О высоком достоинстве человеческого слова. Мысли и афоризмы выдающихся мастеров слова – писателей, поэтов, философов

Вячеслав Владимирович Меньшиков

«Краткие мысли тем хороши, – замечал Л. Н. Толстой, – что они заставляют серьёзного читателя самого думать». Меткие отточенные выражения концентрируют мысль. Они глубоко врезаются в память, так как краткая, выразительная фраза, раз понятая, запечатлевается в памяти.Однако нужно помнить, что знания, опыт и наставления, черпаемые из книг, лишь тогда приобретают действенную силу, когда мы творчески будем применять их к конкретным обстоятельствам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О высоком достоинстве человеческого слова. Мысли и афоризмы выдающихся мастеров слова – писателей, поэтов, философов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. О стиле и слоге

Под «слогом» мы разумеем непосредственное, данною природою уменье писателя употреблять слова в их настоящем значении, выражаясь сжато, высказывать много, быть кратким в многословии и плодовитым в краткости.

В. Белинский

Слог — это сам талант, сама мысль. В слоге весь человек, слог всегда оригинален, как личность, как характер… У всякого писателя свой слог.

Он же.

Простота есть необходимое условие художественного произведения, по своей сущности отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность. Простота есть красота истины, — и художественные произведения сильны ею, тогда как мнимо художественные часто гибнут от нее, и потому по необходимости прибегают к изысканности, запутанности и необыкновенности.

В. Белинский.

Есть люди, которые думают, что успех произведения основывается не на внутреннем его достоинстве, а на счастливо придуманном заглавии. Для таких людей талант — лишняя вещь. Придираясь к произведению, имевшему огромный успех, они берут его заглавия и имена действующих в нем лиц и смело сочиняют страшную нелепость.

В. Белинский

Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его.

Он же.

…слог прозы требует не только знания грамматики языка, но и грамматики разума…

А. Бестужев-Марлинский

Мы для того пишем, чтобы передавать друг другу свои мысли; если мы выражаемся не точно, нас понимают ошибочно, или вовсе не понимают: для чего же писать?

Е. А. Баратынский

Мало иметь хорошее ружье, порох и свинец; нужно еще уметь стрелять и метко попадать в цель. Мало автору иметь ум, сведения и охоту писать; нужно еще искусство писать. Писатель без слога — стрелок, не попадающий в цель.

Н. Лесков

Сколько умных людей, ум которых притупляется о перо. У иного зуб остер на словах; на бумаге он беззубый. Иной в разговоре уносит вас в потоке мудрости своей, тот же на бумаге за душу вас тянет.

Он же.

Уже давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он знает хорошо того, кому пишет.

Н. Гоголь

Истинное высокое одето величественною простотою: где величие, там и простота.

Он же.

В бесхитростной простоте нужно воссоздавать природу… уяснить всякую мысль до ясности почти ощутительной… до тех пор не приниматься за перо, пока все в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать в памяти.

Он же.

Надобно фразы круто резать, швырять и, главное, сжимать.

А. Герцен

Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно, особенно в ее диалектическом развитии.

Он же.

Стиль реалиста точен, он обладает убедительной ясностью; реалист старается писать так, «чтобы словам было тесно, мыслям — просторно»…

А. М. Горький

Язык должен быть прост и точен, это придает ему силу, рельефность, красочность.

Он же.

Чем проще слово, тем более точно оно.

Он же.

Факт — сильнее слова.

Он же.

Лучше всего учиться на миниатюрах, на маленьких вещах, преследуя при этом цель: как можно меньше слов, как можно экономнее, как можно плотнее их составить так, чтобы было понятно и ясно…

А. М. Горький

Простота и ясность стиля достигаются не путем снижения литературного качества, а в результате подлинного мастерства.

Он же.

Мысли необходимо влагать в уста героев, в характеры их, в поступки.

Он же.

Читатель хорошо знает без объяснений, где орлы, где соловьи и где попугаи. Читатель видит и знает, кто глубоко борозду берет. Даже поглядев, как вбит в стену гвоздь, умеет народ отличать мастера от неуча.

