Книга дает исчерпывающую информацию о кошках: об их происхождении и истории одомашнивания, особенностях поведения и правильном воспитании, о стандартах пород домашних кошек и условиях участия в выставках. Книга содержит полезные советы по кормлению животных, а также по лечению наиболее распространенных заболеваний домашних кошек. Откройте для себя необыкновенный мир кошки! Если у вас уже есть кошка или вы только собираетесь ее завести – вы найдете много нового и увлекательного в этой книге. Рассчитана на широкий круг читателей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё о кошках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Происхождение, история содержания и воспитания домашней кошки
Кошка домашняя (felis catus, L., 1758) относится к отряду хищных млекопитающих (carnivora), семейству кошачьих (felidae) и роду кошек (felis). Это семейство объединяет как давно вымерших, так и ныне существующих представителей. Известно 37 видов кошачьих. Их происхождение имеет многовековую историю. Около 30–35 млн. лет тому назад достигли большого разнообразия и широкого распространения древние хищники семейства виверровых. Некоторые из них послужили исходными формами для современных видов диких и домашних кошачьих. Древним исходным и, видимо, главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать дикую североафриканскую буланую, или ливийскую, кошку Felis silvestris lybica (Форстер, 1780 г.) и пятнистую степную Felis silvestris ocreata (Гмелин, 1791 г.). Можно предположить, что отдельные породы, виды и роды кошек произошли от индийской степной Felis silvestris ornata (Грей, 1832 г.) и европейской дикой кошки Felis silvestris (Шребер, 1777 г.), не исключены и некоторые другие виды диких кошек. В диком состоянии эти кошки сохранились и до наших дней. Они распространены почти по всей Африке и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. Обитают в пустынях в зарослях черного саксаула, в кустарниках возле водоемов, в предгорьях, в горах, иногда вблизи населенных пунктов. Питаются в основном мелкими грызунами и птицами. По сравнению с домашней кошкой это довольно крупные с узким, длинным телом и длинными ногами животные преимущественно бурой масти с темными поперечными полосами. Хвост у них тонкий, заостренный. По внешнему виду похожи на сильно исхудавших домашних кошек. Приручаются легко.
В странах Западной Европы и Малой Азии распространена дикая лесная, или европейская, кошка. Живет она обычно в лесах, зарослях кустарника и тростника вдали от населенных пунктов, но иногда может поселиться на чердаке дома. Питается мелкими грызунами и птицами. Охотится по ночам. Масть серая разной интенсивности, с желтизной и темными пятнами или поперечными темными полосами. По виду ее трудно отличить от серой домашней кошки.
Она кажется более крупной (в основном из-за длинного и пышного меха), имеет толстый обрубленный на конце хвост. В отличие от дикой африканской кошки, практически не приручается, даже тогда, когда для этой цели берут котят. Численность дикой лесной кошки уменьшается из-за вырубки лесов и гибридизации с домашней кошкой, особенно одичавшей. Популяции «чистой» дикой лесной кошки, видимо, уже нет.
В пустынях, степях и лесах стран юга Азии встречается бенгальская дикая голубоглазая кошка. У нее несколько вытянутое тело, относительно длинные ноги, небольшая голова и тонкий хвост. Шерсть длинная, окраска пестрая, пятнистая. Из сохранившихся диких кошек можно назвать барханную, рыбью, черноногую, длиннохвостую, а также камышового и дальневосточного кота и других, изредка встречающихся на территории нашей страны. Считают, что некоторые разновидности диких азиатских кошек (бенгальская) и европейская лесная кошка — сородичи современной домашней кошки.
Большинство специалистов сейчас придерживаются мнения, что одомашнивание кошки произошло в долине Нила в Древнем Египте около 5000 лет до н. э. Ее предком была ливийская, или нубийская кошка, которую древние египтяне вместе с другой военной добычей привезли из древнего государства Нубия, которое в те времена находилось на территории современного Судана. Именно там была приручена дикая ливийская, она же нубийская, или степная кошка, ставшая родоначальницей всех домашних кошек на Земле.
