Геоклиматический прогноз и анализ. Сборник №8

Г. В. Гайдук

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции Авестийской школы астрологии «Геоклиматическое прогнозирование: возможности и ограничения. Практика и теория». Мероприятие проходило онлайн 13—14 февраля 2021 года. На нем рассматривались вопросы, касающиеся методик астрологического прогноза погоды, геоклиматических и социальных изменений на ближайшие годы. Некоторые аспекты книги будут небезынтересны всем, кто интересуется естествознанием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Геоклиматический прогноз и анализ. Сборник №8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вклад ученых Востока VIII—XV веков в развитие астрологической науки

Олег Лушников (ЕАИ, Пермь)

VIII—XV века вполне можно назвать «золотой эпохой» великих достижений в астрологической науке. Это было время сохранения древних знаний ученых Вавилона, Персии, Индии, Египта, Греции и Рима. Переводы на арабский, персидский, тюркский языки, а далее на европейские, способствовали дальнейшему развитию астрологии, астрономии и смежных наук, привели к новым открытиям и культурному взлету в эпоху Возрождения.

Однако важно понимать, что успехи гениев астрологической науки были бы не так масштабны, не получи они материальной помощи со стороны великих держав того времени. Серьезные монархи ценили практическую пользу астрологических знаний, поэтому не скупились на строительство обсерваторий, научных центров, собирание библиотек, содержание сотен ученых. Среди таковых на пространствах Ближнего и Среднего Востока можно выделить арабо-персидских халифов, тюркских султанов и монгольских ханов.

Рис. 1. Арабский халифат

В VIII—X вв. лидерство принадлежит безусловно Багдадскому халифату, где наполовину арабом, наполовину персом (по линии матери) халифом Ан-Мансуром (754—775) был создан, в подражание покоренной мусульманами Сасанидской державе, крупный научный центр — «Дом Мудрости». Именно там при Ан-Мансуре и его преемниках Харун ар-Рашиде (786—809), Аль-Мамуне (813—833) и последующих правителях трудились выдающиеся астрологи греческого, сирийского, еврейского, персидского, арабского, индийского происхождения. Каждый вносил свой вклад.

Так, Навбахт (перс) и Машаллах (еврей) прославились успехами в натальной, солярной, хорарной, элективной и мунданной астрологии; Феофил Эдесский (грек) — в военной астрологии («Работы, связанные с военными начинаниями», «Астрологические эффекты», «О различных начинаниях», «Сборник космических начинаний»); Ал-Хайят (араб) — в медицинской астрологии; ибн Хайял — в ректификации; Ал-Абах — в солярах, хораре, методе рецепции.

Остановимся на выдающихся астрологах этого периода подробнее.

Навбахт Персиянин был первым среди равных. Именно он выбрал время основания новой столицы исламского мира — Багдада — 31 июля 762 года в 2 часа дня, когда восходил Стрелец, что принесло славу и процветание халифату. Навбахт («новое счастье» — перс.) основал целую династию астрологов. Его дети, внуки и правнуки также были астрологами. Самым известным стал его сын Абу Сахль аль-Фадль, библиотекарь халифа Харун ар-Рашида.

Рис. 2. Гороскоп Багдада

Машаллах (Менассия, еврей из Басры, также известен как Messahalla, Messala, Yazdan Khwast) — автор многих сочинений по натальной, хорарной, элективной, мунданной, метеорологической астрологии, в частности «Книги о соединениях, религиях и народах», «Большой книги гороскопов» (в 14 т.), «О годичных возвращениях мира» (о мунданных прогнозах, особенно для правителей), «Книги о двух жребиях» (ответы на практические вопросы о начинаниях и натальных картах), «Книги дождей и ветров» (астрометеорология), «Книги о значениях планет в гороскопе» (систематизированное повествование о натальных картах, планетах и домах); трактата по хорарной астрологии (построение гороскопа на мысль, поиск потерянных предметов), «О семи планетах» (об эффектах планет на Асценденте и в домах) и др. Из 28 астрологических работ Машаллаха 18 было переведено на латынь, и они стали основой астрологии эпохи Возрождения в Европе.

Канках ал-Хинди (Канака) (ок. 775 — 820) — индийский астролог халифа Харун ар-Рашида, автор астрологических трактатов «Книга намудара» (определение продолжительности жизни), «Книга секретов рождений», «Большая книга соединений» и «Малая книга соединений».

Ибн Хайян Ас-Суфи Абу Абдаллах Джабир ибн Хаййан ал-Азди (Geber) (ок. 721, Тус, Иран — 803, Куфа, Ирак) — персидский алхимик и астролог, «отец химии», крупнейший алхимик Средневековья. Работал придворным врачом халифа Харун ар-Рашида. Автор более 2000 работ. Среди его книг, непосредственно связанных с наукой о звездах, следует отметить «Изящный зидж», комментарии к «Альмагесту» Птолемея, «О построении астролябии», «Книгу о положениях светил, о числе [их] градусов и об их названиях», «Книгу перехода от того, что имеется в потенции, к действительности», «112 книг», «70 книг», «10 книг ректификации» и «Книгу весов».

Ал Фадл ибн Сахл-ас-Сарахси (770, Серахс, Хорасан — 12.2.818, Багдад) — перс, зороастриец, визирь и астролог халифа аль-Мамуна (сына персиянки), приведший его к власти. Был фактическим правителем халифата. Убит фанатиками-арабами за «попытку восстановления Сасанидской державы».

