Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке (издание второе, расширенное и дополненное)

Владислав Давыдов

Эта книга – современная трактовка древнеегипетского герметического учения, основанного на неразрывном единстве науки, искусства, философии и религии как главных инструментов изучения мира. Мудрость прошлых веков здесь органично переплетается с последними открытиями в таких областях, как пространство и время, иллюзия и реальность, жизнь и смерть…Расположение глав отчасти отображает структуру интегральной системы, объединяющей восточные и западные направления духовного и физического саморазвития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке (издание второе, расширенное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. КОСМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

«Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир».

Максим Горький.

«Не существует представления человеческого существа, абсолютно точно отражающего его сложность; поэтому не стоит удивляться тому, что религии и различные философские системы не имеют единой концепции структуры человека. Все они правы, но каждый со своей точки зрения. Когда желают дать представление об анатомии человека, то для простоты понимания вынуждены пользоваться плакатами разных систем: костной, мускульной, нервной, кровообращения… Само собой разумеется, что при анализе психической сферы человека Посвящённый, точно так же, как и анатомы, пользуется различными схемами, следуя аспектам и проблемам человеческой психики, которые он желает изучить и углубить» (Омраам Микаэль Айванхов).

Каждый человек в первую очередь является Космическим Существом и лишь во вторую — земным. А представителем конкретной нации, государства, семьи… только в третью, четвёртую, пятую… Все мы — Граждане Космоса, а Земля — своего рода большая коммунальная квартира на орбитальной станции. Всё человечество в целом и каждый его отдельный представитель неразделимо связаны со всем Мирозданием и при этом сами являются настоящей Вселенной, целым Космосом, причём во всех полярностях, как микро, так и макро (вспомним модель бесконечного океана с отдельными конечными волнами).

Человек — это, действительно, звучит гордо! Человек — самое грандиозное явление и творение Природы. Не существует таких слов, которые могли бы по достоинству выразить степень величия Человека. Мы сильно недооцениваем как самих себя, так и всех окружающих нас людей. Некоторые восточные и западные философские и духовные учения различными интеллектуальными, медитативными, аскетическими и прочими практиками подводят своих последователей к истинному самоосознанию и самоощущению, но, как часто бывает в таких случаях, из-за бедности литературного языка не находят подходящих слов для точного выражения и объяснения сути этого процесса.

В каждом из нас присутствуют две противоположные, но взаимодополняющие друг друга ипостаси — животная (инстинктивная) и культурная (духовная). Главная цель человеческой эволюции на данном, земном этапе — не избавиться от инстинктов, а «оседлать» их, поставив себе на службу. Только в неразрывном единстве «Духа» и тела Человек способен раскрыть в себе максимальную силу Природы.

Космическое строение Человека, или, как любят говорить некоторые Герметисты, Герметическое строение Космического Человека, даёт лишь приблизительную и упрощённую картину, отображающую соотношение и взаимодействие между собой различных уровней и основных функциональных пластов внутри «Человека-Вселенной». Деление это условное и относительное, так как Вселенский Человек представляет собой Единое Целое, части которого здесь обозначены лишь для удобства изложения материала. Космическое строение Человека является одновременно и сухой схемой, и в то же время первой Герметической практикой, на которой основываются все остальные методики и техники.

Герметическое строение Космического Человека выглядит следующим образом:

0. Высшее «Я», Абсолют, Природа

1. Абсолютная Пустота, или Абсолютное Ничто

2. Надсознание. «Чистое Знание», или «Информационное Поле»

3. Сознание. Внимание. Эго

4. Подсознание. Память и Интуиция

5. Воображение, или образное мышление

6. Интеллект, или логическое мышление

7. Воля. Желания. Импульсы к действиям

8. Эмоции

9. Ощущения

10. Физическое тело. Анатомия

11. Окружающая обстановка. Среда обитания

12. Абсолютное Всё

Пункты с 0-го по 2-ой — своего рода «Дух», с 3-го по 7-ой — Ум, 8-ой и 9-ый — Чувства, 10—12 — Тело Космического Человека.

Теперь коротко рассмотрим все пункты по отдельности.

0. Высшее «Я». Абсолют. Природа

«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует».

Иоганн Вольфганг Гёте.

Изучая Герметические Принципы, мы познакомились с таким философским понятием, как Абсолют, рассмотрели его суть на примерах различных аллегорических сравнений и художественных образов, слегка затронули научные и духовные аспекты этого Главного Действующего Лица Природы, попытались составить общее, весьма приблизительное представление о нём.

