Энциклопедия оккультизма

Г.О.М.

Уникальное по полноте охвата пособие по практическим вопросам оккультизма. Энциклопедия представляет собой систематическое изложение Каббалы, без знания которой трудно понимать современную литературу по оккультизму. Предлагаемый курс выгодно отличается от всех доступных читателю книг на эту тему полнотой и логической стройностью, великолепным русским языком и доступностью излагаемого материала. Это почти единственный в своем роде курс, дающий читателю полное и глубокое представление практически обо всех направлениях оккультизма. Публикуется в авторской редакции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия оккультизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТОМ I

Лекция I

א Первый Аркан

Важнейшими факторами в жизни интеллигентного человека являются — степень сознательности жизни и степень реализационной власти, дарованные этому человеку.

Стремление к так называемому «посвящению» и является погонею за тем или другим элементом, а чаще всего — за обоими.

Посвящение базируется на т. наз. «арканах» или — тайнах.

Здесь уместно будет выяснить разницу в значениях трех терминов: secretum, arcanum, mysterium.

Secretum — это то, что несколько людей по капризу или каким-либо житейским соображениям согласились скрывать от других.

Arcanum — это тайна, необходимая для познания определенной группы фактов, законов или принципов; тайна, без которой нельзя обойтись в ту пору, когда является потребность этого познания; тайна, доступная уму, достаточно пытливому в области этих познаний. В широком смысле под этот термин подойдут все научные положения, определяющие круг какой-либо практической деятельности.

Mysterium — это стройная система арканов и секретов, синтезированная определенною школою, как база ее миросозерцания и мерило ее деятельности.

Нам сегодня важен второй термин — arcanum.

Аркан можно высказать, записать обыкновенным языком или, наконец, символизировать.

Древние посвятительные центры избирали третий род передачи арканов — они их записывали символически.

Мы различаем троякий род символизма:

1) символизм цветов, присущий, главным образом, посвящению черной расы,

2) символизм геометрических фигур и картин, составляющий достояние красной расы,

3) символизм чисел, характеризующий белую расу.

До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором связаны все три типа символических представлений.

Это — колода карт в 78 листов (22+56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими т. наз. 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой так или иначе связано числовое представление. Эти изображения, как гласит предание, помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний.

Колода эта более всего известна под именем цыганского «тарота». Итак — тарот мы будем считать схемою метафизического миросозерцания древних посвященных. Но, возразят мне, у каждого народа есть своя схема миросозерцания, а именно — язык этого народа. Если притом народ имеет письменность, то элементы языка бывают представлены т. наз. его алфавитом.

Таким образом, наш тарот явится как бы посвятительным алфавитом. Общая схема картин будет схемою языков этого алфавита; детали картин и цветовые оттенки в их окраске будут комментариями к этим знакам. Мы свяжем 22 мажорных аркана тарота с иероглифами того алфавита, который теперь условно именуется еврейским.

Знакам этого алфавита приписываются определенные числовые значения, в порядке которых мы их будем рассматривать, памятуя девиз Белой Расы «все числом, мерой, весом».

Приступаем к рассмотрению самих арканов.

Аркан א = 1 (Унитарность). Название знака — Aleph; иероглиф, соответствующий знаку, — человек.

Обращая внимание на строение символа, мы видим в нем намек на тройственность, в форме двух частей, спаянных третьею.

На соответствующем листе тарота изображен мужчина, стоя, держащий в правой, поднятой кверху руке палочку; левой рукой мужчина указывает на землю, так что, в общем, его фигура напоминает самый символ aleph. Над головой его начертан знак ; голова увенчана золотым обручем; опоясан он золотым поясом; перед ним — стол кубической формы; в распоряжении человека, кроме жезла в руке, еще три предмета, лежащих на столе, — чаша, меч и денежка. Таким образом, картина, кроме намека на тройственность (корпус человека, нейтрализующий противоположно направленные руки), еще говорит о каких-то таинственных четырех предметах.

Отложив их рассмотрение, займемся истолкованием двойственного положения рук.

Во всех областях познания встречаются т. наз. «бинеры» или «бинарии», то есть совокупности двух полярно-противоположных областей. Метафизика говорит об «эссенции» и «субстанции» объектов изучения, противополагая их друг другу.

Наука говорит о принципах, противопоставляя их фактам.

К ее же области относится широкое пользование бинарными терминами: дух и материя.

Вдумываясь в практику жизни, мы встречаемся с бинерами:

жизнь — смерть;

сознательность — реализационная власть;

добро — зло.

Частные вопросы в различных областях знаний дают нам целый ряд бинеров, вроде:

свет — тень;

тепло — холод; и т.д.

В этих частных вопросах в большинстве случаев легко усматривается возможность т. наз. нейтрализации бинеров, то есть порождения третьего (т. наз. среднего) термина, дающего переход от одного из крайних к другому и тем устанавливающего тройственную шкалу, ступенями которой служат самые термины. В этой фазе они являются лишь степенями одной и той же манифестации. И, следовательно, здесь два при помощи третьего сливаются воедино. Между светом и тенью помещают полутень и получают шкалу степеней освещения или, если хотите, степеней затемнения; между теплом и холодом умещаются средние температуры; между высоким и низким регистрами вставляется средний регистр; между положительным и отрицательным электричествами — нейтральное состояние; антагонизм полов в лице мужа и жены нейтрализуется рождением ребенка, и все три элемента сливаются в единстве семьи и т.д. и т.п.

Обратим внимание на то обстоятельство, что нейтрализующий средний термин владеет как бы двойственностью в конструкции — он, по свойствам, сродни обоим крайним терминам.

Не все бинеры одинаково легко нейтрализуются.

В философии бинер «эссенция — субстанция» удовлетворительно нейтрализуется термином натура, но попробуйте нейтрализовать бинеры:

дух — материя;

жизнь — смерть;

добро — зло;

или даже, хотя бы, наш бинер —

сознательность — реализационная власть.

Эта задача не покажется особенно легкой. Мы определим посвящение как умение нейтрализовать только что перечисленные бинеры. Их область относилась к т. наз. Великим Мистериям.

Малые Мистерии обнимали собою циклы знаний, входящих в то, что мы ныне называем общеобразовательными предметами. Нейтрализация бинера «дух — материя» служит предметом т. наз. теоретического посвящения. Остальные 3 великих бинера будут предметами практического посвящения.

Теперь мы знаем, к чему стремимся, и можем отметить общие идеи, связанные с представлением о тройственности ступеней унитарных шкал.

Помимо самой скалярности тернеров отметим иерархическое начало, царящее в этих построениях. Верхняя ступень, как высшая иерархическая, по однородности своего существа с остальными ступенями как бы просто отражается в них, сокращая свою интенсивность.

Выходит, что власть подчиненного отличается от власти начальника лишь сферою компетенции, но отнюдь не характером.

Из этого следует, что общий начальник нескольких подчиненных, занятых различными, по существу, делами, должен синтезировать в себе компетенцию этих различных специальностей.

Отметим еще идею непрерывности переходов от ступени к ступени.

Нами таковых намечено 3, но в большинстве из приведенных примеров переход от ступени к ступени плавный, непрерывный.

Из рассмотрения унитарных тернеров вытекает возможность двоякого их генезиса. Можно исходить из крайних терминов, как мы делали, и добывать средний.

Такой генезис определим как общий тип обычного тернера.

Символизируем его фигурой черт. 1.

Черт. 1

«+» символически соответствует положительному полюсу, то есть тому началу бинера, которое мы считаем экспансивным (мужским).

«—» будет означать аттрактивный (женский) полюс бинера.

Буквой N мы обозначили средний (нейтральный, андрогинный) термин.

Никто не запрещает нам во многих примерах исходить из среднего термина и разложением его определять полюсы.

Нейтральное электричество процессом трения поверхностей разлагается на электричество + и электричество — ; полутень никто не запрещает нам рассматривать как теневое пространство, отчасти освещенное источником света; ребенок с одной стороны являет для нас аттрактивные свойства; он в своем росте и питании притягивает к себе ряд элементов; с другой стороны он обнаруживает активность, экспансивность, простирающуюся на наружные объекты: в нем соединены оба свойства, и их можно в нем мысленно разделить.

Тогда мы получим другой тип тернера, которому мы дадим название тернера Великого Аркана. Его схема будет чертеж 2.

Черт. 2

Пока — довольно об идеях. Скажем несколько слов о методе их добывания.

Мы поневоле в сегодняшнем рассмотрении пользовались аналогиями и, пожалуй, дошли до т. наз. символизма.

Но что есть символизм? — Да это тот же метод аналогии в частном применении.

Мне нравится тернер: свет — полутень — тень.

Я под его элементами подписываю несколько других тернеров, да еще под крайними элементами первой строки несколько не нейтрализованных бинеров, ну, хоть бы так:

Свет — Полутень — Тень;

Выс. регистр — Ср. рег. — Низший рег.;

Эссенция — Натура — Субстанция;

Дух — — — Материя;

Жизнь — — — Смерть.

