Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.). Стенографический отчет

Группа авторов, 2018

Съезд народных депутатов СССР – высший орган государственной власти СССР в 1988–1991 гг. Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР проходил со 2 по 5 сентября 1991 г. – в период, когда уже было очевидно, что страна перестанет существовать, но хрупкая надежда на его сохранение все-таки оставалась. И в первую очередь эта надежда возлагалась на Съезд народных депутатов. Однако Съезд не смог уберечь СССР и открыл путь к «Беловежским соглашениям». Кто пытался сохранить Союз, а кто выступал за его ликвидацию? Был ли Союз обречен? Какую позицию занял Президент СССР? Время обратиться к источнику… Публикуется по: газета «Известия» от 03.09.1991 № 210 (23476); газета «Известия» от 04.09.1991 № 211 (23477); газета «Известия» от 05.09.1991 № 212 (23478); газета «Известия» от 06.09.1991 № 213 (23479).

Оглавление

  • Внеочередной Пятый Съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.). Стенографический отчет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Лукашевич Д. А., составитель, 2018

© ООО «ТД Алгоритм», 2018

* * *

Внеочередной Пятый Съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.)

Стенографический отчет

Утреннее заседание 2 сентября 1991 года

Кремлевский Дворец съездов. 10 часов.

Председательствует Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР И. Д. Лаптев.

Председательствующий. Уважаемые народные депутаты, уважаемый Президент СССР, дорогие гости, соотечественники! Тяжело переживает и преодолевает наша страна последствия того политического злодейства, которое совершили люди, призванные как раз для того, чтобы защищать и оберегать эту страну. С каждым днем становятся яснее и главные движущие силы государственного переворота, и его чудовищные цели. Но с каждым днем яснее видится, глубже понимается и значение мужественного подвига тех, кто встал на защиту нашей не окрепшей еще демократии, нашей свободы. Не все они могут сегодня порадоваться победе над силами зла и реакции, ибо отдали во имя этой победы свою жизнь, которая у них, в общем-то, только начиналась. Почтим их светлую память минутой молчания. (Все встают.) Прошу садиться.

Вчера к 20 часам служба регистрации сообщила, что на Съезд прибыли 1616 народных депутатов СССР. Сегодня получено сообщение, что зарегистрировались уже 1900 депутатов. Это дает возможность мне объявить внеочередной Пятый Съезд народных депутатов СССР открытым.

Хотел бы при этом подчеркнуть, что наш внеочередной Съезд является Съездом чрезвычайным в полной смысле этого слова. В силу данного обстоятельства Президиуму, который будет вести заседания Съезда, придется не раз отступать от привычных стереотипов проведения таких Съездов. Одно из таких отступлений я должен сделать немедленно.

Как вы знаете, вчера состоялась встреча Президента СССР с Президентами, Председателями Верховных Советов, другими руководящими деятелями одиннадцати республик. Участники этой встречи выработали и подписали специальное Заявление, обращенное к нашему Съезду. Руководители республик уполномочили меня предоставить слово для зачтения текста Заявления Президенту Казахстана Н. А. Назарбаеву. Прошу Вас, Нурсултан Абишевич.

Назарбаев Н. А., Президент Казахской ССР (Алма-Атинский — Илийский территориальный избирательный округ, Алма-Атинская область). Уважаемые народные депутаты! По уполномочию Президента СССР и высших руководителей десяти республик оглашаю выработанное вчера, сегодня ночью и утром Заявление.

В связи с этим Заявлением, уважаемые народные депутаты, вам будет роздано второе заявление — о порядке нашей работы, которое тоже подписано всеми названными высшими руководителями.

Первое. Учитывая ситуацию, время, в которое мы проводим Съезд, вносится предложение провести Съезд в течение трех дней.

Второе. В повестку дня включить вопрос — Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, рассмотреть предлагаемые меры, принять соответствующее решение. После перерыва, который будет сейчас объявлен для обсуждения Заявления в депутациях, Съезду предлагается избрать рабочий Президиум в составе Президента СССР, глав или представителей республик. На первом заседании поручить председательство Президенту СССР М. С. Горбачеву, а потом — в порядке очередности. Благодарю за внимание.

Председательствующий. Товарищи депутаты, по предложению руководителей республик и по согласованию с руководителями палат значение данного Заявления представляется таким, что до его обсуждения необходимо объявить перерыв, для того чтобы депутаты могли ознакомиться с ним и выработать позицию. Депутации собираются, России — в Доме Советов, Украины — в Зале заседаний палат Верховного Совета, а остальные — в постпредствах своих республик.

Объявляется перерыв до 14 часов.

Дневное заседание 2 сентября 1991 года

Кремлевский Дворец съездов, 14 часов.

Председательствует Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР И. Д. Лаптев.

Председательствующий. Уважаемые народные депутаты! Прошу занять свои места и зарегистрироваться. Режим регистрации включен. Надеюсь, все помнят, что нужно вставить карточку и нажать одну из кнопок, желательно зеленую. Итак, кворум имеется, и мы можем принимать решения.

Результаты регистрации

Зарегистрировано 1780 народных депутатов СССР.

Кворум есть.

Если кто-то не успел зарегистрироваться, мы перед голосованием проведем регистрацию еще раз.

Прежде чем предоставить слово тем товарищам, которые будут выступать от имени депутаций республик (во всех республиканских депутациях прошли бурные обсуждения), нам необходимо образовать рабочие органы Съезда. Собственно, мы продолжаем открытие Съезда.

В первую очередь речь идет о рабочем Президиуме Съезда. Предложение о рабочем Президиуме Съезда внес депутат Назарбаев — вы все это слышали. Кто за то, чтобы согласиться с этим предложением и утвердить рабочий Президиум Съезда в составе Президента СССР, глав или представителей республик, прошу проголосовать. Президиум сформирован.

Результаты голосования

Прошу Президента СССР, представителей республик пройти в президиум. Приступаем к рассмотрению вопроса о Секретариате Съезда — список у вас есть. Давайте договоримся так: сначала проголосуем этот список, а если будут дополнения, мы эти дополнения внесем.

Кто за то, чтобы утвердить Секретариат Съезда согласно тому списку, который у вас на руках, прошу проголосовать. В предложенном списке — депутаты от республик, автономных образований, депутатских групп. Многие из них имеют уже опыт работы в составе Секретариата. Принимается.