Этот раздел не зря имеет нулевой порядковый номер, так как Абсолют «находится» одновременно и вне всей схемы, и внутри каждого пункта без исключений. Абсолютная Природа является своеобразной Высшей Личностью, Истинным «Я», «Наблюдателем» жизни во всех её бесчисленных вариантах, формах и проявлениях. Изнутри каждого человека и вообще каждого живого существа Природа «смотрит» на мир под конкретным, индивидуальным для данной личности, углом зрения, который у каждого субъекта в любой момент времени уникален и неповторим, и при этом постоянно меняется. Уровень развития отдельно взятого мозга, наличие или отсутствие тех или иных умственных характеристик и психологических качеств, способности, таланты и прочие индивидуальные особенности делают каждую такую «картину мира» непохожей ни на какую другую. В этом заключается необъяснимое уникальное естество неразрывного единства и в то же самое время бесконечного многообразия всех природных воплощений, явлений, процессов, объектов, субъектов и т. д.

Природа Абсолютна! Только у неё отсутствует противоположная пара, ведь при её наличии последняя также являлась бы Природой, или Абсолютом. Только Природа беспричинна и не имеет источника своего возникновения, поскольку он также находится внутри Природы. Иными словами, Природа сама является причиной самой себя, она автономна. Именно Природу мы ощущаем внутри себя как «Я есть».

Далее следуют различные технические подробности этого нашего Истинного «Я».

1. Абсолютная Пустота, или Абсолютное Ничто

«Всё создано из пустоты, а форма — сгусток пустоты».

Альберт Эйнштейн.

Абсолютная Пустота — это ещё одно очень важное философское и вместе с тем физическое понятие, которое, к сожалению, не всегда правильно истолковывается. Обычно под этим определением подразумевается физический вакуум, в котором совсем ничего нет. Хотя учёные сразу же делают одну оговорку, мол, даже если в некоем объеме нет ни единой молекулы или атома, то там всё равно присутствуют различные энергетические поля, электромагнитные волны, гравитация и прочие силы, пронизывающие весь Космос вдоль и поперёк. В конце концов, информация обо всём как самое «тонкое» состояние вещества содержится везде и всегда, и её невозможно «откачать» или уничтожить. Поэтому получить по-настоящему пустой вакуум технически не представляется возможным. Однако он есть. Правда, как известно, «Природа не терпит пустоты», и посему Абсолютная Пустота, хотя и существует, но она, подобно самому большому космическому сосуду, заполнена Абсолютным Всем. В своё время Альберт Эйнштейн озвучил такую гениальную прописную истину — никакая материальная субстанция не может проходить через совсем ничего, через «пустое место». Пустота её уничтожит («всосёт» в себя всю энергию). Вакуум действительно состоит из каких-то более мелких частиц какой-то вполне конкретной, но более тонкой материальной среды. Пустота до самого «дна» заполнена чем-то невидимым, неощущаемым и непознаваемым. Наверняка и тёмная материя с тёмной энергией являются не единственными (и не самыми «глубокими») его наполнителями.

У Абсолютной Пустоты есть ещё одно очень интересное качество, вытекающее из самого определения этой «субстанции», а именно — Абсолютное Ничто. Это полное отсутствие не только материи, энергии, различных сил, но даже и информации. То есть это безоговорочное и тотальное Ничто. И где же в бесконечном Космосе можно обнаружить такую вот Пустоту? Правильно, нигде конкретно и одновременно с этим везде. Она неуловима не только потому, что целиком заполнена, а ещё и по той причине, что сама суть Абсолютного Ничто заключается в полном и буквальном отсутствии чего бы то ни было, включая и само это отсутствие. Попробуем вдуматься в смысл этих «противоречивых» слов. В Абсолютной Пустоте отсутствует всё, включая вакуум и даже саму Абсолютную Пустоту. Выражаясь языком мифов и легенд, Абсолютное Ничто, или Абсолютная Тьма, поглощает саму себя, или растворяется в себе, то есть как бы самоликвидируется. При этом Абсолютная Пустота всегда существует, но её естество представляет собой любое отсутствие, в том числе и отсутствие самой себя. Звучит как-то нелогично, однако не все вещи в Природе поддаются обычной человеческой логике. Иррационализм также имеет место быть на свете. Получается, Абсолютное Ничто — своего рода «портал», проскочив который, мы сразу окажемся на другом конце шкалы, а именно полюсе Абсолютного Всего, где есть всё что угодно, и Абсолютная Пустота в том числе. Это — своеобразная «спайка» двух полюсов, двух абсолютных крайностей, которые только кажутся разными при взгляде на них с разных сторон, а на деле являются одной и той же вещью. Дойдя до самого «низа», мы окажемся на самом «верху», и наоборот. Это можно сравнить с многоэтажным домом, где потолок нижнего помещения служит одновременно и полом для этажа, расположенного над ним. А небоскрёб с бесконечным количеством этажей неизбежно смыкается в огромный круг, в котором «чердак» является одновременно и «подвалом».