Следовательно, домашняя кошка сопровождает человека уже более 6000 лет. Сейчас невозможно установить, кошка пришла к человеку или человек привел кошку в дом, но очевидно одно: такой симбиоз был выгоден прежде всего человеку, а не кошке.
Известно, что Древний Египет был аграрной страной, где производилось много зерна. На складах крысы и мыши наносили большой урон хлебным запасам. Египтяне видели, что из диких зверей наиболее опасны для грызунов кошки, и, возможно, по этой причине открыли им двери своих жилищ. Кошку египтяне почитали как священное животное, ибо она была символом богини ночи, плодовитости, охоты — богини Бастет. В Гелиополе бога солнца изображали наподобие кошки, глаза его сужались или расширялись в зависимости от местонахождения солнца, подобно зрачкам кошки. Кошка была взята под защиту закона. Убийство ее считалось преступлением и каралось смертной казнью (чаще всего осужденного забивали камнями). Того, кто осмелился обидеть кошку, подвергали жестоким телесным наказаниям: виновному отсекали пальцы и даже руку. Смерть этого животного была большим горем для владельца, и в знак траура он и члены его семьи сбривали брови. Кошек бальзамировали и с соответствующими почестями хоронили на специальных кладбищах или в гробницах, помещая мумии в своеобразный ящичек-гробик. Гробики изготавливались в зависимости от благосостояния семьи владельца: кошки бедняков захоранивались в деревянных ящичках, семьи побогаче делали для своих питомиц бронзовые, а богачи — даже золотые гробики. Множество кошачьих мумий археологи обнаружили в древних египетских храмах и захоронениях, а в гробницах фараонов их насчитываются тысячи. Захоронение свыше 400 тыс. искусно изготовленных мумий кошек было обнаружено при раскопках двух египетских кладбищ.
Известный австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц в своей книге «Человек находит друга» приводит описание характера дикой ливийской кошки, которая, по его утверждению, легко приручается, тогда как дикие европейские кошки (Felis silvestris) приручению не поддаются, даже если они попали в неволю совсем маленькими котятами. А вот дикая ливийская кошка, даже взрослая, настолько быстро становится ручной без всяких к тому стараний со стороны присматривающего за ней человека, что вскоре содержание ее в клетке превращается в бессмысленную жестокость. Во многих зоопарках такие кошки, прибыв туда пленницами, позже становились любимицами своих сторожей, и на них возлагались обязанности домашней кошки. Автор утверждает также, что среди его многочисленных четвероногих знакомцев нет ни одной по-настоящему дикой или пугливой степной кошки и ни единой действительно приручившейся европейской лесной дикой кошки.
Древние египтяне использовали кошку для ловли крыс и мышей, дрессировали ее для охоты на пернатых. На рисунке в одном из захоронений изображен охотник с кошкой в засаде, а также момент нападения кошки на птицу. Охотничьи инстинкты этого зверька сохранились до настоящего времени. Кошка пользуется ими при ловле мышей, иногда — во время охоты на мелкую дичь, кротов и даже зайцев.
Из Египта домашняя кошка проникла в Аравию, затем — в Индию, Юго-Восточную Азию, где встретилась с лесной бенгальской кошкой, которая, по предположению ученых, была одомашнена в этой области земного шара еще раньше нубийской, возможно, в восьмом тысячелетии до нашей эры. Помеси нубийской и бенгальской кошек дали множество гибридов.
Предположение, что одомашнивание кошки происходило не только в Египте, но и в других местах, основано на находках останков этих животных при раскопках древних поселений эпохи бронзы и неолита на территории Кавказа, Средней Азии, Индии. Многовековую давность имеют изображения домашней кошки из Иерихона. При раскопках в Анатолии (VI век до н. э.) обнаружены статуэтки женщин, занятых кормлением кошек и игрой с ними. Древнейшие наскальные рисунки этих зверьков найдены и Иордании, есть сведения о содержании домашних кошек в Месопотамии.
Как уже говорилось, смерть кошки была подлинной трагедией для всей семьи ее владельца. Для захоронения мумии своей любимицы египтяне совершали паломничество в город Бубастис, где специальные жрецы приступали к обряду похорон. Поначалу все прибывшие приносили жертвы богине Бастет, золотое изображение которой в образе кошки находилось в центре храмового комплекса. Со всех концов страны собирались толпы народа, которые стекались затем к кладбищу и под руководством жрецов хоронили мумию.
