1. книги
  2. Прикладная литература
  3. Вячеслав Владимирович Богданов

Основы системных техник. Начальный курс

Вячеслав Владимирович Богданов
Обложка книги

Учебное пособие «Основы системных техник. Начальный курс» предназначено для обучающихся школы «Управление качеством жизни». В пособии рассмотрены теоретические основы системно-феноменологического подхода, метода системных расстановок, системных принципов, духовной природы человека. Даны практические указания по структуре взаимодействия с клиентами, принципы этики системного консультирования, основы проведения системной работы с семейной системой, этапам проведения расстановочной работы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Основы системных техник. Начальный курс» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Мировоззрение — это основа,

которая позволяет человеку изменять своё поведение.

То, как человек представляет себе окружающий его мир, оказывает большое влияние на то, как он себя чувствует, как мыслит и какие действия совершает. Знание анатомии и физиологии позволяют врачу делать глубокие выводы, отличные от обывательских, в том, что касается тела и здоровья человека, понимать, как связаны, казалось бы, несвязанные симптомы болезни и использовать разные средства воздействия на сам организм человека, чтобы вылечить болезнь. Знания инженера и механика позволяют понимать работу машин и отличать нормальную работу от неполадок, выявлять неисправности, понимая по определённым признакам, где они, устранять их, а также определять, что неисправность устранена. Так можно привести множество примеров в каждой профессиональной сфере. Но есть множество социальных систем, например, семья или предприятие, которые также могут работать хорошо, но в них могут быть и сбои. И наверняка каждый из нас является специалистом в своей профессиональной деятельности. Но что мы знаем о законах и принципах семейных систем, членом которых каждый из нас является по умолчанию, по праву рождения? Более того, в процессе своей жизни мы создаём свои семьи, и иногда не одну. Обладаем ли мы теми необходимыми знаниями и навыками, чтобы наша семья развивалась и чтобы внутри неё всем было хорошо и комфортно?

В настоящее время есть знание о работе систем, которое называется системия. На системном уровне работают специалисты по системным и семейным расстановкам. И эта работа ведётся не на психологическом уровне, на более высоком — системном уровне. Системия для расстановщика (но нам кажется, что и для любого человека) подобна знанию анатомии и физиологии для врача, подобна знаниям материаловедения, об устройствах и эксплуатации машин для инженера. С помощью знаний системии можно отличить «здоровую» систему от «больной», поставить «диагноз» и применить те или иные действия для «лечения», которое называется гармонизация систем.

То, как мы представляем себе семью, род человека, малые и большие предприятия, в которых работают люди, города и страны, оказывает большое влияние на то, как мы в них действуем, и то, как мы ими управляем. И если представление точное, то наши выводы в диагностике системы будут точны, так же, как и будут точны и действенны пути коррекции систем и их гармонизации.

Особенность человека в том, что он входит в большое число систем. Для каждого человека их число измеряется десятками и даже сотнями. И каждая из этих систем имеет на человека своё влияние. И это влияние может быть гармоничным, поддерживающим, дающим много свободы. А может быть подавляющим, навязывающим определённые эмоциональные состояния и паттерны поведения, уменьшающим свободу. От того, насколько гармоничны системы, с которыми чаще всего контактирует человек, зависит многое в его жизни, например, здоровье, социальный успех, наличие или отсутствие творчества, развития, что в конечном счёте выливается в счастливую или несчастливую жизнь. И хорошая новость заключается в том, что люди, обладая знаниями системии, могут гармонизировать системы, в которые они входят. Зная то, как работают и «мыслят» системы, понимая системные принципы, можно изменить своё мышление и затем своё поведение, чтобы не вносить новых дисбалансов в свои системы или минимизировать их. С частью этих знаний мы предлагаем вам познакомиться в данном учебном пособии.

Принцип тройного обучения

В основе обучения на этом курсе лежит принцип тройного обучения. Это понимание мы взяли из подходов французского Свободного Университета «Самадева» и добавили к нему практику преподавания в классическом российском высшем медицинском образовании. Этот принцип включает одновременно и неразрывно три позиции или три элемента.

1. Знания. Чтобы быть специалистом в системных техниках, прежде всего нужно знать материал курса. Любое обучение начинается с того, что мы что-то узнаём. И только если мы знаем достаточно, то мы можем начать рассуждать о полученной информации, интегрировать её, превращать знание в практику.

Хорошее знание всех теоретических вопросов — это 5—10% профессионального успеха расстановщика. И это необходимая составляющая для любого специалиста. Но этого недостаточно. И тогда стоит возвращаться к пройденным теоретическим вопросам, повторять их, углублять свое понимание, особенно если есть трудности в практической части. Так могут раскрываться новые смыслы того, что уже казалось понятным.

Для углубления знаний можно повторять отдельные темы, например, высшие системные принципы, и рассуждать над тем, как эти принципы проявляются в вашей обычной жизни. Или над тем, как их нарушение и соблюдение повлияли на ход расстановочной работы. То же самое можно делать и с другими теоретическими основами системии.