Осуществлять физические перелёты через такие «кротовые норы» технически пока невозможно, но для мысли подобных преград не существует. Многие духовные практики уже на протяжении нескольких тысячелетий весьма успешно и очень продуктивно используют различные методы мысленной концентрации на Пустоте. Тонко подстроившись под определённую «частоту», подобно радиоприёмникам, мы получаем доступ к информации, «звучащей» на этой «волне». Именно так выглядит с технической точки зрения процедура научных Озарений, духовных Просветлений, творческих Вдохновений и других явлений подобного рода. Так что, Абсолютная Пустота, несмотря на всю свою условность и относительность, имеет большое практическое применение в различных специфических областях, например, в Дзене, тибетских школах духовного и физического самосовершенствования и т. п.

«Не так она уж и пуста, простою кажущаяся пустота».

2. Надсознание. «Чистое знание», или «Информационное Поле»

Если кто-то знает, что он не знает — научи его.

Если кто-то знает, что он знает — послушай его.

Если кто-то не знает, что он знает — разбуди его.

Если кто-то не знает, что он не знает — беги от него.

Китайская пословица.

Термин Надсознание говорит сам за себя. Надсознание — это то, что «находится» непосредственно «над» нашим Сознанием. А Сознание, соответственно, «располагается» как бы «около» Знания, или «рядом» со Знанием, которое есть всего лишь другое обозначение информации. Информация, как известно, абсолютно нематериальна, или сверхматериальна, и присутствует в каждой точке пространства. В глобальном масштабе информацию можно называть абстрактным Знанием, а в индивидуальном плане — Надсознанием. В нём содержится и личное «Информационное Зерно» человека, нечто вроде индивидуального «Духа», который представляет собой своего рода отражение Высшего, бесформенного Абсолютного «Духа» Природы в определённой конкретной форме. Полная индивидуальная информация о каждом объекте, субъекте, явлении и процессе, с одной стороны, неотделима от любой другой информации единого «Информационного Поля», и в то же самое время неповторима и не «смешивается» ни с какой другой информацией, как личной, так и общей. Каждый отдельный фрагмент большой картины уникален, индивидуален и неповторим, но при этом он неотделим от всего изображения. Удалим любой участок картины, и она станет неполной.

Излишне говорить о том, какое значение имеет в нашей жизни информация. «Знание — сила», и этим всё сказано. А те способы, при помощи которых добываются эти знания, «изнутри» во время медитаций или из внешних источников, дело сугубо техническое и принципиального значения не имеет, поскольку внешнее и внутреннее — понятия относительные.

Учение — Свет, освещающий Тьму Неизвестности!

3. Сознание. Внимание. Эго

«Сознание подобно ветру, который можно увидеть только по результатам его действий».

Г. И. Богин.

Сознание «дислоцируется» в непосредственной близости от Знания (со-Знание), но что оно представляет собой по своей сути? Символический «Прожектор», высвечивающий своим «Лучом Внимания» фрагменты информации из «Темноты Неведения» внешнего и внутреннего миров, и наблюдающий в прямом и переносном смысле за всеми событиями и явлениями, попавшими в поле зрения этого «Луча». И хотя истинным «Наблюдателем» всегда и везде является Абсолют, или Природа, Внимание как бы выполняет функцию своеобразного индивидуального «Объектива», через который происходит непосредственно сам процесс наблюдения. Именно функция Внимания преобразовалась в процессе эволюции в Сознание — проекцию нашего «Информационного Зерна» на материальную «плоскость». Обычно оно обозначается термином Эго. Естественно, что Эго — сугубо личная ипостась, у каждого оно своё собственное.