Абу Али Йахйа ибн Аби Мансур (Бизист ибн Фирузан) (? — 832, близ Алеппо, Сирия) — перс, руководил обсерваторией в Багдаде (828), личный астролог халифа аль-Мамуна. Среди его сочинений следует выделить «Аль-Мамунов зидж, подвергнутый проверке».

Перс Абу Бакр ал-Хасан ибн ал-Хасиб (Альбубатер, Аллубех) (первая половина IX в.) также трудился в «Доме Мудрости» в Багдаде при халифе аль-Мамуне и оставил след в натальной астрологии, гороскопе зачатия и обращениях планет (позже переведены на латынь итальянскими астрологами).

Аль Хорезми Абу Абдуллах (Абу Джафар) Мухаммад ибн Мусааль-Маджуси (783, Хива — 850, Багдад) — потомок зороастрийских жрецов, стал известным астрологом и главой в багдадском Доме Мудрости (с 813 г.) при халифе аль-Мамуне, историком и математиком — основателем алгебры (830) и «изобретателем ноля». В 827 г. измерил окружность Земли, до XVI в. это были самые точные измерения. Уточнял и сопоставлял календари разных народов Востока и Запада, положения планет («Зидж ал-Хорезми»), изучал влияние затмений. Слово «алгоритм» произошло от первых букв латинского издания его книги — «Dixit Algorizmi» — «и сказал ал-Хорезми».

Выдающимся астрологом являлся Ал-Кинди Абу Йусуф Йакуб ибн Исхак ибн ас-Саббах (800, Куфа, Ирак — 873, Багдад), личный врач и наставник халифа Аль-Мамуна, переводчик трудов астрологов античности (Платона, Аристотеля, Эвклида и Птолемея), разработчик темы аспектов и астрометеорологии, оставивший после себя 240 книг по различным разделам астрологии, геодезии, математики, философии, оптики, метеорологии, теории музыки, фармакологии и химии. В их числе «Предсказание смен годов и рождений», «Книга о величайшем искусстве», «Трактат о звездах», «Трактат о созвездиях», «Трактат об астрономическом искусстве Птолемея», «Трактат о самом дальнем мире», «Движение планет», «О звездных лучах» и др.

Особое место занимает ученик Ал-Кинди перс Абу-Машар (Альбумазар) (10.08.787 (на восходе Солнца), Балх — 9 марта 886, Васит). Синтезировав знания Греции, Персии, Египта и Индии, он написал 50 книг («Большое введение в астрологию», «Цветы астрологии», «О великих соединениях, о круговороте лет и о движении», «Книга зиджа тысяч» и др.) по натальной астрологии, прогнозу (ингрессии, транзиты), гороскопу Новруза, элективу, лунной астрологии, циклам и суперциклам взаимодействия Юпитера и Сатурна, исследованию жребиев, фирдаров и пределов орбиса аспектов. Также он знаменит тем, что точно предсказал дату гибели Багдадского халифата (1258).

Ал-Баттани Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан (Альбатегниус, Магомет Арактенский) (ок. 858, Харран, Анатолия — 929, близ Самарры, Ирак) — сирийский астролог и математик. Улучшил технику астрологических расчетов, предложив методы вычисления сферических треугольников, лежащих в основе расчета домов гороскопа; составил более точные таблицы движения Солнца и Луны; точнее, чем Птолемей, определил наклон эклиптики к небесному экватору; нашел более точное значение прецессии и длины года. Автор ряда астрологических сочинений, в т.ч. «Сабейского зиджа», «Книги об определении восхождений знаков Зодиака между квадрантами небесной сферы», обширных комментариев к «Тетрабиблосу».

Ахмад ал-Фарси — персидский астролог IX в., автор «Введения в астрологию и ее основы» — собрания астрологических текстов в 4-х томах.

Али Сабит-ибн-Курра (836, Харран — 901) — сириец, потомок вавилонских жрецов-звездопоклонников. Благодаря знанию сирийского, арабского и древнегреческого языков в 861 г. был приглашен в Багдад. Оставил более 100 научных трудов по философии, медицине, математике, механике и астрологии (хорар, затмения — «Книга о причине затмений Солнца и Луны»), астрогеографии.

Ар-Рази Абу Бакр Мухаммад ибн Закария (в Европе известен как Разес (Rhazes) и Abubater). (27.8.865 — 15.10.925) — персидский ученый-энциклопедист, зерванит, один из величайших врачей и алхимиков Средневековья, основатель ятрохимии, фармацевт. Родился, учился и умер в Рее (близ Тегерана), работал в Багдаде. Ар-Рази оставил 184 труда по различным отраслям знания: философии, этике, теологии, логике, медицине, астрологии, математике, физике и алхимии (61 из них в X—XIII вв. был переведен на латынь в Европе.). Для научных исследований ар-Рази характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практической пользе. В основе философской концепции ар-Рази лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; абсолютное пространство, абсолютное время и множественность миров. В этике выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни. Развивал астрологическую медицину («восточный Парацельс и Гиппократ»), написал «Аль хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и десятитомную медицинскую энциклопедию.

Абу-с-Сакр`Абд ал-`Азиз ибн `Усман ибн `АлиАль-Кабиси (Алькабициус) (? — 967, Сарагоса) — сириец, самый популярный автор в средневековой Европе. Учился в Мосуле у ал-Имрани, работал в Алеппо (Сирия) при дворе хамданидского султана Сайф ад-Даулы. Создал свою систему домов, написал «Введение в искусство приговоров звезд», «В подтверждение искусства астрологии», «О соединениях планет в знаках Зодиака» и много других астрологических сочинений.

