Шоураннер. Искусство создавать. Введение в продюсирование креативных индустрий

Вячеслав Николаевич Еловиков

Хотите узнать, кто такой шоураннер и как создавать успешные проекты? Тогда прочтите эту книгу, написанную генеральным продюсером компании эмоционального маркетинга «Перфектум» Вячеславом Еловиковым.Структура книги в доступной форме знакомит читателя с основными компетенциями профессии продюсера. Последовательно представлены главы, описывающие процесс создания проекта от идеи до успешной реализации в любой области креативных индустрий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шоураннер. Искусство создавать. Введение в продюсирование креативных индустрий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

МИФЫ И ИСТОРИЯ

Мифами и флёром творческого эстетства окружена профессия продюсера в кино. И это неудивительно: популярные актёры и режиссёры, яркие премьеры, скандалы, разводы, оглушительный успех и громкие провалы — все эти атрибуты публичной жизни окружают кинопродюсеров в течение всей творческой жизни.

Что из этого правда, а что постановка — подчас разобрать обывателю довольно трудно. Хотя попадаются искренние кинопродюсеры, давно развенчавшие некоторые из этих мифов, вложив в сознание зрителя и читателя, что главное в жизни продюсера — это прибыль и деньги, а они, в свою очередь, любят тишину и счёт. И счёт не только в банке, но и в таблице эксель, которая, как считает кинопродюсер Василий Соловьев, вообще единственная настоящая страсть кинопродюсера и его главный инструмент в работе. Василий об этом даже книгу написал3. Разумеется, книга не только про таблицы — ещё немного про то, как непросто быть продюсером, как важно не сдаваться, при любых обстоятельствах верить в успех, особенно — когда создаешь кино о подростках, для подростков и с участием подростков.

А как обстоят дела в других креативных индустриях? Что главное у продюсера, например из мира компьютерных игр или событийного маркетинга? Есть у них что-то общее? Какая тайная страсть и какие главные профессиональные инструменты? Что они любят и чем живут?

Прежде чем приступить непосредственно к предмету, необходимо разобраться в терминологии. Наша жизнь, как и наука, как известно, — это не только наполнение собственной базы знаний и впечатлений, но и постоянный поиск истины. Сущность любого определения предопределена этимологией термина. Часто возникает определённая путаница даже у специалистов в данном вопросе. Кто такой продюсер? Что значит продюсировать?

Если обратиться к истории возникновения термина, мы неизбежно попадём в Голливуд начала XX века. Принято считать, что человек, которому обязаны все существующие кинопродюсеры за внимание к их профессии, — это «отец всех продюсеров» Ирвинг Тальберг, после смерти которого была даже учреждена награда Американской киноакадемии, ежегодно вручаемая лучшему из лучших, добившемуся оглушительных успехов на данном поприще и обязательно являющемуся членом Гильдии продюсеров-профессионалов. Думаю, многие из вас в титрах кинофильмов замечали аббревиатуру P.G.A. рядом с фамилией продюсера. Да, это значит, что продюсер фильма является членом Гильдии кинопродюсеров США, основанной аж в 1964 году. В России тоже есть Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), основанная, правда, значительно позже — в 2009 году на общественных началах. А вот Ассоциации продюсеров творческих креативных индустрий пока нет.

На этом можно было бы и поставить точку, но, как часто бывает, некоторые явления развиваются параллельно сразу в нескольких областях жизнедеятельности человека, и свой вклад в рост популярности профессии продюсера внесли не только кино, но и опера, театр, балет, реклама и галерейная деятельность. Случилось это благодаря инициативам многих антрепренёров начала ХХ века, которые пробовали представлять публике новые виды развлечения. Электротеатры, парки развлечений, мюзиклы, выросшие в отдельный вид искусства из оперетты, перформансы, анимация, цирк — список можно продолжать и продолжать, так как предприниматели от творчества (так можно было бы перевести французское слово «антрепренёр») генерировали идеи на рубеже веков изрядно, создавали тресты, творческие артели, кинотеатральные компании, антрепризы, вкладывали средства в строительство зданий театров, цирков, вернисажей, электротеатров и галерей.