Внимание в практическом плане справедливо считается самой первой и главной умственной характеристикой головного мозга. Без него невозможно осуществлять какую бы то ни было сознательную деятельность. Рассеянное Внимание «размывает» мыслеоформы, ухудшает память, препятствует вычислительным процессам и интеллектуальной работе. А при полной потере Внимания происходит то, что в обиходе именуется потерей Сознания. Только при достаточной сосредоточенности может осуществляться ясное и чёткое мышление. Поэтому тренировка навыков концентрации Внимания на выполняемых действиях имеет огромное значение во всех без исключения областях человеческой деятельности. Важно уметь сосредотачиваться на чём-то одном или охватывать взглядом всё окружающее пространство, а также вовремя переключаться с второстепенного на более значимое, или даже добровольно отключаться на некоторое время для отдыха. Управление Вниманием лежит в основе разнообразных Герметических тренингов и методик, в особенности в медитативных упражнениях. Конечно, всё это применяется не только в Герметизме, но и в других системах самосовершенствования, и касается практически всех областей, как умственной, так и физической деятельности.

4. Подсознание. Память и Интуиция

«Как причудливы и непредсказуемы восприятие и память, как часто люди принимают кажущееся за действительное, как уверенно додумывают за других, сочиняют и клянутся, что это чистая правда».

Александра Маринина.

Из самого определения легко понять, что Подсознание «находится» непосредственно «под» нашим Сознанием. По мере того, как «Луч Внимания» освещает своим «Прожектором» отдельные «частички» Знания в кромешной «Тьме Неизвестности», эти порции информации откладываются в некоем резервуаре под названием Память. Память «питается» информацией, постоянно требуя всё новых и новых вливаний. В отличие от Надсознания, содержащего абсолютно все Знания обо всём, в Памяти Подсознания находится хотя и очень большое, но всё-таки ограниченное количество информации, которая попала в мозг извне или была унаследована от предков через геном. По мере накопления опыта происходит взаимодействие разной информации — сходные по характеру данные группируются в отдельные блоки, которые в свою очередь, постоянно пополняясь, также взаимодействуют и сортируются посредством ассоциативных сопоставлений. «Луч Внимания» может быть направлен и внутрь Подсознания, и тогда мы вспоминаем то, что когда-то видели, слышали, чувствовали. Процесс, а, главное, качество запоминания зависят от степени чёткости и точности нашего Внимания. Чем сильнее мы сосредотачиваемся на чём-либо, тем лучше мы это запоминаем, а впоследствии, соответственно, быстрее и легче вспоминаем. Размытые образы вызвать в Памяти гораздо труднее, и «картинка» в них менее резкая. Отсюда следует, что хорошей Памяти не может быть без умения концентрироваться, хотя и Память, и Внимание — это вполне самостоятельные, но не независимые умственные качества.

Рассмотрим полезные советы из учебника психологии Теплова. Исследования Памяти показывают, что запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени. Повторять надо спустя сравнительно небольшое время после заучивания, так как именно в первый период забывание идёт наиболее быстро. Переходя от заучивания одного материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5—10 мин.), давая себе в это время полный отдых. Следует так организовать свои занятия, чтобы в непосредственном соседстве оказывалась работа над возможно менее сходными предметами. Особенно ответственный и трудный материал полезно возобновить в памяти непосредственно перед сном.

Чем «старше» информация, тем «глубже» она «залегает». Некоторые факты, имеющиеся у нас в Подсознании, мы даже не в силах вспомнить. Но они могут неожиданно всплыть на поверхность под влиянием каких-то внешних обстоятельств или внутренних ассоциаций. Тогда нам кажется, что мы совершили открытие, изобрели нечто новое, не подозревая о том, что всё это когда-то в прошлом было позаимствовано откуда-то извне и благополучно забылось.

Схожий механизм имеет такое полезное и эффективное качество, как Интуиция. Когда мы сталкиваемся с забытой «новой» ситуацией, в которой либо сами участвовали, либо были её свидетелями, то будучи не в состоянии вспомнить данное событие, мы, тем не менее, ощущаем внутреннюю непонятную силу, подталкивающую нас сделать какой-то шаг или выбор. А так как внешне всё выглядит вполне благополучно и обыденно и ничто не предвещает никаких неожиданностей, то в таких случаях говорят о появившемся предчувствии. «Шестое чувство» никогда не возникает на пустом месте, и было бы разумнее прислушиваться к нему — за ним всегда стоит определённый и вполне конкретный опыт, приобретённый ранее. Чем больше знаний, тем сильнее развита Интуиция. Но мы часто по непонятным причинам заглушаем свой внутренний голос словами и мыслями, мол, Интуиция — недостаточно серьёзный аргумент на фоне «железной» логики. И, как правило, впоследствии приходится расплачиваться за опрометчивое недоверие к самому себе. Фраза «я как чувствовал (а)» хорошо знакома практически каждому.

