Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы)

Владлен Анжело

Роман «Взлёт и падение». В романе описаны становления и жизнь, полная жестокого драматизма, одного из вождей первой Русской революции 1905—1906 г.г., ставшего жертвой царского самодержавия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Прощай, Одесса-мама! Навсегда!

27 августа 1867 г. в местечке Березино Минской губернии в семье бедного еврейского ремесленника Лазаря Гельфанда и его жены родился мальчик, которого назвали Израилем. Одним из самых ярких воспоминаний маленького Изи явился страшный пожар, вспыхнувший в этом местечке. О нём спустя три десятилетия он написал в книге «Голодающая Россия», изданной в Мюнхене в 1900 г.

Вот что там говорилось: «Местечко, в котором мы жили, полностью сгорело… Это случилось вечером. Будучи несмышлёным малышом, я играл в комнате, не подозревая о том, что начался пожар. Вдруг я обратил внимание на стёкла окон, которые приобрели удивительный красный румянец. Меня охватила радость. Внезапно дверь комнаты открылась, и я увидел охваченное ужасом лицо мамы. Она бросилась ко мне, схватила в охапку и, не говоря ни слова, выбежала из комнаты.

Схватив меня крепко за руку, она побежала по улице. Я еле поспевал за ней, спотыкаясь, почти падая. Я допытывался, что случилось, но страха я не испытывал.

Широко раскрытыми глазами ребёнка я с удивлением смотрел вокруг. Всюду бежали люди. Они тащили на себе одеяла, подушки, предметы мебели.

Мы слышали взволнованные глухие голоса в полумраке наступившей ночи…

Мне захотелось посмотреть вокруг, но я не мог это сделать, так как мама тащила меня вперёд слишком быстро. Наконец мы выбежали на открытое пространство. Здесь уже было достаточно много людей со своим жалким имуществом, которое удалось спасти от пожара. Так образовался лагерь погорельцев.

Мама строго наказала мне: «Из лагеря никуда не уходить!» А сама стала разыскивать моего отца».

Пожар практически уничтожил все дома в местечке Березино. В их числе был также домик семейства Гельфандов. По предложению главы семейства Лазаря Гельфанда, решено было уехать в Одессу, где жила вся его родня. После долгого и утомительного пути, передвигаясь на лошади, запряжённой в телегу, погорельцы пересекли территорию Украины.

Они с радостью и сочувствием были встречены роднёй Лазаря Гельфанда. Спустя многие годы в кругу своих друзей Изя Гельфанд вспоминал об истоках своей семьи в Одессе, где его предки были хорошо известны благодаря своей физической силе среди еврейских грузчиков Одесского морского порта.

В ту пору Одесса была одним из самых крупных городов Российской империи, в котором жили русские, украинцы, евреи, греки, армяне, турки, татары, персы.

По вечерам улицы Одессы наполнялись разноликой публикой. Наряду с роскошными особняками богатых купцов в городе были также скромные жилища лавочников и ремесленников.

Когда Изе исполнилось 9 лет, он был отдан в одну из гимназий Одессы. Поступить туда было достаточно сложно, так как существовала определённая квота на количество еврейских детей, принимаемых на учёбу.

Изя сразу зарекомендовал себя с лучшей стороны. Великолепная память, любознательность, интерес к гуманитарным предметам: истории, географии, русской литературе и иностранным языкам — всё это привело к тому, что Изя в своём классе был в числе самых лучших учеников. Изя был эмоциональным подростком.

Неизгладимое впечатление на него произвела свободолюбивая лирика знаменитого украинского поэта Тараса Шевченко. Изя восхищался также борьбой гайдамаков, восставших против польского владычества.

***

Еврейский погром в Одессе весной 1881 г. произвёл неизгладимое впечатление на Изю Гельфанда. Аналогичные погромы произошли также в Киеве, Елизаветграде (Херсонской губернии) и других городах. К осени на юге России произошло не менее 160 (!) погромов. Зверства распространялись повсюду подобно лесному пожару. Вместо того, чтобы принять меры для наказания виновных — черносотенцев и антисемитов, правительство Александра Третьего попыталось разрешить проблему, к которой было приковано внимание мировой общественности, репрессиями по отношению к… жертвам!

В 1882 г. были обнародованы печально памятные «Майские законы», согласно которым евреи изгонялись из всех деревень и местечек даже в пределах черты оседлости.

В последующей интерпретации законы стали ещё более суровыми, ограничив всякое передвижение евреев и затруднив им торговлю. С помощью нехитрой игры слов города с десятитысячным населением были объявлены… деревнями (!), и из них было изгнано еврейское население… Какую цель преследовало самодержавие? Дело в том, что в городах Российской империи скопились миллионы безземельных крестьян: они не в состоянии были выкупить земельные наделы и хлынули в города, создав взрывоопасную ситуацию. Чтобы отвлечь внимание «черни» от истинных виновников её бедствий, царское самодержавие отдало сотни тысяч евреев ей на растерзание…

Вот в таких крайне неблагоприятных условиях Изе пришлось продолжать учёбу в Одесской гимназии. В этот период времени ему довелось прочесть роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», который произвёл на юношу неизгладимое впечатление.

