речь идет и тогда, когда здание, расположенное вблизи, кажется выше, чем более высокое здание, находящееся дальше от наблюдателя.
Если по мере удаления от объекта происходит изменение его яркости и четкости, то разговор можно вести о воздушной перспективе. Она строится в зависимости от восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.
Перспектива основывается на точке обзора, объекте, за которым наблюдают, и промежуточном поле. Все эти компоненты должны составлять единое целое. Важным элементом перспективы является то, что ее завершение оправдывает начало, а ее начало оправдывает конец.
Перспектива является важной составляющей дизайна. В зависимости от перспективы человек может ощущать движение или покой. Некоторые перспективы статичны, они видны только с одной определенной точки. Другие раскрываются при наблюдении из нескольких мест приусадебного участка.
Перспектива состоит из трех плоскостей: верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальной плоскостью могут стать стены дома, изгородь, вертикально подстриженный кустарник или дерево, горизонтальной — газон, водоем, мощеная дорожка, а верхней — небо или полог листвы раскидистых деревьев.
При помощи перспективы можно зрительно увеличивать или уменьшать пространство. Так, чтобы увеличить глубину пейзажа, группу деревьев или кустарников можно расположить таким образом, чтобы по мере удаления от наблюдателя она становилась меньше по величине.
Светотень
Важную роль в композиции играет светотень. Она позволяет сделать растения более выразительными и объемными.
Поверхность любого предмета отражает световые лучи, падающие на него, и оставляет на земле неосвещенный участок, называемый тенью. На той части поверхности, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень, а от границы собственной тени в сторону света падает полутень. Внутри самих теней могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предметов. Рефлексы хорошо заметны на блестящих предметах, на которых дополнительно присутствуют блики — сверкающие пятна.
Все эти особенности света и тени зависят от места расположения предмета относительно источника света. Цветовые градации в светотени определяются силой освещения, окраской самого предмета и густотой тени.
При фронтальном освещении, когда источник света находится впереди предмета, переходы от света к тени практически незаметны и композиция выглядит невыразительно. При боковом освещении светотень становится более четкой и рельефной. Когда освещаемый предмет находится между источником света и наблюдателем, появляется контражур. В этот момент солнце высвечивает фактуру предмета, подчеркивает силуэт, его окраска становится более яркой.
Цвет может меняться в зависимости от характера освещения. Так, при электрическом освещении синий кажется менее насыщенным, а красный, наоборот, становится ярче.
Сегодня существует множество источников света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др.
Лампа накаливания делает красный цвет более чистым и светлым, оранжевый под ее воздействием краснеет, голубой зеленеет, синий и фиолетовый темнеют и приобретают пурпурный оттенок.
При освещении люминесцентной лампой цвета остаются практически такими же, как при дневном свете.
Ртутная лампа придает большую насыщенность синему и зеленому цветам, а красный под ее воздействием превращается в черный. В качестве источника света также используют пары ртути, которые дают приятное голубовато-зеленое освещение, рекомендуемое для подчеркивания силуэтов хвойных пород деревьев.
При освещении натриевой лампой все цвета, за исключением желтого, становятся серыми, желтый же приобретает золотистый оттенок. В связи с этим натриевые лампы желательно использовать в осеннем саду для освещения листвы.
В ночное время при помощи искусственного освещения можно достичь эффектного чередования света и тени. Цвета при этом преобразуются, усиливается контраст. В дневные часы лучше всего воспринимаются оттенки красного, в сумерках — сине-голубые цвета. Световой режим не одинаков в различных полосах земного шара. На севере свет более мягкий и слабый, постоянные туманы и облачные дни смягчают краски. На юге, наоборот, свет очень насыщенный, границы между светом и тенью ярко выражены.
Ритм
В ландшафтном дизайне под ритмом понимают повторяемость отдельных компонентов и расстояние между ними.
Ритм чаще всего используют при устройстве аллей. Он хорошо просматривается при повторяемости одних и тех же предметов не менее 6–8 раз. При увеличении числа повторов возрастает эмоциональное воздействие композиции.
Тем не менее не рекомендуется злоупотреблять ритмом, так как он может перерасти в монотонность. Во избежание этого следует изменять расстояние между предметами, еще один способ — украшать ритмический ряд фонтанами и статуями.