То, что Подсознание содержит в себе абсолютно все сведения, когда-либо в него попавшие, определяет одну очень интересную функциональную особенность Памяти. Когда мы вспоминаем, скажем, какое-то прошлое событие, мы на самом деле вспоминаем не само событие, а наше последнее воспоминание о нём. Каждое последующее воспоминание будто бы наслаивается поверх предыдущего с небольшими искажениями. То есть, чем чаще мы вспоминаем о чём-то, тем менее точны эти воспоминания. «У любви, писал Ромен Ролан, есть „странное свойство: она как бы имеет обратную силу. В ту самую минуту, когда Кристоф понял, что любит Минну, он понял, что любил её всегда“. Но такой „обратной силой“ обладают все человеческие чувства. Независимо от степени искренности человека последующий жизненный опыт радикально меняет его воспоминания, включая их в новый психологический контекст. Сравнения автобиографических сочинений с достоверными фактами биографии человека убедительно доказывают ненадёжность психологической ретроспективы» (И. С. Кон). Но в Подсознании хранится вся информация: и оригиналы, и их искажённые копии, и при определённых условиях (например, под гипнозом) можно получить доступ ко всему.

Подсознание одновременно управляет сразу всеми жизненными процессами в организме: обменом веществ, работой внутренних органов, а также делает многое из того, о чём мы даже не догадываемся. Оно безостановочно функционирует в автоматическом режиме все 24 часа в сутки. Его можно в отдалённой степени сравнить с биологическим компьютером, так как Подсознание всего лишь рефлекторно обрабатывает всю поступающую в мозг информацию с беспристрастностью механической машины. Однако мощь этой «машины» и объёмы содержащихся в ней данных настолько огромны, что не поддаются никаким измерениям и сравнениям. Искусственные компьютерные технологии могут только бесконечно приближаться к тем естественным возможностям, которыми от природы обладает мозг человека.

Именно Память Подсознания формирует основные функциональные качества мозга (в первую очередь память о себе, или нашу личность) и является фундаментом большинства технических приёмов во всех тренировочных и обучающих процессах, о чём мы позже поговорим более подробно. Не удивительно, что «…Память является важным условием духовного роста человека. Тот, кто бесследно забывал бы чувство радости и удовлетворения, сопровождавшее совершение благородного поступка, так же как и чувство стыда, вызванное дурным поступком, тот человек имел бы слабое побуждение к новому совершению благородных дел и воздержанию от дурных.

Значение… памяти заключается, кроме того и в том, что она увеличивает богатство и разнообразие эмоциональной жизни: источником чувств становится не только настоящее, но и прошедшее» (Б. М. Теплов).

5. Воображение, или образное мышление

«Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет».

Константин Паустовский.

По мере увеличения количества накопленной информации в недрах Подсознания постепенно развивается способность к образному мышлению, именуемому Воображением. Эта умственная характеристика присутствует, так или иначе, у всех животных, имеющих головной мозг.

Воображение рисует самые разные картины внешнего и внутреннего мира, причём это могут быть и неподвижные «фотографии», и движущиеся, словно кадры кинофильма. Создаются эти «произведения» из тех «пазлов» и фрагментов, которые находятся в Памяти и доступны для воспоминания. При активном развитии мозга Воображение может вырасти до творческого уровня, а при длительном информационном голоде, напротив, стать бедным и скудным. В любом случае образное мышление напрямую зависит от количества и качества информации в Памяти Подсознания. Без минимальной необходимой «базы данных» просто невозможно что-либо воображать, как невозможно без строительных материалов возводить здания. Именно от силы Воображения зависит качество результатов практически во всех видах медитативных упражнений, методах самовнушения и прочих ментальных техниках.

Любой мысленный образ, возникший в голове, оказывает мгновенное влияние на наше физическое тело, практически на все биологические процессы, происходящие в нём. Сознательно выбирая нужные воображаемые «картины», мы можем целенаправленно воздействовать как на весь организм, так и на отдельные его области, вызывая необходимые и полезные функциональные изменения. Воображение — это мощная сила!