Ас-Суфи Абу-л-Хусайн `Абд-ар-Рахман ибн`Умар («Azophi») (8.12.903, Рей, Иран — 6.06.985 (998?)) — персидский астролог, друг и учитель буидского султана `Адуд ад-Даулы. Оставил после себя каталог 1017 неподвижных звезд («Книга созвездий неподвижных звезд»), «Книгу введения в науку о звездах и их приговорах».

Амаджурат-Турки ал-Харави и его сын Абу-л-Хасан `Али (IX—X вв.) — тюрки из Ферганы. Результатом их наблюдений в Багдаде и Ширазе в 885—933 гг. стало «Собрание предсказаний по затмениям и соединениям планет».

Аль-Фараби́ Абу́ Наср Муха́ммед ибн Муха́ммед (870, Отрар, (современный Казахстан) — 14 декабря 950, Дамаск, Сирия) — тюркский математик, астролог, философ, теоретик музыки. Имел прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Странствовал и учился в Средней Азии, Иране, Египте, Сирии, Багдаде. В 941 году перебрался в Дамаск, где провел оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. Был астрологом у халебского правителя Сайф ад Даула Али Хамадани (943—967). Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Птолемея, написал «Трактат об астрологии» (в 3-х т.), рукопись которого хранится в Институте востоковедения в Ташкенте. В разделе «О достоверном и недостоверном в приговорах звезд» на основе законов логики подверг критике фатализм и предопределение, призывал к научному статистическому подходу, наблюдениям и математическим методам анализа в прогнозе. Научные положения и идеи, изложенные в трактате, впоследствии были развиты в трудах последователей аль-Фараби — аль-Бируни, ибн Сины и Омара Хайяма.

Рис. 3. Сельджукский султанат

Следующий этап развития астрологии в X—XII вв. настал с приходом новых лидеров Востока — тюрок, создавших державы Газневидов (961—1186) и Сельджуков (1037—1157). Здесь в роли великих покровителей астрологии можно упомянуть Махмуда Газневи Джалал-ад-дина Малик-шаха. Центрами науки становятся Хорезм, Газна, Исфахан. Этот период можно назвать временем великих ученых-энциклопедистов.

Кей-Кавус (Унсур аль-Маали) (1021—1098) — гилянец, из рода властителей Табаристана (южное побережье Каспия), персидский писатель, врач и астролог, автор книги наставлений «Кабус-намэ» — первого прозаического произведения на фарси. Наставления Кей-Кавуса не прошли даром: в результате правильного воспитания и образования его сын Гиляншах сделал впоследствии успешную карьеру при дворе великого правителя Востока — Махмуда Газневида. Кей-Кавус внес вклад в расчеты афетики, работу с соляром и малым соляром, гороскопом зачатия.

Аль-Бируни Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад (4.09.973, Кит, Хорезм (современный г. Бируни близ Хивы) — 1048, Газна, Афганистан). Создатель «Академии шаха Мамуна» в Хорезме. Советник султана Махмуда Газневи. Бируни в совершенстве владел санскритом, арабским, персидским, греческим, сирийским языками и почти всеми науками своего времени. Бируни написал 150 научных трудов по философии, истории, этнографии, географии, филологии, математике, геодезии, минералогии, химии, фармакологии, геологии и др. Астрологии посвящено 63 книги («Индия» — по итогам 23 лет изучения индийской астрологии, «Книга инструкций по элементам искусства астрологии», «Канон Масуда по астрономии и звездам» (1030), «Книга вразумления начаткам науки (искусства) о звездах», «Книга ключей науки астрономии [о том], что происходит на поверхности сферы», трактаты об астролябии, «Доказательство небесного влияния на земные события» и др.). «Книга наставлений по основам искусства астрологии» даже была издана в его собрании сочинений в СССР.

Бируни — фактический создатель современных символов цифр (т.н. «индийских» или «арабских»). Он внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание теории кубических уравнений, тригонометрических таблиц. Является автором астрономических методов геодезических измерений. Бируни работал в обсерватории Ан-Насави в Рее (Иран). Ее квадрант радиусом 7,5 м выполнял их с точностью до 2». Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли исходя из ее шарообразной формы, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Результаты его исследований, описанные в «Каноне Масуда», оставались непревзойденными по точности в течение нескольких веков.

Сохранилось предание о написании им трактата «Наука о звездах».

Однажды суровый султан Махмуд Газневи решил испытать его астрологическое искусство и попросил предсказать, в какую из четырех дверей приемного покоя он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковер. Увидев это, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в нее. Вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочел: «Не выйдет ни в одну из этих четырех дверей. Пробьют еще одну дверь, и он через нее выйдет». Разгневанный султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» — «Предвидел», — ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня выбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он за полгода и написал свой великий трактат.

Ибн Сина Абу `Али Хусайн ибн `Абдаллах (Авиценна) (август/сентябрь 980, c. Афшана, близ Бухары — 18.06.1037, Хамадан, Персия) — ученик Аль-Бируни, гений медицинской астрологии и алхимии. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности придворного врача и визиря при различных правителях в Бухаре, Хорезме и Исфахане. Писал на арабском и на фарси. Автор более 400 научных работ во всех областях знаний (в т.ч. «Трактат о небесных знамениях», «Трактат о возражении астрологам»). В своем «Каноне врачебной науки» уделил внимание астрологическому подходу к ритмике и лечению болезней, заложил основы астрологической диететики (ок. 30 изданий в Европе).

