Мистика и реальность в Сибири. Свидетельства миссионеров. Журнал «Православный Благовестник»

Всеволод Михайлович Липатов

Мистика на севере Сибири, жизнь обычных людей в дореволюционной России и другие документальные свидетельства миссионеров опубликованные в журнале «Православный Благовестник».

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Миссионерская деятельность

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистика и реальность в Сибири. Свидетельства миссионеров. Журнал «Православный Благовестник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Миссионерская деятельность

В одном из номеров «Православного Благовестника» был опубликован список действующих православных миссий. Оказывается, география работы Миссионерского общества была весьма широка, на ее попечении находилось: «девять миссий Сибирских — Алтайская, Киргизская, Красноярская (Енисейская), Тобольская, Якутская, Иркутская, Забайкальская, Владивостокская и Благовещенская». Кроме этих православных учреждений, «в шестнадцати епархиях России с инородческим населением» работали миссионерские школы. А еще было две заграничные миссии: Японская и Северо-Американская.

Особое внимание святые отцы обращали внимание на проблемы распространения православия. Ведь Россия всегда была многоконфессиональным государством. А здесь надо вспомнить, что еще в Уставе русской Православной миссии было записано, что никаких насильственных мер для обращения в Православие не допускается. Поэтому проблем с христианизацией было хоть отбавляй. Другие религии были не столь щепетильны, вспомним хотя бы костры святой инквизиции, полыхавшие практически по всей Европе, жестокие религиозные войны. И там тоже боролись за души и умы «заблудшей паствы».

В России миссионерскую деятельность тоже развивали, но совершенно другими способами — проповедники своим примером и добрым словом, обучению инородцев грамоте на русском и местных языках, должны были приводить их в лоно Православной церкви. Для цивилизованной Европы такие действия казались неприменимыми, проще было огнем и мечом бороться с инакомыслием, тем более в таком тонком деле, как религия. Вот вам еще одно различие между «варварской и дикой» Россией и «просвещенной» Европой.

Поэтому русское миссионерство всегда напоминало «едва держащееся здание», особенно после Высочайшего Указа от 17 апреля 1905 года, в котором говорилось о веротерпимости. После его выхода, многие миссионеры в Тобольске были даже уверены, что миссионерское дело неминуемо погибнет. Но игумен Иринарх, в своей статье «Указ 17 апреля о веротерпимости и Обдорская миссия» вполне резонно им возражал:

«На самом деле указ 17 апреля вовсе не тревожит нас и не беспокоит. Он имеет свое значение лишь там, где применялось насилие над свободой совести инородцев. У нас же более чем где-либо допускалась так называемая веротерпимость и признавалась свобода совести, не смотря на то, что миссия, судя по истории ее, должны была действовать часто на самоедов и остяков путем насилия, нравственного гнета и давления.

За успех распространения христианства в обдорском крае мы не тревожимся ныне, как не беспокоились и прежде. Мы не заманивали инородцев язычников в церковь и не навязывали им принятие святой веры. Святая вера наша, как таковая, сама всегда привлекает исповедующих темное шаманство, не признающее Бога Любви. И язычники инородцы постоянно идут к нам сами, прося просвещения истинами веры православной и требуя святого крещения. В сем воля Божия и мы миссионеры исполнители ее.

Не даст ли, однако, указ 17 апреля поводов инородцам христианам к отпадению от святой веры? Конечно, даст, но только отщепенцам, в каковых не было недостатка и раньше. Что было прежде, то и теперь будет. Но мы бодро глядим вперед на миссионерское дело, которому, глубоко убеждены, не умалиться, а множиться отныне предстоит все больше и крепче».

И через пять лет, основополагающие принципы о Православном миссионерстве, публикуемые в «Православном Благовестнике», не изменились.

«Обнародованный закон о веротерпимости не снимает с нас обязанности помогать и содействовать приобретению новых чад Христовой церкви, по заповеди Спасителя, пославшего Своих апостолов учить и крестить… Православная миссия, проповедуя учение Христово, не употребляет никаких внешних, а тем более насильственных мер и средств для обращения в веру Христову, предоставляя это дело доброму произволению и совести каждого и всесильному действию Божией благодати».

Здесь хочется заметить, что миссионерство в Сибири всегда держалось на плечах энтузиастов, от государства помощи было немного. В основном это были указы и советы. Кстати, Петр I в своем Регламенте даже здесь смог ввести единые правила, несмотря на то, что условия путешествий в разных регионах Сибири отличались.