Очень важно заниматься развитием Воображения у детей с самого раннего возраста. Это улучшает их способность к обучению, восприимчивость к прекрасному и, без сомнения, положительно влияет на всю дальнейшую жизнь.

С эволюционным развитием речи к образному мышлению постепенно добавилось и абстрактное, что подняло умственную деятельность на новый, более высокий качественный уровень, а вместе с этим и сам процесс мышления.

6. Интеллект, или логическое мышление

«Дерево без плодов — дрова, тучи без дождя — дым, а человек без ума — животное».

Азербайджанская мудрость.

«Мышление — это разговор души с самой собой». По сути, мышление соединяет разные идеи в одну историю, повествование, концепцию, гипотезу, теорию, миф… Цель человеческого познания заключается в достижении истины при помощи мышления. Наука, показывающая, каким правилам должно подчиняться мышление, чтобы была достигнута истина — логика — наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Она рассматривает условия, при которых мысль может быть правильной, подобно грамматике, указывающей правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной и понятной. Кстати, захламляя свою речь словами-паразитами (а также нецензурными и бранными) мы ослабляем своё мышление.

Наряду с Воображением, абстрактное мышление постепенно развивает вычислительные способности, логику и возможность передавать знания и опыт словами, символами, знаками. Всё это мы называем многозначительным словом Интеллект.

Логически рассуждая, человек приобретает способность не просто создавать в своих мыслях яркие картины, но и искать ответы на возникающие вопросы, призывая на помощь все свои знания и опыт. Интеллект напоминает главный процессор компьютера. Чем выше мощность последнего, тем более сложные задачи он способен решать. Но без соответствующего программного обеспечения, а также без минимального объёма данных на жёстком диске, любой, даже самый передовой процессор — всего лишь «мёртвая железка». То же самое и с Интеллектом — он хоть и заложен с самого рождения Природой и родителями, однако без должного развития не сможет возвыситься до того уровня, на который был рассчитан. Интеллект занимается сопоставлением имеющейся в Памяти информации, делая определённые выводы, которые также сравниваются и сопоставляются с другими рациональными рассуждениями и прочими данными. Понимание — это когда мы знаем, как отвечать на данный раздражитель, и предвидим результаты своих действий. Сознание сличает параметры ожидаемых и реальных стимулов. То есть, модель реальности сравнивается с реальной действительностью. Параллельно весь этот процесс фиксируется в Памяти для дальнейшего использования при решении похожих задач в будущем.

Думать можно и бессловесными образами, но рассуждаем мы именно словами (они являются практически языком «кодирования» человеческого «биокомпьютера»), и чем богаче словарный запас, тем больше имеется возможностей у Интеллекта для выражения своих идей (тем выше производительность «операционной системы» головного мозга). Каждую миллисекунду рецепторы органов чувств поставляют в мозг неимоверное количество информации, и при помощи слов он сортирует и распределяет ничтожно малую часть этого хаотического потока по различным группам, категориям, классам и понятиям. Без языка общения было бы невозможно упорядоченное мышление, которое в свою очередь активно развивает интеллектуальные способности, в немалой степени благодаря лингвистической структуре и стилистическим нормативам. Неспроста ведь до Ломоносовской реформы Великий и Могучий не имел возможности для произведения той всемирно известной классической литературы, которая сейчас является его визитной карточкой. Прежний вариант русского языка не позволял так точно и красиво передавать все тонкости и нюансы человеческой души, межличностных взаимоотношений, буйство красок Природы и многое другое.

