Книга является первой психодиагностической монографией, которая посвящена отечественной проективной методике «Несуществующее животное». В первой части приводится краткое описание теоретических концепций, лежащих в основе проективных техник, история развития методики, включая ее валидизацию, разработку теоретического основания интерпретации и др. Во второй – представлены результаты многомерного статистического анализа экспериментального материала, полученного при психологическом исследовании большой выборки взрослых пациентов с разными психическими нарушениями. В третьей – предложено практическое руководство по проведению методики и интерпретации экспериментального материала, включающего рисунок, название животного и рассказ о нем. Работа снабжена множеством иллюстраций, описанием и анализом конкретных случаев, а также полезными приложениями. Книга предназначена для практикующих клинических психологов, психотерапевтов, психиатров, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Клиническая психология». Второе издание, стереотипное. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2. Психодиагностическое исследование и результаты статистического анализа
Цель
Целью настоящего исследования было, используя статистические процедуры, выявить наличие связей между выделенными в экспериментальном материале методики «Несуществующее животное» многочисленными параметрами рисунка и рассказа, с одной стороны, и определенными эмоционально-личностными нарушениями и некоторыми психическими заболеваниями — с другой[2].
Психодиагностическое исследование
Исследование пациентов осуществлялось на кафедре психиатрии и медицинской психологии Российского университета дружбы народов и в стационаре психиатрической больницы № 14 г. Москвы, являющейся клинической базой кафедры.
Патопсихологическое исследование включало в себя изучение истории болезни пациента, изучение его познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы. Для исследования эмоционально-личностной сферы использовались определенные методики. Во-первых, миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), разработанный в 40-х гг. XX в. американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатуэем. Опросник был переведен, адаптирован и рестандартизирован для применения его в отечественных условиях с учетом социально-этнических и культуральных факторов в 1967 г. Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым, а также в 1971 г. Л. Н. Собчик. Нами использовался предложенный Л. Н. Собчик сокращенный вариант опросника, содержащий 378 утверждений и позволяющий получить личностный портрет пациентов только по базисным шкалам (в отличие от полного варианта, содержащего 566 утверждений). Во-вторых, цветовой тест Люшера. В-третьих, проективные рисуночные тесты: «Дом — Дерево — Человек», «Рисунок семьи», а также тест «Рисунок несуществующего животного», дополненный стандартизированным пострисуночным опросом.
Анализируемые данные
Данные патопсихологического исследования
Изучение экспериментального материала, полученного при выполнении всеми обследованными пациентами теста «Несуществующее животное», позволило эмпирически выделить 82 параметра рисунка и 109 параметров рассказа (Приложение 2). Параметры рисунка включали в себя общие параметры: размер, положение на листе и др. И частные параметры рисунка несуществующего животного: рога, хвост, панцирь и др. Параметры рассказа также включали общие параметры: нарушение логичности рассказа, прямое проявление в нем психопатологии и др. И частные параметры рассказа о несуществующем животном: среда его обитания, характер защиты, отношения с окружающими и т. д.
Опираясь на используемые при исследовании пациентов личностные тесты, были выделены такие эмоционально-личностные нарушения или характеристики, встречающиеся при различных психических заболеваниях: депрессивность, тревожно-фобические расстройства, агрессивность, социопатичность (психопатичность), инфантильность или эмоциональная незрелость, демонстративность (истероидность), паранойяльность, гипоманиакальность, интровертированность (шизоидность) и мужественность-женственность.
Для достижения основной цели проводимого анализа, а именно выявления достоверных взаимосвязей между различными параметрами рисунка и рассказа методики «Несуществующее животное» и некоторыми эмоционально-личностными нарушениями, использовались результаты только теста MMPI. Это определялось тем, что MMPI уже является валидизированным опросником, что позволяет применить его в качестве «золотого стандарта». Каждая из перечисленных выше эмоционально-личностных характеристик измеряется в MMPI следующими клиническими шкалами (табл. 2). Депрессивность — высоким показателем (выше 70 т) по шкале депрессии (D) и / или низким показателем (ниже 50 т) по шкале гипомании (Ma). Тревожно-фобические нарушения — высокими показателями по шкалам: психастении (Pt) и шизофрении (Sc). Агрессивность — высокими показателями по шкалам: психопатии (Pd) и гипомании (Ma). Социопатичность (психопатичность) — высоким показателем по шкале психопатии (Pd). Инфантильность (эмоциональная незрелость) — высокими показателями по шкалам истерии (Hy) и гипомании (Ma). Демонстративность (истероидность) — высоким показателем по шкале истерии (Hy). Паранойяльность — высоким или очень низким показателем по шкале паранойи (Pa) (при одновременно высоком значении шкалы (L) и / или (К)). Гипоманиакальность — высоким показателем по шкале гипомании (Ma). Интровертированность (шизоидность) — высоким показателем по шкале социальной интроверсии (Si) и (Sc). Мужественность-женственность — высокими показателями по шкале мужественности-женственности (Mf): мужественность у женщин — высоким показателем по этой шкале в женском профиле и, соответственно, женственность у мужчин — высоким показателем в мужском профиле. При кодировании личностного профиля применялся метод Уэлша. Согласно этому методу, все базисные шкалы записываются соответственно их порядковым номерам в последовательности от наиболее высоких шкал к наиболее низким шкалам. Чтобы показать их место на профиле в соответствии со шкалой Т-баллов, используются следующие знаки: шкалы, находящиеся на уровне 120 Т и выше, обозначаются знаком «!!», 110 Т — «!», 100 Т — «**», 90 Т — «*», 80 Т — «’’», 70 Т — «’», 60 Т — «-», 50 Т — «/», 40 Т — «:», 30 Т — «#». Для шкал достоверности: лжи (L), достоверности (F) и коррекции (K) в индексе профиля используется тот же принцип расположения и те же обозначения.
Таблица 2. Клинические шкалы MMPI
Из историй болезни пациентов (независимый диагноз психиатра) была получена информация о наличии у некоторых из них следующих психических заболеваний: шизофрении, нервной анорексии (ограничительный вариант), булимического расстройства (как самостоятельное заболевание и вариант или этап в развитии нервной анорексии) и алкоголизма, а также дисморфофобического расстройства тела (в рамках нервной анорексии). Психические заболевания были диагностированы психиатрами с помощью ранее валидизированной Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10, 1994) [66], которая в части описания психических расстройств, в свою очередь, была создана на основе «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM-IV, 1994), разработанного американской ассоциацией психиатров.