Абу-л-Хасан Кушйар ибн Лаббанибн Башахри ал-Джили (ок. 970, Гилян — ок. 1030) — персидский астролог, математик. Среди его работ: «Всеобъемлющий зидж», «Руководство по астролябии», «Трактат об астролябии и выборе [дней]», «О всеобъемлющей науке астрономии» и др. Особое значение имеет его «Книга введения в искусство приговоров звезд», состоящая из четырех книг:

1) о принципах искусства; 2) о предсказаниях о делах мира; 3) о предсказаниях судеб людей по их рождению; 4) о выборе благоприятных дней.

Ас-Сиджизи Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад ибн `Аб ал-Джалил (ок. 950, Сиджистан — ок. 1025) — персидский астролог и математик. Работал в Ширазе при буидском эмире `Адуд ад-Дауле (949—983), а также в Хорасане. Вел астрономические наблюдения, был выдающимся конструктором астролябий, внес существенный вклад в развитие геометрии. Сиджизи был большим знатоком астрологической литературы, написанной астрологами предшествующих поколений. Его перу принадлежит ряд астрономических, математических и астролябийных сочинений, а также большое количество астрологических трактатов: «Книга значения о приговорах звезд», «Книга Заратуштры об изображениях градусов эклиптики», «Книга о пребывании планет в двенадцати знаках Зодиака», «Книга введения в науку приговоров звезд» и др. Состоял в научной переписке с Аль-Бируни.

Омар Хайям Гийяс-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх ибн-Эбрахи́м Нишапури́ (24 (18 ст. ст.).05.1048, Нишапур, Хорасан — 11 (4 ст. ст.).12.1131, Нишапур) — перс, великий ученый-энциклопедист, астролог, математик, философ-суфий, врач, поэт. Советник бухарского хакана Шамс ал-Мулка и великого сельджукского султана Джалал-ад-дина Малик-шаха. Строитель и руководитель Исфаханской обсерватории, создатель Новруз-наме и точных эфемерид — «Малик-шахов зидж», включающих звездный каталог 100 ярких звезд. Разработал точный солнечно-лунный календарь (1079) от Новруза, более удобный, чем позже изобретенный И. Мюллером «григорианский» (восемь високосных лет на каждые 33 года), и до сих пор используемый в Иране. Хайямом были также предложены названия месяцев и дней по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились, и месяцы стали именоваться просто по знакам зодиака. Оставил после себя исследования солярных циклов, затмений, астрометеорологии.

Философию Омара Хайяма четко отражают его знаменитые рубаи:

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,

Ее цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведешь ее — так и пройдет.

Не забывай: она твое творенье.

Выдающимся поэтом, ученым, государственным деятелем караханидского государства и астрологом был также Юсуф Баласагуни (1015/16, Баласагун (Токмак, Кыргызстан) — 1070, Кашгар (Уйгурия, Китай) — тюрк, последователь Аль-Фараби, ибн Сины и Фирдоуси. В возрасте 54 лет (в 1069—1070 гг.) Юсуф Баласагуни завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), а затем подарил ее кагану Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Издана в СССР как «Наука быть счастливым». Целая глава в поэме посвящена астрологии и ее духовным принципам.

О семи планетах и двенадцати знаках зодиака

Я, славя Бога, начал строки эти:

Он сотворил все сущее на свете.

По воле Бога, от его щедрот —

Небесный и земной круговорот.

Предначертал Творец пути вселенной,

Луне и Солнцу дал он свет нетленный.

Под звездный кров Он землю поместил,

Он день и ночь не равно осветил.

Иные звезды в полуночном мраке

Горят, как направляющие знаки,

Одни, сияя, служат украшеньем,

Другие зло сулят расположеньем.

Те звезды ярче месяца блистают,

Те еле светятся, те угасают.

Нет в вышине, что только днем лазурна,

Планеты отдаленнее Сатурна.

И в каждом зодиаке нам она

Два года восемь месяцев видна.

Юпитер ярок в ясную погоду,

Бывает в каждом доме он по году.

Мрачна планета Марс, чей грозный вид

Великой засухой земле грозит.

Сияет Солнце, и своим теплом

Ласкает ночью месяц, Землю — днем.

Когда Венера по утрам сияет,

Нам свет ее удачу предвещает.

Нам говорит Меркурия сиянье

О скором исполнении желанья.

Но всех планет Луна видней и ниже,

И тем она полней, чем к Солнцу ближе.

Среди планет блестят в ночном дыму

Созвездья — парно и по одному.

Вдоль солнцепутья средь ночного мрака

Горят двенадцать знаков Зодиака.

В небесной мгле соседствует любовно

С созвездием Тельца созвездье Овна.

Созвездье Близнецов, созвездье Рака —

Соседственные знаки Зодиака.

А дальше — с головою голова —

Созвездье Девы и созвездье Льва.

Расположились в центре небосклона

Созвездия Весов и Скорпиона,

Созвездья Водолея, Козерога,

Стрельца и Рыбы — далее немного.

По три созвездья зимних и весенних,

По три созвездья летних и осенних.

