Нигилизм такой, какой он есть

Владислав Карелов

Нигилизм, как философское направление, рассматривается в контексте его исторического развития, начиная с его первых проявлений в истории и заканчивая его современными формами. Автор предлагает читателям глубокий анализ сущности нигилистической философии, ее основных принципов и идеологии. Он исследует факторы, которые привели к возникновению этой концепции, а также дает обзор влияния нигилизма на различные сферы современного общества, такие как культура, политика, экономика и религия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нигилизм такой, какой он есть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2: Происхождение и развитие нигилизма

Буддизм

Существует упоминание о концепции нигилизма в буддийских текстах, таких как Тхеравада и Махаяна «Трипитака». В этих текстах нигилизм называется «наттикавада», а нигилистические взгляды — «миччадитти».

Будда описывает моральных нигилистов как придерживающихся следующих взглядов в «Доктрине нигилизма» в Апаннака сутта. В данных текстах описываются различные взгляды, которые были придерживаемыми различными сектами аскетов во времена Будды, и некоторые из этих взглядов он считал морально нигилистическими.

Однако, стоит отметить, что буддийская философия и учение не являются полностью нигилистическими. Она стремится к преодолению страданий и освобождению, а не отрицанию смысла и ценностей.

Исходя из учения Будды, концепция нирваны не является негативной формой нигилизма. Напротив, нирвана описывается как состояние освобождения от страданий и цепляния к миру материальных явлений. Это состояние достигается путем преодоления эгоистических желаний и осознания иллюзорности материального мира.

Будда предостерегал от привязанности к идеи постоянного, неизменного «я», поскольку все феномены, включая самого человека, подвержены постоянным переменам и уходу. Принятие этой неизбежности освобождает от страдания и приносит нирвану.

Нирвана и нигилизм

В буддизме понятие нирваны играет очень важную роль. Нирвана в буддизме описывается как конечная цель пути, который Будда проповедовал. Оно обозначает состояние освобождения от страданий и цепляния, а также привязанности к материальным вещам и понятиям.

Будда учил, что страдание возникает из желания и цепляния, и что освобождение от них можно достичь через осознание и преодоление их. Нирвана представляет собой состояние, в котором сознание освобождается от всех форм желания и становится свободным от пут, привязанностей и тлений. Это состояние свободы от страданий и иллюзий, где нет перерождения и смерти.

Однако слово «нирвана» иногда неправильно трактуется или понимается как негативный или пустой аспект. На английском языке, например, слово «нигилизм» имеет отношение к отрицанию или отрицательному отношению к ценностям и смыслу жизни. Аджан Амаро предлагает более точное понимание нирваны, отмечая, что это не просто отсутствие или небытие, а скорее состояние осознания и реальности, когда человек не цепляется и не привязан к миру явлений.

Будда утверждал, что все вещи подвержены изменению и не имеют постоянства. Таким образом, идея о постоянном «я» является ошибочной. Он объяснял, что привязанность к этой ложной идее о «я» является причиной страдания. Люди стремятся сохранить, защитить и утвердить свое «я», и когда они конфронтуются с изменениями и неизбежностью потери того, к чему они чувствуют привязанность, возникает несчастье и страдание.

Будда отвергал идею нигилизма или учения о разрушении и уничтожении существующего бытия. Его целью было не разрушить индивида или изощренный путь к аннигиляции, а научить людей освободиться от страдания. Он учил средствам достижения прекращения страдания путем преодоления жажды, привязанности и тщеславия к «я». При этом нет возвращения в состояние «бытия» и многократного перерождения.

Основная задача учения Будды заключается в обретении нирваны, состояния освобождения от страдания, достигаемого путем практики осмысленной жизни, моральности и развития медитативной практики. Это состояние осознания свободы и подлинной реальности, свободы от иллюзии постоянного «я» и страдания, связанного с привязанностью к мирским вещам.

В сутте «Агги-Ваччаготта», записанной в Каноне Палийского плода, действительно описан разговор между Буддой и Ваччой. В этой сутте Вачча просит Будду подтвердить одно из четырех утверждений относительно судьбы Будды после его физической смерти:

После смерти Будда вновь появляется где-то еще.

После смерти Будда не появляется.

После смерти Будда одновременно появляется и не появляется вновь.

После смерти Будда ни появляется, ни не появляется вновь.

Будда отвергает все эти утверждения и предлагает Вачче подход, основанный на очищении ума от пут и привязанностей. Будда объясняет, что концепции «появления» и «непоявления» ограничены двойственностью мышления, а истинное понимание может быть достигнуто только через осознание особых состояний ума. Будда не придерживается ни одной из представленных категорий и отвергает такие формы спекуляции, указывая на их непригодность для достижения полного просветления.

Этот разговор подчеркивает важность отказа от самых крайних точек зрения и указывает на необходимость преодоления двоичного мышления для достижения истины и просветления.

Философские школы нигилизма

1. Метафизический нигилизм: считает, что действительность не имеет основы или смысла. Он отрицает существование какого-либо абсолютного или объективного смысла и утверждает, что все является пустотой и безразличием. Метафизический нигилизм предполагает, что сущность или реальность чего-либо можно обозначить как «ничто», то есть утверждает возможность существования ничего. Эта позиция отрицает наличие определенных форм или состояний бытия и утверждает, что «ничто» является реальным или допустимым состоянием. Метафизический нигилизм может относиться к широкому диапазону вопросов о бытии, включая существование, реальность и ценность.

2. Этический нигилизм: отрицает существование какого-либо объективного или универсального нравственного закона. Он утверждает, что нравственные ценности и нормы являются продуктом субъективных представлений и не имеют объективной основы.

Этический нигилизм варьируется по толкованию и может иметь различные формы. В одной из форм, называемой метаэтическим нигилизмом, отрицается возможность объективного существования этических истин или ценностей. В другой форме, называемой нормативным нигилизмом, утверждается отсутствие действующих или обязательных этических норм.

Этический нигилизм вызывает множество вопросов и вызывает контроверсии. Некоторые критики утверждают, что он ведет к моральной безответственности или безразличию к этическим вопросам. Однако сторонники этого взгляда считают, что он может быть основой для индивидуальной свободы и самоопределения, освобождая человека от внешнего давления этических норм и ценностей.

Важно отметить, что этический нигилизм не является единственной или всеобъемлющей философской позицией. Все этические теории имеют свои преимущества и недостатки, и вопросы этики остаются предметом активного обсуждения среди философов и этиков.

3. Эпистемологический нигилизм: отрицает возможность достоверного познания и знания. Он утверждает, что мы не можем достоверно знать ничего о мире, поскольку все наши представления и знания основаны на субъективных суждениях.

Эпистемологический нигилизм утверждает, что человек не может обладать надежным знанием о мире или о чем-либо другом.

Поэтому все утверждения о фактах, истинах и знаниях носят относительный характер или являются чисто субъективными. Приверженцы эпистемологического нигилизма могут возражать против утверждений о том, что мы можем достичь истинного знания, или считать, что знание не имеет никакой ценности или практической пользы.

Эпистемологический нигилизм является экстремальной позицией и представляет собой вызов для традиционных эпистемологических теорий, таких как эмпиризм, рационализм или конструктивизм. Критики этой позиции указывают на проблемы, связанные с потерей оснований для обсуждения и понимания, а также на то, что существуют обоснованные и полезные формы знания в различных областях, таких как наука, история или математика.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нигилизм такой, какой он есть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я