Результаты голосования

Есть дополнительные предложения по Секретариату Съезда? Нет. Передаем Секретариату все вопросы организационного ведения Съезда. Он будет работать в помещении Дипломатического фойе — на третьем этаже, справа. В зале будет постоянно находиться дежурный представитель Секретариата.

Наконец, нам необходимо избрать ещё одну рабочую группу Съезда (её список тоже у вас на руках) — группу народных депутатов для контроля за работой электронной системы подсчета голосов. Кто за то, чтобы избрать эту рабочую группу, прошу проголосовать. Решение принято.

Результаты голосования

Вносилось предложение, чтобы первое заседание нашего Съезда вел Президент СССР М. С. Горбачев. Нет возражений? Прошу занять председательское место, Михаил Сергеевич.

Председательствует Президент СССР М. С. Горбачев.

Председательствующий. Продолжим работу нашего Съезда. Надеюсь, мы будем двигаться вперед, слушая друг друга и вырабатывая согласованные позиции. Никакие демонстрации, демонстративные претензии, выкрики я воспринимать не буду. Если кто-то хочет просто сорвать наш Съезд, он будет это делать. Если он будет готов сотрудничать, то Президиум (я высказываю общую точку зрения) будет сотрудничать конструктивно, и мы будем решать все вопросы.

Слово — депутату Алексееву. А затем я буду давать слово представителям республик.

Алексеев С. С., Председатель Комитета конституционного надзора СССР. Уважаемые народные депутаты, уважаемый Президент, товарищи! Прежде всего выражаю сожаление, что до перерыва был нарушен Регламент, что дало повод давать произвольные толкования очень важным для страны процессам, идущим в настоящее время.

Второе. Суть моего несостоявшегося утреннего заявления заключалась в том, чтобы поручить Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и правопорядку с участием нашего Комитета (потому что нашему Комитету Съезд поручить не может, хотя мы готовы выполнить любые поручения по данному пункту) провести юридическую экспертизу выдвинутых предложений, их юридическую проработку и в самый кратчайший срок представить Съезду документы в юридически отработанном виде, чтобы вести предметный, четкий разговор. Хотя такого поручения не было, наш Комитет готов уже сделать заявление, думаю, и другие подразделения Верховного Совета в этом отношении работали. Я к этому еще вернусь.

Теперь по существу, самое главное. Комитет конституционного надзора СССР со всей определенностью поддерживает Заявление. Будем говорить начистоту: наш Союз находился не просто на грани развала, а уже находился в состоянии развала. Мы находились в состоянии, близком к состоянию Югославии. И я полагаю, что это решение является единственным, если отбросить то несостоявшееся, которое отверг весь народ. Другого пути у нас нет. Есть существенное продвижение вперед. Представители Армении, Украины сидят за столом в Президиуме — это уже великое достижение.

Мы должны осознать, что после путча страна стала другой — уже началась настоящая революция. Не аппаратная, а реальная — по существу, реальная перестройка. Так расчистим поле, дадим все возможности для этого!

В частности, хотел бы вернуться к моему заявлению, сделанному на сессии Верховного Совета. Я не подавал в отставку, а говорил о том, что мы, должностные лица, должны расчистить это поле, должны уйти в отставку. Я готов это сделать сразу. Так давайте мы тоже пойдем по этому пути.

Многие вопросы, которые нам сейчас предложены, в достаточной степени не отработаны юридически (согласование органов, порядок изменения Конституции). Поэтому предлагаю вернуться к тому положению и дать поручение Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и правопорядку. Мы готовы внести соответствующее предложение, участвовать в этом процессе, чтобы завтра уже были розданы на этот счет документы.

И последнее — мое обращение к народным депутатам. Мы, в общем, за это время работы достаточно узнали друг друга. Были у нас и сложные моменты. Среди нас есть всякие люди. Есть у нас и наносное, есть что-то глубинное, сущностное, идущее от сердца. Вот к этому сердцу я и обращаюсь.

Друзья мои, настал час истины! Будем выше своих личных и корпоративных интересов. Мы в долгу перед Родиной и должны сейчас принимать мужественные, гражданственно-ответственные решения. Призываю вас к этому. (Аплодисменты.)

Председательствующий. От Российской Федерации слово предоставляется депутату Собчаку.

Собчак А. А., мэр города Ленинграда (Василеостровский территориальный избирательный округ, г. Ленинград). Уважаемые товарищи депутаты! На заседании народных депутатов СССР от России было принято следующее решение: поддержать заявление Президента СССР и высших должностных лиц республик о мерах по стабилизации ситуации и созданию новых государственных структур на переходный период; принять меры, предложенные в Заявлении, за основу и продолжать работу над созданием тех структур переходного периода, которые остановили бы неконтролируемый развал страны, позволили бы создать единое экономическое пространство путем незамедлительного заключения экономического союза, создать единое военно-стратегическое пространство путем заключения соответствующего соглашения о мерах по коллективной безопасности и реформе армии и единое политическое пространство путем принятия Декларации о правах гражданина и человека, независимо от национальности, места проживания, принадлежности к той или иной партии, политических взглядов и так далее. Вот эти положения депутаты от России практически единогласно (против было только восемь) одобрили, о чем просили сообщить Съезду. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Щербаку.

Щербак Ю. Н., министр охраны окружающей природной среды Украинской ССР (Шевченковский территориальный избирательный округ, г. Киев). Товарищи депутаты, выступая по поручению народных депутатов СССР от Украины, я считаю необходимым заявить следующее. Подавляющим большинством голосов депутаты от Украины поддержали повестку дня и регламент Съезда, предложенные Президентом СССР и руководителями республик. Поддержано также предложение о проведении Съезда в течение трех дней, но мы просим четвертый день считать резервным.

Делегация Украины в целом поддержала Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик. При обсуждении, правда, высказывались самые крайние точки зрения, однако мнение большинства сводилось к поддержанию замечаний, сформулированных Председателем Верховного Совета Украины Л. М. Кравчуком. По мнению депутатов, они в недостаточной степени учтены в Заявлении, зачитанном товарищем Назарбаевым.