При составлении ритма из кустарников их можно разнообразить вкраплениями цветников, а в саду чередовать плодовые деревья с ягодниками.
Итак, знакомство с основными правилами и приемами ландшафтного дизайна произошло. Теперь стоит поговорить о стиле, который также является неотъемлемой частью искусства дизайна.
Поговорим о стилях
Как уже отмечалось ранее, сад становится воплощением красоты и изысканности только в том случае, если он выдержан в одной цветовой гамме и в определенном стиле. Сад, украшенный множеством сложных и дорогостоящих элементов, пестрыми цветами, но без учета основных принципов ландшафтного дизайна, будет выглядеть безвкусно и вычурно. Чтобы избежать этого, необходимо иметь основные представления о стилях. Именно о них и пойдет речь в данном разделе.
Под стилем участка обычно понимают использование определенных сочетаний растительных экземпляров, а также тип декоративного оформления.
Желательно, чтобы дом и участок были выдержаны в одном стиле, складывающемся из уклада жизни, моды, менталитета. Вообще же, стиль участка должен стать отражением индивидуального мироощущения его владельца.
Основополагающими являются два стиля — регулярный и пейзажный, именно они положены в основу всех других стилей (модерн, колониальный, кантри, натургартен и др.). Расскажем о каждом из них подробнее.
Регулярный стиль
Регулярный стиль возник благодаря вечному стремлению человека подчинить себе природу и установить в ней свои законы. Характерными для данного стиля понятиями являются «формальность», «строгость», «регулярность». Подстриженные деревья и кустарники имеют форму ромбов, кругов, квадратов; свободно растущая трава заменяется ровно подстриженными газонами. Во всем предполагается симметрия и четкость формы.
Участок, выполненный в регулярном стиле, выглядит строгим и торжественным (рис. 7). При одном только взгляде на него становится понятно, что здесь повсюду побывала рука человека. Природная естественность отходит на задний план, уступая место искусственному порядку и организованности.
Регулярный стиль предполагает наличие таких элементов дизайна, как скульптуры, статуи, колонны, арки, аллеи, прямоугольные бассейны с жесткой гидроизоляцией, фонтаны, каскады и водопады, зеленые газоны, ровные полоски живой изгороди и т. п. Данный стиль близок людям, для которых симметрия привычнее асимметрии.
Однако регулярный стиль имеет ряд недостатков. Например, своей точностью и правильностью он может легко разрушить столь привлекательную порой естественность ландшафта, превратить его в нечто ординарное и малоинтересное. Чрезмерная формальность может перерасти в напыщенность и чопорность.
В настоящее время регулярный стиль менее популярен, чем раньше, когда великолепные дворцы с колоннами, террасами и ротондами украшались множеством скульптур, придававших им торжественность и театральность, и окружались водоемами геометрически правильных форм.
Пейзажный стиль
Пейзажный стиль, в отличие от регулярного, максимально приближен к природе, он не отделяет строение от окружающего мира, не делает его чем-то обособленным и резко выделяющимся из окружающей среды.
Пейзажный стиль был создан на Востоке и постепенно распространился по всему миру.
В Китае и Японии всегда преклонялись перед естественной красотой природы, считали, что, создавая пейзажи, необходимо исходить из законов природы. Только в этом случае можно достичь гармонии и равновесия.
Оформление участка в пейзажном стиле требует гораздо меньших материальных и физических затрат. Здесь не нужно специально изменять рельеф местности, чтобы создать, например, каскад из водопадов.
Воспользовавшись естественной неровностью участка, в его низине можно организовать небольшой водоем свободных очертаний, окружить его цветником из неприхотливых декоративных растений, а на возвышении устроить альпийскую горку, покрытую мхом и окруженную речной галькой (рис. 8).
Однако ландшафт не всегда бывает удобным для организации того или иного искусственного сооружения, кроме того, на участке может отсутствовать красивая растительность. В этом случае приходится исправлять данные недостатки в соответствии со своим вкусом, стараясь в то же время максимально приблизить свое творение к естественному ландшафту. Наилучший вариант — расположить предметы асимметрично.
Пейзажный стиль с его естественностью и лишь некоторой корректировкой со стороны человека пробуждает романтические чувства, сентиментальность. На участке, устроенном в пейзажном стиле, нет прямых линий и очертаний, здесь отсутствуют строго подстриженные деревья и газоны, ровные дорожки. Везде царят свобода и гармония.
