Юность Матильды. Роман с наследником престола. Документальная повесть

Галина Вервейко

Любовный роман знаменитой русской балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Второго обсуждается уже более ста лет. За это время он оброс самыми невероятными вымыслами. Но каковы же были на самом деле отношения Наследника и Балерины? Все события этой повести подтверждаются записями из дневников, писем и мемуаров как самих героев, так и близких им людей, которые смотрят на нас со старинных фотографий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юность Матильды. Роман с наследником престола. Документальная повесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Первый красносельский сезон Матильды

Красное Село было расположено в 24-х верстах от Санкт-Петербурга по Балтийской железной дороге. Издавна здесь проходил летом лагерный сбор Гвардейских полков для практической стрельбы и манёвров.

В 50-60-х годах XIX века Старшим Главнокомандующим Санкт-Петербургского военного округа был Великий Князь Николай Николаевич. И по его указанию в Красном Селе был построен театр для развлечения офицеров во время летнего сбора. Он был открыт в июле 1851 года. Здание театра было деревянным. Сезон длился весь июль и первую половину августа. Спектакли давали два раза в неделю. Обычно ставилась какая-нибудь весёлая пьеса и балетный дивертисмент.

Возможно, Великий Князь строил театр из личных соображений. В молодости он очень увлекался балетом. И в красносельском театре он в будущем встретит свою любовь — балетную артистку Катюшу Числову. Он имел от неё четверых детей: двух сыновей — Владимира и Николая и двух дочерей-красавиц — Ольгу и Екатерину. (Пятая дочь Галочка умерла, когда ей было полтора года). Сыновья получили фамилию Николаевых (по имени Великого Князя) и служили, став взрослыми, в Лейб-гвардии Конно-Гренадерском полку. А дочери под этой же фамилией успешно вышли замуж за достойных людей. При реставрации старого театра было обнаружено, что в одном из медальонов, украшавших здание снаружи, была нарисована головка танцовщицы Числовой, и даже под изображением можно было прочесть надпись, что нарисована именно она (издалека этого просто не было видно).

Великий Князь Николай Николаевич Старший

Екатерина Числова

Числова Екатерина Гавриловна, окончив хореографическое отделение Императорского театрального училища, была принята в Петербургскую императорскую труппу как артистка балета. Она славилась исполнением дивертисментов и национальных танцев в паре со своим постоянным партнёром Феликсом Кшесинским — отцом Матильды.

Личная жизнь возлюбленной Великого Князя Николая Николаевича принесла танцовщице известность. Он был старше её на пятнадцать лет. Николай Николаевич был третьим сыном Императора Николая I и Императрицы Александры Фёдоровны, российским военным и государственным деятелем.

Увлекаясь балетом в 60-е — 80-е годы, Николай Николаевич очень любил общаться и с танцовщиками. Он был на «ты» со Львом Ивановым и Феликсом Кшесинским. И они часто запросто бывали у него.

Прошло почти сорок лет с того времени как был построен театр, но в Красном Селе практически ничего не менялось. Сменился только прежний Главнокомандующий: теперь им был Великий Князь Владимир Александрович — любимый брат Императора Александра III, племянник Николая Николаевича. По-прежнему летом в красносельском театре давались спектакли артистами Императорских театров.

Матильда Феликсовна Кшесинская 1 июня 1890 года была зачислена в балетную труппу Императорских театров корифейкой (с жалованьем 800 рублей в год) и должна была принимать участие в красносельских выступлениях.

Кшесинской рассказывали артисты, что по старому обычаю Государь и Великие Князья во время антракта перед балетным дивертисментом приходили на сцену и разговаривали с артистами.

Матильда ждала первого дня выступлений с замиранием сердца. И главной её мечтой было, конечно же, увидеть в Красном Селе Наследника и, может быть, если повезёт, то встретиться с ним перед спектаклем. О том же мечтал втайне и Николай. Но то, что случилось дальше, превзошло все их ожидания.

Мечты влюблённых сбылись. Не только в первый день выступления Матильды в театре, но и на все последующие спектакли Наследник приходил, а позже и разговаривал с артисткой на сцене. Благо, так было заведено с незапамятных времён: члены Царской семьи делали это из вежливости к выступающим. (Правда, сближение их произошло не сразу). После училищного выпускного спектакля юная танцовщица мечтала увидеть своего возлюбленного хоть издали, а теперь она могла даже говорить с ним! Надо ли говорить, что она была безмерно счастлива!

