Организация торговли

Г. Н. Чернухина, 2016

Представлены теоретические и практические аспекты организации торговли в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Рассмотрены принципы, задачи и специфические функции торговли как сферы обращения товаров и услуг, показана ее роль в системе общественного воспроизводства. Подробно раскрыты основные элементы механизма функционирования и государственного регулирования потребительского рынка, изложены вопросы организации оптовой и розничной торговли в сфере потребительского рынка. Особое внимание уделено субъектам, объектам и ресурсам торговли в современной экономике, проанализированы экономические показатели торговых организаций. Предназначен для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Оглавление

Из серии: Легкий учебник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Торговля как сфера обращения товаров и услуг и ее роль в системе общественного воспроизводства

Изучение данной темы позволит ознакомиться с предметом и задачами дисциплины, уяснить экономическую сущность, виды и функции торговли, которая в настоящее время стала устойчиво функционирующей отраслью, обеспечивающей насыщение потребительского рынка товарами широкого ассортимента. Также важно научиться выявлять и анализировать проблемы развития потребительского рынка на современном этапе.

В результате освоения темы студент должен

Знать:

• сущность, цель и основные задачи организации торговли;

• содержание основных понятий, характеризующих торговую отрасль;

• понятие потребительского рынка;

• экономическую сущность и виды торговли;

• функции торговли в народном хозяйстве страны. Уметь:

• выявлять взаимосвязь курса «Организация торговли» с другими науками;

• сопоставлять понятия «товар» и «услуга»;

• выделять сферу обращения в процессе общественного воспроизводства;

• различать услуги оптовой и розничной торговли;

• определять вклад отрасли в валовой внутренний продукт страны.

Основные понятия:

• торговля;

• потребительский рынок;

• сфера обращения товаров и услуг;

• услуги торговли;

• розничная и оптовая торговля.

1.1. Предмет и задачи курса «Организация торговли»

Курс «Организация торговли» с научной точки зрения изучает организационно-управленческие и торгово-технологические процессы, совершаемые при продаже товаров и товародвижении с использованием определенных средств и методов.

Цель изучения дисциплины — формирование представления о сущности и основных направлениях торговых процессов, принципах и совокупности организационных приемов и способов торговли.

Задачами являются усвоение теоретического содержания курса, понимание целей, принципов и закономерностей организации торговли, а также формирование профессиональных компетенций у обучающихся в области организации и технологии торговли.

Объекты2 учебной дисциплины — торгово-технологические процессы и явления, возникающие на уровне предприятий и организаций сферы торговли, экономические показатели деятельности, а также механизм государственного регулирования предприятий торговли.

Предметом3 изучения становится совокупность торгово-технологических и социально-экономических отношений и функций организаций торговли, складывающихся в процессе их функционирования, анализ и оценка эффективности торговой деятельности.

Дисциплина «Организация торговли» взаимодействует с другими экономическими дисциплинами, синтезирует теоретические научные знания и использует их в практических целях.

«Организация торговли» как отраслевая наука рассматривает организацию торговых процессов, а также явления и функции на уровне отрасли торговли (одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны), но при этом находится во взаимосвязи с историко-экономическими и функциональными науками. Из историко-экономических наук, таких как экономическая теория, история экономических учений, история народного хозяйства, история предпринимательства в России и других, используется информация о тенденциях и темпах развития экономики в целом и отрасли торговли в частности. Исторический ракурс развития торговли, основанный на эмпирических данных, позволяет сформулировать законы поведения субъектов потребительского рынка, опираясь на знание теоретических основ, и принять конкретные решения по организации торговли и управлению товарными ресурсами в целях получения прибыли и удовлетворения покупательского спроса. Дисциплина «Организация торговли» взаимодействует также с функциональными науками, такими как финансы, маркетинг, менеджмент, логистика, управление инвестициями, экономический анализ и многими другими, изучающими отдельные функции экономики. Это взаимодействие имеет практическую реализацию применительно к организациям торговли. Знание теории и практики межотраслевых наук (статистики, демографии и др.) позволяет выработать компетенции на уровне организации и управления предприятиями отрасли торговли.