Для воздуха, огня, воды, земли

По три созвездья светятся вдали.

Между иными звездами всегда

Открытая иль тайная вражда.

Когда встречаются, несясь по кругу,

С враждой они бросаются друг к другу.

С небесной выси падает тогда

И гаснет побежденная звезда.

А если им столкнуться не случилось,

Сменить готовы звезды гнев на милость.

Блистает мир светил, небесных тел, —

Так им аллах судил и повелел.

***

Наш путь известен — жизнь всего лишь сон,

Хоть и чудесен, но недолог он.

Жизнь — это ценность, данная на срок.

Добро содеял — и добро извлек

Что ожидает нас: позор иль слава?

При жизни сделать выбор — наше право

Был прав мудрец, сказав нам в назиданье,

Что не бывает зла без наказанья.

Ал-Астурлаби Абу-л-Касим Хибаталлах ибн ал-Хусайн Бади` аз-заман ал-Багдади ал-Исфахани, (? — 1140) — персидский поэт и астролог при дворе сельджукского султана Мугис ад-Дина Махмуда (1117—1131), составитель «Зиджа Махмуда».

Ал-Байхаки Захир ад-Дин Абу-л-Хасан `Али ибн Аби-л-Касим «Ибн Фундук» («сын хозяина гостиницы») (1106, Нишапур, Хорасан — 1169, Мерв) — перс, знаток истории, астрологии, философии, математики и многих других наук. Автор «Сборника приговоров звезд», «Краткого изложения зиджа», «Познания армиллярной сферы, [небесного] глобуса и астролябии».

Рис. 4. Великая Монгольская империя

XIII—XV вв. открыли новый этап развития астрологии Востока — период взлета Великой Монгольской империи, объединившей территории Великой степи, Китая, Кореи, Индокитая, Индонезии, Средней Азии, Ирана, Сирии, Малой Азии, Северной Индии и Восточной Европы. Аккумулировав колоссальные ресурсы всего евразийского континента, великие ханы строили города, караван-сараи, дороги, каналы. Были созданы благоприятные условия для развития экономики, науки и культуры, обмену идей и технологий.

В развитии астрологической науки это также выразилось в колоссальном обмене знаниями представителей различных школ Востока, Юга и Запада. Особую роль в этом сыграли имперские научные центры столиц улусов — Ханбалыка, Сарая, Самарканда, Мараги.

Здесь стоит упомянуть особый вклад великого визиря монгольского Ирана и государственного советника великого хана Хубилая — Ходжи Насреддина Абу́ Джафара Муха́ммада ибн Муха́ммада Ат-Туси. Именно его усилиями было организовано строительство сети обсерваторий и научных астрологических центров в разных частях империи (Марага, Тебриз, Дамаск, Самарканд, Сарай, Ханбалык, Тебриз, Булгар, Крым и др.). Также он оставил 150 научных трудов «Приговоров звезд», точнейшие эфемериды («Ильханские таблицы» (Зидж-и Ильхани)), календари, глобус звездного Неба и Земли. В Иранском астроцентре, содержавшемся за имперский счет, трудились 150 астрологов (Иран, Сирия, Центральная Азия, Египет, Марокко, Византия, Индия, Китай и др.). А в столице империи — Ханбалыке (Пекин) работали 500 астрологов со всей Евразии.

За вклад в науку и принесенную пользу государству Ходжа Насреддин получил звание «тархана», дающего ему и всем его многочисленным потомкам освобождение от уплаты налогов. Что удивительно, этот указ Хулагу в отношении рода Ходжи Насреддина соблюдался всеми последующими правителями Ирана и после падения власти Чингисидов! А потомки Ат-Туси неизменно прославляли свой род на госслужбе, в науках и искусстве.

Ходжа Насреддин ат-Туси оставил много учеников: Ал-Орди, Абд ал-Карим ибн Тавус, Ал-Казвини, Махмуд Аш-Ширази, Шамс ад-Дин аль Бухари, Алламе Хилли, Джамаль-ад-Дин аль Бухари.

Рис. 5. Ходжа Насреддин с учениками в обсерватории

Кутб-ад-ди́н Махму́д ибн Масу́д аш-Шира́зи (1236, Казерун — 1311, Тебриз) — наиболее прославившийся ученик Ат-Туси, персидский астролог, математик, философ, врач, судья, посол Монгольского Ирана в Египте. Сотрудник Марагинской и руководитель Тебризской обсерваторий. Аш-Ширази принадлежит энциклопедический труд «Жемчужина короны для украшения Дибаджа», трактат «Предел постижения в познании небесных сфер», комментарий к «Канону врачебной науки» ибн Сины, «Шахский подарок в области астрологии» и ряд других сочинений.

В Тебризской обсерватории при ильхане Газане и его преемниках Олджейту и Абу Са’иде плодотворно работал Шамс ад-Дин Мухаммед аль-Вабканви, сообщавший о наблюдавшихся им «парадах планет» в 1286, 1305 и 1306 годах.

Астрологом, врачом и историографом при ильханах Газане и Олджейту был и преемник Ат-Туси, перс, визирь Монгольского Ирана Рашид—ад-дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ат-Табиб «врач Рашид») (ок. 1247, Хамадан — 18 июля 1318, Тебриз).

