Боевой путь военного летчика-штурмана майора Евгения Ивановича Гладкова. 1938—1960

Вячеслав Егорович Звягинцев

О чем эта книга? Это ясно из названия – о боевом летчике-штурмане Е. И. Гладкове, прошедшем войну от первого до последнего дня. Один из авторов книги – сын летчика-фронтовика. Большинство документов и фотографий из его личного архива публикуется впервые.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевой путь военного летчика-штурмана майора Евгения Ивановича Гладкова. 1938—1960 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Е. И. Гладков с 15 августа 1938 года — курсант Челябинского ВАУ летчиков-наблюдателей.

Курсант Евгений Гладков

Согласно Директиве Генерального штаба РККА №4/3/34338 от 13 февраля 1936 года в Челябинске была сформирована 15-я военная школа летчиков-наблюдателей, которая в мае 1938 года переименована в военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В декабре 1944 года — в Военное авиационное Краснознаменное училище штурманов и стрелков-радистов, в 1960 году — в высшее военное Краснознаменное училище штурманов, в 2004 году в Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов (военный институт).

Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов (военный институт)

15-я школа, а затем училище, вначале находились на северной окраине города Челябинска в расположении Красных казарм.

Справочно: Красные казармы — это комплекс зданий, построенный в 1912—1914 годах на Симеоновской горке, на северо-западной окраине Челябинска. Военный городок строился специально для 196-го пехотного Инсарского полка. В 1918 г. с захвата Красных казарм начался мятеж Чехословацкого корпуса.

Красные казармы

15 мая 1936 года в Челябинскую военную школу летчиков-наблюдателей прибыли первые 268 курсантов по студенческому набору ЦК комсомола, которые откликнулись на призыв: «Дадим Родине 100 000 летчиков!».

1 октября 1936 года в Красных казармах начались занятия с курсантами первого набора. Этот день приказом Наркома обороны СССР №048 от 5 февраля 1941 года установлен как День рождения училища.

В приказе говорилось: «Считать день сформирования Челябинской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров 1 октября 1936 г.», в связи с тем, что курсанты в этот день приступили к занятиям по лётному (основному) профилю.

Основной профиль — это полеты. До осени 1938 года курсанты учились летать на У-2 на двух аэродромах: «Заречье» с естественным покрытием, в 2 километрах северо-западнее от Красных казарм, а также — на запасном аэродроме «Першино».

Самолет У-2

До лета 1937 года в школе был только один самолёт У-2, на котором поднимали в воздух лишь курсантов — отличников учёбы. В августе 1937 года было получено еще 7 самолётов У-2. В 1938 году была сформирована 1-я учебная эскадрилья в составе 12 самолетов У-2 и 1 самолета Р-5.

Курсант Евгений Гладков. 1938 г.

Прохождение торжественным маршем курсантов военного училища летчиков-наблюдателей. Челябинск. 1938 г.

Постепенно (по мере готовности объектов) школа передислоцировалась в авиагарнизон рядом с железнодорожной станцией Шагол, а склады и авиамастерские размещались в Красных казармах до 1940 года.

Много времени уходило на обустройство нового училища. Серьезно обострилась проблема качественного обучения, поскольку в 1937—1938 годах была арестована значительная часть командного состава, во главе с начальником школы Э. Ю. Лепиным (обвинён в шпионаже в пользу Латвии, 1 февраля 1938 г. вынесено постановление комиссии НКВД СССР о его расстреле).

Среди курсантов также выявили немало «врагов народа» и «классово чуждых элементов». По причине «политической близорукости» и «политико — морального несоответствия» в 1938 году из училища было отчислено 22 курсанта.

В мае 1938 года 15-я школа лётчиков-наблюдателей была переименована в Челябинское военное училище лётчиков-наблюдателей.

По сути, в 1938 году, когда Е. И. Гладков стал курсантом, был первый набор в училище военных штурманов (два первых набора были в школу).

С марта 1938 года до мая 1941 года авиашколу (училище) возглавлял полковник Фёдор Емельянович Емельянов.

Ф. Е. Емельянов

В годы войны — генерал-майор авиации Емельянов — командующий 13-й Воздушной армией, с 1943 года — командующий ВВС Уральского военного округа.

По итогам 1939 года училище заняло 1—е место среди лётнабовских училищ, и за лучшие результаты в боевой и политической подготовке было награждено начальником ВВС Красной Армии переходящим Красным знаменем (в апреле 1940 г).

Первый массовый выпуск в училище состоялся 30 сентября 1939 года. Училище выпустило 217 лейтенантов.

Срок обучения в училище был установлен в 3 года. Но приближавшееся грозовое дыхание войны внесло свои коррективы. В 1937 году было основано экспериментальное отделение ускоренного выпуска — 2 года. В дальнейшем этот срок был установлен для всего училища.

Выпускники Челябинского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей. Август 1940 г.

После окончания училища лейтенант Евгений Гладков был направлен для прохождения воинской службы в 164-й резервный авиаполк 1-й резервной авиабригады.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевой путь военного летчика-штурмана майора Евгения Ивановича Гладкова. 1938—1960 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я