Если я все строки сравниваю с первой, то я элементы всех строчек символизирую элементами первой строки; быть может, я в одной из строчек нейтрализовал крайние полюсы лишь потому, что меня натолкнула на это верхняя строка.

Тогда это будет примером реализационной силы символа в мире метафизико-логическом.

Если я в 4-й строке не сумел еще нейтрализовать дух и материю, то реализационная сила символа здесь еще не обнаружилась, а получилась лишь возможность условного сравнения: «если вы дух уподобите свету, а материю тени, то термин, который я разыскиваю, соответствует полутени». И это неплохо!

Но вернемся к беглому изучению нашей картинки, то есть к первому мажорному аркану.

На нем изображен человек — индивидуум. Значит, аркан единства есть вместе с тем аркан индивидуальности. Если вы соединили несколько объектов воедино, то эта группа живет индивидуальной жизнью.

Клеточка живет; группа клеток соединяется в орган, и орган живет своею индивидуальной жизнью; органы группируются в организмы, опять-таки живущие индивидуальной жизнью; все органические царства планеты (в том числе и минеральное) определяют индивидуум, называемый самой планетой, и она живет; группа планет определяет систему, и т.д. до бесконечности.

Нужды нет, что клеточка считает себя свободной и борющейся за самое себя с другими клеточками, игнорируя жизнь органа и организма и считая таковые лишь обстановкою своей маленькой жизни; нужды нет, что академический ученый, уподобляясь этой клеточке, так же непочтителен к Земле и Солнечной Системе, отказывая им в личной жизни и полагая, что они суть мертвая обстановка, в которой протекает его полезная деятельность; нужды нет в том, что Земля так же презрительно смотрит на его жизнь, как он на жизнь своих обновляющихся клеточек… Аркан I-й нам открывает, что эти индивидуализации существуют, что не только группа атомов во имя жизни индивидуализировалась в молекулу, но что даже искусственная группа людей, соединившихся в коллегию, тем самым индивидуализируется и живет коллегиальной жизнью, презрительно относясь к мелким интересам каждого сочлена.

Лучше всего эта универсальная идея формулирована Христом в тексте: «… ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (от Матфея, гл. XVIII ст. 20). Вне Логоса нет реализованной жизни, следовательно, «во имя Мое» значит — «во имя жизни».

Возвращаясь к картине, обратим внимание на то, что на ней изображен именно мужчина, и притом стоя, то есть в позе активного элемента, — это послужит нам указанием для заголовка первого аркана. Аркан этот эзотериками называется «Magus», а в просторечии именуется «Le bateleur» (ярмарочный фокусник). Для нас это — активный индивидуум.

Если в вас жива потребность в установлении т. наз. теософического тернера основных единиц, то есть если вы во Вселенной признаете 3 элемента: Архетип, Человека и Природу, то вы дадите аркану тройной заголовок:

1) Активная часть Архетипа — Divina Essentia;

2) Активный полюс Человечества — Мужчина — Vir;

3) Активность Природы — в терминологии Спинозы — Natura naturans.

В этом кратком курсе займемся значением Человека нашего аркана и постараемся вкратце охарактеризовать состав этой индивидуальности в сфере ее активности.

В деятельности Человека нам прежде всего бросается в глаза великий бинер

Дух — Материя.

Человек духовно живет в мире (или плане) идей. С другой стороны он проявляет себя в физическом, материальном плане, т. е. в области, где восприятия определяются показаниями органов чувств относительно объектов, которым мы даем название реализованных или материализованных предметов.

Первым нашим усилием в области самопосвящения будет попытка нейтрализовать упомянутое бинарное представление. Но что может связать дух с материей, что может дать переход от плана идей к плану реализованных предметов?

На это ответим: план, в котором Энергия определяет Формы.

Вот схемы нашего шкалярного тернера:

Дух — Энергия — Материя;

Идеи — Формы — Реал. предметы.

Этот промежуточный план назовем Астральным, а крайние — Ментальным и Физическим.

Переход от Ментального плана к Астральному совершается процессом группировки, сопоставления, суммирования, точнее сказать — процессом прогрессивной конденсации идей при наличности упомянутого выше Великого Закона индивидуализации коллективностей.

К общей идее многоугольника присоедините идеи равенства его линейных и угловых элементов, объедините эти идеи и вы получите новую идею правильного многоугольника, более конденсированную. Сопоставьте эту идею с идеей числа 4. У вас возникает представление о квадрате, которое вы уже склонны отнести к плану Форм.

Подобным же образом совершится переход от плана Астрального к плану Физическому.

Закрепите на оси жестяной кружок. Его край не царапает алмаза. Сообщите этому кружку быстрое вращательное движение, иначе сказать — увеличьте запас его кинетической энергии, или накопите в нем ряд астральных свойств: он царапает алмаз.

Вы видите, что конденсацией астрала вы изменили чисто физическое свойство — твердость края кружка.

Переход осуществлен, хотя бы отчасти.

Вы сосредоточиваетесь в одной комнате на желании вызвать субъекта, помещенного в другой, на определенное телодвижение. Сосредоточивание это сводится к конденсации идей в образные представления, т. е. в формы. Настаивая воображением на этих формах, т. е. конденсируя астрал, вы добиваетесь реализации упомянутого жеста, т. е. явления, доступного органам чувств, а потому относящегося к физическому плану. Опять осуществление перехода.

Мне возразят, что в первом примере покоящийся кружок уже обладал известной дозой твердости, т. е. физическим свойством, и мы конденсацией астрала только увеличили эту твердость; что во втором примере магнетизер не только работал воображением, конденсируя астрал, но и распоряжался своим дыханием по определенным правилам, а может быть, позволил себе тот или другой жест мгновенного или даже продолжительного (ритмического или не ритмического) движения тела. На это я отвечу алхимическим афоризмом:

чтобы делать золото,

надо иметь золото.

Это закон большинства процессов, совершающихся в обстановке реализованных объектов. Рождать Вселенную во второй раз нам не приходится, и неизвестно, сколько бы времени на это потребовалось. Мы чаще всего в обыденной жизни берем опорную точку в готовых реализациях. Мы как бы уподобляемся человеку, бросающему в насыщенный раствор маленькие кристаллики с целью вызвать быстрейшую общую кристаллизацию раствора.

Большинство магических операций носит тот же характер умелого выбора опорных точек.

Что же касается механизма коагуляций, то в понимании его нам отказано. Мы умеем пользоваться готовой машиной, мы мощными и упорными усилиями интеллекта и воли можем восходить по лестнице выбора все более и более простых и надежных машин; но построение таковых — не наше дело.

На то, как мы дальше узнаем, есть особые сущности, известные под названиями Ангелов (в пределах ментального плана), Spiritus Directores (в астральном плане) и Элементалей (в физическом плане). Каждому — свое.

Итак, мы во всей Вселенной и в каждом ее составном элементе будем пытаться различать, хотя бы приближенно, области трех планов: ментального, астрального и физического, взаимно проникающих друг в друга, но могущих быть рассмотренными в отдельности.

В Человеке мы сообразно с этим будем различать три составных элемента:

Mens, или дух; Anima, то есть душа, или астральное тело, или астросом; и, наконец, Corpus, то есть — физическое тело.

Когда человек занят умственным трудом, мы скажем, что Mens и Anima в нем деятельнее, нежели Corpus.

Когда в нем преобладает жизнь страстей, или работа чистого воображения, активного или пассивного, мы отметим Anima, как самое деятельное начало, и т.д.

Мы будем считать, что Mens Человека, коагулируясь, определил его Душу; что Душа эта, коагулируясь и взяв опорной точкой в физическом плане материализованные (хотя довольно тонко) элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело, как для утробной, так и для внешней жизни; что она поддерживает функции этого физического тела в той форме, в какой они планированы, исправляя даже, соответственно этой форме, повреждения своей физической оболочки.

Говорить о том, как Mens управляет функциями Души и как он стремится ее исправлять, здесь было бы преждевременно.

Вот на чем я желал остановиться в нынешней лекции.

Прибавлю лишь одно: никто не запрещает вам заменить наше грубое подразделение Вселенной и Человека на 3 плана более детальным, в котором эти планы распадутся на подпланы. Мы сами в скором времени будем вынуждены это сделать.

Лекция II

ב Второй Аркан

Высшими проявлениями человека в его земной жизни являются интеллект и воля. Если этот бинер нейтрализован в человеке, то существование его протекает в благоприятных условиях.

Вернемся к тернеру: дух — астрал — материя.

Человеку необходимы здоровый дух, здоровый астросом и здоровое тело.

Ментальная монада человека сама по себе здорова вследствие своего высокого происхождения, о котором речь пойдет позже. Необходимо лишь, чтобы она была активна в человеке, и тогда ему обеспечена в жизни сознательность, которую можно отождествить с наличностью духовных стремлений.

Здоровый астросом даст элемент, именуемый душевной гармонией (это третий термин к бинеру: сознательность — власть). Гармония эта обеспечит продуктивность совокупности страстей в человеке, а эта совокупность и есть то, что в просторечии именуется личностью. Если кто нам скажет, как и чего он желает, его Я становится нам знакомым.