Для примера представляю небольшой отрывок из отчета архиепископа Томского Макария во время его зимней поездки по епархии, состоявшейся в 1906 году.

«Обыкновенно архиереи совершают свои поездки для обозрения епархии раз в год и притом в летнее время. Время это для ревизии церквей рекомендуется и регламентом Петра Великого. Зимнее время признавалось неудобным: „ибо и епископ, и церкви посещаемые на корм и иные нужды издержать (зимою) более, чем летом“. Эти излишние расходы и потому еще заставляли архиереев уклоняться от зимних поездок, что в XVIII и начале XIX веков они обязаны были производить обозрение епархии на собственный свой счет. Хотя с соизволения Государя Императора Николая Павловича с февраля 1828 года стали им ежегодно отпускаться из казны прогонные деньги для этих разъездов, но, по установившейся практике, обуславливаемой и известными удобствами, редко в какой епархии архиерей отваживался в зимнюю стужу и морозы предпринять путешествие, как сопряженное со многими неизбежными в такую пору лишениями, затруднениями и неудобствами».

Хотелось бы обратить внимание, что в Тобольской епархии священники «злостно нарушали» императорский Регламент, путешествуя по Ямалу и зимой и летом, приспосабливаясь к природным условиям и к кочевому образу жизни инородцев. Это давало им больше возможностей для влияния на кочевников, так как «сидящих по своим юртам» было немного.

Но времена и обстоятельства на рубеже XIX — XX веков стали резко меняться, о чем с грустью было замечено, тем же архиепископом Макарием.

«Раньше главною заботою или целью святителей при обозрении церквей было — поощрять пастырей добрых и исправных, вразумлять и вселять страх в нерадивых и беспечных и вообще убедиться лично на месте в благоповедении и исправности по службе подчиненного духовенства. Ныне задача усложнилась. Предоставленные правительством народу разные свободы, религиозные и гражданские, вскрыли много недостатков в православной пастве. Книжные люди, или интеллигенты, успели поколебать в сознании народа самые основы религиозно-нравственной жизни и даже привить ему понятия, не имеющие ничего общего с христианством и его вековечными идеалами. Под руководством тех же сердобольных печальников и либеральная печать не мало поусердствовала над этим делом, в частности над подрывом в народе доверия к своим пастырям. Настала тяжелая пора для духовенства: борьба с крамолой.

В прошлом году преосвященный, бывший в конце июля в Бийске, выразил в соборе гражданам свои чувства удовольствия по поводу их тихой и мирной жизни, проводимой всеми в благодетельном труде и производительной работе. Не прошло и полугода, и в общественном настроении граждан произошла большая и нежданная перемена. Вместо «исхождения на дело свое и делание до вечера» некоторые домысленные из них проявили открытое сопротивление местным властям и даже насильственное, грубое противодействие их распоряжениям. Заправляла движением, и тон всему задавала, небольшая кучка пресловутых «интеллигентов», и разными подтасовками и клеветами увлекла за собою, из среды низшего и среднего слоев населения, многих простодушных граждан, не понимающих ни цели, ни смысла затеянной демонстрации. Не оставлена была в покое и миссия: под влиянием отчасти той же мятежной агитации некоторыми выскочками в Думе был возбужден вопрос о неправильности субсидии в 500 рублей, на содержание дома, ассигнуемой Бийскому викарию, начальнику миссии. Пособие это отпускалось в течение 26 лет, из года в год, не было ни разговоров, ни споров в Думе, главным образом потому, что само открытие викариатства в городе Бийске последовало на основании обязательства городской Думы давать каждый год означенное вспомоществование архиерейскому дому. Ныне Дума вычеркнула из сметы эту статью расхода. Двойное горе святителю: расстройство в православной Бийской пастве и новое затруднение в хозяйственном положении миссии».

О влиянии интеллигенции писали и другие миссионеры. В рубрике «Известия и заметки» в 1907 году была опубликована весьма тревожная заметка. Конечно, оценивать ее можно по-разному, в зависимости от занимаемых позиций. С одной стороны революционеры смогли увидеть реальный результат своей подрывной работы, а с другой — церковники били тревогу, бессильно наблюдая, как все их проповеднические достижения неотвратимо рушатся, и результат всей многовековой работы становится никому не нужным. Вернее, некоторыми их достижениями ловко пользуются борцы за новое счастье. И хотя события происходят в Чувашии, но такое же положение дел начало складываться во всей Российской империи.