2. Структурированный опыт. Вторая составляющая тройного обучения — это собственный опыт. Только человек, который много раз бывал в ролях клиента, наблюдателя, представителя и расстановщика, и имеет свой личный опыт в каждой из этих ролей, начинает понимать материал обучения по-настоящему. И здесь важен не просто опыт участия, а именно структурированный опыт, когда у каждого из практических действий есть цель, подкреплённая личным намерением. Например, участие в системных работах в качестве представителя с намерением развития чувствительности в поле. Или тренировка протокола перестановки в архетипическую позицию в кругу равных — других обучающихся курса для осознания принципа иерархии и отработки точности движений и фраз.

Особенно хочется отметить клиентский опыт. Хороший расстановщик должен быть сам хорошо «протерапирован», то есть в достаточной мере свободен от своих трудностей, чтобы иметь возможность помогать клиентам в решении их запросов. Если клиент пришёл с запросом, а у терапевта у самого есть трудность в этом месте в его жизни, то вместо расстановщика и клиента мы получим двух клиентов. Внутренняя ёмкость и внутренняя свобода хорошего расстановщика должны быть больше внутренней ёмкости клиента. Тогда он сможет помочь. Мы не можем провести клиента дальше, чем мы ходим сами. Поэтому правило 100 часов собственной терапии действует и не имеет исключений. Это примерно 3—5 лет собственной терапии в методе. И структурированный опыт — это 30—35% успеха в работе профессионала.

3. Качество жизни, или качество бытия. Кто тот человек, который делает системную работу? Какими качествами он обладает как человек? Что он делает со своими трудностями? Может ли он приводить себя в хорошее состояние и работоспособность? Исключает ли он людей, с которыми общается в своей жизни, или находит способы работать над собой, чтобы меньше исключать или не исключать вовсе? Принимает ли он себя, свою силу и свои недостатки? Соблюдает ли он иерархию? Соблюдает ли он баланс в своей жизни? Работает ли он над собой? Развивает ли он качества своей духовной сущности или сильно подвержен автоматизмам? Становится ли со временем в его жизни больше радости, любви, доброжелательности, безмятежности и ясности? Приводит ли он свою внешнюю и внутреннюю жизнь в соответствие? Любит ли он то, что делает? Или профессиональная деятельность и личная жизнь не идут у него рука об руку.

Если человек ставит личные намерения по совершенствованию качества своей жизни и постепенно улучшает качество своего бытия, то его профессиональный уровень постоянно растёт. У какого специалиста мы бы сами хотели получать консультацию? У того, кто сам следует тому, что говорит и делает? Или у того, кто говорит одно, а сам живёт по-другому? У того, кто любит своё дело, или у того, кто занимается психологической и системной практикой, чтобы решить вопросы своей финансовой безопасности? Ответ очевиден. Поэтому качество бытия — это 60% успеха в профессиональном успехе.

Таким образом, уровень квалификации системного терапевта, расстановщика, специалиста в системных техниках зависит от трёх элементов:

— Знания — это 5—10% успеха в профессиональной деятельности.

— Структурированный опыт — это 30—35% успеха в профессиональной деятельности.

— Качество своей жизни — это 60% успеха в профессиональной деятельности.

Один шаг в теории требует 5—10 шагов в практике и 50—60 шагов в том, чтобы сделать это частью своей жизни. Тройное обучение — это не обучение на всю жизнь, а самообучение через всю жизнь. Эта формула достижения профессионализма справедлива для тех, кто решит встать на этот путь.

Итоговая аттестация

Эти три принципа отражены в итоговой аттестации курса — итоговом экзамене. Он тоже состоит из трёх этапов, соответствующих тройному обучению.

Первый этап итогового экзамена — это аттестационное тестирование. Оно помогает обучающемуся структурировать свои теоретические знания и составлено таким образом, чтобы обратить внимание обучающихся на самые значимые темы и вопросы курса. Успешное прохождение аттестационного тестирования подтверждает, что теория освоена обучающимся в достаточном объёме.

Второй этап итогового экзамена — это демонстрация практических навыков. Это соответствует второму элементу тройного обучения — получению собственного структурированного опыта. Делая системную работу самостоятельно, обучающийся получает нужный опыт, чтобы постепенно становиться профессионалом в системных техниках. Из самостоятельной практики рождаются настоящие вопросы по материалам курса. Эти вопросы уже не от «ума», они не теоретические, а практические, исходящие из личного опыта. Поэтому по мере продвижения по курсу преподаватели делают системные работы для обучающихся и обучающиеся делают сначала элементы работ, а затем и полноценные работы друг для друга. Это даёт возможность на практике, а не в теории освоить все четыре позиции в системной работе: позицию расстановщика, клиента, представителя и наблюдателя.

Особо важным элементом практического обучения не только на экзамене, но и на любом практическом занятии является получение обучающимся обратной связи высокого качества. И такая связь заключается в ответах на два вопроса: «Что было хорошо?» и «Что можно улучшить?» Ответ на вопрос о том, что в работе, в практике было хорошо, позволяет акцентировать внимание на том, что уже получилось, чтобы это закрепить. А внимание к тому, что можно ещё улучшить, позволяет определить спектр целей и намерений на сферу ближайшего развития. И ответы на эти вопросы позволяют каждому обучающемуся стать субъектом обучения, вместо того, чтобы быть пассивным объектом. С помощью такого подхода развивается наша взрослая часть — формируются профессиональные субличности. И тогда обучающийся может продолжать такую работу и после завершения курса, практикуя обратную связь с равными — другими обучающимися. Обучение в кругу равных — это значимая и мощная часть обучения на курсе.