С переходом на рыночные отношения возросла значимость потребительского рынка как опорной составляющей национальной экономики. Поэтому нам предстоит разобраться в понятиях «потребительский рынок», «торговля», «услуги» и многих других.

Потребительский рынок — система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем, продавцом и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Функционирование потребительского рынка в целом и торговли в частности определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу реализации потребительских товаров, а также социально-экономического обеспечения жизнедеятельности социальных групп населения конкретной территории.

Прежде чем организовать бизнес-процессы, необходимо изучить конъюнктуру, или экономическую ситуацию, на рынке товаров и услуг, а также законы, закономерности и тенденции, возникающие в процессе взаимоотношений субъектов потребительского рынка в сфере обращения объектов гражданского права между продавцами товаров и услуг, с одной стороны, и их потребителями — с другой, в процессе общественного воспроизводства.

Для более глубокого понимания обозначенных дефиниций потребительского рынка ниже представлены терминологические пояснения.

Общественное воспроизводство — процесс общественного производства в постоянно повторяющейся связи и в непрерывном потоке своего возобновления охватывает все звенья товарного производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Сфера товарного обращения — процесс обращения объектов гражданского права посредством договора купли-продажи.

Объекты гражданского права — продукты труда, ценные бумаги, деньги, движимое и недвижимое имущество.

Продавец — организация, независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи.

Потребитель (покупатель, приобретатель) — физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары/услуги.

Товар — объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена.

Услуга — целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект и удовлетворяет какие-либо потребности человека.

По мнению Ф. Котлера, с позиции маркетинга услуга — «любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо… ее предоставление может быть связано с материальным продуктом» 4.

Предоставление торговых услуг связано с реализацией материального продукта. Так как операции по купле-продаже не создают материальный продукт, а лишь удовлетворяют потребности в качестве деятельности по его реализации, это дает основание называть торговую деятельность услугой.

Услуга торговли — результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже товаров.

Услуги торговли включают услуги розничной и оптовой торговли. Услуги розничной торговли 5 — результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.

Услуги оптовой торговли — результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования.

Поскольку в пореформенной России доля услуг в структуре валового внутреннего продукта значительно возросла, превысив 60 %, можно сделать вывод, что услуги в настоящее время являются не просто составной частью национального общественного продукта, но играют в его создании определяющую роль.

1.2. Экономическая сущность и виды торговли

Торговля — отрасль экономики, предназначенная для реализации продукции, произведенной в других отраслях. Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и историческим выделением торгового капитала как части промышленного.

Макроэкономика выделяет три важнейшие сферы: производства, обращения и потребления. Объектом функционирования этих сфер выступают товары и услуги, а субъектами становятся государство, производители, посредники, оптовые и розничные продавцы, а также потребители произведенных в сфере производства и реализованных в сфере обращения товаров и услуг. Торговля как важнейшая составляющая потребительского рынка осуществляет присущие ей функции в сфере обращения.

Сфера обращения — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений.

Первая форма деловых отношений, как известно, обмен, сущность которого можно рассматривать с двух сторон:

• как процесс движения товаров и услуг;

• как процесс создания определенных общественных отношений между субъектами.

Обмен — важнейший элемент общественного воспроизводства, занимает промежуточное место между производством, распределением и потреблением. Поэтому как экономическая категория обмен представляет собой экономические связи между субъектами отношений (производителями, потребителями) по поводу движения результатов труда, полученных для удовлетворения общественных потребностей. В результате обмена происходит смена форм собственности, осуществляется контакт между потребителем и производителем и удовлетворяются потребности — основа акта обмена.

Более развитая форма товарного обмена, осуществляемого посредством денег, — товарное обращение.

Товарное обращение — это процесс обращения объектов гражданского права или продуктов труда посредством договора.

Деятельность по осуществлению товарного обмена и актов купли — продажи — область функционирования торговли. Купля — обмен денег на товар, а продажа — обмен товаров на деньги. Единство этих двух актов составляет суть торговой деятельности. От качества торговой деятельности в сфере обращения зависит скорость оборота товарно-денежной массы.

Торговля не производит новых товаров и не создает новой добавленной стоимости, а только ее реализует. При этом она выполняет важнейшие операции по доведению товаров до потребителей и удовлетворению их спроса.