Характеристика выборки
Из более двух тысяч обследованных пациентов для анализа было отобрано 796 человек. Выборка производилась на основании следующих критериев. Первый критерий — возраст пациентов не моложе 15 лет. Второй критерий — образование не ниже среднего (за исключением 28 пациентов, которые были старшеклассниками). Третий критерий — отсутствие в психическом статусе пациентов признаков органической деменции. Четвертый критерий — экспериментальные данные, полученные при изучении эмоционально-личностной сферы пациентов с помощью MMPI должны быть достоверны и явно не противоречить результатам, полученным по другим личностным тестам и данным клинического исследования. Первый критерий был продиктован поставленной задачей, а именно исследовать этой методикой не детей, характеризующихся «естественной» незрелостью эмоционально-личностной сферы, а взрослых пациентов. Второй критерий исходил из того, что для выполнения основных для данного анализа методик (MMPI и методики «Несуществующее животное»), особенно для MMPI, требуется наличие у испытуемого достаточно высокого уровня психического и интеллектуального развития. Включенные в выборку старшеклассники, по мнению автора, обладали таким уровнем развития. Третий критерий определился эмпирически, вследствие недоступности для пациентов с признаками органической деменции выполнения методики MMPI. Четвертый критерий был установлен в соответствии с принципами клинической диагностики эмоционально-личностной сферы. И последнее, поскольку экспериментальный материал собирался в течение многих лет, то в выборку не вошли также пациенты, в протоколах которых отсутствовали формальные данные об их возрасте и образовании.
По видам ведущей психической патологии пациенты распределились следующим образом (табл. 3).
Как видно из представленной выборки, почти треть ее составляют больные с нарушениями пищевого поведения. Эта особенность выборки связана с профессиональной специализацией главной клинической базы проводимого исследования — кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН. В выборку не вошли пациенты с эпилепсией, церебральным атеросклерозом и другими психическими заболеваниями, в основе которых лежит органическая патология ЦНС. Это определялось как заданными критериями отбора, так и особенностями контингента больных, стационарно лечившихся в психиатрической больнице, большая часть которых находилась уже не на начальных стадиях развития заболевания и при экспериментально-психологическом исследовании обнаруживала отчетливые признаки органической деменции.
Таблица 3. Виды ведущей психической патологии пациентов выборки
Особо следует отметить, что у некоторых пациентов, вошедших в выборку, наряду с основным заболеванием наблюдались признаки психоорганического синдрома, но нарушения когнитивных процессов у них не достигали уровня деменции.
Присутствие эмоционально-личностных особенностей и конкретных заболеваний в анализируемой выборке больных представлено в табл. 4.
Таблица 4. Характеристики выборки (796 человек)
Окончание таблицы 4
* Стандартное отклонение.
Табл. 4 иллюстрирует распределение эмоционально-личностных особенностей и конкретных заболеваний с учетом возраста и пола пациентов. Как видно из таблицы, такие характеристики, как инфантильность, демонстративность, женственность, а также заболевание нервная анорексия с дисморфофобическим и булимическим расстройством, чаще встречались в изучаемой выборке у женщин. А мужественность и алкоголизм — у мужчин. Полученное распределение в целом не противоречит эмпирическим наблюдениям, что свидетельствует о репрезентативности выборки.
Статистический анализ
Для выявления количественных связей отдельных эмоционально-личностных нарушений и некоторых психических заболеваний пациентов (мы будем называть их для удобства в дальнейшем «психологическими характеристиками») с параметрами рисунка и рассказа «Несуществующего животного» использовалась логистическая регрессия. Анализ состоял из двух частей. На первой стадии анализа были построены отдельные модели для каждого параметра рисунка / рассказа с целью определения его связи с каждой «психологической характеристикой» в отдельности, контролируя присутствие других «психологических характеристик», а также пол и возраст пациентов. Все переменные (за исключением возраста пациентов) на этой стадии анализа рассматривались как двухуровневые (да / нет, мужчины / женщины и т. п.). На второй стадии (анализ подгрупп) было исследовано влияние эффекта пола при анорексии, эффекта булимиеподобного паттерна при анорексии и эффекта шизофрении при интровертированности. Для этого сначала были сконструированы три трехуровневые переменные: мужская анорексия / женская анорексия / отсутствие анорексии; анорексия с булимиеподобным паттерном / анорексия без булимиеподобного паттерна /отсутствие анорексии и интровертированность при шизофрении / интровертированность без шизофрении / отсутствие интровертированности. Это позволило сравнить уровни каждой из этих переменных между собой, используя сходные логистические модели для каждого параметра рисунка / рассказа, контролирующие пол, возраст пациентов и присутствие других «психологических характеристик». После этого был проведен стратифицированный по полу анализ данных больных нервной анорексией, сравнивая мужчин с анорексией с мужчинами без анорексии и женщин с анорексией с женщинами без анорексии.
Размер эффекта взаимосвязи был выражен отношением шансов (ОШ) с соответствующим 95 % доверительным интервалом (ДИ). Дискриминативная способность каждой модели была оценена с помощью С-коэффициента. Для статистических тестов был установлен 0,05 альфа-уровень. В связи с проведением в данном анализе для каждой «психологической характеристики» множественных сравнений была применена коррекция по Бонферрони ошибки Типа 1. Итоговый альфа-уровень для каждого статистического теста составил 0,00025. Обе описанные выше стадии анализа были проведены как без Бонферрони коррекции, так и с ней. Для анализа был использован статистический пакет SAS 9.2 (SAS Institute Inc., Cary, NC, USA).
Результаты
Результаты статистического анализа представлены в Приложениях 2 и 3. Приложение 2 соответствует первой стадии анализа и содержит таблицу значимых отношений шансов (табл. П1). Эта часть анализа обнаружила наличие статистически значимых связей между параметрами рисунка и рассказа, с одной стороны, и эмоционально-личностными характеристиками, выявленными с помощью MMPI, а также некоторыми психическими заболеваниями, — с другой. Так, например, шанс встречаемости крупного рисунка почти в 10 раз выше у пациентов с гипоманией по сравнению с пациентами без гипомании (ОШ 9,59 с 95 % ДИ 5,27–17,42), а шанс встречаемости маленького рисунка в 2,5 раза выше среди пациентов с депрессией в сравнении с пациентами без депрессии (ОШ 2,59 с 95 % ДИ 1,79–3,77).
