«От залива Креста до Иультина» – воспоминания Г. А. Кремчукова о событиях, связанных с работой Второй Чукотской и Амгуэмской экспедиций 1935—1939 годов. Захватывающий сюжет поиска пропавшего самолета, поездки на собачьих упряжках в полярную ночь и пургу, строгие описания трудовых будней, история гибели молодых трактористов в ледяной тундре, трагедия репрессированного начальника экспедиции и, все же, победа, открытие месторождения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От залива Креста до Иультина. Записки полярного геолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Начало пути
Все Чукотские геологические экспедиции, не исключая нашей, в смысле достижения цели были результативными с точки зрения достижения их целей. В этом большая заслуга геологов: трудная работа учила не унывать, а бороться, видеть ошибки и смело распоряжаться опытом, и еще очень важному — самостоятельно мыслить и действовать сообразно обстановке.
В связи с освоением Северного морского пути Совет народных комиссаров СССР в 1933 году принял постановление об ускоренном развитии геолого-поисковых и разведочных работ в районах, прилегающих к этому трансарктическому пути. Одним из перспективных, относительно доступных районов являлся Чукотский полуостров, долгое время остававшийся белым пятном на геологической карте северо-восточной части страны.
Во исполнение распоряжения правительства в начале 1934 г. приказом начальника Главсевморпути О. Ю.Шмидта Горно-геологическому управлению и Арктическому институту было поручено в возможно короткий срок организовать и направить на Чукотский полуостров геологические экспедиции для поисков и разведки месторождений руд олова, золота, вольфрама, угля и других полезных ископаемых, которые могли бы быть рентабельными при разработке в суровых условиях Заполярья.
Руководство Главного управления Северного морского пути придавало первостепенное значение ускоренной геологической оценке и разведке угленосной свиты в районе Мыса Беринга, где возможно было создать базу для заправки углем судов, следующих Северным морским путем, и обеспечения топливом немногих поселков и мелких предприятий Чукотского национального округа.
Открытие С. В.Обручевым в 1933 году оловянного оруденения в кварцево-турмалиновых породах мыса Валькумей на Певекском полуострове, находки В.И.Серпуховым в том же году глыб мятого кварца с вкрапленниками касситерита в центральной части Чукотки, в верховье р. Бараниха (правый приток р. Телеакай), а также мелких вкраплений касситерита в пегматитовой жилке на р. Иольквергувеем (левый приток р. Телеакай) позволили рассчитывать на выявление в недрах Чукотки промышленных месторождений олова и других металлов.
Обнадеживающие перспективы открытия рудных месторождений на Чукотском полуострове подкреплялись её геологическим соседством с Аляской, где еще в XIX веке русские первопроходцы открыли золото в речных отложениях. Вскоре в ряде районов этой области наступил лихорадочный рост золотопромышленности. Помимо россыпных месторождений золота были открыты месторождения олова, меди, свинца и др.
Неслучайно поэтому, опираясь на данные о золотоносности Аляски, уже в начале века начались эпизодические исследования в прибрежных районах Чукотки: К.И.Богдановича (1901 г.), И.А.Корзухина (1907 г.), И.П.Толмачева (1911 г.), И.И.Полевого (1915—1916г.г.) и др.
Открытие в 1933 году С.В.Обручевым и В.И.Серпуховым оловорудных проявлений в районах расположенных на расстоянии около 400 км друг от друга положили начало планомерным геолого-поисковым работам на Чукотке. Для решения этой задачи в 1934 году Арктический институт сформировал и направил на Чукотку три небольших экспедиции: Чаунскую — под руководством Обручева, Северную — во главе с В.Г.Дитмором, Восточную — с участием А.П.Никольского.
В 1935 г. Арктический институт направляет на Певекский полуостров поисково-разведочную экспедицию для детальных поисков и предварительной оценки оловорудных проявлений на мысе Валькумей, открытых С.В.Обручевым. В тоже время Горно-геологическое управление Главсевморпути организует две экспедиции: Вторую Чукотскую и Угольную. В начале июня эти экспедиции отбыли из Владивостока в районы работ.
Угольная экспедиция высадилась в бухте Угольная, в районе Мыса Беринга и вскоре приступила к буровой разведке угленосных залежей. Всеми работами руководили И.Г.Трибунский и М.И.Бушуев. Последующими работами месторождение угля было детально разведано. На разведанных запасах было спроектировано и построено угледобывающее предприятие.