В частности, мы считаем, что вопросы политического устройства того межгосударственного объединения, которое может возникнуть на месте бывшего Союза ССР, не следует прорабатывать на нынешнем Съезде народных депутатов СССР. Мы не должны становиться рабами каких-либо умозрительных схем. На первое место должны быть поставлены вопросы жизнеобеспечения населения и поддержания функционирования экономики в переходный период. Поэтому мы целиком и полностью поддерживаем обсуждение экономических вопросов и немедленное заключение экономического соглашения.

Наиболее существенные возражения вызвала идея разработки проекта Конституции Союза Суверенных Государств. Мы считаем, что факт образования независимых государств, в том числе и Украины, обладающих своими конституциями или разрабатывающих их, сам по себе снимает необходимость принятия еще одной конституционной надстройки. В то же время предлагалось на переходный период разработать регламент межгосударственных отношений, подобный процедурам Европейского сообщества. Была высказана важная мысль о необходимости временного ограничения переходного периода до конца 1992 года.

По аналогии с Хельсинкским совещанием предлагалось провести совещание по безопасности в геополитическом пространстве прежнего СССР. Большое внимание уделено вопросам обороны, коллективной безопасности. Депутаты согласились с тем, что это чрезвычайно важные вопросы и их надо немедленно обсуждать. Подчеркивалось, что полное единство необходимо только в вопросах военно-стратегического порядка, при этом необходимо учитывать стремление Украины стать безъядерной зоной. При общем согласии с вопросом о необходимости формирования Совета представителей народных депутатов возникла напряженная дискуссия по механизму избрания депутатов в этот орган.

При обсуждении вопроса о свободном экономическом пространстве было констатировано, что в условиях развала денежно-финансовой системы Союза единственным реальным путем защиты интересов Украины является создание собственной денежной системы. Необходимо срочно начать переговоры о золотовалютном запасе и обязательствах по долгам.

В заключение хочу сказать следующее. Мы поддерживаем Президента СССР М. С. Горбачева, его надо оградить от нападок и ни в коем случае не допустить освобождения его от занимаемой должности здесь, на Съезде.

Председательствующий. От Белоруссии кому дать слово? Пожалуйста, депутат Шушкевич — исполняющий обязанности Председателя Верховного Совета Белоруссии.

Шушкевич С. С., Первый заместитель Председателя Верховного Совета Белорусской ССР (Минский — Московский территориальный избирательный округ, Белорусская ССР). Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты, гости! Предложения Белоруссии фактически перекликаются с теми, которые высказал представитель Украины, поэтому не буду на них останавливаться.

Мы считаем, что Заявление надо принять за основу и рассмотреть его на Съезде. Необходимо поставить вопрос о признании Съездом народных депутатов СССР деклараций о независимости республик. В частности, предлагаем поставить вопрос о признании Декларации о независимости Белорусской Советской Социалистической Республики. На прошедшей внеочередной сессии был подтвержден конституционный статус этой Декларации.

По вопросу образования нового представительного органа у делегации есть сомнения. По мнению подавляющего большинства депутатов от Белоруссии, следует, по-видимому, улучшить принцип ротации Верховного Совета, больше участвовать в этом процессе Верховным Советам союзных республик, и тогда в создании нового органа не будет необходимости.

Мы предлагаем принять Заявление за основу.

Председательствующий. От Узбекистана слово — депутату Адылову.

Адылов В. Т., член Верховного Совета СССР (от Коммунистической партии Советского Союза.) Уважаемый Председатель, уважаемые народные депутаты! Мы тоже тщательно обсудили предложения, которые внесли сегодня на Съезд, и поддерживаем их. Не буду повторяться — выступившие до меня представители республик высказали свои предложения. Необходимо принять Заявление за основу. Мы должны тщательно обсудить все моменты, интересующие союзные республики. Призываю всех как можно скорее начать конструктивную работу, не вдаваться в дискуссии. Страна сегодня находится в крайне тяжелом положении, и нужно срочно принимать конкретные меры. Поддерживаю предложение закончить работу Съезда за три дня, приняв конструктивные решения. (Аплодисменты.)

Председательствующий. От Казахстана слово предоставляется депутату Асанбаеву.

Асанбаев Е. М., Председатель Верховного Совета Казахской ССР (Карагандинский — Тельманский национально-территориальный избирательный округ, Казахская ССР). Уважаемые народные депутаты! Понимая, что речь идет о принципиальной позиции нашей республики по отношению к Заявлению Президента СССР и руководителей республик, хотел бы сказать следующее.

Народные депутаты СССР от Казахстана, делегация Верховного Совета Казахской ССР поддерживают это Заявление в целом и считают, что оно поможет стабилизировать обстановку в обществе, решить многие спорные вопросы и создаст необходимую среду для ускорения радикальных преобразований. Поэтому Заявление должно быть в центре обсуждаемых Съездом вопросов и основой его решений.

Одновременно с этим полагаем, что нужно выбрать приоритет и создать им не на словах, а на деле государственную протекцию. Речь идет о продовольствии, насыщении потребительского рынка товарами и проблеме жилья. При ограниченности наших возможностей и нынешнем состоянии экономики нельзя решить все задачи сразу. Это надо понимать.

Мы также поддерживаем предложение о том, чтобы Съезд работал конструктивно и завершил свою работу за три, максимум четыре дня.

Председательствующий. От Азербайджана выступит депутат Кафарофа.

Кафарова Э. М., Председатель Верховного Совета Азербайджанской ССР (Шемахинский национально-территориальный избирательный округ, Азербайджанская ССР). Делегация народных депутатов от Азербайджана, обсудив текст Заявления, принимает его за основу как документ, стабилизирующий обстановку в стране. В то же время мы просим внести в пункт 1 — о признании государственной независимости и суверенитета республик — положение о незыблемости территориальной целостности и существующих границ между республиками.

У нас есть замечания, аналогичные предложениям украинской делегации, поэтому не буду их сейчас излагать. В целом нам нужно экономическое содружество, с тем чтобы вывести страну из критического положения, и соглашение о коллективной безопасности всех республик.

Мы согласны с предложениями, принимаем регламент, повестку дня и призываем к конструктивному обсуждению.

Председательствующий. От Грузии выступает депутат Буачидзе.

