Каталог первоисточников экологической информации для территории бывшего СССР. Каталог 300

Владислав Ларин

Каталог подготовлен в рамках проекта «Систематизация источников экологической информации для территории бывшего СССР и современной России», опубликован в 1995 г. и дополнен в 1996 г. до той версии, которая перед вами. Электронная версия Каталога в 1995—1996 гг. бесплатно рассылалась по заявке всем желающим. Автор таким способом продвигал идею, что экологическая информация доступна для всех – надо лишь научиться ее находить, обрабатывать и анализировать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Каталог первоисточников экологической информации для территории бывшего СССР. Каталог 300 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. КОММЕНТАРИИ

3.1. Что называется первоисточником экологической информации. Критерии отбора

Под первоисточниками понимаются данные, собранные специализированными организациями по известным методикам, что позволяет определить степень их достоверности. Разумеется, по каким-то субъективным причинам в любые данные могут попасть искажения. Для их учета необходима экспертная оценка специалиста данной организации, компетентного в конкретном вопросе.

При отборе первоисточников для данной версии каталога автор руководствовался в первую очередь полнотой представленной в них информации о состоянии окружающей среды на территории бывшего СССР. Кроме того, была поставлена задача показать разнообразие имеющихся первоисточников и хоть в какой-то мере отобразить деятельность всех организаций, проводящих работы в данной области.

3.2. Какие организации занимаются сбором первичных данных

В бывшем СССР существовало несколько организаций, традиционно занимавшихся сбором данных о состоянии окружающей среды, о ее загрязнении и о здоровье населения. Все они существуют в настоящее время, хотя некоторые из них изменили название и частично сократили территории, на которых производится сбор данных.

Продолжается сотрудничество организаций России, занимающихся сбором информации о состоянии окружающей среды, с подобными в республиках бывшего СССР. Однако, масштабы сотрудничества не удовлетворяют ни руководство этих организаций, ни исследователей, использующих собранные данные. Причина заключается в слабости финансирования, в разрушении существовавших сетей и связей, в нежелании правительств некоторых Новых Суверенных Государств демонстрировать всему миру катастрофичность экологической ситуации — ведь большинство из них пришли в политику на «зеленой волне».

Уже достаточно давно обсуждается необходимость создания Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая позволила бы заинтересованным организациям использовать общие стандарты, методики и главное — иметь унифицированную аппаратную базу. Недавно этот вопрос вновь был поднят на Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности Российской Федерации.

Создание ЕГСЭМ позволило бы получать унифицированную, на основании международных стандартов, экологическую информацию и сделало бы более доступной саму эту информацию, которая хранилась бы в общем банке данных. Но эта разумная идея пока не может быть реализована по причине финансовых проблем и пресловутой ведомственной разобщенности.

По этой причине в стране нет единого центра сбора экологической информации, впрочем, как нет даже одной более-менее полной библиотеки с подобной литературой. Именно поэтому написание обыкновенной журнальной статьи на экологическую тему, при серьезном отношении к делу, превращается в целое журналистское расследование. Не говоря о каких-то более серьезных исследовательских работах.

3.3. В настоящее время официальная информация о состоянии окружающей среды поступает из следующих организаций

— Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, имеющая наиболее разветвленную сеть станций, занимающихся сбором информации о состоянии окружающей среды (Госкомгидромет / Росгидромет);

— Государственный комитет по статистике, получающего первичные данные в виде отчетности от предприятий (Госкомстат /Росстат);

— Органы санитарно-эпидемиологического надзора и системы здравоохранения — о состоянии здоровья населения;

— Министерство по чрезвычайным ситуациям — об экологических катастрофах и их преодолении;

— Комитет по водному хозяйству — о состоянии водоемов;

— Комитет по лесному хозяйству — о состоянии лесов;

— Комитет по земледелию — о состоянии почвенного покрова;

— Из заповедников — о состоянии заповедного фонда.

Остановимся несколько подробнее на работе двух крупнейших из перечисленных организаций — Госкомгидромета (Росгидромета) и Госкомстата (Роскомстата).

3.4. Место ГОСКОМгидромета в системе сбора данных о состоянии окружающей среды

Созданная в рамках Росгидромета служба мониторинга природной среды является крупнейшей в России системой сбора экологической информации. Ее сотрудники ведут наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы, почвы, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ, морей. Наблюдения проводятся по физическим, химическим и гидробиологическим показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, а также для оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и определения эффективности защитных мероприятий.

Руководство Росгидромета заявляет, что заинтересованные организации бесплатно обеспечиваются данными мониторинга для подготовки рекомендаций в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Государственная сеть мониторинга окружающей среды проводит следующие виды наблюдений:

— за состоянием воздуха в городах и промышленных центрах;

— за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

— за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

— за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

— комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

— за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

— за фоновым загрязнением атмосферы;

— за радиоактивным загрязнением природной среды.