Матильде Феликсовне особенно запомнился первый день выступления в Красном Селе. Она нашла старинный календарь и посмотрела: это была среда. Тот день был очень удачным для неё. Она была в восторге, когда увидела, что к театру едет Наследник на тройке с казаком. В это время Маля готовилась выступать в польке из балета «Талисман». На ней был красивый костюм цвета сомо, который был ей очень к лицу. Увидев Николая она сильно разволновалась и даже боялась выходить на сцену. Ведь это был её дебют в Красном Селе: как примут её танец зрители — доблестные офицеры? Среди них были и члены Царской семьи. Но стоило Мале выйти на сцену, как она почувствовала родную стихию, и страх её моментально исчез. Она стала танцевать с увлечением и даже, при каждом удобном случае, успевала взглянуть на Наследника, чтобы произвести на него впечатление.

Во время танца Маля заметила, что Наследник и его дядя Великий Князь Владимир Александрович, который был не только Главнокомандующим, но и большим знатоком и любителем искусств, оба смотрели на неё в свои бинокли. Юная танцовщица имела большой успех! И своим первым днём в красносельском театре была очень довольна: и исполнением танца, и тем, что увидела издалека Наследника.

Следующее выступление было через день — в пятницу. «Один вчерашний день показался для меня целой вечностью, с таким нетерпением я ожидала сегодняшнего спектакля», — признавалась в дневнике юная танцовщица. Вечером она сидела у окна и смотрела, как приезжает царская фамилия: «Вечер был чудный, все приезжали в открытых экипажах и с нами кланялись».

В этот день Матильда была уже более уверенной в себе. Посмотрев в зеркало, она отметила, что должна быть очень интересной в своём новом красивом костюме, в котором ей предстояло исполнить очень изящное и кокетливое па-де-де. Ей хотелось произвести приятное впечатление на зрителей, а особенно конечно же — на Наследника. Костюм был палевого цвета с розовыми лентами и жёлтыми цветами. И Матильда признавалась: «Я прямо могу сказать, что я была очень и очень интересна, во-первых, оттого, что я это сама видела, во-вторых, когда я пришла на сцену, то все восхищались моим костюмом и говорили, что он мне очень к лицу».

Далее Маля описывала свои чувства во время исполнения номера: «Лишь я вышла на сцену, я увидела, что на меня обращены все бинокли, это мне додало больше бодрости и куражу, и я протанцевала с большим увлечением и сознавала, что я сегодня его протанцевала лучше всех раз. Мне очень много аплодировали после adagio, после вариации, после коды и всего pas de deux, что редко случается в Красном Селе».

Раскланиваясь во время номера, Матильда встала в первую кулису, которая находилась напротив Царской ложи. Она снова заметила, что в этот момент Владимир Александрович и Наследник тут же навели на неё свои бинокли. Немного погодя Николай вновь навёл на артистку бинокль, и в третий раз — уже когда она исполняла последнее па. Теперь он долго рассматривал Малю, не отрываясь, а она в упор стала смотреть на него.

Но когда опустился занавес, то Матильде стало очень грустно: после концерта Наследник уезжал со всеми в лагерь. Маля зашла в артистическую уборную и встала у окна так, чтобы её не было видно, и она ещё раз посмотрела Наследнику вслед. Настроение было слёзное: ей хотелось разрыдаться! Матильде уже хотелось не только видеть Наследника издалека, но и общаться с ним.

Великий Князь Владимир Александрович

В следующий вторник Матильда была среди зрителей в центральной ложе бельэтажа. Из неё было хорошо видно всю Царскую семью, а лучше всех — Наследника. Он не знал, что Матильда в этот день сидела в ложе, и ей это было досадно. Но в третьем действии Николай всё же случайно заметил её: «Но вот он обернулся к Марии Павловне (своей тёте, супруге Владимира Александровича), которая сидела от него по левую руку. Я обрадовалась, и тем более что он остановил на мне свой взгляд. Затем он стал часто оглядываться и смотреть на меня, что мне было очень приятно».

В антракте перед балетным дивертисментом они пошли с сестрой Юлией на сцену. У Мали было предчувствие, что Великие Князья и Наследник будут там. Когда Матильда шла через сцену, то Владимир Александрович, указав на неё, громко произнёс: «Вот она». Подошёл к Матильде, поздоровался с ней за руку и спросил, отчего она не участвует сегодня в спектакле. Она ответила, что дивертисмент сегодня маленький, и ей не нашлось в нём места. Вскоре за это Великий Князь сделал выговор директору Красносельского театра Крылову. А Наследнику при ней сказал: «Вот она здесь и не танцует».