Японский сад
Сама природа Страны восходящего солнца, гористой территории со скалами и ручьями, пологими склонами и озерами, стала основой для создания японского сада.
Этот сад отличается миниатюрностью и занимает, как правило, небольшую площадь участка. Все его элементы символичны и наполнены внутренним смыслом. Например, дорожки, мощенные в виде волн на песчаном покрытии, символизируют море и берег. Большой камень может стать скалой или утесом, а из растений здесь используют карликовые деревья. Даже свободному пространству отводится своя роль. Оно символизирует бесконечность мира, дает возможность на время отрешиться от всех мыслей.
Мастера, создающие японский сад, берут за основу естественный пейзаж. Такой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания. Это своеобразная картина, около которой можно подолгу стоять и любоваться каждым элементом. Создатель сада, словно художник, пишет пейзаж. Он учитывает каждую деталь: тень от предметов, отражение в зеркале воды. Ничто не ускользает от его внимательного взгляда.
Элементами японского сада являются вечнозеленые растения, природные камни различных форм и оттенков, скалистые утесы, ручьи и водопады (рис. 9). Среди растений большой популярностью пользуется сосна.
Японский сад обычно украшают антикварными вещами, фонарями или вазами, а также декоративными японскими растениями. В российских условиях способны расти хоста и астильба. Японская хризантема, так любимая многими садоводами, в нашем климате приживается очень плохо.
Контейнеры и клумбы для травянистых растений могут быть керамическими или из других натуральных материалов с оригинальным орнаментом.
В японском саду можно посадить сосну — дерево долголетия, разместить группы камней, различные светильники и фонари. Они должны гармонично вписываться в окружающий, так сходный с природным, ландшафт.
Источники освещения могут быть самыми разными, главное, чтобы их форма сочеталась с основным стилем участка. Различают несколько видов японских светильников: приземистые, с широкой крышкой, по форме напоминающие домик; изящные фонари на подставке; потайные фонарики.
Каменные фонари на подставке состоят из таких элементов, как основание, пьедестал, держатель для светильника и навершие. Иногда основание, верхушка и пьедестал могут отсутствовать, и фонари располагают прямо на земле. Такие светильники обычно используют для освещения сада в вечернее и ночное время, их размещают вдоль дорожек. В беседке лучше повесить специальные бра.
Эффектно будет смотреться каменный фонарь на берегу водоема. Прибрежные горизонтально расположенные камни станут красиво контрастировать с вертикально стоящим светильником, а высокий кустарник, произрастающий на соседнем берегу, прекрасно уравновесит композицию. Фонарь-светильник можно поместить и на мостик перед чайным домиком. Он будет эффектно смотреться среди вертикальных камней и высокой зелени на открытом пространстве.
Для того чтобы превратить участок в маленькую частичку Японии, можно дополнить пейзаж такими элементами японского происхождения, как цукубаи (резервуар с водой для омовения), маленькие пагоды и резные каменные ступеньки. В тихом местечке будет уместно смотреться беседка, устроенная в японском стиле.
Модерн
Отличительной чертой стиля модерн является простота. Участок, оформленный в данном стиле, имеет своеобразные формы, лишенные строгой симметрии (рис. 10). Цвета отличаются чистотой, а гармония достигается путем контрастов.
Наиболее популярными растительными экземплярами у почитателей стиля модерн являются хоста, гладиолусы с их остроконечными листьями и различные декоративные травы.
Стационарные контейнеры и вазы для цветов можно изготовить из бетона, для покрытий идеально подойдет плитка двух цветов, выложенная в виде четких геометрических фигур. Материалом для мебели в стиле модерн может стать алюминий и пластик, при этом мебель должна быть лишена всяческих украшений и иметь строгую форму.
Стиль модерн включает в себя много элементов регулярного, формального стиля, но, в отличие от него, лишен строгой симметрии.
Колониальный стиль
Колониальный стиль зародился в Америке в среде переселенцев из европейских стран. На сегодняшний день этот стиль пользуется популярностью не только в Америке, но и в странах Европы. При оформлении приусадебного участка в колониальном стиле основными строительными материалами являются кирпич и доски.
Для высаживания растений используют кадки из дерева или контейнеры из терракоты, выкрашенные в светлые тона. Сами растения имеют строгие очертания и подстрижены в виде сложных фигур.