Здоровое тело обеспечит правильную передачу волевых импульсов в человеке; оно уравновесит мир физических потребностей и внесет в жизнь элемент реализационной власти.

Что же нам изучать прежде всего — тело, астрал или дух?

Телом и его функциями заняты другие специалисты. Проявления духа, его стремления, тоже не чужды людям вдумчивым и склонным к занятиям философией. Наша роль в настоящую минуту — изучение астросома, а следовательно, и астрального мира как среды, в которой он обращается. Итак — если, во-первых, нам нужно было спросить себя — что такое человек как активная единица, то во-вторых — нам нужна наука о втором (т. е. астральном) плане.

Начертание второго аркана в еврейском алфавите есть ב (Beth); числовое значение этого знака = 2.

Если первому знаку был присвоен иероглиф Человек, то ко второму знаку отнесется иероглиф рот Человека.

Ученое название соответственной картинки тарота — Gnosis (познание).

Оккультисты часто именуют его la Porte du Sanctuaire.

Вульгарное его название — la Papesse.

Картинка на заднем плане дает изображение двух колонн: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто черная), увенчана Луной и именуется Bohaz. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задернуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом же сидении. На голове женщины мы видим уже не знак первого аркана, а рога Изиды, между которыми помещена полная Луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.

Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток папируса (или книгу), наполовину прикрывая ее складками одежды. На груди женщины прямоугольный равноконечный крест.

Заголовками 2-го аркана в планах Архетипа, Человека и Природы служат термины: Divina Substantia, Femina, Natura naturata.

Займемся вторым арканом. 1) Своим числовым значением он напоминает нам о необходимости раздвоения единицы, поляризации ее каждый раз, как она желает перейти к процессу участия в жизни. 2) Фигура знака Beth, а также две колонны на картине ясно указывают на метод, господствующий в выводах Оккультной Науки.

Я говорю о великом методе аналогии, формула которого в латинском переводе текста Изумрудной Скрижали Гермеса звучит — quod est inferius est sicut quod est superius et quod est superius est sicut quod est inferius ad perpetranda miracula rei unius, а в русском — «то, что внизу, подобно (аналогично, а не равно) тому, что наверху, а то, что наверху, подобно тому, что внизу, для вящего развития чудес единой вещи».

Это методологическое указание, вместе с картиной преддверия Святилища, достаточно для оправдания наименования Gnosis, данного аркану.

Заметьте, что верхняя часть знака Beth только подобна нижней, и что правая колонна только подобна левой, а не тождественна с ней.

3) Рога указуют на принцип бинера.

Вы скажете, что и колонны — бинер. Да; но между колоннами сидит женщина, т. е. опять индивидуум, и она-то должна нейтрализовать этот бинер. Женщина — символ пассивности, а тем более — сидящая женщина. Эта поза намекает на выжидательное, созерцательное, восприимчивое настроение. — Кто хочет учиться, тот должен обладать этим настроением.

Объекты научного исследования доступны лишь проницательному уму — они прикрыты полупрозрачной вуалью. Результаты научных изысканий и атрибуты самих объектов этих изысканий регистрируются учеными в книгах и самой природой в ее живой книге, но знакомиться с этими результатами можно лишь под складками плаща, изолирующего нас от мирской суеты, условностей и прочих вредных внешних влияний.

Иероглиф аркана — человеческий рот — представляет из себя убежище, нечто, в чем можно приютиться, как бы дом или храм, уготованный для науки.

Упомянутое выше указание закона аналогий дается в нем схожими, но неравновеликими челюстями.

4) Надлежит изучить в деталях самую идею бинера мужского и женского начала.

В 1-м аркане над головой фигуры был унитарный знак , во 2-м аркане здесь уже рога — более материализованный элемент.

Мать материальнее отца. Пассивное всегда плотнее активного. Тонкий, субтильный элемент активности оплодотворяет более конденсированный пассивный элемент. Но последний должен быть реализован как бы по мерке первого: он должен ему подходить.

Какова цель сосуществования этих элементов?

Эта цель — самый акт оплодотворения. Он здесь символизируется крестом на груди женщины. Вертикальная часть креста — это phallus, горизонтальная — cteis.

Этот солнечный крест совершенно равнозначен т. наз. — stauros гностического символизма (черт. 3), или lingam индусского символизма (черт.4).

Черт. 3

Черт. 4

Другая фигурация этих начал (более философская, как мы дальше увидим) дается десятым арканом тарота (знак Jod י), как мужским началом, и пятым (знак He ה), как женским.

Наш второй аркан принадлежит женскому началу. Луна, фигурирующая на аркане, указывает на принцип материнства (Луна — мировая матка).

Астрологически аркан принадлежит именно Луне.

Итак, 2-й аркан наводит на идею бинера и притом ясно указывает на его продуктивность.

Рассмотрим в общем виде основные фазы этой продуктивности.

Возьмем в механике две равные и взаимно-противоположные по направлению силы и приложим их к одной материальной точке. Мы этим обусловим равновесие этой точки. Эта грубая схема бинера напомнит нам, что большая часть проявлений удобна лишь при наличности противодействий этим проявлениям, и без этого противодействия делается абсолютно непродуктивной.

Стоит ли проповедовать добродетель в обществе абсолютно добродетельных людей? Есть ли смысл дразнить того, в ком это не вызовет ни малейшей реакции? Возможно ли опереться на предмет, уходящий из-под руки без проявлений малейшего сопротивления?

Вот эту-то схему имейте в виду каждый раз, как вам приходится осуществлять равновесие, т. е. modus vivendi в какой бы то ни было области.

Точка, разграничивающая положительную область бинера от отрицательной, ее уравновешивающей, может перемещаться с течением времени, но идея мгновенного равновесия осуществляется именно по нашей схеме.

Акт или поведение, нейтрализующее великий бинер добра и зла, может через короткое время попасть в область добра или в область зла, и в этот новый момент бинер нейтрализуется совсем другим актом или поведением. Иной раз добро просто не нанести вреда человеку, а через пять минут мы будем чувствовать, что совесть нас обязывает оказать ему определенное высокое благодеяние.

Точка переместилась; принцип нейтрализации не изменился.

Но перейдем к другой фазе применения бинера. Эту другую фазу можно назвать динамической, если первой условно присвоить название статической.

Опять приведу грубую механическую схему. Те же силы, параллельные и равные друг другу, приложены по противоположным направлениям к двум разным точкам твердого тела. Да это пара сил, скажете вы мне; она вызывает в нас представление о вращательном движении. Мне именно нужно это представление; даже больше — мне бы хотелось схемы вихревого движения (tourbillon). Где вы хотите, чтобы мы себе представили это движение? — Я хочу, чтобы вы мыслили волны астрала, возмущенного усилием воображения, оживленного волей, именно в форме этих tourbillons, распространяющихся подобно смерчам и растущих по тем же законам. Нельзя указать тайну фабрикации этих смерчей в общем виде, но можно и позволительно дать легкий намек на один частный случай, в котором человек инстинктивно создает эти вихри и ясно видит их реализационную силу, при посредстве индивидуализованных коагулятов материи, ими вызываемых. Эта работа связана с вопросом о нейтрализации бинера жизнь — смерть.

У нас был затронут другой посвятительный бинер: дух — материя, нейтрализованный астралом, как вторым планом. Уместно потому здесь же дать общий очерк познания этого плана, который на первый раз ограничится ознакомлением с его обитателями. Ведь, вообще говоря, ознакомление это может быть проведено или индуктивно, при помощи сношений с упомянутыми обитателями и регистрации результатов этих сношений; или дедуктивно, исходя из определения астрального плана. На вашей ступени оккультного развития вам доступен лишь второй прием.

Применим его.

Астральный план, по определению, смежен с ментальным и физическим. Значит, в нем должны быть налицо отпечатки, отражения тех элементов этих планов, которые близко подходят к его области.

Очень конденсированные и типично сгруппированные коллективности идей имеют отражением в астральном плане т. наз. астроидеи, т. е. идеи, уже напросившиеся на форму. Эти астроидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их работ ментального характера, когда является вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей.

Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим одновременное возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме. Напомним о порождении инфинитезимального исчисления, с одной стороны Лейбницем (дифференциальное исчисление), с другой стороны Ньютоном (метод флюксий).

Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления при посредстве тонких (высших) подпланов физического плана отражаются в астральном плане, как бы в зеркале, и, при этих отражениях, прочно фиксируются в этом плане, давая т. наз. астральные клише событий физического плана. Астральная область не подчинена тесным законам пространства трех измерений и времени одного измерения. Там вы найдете клише не только прошедших, но и будущих событий. Вы скажете, что будущие события стоят в некоторой зависимости от волевых импульсов свободных индивидуальностей.

Я отвечу вам: 1) — да, это так, но каждое наше желание, каждая мера, предпринятая вами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть; 2) — чем выше этот астральный подплан, в котором вы берете клише будущего события, тем менее изменяется это клише и тем лучше оно предсказывает событие. Тут есть великая тайна — это тайна свободы воли, тождественная с тайною производства астральных tourbillons в самом общем виде; отсюда некоторая туманность и кажущееся противоречие в изложении этого пункта.