Танцовщица взглянула на него, Николаю стало неловко, и он отошёл к своим братьям. Матильда слегка приблизилась к ним: ей очень хотелось, чтобы Наследник заговорил с ней. Ей показалось, что он этого хочет, но не решается. И в этот момент к ней подошёл Великий Князь Владимир Александрович и стал о чём-то говорить. А с Наследником в тот день поговорить так и не удалось.

Когда же они с Юлей пошли снова в свою ложу, то встретили на лестнице одного знакомого сослуживца Николая по гусарскому полку. И неожиданно он сообщил Мале, что она очень нравится Наследнику, и он в большом восхищении от последнего её выступления на сцене в па-де-де. Девушку охватила несказанная радость! Ещё он сказал, что ему тоже очень нравится, как Матильда танцует это па-де-де, и что Наследник напевает музыку, под которую она исполняет этот танец, а её сестру называет «Королевой».

17 июля, в пятницу, Маля писала в своём дневнике: «С каким удовольствием я еду в Красное Село! Так меня и тянет! В пятницу спектакля не было, целую неделю пришлось ждать».

Перед спектаклем Маля стояла у окна на верхнем этаже и ещё издали увидела тройку, в которой Наследник ехал со своим молодым дядей Великим Князем Александром Михайловичем. И её охватило «необъяснимое чувство». Когда они подъехали, Николай посмотрел наверх, увидел Матильду в окно и что-то сказал Александру. Они вышли с ним из тройки, поздоровались с теми, кто стоял на подъезде. Наследник встал туда, откуда было видно окно, где находилась Матильда. Она поняла, что сделал он это неслучайно, а чтобы лучше было видно её. И стал не переставая смотреть на девушку, и она во все глаза смотрела на него: «…он улыбнулся, я тоже не могла удержать улыбки и затем отвернулась». Вскоре все, кто стоял у подъезда, стали шалить, а Наследник весело «приплясывал мазурку».

Великий Князь Александр Михайлович

В этот день к театру приехал ещё один Великий Князь — Дмитрий Константинович (внук Николая Первого, сын Константина Николаевича). Его все громко приветствовали и называли Митенькой. А Владимир Александрович его спросил, отчего же он сегодня только первый раз приехал в театр. Тот что-то ответил, а Великий Князь громко обозвал его «болваном». Вокруг раздался дружный хохот.

Матильда стала готовиться к выступлению. «У меня был прехорошенький костюм, весь белый, только на тюниках чёрные ленточки; на шее у меня было надето жабо с длинными концами лент сзади. Мой костюм опять всем понравился, и говорили про меня, что я очень хорошенькая, всё это, конечно, приятно слышать».

В антракте Маля вновь пошла на сцену. На этот раз Наследник был очень близко от неё. Он всё время смотрел на Малю и улыбался. До чего же он был очарователен в этот момент! Она в ответ тоже улыбалась ему с удовольствием, не скрывая, охватившего её блаженства. Наследник, уходя в ложу, всё оглядывался на Малю, и она смотрела ему вслед, пока он не скрылся за дверью.

Танцевала она первая. «Подняли занавес, заиграл оркестр мой вальс, я вышла на сцену, вижу устремлённые на меня бинокли, его в ложе, и на время я счастлива. Когда я кончила вальс, мне очень много аплодировали, я поклонившись, ушла за кулисы, и, несмотря на то, что музыка заиграла следующее па, мне продолжали аплодировать, так что я принуждена была выйти ещё раз кланяться».

После спектакля Маля снова стояла одна у окна. Когда Наследник и Александр Михайлович стали уезжать, то смотрели наверх, и оба ей поклонились. Александр Михайлович закричал Мале: «До свидания!» (прибавив «душка» или «прелесть»). Она помахала им рукой на прощание. А в дневнике записала: «Это немножко смело, но — смелость города берёт. Я была в восторге!»

Из-за задержки у окна, Маля опоздала на поезд. И ей пришлось ехать через час. Брат Юзя встречал её в Питере на вокзале и побранил за опоздание, а также сделал замечание относительно Наследника. (Не слишком ли она заглядывается на него?). Но ей было всё равно.

С Юлей они дома долго разговаривали перед сном, она говорила, что с ней хочет познакомиться какой-то офицер. Но Маля, засыпая, думала только о Наследнике.

А потом настал наконец-то день, когда Наследник и танцовщица стали говорить друг с другом и постепенно становились всё свободнее в общении.

Каждый свой день встречи с Матильдой Николай записывал в свой дневник:

«10 июля, вторник: Был в театре, ходил на сцену.