Чтобы обеспечить своей любимице достойную загробную жизнь, хозяева клали в могилу драгоценности и пищу, о чем свидетельствуют раскопки кошачьих захоронений Бубастиса. Даже самые бедные египтяне стремились захоронить свою кошку в Бубастисе, для чего им порой приходилось отдавать последнее.
Однако древние египтяне и предположить не могли, что история обойдется с культом кошки с такой непочтительностью. В 1890 году, во время освоения Англией египетских земель, практичные британцы снарядили в Александрии и отправили в Ливерпуль два специальных корабля, трюмы которых были наполнены мумиями кошек, которые впоследствии были переработаны… на удобрения!
Обожествление кошек в Египте сыграло роковую роль в истории страны. Когда персидский царь Камбис осаждал в течение долгого времени город Пелюзион, который называли «ключом к долине Нила», ему никак не удавалось взять его. Крепость не собиралась сдаваться, и Камбису пришлось применить хитрость, предложенную греческим солдатом-перебежчиком. По его совету к щитам солдат привязали живых кошек. Опасаясь задеть божественных животных, египтяне не стали метать стрелы и копья во вражеских солдат. Великолепно защищенная крепость была захвачена персами без всякого кровопролития.
Называли кошку в Древнем Египте, вероятнее всего, звукоподражательно — «мау» или «миу».
Хотя вывоз кошек в Египте был запрещен, на финикийских судах, где мореходы ценили их как умелых охотников на мышей и крыс, эти животные попали в Европу.
Но вот в Египте распространяется христианство, и отношение к кошкам в корне меняется. Кошек как порождение дьявола начинают подвергать преследованиям и уничтожать в большом количестве. Только египетские монахи-отшельники были единственными христианами в стране, которые относились к кошкам как к товарищам в их одиночестве.
Сегодня кошка в Египте снова в почете. Древнеегипетские традиции сливаются тут с исключительным уважением к кошке арабов-мусульман. Предполагалось, что пророк Магомет любил кошек и учил этому всех правоверных: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: «Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям».
Без сомнения, интересен и тот факт, что, в отличие от бедуинов (кочевых арабов), оседлые арабы издавна ценят кошек, собак же, наоборот, презирают, так учил и пророк Магомет. У оседлых же арабов, основным занятием которых было земледелие, кошка была незаменима для борьбы с грызунами, угрожающими их запасам.
Подобное противоречивое отношение к кошке существует в странах ислама и сегодня. Однако жители многих государств Востока, например магометанской Турции, создают для кошек специальные приюты, где о бездомных животных заботятся и опекают их. И все же на Востоке очень много беспризорных кошек, с которыми обращаются совершенно безжалостно.
Любопытно, что любимую кошку пророка Магомета звали Муэсса. Ей нравилось отдыхать на одеждах пророка, и когда однажды Магомет торопился на молитву, он не посмел побеспокоить свою любимицу и отрезал тот кусок одеяния, на котором она лежала.
Первое сообщение о появлении кошки в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э. Египетская кошка, попав в Европу в основном через Италию, Балканы и Причерноморье, встретилась не только с местной дикой лесной, но и с завезенными сюда одомашненными сородичами из азиатских стран. В результате появились гибриды этих форм, которые в дальнейшем послужили исходным материалом для создания современных пород кошек.
В Древнем Риме до появления кошек для борьбы с грызунами использовали змей и ласок. Но разница между этими животными и кошками состояла в том, что ни ласки, ни змеи при этом не становились домашними животными. В Индии примерно с таким же успехом для борьбы с ядовитыми змеями пользовались услугами мангустов.
Во время правления Августа, то есть на рубеже тысячелетий, Рим значительно расширил свою территорию на восток, и количество кошек в Европе, в частности в Риме, сократилось. Истинную причину этого нам, конечно, сегодня установить трудно, но можно предположить, что кошка в Древнем Риме стала символом любви к свободе и за это впала в немилость у римских цезарей и тиранов. Вместо кошек они держали при своих дворах ручных львов как символ неограниченной власти.