Если астроидеи отыскиваются учеными, то за астральными клише охотится translucide (воображение) ясновидящих, гадателей и предсказателей всякого рода.

Эти клише открываются им в трансе, во сне и т. п. состояниях преобладания астральной деятельности человеческой сущности.

Легче других бросаются в глаза клише каких-либо аномалий или же событий грандиозного характера.

Отсюда возможность видеть клише великих преступлений, катастроф, а также и отрадных событий грандиозного мирового значения, даже в состоянии бодрствования при наличии достаточной сенситивности у субъекта.

Пусть человек возымел дурное желание, облеченное в достаточно типичную форму. Он не приступил к реализации этого желания в физическом плане. Он только нарисовал астральную картину дурного намерения. Этим самым он породил сущность (коагулировав астрал и воспользовавшись великим законом индивидуализации коагулятов).

У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом — типично выраженный, а также подобие ментальной монады — идея дурного желания. Такая сущность, по свойству своей монады, может действовать, влиять, только сообразно этой идее.

На кого же простирается ее влияние?

Да прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурного.

Эта сущность, или лярва, побуждает его не забывать этого дурного желания, повторять свой волевой импульс и этим усиливать самое лярву.

Может она подействовать и на другого человека, склонного желать тех же вещей в сходной форме.

Вот и говорят, что лярва такого-то человека присосалась к такому-то другому.

Как избавиться от этих лярв, своих или чужих? На то можно рекомендовать 3 средства: 1) сознательное волевое усилие в форме желания не подчиняться лярве, победить ее, отогнать ее от себя, поступить подобно художнику, презрительно взирающему на порнографию собственного произведения; 2) сосредоточиться мыслью и воображением на другом предмете или другом желании.

Усиленное общение с этим вторым объектом лишит нас возможности корреспондировать с первым. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа.

Ведь, строго говоря, всякая молитва есть акт сосредоточивания, да и обратно — всякий акт сосредоточивания можно определить как молитву Богу, самому себе, или даже дьяволу, смотря по характеру сосредоточивания.

Под дьяволом мы здесь разумеем искаженную до крайних пределов картину схемы Высших Начал, неправильными отражениями и преломлениями доведенную до синтеза всех анархий.

Этот способ сосредоточивания можно уподобить приему отворачивания от вредно влияющей картины для созерцания другой, лучшей.

3-е средство — применение реализационной власти, опирающейся на физический план — уничтожение лярв магической шпагой, т. е. металлическим острием, укрепленным на изолирующей рукоятке (дерево, эбонит и т. п.) или отделенным от руки оператора изолирующей же перчаткой (шелк, шерсть, мех).

Действие магической шпаги основано на том, что астральные tourbillons изменяют свой характер вблизи металлического острия настолько резко, что попадание такового в ганглиональный узел астросома лярвы обусловливает ее полный распад.

Лярвы в этом случае следует искать в т. наз. ауре (атмосфера астральных эманаций) пораженного лярвой субъекта. Эта атмосфера как бы окаймляет его тело. Этот прием подобен приему уничтожения картины полным разрушением полотна, на котором она написана.

Представьте себе, что разумный, способный к сосредоточиванию человек мыслит хорошую идею, облекая ее в определенную форму.

Он находит единомышленников, условливается с ними относительно формы идеи, и таким образом создается коллективность людей, мыслящих общую идею в общей же форме.

Эти люди как бы обводят каждый карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая эти контуры и делая их более заметными. Общая идея этих людей облекается в астросом, называемый эгрегором коллективности.

Эгрегор этот, как всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело коллективности, т. е. совокупность физических ресурсов ее членов, имеющих применение в области реализации ее идей. Напр., эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению контингента самих членов, замене выбывших новыми и т. под. Эгрегоры коллективностей, враждебных между собой в физическом плане, борются в плане астральном.

Если в физическом плане враги коллективности разрушают физические тела ее членов, астросомы последних усиливают эгрегор в астральном плане.

Вспомним по этому случаю гонения от иудеев и язычников на адептов христианского епископального эгрегора, окончившиеся торжеством последнего.

Более подробные сведения об эгрегорах и их жизни отнесены мною к 11 аркану.

Человек покончил с физическим существованием в одной из своих инкарнаций. Его тело распадается. По неизменным законам природы все элементы этого тела, вплоть до жизненной силы крови и даже до энергии нервных проявлений, с большей или меньшей постепенностью медленно поступают в распоряжение природы и пригодятся на другие формации. Человек остается в составе духовной монады и астросома. Низший из планов, в котором он может эволюционировать, есть астральный план. Теперь ему имя — элементарий. Для него возможны проявления в физическом плане, но тут они обусловлены медиумизмом определенных субъектов, у которых он заимствует на время элементы низших, переходных подпланов астрального плана и высших тончайших элементов физического плана. Для облегчения этого процесса заимствования еще нужны или временная пассивность медиума, или единичная воля мага, или коллективная воля магической цепи (на сеансах), или распорядительная направляющая власть какого-нибудь эгрегора, или еще что-нибудь в этом роде. Но это все носит характер случайности. Нормальная жизнь элементария (или элементера — elementaire) протекает в созерцании астральных клише и в общении с астральными сущностями. Это — его товарищи по науке, по страданию в области самосуда, в подготовке к дальнейшим инкарнациям.

В числе временных встреч в астральном плане очень интересными для элементария являются встречи с т. наз. экстериоризованными астросомами живых людей.

Для живого человека возможна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему минимуму. Надо сказать, что астросом не только формирует тело человека в утробе матери, не только управляет его развитием, но и поддерживает его форму, заведует обменом клеточек, исправляет повреждения, а когда наступает телу время распасться, то управляет и процессом распада. Элементарий занят первое время процессом разрушения своего материального тела и фантома его нервных флюидов.

Одним словом — астросом есть и Брама, и Вишну, и Шива материального тела. Деятельность астросома по отношению к физическому телу особенно интенсивна во время сна человека, когда mens почти не пользуется услугами астросома, как передаточной инстанции, и астросому есть время заниматься черной работой, т. е. вопросами питания, оздоровления и т. д. Если по этим вопросам астросому задана лишь ничтожная работа, если напр. организм находится в состоянии летаргии, каталепсии, т. наз. трансов и т. п., то астросом почти свободен и может проявляться достаточно энергично на области внешних предметов, на функциях чужого тела (лечение чужого человека экстериоризациею к нему своего астрального тела); может, запасшись флюидической энергией какого-нибудь медиума или даже заняв таковую у собственного физического тела, проявлять себя на далеком расстоянии механическими явлениями (стуки, перемещение предметов, дотрагивания), световыми эффектами (появление фигуры самого человека в месте, далеком от местонахождения его физического тела) и т. п.

Вот это-то проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела и называется выходом его в астральном теле или экстериоризацией астрала.

Оно бессознательно происходит у лиц, сильно пораженных аффектами испуга, горя и т. п. (ведь аффекты относятся к астральной деятельности) или у лиц, погрузившихся в определенные типы сна — летаргии или каталепсии.

Сознательно то же состояние вызывают в себе маги и колдуны, когда им надо проявить свою деятельность на расстоянии. Но у всякого Jod י есть свое ה. И состояние проявления энергии на расстоянии сопряжено с наличностью перцепции (восприятия) на расстоянии в соответственных подпланах астрала. Экстериоризуются, чтобы высмотреть астральное клише земного бытия, чтобы поймать астроидею, чтобы решить запутанный теоретический вопрос, чтобы экспериментально ознакомиться с тем, что я излагаю вам теоретически.

Mens человека в это время работает не особенно сильно; его деятельность раздвоена. Он, с одной стороны, сопровождает астральное тело, снабжая его известной наличностью волевых импульсов в его странствовании; с другой стороны, признается некоторое участие mens в сторожевой службе над физическим телом, подвергающимся при экстериоризации астросома целому ряду существенных опасностей, о которых речь пойдет в дальнейшем. Эта сторожевая служба до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности.

Касательно роли астрального тела в человеке небезынтересно отметить два обстоятельства: 1-е — отсутствие (т. е. т. наз. состояние экстериоризации) астрального тела в то время, как физическому телу наносится повреждение, есть благоприятный фактор для исправления этого повреждения в дальнейшем, и даже для сферы болевых ощущений. Если, подвергаясь уколу, ранению и т. п., вы сумели хотя бы частично экстериоризоваться, то нанесенное повреждение мало передалось системе tourbillons вашего астрала, и последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем он меньше был сам затронут тлетворными влияниями. Этот тезис находит себе применение в практике факиров, прокалывающих себе различные части тела и быстро их заживляющих энергичной деятельностью вернувшегося астросома.