Приложение 3 представляет результаты второй стадии анализа и содержит восемь таблиц (табл. П2–П9). Таблицы П2–П4 представляют результаты сравнения данных мужчин-аноректиков с мужчинами-неаноректиками, женщин-аноректиков с женщинами-неаноректиками и мужчин-аноректиков с женщинами-аноректиками. Например, шанс присутствия в рисунке выделенного носа в 9 раз выше у мужчин с анорексией по сравнению с мужчинами без анорексии (ОШ 9,0 с 95 %ДИ 1,96–41,29); шанс присутствия в рисунке плотно закрытого рта почти в 6 раз выше у женщин с анорексией по сравнению с женщинами без анорексии (ОШ 5,78 с 95 % ДИ 2,12–15,74); шанс присутствия в рисунке клыков или бивней почти в 10 раз выше у мужчин-аноректиков по сравнению с женщинами-аноректиками (ОШ 9,86 с 95 % ДИ 2,38–40,73). Таблица П5 приложения представляет результаты сравнения данных пациентов с булимическим вариантом нервной анорексии с данными пациентов с ограничительным вариантом нервной анорексии (без булимического паттерна). Например, из анализа следует, что шанс встречаемости в экспериментальных данных того, что внешний вид животного не нравится пациенту, в 2,5 раза выше у пациентов с булимическим вариантом нервной анорексии по сравнению с пациентами, страдающими ограничительным вариантом нервной анорексии (ОШ 2,57 с 95 % ДИ 1,24–5,30). Таблица (П6) представляет результаты сравнения экспериментальных данных, полученных у интровертированных пациентов, больных шизофренией, с данными интровертированных пациентов без шизофрении. Так, например, шанс встречаемости в экспериментальном материале нарушения логичности рассказа более чем в 5 раз выше у интровертированных пациентов, больных шизофренией, по сравнению с интровертированными пациентами без шизофрении (ОШ 5,29 с 95 % ДИ 2,76–10,14). В следующей таблице (П7) Приложения 3 приведены результаты сравнения присутствия параметров агрессивности в экспериментальном материале у больных с различными нарушениями эмоционально-личностной сферы.
Особый интерес с точки зрения психодиагностики представляет вопрос, может ли наличие отдельных параметров рисунка или рассказа указывать на присутствие определенных психологических характеристик. Таблица (П8) демонстрирует статистическую оценку диагностической ценности отдельных параметров рисунка / рассказа. Для каждого параметра приведены три оценочных критерия: чувствительность, специфичность и ППВ (PPV — Positive Predictive Value). Предположим, что мы исследуем наличие параметра Х у пациентов, обладающих психической характеристикой Y. Тогда, чувствительность — это вероятность присутствия параметра Х в экспериментальном материале пациентов, обладающих психической характеристикой Y. Специфичность — это вероятность отсутствия параметра Х в экспериментальном материале пациентов, не обладающих характеристикой Y, а ППВ — это вероятность присутствия психической характеристики Y среди пациентов, экспериментальный материал которых содержит параметр Х. Анализ показателей чувствительности, специфичности и ППВ указывает на относительно невысокую диагностическую ценность отдельных параметров рисунка / рассказа (даже тех из них, которые по результатам анализа с учетом коррекции Бонферрони значимо связаны с теми или иными психологическими характеристиками). Так, например, несмотря на то что у большинства (71,5 %) пациентов без проявлений агрессивности не встречался в рисунках контур в виде острых углов / игл (достаточно высокая степень специфичности), этот параметр рисунка присутствовал только у менее половины (45,2 %) пациентов с проявлениями агрессивности (чувствительность), а также только чуть больше половины (51,2 %) пациентов, нарисовавших контур в виде острых углов / игл, обладали агрессивностью (ППВ).
Статистический анализ, направленный на решение задачи возможности определения комплексов параметров рисунка и рассказа, характерных для некоторых психических расстройств, установил, что в экспериментальном материале пациентов четырех рассмотренных заболеваний (шизофрения, нервная анорексия, булимическое расстройство и алкоголизм) наблюдалась тенденция присутствия не единичных, а нескольких параметров рисунка / рассказа, статистически связанных с данными заболеваниями (Табл. П9). Так, например, было выделено 16 параметров рисунка и рассказа, позитивно связанных с булимическим расстройством (как самостоятельным заболеванием, так и вариантом или этапом в развитии нервной анорексии). У более 90 % человек из всех пациентов с этим диагнозом (111 чел.) наблюдалось присутствие двух и более (до 12) выделенных параметров.
Психологическая интерпретация результатов статистического анализа
Психологическая интерпретация результатов статистического анализа включает в себя, во-первых, краткую клиническую характеристику каждого из выделенных эмоционально-личностных нарушений и психических заболеваний. Во-вторых, описание их природы с точки зрения психоаналитической теории. В-третьих, сопоставление выявленных в анализе статистически значимых связей параметров рисунка и рассказа, с одной стороны, и эмоционально-личностных нарушений и некоторых психических заболеваний — с другой (Приложения 2–5), с клиническими данными и результатами психологических и психоаналитических исследований.
Агрессивность (А)
В Словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса агрессивность определяется как тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или в процессе фантазирования, цель которых заключается в том, чтобы навредить другому человеку, понудить его к каким-либо действиям, унизить, уничтожить его и пр. Она является дезорганизующей, разрушительной силой [52].
Агрессия может выражаться либо непосредственно в прямом действии разрушения или насилия, как, например, при открытой атаке во время военных действий, либо в косвенной, замаскированной форме, например через иронию или отказ от помощи. Агрессивные проявления различаются по интенсивности от невраждебных влечений к самоутверждению и самосохранению, на последующих уровнях воплощаясь в раздражительность, злобность и нетерпимость — вплоть до крайней степени бешенства и неистовства, смертельной ярости. Проявления агрессивности различаются также по степени осознанности и могут стимулировать использование различных защитных механизмов.
Агрессивность может быть направлена как на другого человека, так и на самого себя, проявляясь в форме самообвинения, «таинственной мазохистской склонности Я» (З. Фрейд), психосоматики, самоповреждения и др.
У современных психоаналитиков нет единства взглядов на природу агрессии [52]. Одни, в частности А. Адлер, Э. Гловер, полагают, что агрессия порождена окружением (фрустрацией либидо и других инстинктов, например влечения к власти). Другие вслед за З. Фрейдом считают, что она имеет внутреннее (инстинктивное) происхождение и, подобно тенденции к саморазрушению (влечению к смерти), может быть осмыслена лишь в связи с сексуальностью. Так, А. Фрейд, анализируя психические механизмы агрессии, обращала внимание на то, что при агрессивных проявлениях, как и при либидинозных, наблюдается напряженное побуждение и следующее за разрядкой облегчение; если же разрядка блокирована, возникает страдание. Она отмечала, что в борьбе с агрессивным влечением используются те же защиты, что и с либидо. Однако до сих пор остается неясным, представляют ли собой агрессивность и либидо при рождении отдельные формы энергии влечений, сливающиеся в процессе развития, или же они нераздельны и лишь позже эволюционируют в отдельные целостности. Барнесс Э. Мур и Бернард Д. Файн пишут: «Представляется вероятным, что агрессивные влечения постепенно изменяются, приобретая характерные формы на оральной, анальной и фаллических стадиях. Согласно некоторым теоретическим построениям, при таком прогрессирующем развитии происходит все большее слияние либидинозных и агрессивных импульсов, и тем самым разрушительные проявления агрессии ограничиваются, что приводит к обеспечению Я нейтрализованной энергией, необходимой для функционирования — нормального либо патологического. В то же время Я присваивает агрессию Оно и овладевает ей, ставя на службу возрастающей по сложности адаптации» [79].