Но наиболее тяжкие испытания кошкам еще предстояли: в Европе наступала самая немилосердная к этим животным эпоха — эпоха христианства. С распространением христианства кошек все чаще стали отождествлять с дьявольским отродьем. В связи с чем?
Да в связи со способностью этих животных видеть в темноте, как дьявол. Тех, кто содержал дома кошек, отлучали от церкви.
Бывали, хотя и чрезвычайно редко, исключения. В некоторых местах, например, не подвергались преследованию кошки тигрового окраса, имеющие на лбу отметины в виде буквы «М». Этих тигровых кошек называли «кошками Мадонны», так как Мария в Назарете держала кошку такой окраски.
В Англии в X веке кошка была в фаворе; закон предусматривал смертную казнь за кражу ее или убийство. А вот во Франции эта же эпоха стала для кошек роковой: там ее считали чудовищем, сатаной. Тех, кто держал дома черных, а иногда и белых кошек, нередко обвиняли в сговоре с дьяволом. Многие из хозяев кошек в период средневековья были заживо сожжены вместе с их питомицами.
Римский папа Григорий Великий разрешил держать кошек в монастырях. Кошки стали не только желанными друзьями в одиноких кельях монахов и монахинь, но и помогали в борьбе с грызунами.
Однако ночные любовные игры кошек не только мешали обитателям монастырей спать, но и напоминали о запретных мирских утехах. Поэтому именно в монастырях впервые стали кастрировать котов.
Большинство суеверий было связано с черными кошками. Широко распространенное суеверие, что встреча с черной кошкой приносит несчастье, дошло до нас именно из средневековья.
Человеческое воображение и суеверный страх перед темнотой и черным цветом кошки, гиперболизировавшись, сделали кошку главным атрибутом колдовских действ. Шотландцы, например, верили, что для получения дара двойного зрения — способности видеть то, что недоступно обычным людям, — нужно сжечь на огне сорок кошек (!).
В Германии кошек считали символом супружеской измены. Неверных супругов или тех, кто совершил еще более страшный грех — убил супруга или родственника, зашивали в один мешок с кошками и топили. Последнее упоминание о таком судилище относится к 1716 году: один судья убил свою жену, за что и был зашит в мешок вместе с черной кошкой и сброшен с моста в Эльбу.
А что же кошки? А кошки, несмотря ни на какие гонения, оставались незаменимыми помощниками человека в борьбе с грызунами. Средневековый человек все же понимал это, поэтому и не истребил домашних кошек полностью. Выжить им помогло и то обстоятельство, что они прекрасно могли обходиться и без человека: выводили потомство в укромных местах, убегали от опасности. Потомство таких животных тоже вырастает пугливым.
Неоспорим тот факт, что кошку в Европе ценили за приносимую ею пользу. В качестве доказательства можно привести положения из закона кантона Цюрих в Швейцарии, принятого в 1780 году. Закон гласит, что тот, кто убьет кошку, обязан будет выплатить владельцу штраф зерном. Размер штрафа измерялся следующим образом: убитую кошку подвешивали за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и засыпали зерном, которое должно было полностью закрывать висящего зверька (примерно такой же закон ввел в древности пророк Магомет для мусульман).
Утверждают, что в Азию домашняя кошка попала из Египта. Здесь она была скрещена с индийской степной кошкой.
Существует также предположение, что европейская домашняя кошка скрещивалась с азиатской (Felis silvestris caucasica), отличающейся длинной шерстью. В результате подобных скрещиваний появились длинношерстные кошки.
Разведение домашних кошек в Китае началось за 600 лет до н. э., а в XI веке н. э. особую популярность приобрели длинношерстные породы кошек.
Поскольку в Древнем Китае грызуны, так же как и в других аграрных странах, наносили непоправимый ущерб запасам зерна, домашние кошки ценились, и хорошие стоили весьма дорого. Покупая кошку, обычно консультировались со специалистами-экспертами, которые по отдельным признакам строения тела животного определяли, насколько хорошо кошка будет ловить мышей. Кошка крупного и грузного телосложения и с большой круглой головой, напоминающей тигровую, считалась лучшей по охотничьим данным и ценилась наиболее высоко. В Древнем Китае существовал закон, гласящий, что если кошка перебежала на территорию соседа, то и принадлежать она будет хозяину этой земли. Поэтому кошек стали держать в ошейниках и на длинных поводках.