Давая друг другу обратную связь по тому, что хорошо, и тому, что можно улучшить, мы проводим огромную работу для самих себя. Человек хорошо обучается на своём опыте. Но не всегда мы можем обучаться на опыте других людей. Есть особое условие, когда мы можем по-настоящему обучаться на опыте другого человека: на его успехах и ошибках. Обучаться на опыте других мы может только тогда, когда мы настроены доброжелательно к другому человеку. И давая другому обратную связь из состояния доброжелательности, мы во многом даём её самим себе. Отмечая, что было в практике другого человека для нас хорошо, мы как бы говорим себе: «Мне это понравилось, я хочу, чтобы я мог делать так же хорошо!» и перенимаем это. Говоря другому, что мы рекомендуем ему улучшить, мы как бы говорим себе: «Я вижу, в чём другой человек может расти. Я в этом могу расти тоже. Я также могу улучшить это в моей практике!» И мы выстраиваем для себя нашу собственную сферу ближайшего развития.

Третий этап экзамена — это защита аттестационной работы. Аттестационная работа представляет собой эссе, посвящённое вопросу своих личных изменений, возникающих по мере продвижения в обучении, трансформаций в процессе собственных терапевтических работ и наблюдению своей личной эволюции. Сравнивать себя с другими дело неблагодарное. Оно в некоторой мере ведёт к снижению своей ценности. А сравнивать себя с самим собой — это очень полезное дело. Наблюдая свои изменения, направляя на них своё внимание, мы добавляем энергию к этим изменениям. Поэтому задача написания аттестационной работы — это создание условий, чтобы каждый обучающийся мог начать процесс внутреннего наблюдения за своими изменениями. Изучая каждую тему, участвуя в каждой практической работе, мы что-то о себе и для себя понимаем, осмысляем, переоцениваем. Что-то мы включаем в свою профессиональную деятельность и в свою обычную жизнь. Из таких наблюдений и складывается содержание аттестационной работы.

В такой работе нет смысла писать теорию, изучаемую на курсе, или описывать проведение практических работ. Этого не требуется. А описать, как изучение вопросов курса или опыт практик изменило что-то в собственном восприятии, личных отношениях в семье, с коллегами, близкими людьми, в отношениях с клиентами и партнёрами — это и есть главный смысл работы. И эта часть экзамена соответствует третьему элементу тройного обучения — изменениям качества жизни, или изменениям качества своего бытия. Как я изменяюсь как человек? Как изменяются мои взаимоотношения с людьми в системах, в которые я вхожу? Как изменяется или не изменяется от этого моя жизнь?

Чтобы облегчить самонаблюдение, мы предлагаем после каждого занятия писать краткую саморефлексию: Что я взял из этого занятия? Что я наблюдаю в себе и вокруг себя через призму вопросов курса? Как я могу использовать эти знания и умения, чтобы сделать свою жизнь и жизнь людей вокруг меня проще, свободнее, радостнее, спокойнее, интереснее? И, опираясь на эти краткие работы по саморефлексии, составить итоговую аттестационную работу по итогам всего курса.

Обучение в духе новичка

Обучаться можно по-разному. Можно проходить обучение в духе эксперта, или в позиции эксперта. А можно обучаться в духе новичка, или в позиции новичка.

В позиции эксперта обучаться чему-то трудно. В экспертной позиции легко сравнивать, давать оценку, критиковать, но обучаться сложно. Из позиции эксперта мы ищем соответствие того, что изучаем, тому, что уже есть внутри. И если то, что мы узнали, не противоречит уже имеющемуся знанию, то мы, может быть, что-то начнём воспринимать. А если противоречит, то наш внутренний эксперт хочет это новое игнорировать. И тогда мы что-то упускаем. Внутренний критик не даёт возможности открыто воспринимать, есть много критики до апробации.

В позиции новичка обучаться значительно легче. Обучение идёт естественно. Обучение в духе новичка — это восприятие информации, как если бы мы её слушали и воспринимали в первый раз, даже если мы многое знаем о том, что слушаем. Позиция новичка делает наше восприятие и сознание более открытым к новому. И в таком состоянии обучаться гораздо проще. Мы гораздо большее можем взять из обучения и можем пройти гораздо дальше и глубже в процессе обучения. Поэтому очень выгодно входить в позицию новичка перед каждым занятием, чтобы каждое занятие было ещё одним шагом к повышению профессионализма.

Основные практики обучающегося системным техникам

Практика «возвращение к себе»

Вернуться к себе — это значит выйти из суеты, в которую погружены люди обычно большую часть дня. Чаще всего люди увлечены своими эмоциями, чувствами и мыслями, и эта увлечённость отдаляет человека от настоящего момента.

Мысли человека чаще всего устремлены в будущее: в планы, в вероятностные будущие события, в предстоящие заботы. В будущем много страхов и тревоги. Хотя иногда наши мысли могут быть обращены и в прошлое, в особо заряженные вопросы прошлых событий, но в большей степени нашими мыслями мы в будущем.

Своими эмоциями и чувствами человек чаще всего устремлён в прошлое: прошлые отношения, удачные и неудачные поступки, решения, события. В прошлом есть немного любви и радости, но больше, гораздо больше в нём вины, обиды, жалости и других неприятных эмоций и чувств. Иногда своими эмоциями мы устремлены в будущее, но гораздо чаще в уже прошедшие события.