Р. Гамзатов

В превосходных лириках всякое слово есть мысль, всякая мысль — картина, всякая картина — чувство, всякое чувство — выражение.

Г. Державин

Всякий набор пустых, гремучих слов, скропанный по школьным одним правилам или нанизанность надутых неодушевленных подобий, всякий длинный рассказ, холодное поучение, газетные подробности, неточная оболочка речениями мысли, принужденное, бесстрастное восклицание, нагроможденная высокость, или тяжело ползущее парение, никому не понятное глубокомыслие или, лучше сказать, бессмыслица и слух раздирающая музыка — стыдят и унижают лиру.

Он же.

Сообразно с широтою взгляда и силою чувства авторов будет разниться и способ изображения предметов и самое изложение у каждого из них.

Н. Добролюбов

Есть писатели, у которых ни для чего нет своего глаза, которые ни о чем не могут сказать своих слов; произведения таких господ — сплошная, гладкая, большею частью удобочитаемая пошлость.

Он же.

Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой.

Ф. Достоевский

…слабость стиля и на двух страницах производит дреманье.

Я. П. Козельский

Ясно, сколь велики ваши выгоды, которых первая важность состоит в том, чтоб блистать остроумием.

И. Крылов

Слог — только часть исполнения. Конечно, не принимая слова слог в таком тесном значении, в каком у нас многие его принимают; так, например: иные взывают хорошим слогом тот, который грамматически правилен, свободен от слов обветшалых и не шероховат; но забывают, что этот хороший слог может быть водян, сух, вял, запутан, беден — словом, несносно дурен. Итак, хороший слог состоит не в одной правильности, а хорошее исполнение имеет еще обширнейшее значение.

В. Кюхельбекер

Нужно только стараться писать проще, яснее, без ненужных мудреных слов и разных кудреватостей в слоге. Нужно, чтобы каждая фраза выражала мысль или образ и при том по возможности точно и полно.

В. Короленко

В музыкальной гамме существует всего семь нот, но беспредельные возможности их сочетания рождают самые разнообразные мелодии. Словарный фонд художника становится тем богаче и действеннее, чем точнее выбрано нужное слово и место, где оно должно стоять.

В. Кожевников

Каждая эпоха требует своего стиля.

В. Катаев

Ручное писание сберегает сосредоточенность мысли и образа.

М. Кольцов

…силясь писать всегда витиевато и не пропустить ни единой строки без острой мысли, нередко завираются.

М. Ломоносов

Должно опасаться…чтобы речи не были безмерно закручены, и идеи бы, вместе должны, не были одна от другой далече разметаны.

Он же.

…наблюдать должно, чтобы метафор не употреблять чрез меру часто, но токмо в пристойных местах: ибо излишне в речь стесненны перенесенные слова большую оную затмевают нежели возвышают.

Он же.

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Он же.

Союзы ничто иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, и так подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лутчей вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много; так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться.

М. Ломоносов

Хороший слог вовсе не то, что фразистая шумиха слов, хороший слог почти всегда свидетельствует о гармонии строения мысли в голове писателя.

Н. Лесков

Главное, вытравить длинноты и манерность и добиться трудно дающейся простоты.

Он же.

Молодые писатели нередко изощряются в поисках причудливых, мудреных словечек и выражений. Это куда легче, чем найти слово простое, толковое, как бы нарочно созданное на данный случай.

С. Маршак

Стиль — самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создается очень медленно, потому что он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени.

А. Макаренко

Сюжет — это схема развития идей и отношений.

Он же.

Диалог — один из самых трудных отделов прозы. Нужно знать диалог в жизни. Выдумать интересный диалог почти невозможно. У наших молодых писателей слабее выходит именно диалог.

Он же.

Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу: «нет слов выразить»!

Н. А. Некрасов

Что касается стиля — пиши так, как будто ты говоришь, это единственный способ, чтобы писание было ясно и чистосердечно.

Н. Огарев

В обработке сюжета требуется не оригинальность, а правильность и стройность, а в обработке характеров верность действительности.