Признаков, по которым в те времена определяли охотничьи качества животного, было великое множество. Например, подсчитывали число бороздок на твердом небе. Если их было девять, то считалось, что кошка будет охотиться круглый год, если семь — то только полгода, а кошки с пятью бороздками ценились очень низко: китайцы были уверены, что такие будут охотиться всего три месяца в году.
Огромное внимание уделяли большим, хорошо развитым ушам. Считалось, что кошки с большими ушами, которые при движениях животного должны были покачиваться, отличаются хорошим слухом и постоянной готовностью к охоте. Так в Китае появились породы кошек с висячими ушами. Это достоверный признак одомашнивания, так как при отборе по признаку больших ушей наступает момент, когда уши становятся настолько тяжелыми, что превращаются в висячие.
Выбирая кошку, предпочтение отдавали животным с золотистыми и серебристыми глазами. Окрас ценился более всего пестрый, но был спрос и на однотонных — чисто черных или чисто белых. Проводилась работа по отбору тех окрасов, которые были особенно популярными. Так, например, существовал окрас с изысканным названием «черное облако на снегу», то есть черный верх и белые шея, грудь и живот. Очень популярны были кошки чисто белого цвета с черным хвостом.
Во многих городах Китая занимались разведением необычных пород кошек. Так, город Сангпан славился разведением животных, которые якобы обладали особыми охотничьими способностями. Об этих способностях свидетельствовал слегка сплюснутый на конце хвост. Ценились также кошки с длинным и тонким хвостом, а вот если у кошки был толстый и малоподвижный хвост, ее считали ленивой.
При раскопках в Китае было найдено много изображений кошек, относящихся к древним временам, — картины и скульптуры из дерева, глины, фарфора. Все это — несомненное свидетельство того, что кошки в этой стране пользовались большим уважением и почитались как полезные животные.
В VI–IX веках кошки появляются в Японии. Установлено, что попасть туда они могли только из Китая. Такое «переселение» животных связано, вероятнее всего, с распространением в Стране восходящего солнца буддизма.
Легенда гласит о том, как один монах секты тендаи после многолетнего изучения священных буддийских писаний привез из Китая в Японию на корабле множество буддийских книг и рукописей. Чтобы уберечь драгоценный груз от мышей и крыс во время плавания, он взял с собой кошку, благодаря которой рукописи в неприкосновенности приплыли в Японию. Окрас шерсти этой исторически достоверной кошки был желтоватым, и поэтому (а также в знак заслуг животного, спасшего святые реликвии) она вошла в историю и в литературу Японии как «золотая кошка». Первоначально в этой стране кошек использовали именно для охраны библиотек. Практически во всех буддийских монастырях держали кошек для защиты книг и рукописей от грызунов. Кошки сначала были редки и дороги.
В дальнейшем, в X–XI веках, кошки получают в Японии все большее распространение. В текстах «О-у-ку» и «Макура-но-соши» сообщается о том, что император Ихийо, правивший страной в 986—1011 гг., получил в подарок из Китая парочку молодых кошек. Правитель приставил к ним собственную свиту, которая готовила им еду из нежных сортов рыбы, риса и молока и подавала ее на дорогой посуде. Спать животных укладывали на шелковых подушках. По свидетельству тех же источников, на 19-й день 9-го месяца 999 года у кошек появилось первое потомство — 5 котят, к которым тут же была приставлена высокопоставленная дама-нянька.
Потомки первых императорских кошек из следующих пометов были поднесены в качестве награды наиболее отличившимся придворным, а позднее продавались за очень большие деньги; так кошки стали символом высокого общественного положения.
К чести японцев, расселившиеся по всей стране кошки продолжали пользоваться прежним уважением и почетом, в том числе и при дворе. Животные по-прежнему стоили очень дорого, их постоянно держали на поводках. Придворные кошки имели поводки, изготовленные из позолоченных нитей.
