1. книги
  2. Общая психология
  3. Вячеслав Терещенко

Как поступить в театральный институт. В помощь абитуриенту

Вячеслав Терещенко
Обложка книги

Это вторая редакция книги 2002 года, которая стала очень популярной среди абитуриентов нашей страны, мечтающих стать актерами! Я был школьником и мечтал учиться актерской профессии, но толком не знал, что и как надо готовить, чтобы поступить. Поэтому и задался целью написать книгу о поступлении в театральный институт, обобщившую опыт поступления свой, друзей и знакомых более чем за 15 лет, в которой постарался ответить на те вопросы, которые очень мучили нас.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как поступить в театральный институт. В помощь абитуриенту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Басня

Нужно взять несколько сборников книг тех авторов, кто писал басни. Например: Г. Э. Лессинг, А. А. Дж. Рудаки, И. А. Крылов, С. В. Михалков или древнегреческий автор Эзоп. Внимательно перечитать их и выбрать две, три басни, которые понравились тебе больше всего.

В основном авторы басен под видом животных и насекомых показывали и высмеивали людей, их страсти и пороки. Это надо знать.

Ты выбрал басню. Она занимательная, смешная и поучительная. Первым делом ее нужно выучить наизусть.

В конце басни всегда в нескольких словах заключена мораль — самая главная мысль описанной истории. Эта мысль «сквозит» через всю басню, и ее нужно донести до слушателей.

Разучивая басню наизусть, ты должен под образом ее героев представить, вспомнить знакомых людей, схожие ситуации, в которых бывал или видел в жизни.

Если жизненного опыта не хватает, то тогда надо ярко нафантазировать в своем воображении героев, место действия и ситуацию, в которой происходит история.

Это все нужно для того, чтобы история, произошедшая в басне, стала своей, была «присвоена и пропущена» через себя. Тебе в ней должно быть все понятно.

Надо обязательно решить: с каким отношением читать басню?

Тут есть два ОСНОВНЫХ варианта;

1. Согласен с моралью автора и вместе с ним смеешься над героем, которого высмеивает он.

2. Не согласен с моралью автора и сочувствуешь героем, над которыми он смеется, смеешься над теми, которые ему симпатичны.

Выучив басню наизусть и разобравшись в ней досконально, ты добился многого, молодец! Но теперь запомни главное:

1. Басня — это анекдот. Читать ее надо так, как будто рассказываешь самый классный анекдот друзьям, которые его не знают.

2. Читать все нужно так, чтобы слушатели «видели» в своем внутреннем воображении то, о чем рассказываешь.

Ты должен своим словом, мыслью вызывать в их воображении «киноленту видения» того, о чем и о ком рассказываешь.

И в этом заключается твой талант: не только уметь заставить себя слушать, но и «заразить» своими образами, создаваемыми словами, воображение комиссии.

На это члены комиссии обращают большое внимание.

Говоришь о муравье, и я вижу его. Но то, КАК говоришь — от этого я буду смеяться или плакать.

Педагоги, слушая басню, прежде всего проверяют: есть ли у абитуриента чувство юмора, обаяние, сценическая заразительность?

Ведь актер играет в комедиях, водевилях, трагикомедиях и просто драмах, и чувство юмора является одним из качеств профессиональной пригодности актера.

Рекомендую для чтения выбирать малоизвестные басни, так как педагоги почти все басни знают наизусть, и незнакомая вызовет у них интерес не только к тебе, но и к сюжету.

Для примера возьмем басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Ты должен так читать, чтобы сразу слушатели увидели и эту стрекозу — красивая она или уродина, и это лето, и как она пела или хрипела.

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Мы должны понимать; хорошо это или плохо, что наступила зима? И как она «катит» в глаза? Дальше рисуешь осязаемую картину очень холодной зимы.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Ты должен нафантазировать эти светлые дни. Что они такое? Безмятежные школьные годы или твое счастливое время отдыха? А может, решишь, что это времена сегодняшние, а стрекоза — это современный мошенник Хлестаков? А может быть, стрекоза — это папа, а муравей — мама?

Главное, чтобы эта аналогия тебя очень «заражала» и «грела».

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

То ли это богатые стол и дом, а может быть, очень бедные?

Все прошло: с зимой холодной

Нужда голод настает;

Мы должны «почувствовать кожей» — так должен прочитать: «Все прошло», — что наступил конец мира для всех с наступлением зимы.

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Да, натуре поэтической тоже есть хочется. Ты можешь вызвать у нас сочувствие к стрекозе, а можешь усмешку: «Так ей и надо, тунеядке!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она.

Мы должны увидеть, как она удручена, как она дрожит, как она не летит, а ползет и Муравью. Мы должны и его увидеть, ведь в басне он появляется впервые!

«Не оставь меня кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

Она умоляет Муравья (оказывается он ей кум, родственник) до весны пожить у него дома, ведь ничего не имеет, кроме своего таланта певицы.

Как это говорит? То ли в приказном тоне, а, может, просит о пощаде? Тебе решать.

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

— Говорит ей Муравей.

Как он спрашивает ее? Высокомерно или снисходительно, искренне, удивленно? Все зависит от трактовки, идеи — главной мысли, которую хочешь до нас донести.

— До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час,

Так что голову вскружило.»

Развлекалась ли стрекоза «до потери пульса» и не работала, или пела и танцевала для зрители, дц изнеможения и денег не брала, — это тебе решать.»

А, так ты…“ — „Я без души

Лето целое все пела.»

Муравей или возмущен таким образом жизни или восхищен, что кума стала «звездой»…

Стрекоза признается то ли в том, что она виновата, что не подумала о подготовке к зиме, то ли в том, что работы было невпроворот.

— Ты все пела? это дело:

Так поди же попляши!»

Муравей то ли иронизирует и выгоняет куму на верную смерть за дверь, или искренне, по простоте душевной восхищен и впускает ее в дом весело коротать вместе долгие зимние вечера.

Движение мысли через всю басню должно идти к финалу — морали.

Прочитать басню можно и не банально.

Принято считать, что Стрекоза — это олицетворение праздности и лени, а Муравей — умненький работяга, который по достоинству наказывает лентяйку.

Но можно разбить стереотип и прочитать по-другому. И для этого иметь в виду, и автор нас не опровергает, что Стрекоза талантливая, бескорыстная, уникальная певица, а Муравей — работяга — стяжатель, да к тому же холостой скрягя, который пускает родню перезимовать, но не просто, по-родственному, а за отработку. Бедной Стрекозе придется всю зиму ублажать за угол и хлебные крошки ограниченного, практичного кума.

Рекомендую: всегда любой материал, на первый взгляд показавшийся не очень интересным, перевернуть на 180 градусов. Не всегда, но иногда, это способствует интересным открытиям и творческим успехам.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я