Наше тело живёт в настоящем. Если тело хочет отдыхать, питаться или двигаться, то оно хочет этого именно сейчас. Не в прошлом, не в будущем, а в настоящем времени. Тело — это то, что в человеческом существе присутствует в настоящем времени. Поэтому вернуться к себе — это сфокусировать своё внимание прежде всего на теле. И проще всего это сделать, фокусируя внимание на одной из частей тела. Например, на стопах. И постепенно, расширяя внимание от своих стоп, можно включить все части тела: ноги, туловище, руки, шею, голову.

Входя в самонаблюдение, мы как будто раздваиваемся на того, кто наблюдает, и на того, за кем наблюдаем. Это особое состояние сознания — метасознание, или позиция наблюдателя. Фокусируя внимание на позиции тела, его ощущениях, мы можем заметить напряжения в теле и решить их отпустить. Большую часть энергии человек тратит не на проживание жизни, отношения, труд или обучение, а на поддержание привычных напряжений в теле. И, отпуская привычные напряжения, мы высвобождаем энергию для жизни, обучения и работы. Мы можем оставить в тонусе только те мышцы, которые помогают нам поддерживать нашу вертикаль — вертикальную позицию, которой человек отличается от животных. И даже можем её несколько усилить, образно предоставляя, что «ноги хорошо стоят на земле, а голова находится среди звёзд».

Вертикальная позиция — это энергетически самая сильная позиция человека. Когда мы выпрямлены, то энергия в теле течёт самым хорошим способом и наша сила повышается. Вспомните, много ли вы видели военачальников, президентов, монархов, крупных руководителей, которые не выпрямлены и сутулы? Скорее, вы видите их выпрямленность: хорошую осанку, расправленные полечи, прямой взгляд. Они излучают спокойную уверенность и внутреннюю силу.

Когда мы удерживаем во внимании наше тело и его позицию, можем фокусировать внимание на любых физических ощущениях: тепло, холод, вибрации, мурашки, покалывания, сжатие или растяжение, тонус или расслабленность мышц. Мы можем осознавать точки соприкосновения тела с поверхностями. Как касаются стопы пола, на котором мы стоим, насколько мы устойчивы. С каким весом бёдра и таз давят на сиденье, если мы сидим. И тогда к наблюдению позиции тела мы можем добавить внимание к нашему дыханию: к вдоху и выдоху. Мы можем наблюдать наше дыхание — один из главных ритмов нашего тела.

Все ритмы тела, особенно дыхание и пульс, связаны с нашими чувствами и эмоциями. И изменения эмоций сразу отражаются в нашем дыхании и сердцебиении. Поэтому наблюдение за нашим дыханием облегчает нам доступ к осознанию наших эмоций и чувств.

Присутствие к своему дыханию ещё больше возвращает нас в настоящий момент времени. И мы выходим из привычной временной линии: из увлечённости прошлым или будущим, и в большей степени оказываемся в настоящем. В настоящем нас меньше беспокоят вопросы прошлого и будущего, мы меньше захвачены эмоциями и мыслями, и мы в гораздо большей степени воспринимаем реальность, а не смотрим те «фильмы», которые показывает нам наше воображение. И тогда, выходя из горизонтального вектора между прошлым и будущим, находясь в настоящем, мы можем воспринимать другой — вертикальный вектор — вектор связи материального мира с более тонкими мирами, которые присутствуют здесь же, вокруг и внутри нас. Они не воспринимаются органами чувств физического тела, но хорошо ощутимы более тонкими структурами человеческого существа на уровне эмоций, чувств и мыслей.

Можно ещё расширить внимание и, сохраняя внимание к стопам, позиции тела, к дыханию можно включить осознание окружающего пространства, звуков, того, что видят наши глаза. Это возможно делать в относительной неподвижности. Тогда мы более восприимчивы к тому, что происходит внутри нас, и одновременно к тому, что происходит вовне, в окружающем пространстве.

Задача практики «возвращение к себе» — это «заякориться» в своём теле, вернуться к настоящему времени, к тому, что окружает нас сейчас. Это практика не имеет отношения к тому, чтобы «отлететь» в свои фантазии или воспоминания или заснуть, наоборот, вернуться к реальности здесь и сейчас. Заметив, что наше внимание ускользает вслед за какой-то из мыслей, мы можем просто вернуться к наблюдению стоп, тела и дыхания.

Хорошее возвращение к себе способствует тому, чтобы человек отложил свои дела, свои заботы на время, пока он будет заниматься чем-то конкретным, например, обучаться или проводить системную работу. К своим вопросам он сможет вернуться после завершения занятия или сессии с клиентом. Но на время какого-то дела, которое стоит перед человеком, эта практика позволяет быть присутствующим полностью, не распыляться, не витать в облаках, не ускользать из реальности вслед за какой-то из мыслей или не вовлекаться в проживание того, чего сейчас перед человеком нет, вслед за какой-то из эмоций.

Резюме по практике возвращения к себе:

— «Возвращение к себе» формирует особое состояние сознания — метапозицию, или позицию наблюдателя.

— Начинается с осознания тела и его позиции.