Японцы полагали, что от кошки исходит такая сила, что мыши и крысы боятся одного только вида своего врага. Поэтому люди победнее, достаток которых не позволял приобрести живую кошку, ставили дома ее изображение. Вот почему в Японии такое множество керамических и фарфоровых кошачьих статуэток.
Примерно к XII веку кошки в Японии перестали быть редкостью, они постепенно утратили ценность и почитание. Тогда же японцы начали связывать кошку со злыми силами. Пик этого суеверия приходится на XIV век, когда появилась легенда о гигантской кошке Некомата, которая жила далеко в горах и якобы насылала на людей болезни и смерть. Легенда эта дорого обошлась и домашним кошкам. Суеверные люди считали, что кошки могут превращаться в женщин, а женщины — особенно молодые и красивые — в кошек. В то время и с кошками, и с женщинами обращались с опаской, так как убивший кошку мог, не подозревая об этом, убить женщину!
Поверье о мифической кошке Некомата гласило, что у нее был раздвоенный на конце или от самого корня хвост, который и считали вместилищем всех болезней. Из-за этого суеверия домашним кошкам начали купировать хвосты, чтобы защитить свой дом от напасти.
С той же целью японцы начали работу по выведению полностью бесхвостых кошек. Встречающиеся в некоторых пометах бесхвостые котята ценились особо.
В XVII столетии, точнее, в 1602 году, японский император издает декрет, который гласит, наконец, что представление о кошках как об убийцах (вампирах), вместилищах демона совершенно несправедливо. Декрет запрещал также держать кошек на поводках и цепочках.
Кто же убедил императора издать подобный декрет? Предположительно дело было так: император устроил в своем саду торжественный прием, на котором присутствовал представитель Китая. Этого мудрого дипломата удивил тот факт, что любимая кошка императора была постоянно на поводке. Китаец не постеснялся спросить об этом самого императора, заметив, что привязанная кошка не может ловить мышей. Император возразил, что эта кошка одним своим видом наводит ужас на грызунов. В это время жена императора внезапно уронила золотую сережку, и та закатилась в щель, а появившаяся откуда ни возьмись мышь потащила драгоценность в нору. Тогда сын императора порвал поводок. Кошка набросилась на мышь и спасла сережку.
Степень правдивости этой истории, ставшей впоследствии легендой, неизвестна. Наиболее вероятной можно считать версию о том, что грызуны к тому времени расплодились в таком количестве, что японцы просто вынуждены были отпустить кошек с поводков, чтобы животные могли беспрепятственно охотиться. Так назрела необходимость в императорском указе, защищающем кошек; он способствовал также размножению и распространению этих животных.
В фольклоре древних балто-славянских народов кот, как правило, играл двойственную роль. Он мог быть воплощением героя-змееборца, то есть представителем светлых, добрых сил, но в некоторых мифах древних балтов кот действует иногда и как противник героя — победителя змея. Именно в черного кота или кошку с красными глазами превращается главный враг бога Перкунаса — черт.
В латышской мифологии черный черт с коровьими ногами, пораженный громом-молнией, обращается в черного кота, который ищет прибежище и спасение возле человека.
В славянском фольклоре герой нередко превращается в кота, например Иван Попятов из белорусской сказки. Кот в славянских сказках порой предстает в виде страшного, зловещего «Котища-вытаращи глазища», намеревающегося съесть героя. Ученый кот, ходящий «по цепи кругом» из известной пушкинской сказки, — весьма милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом — чудовищным Котом-баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает на людей зловещий смертельный сон.
Издавна кошке приписывалась мудрость, и это нашло отражение в образах сказочных ученых и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий. Например, в одной из сказок, собранных Афанасьевым, кот даже научает героя добывать огонь.
На Руси в кошке издавна видели хранительницу домашнего очага, символ уюта. Ее первую пускали в новый дом и там, где она ложилась, ставили кровать. А вот что писал о кошке К. Бальмонт:
Она проходит в комнатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.
В ее зрачках — непознанная чара,
В них фосфор и круги небесных сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленен трагический Бодлер…
Поэт имеет в виду Эдгара По и Шарля Бодлера, которые были для поэта почитаемыми учителями.