Клинические данные показывают, что агрессивность играет особенно важную роль при паранойяльном, асоциальном, депрессивном и маниакальном расстройстве личности. Люди с такими расстройствами часто используют механизмы защиты в виде «идентификации с агрессором», «отреагирования вовне», «всемогущего контроля» и «обращение против себя».
Степень агрессивности в рисунке несуществующего животного, согласно М. З. Дукаревич, выражена количеством, расположением и характером острых углов, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, разящие острые клювы, зубы. Рот с зубами выражает вербальную агрессию.
Исследование Е. Ю. Воиновой, проведенное под руководством П. В. Яньшина, направленное на валидизацию теста «Рисунок несуществующего животного» с помощью теста С. Розенцвейга, относительно параметра агрессивности как характерологического свойства личности, подтвердило существование зависимости между результатами этих методик относительно параметра агрессивности в целом [121]. Испытуемыми являлись дети в возрасте от 8 до 12 лет без значительных психических нарушений. Было обнаружено, что с открытым проявлением агрессии коррелировало только количество углов в рисунке. Сама по себе «угловатость» рисунков и наличие шипов связаны не с открытой, а с сублимированной агрессивностью. С суммарной агрессивностью и «чистой» агрессией коррелирует наличие и количество рогов. Наличие зубов отрицательно связано со склонностью к самобичеванию. Клешни, копыта и щупальца не дали значимых корреляций ни с тестом С. Розенцвейга, ни с признаками агрессивности в поведении детей.
Исследование М. К. Акимовой, Т. Н. Алехиной, Ж. В. Таратуты показало, что с агрессивностью положительно соотносятся такие признаки рисунка: контур в виде острых углов, когти, зубы, рога, клюв, агрессивный вид животного, сдвиг рисунка вправо, наличие агрессии в названии и линии, поднимающиеся «снизу-вверх-направо» [4].
По данным А. Л. Венгера, в рассказе о животном признаками агрессивности являются следующие характеристики: питается людьми, подробное описание поедания жертв, дружит со злыми, агрессивными персонажами, любит ломать деревья и т. п. [22].
По результатам анализа наших данных агрессивность характеризуют следующие параметры рисунка и рассказа. Положительная связь существует между агрессивностью и такими параметрами рисунка, как пасть с зубами, рога, клюв, контур в виде углов или игл, клыки или бивни, когти, иглы или шипы, сильный нажим и подчеркнутый нос. В рассказе о животном обнаружена положительная связь с такими ответами пациентов: относится к нападающим животным, является плотоядным, питается людьми, не имеет друзей, использует агрессивные способы защиты, является хорошо защищенным, имеет агрессивный нрав; близким пациента и ему самому не нравится агрессивность животного.
Отрицательная связь наблюдается между агрессивностью и такими признаками рисунка, как механические детали, слабая линия, положение головы животного «анфас». А также — со следующими параметрами рассказа: имеет уменьшительно-ласкательное название, живет в небе, дружит с маленькими животными и детьми или со всеми окружающими, использует пассивные, необычные или неадекватные формы защиты, является плохо защищенным, пациенту не нравится беззащитность животного.
По полученным данным, наиболее сильно положительно связаны с агрессивностью следующие параметры рисунка и рассказа: использует агрессивную защиту, пасть с зубами, рога, контур в виде острых углов или игл и когти. Эти признаки, с нашей точки зрения, символизируют открытую, неконтролируемую агрессию. Данное предположение базируется на том, что они были выделены на основе экспериментального материала пациентов, плохо контролирующих свои агрессивные импульсы, а именно, имеющие высокие показатели по шкалам психопатии и гипомании в MMPI.
Проведенное сравнительное исследование присутствия в экспериментальном материале теста параметров рисунка и рассказа, положительно связанных с открытой агрессивностью, у пациентов с различными эмоционально-личностными нарушениями выявило наименьшее их присутствие при демонстративности (21,43 %), депрессии (26,47 %), интроверсии (37,43 %), тревожнофобических нарушениях (38,13 %), а наибольшее — при социопатичности (76,17 %), гипоманиакальности (65,79 %), паранойяльности (48,88 %) (Приложение 3, табл. П7). Полученные результаты согласуются с данными клинических и психоаналитических исследований и, по-видимому, объясняются теми защитными механизмами, которые по преимуществу используют пациенты с разными типами организации характеров. Как известно, истерические личности склонны вытеснять свою агрессию, интровертированные и обсессивно-компульсивные — изолироваться от нее, а депрессивные — обращать ее против себя и таким образом осуществлять «контроль» над проявлением агрессии вовне. Использование этих защитных механизмов часто связано с имеющимся у этих пациентов внутренним «запретом» на открытое проявление собственной агрессии и особенно на значимые объекты. Социопатические и гипоманиакальные лица испытывают трудности при контролировании своего гнева, им свойственно импульсивное «отреагирование вовне», а паранойяльные — склонны прибегать к использованию защиты в виде «идентификации с агрессором», тем самым также разрешая себе открытое проявление агрессии вовне. В табл. 5 представлены защитные механизмы личности, описанные в литературе А. Фрейд, Н. Мак-Вильямс, Р. Карсон, Дж. Батчер и С. Минека, Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис, О. Кернберг и др. [107, 60, 42, 52, 44].
Таблица 5. Механизмы защиты личности
Продолжение таблицы 5
Окончание таблицы 5
Отдельный интерес представляет большое присутствие в экспериментальном материале параметров рисунка и рассказа, положительно связанных с открытой агрессивностью, у пациентов с выраженными мужскими чертами (50,31 %). По-видимому, это связано с тем, что в большинстве человеческих культур с понятием «мужественности» связываются такие личностные черты, как активность, сила и агрессивность. Открытое агрессивное поведение у мужественных лиц выступает в этом контексте как социально приемлемое и даже одобряемое. Эти данные также согласуются с классической психоаналитической теорией, предполагающей наличие неотъемлемой внутренней связи агрессивности с маскулинностью.
Выявленная в исследовании положительная связь между агрессивностью и подчеркнутым носом (его символическим значением) в рисунке несуществующего животного, вероятно, может рассматриваться как косвенное подтверждение психоаналитической гипотезы о наличии связи агрессивности с сексуальностью.