Буачидзе Т. П., председатель Грузинского фонда культуры, г. Тбилиси (Батумский — Шаумянский национально-территориальный избирательный округ, Аджарская АССР). Глубокоуважаемый Съезд, уважаемый Президиум! В этот трудный и сложный момент нашей жизни, обсудив Заявление, зачитанное товарищем Назарбаевым, депутация Республики Грузия согласилась с тем, что мы поддержим это Заявление, если будет учтено Обращение Верховного Совета Грузии к Съезду. Я вам его зачитаю.

Мы считаем, что, раз мы стремимся к цивилизованному обществу, к цивилизованным отношениям между народами, не должно быть никаких конфронтаций, бегств и уходов, всё должно быть согласовано между нашими народами так, чтобы в дальнейшем наше соседское существование развивалось на уровне дружбы, взаимоуважения и учета всех, как политических, так и экономических, интересов.

Верховный Совет Республики Грузия, избранный 28 октября 1990 года на основе многопартийных демократических выборов, опираясь на волю народов Грузии, единодушно выраженную ими на референдуме 31 мая 1991 года, провозгласил восстановление государственной независимости Грузии на основе акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года. Восстановление государственной независимости Республики Грузия полностью соответствует Уставу Организации Объединенных Наций, Хельсинскому, Венскому актам, признающим и закрепляющим право всех народов самостоятельно определять политическую судьбу своей страны.

Республика Грузия, стремясь занять достойное место в содружестве государств мира, признает и равно обеспечивает все предусмотренные международным правом основные права и свободы человека, национальных, этнических, религиозных и языковых групп.

Верховный Совет Республики Грузия надеется, что Съезд народных депутатов СССР учтет волеизъявление народа Грузии и высшего органа государственной власти республики и признает возрожденную государственность независимой Грузии.

К этому заявлению Верховного Совета республики присоединяются наши депутаты, которые отмечают (это весьма важно) следующее:

Поддерживая происходящий в эти исторические дни процесс радикальной демократизации, окончательного освобождения от тоталитаризма, прихода добровольности на смену насилию, приветствуем победу прогрессивных сил над путчистами. Отмечая в этом выдающуюся роль российского парламента, мы, народные депутаты СССР от Республики Грузия, в новой исторической ситуации полностью поддерживаем обращение Верховного Совета Республики Грузия и просим включить в повестку дня Съезда вопрос о признании независимости Республики Грузия. Мы также, как братья, поддерживаем прибалтийские республики в этом вопросе и братскую Молдавию.

Председательствующий. От Кыргызстана слово предоставляется товарищу Шеримкулову.

Шеримкулов М., Председатель Верховного Совета Киргизской ССР. Уважаемые народные депутаты Союза ССР и союзных республик! Экстремальные условия, сложившиеся в стране в результате государственного переворота и после него, вынудили нас всех собраться здесь и сообща искать пути выхода из создавшегося положения.

Трудно назвать оптимальным представленный вариант работы внеочередного Съезда, тем более когда повестка дня его работы Верховным Советом была определена по-другому и об этом знали все депутаты. Произошло спонтанное, несогласованное изменение порядка работы Съезда. Это может вызвать справедливые замечания и критику со стороны депутатов. И если все мы сейчас не постараемся услышать и понять друг друга, возможно, здесь произойдет серьезная конфронтация, которая, в свою очередь, проявится в острой форме, повлияет на сознание народных масс страны. Поэтому от имени депутатского корпуса Республики Кыргызстан призываю вас прежде всего к поиску разумного выхода из создавшегося положения.

Народные депутаты Союза ССР от Республики Кыргызстан рассмотрели и обсудили Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик и решили, что, несмотря на серьезную уязвимость и недостатки, данный документ мог бы быть положен в основу для серьезного обсуждения.

Сегодня обстановка в стране такая, что надо принять решительные и действенные шаги, постараться приостановить процесс разрушения и конфронтации. Страна и так уже оказалась на грани катастрофы и распада, поэтому народные депутаты Союза ССР от нашей республики и народные депутаты Республики Кыргызстан призывают вас прежде всего остановить взаимные упреки, обвинения и начать нормальное обсуждение создавшегося положения в стране и пути поиска выхода из него. На внеочередной сессии, состоявшейся 31 августа, Верховный Совет республики резко осудил антиконституционный, антигосударственный переворот, совершенный лицами из ближайшего окружения М. С. Горбачева. Выражая волю и стремление своего народа, Верховный Совет Республики Кыргызстан объявил нашу республику независимым, суверенным демократическим государством. Его территория является целостной и неделимой.

Объявляя независимость, мы подчеркиваем свою приверженность общепризнанным принципам международного права, побуждающим руководствоваться принципами дружбы и сотрудничества между народами, неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтации в международных, межнациональных отношениях; выступаем за заключение нового Союзного договора суверенных государств на равноправной основе.

Мы обращаемся с призывом к парламентам союзных республик и стран мирового сообщества признать независимость Республики Кыргызстан.

В свою очередь, хочу заявить с этой трибуны, что Верховный Совет Республики Кыргызстан признал независимость Литовской, Латвийской и Эстонской республик и желает их народам процветания, благополучия и счастья. (Аплодисменты.) Мы готовы сотрудничать с ними во благо интересов наших народов. Стремление народов к независимости и самостоятельности теперь не остановить, и самое лучшее — не стараться воспрепятствовать этому, а быстрее понять неизбежность этого объективного процесса.

Решением парламента в республике прекращена деятельность компартии, поскольку она у нас не была еще зарегистрирована, а ее имущество передано в распоряжение государства.

Государственный переворот показал, что власть избранного союзным парламентом Президента СССР оказалась менее защищенной, чем избранная народом президентская власть Российской Федерации. Очевидно, путчисты хорошо понимали наличие ахиллесовой пяты в порядке избрания Президента парламентским путем. Об этом свидетельствует и та уверенность, с которой на известной пресс-конференции они заявили о том, что получат добро союзного парламента на свои действия, поэтому мы поддерживаем идею всенародных выборов Президента страны. Верховный Совет республики, в свою очередь, назначил на 12 октября всенародные выборы Президента республики.

Народные депутаты Союза ССР и представители парламента нашей республики поддерживают немедленное заключение экономического союза в целях обеспечения нормального функционирования народного хозяйства, заключения соглашения о принципах коллективной безопасности в области обороны и соблюдения суверенитета и независимости каждой республики.