Н. Островский

…основная мысль открывается уже в названии романа.

Н. Островский

Что касается до слога, то, чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.

А. Пушкин

Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного.

Он же.

Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемых словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.

Он же.

…односторонность есть пагуба мысли.

Он же.

Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самым содержанием книги или статьи.

Д. И. Писарев

Популярное изложение должно тщательно избегать всякой отвлеченности. Каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено частными примерами.

Он же.

Фраза может богатеть только за счет внутреннего образа, образа содержания. Хотите, чтобы изображаемое вами было ярче, опишите его проще.

П. Павленко

Самая маленькая попытка принарядить фразу отнимает долю образности от описываемого в пользу просто начертанного на бумаге, от смыслового в пользу графического.

Он же.

Проза должна быть крылатой. Этого нельзя забывать.

К. Паустовский

Если в способах выражения писатель должен быть прост (но не простоват), сдержан и строго соблюдать меру, то в том, чтобы выразить себя, он должен всегда говорить во весь голос, не жалея себя, не боясь растратить на один какой-нибудь даже маленький рассказ все свои богатства. В этом деле щадить себя и беречь — преступление. Надо открыть все шлюзы.

К. Паустовский.

Обычно начинающие писатели грешат обилием образов и эпитетов. Это придает их прозе мертвую пышность, сусальную и трескучую красивость.

Он же.

Образ, равно как и эпитет, должен быть точен, свеж и скуп.

Он же.

Мне приходится читать много рукописей начинающих авторов. Почти все они страдают одним общим недостатком: в них в угоду словесным обобщениям потеряно умение давать точную и все определяющую деталь.

Он же.

…Мне нужны вся сила слова, сердце пламенное, лира и прозренье, чтоб звучала речь поэта, как закон.

Шота Руставели

Употребим все усилия осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин.

К. Рылеев

Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил,

Кто грамматических не знает свойств ни правил…

А. П. Сумароков

Все те речи и письма, в которых больше слов, нежели мыслей, показывают человека туповатого.

Он же.

Витийство лишнее природе злейший враг…

Он же.

Благородная мысль формирует себя без утайки, во всей своей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания — весь арсенал грамотности охотно ей повинуется.

М. Салтыков-Щедрин

…надо каждое слово рассчитать, чтоб оно не представляло диссонанса, чтоб оно было именно то самое, какое следует.

Он же.

Огромна сила и велико влияние поэтического слова на чувства и мысли человека, особенно молодого. Иная поэтическая строка, если она кована и отчеканена, если она озарена светом поэтического чувства и несет большую мысль, так западет в душу человека, что твердит он ее в тяжкие или радостные минуты жизни, находит в ней и утешение, и силу.

Л. Соболев

Сюжет только тогда хорош, когда он находит в душе отклик и сливается с невысказанными желаниями.

Л. Н. Толстой

Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные, одним словом, не удовлетворяющие, хотя бы они были бы хороши сами по себе.

Он же.

Каждый должен говорить своим языком.

Он же.

Надо стараться довести свою мысль до такой степени простоты, точности и ясности, чтобы всякий, кто прочтет, сказал бы: «Только-то? Да ведь это так просто!». А для этого нужно огромное напряжение и труд.

Он же.

…любя предмет, художник не пожалеет никаких трудов для того, чтобы облечь любимое содержание в наилучшие формы.

Он же.

Как золото добывается промыванием, так и хорошие, хорошо выраженные мысли.

Он же.

Надо писать и писать. Одно средство выработать манеру и слог.

Он же.

Стиль — прежде всего творчество, и такое творчество, когда слова, подобно прикосновению невидимой руки, играют на рефлективных клавишах нашего сознания. Давно уже сказано, что стиль — это та единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль.

Он же.

Стиль. Я его понимаю так: соответствие между ритмикой фразы и ее внутренним жестом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О высоком достоинстве человеческого слова. Мысли и афоризмы выдающихся мастеров слова – писателей, поэтов, философов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я