В программе геолого-поисковых работ на Чукотке значительная роль отводилась Второй Чукотской экспедиции. Ей предстояло впервые начать геологическое изучение и поиски рудных месторождений на обширной, трудно доступной территории — от залива Креста до побережья Чукотского моря и от верховья рек Амгуэмы, Паляваам и Чантальвеергын на западе до реки Ванкарем на востоке.
Вторая Чукотская экспедиция была укомплектована в начале 1935 года. Ее возглавил заместитель начальника Горно-геологического управления геолог Михаил Федорович Зяблов. В состав экспедиции вошли Георгий Алексеевич Кремчуков (главный геолог экспедиции), Сергей Васильевич Культиасов (старший геодезист), Мамсур Дмитриевич Бритаев (геолог-разведчик), Дмитрий Иванович Килеев (геолог), Анатолий Васильевич Теологов (геодезист), топографы В.И.Асанов и А.Н.Степанов, врач В.Н.Добронравов.
Общая численность экспедиции составляла 50 человек, из них 16 рабочих, бригада буровиков (три человека), строителей (3 человека),мотористов и водителей (4 человека), радист, метеоролог. Хозяйственной работой занимался К.Б.Ярославцев.
Теплоход «Кингисепп». Фото из личного архива Г.А.Кремчукова
В начале июня 1935 года весь состав экспедиции и её имущество были доставлены в залив Креста теплоходом «Кингисепп». Не рискуя пройти вглубь залива, в один из его фьордов, капитан теплохода отдал команду бросить якоря против чукотского стойбища Конергино, расположенного на восточном берегу залива и приступить к разгрузке.
В конце разгрузочных работ в северной части залива, в 30 км от Конергино была найдена небольшая бухта, отделенная от залива узкой песчано-галечной косой. В наиболее широкой ее части была выбрана площадка для строительства базы экспедиции. Впоследствии эта площадка была названа Оловянной.
Не останавливаясь ни днем ни ночью, коллектив экспедиции в короткий срок обеспечил приемку грузов с теплохода «Кингисепп» на берег в Конергино и перевозку их на косу бухты Оловянная. Большие трудности были связаны с транспортировкой лесоматериалов, каркасов разборных жилых домов, бочек с бензином и керосином. Эти материалы, в большей своей части, перевозились на плотах и больших спаренных лодках, буксируемых катером Kawasaki в обстановке полного затишья в заливе. Одновременно с перевозкой грузов из Конергино на стройплощадке в Оловянной круглосуточно проводились строительно-монтажные работы.
Временная база экспедиции на восточном берегу залива Креста. Фото из личного архива Г.А.Кремчукова.
К концу августа 1935 года стройка завершилась вводом в эксплуатацию трех жилых домов, столовой, материального склада, механической мастерской, радио-и метеорологической станций. Для приема самолетов подготовлена посадочная площадка. На безопасном расстоянии были размещены бочки с горючем и подземный склад взрывных материалов.
Геологи и топографы к строительству не привлекались. Пользуясь на редкость хорошей и устойчивой июньской погодой, они приступили к рекогносцировочным работам в окрестностях залива Креста и южных отрогах Анадырского хребта.
В полевые сезоны 1935—1936 годов геолого-поисковыми и топогеодезическими работами была охвачена территория от фьордов залива Креста до водораздела между долинами рек Амгуэма и Якитики, в полосе шириной около 90 км. Отдельными маршрутами исследованы площади в верховье рек Ванкарем, Ильенейвеем, Якитики, Телеакай (маршруты к «точкам Серпухова») и небольшие площади правобережья реки Амгуэмы от её поворота с широтного на меридиональное направление. Одновременно вниз по Амгуэме топографическим отрядом А.В.Теологова проводилась топографическая съемка масштаба 1:100000. К концу полевого сезона 1936 года она была проведена лишь до северного окончания скалистых берегов Амгуэмы, приблизительно на 20 км. ниже устья реки Якитики. В этом пункте, на левом берегу Амгуэмы, был установлен опознавательный топографический знак, создана полевая база для последующих работ геологов и топографов, выбрана и оконтурена посадочная площадка для самолетов, на одной из отмелей Амгуэмы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От залива Креста до Иультина. Записки полярного геолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других