Также стоит упомянуть Ала ал-мунаджжим ал-Бухари (араб. Мунаджжим — «астролог») Али-шах ибн Мухаммад ибн Касим ал-Хваризми (1226—1300), хорезмский астролог, сделавший карьеру в Бухаре в Чагатайском улусе Монгольской империи. Автор годовых предсказаний и трактатов «Хорезмшахов зидж», «Деревья и плоды» (основы астрономии и астрологии), «Трактат о движениях звезд».

Нур ад-Дин Абу-л-Касим `Али ибн Ахмад ал-Балхи (XV в.) — автор «Введения в науку о звездах», «Самад о доказательстве того, что небо не имеет подпорок», «Восхождения на горизонте» и др.

К сожалению, о деятельности астрологических центров в других частях империи — Чагатайском Улусе в Центральной Азиии Улусе Джучи (Золотой Орде) известно меньше, чем об Улусе Хулагу в Иране и Юаньском улусе в Китае. Тем не менее сохранились сведения о пяти астрологических центрах и трех известных астрологах Улуса Джучи.

В золотоордынских городах, в том числе в первой столице — Болгаре (недалеко от Казани, на месте впадения Камы в Волгу), Сарае Бату (близ Астрахани) и Сарае Берке (близ Волгограда)) найдены остатки астрономических инструментов (астролябия, квадрант. На дуге астролябии сохранились градусная сетка и обозначения градусов арабскими буквами, на одном выступе — слово «восток», на другом — «градусы») и следы обсерваторий. Здесь, а также в Ургенче и Крыму проводились регулярные астрономические наблюдения, устанавливалось положение точки весеннего равноденствия на эклиптике для данного времени.

Рис. 6. Имперская обсерватория (макет)

Мас’уди ал-Булгари — жил в первой половине XIV в., личный астролог ханов Берке, Тохты и Узбека. Им был создан Центр изучения звездного неба в Болгаре и вверх по Каме, в Афкуле («Рождественское городище» близ нынешней Перми).

Видный арабский ученый, географ, историк и энциклопедист ибн Фадлаллах ал-Омари (1301—1349) писал, что такие приборы, как астролябия, секстант, квадрант, использовались в золотоордынском Болгаре для наиболее точного определения времени: «Один из известнейших городов его — Болгар; самая короткая ночь его (делится) на 4½ часа. Хасан Ар-Руми рассказывает (следующее): «…потом я расспросил об этом» Мас’уди, определителя времени в Болгаре. «Мы исчислили ее, — сказал он, — посредством астрономических инструментов и нашли, что оно (длится) 4½ часа с небольшим. Что касается касабы (поселение) Афкула, то мы (и там) делали наблюдения над ним и нашли, что самая короткая ночь там (длится) 3½ часа».

Мас’уди умел заранее вычислять место и время таких астрономических явлений, как затмение Солнца, Луны, появление комет, движение планет и т. д. Ученые из мусульманских центров не имели возможности выполнять такую работу для северных широт.

Упомянутый ибн Фадлаллахом ал-Омари Мас’уди Булгари был не только «определителем времени», но и известным астрологом своей эпохи. Об астрологических наблюдениях, производимых звездочетами г. Болгара на севере в 700 верстах (близ современной Перми), имеются и другие свидетельства, источники (например, турецкого библиографа XVII в. Хаджи Халифа).

Одна из практических задач мусульманских астрологов заключалась в определении в населенном пункте направления на Мекку. Для решения этой задачи использовались методы, разработанные греческими и индийскими астрологами, особенно сферическая тригонометрия. Важно отметить, что в первой столице Золотой Орды — Болгаре практически все общественные сооружения: мечети, мавзолеи, здания благочестия, бани — были построены с точным учетом сторон света.

Рис. 7. Звездный глобус Монгольской империи

Камал ад-Дин ат-Туркмани (полное имя — Камаль ад-дин («Совершенство веры») Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман ибн Ибрахим ибн Мустафа аль-Мардини (мардинец) ат-Туркмани аль-Ханафи) — знаменитый имам, факих, правовед, ученый, придворный астролог хана Джанибека (1341—1357). По поручению хана построил обсерваторию в столице Улуса Джучи Новом Сарае (под нынешним Волгоградом). Родился в 1314 году в Каире, позже переехал на родину предков — Мардин (ныне город в Турции). Его отец, Ахмад ибн ат-Туркмани, был известным астрологом). В последние годы жизни Камаль ад-дин Туркмани жил в Средней Азии. Его труды, особенно комментарии к трудам по астрологии, стали одними из важнейших, и долгие годы их использовали в Иране, Турции, Средней Азии и др. регионах. Умер предположительно после 1354 года в Гулистане (ханский дворец Нового Сарая).

Третьим астрологом Золотой Орды, о котором сохранилась память, стал Урус Ходжа. Его могила находится в Старом Крыму, на почетном месте рядом с мечетью Узбек-хана. Надпись на массивном могильном камне гласит: «Могила покойного астролога Урус Ходжи, сына Хасана» — и помещено изображение точками какого-то созвездия на верхней сферической части памятника.

Астрологические представления как одна из составляющих мировоззрения золотоордынца вливались в русло его духовной жизни не только из Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии. Благодаря единому информационному пространству гигантской трансконтинентальной империи они достигали золотоордынских городов вместе с торговыми караванами из стран Дальнего Востока и Индии.

Рис. 8. Имперский астрологический центр

В Золотой Орде существовала традиция вести летоисчисление в двух системах: мусульманской по хиджре и по тюркской, то есть по 12-летнему животному циклу. Все государственные документы золотоордынских ханов с принятия ими ислама датируются обязательно по хиджре, и также обязательно на документе присутствует название тюркского года 12-летнего животного цикла, в котором это событие происходит. Эта двойная система датировки была принята и в Хулагуидском Иране.