Для этого необходимо выявить потребности и покупательские предпочтения, оценить возможности покупателя, проинформировать производителя, осуществить приемку товаров, их хранение, подсортировку, фасовку, упаковку, доставку в торговый зал и другие торгово-технологические операции.

Таким образом, торговля, как и производство, участвует в создании добавленной стоимости и формировании валового внутреннего продукта, а значит, и национального богатства страны.

Торговля выступает в разных ракурсах, но сущность при этом не меняется.

Рассмотрим экономическую сущность торговли:

• как форма товарного обращения торговля осуществляется посредством денег — всеобщего эквивалента обмена и выражения стоимости товара;

• как процесс организации актов купли-продажи торговля представляет собой совокупность действий субъектов торгового предпринимательства по построению и упорядочению элементов системы в процессе осуществления торгово-технологических и организационно-управленческих операций по обслуживанию товарного обмена;

• как отрасль национальной экономики торговля объединяет совокупность торговых предприятий и организаций определенного назначения деятельности, направленной на доведение товаров от поставщиков к потребителям;

• как вид экономической деятельности торговля связана с осуществлением актов купли-продажи товаров и оказанием услуг потребителям в сфере обращения.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров.

В зависимости от места реализации товаров различают следующие виды торговли:

• внутренняя торговля — отрасль народного хозяйства, субъекты которой осуществляют реализацию товарной продукции и оказывают торговые услуги на территории страны;

• внешняя торговля — торговля России с другими странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Для регулирования внешней торговли используются таможенные тарифы, лицензирование, другие нетарифные методы, а также субсидирование экспорта.

Формы внешней торговли:

• импорт — ввоз товаров из-за рубежа на таможенную территорию России;

• экспорт — вывоз товаров национального производства за рубеж с таможенной территории России;

• транзитная торговля связана с транспортировкой товаров от производителя к продавцу по территории России.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) выделяют оптовую и розничную торговлю:

• оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием 6;

• розничная торговля — вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Торговля выполняет специфические, присущие ей функции в системе общественного воспроизводства.

1.3. Специфические функции и роль торговли как вида экономической деятельности в системе общественного воспроизводства

Экономика России представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, среди которых одним из локомотивов экономического роста остается торговля. Торговля вносит существенный вклад в развитие народно-хозяйственного комплекса страны и занимает лидирующие позиции в секторе услуг. Это крайне важная отрасль для эффективного развития страны, на протяжении последних нескольких лет одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста другие отрасли.

Потребительский рынок (и в частности, отрасль торговли) является индикатором состояния экономики, степени ее открытости для свободного предпринимательства и взаимодействия с мировой экономической системой. По результатам деятельности потребительского рынка оценивается социально-экономическое положение страны, эффективность законодательной и нормативно-правовой базы, развитие предпринимательства, результативность реформирования экономики и управления в стране.

Торговля имеет особые функции в системе общественного воспроизводства, которые, совпадая в общих чертах с функциями, присущими потребительскому рынку в целом, обладают специфическими особенностями. Их наличие обусловлено социально-экономическим назначением потребительских товаров как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей и содержанием торговых услуг, оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка.

В число основных функций торговли входят:

• доведение товаров до потребителей (транспортирование, хранение), послепродажное обслуживание;

• поддержание соответствия между спросом и предложением по объему товарной массы как в целом, так и по отдельным товарным группам;

• формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и совокупности издержек обращения;

• реализация произведенной потребительной стоимости, воплощенной в товарах, что создает предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, обеспечивая связь между производством и потреблением;

• рационализация издержек торговых предприятий путем совершенствования технологии продаж, внедрения современных форматов торговли, формирования товарного ассортимента;

• создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности торгово-технологических процессов.

Функции, выполняемые потребительским рынком, должны быть подчинены обеспечению непрерывности процесса общественного воспроизводства, основными фазами цикла которого являются производство — распределение — обмен — потребление. В фазе обмена происходит реализация общественного продукта в товарной форме посредством торгового процесса.