Для нормального управления необходимо, как мы считаем, на переходный период дать реальные полномочия Государственному Совету, куда вошли бы наряду с Президентом страны высшие руководители союзных республик.

Мы считаем, что можно было бы ту повестку дня, которая предложена сегодня на рассмотрение Съезда, принять за основу и приступить к ее обсуждению.

Председательствующий. От Таджикистана слово — депутату Негматуллоеву.

Негматуллоев С. X., президент Академии наук Таджикской ССР (Курган-Тюбинский территориальный избирательный округ, Таджикская ССР). Дорогие товарищи! От имени народных депутатов СССР от Таджикистана и делегации Верховного Совета республики мне поручено выразить принципиальную поддержку Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик. Мы считаем, что это единственный путь стабилизации обстановки. С нашей точки зрения, необходимо установить предельный срок заключения экономического соглашения — сентябрь. Кроме того, мы бы хотели, чтобы было предусмотрено условие сохранения всех сложившихся экономических связей, включая взаимные обязательства по межреспубликанским поставкам в переходный период.

Народы нашей страны вступают в сложный период переустройства национально-государственных отношений. Трудно предвидеть, каким выйдет из этой эпохи преобразования наш переживающий кризис Союз. Осознавая ответственность народных депутатов перед своими народами, считаем, что независимо от того, каким образом будет сохранен Союз, между нами должны быть сохранены нормальные, добрососедские, цивилизованные отношения.

В связи с этим народные депутаты от Таджикистана заявляют, что отношения между нашими народами должны строиться в соответствии со следующими принципами, которыми должны руководствоваться народные депутаты при обсуждении данного вопроса.

Исходить из уважения национального и личного достоинства каждого человека и каждого народа. Руководствоваться в своих действиях по отношению друг к другу доброй волей и стремлением добрососедства и взаимопонимания. Стремиться решать все спорные вопросы путем переговоров, через достижение компромисса. Проявлять терпимость и сдержанность по отношению к различным точкам зрения и позициям.

Председательствующий. От Армении предоставляется слово Председателю Верховного Совета республики Тер-Петросяну.

Тер-Петросян Л. А., Председатель Верховного Совета Армянской ССР. У меня было заранее подготовлено выступление на Съезде. Однако в свете прозвучавшего Заявления Президента СССР и руководителей республик нет смысла оглашать его, тем более что оно во многом перекликается с содержанием Заявления. Поэтому считаю целесообразным довольствоваться лишь некоторыми замечаниями по поводу обсуждаемого Заявления.

Прежде всего хочу отметить, что этим Заявлением снимается тревога, выраженная в моей реплике на сессии Верховного Совета об опасности реанимации старых структур союзной власти, которые уже давно доказали свое полное банкротство. Президент и руководители республик извлекли правильный урок из создавшейся после государственного переворота новой реальности и вместо попытки восстановления дискредитировавших себя старых структур избрали путь к созданию новых межреспубликанских органов власти. Тем самым делается попытка и первый и очень значительный шаг к переходу от унитарной федеративной системы к содружеству свободных и равноправных государств.

С этой точки зрения особо хочется обратить ваше внимание на два пункта Заявления. Первый касается свободного выбора республиками формы своего участия в Союзном Договоре. Наряду с полноправным членством допускается возможность ассоциированного членства или членства в качестве наблюдателей и так далее. Понятно, что и Договор будет не тот, что вырабатывался в Ново-Огарево.

Армения, естественно, выразит свою точку зрения по отношению к Союзному Договору после референдума 21 сентября.

Другой пункт, на который хочу обратить ваше внимание, — это пункт 7 Заявления, который гарантирует право республик стать полноправными членами мирового сообщества, Организации Объединенных Наций. Тем самым они подпадают под надежную защиту международного права. Я уверен, что ходатайство Съезда по этому вопросу встретит положительный отклик западных политических кругов, заинтересованных в снятии социально-политической напряженности в Советском Союзе. А это, в свою очередь, во многом поможет ее снять.

Заявление дает четкий ответ и на два важнейших вопроса, которые серьезно беспокоят и народы СССР, и мировое сообщество. Это, во-первых, сохранение единства Вооруженных Сил и военно-стратегического пространства, их необходимая гармонизация с интересами республик, с обязательным проведением радикальных реформ, которые уже разрабатываются Министерством обороны СССР (я только что получил пакет с проектом реформ за подписью министра обороны СССР Е. И. Шапошникова).

Во-вторых, это сохранение единства экономического пространства, в котором заинтересованы не только республики, желающие подписать Союзный Договор, но и те, которые готовы выйти из состава СССР. Естественно, при этом должны быть выработаны механизмы защиты внутреннего рынка республик. В этой связи хочу поддержать инициативу представителей республик по подготовке под руководством академика С. С. Шаталина проекта конвенции о создании экономического сообщества.

Отмечая актуальность и конструктивизм опубликованного Заявления, считаю вместе с тем своим долгом выразить принципиальное несогласие с некоторыми его положениями.

Первое (об этом уже говорил представитель Украины, и я с ним полностью согласен): создание союзной Конституции и союзного законодательства противоречит идее содружества свободных государств.

Второе. В Заявлении не гарантированы права автономных образований.

В связи с этим предлагаю пункт 6 Заявления принять в следующей редакции: «Принять Декларацию, гарантирующую права и свободы граждан вне зависимости от их национальности, места проживания, партийной принадлежности и политических взглядов, а также права национальных меньшинств и автономных образований (добавить эти два слова, и далее — более конкретно), поднять статус автономных областей до уровня автономных республик, гарантировать суверенные права автономных республик в рамках суверенитета членов содружества».

Отмечая несовершенство обсуждаемого Заявления, вместе с тем вновь должен признаться, что оно является радикальным шагом к созиданию нового общества. Поэтому призываю вас поддержать его — во избежание новых возможных катаклизмов, во имя строительства, содружества истинно свободных государств. (Аплодисменты.)

Председательствующий. От Туркмении слово — депутату Оразову.

Оразов К. М., председатель Марыйского областного Совета народных депутатов (Сакар-Чагинский национально-территориальный избирательный округ, Туркменская ССР). Мы, народные депутаты СССР от Туркменской ССР, поддерживаем Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, а также создание Совета представителей народных депутатов по принципу равного представительства от союзных республик — по 20 депутатов, Государственного Совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик.