Было отчеканено более 20 выпусков монет со знаками Зодиака, под которыми начинался Новый год хиджры, и столько же монетных выпусков с изображениями животных 12-летнего животного цикла лунно-юпитерианского календаря, в год которого начинался мусульманский год. Известны три серии джучидских монет, на которых изображены знаки Зодиака. Наиболее ранняя серия была выпущена в Болгаре в конце XIII — начале XIV вв. (сохранились серебряные монеты этой серии с изображениями Стрельца, Козерога и Рыб).

Вторая серия представлена монетами, чеканенными в 1336 г. в Хорезме (с изображением Солнца в клешнях у Рака) и в Сарае (с изображением Льва). Третья серия монет со знаками Зодиака была выпущена в Улусе Джучи в конце XIV в. Сюда относятся медные монеты с изображением знаков Рыб, Весов, Водолея, Овна, Тельца и Девы. Они отчеканены в столичных городах Сарае и Новом Сарае.

Интересно, что на монетах первой серии в изображении знаков прослеживается центральноазиатская традиция, тогда как на монетах второй и третьей серий преобладают изображения знаков согласно ближневосточно-среднеазиатской традиции (в основе которой лежит античная символика знаков). Вместе с тем в Золотой Орде складывались свои самобытные традиции, связанные с зодиакальной символикой. В Национальном музее Республики Татарстан хранятся бронзовое зеркало XIV века, на обратной стороне которого изображены фигуры солнечного Зодиака, и блюдо с символикой лунного Зодиака.

Информация о больших достижениях астрологии эпохи Монгольской империи запечатлена также в художественных произведениях поэтов и писателей. Так, поэт из Золотой Орды Сайф-и Сараи (1321—1396) в поэме «Сухайль и Гульдурсун», пишет о гелиоцентричной картине мира как об известном всем факте: «…Узнала любви притяженье душа, Землей вокруг Солнца круженье верша…».

Другой поэт из Золотой Орды — Кутб — в своем произведении «Хосров и Ширин» (1342) писал о далеких мирах, о том, что каждая звезда — это особый мир, между ними — большие расстояния, а во Вселенной существует вечное движение. Одна глава поэмы так и называется: «Движение во Вселенной».

Между тем в Европе только спустя двести лет пришли к подобным научным открытиям. Однако европейское общество во главе с католической церковью по-другому реагировало на эти открытия. Труд Николая Коперника (1473—1543) подвергся долгому запрету и забвению, а Джордано Бруно (1548—1600) за открытия поплатился своей жизнью.

«Последним паладином» монгольской астрологии стал «ученый на троне», внук эмира Чагатайского улуса Тимура — Мухаммед Тарагай ибн Шахрух по прозвищу «Улугбек» (великий князь), (30 (22).03.1394, (Султания, Иран) — 5.11. (27.10.) 1449 (Самарканд)).

В 1428 г. Улугбек построил вблизи Самарканда крупнейшую для того времени в мире обсерваторию, достойную преемницу разрушенной временем Марагианской обсерватории (1259). Ее центральное круглое трехэтажное здание поражало своими размерами: высота — 30 м и диаметр — 46 м. Горизонтальный круг для определения азимута светил имел диаметр 8—10 м, а радиус вертикального секстанта (или квадранта), наполовину заглубленного в землю (траншея шириной 2 м), достигал 40 м. Секстант был ориентирован с юга на север точно по меридиану и позволял определять координаты Солнца, Луны и планет в моменты их прохождения через меридиан. Кроме этого циклопического сооружения, в обсерватории были, естественно, более мелкие угломерные астрономические инструменты: армила, трикветр, различные приборы — солнечные и водяные часы, небесный и земной глобусы.

Наблюдения вели ученые, собранные со всех завоеванных земель западных улусов Великой Монгольской империи. В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, Али-Каши, Али-Кушчи. Улугбек тоже принимал самое активное участие в наблюдениях.

К 1437 году был составлен главный труд Улугбека — каталог звездного неба — «Зиджиджедиди Гурагони» («Новые гургановы звездные таблицы»), в котором было описано 1018 звезд. Там же была определена длина звездного года: 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд (с погрешностью +58 секунд). Звездный каталог посвящался изложению основ теоретической и практической астрономии, различным системам летоисчисления у разных народов с таблицами переходов между ними, теории движения планет, включал тригонометрические таблицы, географические координаты 683 городов Европы и Азии, а также рассматривал различные вопросы астрологии (в том числе о ректификации и прогнозировании по методу Заратуштры).

Особое место в своем труде великий астролог посвятил Омару Хайяму, которого чтил как большого ученого. В завершении книги шли звездный каталог и таблицы эфемерид движения Солнца, Луны и планет. Улугбек также написал книгу «Знаменитые астрономы, китайские, сирийско-греческие, арабские, персидские, хорезмские в изложении Улугбека». Разрабатывал темы ректификации и дирекций.

Как большинство средневековых ученых, Улугбек был энциклопедистом. Он занимался не только астрологией и математикой, но и философией, медициной, поэзией, музыкой, историей. Развивая историографическую традицию Рашид-ад-дина, он создал труд «История четырех улусов», где повествуется о четырех частях империи Чингисхана (Монголия и Китай, Центральная Азия, Золотая Орда и Персия). В 1449 г. отрекся от престола и был убит своим сыном Абдал-Латифом.