2-е — если, наоборот, системе tourbillons астросома причинен ущерб (ну хоть острием магической шпаги) в то время, как этот астросом экстериоризировался, то есть лишь в малой мере пользовался физическим телом как опорной точкой, то это повреждение опасно для астрального тела в сфере его низших проявлений, а следовательно, в частности, и в сфере процесса охранения и поддержания физического тела. Если у экстериоризованного астросома поврежден хотя бы второстепенный ганглиональный узел, то, по возвращении астросома в физическое тело, повреждение астросома вызывает образование раны в тех частях физического тела, которые охранялись деятельностью системы этого узла. Чем ниже подплан, в котором вы экстериоризовались, тем чувствительнее это повреждение.

Остается сказать несколько слов об элементалях, обыкновенно относимых учебниками к числу обитателей астрального плана.

Это не астральные сущности.

Элементали имеют ментальную монаду, направленную к специально инволютивной деятельности, астросом, оформляющий эту деятельность, и физическое тело, невидимое при обыкновенных условиях по самой однородности его строения с той средой, в которой эти элементали оперируют.

Элементали заправляют химическими и физическими явлениями, многими физиологическими процессами и т. п.

Если тело их по преимуществу газообразное, их называют сильфами. Если жидкое — ундинами. Если твердое — гномами. Если же их тело более тонкое и по строению подходит к тому, что мы называем мировым эфиром, то — саламандрами.

Есть существа, обладающие лишь ментальной монадой и астральным телом и оперирующие инволютивно в астральной среде, подобно тому, как элементали оперируют в стихиях. Этим сущностям дано название Spiritus directores астрала. Есть и чисто ментальные существа, занятые инволюционными процессами, имя им — Ангелы.

Лекция III

ג Третий Аркан

Знак алфавита, соответствующий третьему аркану, есть Ghimel ג = 3.

Его иероглиф — берущая рука, в смысле — кисть руки, сложенная так, что образует узкий канал, могущий что-либо вместить.

От идеи узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним этапом в процессе рождения, а от этого — к самой идее рождения.

Отсюда название аркана по Ипостасям теософического тернера: Divina Natura, Partus, Generatio.

Идея произвождения тесно связана с элементом любви или, в более общем смысле, с элементом аттрактивности (всемирное тяготение, обычная любовь, милосердие, универсальная любовь суть частные проявления этого общего начала).

Богиня аттрактивности называлась Венерой. Этим объясняется одно из ученых названий этого аркана — Venus Urania (Венера во Вселенной — в астрономическом мире).

Другое ученое название — Physis — Природа. Вульгарное название — l’Imperatrice.

Геометрический символ 3-го аркана, вызывающего представление о тернере, будет восходящий или нисходящий треугольник, смотря по характеру тернера.

Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков Зодиака. Принцип рождения в физическом плане тесно связан с различными фазами получения Землею солнечной энергии. Фазы эти определяются нахождением Солнца в том или другом знаке, а потому самый Зодиак является в оккультизме намеком на физический план, на физическую характеристику.

Сидящая женщина «облечена в Солнце и корчится в муках рождения» (Откр. XII, 1—2).

Вопрос о рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр притяжения (планетной любви) нашей системы, вместе с тем играющий роль центра эманации жизни, а следовательно, и всякого произвождения.

В левой руке у женщины скипетр со знаком ♀ Венеры. Выходит, что она вечно царит любовью над тем, что рождено, и тем, что родится.

Астрологическое соответствие этого аркана и есть влияние Венеры.

Самый знак ♀ есть синтез двух знаков: ⊙, служащего знаком Солнца — производительных эманаций, и +, означающего, как мы узнаем позднее, мир стихий, или элементов, т. е. совокупность влияний среды. Получается, что любовь обусловливает победу производительных эманаций над затруднениями, создаваемыми окружающей средой.

В правой руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что принцип произвождения распространяется на самые высокие сферы. У орла висит равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс рождения есть естественное последствие процесса совокупления активного начала с пассивным (см. аркан 2-й).

Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе (об этом позже), и под ногою держит Луну, символизирующую здесь материю подлунного мира, как наинизшую сферу произвождения. Иногда встречается искажение фигуры — крылья у женщины, вместо Солнца, ее облекающего. Эти крылья намекают на восхождение от Isis Terrestris к Isis Coelestis.

Какой же тезис подтверждает аркан?

Он, прежде всего, дает гностическую формулу: «ничто не творится, все рождается», т. е. — всегда есть Jod י, оплодотворяющий He ה и тем определяющий рождение элемента ו (Vau — 6-й аркан) — Отец, мать, дитя.

Активное и пассивное, нейтрализованные андрогинным.

Помимо этого или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан провозглашает закон Тернера, как общий и мировой. А потому уместно будет присовокупить к описанию аркана примеры разбора каких-либо типичных тернеров. Сначала дам намек на некоторый тернер типа нисходящего треугольника. Теософический тернер — Архетип — Человек — Природа — вызывает в нас теологическую схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или Бог-Отец; Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын, и Бог, проявляющийся в Природе — Бог-Дух Святой.

Сообразно этой тройственной шкале манифестаций Единого Божества, в которой средний термин нейтрализует крайние (Человек связывает Природу с Архетипом), я позволю себе указать на 3 типа искания душами Бога: есть души, ищущие Бога-Отца метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в своем сердце и объединяющие группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога созерцанием природы и примирением с ее непреложными законами; это — искательницы Духа Святого.

Подробнее об этом узнаете в Тайнах Каббалы.

Теперь разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т. е. типа Тернеров Великого Аркана.

Тот же Тернер «Архетип — Человек — Природа» наводит на следующее построение, если его термины понять возможно широким образом в вопросе о ходе событий во Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто гармоничное, андрогинное, всезнающее, вседовольное, одаренное притом способностью проявления активности и, соответственно этому, могущее ограничивать сферу этой активности. Как выражаются обыкновенно, — это Высшее Начало раздваивается на активное и пассивное проявление, давая этим схему упомянутого треугольника.

Параллельно с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме, клеточками которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на других планетах, может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование таких клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех космических телах — солнцах, планетах и т. п. — и вы создадите представление о Мировом Человеке, живущем жизнью коллективной сущности и имеющем Волю согласно Великому Закону индивидуализации.

Еще говорите о Природе, как результате группировки всех элементов, как индивидуализированных вашим миросозерцанием, так и неиндивидуализированных, и эту совокупность мыслите, как динамизированную основными схемами закономерных проявлений, т.е. — принципом каузальности.

Эти два полюса — Человечество и Природа — будут манифестациями Архетипа: первый — активной, второй — пассивной по схеме нашего треугольника (здесь термины «активный» и «пассивный» взяты в относительном, а не в абсолютном значении).

Теперь займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого Аркана, а именно тернером «прошедшее — настоящее — будущее».

Ведь настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области того, что мы называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который мы именуем «настоящим», мы не сумеем разграничить эти области.

«Настоящее» эманирует «прошедшее» и «будущее», причем в прошедшем сказывается его относительно пассивная, косная сторона (его не переделаешь), а в будущем — сторона активная.

Сблизив наши два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону аналогий настоящим, что Человечеству аналогически принадлежит будущее, а Природа базирует свои манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше: Человечество владеет Будущим по праву Человеческой Свободы при помощи инструмента, именуемого Коллективной Волей Человечества. Природа базируется на Прошедшем в форме т. наз. Судьбы, инструментом которой является Рок (слепой, неумолимый, и потому косный, как бы относительно пассивный).

Архетип обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву Вседовольства и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике, который именуется Провидением. Провидение соответственно этому нейтрально, андрогинно и играет роль Света, озаряющего поле деятельности остальных двух элементов.

Обращаю ваше внимание на то, что на нашем языке термин «настоящее» имеет два значения: одно — касающееся реальности объекта, другое — помещающее объект в определенный момент времени.

Всякий прием рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим для рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему плане жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: «Ты делаешь то-то», а не «ты сделаешь» или «ты сделал».

Непреложный метафизический или научный тезис также формулируется в настоящем времени. Ощущение, которое вы будете характеризовать как прошедшее или будущее, никем не будет признано реальным. Его в лучшем случае назовут туманными терминами «рефлекс», «галлюцинация» и т. п.

Возвращаясь к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d’Olivet, что мировая история зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).

Черт. 5

Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история Человечества носит эволютивный характер.

Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все зависит от отношения сил Воли и Рока.

Если Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутительными, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.

Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre d’Olivet, управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в течение определенного воплощения (инкарнации) этой души.

Треугольник примет вид чертежа 6-го.

Черт. 6

Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро — зло.

Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят — с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма, которую бы нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации.

Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:

1) Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат — очищение Кармы.

2) Воля заодно с Кармою против Совести. Это — т. наз. эгоистический оппортунизм. Результат — видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.

3) Борьба Воли с Кармою без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.

4) Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат — неудачи в жизни и отягощение Кармы.

Шкалярные тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т. е. представляющие собой явную совокупность трех основных степеней одного и того же проявления, условимся называть абсолютными тернерами. Им мы попытаемся уподобить другие тернеры, для признания которых надо примиряться с некоторыми условностями, как бы становиться на особую точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными, связывая каждый из них условно или символически с каким-нибудь абсолютным тернером.