Пример № 2.1
Пациент 19 лет, код профиля MMPI: 8!!6!741*32905” F!!K/L:
Рассказ
Шипозавр (рис. 2.1) — это защищающееся животное. Его длина 50–60 метров, а высота 20–30 метров. Он живет на другой планете, где идет борьба за выживание, там все хищники, и он тоже хищник. Питается более мелкими и менее приспособленными животными. Живет либо в семье, либо в одиночку. Дружит с мирными животными. Врагов полно! Это летающие ящеры и более крупные хищники. Защищается шипами, зубами и быстро двигающимся хвостом с шипами. Хорошо защищен. Человек мог бы его приручить, но с трудом. Катать на себе человека он бы не стал, шипы мешают. Интеллект у него как у дельфина, высокий. Нрав тихий, но если будут на него нападать, то будет рычать и защищаться. Шипозавр мне нравится. Нравится его приспособленность к своей среде обитания. Он подходит к миру, в котором живет. Плохо только, что человек не может на нем кататься, слишком много шипов. Но в то же время шипы ему нужны, так как живет в такой среде. Родителям он бы не понравился. Мама бы подумала, что он злой, раз у него столько шипов. Его вид вызвал бы у нее отвращение («страшный», «монстр»). Если бы я сказал ей, что он мирный и хороший, то, может быть, у нее к нему и возникла бы слабая симпатия, но вряд ли. Папе бы тоже не понравилось, что он «монстр», «чудовище», но понравилось бы, что он может за себя постоять, ему не требуется чужая помощь. А сестра (7 лет) бы его просто испугалась и убежала. О симпатии с ее стороны и речи быть не может.
Рис. 2.1. Шипозавр
Пример № 2.2
Пациент 22 лет, код профиля MMPI: 7”8492’163–0/5# F’’KL/
Рассказ
Зондор (рис. 2.2) — нападающее животное. Его длина — 4–5 метров, а высота — 1 метр. Обитает в густых джунглях. Питается животными. Живет в одиночку, сам по себе, как волк. Дружит с себе подобными. Врагами считает все, что движется. Всех животных и более крупных зверей. При нападении на него будет биться зубами, когтями. Сработает его агрессивный инстинкт. Защищен хорошо. Он агрессивен к человеку и не хотел бы, чтобы тот его приручил, так как любит свободу. Человек, может быть, ни мог бы его приручить, если только с детства. Он умный, как волк. Имеет дикий свободолюбивый нрав, инстинкт хищника. Мне он не нравится. Мутант какой-то. Не нравится необычность, несопоставимость в его облике. Туловище как у животного, а голова как у монстра. Голова некрасивая, похожа на человеческую, не подходит к звериному облику. Мне нравится в нем дерзость, отвага, сила физическая и внутренняя. И еще грандиозность его размеров и внешнего вида в целом. Маме бы он не понравился. Особенно его отпугивающий внешний вид. Папе бы тоже не понравился. Может, понравилась бы только его мощь. И старшему брату он бы не понравился. В первую очередь не понравилось бы несоответствие его головы и туловища.
Пример № 2.3
Пациент 28 лет, код профиля MMPI: 27”860’549–13/ F**L/K#
Рассказ
Скалозуб (рис. 2.3) — это нападающее животное, хищник. Его длина 6 метров, а высота 2 метра. Обитает в тропических джунглях. Питается мясом животных и фруктами на закуску. Живет семьями. Контактирует с себе подобными. Но контакты — это драки за дележ пищи или самки в брачный период. То есть все эти контакты драчливые. Его врагами являются более крупные хищники или такие же, как он, за среду обитания. Защищается когтями, зубами и еще у него есть чешуя и роговые отростки на спине. Защищен нормально, но только ноги и голова хуже. Он охотится на людей, как на других животных, и люди его боятся. Человек не может его приручить, так как он слишком дикий. И нет пользы от него, его мясо не жирное… Сердце его тоже чешуей защищено, и другие органы. Это хитрое животное, как волк. Нрав его агрессивный. Скалозуб мне не нравится тем, что злой и агрессивный, не нравится оскал зубов, чешуя и роговые отростки. Внешний облик его безобразный. Однако и красота есть. Это мускулистые части тела, его ноги. Он хорошо бегает. Нравится также, что это умное животное, знает, как добыть пищу, создать семью, как отогнать противника. Маме и сестре он бы не понравился. Особенно его зубы, оскал, чешуя и роговые отростки. Но могла бы понравиться его хитрость и сообразительность.
Рис. 2.2. Зондор
Рис. 2.3. Скалозуб
Тревожно-фобические нарушения (ТФ)
Тревожно-фобические состояния включают в себя эмоциональные реакции тревоги, страха и эмоционального напряжения. Они тесно взаимосвязаны и представляют собой реакции, возникающие у человека в ситуациях ощущаемой угрозы, актуальной, реально существующей в данный момент или только предполагаемой (реальной или воображаемой).
К тревожным расстройствам, согласно DSM-IV, относятся фобические расстройства специфического или социального типа; паническое расстройство, сопровождающееся или не сопровождающееся агорафобией; генерализованное тревожное расстройство; обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство [42].
Фобия — это стойкая и несоразмерная боязнь какого-то отдельного объекта или ситуации, которые не представляют никакой серьезной или вообще никакой опасности для индивида. Диагноз специфической фобии ставится в случае, когда человек испытывает сильный и стойкий страх, запускаемый присутствием (или предвосхищением) специфического объекта или ситуации. В DSM-IV выделяется пять подтипов специфических фобий:
1) боязнь животных (например, змей или пауков);
2) естественной среды (например, высоты или воды);
3) инъекций, ранений и вида крови;
4) ситуаций (например, авиаперелетов или поездки в лифте);
5) атипичный подтип (например, боязнь подавиться или рвоты) [42].
По данным психоаналитических исследований пациенты со специфическими фобиями в качестве защиты от тревоги используют смещение, то есть перенаправление эмоции с какой-то одной области или первоначального объекта на другой специфический объект, который символизирует пугающее явление. Так, например, страх пауков, которые символически связаны с бессознательным образом поглощающей матери, может олицетворять страх поглощения, а боязнь ножей, являющихся фаллическим символом, — страх фаллоса и его проникновения.
Отличительным признаком социальной фобии считается боязнь негативной оценки со стороны окружающих. В DSM-IV описывается два подтипа социальной фобии: специфическая (страх перед одной или несколькими социальными ситуациями, например при выступлении на людях или при пользовании общественным туалетом, в которых человек боится быть выставленным на всеобщее обозрение и действовать постыдным или унизительным образом). И генерализованная (страх в большинстве социальных ситуаций, включая как ситуации публичных выступлений, так и ситуации, требующие социального взаимодействия). Социальный характер этих фобий подтверждает тот факт, что они не возникают при выполнении тех же действий в одиночестве.