«За последние два года среди крещенных и некрещеных инородцев ведется сильная пропаганда со стороны революционеров, преимущественно посредством распространения печатных книг и брошюр на родном языке. Особенно сильной пропаганде подвергаются чуваши; молодая чувашская интеллигенция образовала особый кружок, руководители которого стремятся ввести в дело образования чувашей новые основы — основы социально-политические, что видно из издаваемых печатных произведений. Средства на издания своих произведений кружок получает от комитета социал-революционеров.

Инородческим священникам-миссионерам совершенно необходимо всеми силами противодействовать деятельности революционеров, старающихся погубить то великое и святое дело, которое было основано Н. И. Ильминским при высоком покровительстве К. П. Победоносцева.

Нужно бы изыскать средства на издание книг и брошюр на чувашском языке против учения революционеров и принять другие меры борьбы с этим великим злом».

Оценивать воздействие интеллигенции на умы граждан можно по-разному. Отметим, что служители культа и здесь дают дельные советы, как выйти из создавшегося положения. Но это тема для отдельного разговора. Вернемся к обзору «Православного Благовестника».

Миссионеры обращали внимание властей и на другие острые проблемы. Например, о китайском засилье в Уссурийском крае. После проверки обнаружились тревожащие факты. Проверяющие, прямо указывали властям, что экономически всем краем владеет желтая раса, и потому необходимо, как можно скорее, китайцев оттуда выселять.

«Инородцы нашего Приамурья, почти совершенно окитаились, все китайское называют своим, а в китайцах видят своих господ, которым они обязаны во всем подчиняться. Нельзя не пожалеть, что русская административная власть индифферентно относится к инородцам тайги, не интересуется их судьбою и почти никогда не заглядывает к ним. Вот в этом индифферентизме русской власти к инородцам и кроются главные причины полного подчинения их китайцам. В русской тайге царит и господствует над инородцем китаец. Он там власть, сила, авторитет, все же русское, начиная с самих русских администраторов, не пользуется ни уважением, ни доверием, ни авторитетом у местных инородцев. Торговля и экономические связи инородца с китайцами дают во всем страшный перевес китайцу и мешают ассимиляции инородца с русскими. Мы владеем Уссурийским краем более 50 лет, но все-таки тайги его не посещали и не посещаем, судьбою несчастных инородцев не интересуемся, и тем самым как бы покровительствуем китайцам в их насилии над этими бедными пасынками природы. Хитрый китаец все это понял и в свою пользу объяснил неразвитому и недалекому дикарю, что русские так поступают по бессилию, что они боятся китайцев, чрез что, понятно, еще более окружили ореолом свое хищническое величие и безнаказанно продолжают закабалять инородцев и творить над ними суд и расправу…

Суд и расправа, вплоть до смертной казни, чинимые китайцами, укрепляют в последних мысль, что китайские дзин-гуя для них все, сильнее русской власти. Местные русские аборигены передают, что престиж русских и русской власти окончательно подорван китайцами в тайге.

Входит, например, китаец в юрту инородца и последний униженно ему кланяется, на что китаец отвечает ему легким кивком головы. При входе русского инородец не проявляет такого внимания. Очевидно, китайца он не только страшится, но и питает к нему за его силу известное, хотя бы и трусливое, почтение.

Китайцы ни перед чем не останавливаются, чтобы подорвать престиж русских и русской власти в глазах инородцев. Они усердно распространяют среди инородцев слухи, что русские собираются обратить их в православие, обложить их промыслы высокими налогами, запретить ловлю рыбы, отыскивать женьшень, и собираются брать инородцев, особенно грамотных, в солдаты. Этим они достигают того, что инородцы считают русских за притеснителей, и внедряется постепенно враждебность к русской грамоте. Китайцы упорно мешают проникать в среду инородцев русской культуре, языку, религии и т.п., другими словами — мешают ассимиляции инородцев с русскими. Насколько пришлые китайцы сумели успешно окитаить инородцев, это видно из того, что гольды и орочоны празднуют уже китайский новый год, почитают маньчжурского бога «мяу», а их шаманы заимствовали многое от маньчжурских шаманов».