Дадим два примера таких тернеров. Первый пример заимствуем из природы, второй — из области ритуального символизма.

Рассмотрим ствол человеческого тела, подразделив его на голову, грудную полость и полость живота. Свяжем аналогично голову с ментальным планом, ну хотя бы потому, что проявления ментальной работы у воплощенного человека стоят как бы в связи с отправлениями головного мозга.

Грудь свяжем с представлением об астральном плане, ну хотя бы потому, что физическая тренировка адептов астральной работы отводит центральное место упражнениям дыхательных органов. Живот свяжем аналогически с физическим планом, ну хотя бы потому, что функции пищеварительных органов натурально связаны с делом обновления клеточек тела.

Вот вам и аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной форме: деятельность головы управляет распределением нервных флюидов, деятельность грудной клетки — обновлением жизненной силы крови, деятельность живота — реставрацией тканей (вопрос о т. наз. циркуляции лимфы).

Хотите оправдать практически ваше искусственное построение? Рассмотрите голову — аналогию ментального плана — и ищите в ней три подплана этого плана. Глаза сойдут за представителя ментальности в голове, — вы по взгляду поверхностно заключаете о рассудочной деятельности субъекта; нос будет представителем астральности в голове, — по его состоянию вы часто имеете возможность делать поверхностные заключения в области патологии грудной полости; рот пусть будет представителем физического плана, посланником полости живота, о расстройствах органов которой вы часто судите по губам, языку и т. п.

Это подразделение намечает путь к признанию нашего тернера не вполне произвольным, а как бы естественно-символическим.

Теперь дам пример искусственно-символического тернера, объяснив схему знаменитого Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).

Его изображение дает чертеж 7-й.

Трезубец Парацельса.

Зубцы металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка — деревянная или эбонитовая, т. е. во всяком случае — изолирующая. Прибор, с практической точки зрения, представляет собой магическую шпагу с тремя остриями.

Сделаем анализ надписей на зубцах, знаков, начертанных около основания зубцов, и золотой надписи на рукоятке. Начнем с зубцов.

На верхнем выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай); надпись эта очерчивает сферу пассивных проявлений Человека в области жизни физического плана (вернее — в области трех планов при наличии инкарнации в физическом).

На нижнем зубце мы читаем: Imo (грамотнее было бы Immo, что значит: — напротив, наперекор, в смысле — сопротивляйся, проявляй себя активно).

Средний зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить так: ap + do + sel.

Ap надо заменить греческим αρ, начальными буквами слова αρχη (архе) = начало = высший элемент = mens.

Слог do должен читаться справа налево — od; это название положительно поляризованного астрала. Следовательно, это астросом в сфере мужских проявлений.

Sel (латинское sal) означает соль = бродило физического плана — символизирует самый физический план.

Черт. 7

Итак — три зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный Человек (mens + anima + corpus) должен уравновешивать бинер повиновения и сопротивления; он должен лавировать между этими приемами. Этот тернер очерчивает сферу деятельности Человека.

Во втором тернере знаков

первый знак, подобие рака, поставлен вместо знака ♋ Рака. Этот зодиакальный знак астрологически есть дом Луны, планетное влияние которой проводит пассивное начало в пассивный же верхний зубец.

Змея, имеющая головой знак Юпитера, есть символ астрального tourbillon, которым авторитет (знак Юпитера) Человека проводится в мировой астраль.

Третий знак есть испорченный знак ♌ зодиакального Льва, служащего домом активному Солнцу, проводящему свое влияние в нижний, активный зубец.

Как видим — второй тернер относится к области форм, проводящих влияние рукоятки в зубцы.

Рукоятка украшена золотою надписью

P.P.P. VLIDOXFATO,

где тройное P следует опрокинуть для получения тройного лингама — оплодотворение в трех планах. V есть латинское числительное 5, — указание на пентаграмму, — символ человеческой Воли; LI — начальные буквы слова libertate — (свободою); VLI = pentagrammatica libertate = свободою человеческой Воли. DOX значит doxa (осведомленностью), т. е. тем, что нам дает элемент совести. FATO значит Роком, Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам говорит о праве Человека на попытки произвождения в трех планах и в силу существования того, что мы ставили в вершинах Мистического треугольника Fabre d’Olivet.

Этот тернер касается сферы ментального, даже метафизического характера наших абсолютных прав на три плана.

Весь трезубец будет символизировать Человека вообще в двух высших планах (рукоять, схема астрологических знаков) и дифференцировать его как Мужчину в физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).

Практически прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно уменьшенном формате применяется в герметической медицине при лечении мужской импотенции. Вот пример системы трех тернеров в области символизма.

Лекция IV

ד Четвертый Аркан

В нашем алфавите знаком 4-го аркана служит буква ד (Daleth), при числовом значении 4.

Иероглиф аркана — грудь, откуда легко возникают идеи вскармливания, упитанности и, наконец, идея авторитета как результата этой вскормленности, делающей объект кормления способным оперировать в соответствующей ему среде.

Сама картинка аркана изображает мужчину, увенчанного трехъярусною тиарою (во-первых, принцип авторитета распространяется на все 3 плана; во-вторых, тот, кто хочет быть авторитетом в известной области, должен проникать во все три плана этой области). В правой руке мужчина держит скипетр, оканчивающийся или знаком Венеры (♀), или знаком Юпитера (♃).

Первое истолковывается как необходимость уменья рождать законченные, индивидуализованные комплексы сущностей; второе — просто указует на астрологическое соответствие аркана — планеты Юпитер и связанное с ее названием мифологическое представление. Желательно такое положение рук и плеч фигуры, которое бы напоминало восходящий треугольник (это условие во многих таротах не соблюдено).

Правая нога фигуры заложена за левую так, чтобы получалось подобие прямоугольного креста.

Фигура опирается задней частью на камень кубической формы. На этом же камне покоится изображение орла, имеющего на шее подвесок в форме т. наз. «Креста Великого Иерофанта» (черт. 8).

Черт. 8

Займемся истолкованием этих символов.

Кубический гладкий (т. наз. равнообделанный) камень есть символ всего законченного, облеченного в готовую форму — авторитет проявляется в заранее выработанных формах.

Каждая из граней камня представляется в форме квадрата; вот почему квадрат есть один из геометрических символов этого аркана.

Орел, покоящийся на камне, указывает на необходимость высокого взлета мысли для того, кто хочет придавать вещам законченную форму (он должен быть, так сказать, инженером, а не техником своего дела).

Эта мысль подкрепляется присутствием на аркане креста Иерофанта. Вертикальный ствол креста символизирует канал, по которому в нижний конец его изливается влияние трех планов Вселенной, фигурируемых горизонтальными перекладинами креста.

Чтобы завершить форму, чтобы отшлифовать камень, надо не только высоко схватить идею объекта, но и провести ее через фазы ментальности, астральности и физического ее назначения.

Остается истолковать прямоугольный крест, фигурируемый ногами мужчины.

Этот равноконечный крест будет вторым геометрическим символом аркана, называемого (по первому символу) Petra cubica (кубический камень).

На вульгарном языке название аркана — I’mpereur (из-за скипетра и короны). Заголовками аркана в области теософического тернера будут служить слова:

Forma (в плане Архетипа).

Auctoritas (в плане Человека).

Adaptatio (в плане Природы).

Итак, займемся интерпретацией кватернера, изображенного четырьмя сторонами креста.

Этот кватернер прежде всего истолкуем как общую схему всякого формально законченного динамического процесса во Вселенной.

Процессы эти характеризуются гностически следующим образом. Активное (мужское, экспансивное) начало (י Jod) оплодотворяет пассивное (женское, аттрактивное) начало (ה He); от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало (ו Vau). Чуть эта схема выполнена, является представление о семействе, т. е. о законченном цикле проявлений. Констатирование факта существования этого представления есть как бы очерчивание некоторой оградой, некоторым контуром, области внутренней жизни этого семейства с целью показать, что в наружной жизни оно оперирует как самостоятельная составная единица.

Когда мы просто констатируем присутствие законченного цикла והי, мы ставим после трех букв четвертую букву ה (He), признавая цикл истекшим, семейство образовавшимся, законченным; отсюда обозначение его пассивною буквою ה (He) (его сделали, оно получилось). В этой форме кватернер элементарного цикла будет символизироваться Третьим Великим Именем Божиим הוהי.

Имени этому Каббала приписывает чудесную силу при условии правильного его произношения.

Вероятнее всего, что Первосвященник произносил его в особо торжественных случаях трижды. Первый раз он читал его по буквам — Jod, He, Vau, He; второй раз — разделяя на две части и читая первую названием буквы Jod (мужское начало), а вторую этимологически — Heva (женское начало); получалось Jodheva или Jodhava. В третий раз все слово читалось этимологически. По всей вероятности, произношение его было Jeve или Jave, но уж во всяком случае не Jehovah, как думали некоторые авторы XVIII столетия, основываясь на условной пунктуации еврейского текста, относящейся не к этому имени, а к другому, заменяющему его при громком чтении.