Паническое расстройство определяется и характеризуется возникновением неожиданных панических атак, которые, как часто кажется, случаются словно гром среди ясного неба. От других разновидностей тревоги панические атаки отличает непродолжительность и интенсивность.
Генерализованное тревожное расстройство характеризуется хроническим чрезмерным беспокойством по поводу ряда событий и действий. Это состояние описывается как «свободно плавающая тревога», поскольку она не привязана к конкретному объекту или ситуации. Общим для людей, страдающих этим расстройством, является то, что они живут в сравнительно постоянном состоянии напряжения, беспокойства и разлитой тревоги. Фундаментальным процессом является тревожное предчувствие, определяемое как ориентированное на будущее настроение, в котором человек находится в постоянной готовности столкнуться с надвигающимися негативными событиями.
Обсессивно-компульсивное расстройство определяется возникновением нежелательных и навязчивых (обсессивных) мыслей или неприятных образов, которые, как правило, сопровождаются компульсивными действиями, призванными нейтрализовать обсессивные мысли и образы или предотвратить какое-то ужасное событие или ситуацию.
В соответствии с DSM-IV обсессии подразумевают упорные и навязчивые рекуррентные мысли или импульсы, непроизвольно возникающие в сознании и воспринимающиеся как помеха, что-то неподобающее и нежелательное. Компульсии могут выражаться или в повторяющихся действиях (например, мытье рук), или в более завуалированных умственных процедурах (например, счет). Серия навязчивых действий может носить характер ритуала. Выполнение компульсивного действия или ритуальной последовательности действий обычно снижает тревогу и напряжение и приносит чувство удовлетворения.
Развивая психоаналитическую теорию тревоги, З. Фрейд описал типичные ситуации угрозы, имеющие место в развитии ребенка [79]. Первая из них — утрата объекта любви, опекуна (обычно матери), от которого ребенок наиболее зависим. Позже на первое место выходит страх телесного повреждения (кастрации). Для латентного периода характерен страх быть лишенным любви, покинутым и наказанным (значимыми взрослыми или родителями). Фрейд отмечал, что, хотя эти страхи специфичны для разных фаз, они могут существовать и у взрослого. Наличие ранних форм тревоги на более поздних стадиях развития является отражением невротической фиксации. Генерализованная тревога возникает у человека из-за бессознательного конфликта между Эго и импульсами Ид, который ему не удается адекватно преодолеть из-за сбоя в работе защитных механизмов, их истощения или изначальной неразвитости. З. Фрейд считал, что импульсы Ид изначально имеют сексуальную и агрессивную природу, а к свободно плавающей тревоге приводит либо блокирование, либо наказание за их выражение. Основное различие между специфическими фобиями и генерализованной тревогой, согласно психоаналитическим взглядам, состоит в том, что при фобиях работают защитные механизмы вытеснения и замещения, тогда как при свободно плавающей тревоге эти механизмы не задействованы и потому человек испытывает почти постоянную тревогу.
Тревожно-фобические расстройства могут быть признаком тревожного (уклоняющегося, избегающего) расстройства личности. По данным МКБ-10, это расстройство характеризуется:
а) постоянным чувством общей напряженности и тяжелыми предчувствиями;
б) представлениями о своей социальной неприспособленности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
в) повышенной озабоченностью критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
г) нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;
д) ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
е) уклонением от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения [66].
Современные психоаналитики вслед за З. Фрейдом считают, что бессознательный мир обсессивно-компульсивной личности имеет окраску «анальной» проблематики, фиксации на анальной стадии развития (соответствующей приблизительно от 18 месяцев до 3 лет). Это время, когда родители часто стараются обучить детей туалету, что подразумевает научению контроля и отсрочке удовлетворения чувственной потребности от акта дефекации. Если родители слишком строги и вынуждают ребенка, стоит ему запачкаться, почувствовать себя грязным и скверным, они могут поселить в нем ярость и одновременно чувство вины и стыда по отношению к этим позывам. В соответствии с данной теорией напряженный конфликт, который может развиться между импульсами Ид, требующими свободы, и требованиями Эго соблюдать контроль и воздержание, ведет к развитию защитных механизмов, которые могут породить обсессивно-компульсивную симптоматику. Обсессивные и компульсивные личностные защиты «служат цели связывания, модификации и отражения тревоги» и выражаются в ритуально повторяющихся мыслях или действиях, обычно направленных на контроль над внутренним состоянием, импульсом или эмоцией [79, 83]. З. Фрейд, К. Абрахам и вслед за ними М. Кляйн полагали, что обсессивные защиты направлены конкретно против тревоги, вызванной собственными агрессивными садистическими импульсами.
По мнению Н. Мак-Вильямс, базовым аффективным конфликтом у обсессивных и компульсивных личностей является контролируемый гнев, борющийся со страхом быть осужденным или наказанным. Ведущей защитой у людей с преобладанием обсессивной симптоматики является изоляция в ее зрелых формах, таких как рационализация, морализирование и интеллектуализация. У компульсивных личностей основной защитный механизм представляет собой «уничтожение сделанного». Они «уничтожают сделанное» посредством совершения действий, имеющих бессознательное значение уничтожения совершенного преступления, искупления вины или магической защиты [60].
Признаками тревожно-фобических нарушений в рисунке несуществующего животного, по данным М. З. Дукаревич, является голова, повернутая влево, выделенные глаза и особенно глаза с прорисованной радужкой, открытый рот, особенно если он зачернен, затемненные линии контура рисунка и сильный нажим.
Исследование Т. Н. Краско выявило, что для рисунков больных неврозом навязчивых состояний высокоспецифичны композиционная упорядоченность, небольшой размер, четкие завершенные линии, зачерненные или заштрихованные детали и участки, равномерный нажим. Характерна «защита» контура шерстью, иглами, панцирем. Контур может быть прерывистым: с разрывами, незамкнутостью. Животное расположено анфас, всегда прорисованы или зачерчены глаза. В целом рисуночные образы производят беззащитно-трогательное впечатление, хотя при беседе-опросе авторы рисунков могут подчеркивать их активность и приспособленность [121].
Исследование М. К. Акимовой, Т. Н. Алехиной, Ж. В. Таратуты показало, что с тревожностью наиболее тесно связаны следующие признаки рисунка: волосатые контуры, штриховка внутри фигуры, маленький рисунок в левом верхнем углу, несоединенные углы, запачканные линии контура, большие глаза, резкая прорисовка радужки глаз, линии с сильным нажимом, увеличенные конечности, колеблющиеся, прерывающиеся линии, округлый рот, зачерненный округлый рот, открытый рот без языка и губ, наличие панциря [4].