После смерти Улугбека государство Тимуридов погрузилось в хаос. Обсерватория Улугбека также вскоре была разграблена и разрушена. Но его ученик Али-Кушчи спас «Звездную книгу» Улугбека, вывезя ее (и другие редкие манускрипты из его библиотеки) из угасающего Самарканда в набирающий новую силу Стамбул. Так древние знания Востока и точные расчеты обсерватории Улугбека стали основой успеха «Великолепного века» османских султанов.

Окинув взором блистательное 800-летие астрологии Востока VIII—XV вв., можно констатировать, что практически все, что мы имеем сегодня, это заслуга астрологов Востока Средних веков — сохранение знаний предшествующих эпох, развитие таких разделов как календари, звезды, жребии, аспекты и их орбисы, транзиты, дирекции, хорар, электив, циклы дальних планет (взаимодействие Юпитера и Сатурна 20, 120, 960 лет), мунданная астрология и астрогеография, астрометеорология, медицинская, натальная, прогноз, затмения, прецессия, глобусы Земли и Неба и др.

Именно открытия научных школ Багдадского халифата, Сельджукского султаната, Великой Монгольской империи повлияли на развитие астрологии в новое время как на Востоке, так и на Западе. Успехи европейской науки были бы невозможны без фундаментальных открытий астрологов Востока.

Кстати, свыше 75% этих ученых были представителями народов Ирана и Средней Азии, продолжателями древних традиций Авестийской астрологии.

В 2009 г. в ООН (Вена) был открыт памятник четырем великим авестийским астрологам — Аль-Бируни, ибн Сине, Ар-Рази и Омару Хайяму — как признание вклада ученых Востока в развитие всего мира. Что характерно, комплекс оформлен, как древний авестийский храм огня.

Рис. 9. Памятник великим астрологам Востока в ООН (Вена)

Использованная литература:

— Бируни А.-Р. Книга вразумления начаткам науки о звездах / Пер. Б. Розенфельда и А. Ахмедова. (Избранные произведения. Т.6.) — Ташкент: ФАН, 1975.

— Бондаренко Ю. Я. Астрология как социально-исторический феномен. — М.: В/О «Знание», Центральный дом науч. атеизма, 1990.

— Броль Р. В. Астрология как историко-культурный феномен: дис. кандидат культурол. наук: М. 2001.

— Булатов М. С. Обсерватория Улугбека в Самарканде. / Историко-математические исследования, XVIII, 1986, с. 199—216.

— Бухараев Р. Р. Поэзия Золотой Орды. М.: Классик, 2005.

— Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии / Пер. с нем. М.: Наука, 1991.

— Гасанова Х. Э. Этические взгляды Насиреддина Туси// Вопросы гуманитарных наук. — 2009. — №2. — С. 94—97.

— Генгер А. В. Астрологи далекого прошлого. Сокровища мудрости Аль-Бируни // Вестник Авестийской астрологии №8—9. М. 2009. С. 32—36.

— Генгер А. В. Астрологи далекого прошлого. Омар Хайям // Вестник Авестийской астрологии №6. М. 2009. С. 23—28.

— Глоба П. П. Мировая астрология. М. 2017.

— Глоба П. П., Малахова Н. М. Улугбек Мирза Мухаммед. «Великий князь» Астрономии // Зороастрийский календарь Год Оленя. Минск. 2002.

— Глоба П. П., Малахова Н. М. Омар Хайям. «Богохульный богомолец» или «святой развратник» // Зороастрийский календарь Год Ужа. Минск. 2008. С. 219—249.

— Давлетшин Г. М. Астрономические знания и инструменты в Золотой Орде// Наследие ислама в музеях России. Казань. 2017.

— Диноршоев М. Философия Насиреддина Туси. — Душанбе, 1987.

— Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира). — М.: Изд-во МГУ, 1989.

— Мамедбейли Г. Д. Основатель Марагинской обсерватории Насирэддин Туси. — Баку, 1961.

— Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского Средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). В 3-х кн. — М.: Наука, 1983.

— Непомнящий А. Л. Астрологи далекого прошлого. Мирзо Улукбек // Вестник Авестийской астрологии №4. М. 2009. С. 22—28.

— Непомнящий А. Л. Астрологи далекого прошлого. Кей-Кавус // Вестник Авестийской астрологии №5. М. 2009. С. 35—38.

— Непомнящий А. Л. Великий звездочет Абу-Массар аль-Масешр // Вестник Авестийской астрологии №8—9. М. 2009. С. 26—31.

— Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности / Пер. с болг. Е. А. Колотилова под ред. П. В. Щеглова. — М.: Мир, 1991.

— Рожанская М. М., Матвиевская Г. П., Лютер И. О. Насир ад-Дин ат-Туси и его труды по математике и астрономии в библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Ташкента и Душанбе. — М.: Восточная литература, 1999.

— Розенфельд Б. А. Астрономия стран ислама // Историко-математические исследования. — 1984. — Вып. 17. — С. 67—122.

— Соколова Г. Н. О жизни и творчестве Омара Хайяма //Журнал «Митра» №5. СПб. 2000.

— Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

— Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / Пер. С. Н. Иванова. — М.: Наука, 1983. — 560 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Геоклиматический прогноз и анализ. Сборник №8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я