О чем эта книга? Это ясно из названия – о боевом летчике-штурмане Е. И. Гладкове, прошедшем войну от первого до последнего дня. Один из авторов книги – сын летчика-фронтовика. Большинство документов и фотографий из его личного архива публикуется впервые.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевой путь военного летчика-штурмана майора Евгения Ивановича Гладкова. 1938—1960 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Начало военной службы
В августе 1940 года лейтенант Евгений Гладков прибыл для прохождения воинской службы в гор. Воронеж. С 8 августа 1940 года он — летчик-наблюдатель 164-го резервного авиаполка 1-й резервной авиабригады (приказ НКО №03690).
Резервная авиабригада была сформирована в 1939 году в составе ВВС Орловского военного округа. Дислоцировалась в гор. Воронеже2.
Бригада занималась подготовкой летчиков для штурмовых авиаполков, формируя до двадцати авиаполков в месяц.
Командир бригады с 1 августа 1940 года — полковник Папивин Николай Филиппович.
Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Н. Ф. Папивин.
Лётная подготовка в авиабригаде проводилась поточным методом, инструкторы и обучаемые ими летчики осваивали новые самолеты почти одновременно. В среднем на одного лётчика в 1941 году приходилось по 6 часов 30 минут налёта. Всего в годы войны было подготовлено и отправлено на фронт всеми запасными полками 356 штурмовых авиаполков.
В состав авиабригады входило 5 авиаполков. Лейтенант Гладков проходил летную подготовку в 164-м резервном авиаполку (164 резап)3, сформированном в 1940 году для подготовки экипажей дальних бомбардировщиков ДБ-3. Полк дислоцированном на одном из аэродромов под Воронежем. Командиром полка был майор Царев.
С января 1941 года лейтенант Евгений Гладков проходил военную службу летчиком-наблюдателем в 212-м ДБАП (дальне-бомбардировочном авиаполку) Белорусского военного округа (Западного Особого военного округа).
Полк начал формироваться на основании Постановления Совнаркома СССР №2665—977сс от 5 ноября 1940 года.
По состоянию на 15 ноября 1940 года 212-й дальнебомбардировочный авиаполк находился в стадии формирования. Личный состав — 104 человека, из них руководящего командного состава 6 человек, 36 младших техников, 62 младших специалиста разных специальностей. Один боевой самолет Р 5—3. Еще не было летного состава, руководящего состава эскадрилий и материальной части.
По состоянию на конец февраля 1941 года, когда лейтенант Е. И. Гладков уже проходил службу в 212-м ДБАП, полк практически закончил формирование.
Полк был сформирован из опытных летчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Дислоцировался на аэродроме Смоленск-Северный (расположен в 3 км севернее железнодорожной станции Смоленск). Есть также данные о дислокации самолетов полка на аэродроме Шаталово. Позже перебазировались на аэродром Иваново-Северный.
Из книги Руслана Иринархова «Пропущенный удар»:
«212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк (командир — подполковник А. Е. Голованов, начальник штаба — майор В. К. Богданов), сформированный по личному указанию Сталина, предназначался для обучения летных экипажей бомбардировщиков полетам по приборам вне видимости земных ориентиров с применением радиосредств. В него отбирались лучшие кадры из ВВС и Гражданского воздушного флота, налетавшие не менее 1 млн. км. и имевшие большой опыт полетов в СМУ. Полк базировался на аэродроме Смоленска и имел 72 самолета ДБ-3ф и 68 хорошо подготовленных летных экипажей».
Командиры полка: подполковник/полковник Голованов Александр Евгеньевич (по август 1941 г.); майор Филиппов Виктор Павлович (до расформирования полка в декабре 1941 г.).
А. Е. Голованов
Самолеты на вооружении авиаполка — дальние бомбардировщики ДБ-3, Ил-4.
Справочно: ДБ-3 — основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны, созданный в конструкторском бюро С. В. Ильюшина. В дальнейшем были разработаны модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения — ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4). Самолётов модификации Ил-4 построено 5256 шт. на 4 авиазаводах СССР. Максимальная дальность полета 3800 км; максимальная скорость полета 429 км/час; потолок 9700 м; экипаж 4 человека.
Бомбардировщик ДБ-3Ф (будущий Ил-4)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевой путь военного летчика-штурмана майора Евгения Ивановича Гладкова. 1938—1960 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других