Названные функции определяют роль торговли в системе общественного воспроизводства, а именно торговля:

• удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах;

• оптимизирует объем и структуру товаров на потребительском рынке с точки зрения соответствия платежеспособному спросу населения;

• способствует ликвидации предприятий (как производящих потребительские товары, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по критериям хозяйственной эффективности и общественной полезности;

• стимулирует развитие производства, осуществляя связь между производством и потреблением;

• выступает как индикатор создания потребительских ценностей в национальной экономике;

• является «инкубатором» новых рабочих мест для населения и важнейшей социальной сферой жизнеобеспечения населения;

• формирует основы экономической стабильности государства, оказывая влияние на денежное обращение (на приобретение предметов потребления в розничной торговле расходуется до 90 % доходов населения) и кредитно-финансовую систему страны (количество денег в обращении и скорость их оборота зависят от размера товарной массы, уровня цен и скорости реализации);

• оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие других рынков национальной экономики, взаимодействует с другими инфраструктурными отраслями народного хозяйства, стимулируя их развитие (строительством, транспортом, коммунальным хозяйством и др.).

Торговля — одна из важнейших отраслей экономики страны с точки зрения создания добавленной стоимости, обеспечения занятости и поступления налоговых отчислений. По итогам 2013 г. доля торговли в валовой добавленной стоимости (ВДС)7составила 18,3 %. В натуральном измерении валовая добавленная стоимость розничной и оптовой торговли за 2013 г. составила 10 471,6 млрд руб., а весь объем валового внутреннего продукта (ВВП)8за 2013 г. — 66 689,1 млрд руб.9В 2014 г. доля торговли в валовой добавленной стоимости увеличилась до 17 % (рис. 1.1).

Среди рыночных услуг наибольшее значение имеют услуги розничной и оптовой торговли. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Роль отрасли определяется преимущественно существенным вкладом в формирование доходной части госбюджета посредством косвенных налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль). В целом торговля обеспечивает более 10 % всего объема налоговых поступлений в бюджет страны.

Кроме того, торговля является лидером среди отраслей по обеспечению рабочих мест, общая численность занятых в этой сфере 12,4 млн чел. (18,3 % всего занятого населения страны).

Рис. 1.1. Структура валовой добавленной стоимости России в 2014 г.

Следует отметить вклад торговли в развитие предпринимательства в стране, так как в большинстве случаев именно торговля становится «первым шагом» в экономической жизни для многих предпринимателей. Торговля характеризуется высокими темпами роста, рентабельностью, незначительными стартовыми капитальными вложениями, что предопределяет повышенный интерес со стороны предпринимателей и инвесторов.

Очевидно, что уровень развития торгового предпринимательства напрямую влияет на качество жизни населения. Следует подчеркнуть, что роль торгового предпринимательства в первую очередь обусловлена тем, что оно выступает в качестве одного из ключевых резервов развития территории, стимулирует развертывание интеграционных процессов и повышает инвестиционную привлекательность территории, генерируя приток капитала для решения социально-экономических задач.

1.4. Проблемы развития торговли с точки зрения субъектов потребительского рынка

Торговля в настоящее время стала устойчиво функционирующей отраслью, обеспечивающей насыщение потребительского рынка товарами широкого ассортимента, пополняющей бюджеты разных уровней власти финансовыми ресурсами за счет налоговых поступлений, внедряющей современные форматы и методы продажи товаров и даже диктующей свои условия товаропроизводителям.

Однако состояние торговли, как и других отраслей народного хозяйства, находится под влиянием факторов макро — и микросреды. Поэтому наряду с благоприятными тенденциями наблюдаются и тенденции негативного характера, которые тормозят поступательное развитие отрасли.

Проблемы развития торговой отрасли представлены в виде пяти блоков (рис. 1.2).

1. Недостаточная эффективность государственного регулирования сектора торговли.

2. Недостаточный уровень развития инфраструктуры.

3. Недостаточная привлекательность отдельных территорий (малые и отдаленные населенные пункты).

4. Низкая квалификация и недостаточность кадров.

5. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в торговле.

Перспективы развития отрасли связаны с обеспеченностью отрасли экономическими ресурсами: материальными, трудовыми, природными, финансовыми, информационными.