Результаты анализа наших данных показывают, что положительная связь существует между тревожно-фобическими нарушениями и такими факторами рисунка, как глаза с подчеркнутой радужкой, выделение глаз, стирание и перерисовывание рисунка, маленькое тело, сильный нажим, затемнение линии контура рисунка, пасть с зубами, большой размер рисунка, положение головы анфас, рот большого размера или несколько ртов. В рассказе обнаружена положительная связь со следующими параметрами: нарушение логичности рассказа, отсутствие у животного друзей, боязнь людей, использование пассивных форм защиты, недовольство пациента замкнутостью животного и хорошее отношение к животному в целом.
Отрицательная связь существует между тревожно-фобическими проявлениями и такими параметрами рисунка, как слабая линия рисунка, направление головы вправо, хвост, поднятый вверх. В рассказе отрицательно связаны с тревожно-фобическими нарушениями следующие параметры: составное название, обитает в сказочном мире, является травоядным, употребляет в пищу эмоционально неприятную или человеческую еду, имеет друзей из числа ему подобных, имеет врагов из разряда хищников или тех, кто сильнее его. Позитивное отношение пациента к тому факту, что у животного есть крылья, и негативное отношение — к животному в целом.
По нашим данным, наиболее сильно связаны с тревожно-фобическими нарушениями следующие параметры рисунка. Положительно — глаза с подчеркнутой радужкой, выделенные глаза, сильный нажим, и отрицательно — слабая линия.
Представляет интерес выявленная в данном исследовании, казалось бы, парадоксальная связь обсессивно-компульсивного расстройства, для которого характерен контроль над гневом, с такой деталью рисунка, как пасть с зубами, символизирующая трудно контролируемую оральную агрессию. Вероятно, в данном случае пасть с зубами может свидетельствовать об ослаблении личностных защит, истощении способности контролировать свой усиливающийся гнев, что в свою очередь ведет к увеличению страха (вплоть до переживания ужаса) быть осужденным, и сопровождается ощущением собственной беспомощности, бессилия, уязвимости и утраты жизненной энергии.
Обнаруженная при статистическом анализе связь тревожно-фобических нарушений с описанными выше признаками рисунка и рассказа по рисунку несуществующего животного (их символическими значениями) в целом согласуется с данными психодинамических исследований. Так, например, полученные результаты не противоречат описанному психоаналитиками базовому аффективному конфликту, наблюдаемому у обсессивно-компульсивных личностей, который выражается в контролируемом гневе (пасть с зубами, животное не является травоядным, сильный нажим), борющимся со страхом быть осужденным или наказанным (глаза с подчеркнутой радужкой, боится людей). А также использованию ими личностной защиты в виде разных форм «изоляции» (использует пассивную защиту, не имеет друзей, пациенту не нравится замкнутость животного) и «уничтожение сделанного» (стирание и перерисовывание).
Пример № 2.4
Пациентка 54 лет, код профиля MMPI: 8* 7”1603’2594 — F!!L’K/
Рассказ
Уткоед (рис. 2.4) — животное нападающее. Его длина — три метра. Обитает в море. Питается живыми существами: и рыбой, и людьми. Живет в одиночку. Если живут стайками, то их быстро вылавливают. Друзей нет, так как оно очень страшное. Врагами его являются люди, которые хотят его поймать. Для защиты у него есть присоски, чтобы к себе присасывать, и жесткий панцирь. Он душит жертву, тащит ее в рот и высасывает кровь. Защищен хорошо. Человек не мог бы его приручить, если только убить. Уткоед живет для того, чтобы питаться. Он сообразительный, как акула. Нрав его злобный. Мне Уткоед нравится. Я боюсь этих существ, но люблю… Я воду боюсь, но смотрю на нее, меня страх притягивает. Чего боюсь, к тому меня больше притягивает. Мне хочется знать, смогу ли я побороть этот страх. Я боюсь воды. Этот страх у меня уже более 20 лет. Он появился после того, как у меня тонула дочь на Борисовских прудах, и я кинулась в воду ее спасать. Мне кажется, что меня в воде убьют. Мне нравится Уткоед тем, что может за себя постоять, и тем, что он красивое животное. Мужу бы он не понравился. Особенно ему бы не понравились присоски, отвратительный рот и что оно питается людьми и животными. Понравилась бы только красивая внешность, но пусть бы оно жило в зоопарке.
Пример № 2.5
Пациент 25 лет, код профиля MMPI: 7”36’2–1948/05: F”LK’
Рассказ
Солнечный волосатик (рис. 2.5) — животное нейтральное. Оно покрыто пушистыми волосами, которые защищают его организм от внешних воздействий. Его диаметр — 30 сантиметров. Обитает на опушке дубравы. Питается травой, грибами, ягодами, а зимой корой и тем, что запасет. Живет семьями. Дружит с себе подобными. Врагами его являются хищники и большие птицы. Если на него нападают, то он прячется, маскируется, пытается убежать. Если убежать не удалось, то будет драться до конца, телом и кулаками. Вообще-то, защищен он слабо. С человеком он предпочитает не общаться. Человек — это злая, необузданная, разрушающая сила. Он о них особо не знает. Солнечный волосатик не хотел бы, чтобы человек его приручил. Он не хотел бы лишиться свободы, но жить рядом с добрым существом хотел. Он сообразительный как человек, ему нужны мозги. Нрав у него добрый и слегка волнительный. Мне солнечный волосатик нравится. Нравится, что это доброе, симпатичное и умное существо. Но мне хотелось бы добавить ему защитных механизмов в процессе эволюции. Маме он бы тоже понравился. Особенно что он симпатичный и не злой. Отчиму понравился бы его ум, но не понравилась слабость в защите. Другу, как и моему отчиму, он бы в целом понравился, что добрый, искренний, симпатичный, но не понравилась бы его беззащитность.