Обозначая различные образы конкретными абстрактными символами и словами, мы получаем дополнительные возможности — от интеллектуального общения до качественно новых, более эффективных вариантов самовнушения. Слова, произносимые в молитвах, мантрах или формулах аутотренинга, даже если и не успевают создать соответствующий образ в Сознании, в глубине Подсознания активизируются практически сразу же. Поэтому язык общения имеет огромное значение при формировании чуть ли ни всех умственных способностей. Трудно достигнуть высокой культуры ума при низкой культуре речи. От того, какими именно словами мы думаем, зависят черты характера и менталитет, которые и формируют нашу личность. Ведь любой сознательный человек наверняка предпочтёт выбор вместо случайности, бережливость вместо жадности, смелость вместо наглости, осторожность вместо трусости, скромность вместо стыда, дружбу вместо зависимости, тактичность вместо подхалимства, настойчивость вместо упрямства, критику вместо оскорблений, гордость вместо высокомерия, оптимальность вместо чрезмерности, соревнование вместо войны, строгость вместо грубости… Разные люди и народы об одних и тех же вещах рассуждают по-разному, и даже идеальный перевод книги не гарантирует того, что жители других стран правильно и до конца поймут заложенную в тексте мысль. Это равносильно тому, как если бы фортепианное произведение исполнялось на балалайке или трубе — сыграть мелодию можно без проблем, а вот с передачей нюансов и оттенков возникнут сложности. Недаром утончённые литературные гурманы смакуют бессмертные мировые шедевры Гомера, Омара Хайяма, Шекспира, Толстого и других Гигантов Мысли и Слова, «вкушая сию красоту» в оригинале непосредственно из первоисточников.

Полное взаимопонимание — большая редкость и среди носителей одного языка. Вспомним русские пословицы и поговорки — в самом деле, сытому никогда не «уразуметь» голодного, а «гусю» не стать «товарищем» для «свиньи». Да, это всего лишь образные сравнения и упрощённые примеры, но и равные по статусу люди из одной социальной среды не всегда находят общий язык. Только настоящие единомышленники понимают друг друга с полуслова и с полувзгляда, ведь не зря были придуманы многочисленные клубы по интересам. Если внимательно слушать собеседника, это поможет в дальнейшем деликатно подбирать нужные и правильные слова, помогающие улучшить процесс общения и взаимопонимания. Думать, прежде чем что-то говорить, всегда советуют мудрые родители своим детям. Интеллект для того нам и дан, чтобы размышлять и обдумывать последствия своих слов и поступков. При этом во всех своих рассуждениях очень полезно ориентироваться на 4 качества правильного мышления: Определённость, Непротиворечивость, Однозначность (Последовательность) и Обоснованность. Более подробную информацию о законах логики можно найти в интернете или соответствующих учебниках.

Как и любая другая умственная характеристика, Интеллект — обширная и многогранная область деятельности мозга. Например, сильный шахматист или математик может оказаться совершенно беспомощным в житейских делах, семейных вопросах и интригах, проблемах межличностных взаимоотношений или в чём-то другом. Определить уровень и мощь Интеллекта по какому-либо единому и общему для всех тесту или критерию — практически неосуществимая задача. Индивидуальный подход в этой области, как нигде, крайне важен.

Интеллект — это один из главных «инструментов» и «орудий» человека. И хотя логическое мышление очень сильно зависит от Воображения, Памяти и Внимания, так же, как и все они, оно является самостоятельным атрибутом нашего Ума.

7. Воля. Желания. Импульсы к действиям

«Что такое воля как не мысль, переходящая в дело?».

А. Бестужев-Марлинский.

«Термином «воля» обозначается та сторона психики, которая проявляется в сознательных целенаправленных действиях.

Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия. <…>

Исходным побуждением к деятельности является потребность…, нужда в чём-либо» (Б. М. Теплов). Материальные потребности в пище, одежде, жилище… по мере их удовлетворения обычно переходят в духовные (культурные) потребности в общении с людьми, в образовании, в книгах, в музыке и т. д.

«Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании. Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели…

«Когда б не смутное влеченье чего-то жаждущей души…» (А. С. Пушкин).

Желанием называется осознанное стремление к определённому объекту, к определённой цели. Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека… <…>

Волевые действия в собственном смысле — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. <…>

Воля — это, прежде всего, власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения» (Б. М. Теплов).

«Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием» (К. С. Станиславский). Желания играют огромную роль в жизни каждого человека. Абсолютно все достижения человеческой цивилизации есть результат страстных желаний вполне конкретных личностей, фанатично воплощавших свои фантастические (по мнению современников) идеи в обычных буднях спокойной и размеренной повседневности. Именно желания побуждают людей что-то делать. Когда ничего не хочется, появляется скука и апатия, и затем это неминуемо приводит к депрессии, а порой и к отсутствию мотивации к жизни. Зная механизмы, управляющие процессами возникновения желаний, мы можем стать хозяевами своей судьбы, безусловно, в случае правильного и эффективного использования этих знаний на практике.

Естественные потребности человека управляются Подсознанием и возникают автоматически при нехватке калорий, микроэлементов, витаминов и всего того, что необходимо для оптимального функционирования всех систем и органов физического тела. Поэтому желания по удовлетворению этих потребностей, включая и те, которые основаны на инстинктах, врождённых и приобретённых рефлексах мы здесь рассматривать не будем.