Наблюдение за загрязнением атмосферы регулярно проводится на стационарных постах в 225 городах и населенных пунктах. В большинстве городов измеряются концентрации от 5 до 25 веществ.

Отбор проб почвы производится в 300 хозяйствах, на площади примерно 40.000га. В отбираемых пробах определяются до 25 различных пестицидов.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши охвачены 1.194 водотока и 147 водоемов. Наблюдения проводятся по физическим и химическим показателям.

Гидробиологическими наблюдениями охвачено 196 водных объектов. Программа гидробиологических наблюдений включает практически все показатели, необходимые для оценки качества воды по принятой шестибальной шкале.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидробиологическим показателям проводятся на 11 морях. Работы ведутся в 11 гидробиологических лабораториях, обеспечивающих отбор и обработку более 3.200 проб в год по 12 показателям на 327 морских станциях.

Сеть станций наблюдения за трансграничным переносом веществ ориентируется на западную границу России. В настоящее время она включает 3 станции, на которых производится отбор атмосферного аэрозоля, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности была организована совместно Госкомгидрометом и Минлесхозом на территории России, где расположено более 90% всех лесов бывшего СССР.

Наблюдение за химическим составом осадков осуществляется сетью станций, включающих 121 пункт отбора проб для суммарного химического анализа и 116 пунктов, на которых измеряется только величина pH.

Контроль загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 643 метеостанциях. Наблюдениями охвачена территория, площадью 17 млн км2. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата, аммония, значения рН, бенз (а) пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории России, на основании которой проводятся оценки и составляются прогнозы этого состояния под влиянием антропогенных факторов.

На территории России находятся 6 станций комплексного фонового мониторинга, расположенные в биосферных заповедниках — Сихотэ-Алинском, Баргузинском, Центрально-лесном, Приокско-террасном, Астраханском и Кавказском.

Наблюдение за радиационной обстановкой проводят 1.300 метеостанций, измеряющих уровни радиации на местности и 300 пунктов — уровни радиоактивных выпадений. Кроме того, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, проводились интенсивные работы по обследованию территории в загрязненных районах.

В республиках бывшего СССР, где осталась значительная часть станций наблюдения, также продолжается сбор данных и ежегодная публикация отчетов. Но по причине их отрезанности от России, где остались все научно-исследовательские центры, вырабатывавшие методики исследований и координировавшие общую работу, эта деятельность не столь эффективна как раньше.

3.5. Место ГОСкомстата в системе сбора информации о состоянии окружающей среды

Государственный комитет по статистике России продолжает оставаться основным источником статистической отчетности о деятельности предприятий и о поступлении загрязняющих веществ в окружающую среду. Россия в общих чертах сохранила систему статистической отчетности, получаемой от предприятий.

Разумеется, охватить статистическими обследованиями все предприятия страны нереально — в 1994г. их насчитывалось более двух миллионов. Поэтому произведен отбор предприятий, вносящих наибольший вклад в загрязнение окружающей среды. В результате чего выделены 20.000 предприятий, каждое из которых ежегодно выбрасывает в окружающую среду более 100 тонн загрязняющих веществ. Получаемые от них данные составляют основу государственной статистической отчетности.

В регионах России Госкомстат представлен республиканскими, краевыми и областными комитетами по статистике, финансируемыми из центрального бюджета.

Кроме Госкомстата России в Москве располагается также Комитет по статистике СНГ. В его обязанности входит сбор различной (в том числе и экологической) информации из республик бывшего СССР.

Руководство Статистического комитета СНГ весьма осторожно оценивает ту аккуратность, с которой бывшие республики СССР предоставляют информацию о состоянии окружающей среды. Но по экспертным оценкам все республики можно разделить на следующие группы по оперативности, корректности и полноте представляемой экологической информации:

— Россия, Украина и Белоруссия стоят на первом месте;

— Молдова, Азербайджан, Казахстан Туркмения и Таджикистан следуют за ними с некоторым отрывом;

— Киргизия — на третьем месте;

— Грузия, Армения и Узбекистан завершают список, представляя собой в статистическом плане подобие черной дыры.

3.6. Заключение

Публикуемый Каталог 300 в первую очередь адресован независимым исследователям, научным журналистам, службам, занимающихся консультированием и прогнозированием в области охраны природы.

Если Вам необходима более конкретная информация по теме проекта, экспертная оценка или готовый материал по определенной экологической проблеме — обращайтесь в Московский Экопрессцентр.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Каталог первоисточников экологической информации для территории бывшего СССР. Каталог 300 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я