— Включает расслабление тела — прекращение потерь энергии.

— Осознание своей вертикали, выпрямленности — усиление энергии.

— Вертикалью человек отличается от животных. Это даёт человеку особое состояние, особую энергию, которой нет у животных. Метафора «ноги плотно стоят на земле, голова находится среди звёзд».

— Контакт с дыханием (присутствие к своему дыханию) даёт:

— больший контакт с чувствами и эмоциями,

— частичный выход из потока времени и влияния кармы.

— Тело живёт в настоящем, а мыслями и эмоциями люди часто живут в прошлом или будущем:

— в прошлом — обиды, гнев, вина…

— в будущем — страхи, тревоги, потребность в одобрении…

— в настоящем только то, что есть сейчас — мы более свободны.

— Возвращение к себе даёт:

— связь с радостью, «потоками жизни», создаётся вакуум, наполненный энергией,

— постепенное формирование метасознания — позиции наблюдателя.

Практика самонаблюдения

Описанная выше практика возвращения к себе — это частный случай практики самонаблюдения. Мы можем наблюдать себя в любой момент времени, когда мы это захотим. Не только когда мы готовимся к обучению или к консультации. В любой момент мы можем начать наблюдать себя в трёх центрах: физическом — ощущениях тела, эмоциональном — наших чувствах и эмоциях и интеллектуальном — наших мыслях. Для этого мы просто можем быть внимательны к тому, что ощущает наше тело, какие наши эмоции и чувства и наши мысли.

Рассмотрим, для чего её стоит делать расстановщику, да и любому человеку в принципе. Дело в том, что большую часть времени мы автоматически реагируем на то, что происходит вокруг нас и внутри нас. Но мы иногда думаем, что при этом действуем свободно. Это происходит оттого, что наша личность не целостна, а состоит из большого числа субличностей — маленьких Я. В каждый отдельный момент времени наше сознание ассоциировано с одним из таких маленьких Я — с одной из субличностей. Мы в это время отождествляем себя с этой субличностью. При этом мы диссоциированы или разотождествлены с другими субличностями — другими маленькими Я. И у каждой из наших субличностей свои мысли, эмоции, позиция, намерения, желания и своя энергетика. И мы почти не замечаем моменты, когда наше внимание разотождествляется с одной субличностью и отождествляется с другой. Мы не часто замечаем такие переходы.

У нас есть иллюзия целостности личности. Она происходит из восприятия своего тела. Раз тело одно, то и внутренние состояния кажутся чем-то одним. Например, мы просыпаемся утром и у нас есть какое-то настроение, мысли, желания, ощущения себя, цели, план действий. И с эти состоянием мы проснулись. Далее мы встали, посмотрели в окно и увидели в нём погоду и что идёт дождь. В этот момент наше настроение поменялось: изменились желания, настроения, планы. Что в этот момент произошло? Наш внутренний центр внимания переместился в другую субличность. Мы разотождествились с одним маленьким Я и отождествились с другим. И в течение дня этот процесс происходит постоянно. Мы меняем настроение, суждения, отношение, мысли, планы, разотождествляясь с одними субличностями и отождествляясь с другими. Это похоже на передачу эстафетной палочки от одного бегуна к другому.

И сам процесс перехода нашего внимания от одного маленького Я к другому и поведения наших маленьких Я довольно автоматичен. Мы очень редко выбираем, в каком состоянии быть, с каким маленьким Я отождествиться или разотождествиться. И наши реакции на внутренние процессы и сигналы внешнего мира автоматичны, как звук в ответ на нажатие клавиш пианино. Механические акты, протекающие в нас, могут быть физические (ощущения тела, действия), эмоциональные (чувства и эмоции) и интеллектуальные (мысли, мыслесхемы, убеждения). Они берут нашу энергию, заточают её и проявляются в телесных напряжениях, как в панцире, который закрывает нас в самих себе.

Когда мы отождествлены с маленькой частью себя, то она занимает всё место. Она стремится захватить наше сознание полностью, и мы словно сжимаемся до одной из своих маленьких частей. Отождествление с мыслями, эмоциями, ощущениями приводит к тому, что на этот момент забывается всё остальное. Когда маленькая часть занимает всё место, мы как пленники этой части. Она решает всё в человеке в этот момент. Это несвобода.

Мы можем отождествляться с тем, что снаружи: человеком, событием, ситуацией, чьим-то мнением которое занимает много нашего внимания. Это может быть уже в прошлом, событие прошло, а мы всё ещё отождествлены. Часто отождествление — это позитивно. Оно позволяет быть эффективным. Но иногда такое отождествление негативно, когда мы в чём-то вязнем. Мы можем отождествляться с тем, что внутри: боль, негативные эмоции и мысли, ограничения. Самонаблюдение нам позволяет накопить знание об этих процессах и запустить разотождествление. А это даёт дополнительную энергию, которая переходит в наблюдателя. Постепенно мы начинаем существовать в наблюдателе, где много энергии и мало ограничений.