Если не знать, что эта заметка была опубликована в 1908 году, то можно легко себе представить, что это современный новостной сюжет с Дальнего Востока. Есть о чем задуматься, и вспомнить, что во времена Советской власти, границы все же были на надежном замке. Во всяком случае, такого засилья китайцами не наблюдалось. Хотя история взаимоотношений с китайцами началась задолго до этого. Сразу после похода Ермака, когда царь Иван IV Грозный узнал о вновь присоединенных Сибирских «землицах», то был весьма рассержен и испуган, так как боялся войны с загадочным соседом Китаем. У больного царя возникло сильное опасение, что в далекой и неизвестной стране будут сильно возражать против столь сильного продвижения русских на восток. Но обошлось. Китайцы пошли другим путем.

Вообще-то жизнь у миссионеров была далеко не сахар. И можно только поражаться духу и воле таких людей, не просто выживающих, но еще проповедующих святую веру у язычников. Особенно сильное впечатление производит цикл статей камчатского миссионера иеромонаха Нестора. Сейчас даже трудно себе представить, в каких невыносимых условиях приходилось ему жить на Камчатке, и при этом сохраняя присутствие духа. Нестор в своих статьях безыскусно описывал свое тяжкое житье-бытье в суровом крае.

«Не буду скрывать: живется мне очень тяжело. Холод здесь просто невозможный! В 28 — 30 градусов холода здесь говорят, что еще тепло, но сейчас 45 — 48 градусов; это — уж такая некультурность, что я от холода чуть не задыхаюсь. Когда выхожу на улицу, то на себя надеваю оленью шкуру — кулянку, на голову — малахай, на ноги — торбасы и превращаюсь в камчадала. Мое ежедневное меню не разнообразно: оленина сырая, мерзлая строганина, рыба — нельма. По дороге в ближайшие селения встречаюсь с волками, медведями, а однажды видел самого господина соболя: это — наш аристократ и стоит уже 120 рублей, а два года тому назад его цена была — 4 — 7 рублей… американцы очень скупают соболиные меха.

В Гижиге (том селении, где я живу) народ — русский и страшно изленившийся.

Часто я хожу по домам и заставляю работать. Спасибо и за то, что слушают и не сердятся. Вообще любят проповеди и чрез проповедь, я кое-чего успел достигнуть. Борюсь против грехов с нарушением седьмой заповеди. Тут самые невозможные разновидности!..

Потом здесь развито самое разнообразное употребление табака: курят, нюхают, кладут в зубы и на зубы и в нос — и мужчины, и женщины, и дети с 8 лет!

Теперь послушались: бросают это удовольствие.

22 октября я совершал крестный ход в селение Кушку с тем Казанским образом Божией Матери, которым камчатскую миссию благословил архиепископ Димитрий. Но праздник вышел не очень праздничный: на голодный желудок плохо праздновать. Я уже писал, что весь Гижинский округ постигло великое бедствие: наводнение уничтожило у инородцев всю рыбу и корм для собак, даже одежду. Я уже писал о вопиющем голоде. И хоть бы нашелся добрый человек помочь горю, хоть бы одеть чем-нибудь этих несчастных! А то приезжаю в юрту, — вся семья буквально голая и все плачут… И я плачу, но от этого никому не легче. Ведь 48 градусов морозу, а тунгусы голыми сидят в юртах, а юрта — это страшная, темная яма. Это просто ад какой-то, только холодный. Эта юрта-яма вырыта на 1 ½ сажени в глубину и довольно просторная. Вход в нее следующий: сверху дыра в аршин величиною и в нее продето бревно, вертикально упирающееся в земляной пол юрты. Вокруг бревна на полу разложен костер. И вот кому угодно попасть в юрту, должен сесть верхом на это бревно и спуститься вниз… Удобство маленькое.

Греться можно только у костра; земля — это стены юрты, лед и вовсе промерзлая масса!

Если камчадалам не будет оказана основательная помощь, Камчатка запустеет запустением вечным, — пока японцы ею не завладеют. Туземцы же так ослаблены голодом и болезнями, что мрут, как мухи.

Напишите где-нибудь о несчастных камчадалах: неужели вопли и стоны голодных и холодных не услышит ни одна душа христианская?

