Детство языка. Путешествие в далёкое прошлое русской речи

Владислав Писанов

Археологи ищут предметы прошлого: каменные топоры, глиняные горшки, бронзовые наконечники стрел, создавая картину быта древних людей.Не меньше свидетельств ушедших эпох, как говорят учёные, артефактов – содержит наша речь. Наш язык сквозь тысячелетия и пространства сохранил весь мир, окружающий древнейшего человека, он сберёг даже эмоции охотников на мамонтов, бережно запечатлел все перипетии своего взросления.Давайте же заглянем на страницы прошлого: как говорили и что делали древние люди?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детство языка. Путешествие в далёкое прошлое русской речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Владислав Писанов, 2021

ISBN 978-5-0053-3248-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дорогой друг! Ты, конечно, прекрасно знаешь, что всё на свете рождается, развивается, взрослеет, что ничего не бывает сразу. Так и речь человеческая, наш язык когда-то начал жить в совершенно младенческом состоянии. Трудно представить, но тогда не было даже такого родного и тёплого слова как «мама», а буква «р» не была морокой для мальчиков и девочек, так как её просто не существовало. Тогда вообще многих букв ещё не было!

Вы знаете, что есть такая наука — археология. Учёные ищут материальные свидетельства прошлого: каменные топоры, глиняные горшки, бронзовые наконечники стрел, создавая картину быта древних людей. Не меньше свидетельств, как говорят учёные, — артефактов ушедших эпох — содержит наша речь. Наш язык сохранил сквозь тысячелетия и пространства весь мир, окружающий древнейшего человека, он сберёг даже эмоции охотников на мамонтов, бережно запечатлел все перипетии своего взросления.

И сейчас мы с вами отправимся в этот удивительный, полный неожиданностей мир.

Конечно, первобытный человек не сидел за партой, он изучал Природу во взаимодействии с нею, но, прежде всего, — он изучал самого себя. Ему всё было интересно: как живут его органы, как они действуют, он видел в них что-то похожее с внешним миром…. Так рождалось то понимание, которым хотелось поделиться с собратьями по племени, по роду….

Стоп! Вот мы и попались на современное слово — род, которое увело историческую науку в некие «родоплеменные» дебри. На самом деле, основным признаком опознавания «свой» или «чужой» было не какое-либо кровное родство, а умение понимать друг друга.

Мы знаем по истории, что в древнейшие времена люди жили, словно дикие звери, стаями. Не было у них крепких семей, постоянных жилищ. Кочевали люди в поисках пищи, расходились и сходились. Дети росли на радость всем, толком не зная: кто у них папа, а кто — мама, кто кому родной брат или сестра, а кто — двоюродный. Потому, встречая чужака, они определяли в первую очередь: понимает ли он их речь. По представлениям же древних, речь производил рот. То есть, если один человек понимает другого, то у них — «один рот». «Ротовое» родство в те времена было поважнее родового. Но, точнее сказать, это был — лот. Звук «Р» (как и многие другие звуки) для тяжёлых челюстей, массивных зубов, толстого языка и неповоротливых губ древнейших людей был недоступен. Многих детей и в наши дни водят к логопедам, чтобы научиться произносить этот самый молодой в нашей речи звук, ещё не вошедший в речевые гены homosapiens до наших дней. Но это всё отзвуки лот-языка.

Тайны древнего губошлёпа

ГУБЫ… Они были очень примитивны у первочеловека и не могли воспроизвести даже такие звонкие звуки как «Г» и «Б». В те изначальные времена это были не губы, а КУПЫ. Если прислушаться, то мы и сейчас не слишком стараемся выводить звонкие звуки в обычной речи, так и слышится: «Купы накасила!».

Человек заметил, что главная функция губ (куп) — закрывать рот, заКУПоривать его. Видите, словно археолог снимает вековые напластования почв, добывая из-под слоя земли старинную вещь, так мы видим внутри современных слов спрятанные старинные слова и смыслы.

Мы встречаемся с этими «первобытными» словами на каждом шагу, не замечая этого. Вот, например, нам кажется, что слово «купе» какое-то иностранное, возможно — французское. На самом же деле его смысл нам вполне понятен — отделять, также — закупоривать. Заходя в вагон поезда, мы как бы отделяемся от остальных пассажиров в своём купе. Даже делая покупку, мы всего лишь отделяем часть товара. Возможно, для этого вырезали и купон на скидку. Поищите ещё слова с корнем «КУПО» и увидите, что все они имеют сходные смыслы. И все эти смыслы нам вполне понятны.

Но мы уже знаем, что за многие тысячелетия человек менялся внешне. Расширялось и его пространство в познании мира. Ему не хватало тех древних звуков, которые он уже освоил, на помощь себе он создавал новые звуки. Лот-язык совершенствовался, призывая на помощь звонкие звуки.

Так появились ГУБЫ. Звучание изменилось, но семантическое (смысловое) наполнение данного широкого понятия осталось прежним.

Раньше в России административное деление было не на области и районы, как сейчас, а на губы, которыми управляли губернаторы. Да, губа — это отдельная территория, частное от общего. А в русской армии прошлых веков «губой» называли даже солдатскую тюрьму, так и говорили: посадили на губу, то есть — в камеру, «купировали» человека. Некоторые исследователи, преклоняющиеся перед всем иностранным, пытаются убедить, что это слово русские воины переделали из немецкого «гауптвахта», но, уверяю вас, что всегда великий русский язык вполне справлялся своим арсеналом.

Можете себе представить: с каких незапамятных времён сохранились названия заливов — Обская Губа, Онежская Губа, Двинская Губа…. Это места, где реки и моря как бы ограничивались сушей с разных сторон, и древним мореплавателям удобно было устраивать стоянки в этих тихих заводях, закрытых от ветров и бурь, словно в поездном купе. Кстати, слово УСТЬЕ тоже ассоциируется с древнерусским словом УСТА, а по-болгарски это и сегодня — рот.

Заглядывая, в далёкое прошлое с помощью археолингвистики, мы можем понять даже, каким был самый первый способ… убийства! Человек человеку просто закрывал рот, сжимал ему губы и…, не давая вздохнуть, губил противника. Убить — это и значит «купировать» дыхание, губить, просто первый согласный звук также потерялся на пути из прошлого в современность. «Задушить» — это ведь тоже лишить дыхания, понимание души пришло к людям позднее.

У древних людей не было слов, начинающихся на гласный звук. И, если его нет вначале слова, то он просто потерялся. Гласные были, главным образом, связующими звуками, позволяющими… дышать, делать вдохи и выдохи, произнося первые слова-фразы. Именно поэтому школьники до сих пор делают так много ошибок в правописании гласных, что создателям языка было неважно — какой «дыхательный звук» употребить. Но это — их маленькая тайна, которую они раскрыли только перед тобой!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детство языка. Путешествие в далёкое прошлое русской речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я