В книге раскрываются особенности понимания философии как вопрошающей активности, постоянно возобновляемого усилия начинания, ограниченного тем, что может сделать философ (предфилософская установка) и тем, что превышает его возможности (метафизическая установка). Издание представляет интерес для философов, антропологов, психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблематикой «практической философии». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Шаг первый
Ищем выход к философии
На занятии присутствовали: В. — ведущий, С. — первый участник, Д. — второй участник.
В. — Несколько слов о намерениях, что и как мы будем делать. Я бы хотел поговорить о чем-то простом, к чему, как мне кажется, имеет отношение и философия. Кто-то скажет: «простых вещей» нет, а уж в философии, тем более — там вообще все сложно. И будет прав. Я не собираюсь противопоставлять простоту сложности. Под «простотой» я буду понимать неприметность близлежащего. Что-то, оставаясь незаметным, но и не скрываясь, упорно ждет нашего взгляда. А мы проходим мимо. Нет у нас умысла и не забыли мы ничего, просто настолько «срослись» с тем, где пребываем, что ничего иного, не связанного с тем, на чем стоим, не замечаем. Простое — самое естественное, самое близкое. То, на чем мы стоим — самое простое, его, как собственные ноги, не замечаем. Не будем же мы все время смотреть на что и как ступаем.
Незаметность простых вещей неслучайна. Возникает нужда, надо решить проблему. Иногда непростую, придется заглянуть себе под ноги — крепко ли стоим, туда ли ступаем? Крепко стоять на ногах необходимо, это бесспорно. Но и видим мы в своей нужде не сами вещи, а дело, с этими вещами связанное. Отсюда взять, сюда добавить, пересчитать и сложить в нужном порядке. Возможно, мы создаем что-то свое и из себя, а потом навязываем остальным. На этот счет даже есть теории, в свое время они были в ходу. Жиль Делёз, а потом и Мераб Мамардашвили, говорили, что сначала мы создаем что-то, произведения, а потом усматриваем в них истины. Очень все это похоже на правду. И на вещи можно посмотреть как на знаки. Если вещи для нас только знаки, пусть это будут знаки не взлетов и падений, важных дел, напротив, бесполезных, не важных, упускаемых из виду отношений. Понимаю, странное допущение, несвоевременное, даже архаическое, но только так можно оставить за вещами право сопротивляться, уберечь себя от нашей попытки включить их в деловой распорядок. Расположить на одной плоскости, прописать правила обращения, распределить, отмерив доли. Так мы смотрим на вещи, прикидывая, что с этим можно сделать, куда приспособить, на что обменять. Между тем, неприметные вещи, те, что еще не стали для нас знаками важных дел, лишенные опеки, живут своей жизнью. Они что-то делают и с нами, только мы этого не замечаем. Как говорить о неприметных вещах, не связывая их «насущным делом» и оставляя за ними право представлять себя самим? Неприметные вещи ничего не утаивают. Они всегда на виду. Это мы чего-то не видим, хорошо экипированные «пониманием» — мы знаем, чего нам надо, и как мы этого добьемся. Вот эту оснастку взгляда и стоит ограничить. Неужели мы разучились смотреть на вещи естественно, не из своих нужд? И на этот счет у нас есть теория, много чего объясняющая, все расславляющая по местам: нет никакого «естественного взгляда», выдумка это, есть только «конструкции», нами же созданные, на нужды отвечающие. Хорошо. Попробуем тогда оснастить себя возможностью не торопиться выводить на свет все, помня о своей предвзятости и допуская самопроявленность вещей.