Такое решение принято на собрании народных депутатов СССР от Туркменской ССР.

Председательствующий. Список исчерпан, есть ещё желающие выступить? Пожалуйста, депутат Хадыркэ.

Хадыркэ И. Д., Первый вице-председатель парламента республики Молдова (Кадарашский национально-территориальный избирательный округ, Республика Молдова). Уважаемый Президент, уважаемые народные депутаты! Депутаты Молдовы обсудили и готовы рассматривать как основу для обсуждения на данном Съезде заявление Президента СССР и руководства других суверенных республик.

В то же время имею честь довести до вашего сведения следующее. Учитывая необратимость происходящих процессов демократизации, утверждения свободы, независимости, национального единства и становления правовых государств, подтверждая равноправие всех народов и их право на самоопределение, и согласно хартии ООН, Хельсинкского акта и норм международного права, Парламент Республики Молдова, избранный на демократической основе, провозгласил 27 августа 1991 года Республику Молдова суверенным, независимым и демократическим государством. Народные депутаты СССР, избранные от Республики Молдова в соответствии с Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, предлагают включить в повестку дня Съезда вопрос о признании ее независимости, всех республик, провозгласивших на данный момент свою независимость. Декларация о независимости, подкрепленная 277 подписями депутатов парламента республики, и Обращение Президента Республики Молдова к внеочередному Съезду прилагаются.

Таким образом, позиция народных депутатов СССР от Республики Молдова на Пятом внеочередном Съезде народных депутатов СССР опирается исключительно на принципы и положения, содержащиеся в Декларации парламента Республики Молдова о независимости. В качестве независимого и демократического государства, единого и неделимого субъекта международного права, члена ООН, Республика Молдова, в которой будут гарантироваться права и свободы граждан вне зависимости от их национальности, политических взглядов, будет поддерживать взаимовыгодные и многосторонние экономические, культурные и иные связи со всеми государствами, в том числе и в первую очередь, с Союзом суверенных государств путем заключения соответствующих соглашений. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Итак, мы заслушали сообщения представителей депутаций республик, за исключением Эстонии, которая заявила, что ее представитель не будет здесь выступать, а также Латвии и Литвы, от которых я не имею сведений. Но если они не поступили, можно считать, что с их стороны нет желающих выступить. Одну минуту… Пожалуйста, депутат Петерс.

Петерс Я. Я., постоянный представитель Совета Министров Латвийской Республики (Валмиерский национально-территориальный избирательный округ, Латвийская Республика). Уважаемый Президент Союза республик, высокое парламентское собрание! От имени независимого государства — Латвийской Республики я, как представитель правительства своей страны, склоняю голову перед Россией, перед народом России, перед Президентом Б. Н. Ельциным, спасшими мир, демократию и будущее наших детей. Поддерживая демократов, которые готовы принять решительные меры, желая коренным образом и радикально установить дружеские отношения между Латвией и новым Союзом, основываясь на правовых документах Верховного Совета Латвии и результатах всенародного опроса народа Латвии, я вручаю Обращение народных депутатов, избранных от Латвии в 1989 году, Президенту СССР, в котором сказано: «Уважаемый Михаил Сергеевич! Мы, народные депутаты СССР, избранные от Латвии в 1989 году, обращаемся к Вам с предложением без промедления издать президентский Указ о признании государственной независимости Латвийской Республики — полноправного субъекта международного права до 1940 года. Положительное решение этого вопроса было бы прочным гарантом добрых взаимоотношений между Республикой Латвия и создаваемым Союзом».

В заключение разрешите еще раз подтвердить, что на этом Съезде весь депутатский корпус от Латвии будет поддерживать всех демократов во всех республиках. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Мы выслушали выступления от имени республик и можем констатировать, что есть согласие относительно общей оценки значения Заявления, которое прозвучало после открытия Съезда. Но это согласие не снимает тех замечаний, которые одновременно были высказаны.

Второе. В связи с этим, констатируя такую ситуацию и учитывая, что практически это позиция подавляющего большинства депутатов, я имею все основания для того, чтобы считать, что мы обсудили вопрос о повестке дня и можно внести его на голосование. То есть принять повестку дня в том виде, как она была предложена товарищем Назарбаевым от имени всех руководителей, подписавших это Заявление.

Могу ли я поставить вопрос на голосование? Голосование должно быть поименное? Кто за то, чтобы вопрос о повестке дня принимался поименным голосованием, прошу проголосовать (это как раз и будет регистрацией). Принимается.

Результаты голосования

Вношу на ваше рассмотрение предложение, которое сформулировал от имени Президента СССР и руководителей республик товарищ Назарбаев. Кто за то, чтобы повестку дня утвердить в таком виде, прошу проголосовать. Решение принято.

Результаты голосования

У депутатов возникает вопрос: как соотносится повестка дня, которую мы приняли, с предложениями, которые последовали от Верховного Совета по этому вопросу? Вы можете обратить внимание, что обсуждение Заявления, поставленного в повестку дня, охватывает почти весь комплекс вопросов, которые предлагались Верховным Советом. Отдельные вопросы — это уже, так сказать, вытекающие отсюда составные элементы.

Есть один вопрос, который я выношу на рассмотрение Съезда. Представители некоторых республик поставили вопрос (кстати, здесь эта же тема звучала в выступлениях) о признании деклараций о независимости. На сессии Верховного Совета СССР говорилось об обращениях Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики. Здесь вы услышали обращения и от других республик.

Я сейчас (насколько мог в этой ситуации) проконсультировался, прояснил ситуацию и могу сказать, как это выглядит у нас, чтобы Съезд понимал реальности: есть республики, которые приняли декларации о независимости, есть республики, которые этот вопрос не рассматривали, и они сегодня не выработали ещё позицию. Мы же хотим, чтобы на этот Съезд вносились вопросы, которые были бы предварительно проработаны на взаимной основе и согласованы. Я в данном случае пока не мог с Президиумом посоветоваться, но давайте вместе посоветуемся — может быть, вы поручите нам, и мы в Президиуме (здесь представлены все республики) проконсультируемся.

Действительно, некоторые товарищи поднимают вопросы, которые надо пока, может быть, не вносить на рассмотрение Съезда, а провести консультации. К концу дня или завтра утром подвести итоги этих консультаций и на их основе доложить Съезду выводы, а сейчас этот вопрос пока не обсуждать. Как, товарищи? (Шум в зале.)