Рис. 2.4. Уткоед
Рис. 2.5. Солнечный волосатик
Депрессивное расстройство (Д)
В МКБ-10 депрессивное расстройство относится к расстройствам настроения (аффективным расстройствам). Депрессивное состояние выражается в сниженном настроении (от грусти, печали, унынии до глубокой тоски), психомоторной заторможенности, снижении энергетики, ощущении безнадежности, низкой самооценке, чувстве собственной малоценности, стыда, вины за настоящие или прошлые, часто воображаемые «ошибки» или «проступки». В агедонии (неспособности радоваться обычным удовольствиям) и в вегетативных нарушениях (проблемы питания, сна и др.). З. Фрейд первым предложил различать депрессивное («меланхолическое») состояние и нормальное переживание горя [52]. По его мнению, при обычных реакциях горя человек переживает как «уменьшившийся», внешний мир (потеря значимой личности), а при депрессии то, что переживается им как потерянное, уменьшившееся или разрушенное, является частью его самого [78, 60]. Согласно М. Узер, испытываемое при депрессии страдание существенным образом связано с обесцениванием нарциссического образа себя самого; «реальный смысл депрессии — внутренний траур, утрата нарциссического объекта, образующего Самость, то есть чувства ценности» [78]. Отталкиваясь от идей З. Фрейда о меланхолии и связи ее с обращенной на себя агрессией, Х. Стерн рассматривает депрессию «в основном как нарциссическую защиту, предотвращающую разрушение внешнего объекта путем перенаправления интернализованной агрессии на собственное Эго, а не на объект внешнего мира» [78]. Аутоагрессивные тенденции у депрессивных лиц могут выражаться как в мыслях о собственной ничтожности, бесполезности, виновности (вплоть до появления суицидальных мыслей), так и в действиях. Действия, в свою очередь, могут проявляться в вырывании волос, обгрызании ногтей и др., то есть иметь форму «частичного самоубийства», когда «суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном участке тела, являющемся для пациента своего рода заменой целого, подлежащего уничтожению», и в реальных суицидальных попытках. В суициде, согласно З. Фрейду, агрессивное влечение обращается против себя, то есть суицид — это часто замаскированное убийство. В формулировке американского психиатра К. Меннингера, который детально разработал идеи З. Фрейда, «при суициде убийцей становится Эго, а жертвой — Самость». К. Меннингер предположил, что все суициды в своей основе имеют три взаимосвязанные бессознательные причины: месть / ненависть (желание убить), депрессия / безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым) [64]. Согласно данным клиницистов и психологов, часто суициды символизируют крик о помощи, являются действием с целью привлечь внимание к своим проблемам. Психотерапевты когнитивной школы подчеркивают негативную роль ригидного мышления, которое ведет к невозможности выработки решения своих проблем («жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть») [42].
З. Фрейд, К. Абрахам и вслед за ними М. Кляйн, Э. Якобсон, Д. Боулби и др., описывая депрессивную динамику, подчеркивали значимость качества ранних отношений между матерью и младенцем в возникновении депрессии. Хорошие отношения привязанности к родительским фигурам необходимы для сопротивления депрессии в последующей жизни. Важным источником склонности к депрессии является переживание преждевременной потери (реальной или символической, воображаемой). Ребенок выходит из переживаний травматической потери с чувством вины, так как возлагает ответственность за потерю на себя. Потерянный объект идеализируется, а все негативные аффекты, связанные с ним, вбираются в ощущение собственного Я. Это создает глубинное переживание собственной «плохости» и одновременно беспомощности, недостаточности и субъективной неспособности [78].
Депрессивное состояние является характерным признаком депрессивного расстройства личности. Основными личностными защитами у депрессивных лиц являются интроекция и обращение против себя.
Признаками депрессии в рисунке несуществующего животного, согласно М. З. Дукаревич, является положение рисунка в нижней части листа и хвост, опущенный вниз.
А. Л. Венгер, отталкиваясь от интерпретаций деталей рисунка в других рисуночных тестах (в частности, в тесте «Рисунок человека»), отметил, что депрессивные тенденции в рисунке несуществующего животного могут проявляться в уменьшении размеров рисунка и иногда в его размещении в углу листа. Кроме того, он подчеркнул, что депрессивные тенденции могут выразительно отражаться в рассказе об образе жизни животного («живет грустно», животное одиноко) [22].
Исследование М. К. Акимовой, Т. Н. Алехиной, Ж. В. Таратуты показало, что с депрессивностью положительно соотносятся следующие признаки рисунка: рисунок на левой части листа, рисунок в нижней части листа, мелкий рисунок, длинный хвост, направленный вниз, пышный хвост, направленный вниз, направление хвоста вниз, линии со слабым нажимом, «падающие линии», то есть направление линий «сверху-вниз-влево» [4].
По данным анализа результатов нашего исследования, депрессивное состояние могут характеризовать следующие параметры рисунка и рассказа: положительная связь существует между депрессией и такими особенностями рисунка, как положение рисунка внизу листа, хвост, нос или голова, опущенные вниз, маленький размер рисунка, контур рисунка в виде острых углов или игл (часто направленных острием и на само животное). В рассказе обнаружена положительная связь с такими параметрами, как уменьшительно-ласкательное название животного, обитание рядом с водоемом, отсутствие друзей, боязнь людей, низкий интеллект, плохая защищенность, грустный нрав, негативное отношение пациента к животному в целом.
Отрицательная связь существует между депрессией и такими параметрами рисунка, как копыта, глаза с ресницами, подобие прически, хвост, направленный вверх, крылья, большой размер рисунка и глаза с прорисованной радужкой. А также — со следующими параметрами рассказа: активный призыв о помощи при угрозе, позитивное отношение к животному в целом, наличие друзей из класса не хищников и хорошая защищенность.
По нашим данным, наиболее сильно положительно связаны с депрессией следующие параметры рисунка и рассказа: грустный нрав, рисунок внизу листа, маленький размер рисунка и хвост, нос или голова, опущенные вниз.
Выявленная в исследовании положительная связь между депрессией и маленьким размером рисунка согласуется с представлением психоаналитиков о том, что при депрессивном состоянии то, что переживается пациентом как потерянное, уменьшившееся или разрушенное, является частью его самого. Положительная связь депрессии с расположением рисунка внизу листа и опущенными вниз хвостом, носом или головой соответствует принятой в общечеловеческой культуре символике «низа» в оппозиции «верхнего и нижнего», олицетворяющего негативное начало в человеке. Уныние или «упадническое (вниз) настроение» считается одним из человеческих грехов. Это также согласуется с гипотезой психоаналитиков о механизме формирования депрессивной личности, согласно которой источником склонности к депрессии является переживание ребенком преждевременной потери родительского объекта. При этом потерянный объект идеализируется, а все связанные с ним негативные аффекты вбираются в ощущение собственного Я, что создает глубинное переживание собственной «плохости». Положительная связь депрессии с контуром рисунка в виде острых углов или игл (часто направленных острием и на само животное) согласуется с идеей о связи депрессии с направленной на себя агрессией. Принимая во внимание, что этот признак рисунка также положительно связан с открытой неконтролируемой агрессией, можно предположить, что в случае депрессии он может олицетворять опасность реализации в действии имеющихся у пациента аутоагрессивных тенденций.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других