Таким образом, Первосвященник сначала указывал на полную схему элементарного цикла, затем на андрогинат Человечества и, наконец, на его единство и вообще на Унитарный Закон.

Дабы профаны не могли расслышать Священного Имени, слова Первосвященника заглушались звоном каких-либо ударных музыкальных инструментов.

Цикл הוהי распределяется по кресту Кватернера согласно чертежу 9, давая одно и то же слово при прямом и обратном направлении кругового движения (прямое направление обозначено стрелками). Обратное чтение третьего имени הוהי (Chavaioth) принимается символом анархии (царство дьявола) и соответствует прямому или обратному круговому движению около креста Кватернера, если начало этого движения отнесено к одному из концов горизонтальной перекладины креста вместо верхнего конца вертикальной перекладины.

Представим себе теперь, что наша составная единица, наше семейство, фигурируемое вторым ה Священного Имени, активно воздействует на какой-нибудь элемент внешнего мира, т. е. попросту что наш элементарный цикл своим завершением обусловливает начало нового цикла. Тогда символ ה уже не подходит для четвертого элемента; это h таинственным, но закономерным процессом переходит в י следующего цикла. Наш крест как бы поворачивается на 90 угловых градусов; происходит т. наз. вращение Кватернера в герметическом круге.

Здесь не место описанию сущности этого процесса. Мы ограничимся констатированием факта перехода второго ה в новый י (Jod).

Этот новый י подыскивает себе (формирует) подходящее ה, оплодотворяет его; рождается ו (Vau); констатируется факт существования второго цикла, очерченного или символом ה, если этот второй цикл заключительный, или знаком י, если он переходит в активность; и т. д. до бесконечности.

Черт. 9

Если полученный ряд элементов последовательных циклических процессов сравнить с рядом натуральных чисел, то в этом последнем все кратные трем будут Vau; все числа, сравнимые с единицей по модулю 3, — Jod; все числа, сравнимые с двумя по модулю 3, — первыми He. Напр. 58-й элемент ряда будет י, 62-й — ה, а 75-й — ו.

Если бы ряд оканчивался на 58-м элементе, то мы назвали бы этот элемент вторым He.

Примеры таких рядов: первый элемент — отец, второй — мать, третий — дитя, четвертый — влияние всего семейства ну хоть бы на другое избранное семейство, которое будет пятым элементом; это влияние родит общие интересы двух семейств (6-й элемент); соединенная этими интересами группа двух семейств (7-й элемент) действует ну хоть бы на другую группу семейств (8-й элемент), создавая солидарность между обеими группами (9-й элемент).

Получим схему образований групп вообще и государств в частности.

Другой пример: гений (1) оплодотворяет профессора (2); последний вынашивает плод гения и дает возможность образоваться андрогинному практическому деятелю (3), который, с одной стороны, пассивно воспринимает пищу, даваемую ему профессором, с другой — оперирует активно во внешнем мире, сообразно воспринятому учению, и характеризует деятельность всего цикла (4), которому название будет или — пассивная интеллигенция (если она ה), или активная интеллигенция, если она ו следующего цикла и оплодотворяет способную к культуре среду (5)…

Получилась схема процесса культуртрегерства при исходной точке научной интуиции.

Ту же схему можете провести для культуры Человечества эстетическими началами.

Третий пример: утро (1) подготовляет, планирует заботы дня (2); плоды дневной деятельности обнаруживаются вечером (3), который таинственным переходом через ночь служит исходной точкой планов и приготовлений следующего утра (4)…

Четвертый пример: весенний посев (1) вынашивается летними условиями (2), рождает осеннюю жатву (3), через посредство зимнего периода определяющую запас активности (4) в начале следующей весны

Применяя все это к схеме вращения Кватернера в круге, мы имеем: прохождение первой четверти (1 — Jod), прохождение второй четверти (2 — первое He), прохождение двух последних четвертей (3 — Vau) и познание центра, т. е. понимание определения окружности, без которого нельзя быть уверенным, что четвертый элемент (второе ה) при повороте креста на 90 градусов действительно попадает на место Иода в следующем цикле.

Всякий цикл Посвящения делится на три этапа по четвертям геометрической окружности.

В трех символических степенях правоверного этического масонства Ashmol’я и Fludd’а элемент Jod представлен степенью ученика.

На этой ступени масон прилагает все усилия к точному самопознанию, к осознанию тьмы и этического невежества, характеризующих профана, и к самоусовершенствованию.

Эта активная ступень влечет за собой необходимость тягостной, утомительной работы. Самый ритуал посвящения в ученики изобилует символическими указаниями на заблуждения, ошибки и скучные, тяжелые испытания.

Элементом ה He в этом посвящении является степень товарища, очерчивающая область применений, доступных масону, успешно прошедшему первую степень.

Товарища знакомят со средою дружеского, братского общения с уже прошедшими тягостную стадию ученичества соратниками и со всеми приятностями такового общения.

Здесь ритуал символизирует приятность познания вообще, а в частности все сладости дружбы, взаимопомощи и покровительства опытных учителей.

Элементом ו (Vau) является степень Мастера, уже познавшего характер жизни в среде масонства и теперь долженствующего освоиться с идеей Смерти и всеми ассоциациями этой идеи.

Мастерская Ложа и служит синтетической представительницей всей масонской семьи (второе ה, если рассматривать ее с точки зрения ее формации, или новое י Jod, если учитывать ее влияние на общество).

Для детального ознакомления с этиологией масонства отсылаю слушателей к статье Б. М. Прямина-Морозова (журн. «Изида», декабрьский N 1910 г. и январский N 1911 г.) «Очерк этиологии и общей истории масонства», кратко очерчивающий догму и ритуальный символизм степеней Ученика, Товарища и Мастера, и к более детальному труду Папюса «Генезис и развитие масонских символов» («Ce que doit savoir un maitre-macon») в русском переводе г. Войцеховского, содержащего кроме анализа Легенды Хирама еще краткую историю важнейших масонских течений в связи с происхождением 33 степеней Шотландской Системы.

Возвращаясь к нумерации элементов динамического цикла, обратим внимание слушателей на возможность рассмотрения девятеричных циклов вместо тройственных, доселе рассмотренных.

Место элемента в девятеричном цикле определяется его наименьшим положительным вычетом по модулю 9. Так — 58-й элемент ряда будет четвертым в своем девятеричном цикле, т. е. Иодом второго семейства этого цикла; 78-й элемент будет шестым в своем девятеричном цикле, или ו Vau второго семейства этого цикла.

Не следует забывать, что эти результаты быстрее всего получаются, по известной арифметической теореме, суммированием цифр номеров элементов:

5 + 8 = 13; 1 + 3 = 4.

7 + 8 = 15; 1 + 5 = 6.

Такое счисление, называемое извлечением теософического корня из числа, часто пригодится нам в дальнейшем.

Для полноты изложения прибавим, возвращаясь к счислению тройственных циклов, что, если произвести для какого-нибудь номера теософическое сложение, т. е. суммирование всех натуральных чисел до этого номера включительно, то получатся следующие результаты: I) если номер был сравним с 0 (или, что то же — с 3) по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с 0 по модулю 3.

Тернер остается тернером.

II) Если номер был сравним с единицей по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с единицей по модулю 3.

Унитарность остается унитарностью.

III) Если номер был сравним с двумя по модулю 3, то его теософическая сумма сравнима с тремя (или, что то же — с 0) по модулю 3.

Бинер после синтеза не остается таковым, а нейтрализуется в тернер.

Эти теоремы не трудно доказать в общем виде, но мы ограничимся приведением трех частных примеров.

I) 1 + 2 +… + 5 + 6 = (7 x 6)/ 2 = 21 = 3 (mod. 3).

II) 1 + 2 +… + 16 = (17 x 16)/ 2 = 136 = 10 = 1 (mod. 3).

III) 1 + 2 +… + 20 = (21 x 20)/ 2 = 210 = 3 (mod. 3).

6 было Тернер; 16 — Монада, а 20 — Бинер.

Истолковавши Кватернер, как общую схему элементарных динамических процессов, перейдем к толкованию символа прямоугольного креста, как схемы активных и пассивных проявлений Человека в астральной области.

Вертикальная сторона креста, соединяющая литеры י и ו, разделена средней точкой на две области, из которых верхней (י) отдадим преимущество (י активнее ו). Верхняя область будет областью положительных поступков человеческой сущности — область добра; нижняя часть — областью отрицательных поступков — область зла.

Посвященный человек для каждого момента жизни должен различать эти области, т. е. как бы держаться в середине, в нейтральной точке.

Это будет познанием добра и зла в поступках.

Переходя к горизонтальной стороне креста, мы так же подразделим ее на две области, отнеся их обе к сфере пассивных восприятий человека.

Правая область, принадлежащая второму ה, могущему преобразоваться в י и потому более активному, получит преимущество перед левой и будет считаться областью благоприятных восприятий.

Левая область достанется на долю неблагоприятных восприятий.