Механичность реакции подобна нахождению во сне. Мы ничего не делаем, с нами что-то случается. Просыпаться — это путь к свободе. Выход из этих внутренних механистичных реакций происходит через то, что мы можем увидеть и наблюдать всю механистичность нашей психики. Часть себя выделить как наблюдателя, который нейтрален, не захвачен механистичными реакциями — сформировать новое маленькое Я. И из него наблюдать другие части — то, за чем наблюдают. Для самонаблюдения нужно разделиться надвое: на наблюдателя и все остальные маленькие Я для того, чтобы мало-помалу перестать ассоциировать себя со своими автоматизмами. Это позволяет постепенно выходить из них, привычных и редко осознаваемых способов реагирования.

Практика самонаблюдения не требует дополнительного времени, но она требует концентрации внимания. Где наше внимание, там наша энергия, там мы и находимся. И, уделяя внимание наблюдателю, наблюдая через него, мы его постепенно взращиваем и получаем возможность начать выходить из некоторых автоматических реакций: телесных, эмоциональных и ментальных. Кроме того, эта практика развивает особую чувствительность, которая нужна всем, кто занимается системными техниками, проводит расстановки или участвует в них.

Проще всего начать с наблюдения ощущений тела. Когда мы проживаем обычную жизнь или участвуем в профессиональной деятельности, мы можем начать осознавать, что чувствует наше тело. И мы просто констатируем всё то, что наблюдаем. Также мы можем расширять внимание и включать в него наблюдение за эмоциями, чувствами, мыслями и тем, что происходит вокруг нас.

Существуют восемь критериев хорошего самонаблюдения:

1. Наблюдение без критики себя. Осуждение и критика исходят не из позиции наблюдателя, а являются интеллектуальным автоматизмом. Ловушка: критиковать себя.

2. Без того, чтобы себя винить, что бы мы ни пронаблюдали: гнев, агрессию, недостойное поведение. Чувство вины — это эмоциональный автоматизм. Ловушка: винить себя.

3. Без желания изменить то, что наблюдаем. Наблюдать и менять одновременно не получится. Поэтому при самонаблюдении мы только наблюдаем, но не меняем. Согласно высшим системным принципам, которые мы подробно рассмотрим позже, важно учиться давать всему правильное место, наблюдать и включать всё, что мы видим в себе таким, какое оно есть. Желать изменить — это исключение. Сначала стоит дать тому, что мы наблюдаем, время посмотреть этому в лицо.

4. Без отождествления с этим. На начальном этапе это бывает сложно, поскольку непривычно. Этому нужно дать время для того, чтобы разотождествиться с наблюдаемым. Быть в гневе — одно, а наблюдать гнев — другое. Это приходит постепенно через многократное наблюдение. Ловушка: отождествление с тем, что происходит.

5. Без того, чтобы анализировать. Анализ хорошо делать в другой момент, не в наблюдении. Анализ — это интеллектуальный автоматизм. Ловушка: анализ.

6. Наблюдать как можно точнее в трёх центрах: физическом, эмоциональном, интеллектуальном. Например, проявление гнева. В теле жар, сжатие кулаков, сжатие челюсти, желудка, выделение слюны. В эмоциях — сам гнев. В мыслях — желание ударить и сдерживаться, сравнение с кем-то. То же и с физической болью. Как можно точнее, насколько это возможно сейчас.

7. Наблюдение из всех органов чувств. Периферическое зрение, шумы, голоса, запахи, прохладно или тепло, контакт стоп с полом, бёдер со стулом.

8. Самонаблюдение как можно чаще. Повсюду и всё время. Оно не требует дополнительного времени. Но требует дополнительного усилия. Наблюдать то, что вовне и внутри. Это путь познания себя. С доброжелательностью и состраданием к самому себе.

Что даёт самонаблюдение — возможность разотождествиться и стать более свободным от внешних влияний и внутренних автоматизмов, а также встать на свой собственный путь реализации. Освободиться от всего, чем человек не является, но за что себя принимает: весь набор маленьких Я. Встретиться с истинной сущностью, которая есть внутри нас, с духовной частью, которая хочет свободы и идентификации. Чтобы ещё лучше узнать того человека, которого мы называем Я.

Процесс выхода из автоматизмов — это то, что во многих традициях называется внутренняя война, или священная война. Перестать быть автоматичным и постепенно получить свободу выбора реакций, эмоций, чувств и мыслей. Это одна из главных задач жизни. Постепенно мы можем заменить своё поведение на другое: более гармоничное, более благородное, с качествами духа. Самонаблюдение и получение возможности выбора реакций постепенно изменяет нашу психику естественным образом.

Практика связывания

Система — это силовое поле. Поля не видно, его нельзя потрогать, у нас нет органов чувств, чтобы его чувствовать напрямую. Но мы можем ощущать его проявления через последствия влияний. Это подобно радиации: у человека нет органов чувств, чтобы почувствовать радиоактивное излучение, но человек сталкивается с его последствиями через те изменения, порой болезненные, которые радиация вызывает в теле. Так и влияния силовых полей систем мы ощущаем через последствия их влияния. И такие влияния могут быть не только негативными, но и позитивными. Хорошая связь с сильными элементами системы придаёт нам сил.

Поскольку мы входим в большое количество систем, то мы всегда находимся в связи! Ощущение разделения — это одна из иллюзий. Просто связь мы не чувствуем напрямую. Качество нашей связи с разными системами разное, и оно зависит от состояния человека и его системных динамик. И связь хорошего качества позволяет нам хорошо чувствовать себя в нашей деятельности и в нашей жизни. И связь можно усиливать, делать более гармоничной, чтобы пользоваться благами своего нахождения в системах.