Философия. И на нее можно посмотреть как на «неприметную вещь», к нам обращенную, ждущую внимания. Мы не замечаем, что принадлежим философии, что она способ нашего бытия, ставший привычным, в нем мы пребываем сейчас. Попробуем проявить внимание к тому, что уже проявилось и только ждет особого взгляда, не торопливо и предвзято огладывающего, какого-то другого. Вольное обсуждение философских вопросов без оценивающего оглядывания приводит в движение, энергетизирует. Возможно, в ходе обсуждения простые в своей неприметности вещи, на них мы стоим, за них держимся, начнут самопроявляться и станут видимыми для нас самих. Смысл работы я вижу не в том, чтобы предложить ряд «полезных» и «красивых идей» для запоминания и дальнейшего использования, а в создании «коммуникативной ситуации», новой и для меня, когда что-то может случиться, например, удастся что-то увидеть или предоставится возможность посмотреть на то же самое иначе. Поэтому режим диалога для меня предпочтителен. Прерывайте в любой момент, спрашивайте о чем угодно, комментируйте, высказывайте свои суждения, возражайте. Если вы этого не будете делать, одолеет скука, по крайней мере, меня, точно.
И еще об одном. В философии издавна чужой текст, высказывание крупного мыслителя, использовались в качестве средства «приведения себя в движение». Философский текст — окно, позволяющее заглянуть в философию. Философия там («за окном» текста) явно присутствует, и это не может не волновать тех, кто имеет к ней вкус. Также поступим и мы. Я хочу предложить вам для обсуждения и совместного комментирования ряд небольших (так их легче воспринимать на слух) отрывков из текстов, содержащих суждения философов, прославленных и не очень известных, с моей точки зрения, заслуживающих внимания.
Это все, что я хотел сказать предварительно. Если нет вопросов, позвольте начать.
Одна из простых, незаметных вещей, с которой мы постоянно имеем дело, — повторение. Мы живем в мире, заставая себя и других, в повторяющихся действиях. «Внешних» или «внутренних». Мы встаем с постели и совершаем ряд действий, принявших форму «утреннего ритуала». Потом мы выходим из дома и отправляемся по одной и той же дороге к месту работы, где мы, как правило, служим уже не один день. Там, на работе, не успев войти в помещение, мы встречаемся с коллегами и, обменявшись ритуальными (повторяющимися) формами вежливости, приступаем к работе, которая зачастую носит рутинный характер. Рутина также состоит из повторяющийся, типизированных действий. По окончании рабочего дня мы вновь (немного странное в данном контексте слово), перекинувшись с коллегами парой вежливых фраз, возвращаемся на привычный путь домой. И так по кругу, изо дня в день. Если мы обратимся к себе и даже — я говорю о вещах совершенно немыслимых — заглянем в себя, и там, где мы пребываем всегда «с собой», найдется повторяющееся. Иногда нас захватают эмоции. Кто-то нас похвалил или обидел, мы снова и снова обнаруживаем себя в одном и том же переживании. Как правило, мы пропускаем момент, когда оказываемся частью эмоции, иногда вдохновляющей, порою гнетущей и подавляющей. Встречаются нам и повторяющиеся мысли. Кто-то не может долго заснуть. Какие-то события, которые развернулись накануне, настолько захватывают человека, что он оказывается перевозбужденным — поток беспокойных мыслей, вращающихся вокруг одного и того же, уносит его далеко за пределы того места, где он находится. Я видел программу ваших занятий, там заявлена проблематика научного метода. Метод — тоже повторяющиеся действие, наверное, не надо никому это доказывать. С разными объектами работают по-разному. Работа состоит из повторяющихся процедур и операций, с их помощью соответствующий объект подвергается аналитическому разбору. Вот что интересно, почему-то мы думаем: одни и те же операции и процедуры могут привести нас (и что удивительно, иногда приводят) к открытиям. Как это возможно? Или то, что мы называем «открытием», видится таковым только в определенной, уже заданной, перспективе, тогда «открытие» лишено черт «нового», оказываясь частью повторяющегося большего. Все это общеизвестные вещи. Рыбак забрасывает сеть. Если