В отличие от строгого регулярного стиля колониальный характеризуется небрежностью и неосновательностью композиций (рис. 11). Здесь все как бы создано невзначай. Пол летних построек выстлан плитняком или досками, дорожки выполнены из мульчи. Украшением участка служат различные анималистические скульптуры из камня или дерева.
Все здесь напоминает о плавном, размеренном течении жизни. Повсюду можно разместить солнечные веранды, украшенные лианами, а искусственный водоем окружить гамаками, складными плетеными креслами или же разместить около него кресло-качалку.
Участок, устроенный в колониальном стиле, станет идеальным местом для полноценного отдыха и подарит множество приятных минут на лоне природы, среди солнца и зелени.
Стиль кантри
Стиль кантри несет в себе отпечаток деревенского уклада (рис. 12). На участке, выполненном в этом стиле, все должно быть максимально приближено к природе и сельской жизни. Особенно эффектно такой сад смотрится рядом с лесом, речкой, лугом и другими природными сообществами.
При устройстве участка в стиле кантри основными материалами являются дерево, кирпич и натуральный камень. Дом строится из этих же материалов.
Сад должен быть красочным и ярким, но стоит избегать несоответствия цветов. Оттенки могут либо сочетаться, либо контрастировать друг с другом.
Растения для цветников должны отличаться простотой и неприхотливостью. Идеально подойдут такие культуры, как маргаритка, мальва, душистый горошек. Мальву обычно высаживают у крыльца или по краю изгороди. Хозяйственные постройки можно украсить вьющимися розами.
В качестве декоративного элемента послужит старая деревянная стремянка, на которой хорошо будут смотреться глиняные горшочки с цветами. Вдоль забора можно высадить георгины, радующие глаз яркими красками.
Садовую мебель лучше изготовить из подручного материала самостоятельно. Вместо стульев для поддержания соответствующего стиля можно использовать чурбачки. Столом послужит декоративно оформленный остов спиленного дерева.
Цветочные контейнеры можно изготовить из обычной глины, а дорожки сделать из плитняка или кирпича. Можно также применить для мощения небольшие искусственные камни, в расщелинах между которыми высадить почвопокровные растения.
При отсутствии подходящих материалов дорожки посыпают каменной крошкой и также высевают на них стелющиеся растения. Элементами декорации стиля кантри являются всевозможные орудия труда или сельские предметы обихода.
На участке с плодородной землей можно разместить небольшой огород, а в качестве ограждения использовать доски или прутья, вкопанные в землю.
Ворота изготавливают из кирпича и украшают вьющимися лианами, диким виноградом или хмелем.
Натургартен
Сегодня все большее распространение находит так называемый натургартен, что в переводе с немецкого языка означает «естественный, или экологический, сад».
Широкая популярность натургартена напрямую связана с экологическими проблемами, существующими на сегодняшний день. Как правило, классические искусственные сады очень сложно содержать, так как при их устройстве практически не учитываются особенности роста того или иного растения, а также способность его сосуществования с другими группами растений. При создании композиции в первую очередь обращают внимание на декоративный эффект: деревья помещаются на заднем плане, а низкие растения — на переднем. Подобная посадка приводит к неравномерному освещению растений, они начинают изменяться по форме, вытягиваясь к свету, и теряют природную привлекательность. Быстроразрастающиеся растения теснят своих соседей, а те, будучи не в состоянии сопротивляться, вымирают. К тому же в композиции с плотной посадкой многолетников растения истощают почву.
Во избежание всех этих трудностей рекомендуется создавать на участке мини-экосистемы, где растения сосуществуют по тем же принципам, что и в природе. На приусадебной территории таких мини-экосистем может быть несколько. Так, в низине с влажной почвой и средней освещенностью можно разместить пруд или болотце, на солнечном участке — «луг», в холмистой местности — «горы», в тени — «лес» и т. д.
Экологический сад удобен тем, что при его устройстве не требуется существенно корректировать ландшафт, рельеф почвы остается неизменным (рис. 13).
Основной принцип натургартена — создание образцов природных растительных сообществ с использованием наиболее распространенных садовых культур. Подбор видов растений для композиции осуществляют, учитывая особенности их произрастания. Таким образом создается художественный образ природного ландшафта (рис. 14).