Связывание создаётся простой мыслью, сконцентрированной на намерении его создать. Первым делом в системных техниках и в любой другой деятельности мы предлагаем связываться с тремя столпами.

Связывание с тремя столпами

Три столпа присутствуют в любой деятельности, в любой практике и в любой традиции. Это учителя, учение и те, кто практикует.

Первый столп — это учителя, которые нас научили. Те, через кого мы получили знания в какой-то области. Например, в системных техниках. И, связываясь с ними, мы связываемся и с их учителями, и со всей цепью передачи знаний из древности до наших дней. Первый столп — это те, кто был раньше нас, кто выше — источник знания. Связь с учителями формируется во время нашего обучения, но она не прекращается после того, как мы завершили его. И практикой осознанного связывания со своими учителями, а через них — с учителями учителей и их учителями и так далее до самой древности, мы усиливаем и укрепляем нашу связь со всей цепочкой учителей до истоков знания. Для связывания мы думаем о наших учителях с уважением, благодарностью и признательностью, осознавая своё место младших по отношению к ним, место получающих знания. Так мы делаем нашу связь с учителями более гармоничной, поддерживающей.

Второй столп — это учение и его внутренняя мудрость. Мы связываемся с самим полем практики, методикой, которой владеем. Например, с методом системных техник, практикой метода расстановок в разных традициях. Поле практики формировалось до нас, оно формируется всеми, кто практикует, в него вливается весь опыт, накапливающийся в сфере, с которой мы связываемся. И мы привносим в него свой опыт, свою практику. Это поле будет и после нас. Связь с полем практики позволяет нам быть пустыми и наполненными одновременно. Нет необходимости удерживать все знания, которые нам потребуются в работе прямо сейчас. Мы обучались, много тренировались, и даже если не всё понимаем, связь с полем практики позволяет нам войти в резонанс с внутренней мудростью практики, которая превосходит нашу индивидуальную мудрость. Эта связь позволяет быть в большем доверии к методам и практикам. Эта связь позволяет нам «быть в духе новичка», быть в большем доверии к своему подсознанию и коллективному бессознательному, из которого могут прийти более хорошие решения, чем те, которые мы можем осознать своим индивидуальным сознанием. Мы также думаем с уважением, благодарностью и признательностью о поле практики, методике, знании.

Третий столп — это все, кто практикует и для кого практикуют. Это связь с равными, со всеми людьми, кто практикует учение, техники и методы. Например, с теми, кто практикует системные техники и метод расстановок. Это позволяет нам включать всех, кто находится на разных уровнях подготовки, на разном этапе своей личной практики, практикующих в разных традициях, не исключая никого. Связь с равными себе даёт ощущение принадлежности, чувство «плеча».

Связь с тремя столпами создаёт принадлежность к большему, безопасность, поддержку, силу. Это внутреннее состояние, которое можно выразить фразой: «Я не один, за мной стоят мои учителя со своей силой, рядом со мной равные практики — у меня есть поддержка, я в контакте с мудростью Учения, метода».

Сначала связывание может делаться из выгоды личности. Но со временем формируется настоящая связь высокого качества.

Создание духовного поля

Далее мы можем открыть поле системной работы, которое по своей сути тоже является связыванием. И мы связываемся с четырьмя Великими Силами и тремя Универсальными принципами.

Связывание с четырьмя Великими Силами

Человек — это дух, воплощённый в теле животного. Воплощаясь, он берёт компоненты миров, через которые проходит и «окрашивается» ими. Кратко опишем их. Важно отметить, что более высокий мир включает все предыдущие.

Мир Духа — мир источника всего. Это истинная природа человека. Дух — это божественная искра, духовная сущность человека. Она имеет ту же природу, что и её источник. Имеет три характеристики: доброта (любовь), красота (воля, созидающая сила), истина (мудрость). Это царство человека — сила индивидуализации.

Мир души — астральный мир симпатий и антипатий — все связи со всеми людьми и системами в пространстве и во времени. На этом уровне мы соединены в системы. Он определяет циклы и ритмы. Астральное тело — это душа: поле, пространство отношений с теми, кого мы знаем, знали и предками. Это царство животных — эмоции и чувства.

Эфирный мир — мир энергии — то, что даёт энергию физическому телу жить и даёт материи форму. Энергия течёт в теле через энергетические каналы. Совокупность всех энергетических каналов и чакр составляет эфирное тело. Это царство растений — сила роста.

Физический мир — мир земли и земной жизни — физическое тело. Имеет три центра: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Большинство чувств — это видоизменённые инстинкты животных: гнев, грусть, страх. На этом уровне мы разделены. Это минеральное царство.

Силы земли и земной природы представляют физический мир. Эти силы мы можем ощущать физическими органами чувств (физический центр).

Силы судьбы и индивидуальной кармы представляют астральный мир. Его мы можем понимать своими мыслями через осознание причин и следствий (интеллектуальный центр).

Силы всех душ и Великой души всех предков также представляют астральный мир. Связь со своими предками, родом. Мы можем воспринимать и понимать своими эмоциями: позитивными и негативными (эмоциональный центр).