Посвященному в любой момент жизни присуще умение строго разграничивать эти две области, т. е. познавать нейтральную точку.

Резюмируя сказанное, мы можем новое истолкование креста формулировать следующим образом: Человек, владеющий арканом авторитета, должен не только учитывать добро и зло в своих поступках, но и уметь использовать как хорошие, так и дурные внешние влияния. Он в равной мере использует гнев и чувство благодарности, как стимулы активности, умиление и разочарование, как успокоительные средства, и т. п.

Авторитет Человека основан на том, что последний стоит как бы в центре герметического креста, будучи причастен всем его элементам и являясь хозяином их областей.

От этого анализа нетрудно перейти к традиционным аналогиям элементов кватернера.

Элемент י свяжем с тем, что традиция именует Воздухом; первое ה — с Землей; ו — с Водой; второе ה — c Огнем.

Эти четыре термина у древних так и носили название «Элементов Кватернера». Укажем наивероятнейшие их толкования в различных планах.

В метафизическом плане воздух означает время, вода — пространство, земля — принцип косности, инертности материи, огонь — кинетическое состояние материи.

Здесь мы в области теоретической механики.

В моральном плане воздух указует на необходимость сметь (oser) для всякого посвященного; вода — на необходимость знать (savoir); земля на обязанность молчать (se taire); огонь — на уменье желать (vouloir).

С этими обозначениями связано представление о символических животных в кватернере: Орел смел; Человек знающ; Телец молчалив; Лев пылок в своих желаниях.

Современные нам герметисты остроумно символизируют эти четыре проявления значками, в которых горизонтальные желобки соответствуют восприятию в данный момент, а вертикальные — жажде активности.

Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темный горизонтальный желоб) и будит активность (светлый вертикальный желоб).

Кто доволен своим знанием, тот не учится и не проявляет активности (два темных желоба).

Кто молчит, тот себя не проявляет (темный вертикальный желоб), но все принимает к сведению (светлый горизонтальный).

Кто желает, тот активен и восприимчив — надо знать, чего желаешь (оба желоба светлые).

Черт. 10

Опускаясь в физический план, мы истолкуем элементы как четыре состояния вещества: земля — твердое; вода — жидкое; воздух — газообразное; огонь — радиальное.

Сближая это объяснение с анализом кватернера поступков и восприятий человека, мы ясно поймем следующую формулировку тезисов классиков оккультизма о т. наз. элементалях: Человек имеет тело, составленное из всех четырех элементов; он синтетичен; он познает четыре стороны креста.

Элементали подчинены авторитету уравновешенного человека; они не познают добра и зла; они не стоят в центре креста, а только живут на его сторонах: сильфы — в воздухе; ундины — в воде; гномы — в земле; саламандры — в огне.

Тела их состоят у каждого из материалов той стихии, в которой он обитает; они сливаются с самими стихиями, а потому их не видно физическим глазом, не слышно физическим слухом и т. д., пока они не проявляются медиумическим займом начал других стихий; тогда с ними можно сноситься физическими органами.

Эти элементали управляют деталями того, что мы называем физическими и химическими явлениями.

Быть может, небесполезно дать краткие указания о распределении т. наз. алхимических элементов по терминам Кватернера הוהי.

Термину Воздух соответствует в алхимии универсальный растворитель Azoth, знак которого есть тройной кадуцей, увенчанный крыльями орла.

Термину Вода соответствует металлогенный Меркурий, могущий быть добытым из ртути. Знак его ☿.

Azoth часто называют Меркурием мудрецов или Меркурием философов, но следует твердо помнить, что его извлечь из металлического Меркурия нельзя.

Термину Земля соответствует элемент Соли. Знак его

Термину Огонь — элемент Серы со знаком

Алхимические Серу и Соль не следует смешивать с объектами, носящими те же названия в обычном химическом обиходе. В алхимии эти названия относят к двум атрибутивным началам тел, могущим быть нейтрализованными либо металлогенным Меркурием (в инволютивном процессе), либо Меркурием мудрецов (в процессе эволютивном).

Черт. 11

В нравственном герметизме, составляющем астральную аналогию Алхимии физического плана, элементу Соль соответствует настойчивость в стремлении к самоусовершенствованию; элементу Сера — пыл молитвы или другого сосредоточения; элементу металлогенного Меркурия — осведомленность, а элементу Azoth — оккультное начало тонкого чутья и естественного понимания условий работы.

Нравственный герметизм и физическая алхимия суть частные виды общей задачи, известной под названием Великого Делания и символизируемой девятнадцатым мажорным арканом.

Задача эта может быть формулирована как процесс трансмутации грубейшего состояния определенной среды в наитончайшее ее состояние без выхода из рамок среды, т. е. без изменения общей квалификации объекта трансмутации в плане, которому он принадлежит.

Так — в алхимии занимаются Великим Деланием трансмутации неблагородных металлов или даже, если хотите, каких угодно материальных отбросов в наиблагороднейший металл — золото.

В нравственном герметизме задаются целью переделать мусорного, несовершенного в этическом отношении человека в другое существо, не теряющее квалификации воплощенной человеческой сущности, но обладающее синтезом эволютивных свойств человеческой души.

Черт. 12

Конечно, всякая трансмутация этого типа основана на принципе унитарных теорий по отношению к среде, служащей объектом трансмутаций.

Если мусор можно переводить в золото, то это потому, что все тела материальной природы представляют собою различного типа коагуляты единой, односоставной материи.

Если дурного человека можно переделать в совершенного, то это потому, что элементарный состав их одинаков, но порядок группировки их астральных элементов варьирует до бесконечности. В совершенном человеке в порядке то, что спутано в несовершенном.

Остается заняться немаловажным вопросом о распределении сторон горизонта по элементам הוהי.

Восток отнесем к י; Юг — ко второму ה; Запад — к элементу ו и Север — к первому ה.

Такая схема основана на характере суточного движения солнца, совершающегося в направлении, названном нами обратным.

Если Священных Животных распределить так, как мы делали доселе: Орел — Восток — Воздух; Телец — Север — Земля; Человек — Запад — Вода; Лев — Огонь — Юг, то получится зеркальное отображение схемы, данной в первой и десятой главах книги пророка Иезекииля.

Этот т. наз. Кватернер Иезекииля весьма важен своими применениями в операциях призыва (прямое движение по кругу) и заклинания (обратное движение по кругу).

Другая схема, данная Апостолом Иоанном в четвертой главе Апокалипсиса, дает иное отображение, отличающееся от первого перестановкой двух элементов.

В ней Телец — Земля отнесены к Западу, а Человек — Вода — к Северу.

Эта вторая схема дает возможность установить особые таинственные термины атрибутивных квалификаций «влажный — сухой; теплый — холодный», причем Воздух окажется влажным и теплым, Вода — влажной и холодной, Земля — холодной и сухой, а Огонь — сухим и теплым.

Эти квалификации находят себе применение в астрологии и алхимии.

Лекция V

О Великом Аркане Магии

Магической операцией называют всякое приложение Человеческой Воли (единичной или коллективной) к решению задачи, выполнение которой зависит от деятельности индивидуализованных Сущностей, оперирующих в двух или трех планах.

Примеры таких задач:

1) Самовнушение на определенную тему. (Воздействие на самого мага, живущего в 3 планах, или на его клеточки);

2) Внушение чего-либо другому человеку. (Воздействие на него; опять три плана);

3) Ускорение или замедление какого-либо процесса в элементах. (Воздействие на элементалей; тоже 3 плана);

4) Вызов элементария, обитающего в двух планах, но могущего при помощи медиумических начал проявиться и в третьем;

5) Разыскание астрального клише, или притяжение этого клише — 2 плана; или собственная экстериоризация, т.е. воздействие на элементария собственной индивидуальности (тоже как бы 2 плана) и т.д.

Если магическая операция переходит на сущности 3-х планов, то она основывается на перевесе способностей оперирующего субъекта над способностями объектов операции в том или другом плане.

Если операция переходит на сущности 2-х планов (элементарии, эгрегоры, лярвы и т.п.), то даже при равенстве астральных ресурсов оператора и пациентов она может удаваться в силу наличности самого обладания третьим планом у оперирующего.

В этом случае принято говорить, что оператор берет точку опоры в физическом плане для своей реализации.

Этой точкой опоры могут служить как тело самого оператора, так и внешние предметы физического плана.

Из данного нами определения магической операции видно, что в состав ее необходимо войдут три элемента:

1) Ментальный — идея операции + волевое усилие;

2) Астральный — форма операции;

3) Физический — т.н. опорные точки операции (реализованные символы, физические проявления ресурсов тела оператора, тела вспомогательных трехпланных сущностей и т.п.).

Раз мы остановились на унитарных теориях, естественно и необходимо будет считать ментальные, астральные и физические элементы всех магических операций частными проявлениями единого ментального начала (единой метафизической аксиомы), единой астральной формации (универсального tourbillon) и единого физического приема выбора точки опоры, причем ментальное начало должно порождать астральную формацию, а эта в свою очередь неизбежным образом своею конденсацией определять физический прием.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия оккультизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я