При посадке не создают ярусов (высокие растения назад, низкие — вперед), как это принято в классических растительных композициях. Группы растений располагают в виде мозаики. Таким образом создается свободное пространство, подобное природному ландшафту, а незанятую почву засевают различными видами почвопо-кровных культур, предоставляя возможность другим растениям нормально развиваться. Каждый вид распределяют отдельными группами по всей площади композиции, в результате чего она постоянно обновляется и играет новыми красками, становясь то желтой, то голубой в зависимости от цветения того или иного вида.
У композиций экосада нет четких очертаний и бордюров. Дорожки из природного камня извиваются между посадками растений и могут незаметно исчезать в зарослях травы.
Кроме перечисленных особенностей, экосад ничем не отличается от всех остальных. В нем можно расположить и детскую площадку, и уголок для отдыха.
Не стоит забывать, что экологический сад живет по тем же законам, что и вся дикая природа. Необходимо создать для обитающих в нем растений и животных условия, максимально приближенные к естественным.
Примеры ландшафтных композиций
Как было сказано ранее, в настоящее время наибольшей популярностью среди владельцев приусадебных и дачных участков пользуется естественный природный стиль. Его неоспоримыми преимуществами являются сравнительно малая трудоемкость и незначительные материальные затраты. При создании пейзажных композиций в этом стиле делается упор, с одной стороны, на то, чтобы сохранить естественный природный ландшафт участка, с другой — добиться того, чтобы он отвечал всем требованиям хозяина.
Дом в лесу
Главная задача оформления участка, расположенного в лесной зоне, — по возможности не трогать лес и не вырубать деревья (рис. 15).
Это сложно, но реально. Необходимо лишь учитывать все природные факторы и особенности экосистемы леса.
Предположим, что площадь участка составляет более 6 соток. В этом случае целесообразнее разделить всю территорию на две зоны: парадную и лесную.
Для начала следует ликвидировать больные и увядшие деревья, утратившие свою декоративность. Еловый подлесок нужно прорезать и высадить теневыносливые деревья — такие, как бересклет, декоративные формы лещины, дерен, различные формы бузины и др.
На открытых площадках можно высадить липу, клен, рябину. Чем больше видов растений будет размещено на участке, тем ближе он будет к естественному природному сообществу. Деревья следует высаживать ярусами, для того чтобы в композиции обозначилась правильная вертикальная структура. Травянистую растительность также необходимо по возможности сохранить, разнообразив ее папоротником, а также ландышами и земляникой. В результате уголок порадует своей природной красотой.
По всей территории желательно проложить мощенные природным камнем прогулочные дорожки, уходящие в лес. На таком участке каждый сможет почувствовать себя частью живой природы и, вдыхая запах прелых листьев, слушая пение птиц и шуршание лесных обитателей, наслаждаться прохладой в тени деревьев жарким летом. Данный участок предназначен для постоянного проживания, поэтому он должен радовать глаз в любое время года. Основными композициями для оформления парадной зоны являются миксбордеры.
В них сочетаются различные породы хвойных деревьев, несколько сортов спиреи японской, луковичные, декоративно-лиственные и красивоцветущие многолетники. Из кустарников можно использовать кизильник горизонтальный, имеющий яркие ягоды даже ранней весной.
В парадной зоне участка желательно использовать разнообразные растительные экземпляры. Весной своими яркими цветками будут радовать глаз луковичные культуры — тюльпаны и нарциссы. Затем наступит пора пионов, астильбы, дельфиниумов и маков. Чтобы участок не выглядел бедно в зимнее время, у входа в дом следует посадить величественную горную сосну.
Участок треугольной формы
Рассмотрим вариант оформления участка треугольной формы, граничащего с двумя дорогами (рис. 16). Машины на дорогах создают много шума и пыли, поэтому дом необходимо окружить зеленью. Подойдет для этого живая изгородь из хвойных пород, расположенная вдоль границ участка. Она может быть также из высоких или низких кустарников, однорядной и многорядной. Для высокой изгороди подойдут такие декоративные кустарники, как акация, бересклет бородавчатый и европейский, боярышник обыкновенный, жимолость татарская, ирга, калина и сирень. Для низкой изгороди можно использовать айву японскую, барбарис Тунберга, жимолость, облепиху, розу морщинистую и др.