Лично я чувствую себя скверно в отношении здоровья. Во время одной поездки я попал в страшный снежный буран. Отсиживаясь три дня в сугробе, и я простудил себе голову. Теперь в голове страшные боли — до сумасшествия. Сначала совсем даже оглох, теперь одно ухо слышит уже. И за то, слава Богу. Потом ноги стали отекать, появились какие-то синие пятна. Не знаю, что дальше будет; не посинеть бы вовсе. Но какие здесь ужасные бураны! На один шаг ровно ничего не видно! И эта снежная стена сразу точно придавливает людей. Меня в один миг забросало с ног до головы снегом. Только и успевал руками отгребать сугроб над головою. И сидели впроголодь три дня под снегом вместе с собаками, которые тоже соблюдали строгую диету.

Отдыхаю только за богослужением. Служба у нас хорошая, и длинная и частая, — я часто читаю акафисты, которые всем нравятся.

Несчастие мое: мои сотрудники! Все расстраивают… церковь же моя освящена епископом Иннокентием, впоследствии митрополитом, — в 1844 году.

На высокой горе, называемой «Бабушка», митрополит Иннокентий собственноручно водрузил крест. Это — наша святыня. Вспомните меня на Святой Пасхе и пожалейте: и красного яйца у меня нынче не будет, — не как у всех православных христиан!

Немного вернусь к нашему наводнению. Здесь размыло много могил, и все покойники оказались нетленными, — как замерзли поверх земли, так на веки и остались ледяными глыбами…

Не хотел бы я такого нетления. Хоть бы умереть-то в своей России — без камчатского нетления.

Простите. Помолитесь и за меня.

Это письмо пишу и отправляю совершенно неожиданно. Из Гижиги обычная почта ушла 20-го января, а 26-го прибыл нарочный из Петропавловска.

Голод, оказывается, и там страшный. Нарочный едет через Охотск во Владивосток с экстренным докладом к высшему начальству о том, что приехавшие в Петропавловск переселенцы от климата и голода помирают и что провизию необходимо доставить с первыми пароходами. Да, с голодом везде еще можно бороться, но в Камчатке голод — это совсем худо: рыбы нет, хлеба не существует, оленины не достать, дорог никаких! Для голодающих один исход: смерть; и чем больше борьбы с нею, тем более страданий. В 1901 году здесь вымирали целые семьи. Вообще здешний край для непривычных переселенцев — верная могила».

Иеромонах Нестор жаловался не только на климат и голод, на безбожников-язычников и русских, нарушавших основные заповеди. Доставалось ему и от властей. Он лишь констатировал факты. Но картина местной жизни открывается, мягко говоря, удручающей.

В одной из своих статей проповедник вспоминал молодого учителя, только что приехавшего на Камчатку. Предыдущего педагога уволили за нехорошее поведение, Нестор не уточнял за что. Кстати, я заметил одну особенность в статьях миссионеров. Они никогда впрямую не говорят, что такого натворил человек, ограничиваясь лишь намеками, зачастую даже не называя его имени. И можно лишь косвенно предположить, дочитав публикацию до конца, что в данном случае, бывший учитель вел беспутный образ жизни, мало уделяя своего времени учению детей, зато, активно общался с криминальными элементами — ссыльными, которых здесь было предостаточно. Выгнанный учитель решил свою злобу за увольнение, выместить на сменившем коллеге. Тот приехал вместе с Нестором, возвращавшимся из командировки. Иеромонах был приятно удивлен воспитанием и образованием нового учителя, они сдружились, и потому оказывал ему всемерную помощь, когда тот обустраивался на новом месте. Но спокойной жизни у преподавателя не получилось. Его предшественник подговорил местных ссыльных, и они несколько раз избивали учителя, угрожали ему оружием и даже врывались в класс во время урока. Нестор жаловался местным и окружным властям, но те закрывали глаза. Зато после писем церковнослужителя начальникам, бандиты совсем распоясались, угрожая кровавой расправой даже Нестору. Поэтому он перебрался к своему другу в школу, чтобы вместе достойно встречать несчастия. Дело дошло даже до того, что местные казаки на свой страх и риск организовали вооруженную защиту учителю, но окружной воевода начал им угрожать наказанием, мотивируя это тем, что он здесь самый главный начальник, а не какой-то там поп. Все закончилось тем, что бандитствующего учителя и его подручных-ссыльных выслали из Гижиги по другим поселениям края.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Миссионерская деятельность

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистика и реальность в Сибири. Свидетельства миссионеров. Журнал «Православный Благовестник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я