Я думаю, мы не снимаем вопрос. У нас сложилась такая ситуация: одни республики определились, другие вообще не обсуждали — им нужно время, им нужны раздумья, они задают вопросы, они ставят их. Это касается всего Союза.

Вот товарищ Назарбаев задает мне вопросы и тут же высказывает свои соображения. (Шум в зале.) Если не возражаете, буду считать, что согласие есть и голосовать не надо. Договорились. Таким образом, мы решили вопрос с повесткой дня.

Теперь вносится такое предложение: выступления в прениях до пяти минут, исходя из того, что у нас жесткий регламент. От микрофонов по процедурным вопросам (только по процедурным вопросам) — до двух минут. Могут возникнуть справки и замечания. Я сейчас не обращаюсь к регламенту — у нас ситуация нерегламентная, нештатная, как говорят военные и космонавты. Поэтому тоже — до двух минут.

Кто за то, чтобы такой регламент принять, прошу проголосовать. Принято.

Результаты голосования

Теперь отдельно ставлю вопрос, ради которого мы утверждали такой жесткий регламент: работу Съезда провести в течение трех дней. (Шум в зале.) Это предложение было внесено товарищем Назарбаевым, оно обсуждалось, и только со стороны, по-моему, украинской депутации было предложено зарезервировать, может быть, еще один день. Все остальные по этому вопросу не дали своих замечаний. Считаю, что они согласились.

Кто за то, чтобы Съезд провести за три дня, прошу проголосовать. Решение принято.

Результаты голосования

У вас есть предложения по составу Редакционной комиссии для подготовки проекта по первому вопросу. Наименование изменилось, но в общем суть остается именно та, в связи с чем и собрался Съезд. Поэтому под эту тему, так сказать, формировались предложения. Состав комиссии. Я могу проект поставить на голосование? Депутаты все рассмотрели и рекомендовали. Все составлено Комиссией по подготовке Съезда с учетом консультаций с представителями республик.

Могу ставить на голосование? Пожалуйста, товарищ Хадыркэ.

Хадыркэ И. Д. Михаил Сергеевич, группа народных депутатов от Молдовы выступает против кандидатуры депутата Блохина в члены Редакционной комиссии и предлагает кандидатуру депутата Мошняги.

Председательствующий. А если и товарища Блохина, и товарища Мошнягу?

Хадыркэ И. Д. Нет.

Председательствующий. Будем демонстрировать, что способны слушать друг друга, и я бы просил еще включить товарища Мошнягу. Давайте так. Ну что мы на Съезде будем демонстрировать, что мы уже не можем разговаривать? Нет, давайте разговаривать.

Хадыркэ И. Д. Нет, Михаил Сергеевич, мы не поддерживаем кандидатуру депутата Блохина и предлагаем вместо него депутата Мошнягу.

Председательствующий. Итак, ставится на голосование предложение депутации Молдовы — вывести из состава Редакционной комиссии кандидатуру депутата Блохина. Кто за то, чтобы принять это предложение, прошу проголосовать. Отклоняется предложение.

Результаты голосования

Кто за то, чтобы депутата Мошнягу включить в состав Редакционной комиссии, прошу проголосовать. Решение принято.

Результаты голосования

Члены Президиума вносят предложение пополнить комиссию депутатами Асанбаевым — Председателем Верховного Совета Казахстана и Юлдашевым — Председателем Верховного Совета Узбекистана.

Есть еще предложения? Слово — депутату Подберезскому.

Подберезский Г. Н., директор завода крупнопанельного домостроения № 2 Минского производственного объединения индустриального домостроения имени 50-летия СССР (Минский — Фрунзенский национально-территориальный избирательный округ, Белорусская ССР). Белорусская делегация просит включить в состав Редакционной комиссии депутата Шушкевича — Председателя Президиума Верховного Совета республики.

Председательствующий. Слово — депутату Сафарову.

Сафаров Б. С., член Верховного Совета СССР (Кулябский национально-территориальный избирательный округ, Таджикская ССР). Таджикская делегация предлагает включить в состав Редакционной комиссии депутата Каримова.

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Десятову.

Десятов В. М., инженер-конструктор Комсомольского-на-Амуре завода имени Ленинского комсомола (Комсомольский территориальный избирательный округ, Хабаровский край). Михаил Сергеевич, по-моему, допущена ошибка: голосовать следовало не за вывод кандидатуры депутата Блохина из состава Редакционной комиссия, а за ввод в нее. Наше голосование было неправомерным.

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Амановой.

Аманова М. Б., член Верховного Совета СССР (от женских советов, объединяемых Комитетом советских женщин). От депутации Туркменской ССР просим включить в Редакционную комиссию депутата Базарову.

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Занохе.

Заноха А. И., председатель колхоза имени Ленина, Аламединский район, Чуйская область (Аламединский национально-территориальный избирательный округ, Республика Кыргызстан). Депутация Кыргызстана предлагает включить в состав Редакционной комиссии Шеримкулова — Председателя Верховного Совета республики.

Председательствующий. Итак, в Редакционную комиссию дополнительно предложены кандидатуры Базаровой, Шеримкулова, Асанбаева, Юлдашева, Шушкевича, Каримова, Мошняги. Кто за включение всех этих депутатов в состав Редакционной комиссии, прошу голосовать. Решение принято.

Результаты голосования

Традиционно все комиссии, создаваемые на Съезде, работают в открытой форме: депутаты, которые имеют желание принять участие в деятельности комиссии, внести свои предложения, могут это сделать, как это было всегда.

Если не возражаете, объявляется перерыв на 30 минут.

Вечернее заседание

Кремлевский Дворец съездов. 16 часов.

Председательствует Президент РСФСР Б. Н. Ельцин.

Председательствующий. Уважаемые народные депутаты! Прошу занять свои места, продолжаем нашу работу. Переходим к обсуждению первого вопроса повестки дня Съезда. Слово предоставляется Председателю Верховного Совета Украинской Республики Л. М. Кравчуку. Следующим будет выступать народный депутат Орлов.

Кравчук Л. М., Председатель Верховного Совета Украинской ССР.

