«Одна из московских злоб дня – „пертурбации“ в Художественно-общедоступном театре. – Дело рушится! Это „известие о смерти сильно преувеличено“. – В деле раскол. Это ближе к истине…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство на иждивении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
* * *
Одна из московских злоб дня — «пертурбации» в Художественно-общедоступном театре.
— Дело рушится!
Это «известие о смерти сильно преувеличено».
— В деле раскол[2]. Это ближе к истине.
В деле образовалась маленькая трещина.
Так по художественной, прекрасной, чудной работы вазе вьется, словно прилипший, волосок.
Едва заметная на глаз трещина.
И художественное произведение обречено уже на гибель.
Трещина увеличится, — это вопрос только времени.
Из Художественного театра, возмутившись, ушли Станиславский 2-й степени — г. Санин и несколько артистов[3].
Не в этом беда.
Из дела ушло согласие.
Художественно-общедоступный театр — кружок людей, страстно и фанатически преданных делу.
Фанатизмом он только и держался.
Художественно-общедоступный театр — это раскольничий скит, основанный фанатиками искусства.
Служение в театре было для них подвигом самоотречения и самоотвержения.
Каждый добровольно отрекался от собственных успехов и думал только об успехе общем.
Среди спорта, который называется театром, где всяк только и думает, как бы выдвинуться, прийти на голову впереди другого, — этот художественный скит отрекшихся от дешевых лавров людей, — представлял собою явление исключительное.
Я слышал рассказ одного из артистов Художественного театра, как он отыскивал для себя грим.
— Надо играть в исторической пьесе, — ну, прямо, праведника. Как представляла себе праведников Русь того времени? Съездил в Киев, посмотрел на живопись. Нет. Не то. Киев — юг, и идеалы южные — это не то, что идеалы севера. Поехал из Киева в Ростов-Ярославский, — там старинной живописи много.
Ходили актеры из Керчи в Вологду за куском хлеба[4].
Но чтоб актер исключительно ради художественных целей ездил из Киева в Ростов, — таких случаев с русским актером не бывало.
«Ради грима» ездить в Киев, из Киева в Ростов-Ярославский[5]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство на иждивении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
В деле раскол. — В начале 1902 г. прежние пайщики Художественного театра, среди которых было несколько московских предпринимателей, отказались возобновлять взносы, их паи перешли к СТ. Морозову, и по его инициативе возникло субсидированное им товарищество, которому основатели передали фирму, содержавшую театр. Был принят новый устав, согласно которому увеличивалось влияние Морозова.
3
Из Художественного театра, возмутившись, ушли Станиславский 2-й степени — г. Санин и несколько артистов. — Санин (настоящая фамилия Шенберг) Александр Акимович (1869—1956) — русский актер и режиссёр. Именуя его «Станиславским 2-й степени», Дорошевич обыгрывает название ордена Станислава 2-й степени — невысокой государственной награды. Вместе с Саниным из театра ушел В.Э. Мейерхольд.