Среди первых успешных отечественных предпринимателей-продюсеров можно назвать братьев Никитиных — создателей первого стационарного цирка в Москве. Александра Дранкова — пионера отечественной кинорекламы и кинокомедии, выпустившего первые работы в 1908 году, который не только первым в истории выпустил в прокат фильм с авторской музыкой, но и создавшего прецедент с кинорекламой: именно он придумал показывать фрагменты из фильмов до премьеры, а также в качестве рекламы делать афиши из кадров кинокартин. Его непримиримого конкурента Александра Ханжонкова, которого по праву считают основателем российского кинопроизводства, учредившего одну из самых успешных кинофабрик дореволюционной России — «Ателье Ханжонкова и Ко», создавшей первый в мире анимационный фильм, первый в России полнометражный фильм. Михаила Трофимова, основавшего в 1915 году студию «Русь», знакомую большинству и сейчас под названием «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького». Иосифа Ермольева, основателя одного из первых отечественных кинофабрик в Ростове и Москве, выпустивших первые фильмы Якова Протазанова. Наши соотечественники также отличились на ниве создания ещё одной визуальной творческой индустрии — мультипликации или, точнее, анимации. Первым в мире мультипликатором принято считать Александра Ширяева — балетмейстера Мариинского театра (с 1886 по 1905 г.), который для постановки балетов использовал самодельных кукол, с помощью которых показывал балеринам, как конкретно они должны двигаться. В одной из поездок театра в Европу Ширяев приобрёл ручную кинокамеру. Он хотел снимать танцы балерин Мариинского театра. Однако дирекция Императорских театров запретила Ширяеву заниматься подобной деятельностью (да, авторские права были и в то время).

Недолго думая, Александр ушёл из театра, соорудил специальный ящик, имитировавший театральные кулисы (включая все ярусы и освещение), после чего взял тех самых кукол, точно воссоздал театральную хореографию и снял всё это на кинокамеру. В результате получился первый в мире мультфильм, который был создан в России. Я тоже являюсь большим поклонником анимации, горжусь тем, что именно наш соотечественник создал первый в мире мультфильм, восхищаюсь Уолтом Диснеем и Стивом Джобсом в равной степени, ибо, если первый создал индустрию рисованных мультфильмов, то Стив Джобс стоял у истоков создания компьютерной анимации, поддержав создание сейчас уже суперизвестной студии Pixar, положившей начало новому анимационному жанру, ставшему популярным во всём мире, выпустившей такие анимационные мегахиты, как «История игрушек», «В поисках Немо», «Рататуй», «Душа» и многие другие, принёсшие своим создателям миллиарды долларов прибыли, а зрителям — бурю эмоций и новых впечатлений.

Возможно, именно поэтому я горячо поддержал идею создания нового проекта «Вау! Книга», созданного на стыке IT, образовательной и анимационной индустрий, аналогов которому на российском рынке на тот момент не было. Более подробно об этапах создания проекта «Вау! Книга» я обязательно расскажу на следующих страницах, а пока вернёмся к российским продюсерам — пионерам российской креативной индустрии.