17 июля, вторник: Кшесинская вторая мне положительно очень нравится.

30 июля, понедельник: Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно».

Матильда Феликсовна вспомнила, что сначала ей не давали отдельных выступлений, она выступала вместе с другими артистами, и уборная (позже эти комнаты стали называть гримёрными) её была на втором этаже. Но, видимо заметив, как ею интересуется Наследник, (а, может, и по указанию Великого Князя Владимира Александровича), ей дали отдельный танец и лучшую уборную внизу, на первом этаже. Окна её выходили прямо на Царский подъезд! И вот тогда, стоя у окна, она свободно разговаривала с молодыми Великими Князьями и Наследником.

В один из таких счастливых вечеров общения с Николаем, перед началом балетного дивертисмента, Матильда, весёлая и радостная, выбежала на сцену и чуть не столкнулась с Государем. Но ей удалось вовремя остановиться и сделать ему реверанс. Александр Александрович с улыбкой, очень тепло, произнёс:

— Наверное, кокетничали?

Матильда улыбнулась, покраснев.

На спектакле Государь, как обычно, сидел в ложе у самой сцены, между двумя колоннами. И Кшесинской казалось, что он любуется ею во время танца.

Царская семья находилась в ложе с левой стороны, если смотреть со сцены. А когда места в ней не хватало, то кто-нибудь садился в первом ряду. И Маля, выйдя на сцену, сразу искала глазами, где сидит Наследник, и улыбалась ему. А затем начинала с вдохновением танцевать, ощутив радость в душе.

Впервые Матильда выступила в Красносельском театре 4 июля 1890 года. Вместе с подругой Оляшей Преображенской и двумя выпускницами Аней Носковой и Варей Рыхляковой, Маля танцевала в па-де-де-синк из балета «Роберт и Бертрам, или Два вора».

В этом первом летнем сезоне она участвовала в вальсе из балета «Эсмеральда», в сцене «Возвращение с охоты» в «Шалостях Амура» в постановке Льва Иванова. Вместе с Энрико Чеккетти исполняла па-де-де из балета «Гарлемский тюльпан», который был поставлен Мариусом Петипа и Львом Ивановым. И вместе с Колей Легатом они вновь станцевали в одном из концертов па-де-де из балета «Тщетная предосторожность».

28 июля Мале Кшесинской поручили исполнить вставной номер — соло из балета «Эсмеральда» во время спектакля «Грациэлла, или Любовная ссора». Тогда-то она и получила отдельную уборную на первом этаже.

И вот красносельский сезон стал подходить к концу. По традиции последний спектакль заканчивался общим галопом — Galop Infernal. В нём участвовали все артисты, кто танцевал в этот день.

Началась последняя репетиция. Неожиданно для всех в театр приехал Великий Князь Николай Николаевич Старший, давно живший на покое. (Основатель театра в Красном Селе). Он сидел в Царской ложе и внимательно наблюдал за танцующими. Вдруг он остановил танец и стал горячо доказывать балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову (помощнику самого Петипа!), что танец поставлен им неправильно! Лев Иванович стал возражать. Но Николай Николаевич выскочил на сцену и стал показывать артистам, как нужно исполнять галоп!

Матильда помнила, что на закрытии сезона они ещё танцевали вдвоём с Машей Андерсон концертный номер «Пастух и пастушка» под музыку Пуни в постановке Льва Иванова. Пастухом была Матильда, а пастушкой — Мария.

Здание театра в Красном Селе (XIX-начало ХХ века)

После последнего спектакля Матильде стало грустно: вновь наступало время неизвестности: когда и где они теперь будут видеться с Наследником? Ей казалось, что и Николаю жаль было окончания сезона и расставания с ней.

И вот сейчас, через шестьдесят лет, за границей, она прочтёт о чувствах Николая в те дни в его дневнике:

«31 июля, вторник: После закуски последний раз заехал в милый Красносельский театр. Простился с Кшесинской.

1 августа, среда: В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания».

«Быстро прошли счастливые летние дни красносельского сезона, так памятные мне своей беспечной радостью и надеждами», — записала Матильда Феликсовна и призадумалась. Затем стала писать дальше: «Я влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, моё чувство заполнило всю мою душу, и я только о нём могла думать».

Матильда в те далёкие дни 1890 года надеялась на то, что Наследник тоже неравнодушен к ней. И она была права. Ники тоже думал о танцовщице.

Наследник в форме Гусарского полка

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юность Матильды. Роман с наследником престола. Документальная повесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я