Хотите узнать, кто такой шоураннер и как создавать успешные проекты? Тогда прочтите эту книгу, написанную генеральным продюсером компании эмоционального маркетинга «Перфектум» Вячеславом Еловиковым.Структура книги в доступной форме знакомит читателя с основными компетенциями профессии продюсера. Последовательно представлены главы, описывающие процесс создания проекта от идеи до успешной реализации в любой области креативных индустрий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шоураннер. Искусство создавать. Введение в продюсирование креативных индустрий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПРОФЕССИЯ: ПРОДЮСЕР
Сущность термина «продюсер», основополагающие принципы профессии есть антрепренёрство: предпринимательство и производство.
Produce (англ.) означает и продукт (существительное), и производить (глагол), но при этом мы можем уверенно утверждать, что речь пойдёт не о фабрике или заводе. Префикс латинского происхождения PRO имеет смысловое значение и придаёт любому слову с таким префиксом смысл ПРОДУЦИРОВАНИЯ и одновременно ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД. Речь идёт о движении в пространстве и во времени, то есть под «продвижением» понимается творческий процесс создания. С префиксом PRO в значении «продвижение вперёд» есть большое количество слов, которые начинаются с приставки «про». Например: прорыв, прогресс, процесс, продукт, проект, провидец, производство, профессионал и, наконец, продюсер, буквально — производитель. Создатель продукта. Производитель контента. Шоураннер проекта.
В отличие, скажем, от режиссёра, продюсер начинает любой проект с абсолютного нуля, «в чистом поле», так как пока только он один увлёкся новой идеей, начинает обдумывать её, крутить со всех сторон. У него нет готового сценария и даже синопсиса, нет труппы, нет основных ресурсов, есть только новая идея, увлекающий вперёд творческий замысел, дающий продюсеру внутреннюю энергию и веру в успех. Продюсер решает проверить креативную гипотезу и с чистого листа организует процесс создания или изготовления нового творческого продукта, берёт на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего творческого объекта интеллектуальной деятельности и надеется на оглушительный успех!
Значит, суть профессии продюсера заключена в префиксе ПРО, когда срабатывает спусковой крючок продуцирующего механизма и начинается новый процесс, движение вперёд к созданию нового.
Однако у данного процесса существует несколько аспектов.
Первый и, наверное, основополагающий, есть творческое предпринимательство. Почему мы говорим предприниматель, а не бизнесмен? Потому что любого человека, который занимается коммерческим делом, можно назвать бизнесменом. Даже если он перепродаёт шапки или шубы. Но в нашем случае речь идёт о творчестве: продюсер-предприниматель, создавая новое, заполняет пустоту, вакуум. Там, где не было ничего, появляется новый культурный феномен, креативный продукт.
Именно предприимчивость лежит в основе подхода продюсера к любому делу. Предпринимать придётся на каждом шагу, каждый день, каждый раз. Предпринимать усилия, попытки снова и снова, пока дело не будет сделано. Либо проявлять гибкость (гибкое упорство), откладывая один проект, начиная новый… Попутно принимать и быть ответственным за принимаемые решения и их последствия.
Продюсер, объединяя каждый раз профессионалов вокруг новой идеи для производства, в итоге создаёт продукт коллективного интеллектуального труда или услугу для широкого круга потребителей, воздействует на зрителей, которым предстоит пережить катарсис, взаимодействуя с творческим продуктом эмоционально, увеличивая собственный эмоциональный интеллект.
Именно предприниматели, бизнесмены формируют картину мира, состоящую из их проектов, которые нас окружают повсеместно — как на улицах городов и посёлков, так и на просторах сети Интернет. Такие качества продюсера, как ориентированность на результат и предпринимателя как новатора и генератора идей, способного делать шаги вновь и вновь, убеждать, уговаривать, заинтересовать, отступать, но всё равно продолжать движение к достижению цели, являются базовыми качествами зрелого продюсера в любой сфере. Кто-то может возразить и сказать, что все вышеперечисленное относится к компетенции организатора или администратора, и отчасти будет прав.
Режиссёр в художественном процессе — тоже организатор. Это, несомненно, то, что есть общего у продюсера и режиссёра. Но и в этом общем есть различие. Режиссёр организует процесс постановки спектакля, кинокартины уже на готовой базе: есть сценарий, команда, площадка и, главное, — есть финансирование.
Примерно в таких же условиях существует и администратор-организатор или проджект-менеджер. Уже есть образ проекта, ресурсы, которыми предстоит управлять, есть заказчик или спонсор, формирующие цели и задачи, идёт стабильный процесс оплаты труда. Таким образом, и режиссёр, и администратор работают в существующих рамках.
Продюсер же почти всегда приступает за реализацию нового замысла, находясь на нулевом уровне, один на один со своей идеей в креативной Вселенной. Продюсер начинает искать наиболее эффективный путь к реализации творческого замысла, и, в конечном счёте реализует свой проект. Далее имеет оглушительный успех у зрителей и почивает на лаврах победителя… А затем в голове продюсера появится новая гениальная идея, и всё начнётся сначала…
Прошло уже более века с момента зарождения первой из креативных индустрий — кинематографа, некогда бывшем наиболее популярным у зрителей видом искусства. Сейчас появляются новые формы, виды популярного у аудитории досуга. Так, например, компьютерные игры уже обогнали по годовой выручке совокупный оборот мировой киноиндустрии, развиваются новые медиа, цифровое искусство, стриминговые платформы. Но по-прежнему за всеми современными творческими продуктами скрывается титаническая работа креативных команд, увлечённых новыми идеями и формами, зовущими в необозримые дали оглушительного успеха под руководством продюсера.
Продюсер имеет иной образ мышления, взгляд на мир, подходы к организации процесса, которые, в свою очередь, вытаскивают из продюсера-организатора основную компетенцию — предприниматель.
Итак, раз, два, три, четыре, пять — начинаем предпринимать.
Проверьте себя:
— назовите основные креативные индустрии;
— вспомните и назовите первых российских продюсеров;
— сравните понятия режиссёр и продюсер.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шоураннер. Искусство создавать. Введение в продюсирование креативных индустрий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других