В XIX веке в литературных кругах Парижа распространилась своего рода мода на кошек. Почти все известные французские писатели того времени — Виктор Гюго, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Шарль Бодлер и другие — любили кошек, держали их и посвящали им свои произведения. Большим любителем кошек был Теофиль Готье, который написал книгу о своих кошках — одну из самых лучших книг, когда-либо о них написанных. Немало страниц в этой книге посвящено Мадам Теофиль, любимице писателя. Это была «утонченная особа», любившая духи и музыку, однако она не переносила резких звуков и заставляла замолчать бесталанного певца, прикладывая свою бархатную лапку к его губам. Теофиль Готье писал, что в манере самого Бодлера было что-то кошачье. Характер его был «свободный, несдержанный, но без малейшего вероломства, он навсегда привязывался к тому, кому однажды отдал свою независимую благосклонность».
Особой любовью во Франции пользовались длинношерстные персидские кошки. Однако Ж.-А. Пуанкаре, французский философ и ученый, окружил себя сиамскими кошками. Он писал о них: «Эта кошка остроумна, нервна, она знает, как сделать единственно правильную вещь в конкретной ситуации. Она импульсивна и игрива и ценит удачную шутку. Она с минимальными усилиями выходит из трудных положений».
В Базеле (Швейцария) Элизабет Мюллер создала оригинальный, единственный в своем роде музей кошек. Много лет она собирает все об этих удивительных животных. В музее можно увидеть множество фигурок кошек, сделанных из мрамора, металла, стекла, фарфора, а также марки, плакаты, картины с их изображением. Один зал отведен диким предкам кошки, и самым ценным экспонатом является мумия животного, возраст которой более 5 тысячелетий. Здание музея окружено скульптурами кошек.
Несмотря на многовековую историю взаимоотношений кошки с человеком, она изменилась мало. По внешнему виду домашняя кошка удивительно похожа на своих предков. Можно заметить лишь некоторые изменения в строении уха, более выраженную выпуклость височных костей, укороченную морду и вариации в окраске. Она сохранила свой гордый нрав и независимый образ жизни. Следует согласиться с мнением многих исследователей, что современную домашнюю кошку, за исключением некоторых декоративных пород, нельзя считать в полном смысле домашней, поскольку она сохраняет в неизменном виде привычки и поведение своих диких сородичей, лишь приспособив их к новым условиям жизни в доме.
Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, без особого труда находят дорогу домой. Если вернуться в прежнее жилище невозможно, они быстро приспосабливается к новым условиям и даже могут вести дикий образ жизни.
Из-за своих привычек и особенностей, очень характерных, не похожих на особенности других домашних животных (мяуканье во время течки, напоминающее детский плач, заметные изменения формы зрачков в зависимости от силы света, мягкая, бесшумная поступь и т. п.), кошка становится любимым домашним животным, но одновременно ее преследуют и изгоняют. Вспомните поговорки: «Фальшивый и лицемерный, как кошка», «Если кот дорогу перейдет, жди несчастья», «Черный кот — к несчастью» и т. д. В то же время элегантность и изящество этого животного невольно заставляют воскликнуть: «Вот это кошечка!» Время меняло взгляды людей, менялось и отношение их к кошкам. Но так или иначе, а кошка осталась с людьми, ведь еще в недалеком прошлом нужно было охранять урожай, зерно, муку, продукты питания, особенно в сельской местности, от нашествий грызунов. И кошка стала равноправным, независимым членом семьи.
Распространение домашней кошки в Европе привело к скрещиванию ее с европейской дикой кошкой. Поэтому у современных европейских короткошерстных домашних кошек часто встречается светло-коричневый окрас шерсти с полосами, что напоминает окрас дикой кошки, а некоторые коты крупных размеров очень похожи на дикую европейскую кошку. Но последний вид кошки, однако, существенно отличается от домашней формой черепа, размером мозга и скелета, длиной туловища, пищеварительного тракта, циклом течки, хотя с домашней кошкой спаривается без осложнений и результативно.
На Американский континент домашняя кошка была завезена из Европы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё о кошках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других