Силы Духа Источника, откуда всё пришло и куда, возможно, всё вернётся, в свой черёд представляют духовный мир. Его мы можем понимать и чувствовать своей духовной сущностью, которая той же природы, что и Дух, который есть любовь, сострадание, радость, безмятежность и ясность. Это связь позволяет создать гармоничное новое решение.

Для связывания с четырьмя Великими Силами можно представить, что комната, в которой мы находимся, является защищённым полем, в которое мы приглашаем и символически размещаем четыре Силы, представляющие четыре мира (рисунок 1):

— Силы земли и земной природы — слева за нами.

— Силы судьбы и индивидуальной кармы — справа за нами.

— Силы всех душ и Великой души всех предков — по правую руку впереди нас.

— Силы Духа Источника — по левую руку впереди нас.

Эти силы мы можем лишь пригласить, но мы не можем им что-либо указать. Эти силы настолько превосходят человека, что перед ними мы можем только склониться. Но, склоняясь и соглашаясь с ними, мы встаём под их защиту, получаем их силу и поддержу. Мы также всегда находимся в связи с ними. Но, связываясь осознанно, мы усиливаем эту связь, делаем её более гармоничной, чтобы наши действия, эмоции и мысли были в большем согласии с этими силами, формирующими наш мир.

Рис. 1. Связывание с четырьмя Великими Силами

Связывание с тремя Универсальными принципами

И для завершения связывания и создания духовного поля мы можем связаться с тремя Универсальными принципами, или Вселенскими (от латинского universae — вселенский) принципами. В любом действии и в любом явлении присутствуют три Универсальных принципа. Это принцип ясности и мудрости, принцип любви и доброты и принцип красоты, структуры, созидающего волевого действия.

Качества духа выходят из этих трёх принципов. Принципы являются источником качеств духа. Из ясности исходит сама ясность, которая со временем становится мудростью и безмятежностью. Когда нам ясно, то мы спокойны, безмятежны.

Любовь остаётся любовью, одной из сторон которой является дружба, но ещё любовь создаёт доброжелательность или сострадание. Любовь недуальна и включает всё, позволяет всему быть.

Красота — прежде всего это структура, иерархия и порядок. Всё, что хорошо структурировано, нами воспринимается как красивое. Чтобы придать чему-то структуру, нужна воля действия. И из воли действовать рождается радость и одна из её форм — энтузиазм.

Когда эти три принципа проявлены в полной мере, то всё гармонично, красиво, наполнено энергией и смыслом. Но когда нет достаточной связи с одним или двумя принципами, то что-то становится нарушенным.

Например, когда не хватает любви. Есть ясность, понимание, есть действие, но при отсутствии любви это действие хоть и правильно, но жёстко или даже жестоко. Когда не хватает ясности, то действие есть, оно заряжено, но может происходить бессмысленно, не в нужную сторону. А когда не хватает структуры, воли, то ясно, что делать, есть энергия и желание делать, но нет самого действия.

Чтобы войти в баланс, в резонанс с тремя Универсальными принципами, чтобы в системной работе мы могли прийти к чему-то новому, красивому, гармоничному, в ясности и любви, мы связываемся с тремя Универсальными принципами. Это также делается через мысль об этих принципах и намерение быть с ними в контакте, в резонансе.

Связь с четырьмя Силами и с Универсальными принципами можно сформулировать фразой: «Я в безопасности, в гармонии со всеми мирами, я делаю то, что позволяют мне мои предки и предки клиента, то, что позволяет мне делать моя судьба и карма, и судьба, и карма клиента, я соратник созидательных сил, я доверяюсь мудрости, превосходящей моё понимание».

Резюме по практике связывания и созданию духовного поля

— Связывание создаётся простой мыслью, сконцентрированной на намерении его создать.

— Связывание с тремя столпами:

— учителя, которые научили, и вся цепь передачи знаний из древности до наших дней, те, кто был раньше, кто выше — источник знания;

— учение и его внутренняя мудрость — поле практики, методика, которой владеем — «быть в духе новичка», доверие своему подсознанию и коллективному бессознательному;

— все, кто практикует и для кого практикуют. С равными.

— Связывание с четырьмя Великими Силами и с тремя Универсальными принципами — это создание духовного поля.

— Связывание с четырьмя Великими Силами:

— Силы земли и земной природы;

— Силы судьбы и индивидуальной кармы;

— Силы всех душ и Великой души всех предков;

— Силы Духа Источника.

— Связывание с тремя Универсальными (Вселенскими) принципами:

— принцип ясности и мудрости;

— принцип любви и доброты;

— принцип красоты, структуры, созидающего волевого действия.

Вопросы по главе для самоконтроля и самоподготовки

Вопросы для самоподготовки направлены на то, чтобы акцентировать внимание обучающихся на ключевых моментах рассматриваемых тем. Такие вопросы мы будем предлагать в завершение каждой главы.

Ответьте на эти теоретические вопросы. При необходимости перечитайте материал главы.

1. Какие три элемента включает тройное обучение?

2. Что значит обучение в духе новичка?

3. Для чего расстановщику нужна практика возвращения к себе?

4. В чём смысл практики самонаблюдения?

5. Что включает практика связывания?

6. Для чего нужна практика связывания?

7. Что означает открытие (создание) духовного поля?

8. Для чего нужно открытие духовного поля в практике расстановок?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Основы системных техник. Начальный курс» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я