Рис. 1.2. Проблемы развития торговой отрасли России

На основе мониторинга Департамента торговли и услуг города Москвы были обобщены проблемы торговли и представлены на рис. 1.3–1.5 с точки зрения предпринимателей, покупателей и органов государственной власти муниципального образования.

Рис. 1.3. Проблемы развития торговли с точки зрения предпринимателей

Рис. 1.4. Проблемы развития торговли с точки зрения потребителей

Как следует из рисунков 1.3–1.5, каждый из субъектов потребительского рынка состояние торговли связывает с определенными проблемами. Предприниматели на первое место ставят проблемы нехватки площадей для организации торговой деятельности, покупатели — присутствие на рынке неквалифицированных продавцов, а органы государственной власти в качестве первостепенных проблем обозначают недоступность информации о реальном состоянии отрасли и большое количество жалоб на торговое обслуживание.

Рис. 1.5. Проблемы развития торговли с точки зрения государственной власти

Контрольные вопросы

Ответьте на вопросы.

1. К какой группе экономических наук относится «Организация торговли»?

2. Каково экономическое содержание категории «торговля»?

3. Каковы экономические предпосылки функционирования сферы обращения?

4. Что обозначает термин «потребительский рынок»?

5. Что обозначает понятие «торговая услуга»?

6. Какие выделяют функции торговли?

7. Какие существуют виды торговли?

8. Какими факторами обусловлена роль торговли в национальной экономике?

9. В чем состоит основное различие розничной и оптовой торговли?

10. Охарактеризуйте роль и место торговли в структуре народного хозяйства. Какова доля торговли в ВВП России?

Практические задания

1. На основе рисунков 1.3–1.5 проанализируйте проблемы торговли и проранжируйте их в порядке значимости, с вашей точки зрения. Выводы обоснуйте. Результаты анализа оформите в виде аналитической справки.

2. Определите показатели, характеризующие положение розничной торговой сети «А» в отрасли, исходя из данных табл. 1.1. Рассчитайте удельный вес, темп роста и коэффициент опережения.

Таблица 1.1. Розничный товарооборот, трлн руб.

3. Проанализируйте долю торговли как вида экономической деятельности в валовом внутреннем продукте России, динамику показателей за последние три года на основе данных сайта Росстата 10. Оцените вклад торговли в социально-экономическое развитие России:

•в валовой внутренний продукт, в инвестиции, в основной капитал;

•обеспечение занятости населения (табл. 1.2).

Сделайте выводы о значении торговой деятельности для экономики страны и самостоятельно оформите результаты анализа в виде рисунка «Удельный вес вида деятельности «Оптовая и розничная торговля» в основных экономических показателях».

Таблица 1.2. Численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, тыс. чел.

4. Подготовьте доклады на темы:

• «Место и роль отрасли торговли в национальной экономике»;

• «Факторы, влияющие на развитие отрасли торговли»;

• «Состояние торговли и задачи ее развития на современном этапе»;

• «Влияние фазы экономического цикла на развитие внутренней торговли».

5. Напишите эссе на темы:

• «Исследование торговли в экономике избыточного предложения»;

• «Характеристика потребительской корзины в Российской Федерации».

6. Подготовьтесь к семинару: «Торговля: сущность, функции и роль в социально-экономическом развитии страны».

Для самостоятельной подготовки к семинарам используйте лекции, интернет-ресурсы (данные статистической информации на сайте Росстата www.gks.ru.; материалы аналитического и обзорного характера РосБизнес Консалтинг http://www.rbc.ru; Российская торговля http://www.rtpress.ru; Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://minpromtorg.gov.ru/;

Официальный сайт Департамента торговли и услуг города Москвы http: www.dtu.mos.ru и другие источники информации).

Оглавление

Из серии: Легкий учебник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Объект — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

3

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

4

Котлер Ф. Основы маркетинга/Ф. Котлер. — М.: Прогресс, 1990.

5

ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».

6

Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

7

ВДС создается как прибавочная стоимость, уступаемая торговле за реализацию товара в сфере товарного обращения.

8

ВВП — совокупная стоимость конечных товаров (услуг), произведенных на территории страны в рыночных ценах за определенный период времени.

9

Росстат. Статистический справочник, Россия, 2014 г.

10

Федеральная служба государственной статистики. — www.gks.ru

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я