Это вторая редакция книги 2002 года, которая стала очень популярной среди абитуриентов нашей страны, мечтающих стать актерами! Я был школьником и мечтал учиться актерской профессии, но толком не знал, что и как надо готовить, чтобы поступить. Поэтому и задался целью написать книгу о поступлении в театральный институт, обобщившую опыт поступления свой, друзей и знакомых более чем за 15 лет, в которой постарался ответить на те вопросы, которые очень мучили нас.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как поступить в театральный институт. В помощь абитуриенту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Басня
Нужно взять несколько сборников книг тех авторов, кто писал басни. Например: Г. Э. Лессинг, А. А. Дж. Рудаки, И. А. Крылов, С. В. Михалков или древнегреческий автор Эзоп. Внимательно перечитать их и выбрать две, три басни, которые понравились тебе больше всего.
В основном авторы басен под видом животных и насекомых показывали и высмеивали людей, их страсти и пороки. Это надо знать.
Ты выбрал басню. Она занимательная, смешная и поучительная. Первым делом ее нужно выучить наизусть.
В конце басни всегда в нескольких словах заключена мораль — самая главная мысль описанной истории. Эта мысль «сквозит» через всю басню, и ее нужно донести до слушателей.
Разучивая басню наизусть, ты должен под образом ее героев представить, вспомнить знакомых людей, схожие ситуации, в которых бывал или видел в жизни.
Если жизненного опыта не хватает, то тогда надо ярко нафантазировать в своем воображении героев, место действия и ситуацию, в которой происходит история.
Это все нужно для того, чтобы история, произошедшая в басне, стала своей, была «присвоена и пропущена» через себя. Тебе в ней должно быть все понятно.
Надо обязательно решить: с каким отношением читать басню?
Тут есть два ОСНОВНЫХ варианта;
1. Согласен с моралью автора и вместе с ним смеешься над героем, которого высмеивает он.
2. Не согласен с моралью автора и сочувствуешь героем, над которыми он смеется, смеешься над теми, которые ему симпатичны.
Выучив басню наизусть и разобравшись в ней досконально, ты добился многого, молодец! Но теперь запомни главное:
1. Басня — это анекдот. Читать ее надо так, как будто рассказываешь самый классный анекдот друзьям, которые его не знают.
2. Читать все нужно так, чтобы слушатели «видели» в своем внутреннем воображении то, о чем рассказываешь.
Ты должен своим словом, мыслью вызывать в их воображении «киноленту видения» того, о чем и о ком рассказываешь.
И в этом заключается твой талант: не только уметь заставить себя слушать, но и «заразить» своими образами, создаваемыми словами, воображение комиссии.
На это члены комиссии обращают большое внимание.
Говоришь о муравье, и я вижу его. Но то, КАК говоришь — от этого я буду смеяться или плакать.
Педагоги, слушая басню, прежде всего проверяют: есть ли у абитуриента чувство юмора, обаяние, сценическая заразительность?
Ведь актер играет в комедиях, водевилях, трагикомедиях и просто драмах, и чувство юмора является одним из качеств профессиональной пригодности актера.
Рекомендую для чтения выбирать малоизвестные басни, так как педагоги почти все басни знают наизусть, и незнакомая вызовет у них интерес не только к тебе, но и к сюжету.
Для примера возьмем басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Ты должен так читать, чтобы сразу слушатели увидели и эту стрекозу — красивая она или уродина, и это лето, и как она пела или хрипела.
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Мы должны понимать; хорошо это или плохо, что наступила зима? И как она «катит» в глаза? Дальше рисуешь осязаемую картину очень холодной зимы.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Ты должен нафантазировать эти светлые дни. Что они такое? Безмятежные школьные годы или твое счастливое время отдыха? А может, решишь, что это времена сегодняшние, а стрекоза — это современный мошенник Хлестаков? А может быть, стрекоза — это папа, а муравей — мама?
Главное, чтобы эта аналогия тебя очень «заражала» и «грела».
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
То ли это богатые стол и дом, а может быть, очень бедные?
Все прошло: с зимой холодной
Нужда голод настает;
Мы должны «почувствовать кожей» — так должен прочитать: «Все прошло», — что наступил конец мира для всех с наступлением зимы.
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Да, натуре поэтической тоже есть хочется. Ты можешь вызвать у нас сочувствие к стрекозе, а можешь усмешку: «Так ей и надо, тунеядке!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.
Мы должны увидеть, как она удручена, как она дрожит, как она не летит, а ползет и Муравью. Мы должны и его увидеть, ведь в басне он появляется впервые!
«Не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Она умоляет Муравья (оказывается он ей кум, родственник) до весны пожить у него дома, ведь ничего не имеет, кроме своего таланта певицы.
Как это говорит? То ли в приказном тоне, а, может, просит о пощаде? Тебе решать.
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
— Говорит ей Муравей.
Как он спрашивает ее? Высокомерно или снисходительно, искренне, удивленно? Все зависит от трактовки, идеи — главной мысли, которую хочешь до нас донести.
— До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,
Так что голову вскружило.»
Развлекалась ли стрекоза «до потери пульса» и не работала, или пела и танцевала для зрители, дц изнеможения и денег не брала, — это тебе решать.»
А, так ты…“ — „Я без души
Лето целое все пела.»
Муравей или возмущен таким образом жизни или восхищен, что кума стала «звездой»…
Стрекоза признается то ли в том, что она виновата, что не подумала о подготовке к зиме, то ли в том, что работы было невпроворот.
— Ты все пела? это дело:
Так поди же попляши!»
Муравей то ли иронизирует и выгоняет куму на верную смерть за дверь, или искренне, по простоте душевной восхищен и впускает ее в дом весело коротать вместе долгие зимние вечера.
Движение мысли через всю басню должно идти к финалу — морали.
Прочитать басню можно и не банально.
Принято считать, что Стрекоза — это олицетворение праздности и лени, а Муравей — умненький работяга, который по достоинству наказывает лентяйку.
Но можно разбить стереотип и прочитать по-другому. И для этого иметь в виду, и автор нас не опровергает, что Стрекоза талантливая, бескорыстная, уникальная певица, а Муравей — работяга — стяжатель, да к тому же холостой скрягя, который пускает родню перезимовать, но не просто, по-родственному, а за отработку. Бедной Стрекозе придется всю зиму ублажать за угол и хлебные крошки ограниченного, практичного кума.
Рекомендую: всегда любой материал, на первый взгляд показавшийся не очень интересным, перевернуть на 180 градусов. Не всегда, но иногда, это способствует интересным открытиям и творческим успехам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как поступить в театральный институт. В помощь абитуриенту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других