С внутренней стороны участка, на пересечении двух дорожек перед домом будет прекрасно смотреться бассейн, который станет отличным местом для отдыха. Вокруг бассейна можно установить керамические вазы с пестрыми цветами, в центре водоема разместить небольшой фонтанчик, а на берегу, среди кустов сирени поставить беседку. Площадку для отдыха желательно покрыть зеленым газоном, по которому разбросать небольшие круглые клумбочки. В устройстве маленьких клумб можно проявить фантазию: чередовать высокие и низкие растения, создавать всевозможные цветовые сочетания.
У дома, с южной стороны, рекомендуется устроить патио с летней столовой. Со стороны одной из дорог оно должно быть дополнительно закрыто перголой с вьющимися растениями. Это могут быть виноград, жимолость, розы или однолетники — такие, как ипомея, душистый горошек, обыкновенная фасоль. Вместо патио можно соорудить широкую террасу с навесом, а вокруг дома и площадки для отдыха разбить сад и небольшой огород.
Русская усадьба
Предположим, что участок расположен в лесистой местности с неровным рельефом и отгорожен от лесного массива бревенчатым забором с острыми концами высотой 1,8 м. Края въездной аллеи здесь можно оформить цветочными бордюрами из колеуса, кореопсиса, клубневой бегонии, рудбекии. Такой бордюр придаст парадность центральному входу в дом. Позади дома будет весьма уместна открытая зеленая лужайка, окруженная высокими старыми соснами, по которой разбросаны небольшие группы цветов, дорожки, изгибающиеся в разные стороны, и бордюры.
На самом освещенном и видном месте участка можно разбить большой розарий с сочетающимися по цвету и размеру цветами. На заднем плане его хорошо оттенит полоса леса, огороженная забором.
Между розарием и забором можно разместить обширную зеленую лужайку с расположенными на ней цветниками, чередующимися с одиночно высаженными деревьями. Здесь отыщутся и широкие листья папоротника, гармонично вписавшиеся в окружающий пейзаж, и яркие цветы бузильника, и колеус, украсивший пространство узорным ковром. Хаотично разбросанные цветочные композиции, лишенные прямых линий и ровных геометрических очертаний, создадут равновесие именно так, как это происходит в природе.
Особое внимание на участке следует уделить местам для отдыха (рис. 17). Садовую мебель в виде удобных раскладных диванчиков, гамаков, качелей рекомендуется разместить в самых живописных и уютных уголках. Здесь можно принимать солнечные ванны, вдыхать аромат зелени, наслаждаться пением птиц…
Следует учесть, что при оформлении приусадебного участка нужно использовать только растения, способные произрастать на территории средней полосы России и переносить морозы. На лужайках будут уместны естественные для леса почвопокровные растения, выполняющие функцию дернины и укрепляющие почву на склонах.
Деревянный садик
Дерево в силу своей многофункциональности является самым распространенным материалом для строительства декоративных конструкций, отличающихся пластичностью, легкостью и технологичностью. Поэтому дерево активно используют в садовом дизайне.
Основными элементами на участке, оформленном в данном стиле, являются деревянные настилы, выполняющие функцию дорожек, лестниц, покрытий для патио. Доминирующий цвет — зеленый; чтобы деревянные конструкции не сливались с общей цветовой гаммой, желательно покрасить их в теплый светло-бежевый цвет и покрыть специальным раствором, защищающим от вредных насекомых и гниения.
Предположим, что участок, отведенный под деревянный садик, отличается неровностью рельефа. Это позволит устроить на участке множество лестниц, выполненных либо в виде обычных деревянных ступеней с переходами из настилов, либо в виде комбинированных с камнем ступеней, соединяющих мощенные камнем же площадки. По краям настилов и ступенек желательно посадить красивые декоративные цветы и кустарники. Не стоит забывать и о вертикальном озеленении, а также о приподнятых контейнерах с цветами вдоль ручья.
Доминирующим в этих цветочных композициях должен стать белый цвет и пастельные оттенки, подчеркивающие основную гамму участка. Объемной композицию сделают высокое дерево, контрастирующее с низкорослыми кустарниками, остроконечная крыша дома и длинная ваза в виде конуса с ампельными растениями. В дополнение ко всему повсеместно можно расставить различные скульптуры, оживляющие сад.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая книга приусадебного участка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других