В плеяде первых российских продюсеров большую часть занимают первопроходцы киноиндустрии. Тем не менее необходимо особенно выделить первого в творческой индустрии российского антрепренёра с мировым именем, чьё трудолюбие, везение, гениальность и визионерство известно на весь мир, — Сергея Дягилева. Как известно, свой путь к успеху Сергей Дягилев начал с выставки работ русских живописцев в Париже, привезённых и отобранных специально для демонстрации на биеннале русских художников, сопровождавшейся музыкальными номерами и затем трансформировавшейся в большие гастроли русской оперы и балета, позже объединённых в антрепризу под названием «Русские сезоны», которые впервые были показаны во Франции в 1908 году. Антреприза Сергея Дягилева произвела культурный переворот, ввела в моду многие русские мотивы, полюбилась публике и с успехом гастролировала по всей Европе, открыв европейской публике не только русский балет, русскую оперу, русскую живопись, но и русскую культуру в широком смысле. Сергей Дягилев своими проектами продемонстрировал большой диапазон и универсальность компетенций продюсера. Эмпирическим путём доказал ценность широты взглядов, эффективность гибкого упорства в реализации проектов. Ему под силу было не только придумывать блестящие идеи, но и организовать для их реализации творческие коллективы, состоящие из артистов, художников, певцов, балетмейстеров, авторов, находить финансирование, поддержку среди различных групп предпринимателей, меценатов, представителей власти, а также эффективно продвигать, широко рекламировать и продавать свои проекты. В современных реалиях творческих индустрий подход Сергея Дягилева к продюсированию можно считать каноническим. Он не снимал кинолент, но при этом искусно соединял жанры, выпускал новаторский продукт для сцены и вернисажа, предлагал публике качественный и хорошо сделанный творческий продукт, созданный на стыке видов искусств и индустрий.

Современный подход и запрос аудитории лежит на стыке жанров, видов искусств и сфер деятельности человека.

Создавая новый стриминговый онлайн-сервис для детей и юношества «Вау! Книга», предлагающий пользователям новый продукт, мы долго искали точное название, в конце концов его нашли, назвав «мульткнигами» контент, созданный из анимированных иллюстраций с бегущей строкой и закадровым голосом.

Данный проект был создан на стыке индустрий — IT, образовательных технологий и развлечения. Мы противопоставили традиционному детскому досугу с гаджетами наш продукт, предложив родителям новый формат чтения книг, обучения чтению, учителям — новаторский продукт для проведения увлекательных уроков в онлайн и офлайн форматах, а издательствам — витрину для демонстрации новинок на нашей платформе с онлайн-доставкой виртуальных или видеокниг в школы и дома потенциальных потребителей. Потребитель посмотрел мульткнигу, и в дальнейшем у него появлялся стимул купить её именно у этого издателя. Таким образом, на одной онлайн платформе мы соединили интересы детей, родителей, педагогов, издателей.

Новаторский подход в киноиндустрии использовали и братья Люмьер, которые, к слову, были инициаторами регулярного производства и демонстрации кинолент. Так, свой первый публичный кинопоказ братья Люмьер провели в 1895 году в «Гранд-кафе» в Париже, показав изумлённым зрителям короткий фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Своё изобретение братья Люмьер представляли и в других странах, включая Америку, где дух предпринимательства способствовал стремительному росту и развитию новой индустрии. Интересных фактов, подтверждающих прямую зависимость предприимчивости на заре кинобизнеса, немало. Например, когда в начале ХХ века в американском штате Нью-Джерси открылась «Компания кинопатентов», обязывающая кинопроизводителей отчислять роялти за пользование теми или иными изобретениями в своём производственном процессе, независимые кинодеятели отправились в Калифорнию, где они могли избежать действия патентного закона. Чаще всего переселенцы устраивались в местечке под названием Голливуд. А что из этого получилось в будущем — вы, разумеется, знаете…

Известный афроамериканский режиссёр и продюсер Оскар Мишо твёрдо верил, что упорный труд, смелость и предприимчивость способны привести человека к оглушительному успеху, дайте только время. А ему, чернокожему юноше, в Америке начала ХХ века было весьма не просто. Оскар Мишо буквально из ничего создал свою киностудию, сам снимал, распространял и рекламировал свои фильмы, подчёркивая в рекламе, что его фильмы под запретом, подогревая таким способом интерес у зрителей. Предприимчивость и упорство — вот те качества, которые определяют главные качества профессии. А продюсер — это профессия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шоураннер. Искусство создавать. Введение в продюсирование креативных индустрий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Соловьёв В. А. Продюсер / В. А. Соловьёв. — М.: Эксмо. 2016.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я