Уважаемые народные депутаты! Наши замечания, точнее, замечания украинской депутации, по Заявлению Президента и высших руководителей республик высказал народный депутат Щербак. Они отражают наше общее мнение, и я на них останавливаться не буду.

С учетом ситуации, которая сложилась после победы демократии над путчем, и революционных перемен во многих республиках предложения, изложенные в Заявлении Президента и высших руководителей республик, отражают реалии дня, и с ними можно в основном согласиться. Наши замечания сводятся к следующему.

Главное, чтобы Съезд исходил из того, что сегодня реальная власть находится в республиках, народы самоопределяются. И мы думаем, что высшая цель Съезда — помочь народам республик в этом вопросе.

Мы сегодня должны, по нашему мнению, решать те вопросы, время для которых назрело, а те, по которым нет ясности, которые не готовы для обсуждения, с повестки дня снять. По нашему мнению, к ним относится и вопрос о разработке новой Конституции. Что касается Договора о Союзе суверенных государств, то переговоры могут начинать те республики, которые к этому готовы, которые определились. Украина, провозгласив акт о независимости, может высказать свою позицию лишь после референдума по этому вопросу. Хотя уже сейчас ясно, что реально можно вести обсуждение лишь конфедеративных принципов Союза или Содружества.

Мне думается, что для Съезда и органов власти всех республик главной сегодня является проблема недопущения неконтролируемого развала экономики, чтобы наш народ не погиб под ее обломками. Делегации России и Украины с участием делегации Верховного Совета СССР изложили свою позицию по этому вопросу. Наше коммюнике опубликовано в печати. Необходимо незамедлительно создать межреспубликанский, межгосударственный орган (скажем, совет или комитет), наделить его правами и полномочиями, чтобы он мог взять в руки решение важнейшей проблемы и обеспечить жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, а значит, и удовлетворить потребности людей.

Мы просим все республики не воспользоваться неопределенностью и безвластием, которые сейчас налицо в стране, чтобы взять себе больше того, что создано народами. Это сейчас очень острая проблема, и наших решений, и решений Съезда ждет народ. Он устал от бесплодных дискуссий по политическим проблемам, и эти дискуссии не должны поглощать наши силы. Сейчас идет быстрый процесс самоопределения народов, они сами решают свою судьбу, и пока процесс не завершен, обсуждать и решать эти вопросы на Съезде считаю преждевременным, а главное — бесполезным.

Теперь несколько общих замечаний и предложений. Мы готовы принимать самое «активное участие в создании межгосударственных структур в области экономики, координации управления народным хозяйством, согласованном решении вопросов внутренней и внешней политики, выработке концепции коллективной безопасности, реорганизации Вооруженных Сил. При этом исходными должны быть принципиальные для нас положения.

Мы вступаем в новый этап отношений с республиками, начинаем новое дело, и эта дорога должна быть дорогой справедливости. Все народы равны, и никто не должен вмешиваться во внутренние дела друга друга. Следует отказаться от диктата, от любых заявлений, касающихся территориальной целостности. Общие вопросы (а у нас их очень много) должны решаться путем переговоров.

Опыт уже есть: Россия и Украина нашли пути решения этой острой проблемы. Демократические правовые государства, если они истинно таковые, обязаны жить по законам, соблюдать международные правовые нормы, жить по чести и совести. Хочу с этой высокой трибуны заявить, что у нас нет территориальных претензий ни к России, ни к другим государствам.

Во главу угла своей политики Украина ставила и ставит взаимоотношения с Россией. Это вытекает из нашей истории, из коренных интересов наших народов и тех россиян, которые живут на территории Украины, в этом и наша общая ответственность перед всеми народами страны, перед миром. Мы обязаны показать образец новых взаимоотношений, которые утверждаются демократическими государствами. В их основе, кроме того что было перечислено, по нашему глубокому убеждению, должны лежать справедливость, дружба и взаимопонимание. Мы очень высоко ценим вклад России, вклад москвичей в подавление путча, в то, что они отстояли демократию. Мы приветствуем российских демократов. Но мы не можем приветствовать тех, кто через средства массовой информации уже разделил Украину. Выражаем сожаление в связи с этим и надеемся, что у демократии России хватит мудрости снять эту острую проблему с повестки дня.

Сейчас идет соревнование: кто демократичнее, какая из республик ближе подошла к высоким идеалам демократии. Вокруг этого идет много разговоров. Я хочу отвести любые подозрения в том, что на Украине будет сохраняться тоталитарно-номенклатурная система под видом независимости. За восемь дней независимости мы приняли столько решений по развалу этой системы, что она уже не сможет существовать. У кого есть сомнения — я приглашаю на Украину посмотреть.

Мы с большей решительностью приступили к проведению радикальной экономической реформы на рыночных принципах, делаем реальные шаги, направленные на построение демократических институтов власти, на защиту прав личности, прав национальных меньшинств. Мы стремимся делать все, чтобы не допустить разгула страстей, нарушения демократических норм, не допустить беззакония, чтобы не пострадали невинные люди. А виновные должны получить политическую и правовую оценку.

Хотел бы высказаться и по вопросу о признании Съездом независимости республик. Украина 24 августа в своем Верховном Совете провозгласила акт о независимости. Но она не ставит этого вопроса на Съезде. Потому что мы считаем — это святое право самих народов. Ставить этот вопрос в повестку дни Съезда — это как бы просить у Съезда «отпускную».

И последнее. Сегодня для демократии действительно час истины — «звездный час». Но рано увлекаться праздниками. Есть угроза организованного выступления сил крайне правого толка. Нужны твердость и бдительность. Нужны практические шаги. Нужна и помощь. Все, кому дороги мир и спокойствие, кто заинтересован в планетарном аспекте победы демократии на этой огромной территории, должны поддержать ее, в том числе и экономически. Я обращаюсь к государствам мира, к деловым людям, чтобы они отбросили сомнения на сей счёт. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Выступает народный депутат Орлов. Следующим будет вступать народный депутат Лубенченко.

Орлов А. К., Председатель Контрольной палаты СССР (Ленинский территориальный избирательный округ, Челябинская область). Уважаемый Съезд, уважаемый председатель, уважаемые товарищи! Сейчас самое главное, на мой взгляд, перейти от эйфории победы к решению как минимум пяти главных задач.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Внеочередной Пятый Съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.). Стенографический отчет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я