Социальная философия: хронотопический поворот

Вячеслав Кемеров, 2023

Книга рассказывает об эволюции понятия времени. Соответственно в ней описывается влияние обновляющихся концепций времени на динамику самой философии, на появление её новых форм, в частности – на социальную философию. Последняя поставила вопросы о взаимосвязи пространства и времени, их взаимопроникновении, единстве и развила понятие хронотопа. Поворотным в этом сюжете оказывается переход от рассмотрения времени в формах пространства к трактовке пространства в формах времени. Этот переход раскрывается в социальной динамике, в деятельности людей и их самореализации. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия: хронотопический поворот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5. Где скрываются вещи-в-себе

Если философов заставлял задуматься вопрос о познании вещей, особенно вещей-в-себе, то экономистов все более занимал вопрос о соотношении вещей и, соответственно, вопрос о взаимодействии людей, создающих и меняющих конфигурации вещей. Последний имел значительную практическую ценность, ибо от его понимания зависел ответ о причинах человеческого богатства и его росте. Так считал шотландский экономист Адам Смит. Он не дожил до расцвета промышленной революции. Но его прозорливости хватило, чтобы определить почему простые, казалось бы, вещи обретают и меняют свою ценность и тем самым влияют на жизнь людей.

Классической формуле «Человек и вещь» или «Субъект и объект» приходит другая «Люди, их производительная деятельность, обмен ее продуктами».

Иначе говоря, между человеком и вещью находится его труд, его умения и знания; воплощая свой труд в вещах, он делает вещь желанной и необходимой для других людей и сам приобретает новые возможности для удовлетворения своих потребностей.

Так начинает приоткрываться тайна вещи-в-себе. Пшеничное зерно, кусок угля, деревянный столб, слиток серебра достойны поклонения или даже молитвы. Но вот они попадают в руки мельника, кочегара, плотника, ювелира и обнаруживают качества, за которыми люди начинают охотиться, бороться и даже воевать.

Вспомним, что в 17 в. Испания была богатейшей страной, т. к. ее флот привозил огромные объемы награбленного золота и серебра. А в 19 в. об этом уже не было и речи. Между тем английский флот гнал корабли, наполненные углем, хлопком сырцом и железной рудой.

Вопрос о том, где находится вещь-в-себе оказывается не совсем корректным. Мешает слово «где». Оно предполагает какое-то место, какую-то часть вещественного объекта, какое-то пространство. Но такого пространства нет, какие бы географические открытия мы ни совершали: нет страны вещей-в-себе, нет, клада где они спрятаны.

А вещи-в-себе есть. Но они раскрываются не в пространстве, а во времени. И это — не абстрактное время классической физики или философии. Это — время человеческой деятельности. И течет оно по-разному в зависимости от конкретной конфигурации человеческих взаимодействий. Вот и складываются ситуации, когда земля стоит дороже серебра, а зерно — дороже золота, а вот алмаз на необитаемом острове не стоит ничего. К тому же — вопрос: кто богаче: раджа, у которого подвалы забиты сапфирами, или промышленник, чьи корабли везут сырье для металлургических заводов и ткацких фабрик?

* * *

Карл Маркс писал свои основные работы, когда промышленная революция проникла во все главные сферы экономики. Объемы производства диктовали условия конкуренции. Но решающим условием становился фактор времени. Выигрывал тот, чьи станки работали быстрее, чьи корабли пересекали океаны с большей скоростью. А главное — чьи работники лучше справлялись со скоростью производственного процесса. Деятельность этих людей определяла максимальные возможности прибыли.

Заметим, сами люди с их мускулами, нервами, самочувствием пока не интересовали экономику. Их деятельность была как бы абстрагирована от их телесности и психики. Она была важна как важнейший фактор воспроизводства богатства и его роста. Она работала как стимул и мотив производственного процесса и являлась важным компонентом прибыли, стоимости и цены продукта. Похоже, вещь-в-себе оказалась в пространстве, где ее можно исчислить, измерить и взвесить.

В этом пространстве скоопирированных человеческих деятельностей вещи меряются прежде всего не их природными свойствами, а временем их создания, в котором скрыто присутствуют и формирующие их человеческие силы. Но эти силы лишены своего чувственного присутствия. Зато их сверх-чувственное бытие явлено за счет взаимодействия с другими вещами и, соответственно, с другими производителями или участниками обмена.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия: хронотопический поворот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я