Патологическая ненависть к самодержавию, поддерживаемому черносотенцами, жажда борьбы за социальную и национальную справедливость определили жизнь и судьбу юного Изи Гельфанда.

Гимназия, безусловно, способствовала его интеллектуальному развитию. Великолепные знания гуманитарных дисциплин явились фундаментом для последующего образования и приобретения необходимой в жизни квалификации. Однако продолжать учёбу в одном из российских вузов у Изи не было никакого желания.

К моменту окончания гимназии юный Гельфанд познакомился с произведениями Михайловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского. Неизгладимое впечатление произвела на него книга Джона Милса, снабжённая примечаниями Н. Г. Чернышевского, которая стала его первой книгой по политэкономии. Сочинения русских писателей лишь усилили его патологическую неприязнь к царизму.

***

В 1885 г. Гельфанд успешно окончил гимназию. В этот период он познакомился со своим сверстником — неким Шаргородским. Они оба ненавидели царизм. Шаргородский предложил Гельфанду… «податься в террористы»! Однако Гельфанд считал необходимым вначале приобрести какую-нибудь специальность, чтобы зарабатывать на жизнь и не быть на иждивении родителей. Заодно можно будет «пообщаться» с рабочим классом. В ту пору идеи народничества ещё продолжали будоражить умы и души революционно настроенной молодёжи. Доводы Гельфанда убедили Шаргородского, и они вскоре устроились на работу в одну из механических мастерских Одесского морского порта в качестве учеников. Свободное от работы время приятели проводили вместе.

Прошёл год. Изя в совершенстве овладел специальностью слесаря-механика. Что касается «общения» с рабочим классом, радужные мечты не оправдались. Элементарное выживание рабочих стало жгучей проблемой их беспросветного бытия. Никаких свободолюбивых взглядов и идей Изя не услышал. И тогда он решил уехать за границу, в Швейцарию.

Если бы Изя мечтал о личном благополучии и обеспеченной будущей личной жизни, ему была бы прямая дорога за океан, в Америку, на другую сторону планеты, где сами улицы, казалось, были вымощены золотом! Изя своими глазами видел, как многие тысячи евреев, спасаясь от погромов, ежегодно покидали Одессу-маму, ставшую для них жестокой и бесчеловечной мачехой… Новая земля за Атлантическим океаном, где не было еврейских погромов, где перед всеми открывались равные возможности, манила одесских евреев с неудержимой силой!

Однако Изя был настроен идти революционным путём. В начале 1886 г. он приехал в Швейцарию, в Цюрих. Здесь он познакомился с русскими эмигрантами Георгием Плехановым, Верой Засулич, Павлом Аксельродом, Львом Дейчем — членами группы «Освобождение труда», первой марксистской организации России. По иронии судьбы спустя 20 лет Гельфанд и Дейч окажутся узниками пересыльной тюрьмы «Кресты», а затем будут брошены в застенки Петропавловской крепости. Без суда и следствия их отправят в Туруханский край Енисейской губернии. Подробнее об этом рассказано в главе 17.

***

Общение с русскими революционерами вдохновило юного Гельфанда заняться политическим просвещением рабочих на своей родине. Он купил несколько книг социал-демократического характера и упаковал их в небольшой чемодан. При возвращении в Россию на таможне его вещи были подвергнуты тщательному досмотру. Литература, которую вёз Гельфанд, не осталась без внимания таможенников: они тут же сообщили, куда следует, и за Гельфандом была установлена слежка. Какой-то мужчина невысокого роста неотступно следовал за ним…

Когда Гельфанд вернулся домой, он получил (спустя несколько дней после своего прибытия в Одессу) извещение. Ему было предписано в обязательном порядке явиться в один из полицейских участков. В назначенное время Гельфанд явился в полицию. Там ему прямо сказали: им хорошо известно о том, какую запрещённую в России литературу он привёз из-за рубежа. Его строго предупредили: он никому не должен давать читать привезенные им книги. Более того, он ни в коем случае не должен будоражить рабочие массы. В противном случае он загремит на тюремные нары с последующей ссылкой Сибирь!

Чёрные тучи сгустились над Израилем Гельфандом. Его наивная мечта заняться политическим просвещением рабочих потерпела крах. И тогда он принял единственно правильное решение: уехать из царской России навсегда.

Спустя некоторое время Гельфанд снова приехал в Швейцарию. Он решил обосноваться в городе Базеле и получить там университетское образование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я