сеть крупная, в нее попадает только большая рыбка. Если сеть мелкая, в нее попадается рыбешка и крупная, и небольшая. Метод задает границы восприятия, он есть заданное представление об объекте, с которым мы имеем дело. Значит, мы можем увидеть какие-то вещи, и не увидеть другие. Вытягивая сеть, рыбак жаждет получить значительный улов. Ему не нужно новое, ему требуется для выживания то же самое, только в еще больших количествах. Рыбак извлечет из моря ровно то и в тех количествах, что соответствует характеру сети, заявленному инструменту. В сети, разумеется, попадает много чего другого, но это безжалостно отсекается рыбаком и отбрасывается в сторону как не имеющее отношение к делу — улову. Я хочу сказать, мы живем в мире повторяющихся событий, явлений, эмоций, мыслей. Посмотрите, даже закон, если исходит из известной всем со школьных времен формулировки (философские ее истоки в данном случае значения не имеют), есть устойчивая и повторяющаяся связь явлений, событий и пр. Мы живем в мире, который устойчиво повторяется. Мы находимся в отношениях, которые повторяются. Даже с разными людьми мы оказываемся в одних и тех же отношениях. Мы живем с эмоциями, переживаниями, которые повторяются. И нас это устраивает, хотя иной раз вдруг становится беспокойно. Мы захотели чего-то другого. Можем ли мы хотеть другого, если находимся в рамках заданных структур? Траектории нашего движения предопределены. Находясь в этом месте, мы забросили эту сеть наших представлений и надеемся, что в эту сеть попадет эта, и никакая другая, рыбешка. Почему же мы ищем чего-то необыкновенного, хотим нового; почему мы не довольны жизнью, тем, что имеем? Философии эта проблематика давно известна. На Востоке издавна говорили о сансаре. Ницше разрабатывал концепцию вечного возвращения в жизни того же самого. Кьеркегор пишет работу, которая так и называется «Повторение». Позже Делёз основы своей философии изложит в трактате «Различие и повторение». Давайте я остановлюсь, может быть есть вопросы или соображения?
С. — Я вспомнила старый философский анекдот. Один философ, не помню, о ком идет речь, задумался о природе человеческой жизни и пришел к выводу, что все повторяется. Встаю утром, делаю одно и то же, хожу по одной дороге, в общем, думал этот человек, вся моя жизнь состоит из одних повторений, ничего другого в ней нет и быть не может. И вот он, переполненный подобными мыслями, приходит домой. Дверь ему открывает слуга весь обсыпанный мукой…
B. — Всякое случается в жизни. Представьте, рыбак забросил сеть, вытянул ее и обнаружил в ней лампу, потер ее, джин появился, ручной к тому же. Любое желание исполняет. Прямо сейчас, не сходя с места. Подумаем: «счастливое событие» отменяет повторяемость? Для того, чтобы извлечь на свет волшебную лампу, придется забросить невод, совершая ряд рутинных действий. Вытягивая его, мы также выполняем необходимые действия в определенной последовательности. Плохо это или хорошо, в данном случае значение не имеет. Так есть. Я просто фиксирую факт: жизнь состоит из повторяющийся действий. Также очевидно, в ней случается непредвиденное. Вопрос: то, что случается и опознается нами как «непредвиденное», принадлежит той же рамке, что и повторяющееся, или выходит за ее пределы? Это проблема интерпретации событий. Предположим, два философа видят одного слугу, обсыпанного мукой. Хозяин дома увидит в случившемся одно, гость — другое. Хозяин знает слугу, знает что, где и как расположено в его доме. Исходя из эти представлений, он интерпретирует происходящее. Гость трактует событие, полагаясь на свои представления о том, что он знает о хозяине дома и его слуге. Интерпретации событий могут пересекаться или расходится. У нас уже есть представления о том или этом, мы в них находимся. Все, что мы делаем, так или иначе ими определяется. Сможем ли мы заметить то, что находится за пределами этих представлений? Я вижу как хорошее и плохое, как видимое и невидимое только то, что вытекает из тех представлений, которым я принадлежу. Все остальное я просто не вижу, прохожу мимо. Вероятно, то, с чем мы имеем дело,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других