Возникновение различных сознательных или неосознанных желаний в процессе мышления происходит по довольно-таки несложной схеме. Любое обдуманное желание по своей сути — обычная мысль, сформулированная в виде слов «я хочу…». Сильная Воля основывается на предварительных логических выкладках, взвешивающих все «за» и «против», и приводящих к выводу о том, какие конкретные действия и решения будут наилучшими в данной ситуации. То есть в основе Сильной Воли лежат логика, интеллектуальные размышления и рассуждения. Тут можно упомянуть известную поговорку, которая настоятельно рекомендует семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Всегда следует хорошенько подумать, перед тем как что-то сказать, или сделать. У Слабой Воли желания возникают спонтанно, под влиянием какой-либо мысли или идеи, появившейся как в собственной голове, так и позаимствованной у других. Постепенно, а иногда и сразу, эта мысль начинает, можно сказать, преследовать человека, и в какой-то момент он оказывается не в состоянии сдерживать себя — некая неведомая и необъяснимая сила побуждает его совершить именно те действия, которые и «материализовывают» данную идею.

Таким образом, импульсами, подталкивающими к тем или иным поступкам, служат, по сути, обычные мысли, возникшие либо случайно и неосознанно, либо сознательно созданные Интеллектом, в котором и находится Волевой Центр. И всё же мы выделяем мысли, сформированные в виде сильных или слабых желаний, или в форме необдуманных решений и неосознанных хотений, в самостоятельную категорию, обозначаемую такими понятиями, как Воля и Желания.

8. Эмоции

«Ведь мы — то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций».

Элизабет Гилберт.

Эмоции — это энергетическая реакция организма абсолютно на все мысли (и собственные, и заимствованные), какую бы форму они ни имели. При этом такая реакция полностью соответствует характеру тех мыслей (а именно, содержащейся в них информации), которые и вызвали эти эмоции. Светлые и добрые идеи создают положительный отклик: радость, улыбку, восторг и другие чувства, а отрицательные эмоции порождаются соответствующими по знаку мыслями. При некоторых заболеваниях или сбоях в мозговой деятельности могут возникнуть нарушения адекватного реагирования на информацию, появившуюся как в собственном уме, так и поступающую из окружающего мира. Но мы сейчас рассматриваем реакции здорового организма.

Эмоциональные чувства можно по праву назвать индикаторами умственной деятельности. Для того, чтобы эффективно контролировать настроение, необходимо всего лишь научиться управлять своим мышлением. Только на первый взгляд это кажется сложным. Стоит изменить мысль, перенаправив внимание на другую информацию, как эмоции незамедлительно изменятся на те, что соответствуют этой новой информации или другим мыслям. Например, когда мы отвлекаем или смешим плачущего ребёнка, он начинает улыбаться, не успев закончить плакать. Как говорится, ещё не высохли слёзки, а малыш уже смеется. Всё точно так же происходит и у взрослых — настроение меняется в лучшую сторону от одной только мысли о чём-то приятном, и наоборот. Этим можно и нужно сознательно пользоваться.

Подавляющее большинство мыслей находится глубоко в Подсознании. Но все они, хотя и остаются неосознанными, всё равно создают соответствующий эмоциональный фон. Поэтому порой настроение может меняться неожиданно и как будто беспричинно. Трудно предотвратить спонтанную смену эмоций, но их можно нейтрализовывать сознательным переключением внимания на что-то противоположное по своей сути или просто другое.

В некоторых фантастических произведениях люди будущего изображаются хладнокровными безэмоциональными существами. Ради разных целей они специально избавились от всех эмоций, и в их умах господствуют один только расчет и железная логика. У здоровых людей подобное просто невозможно. Уничтожение эмоций неизбежно приведёт и к деградации самого процесса мышления. До тех пор пока в нашей голове будет присутствовать хотя бы одна мысль, она обязательно вызовет соответствующий эмоциональный отклик. Даже абстрактные математические вычисления создают свою эмоциональную окраску, хотя и менее выраженную в сравнении с теми, что возникают при размышлениях над житейскими вопросами. Эмоции и мысли неотделимы друг от друга. Эта связь изначально заложена в природной «конструкции» человеческого организма, и нарушить её может лишь «техническая поломка».

Важно отметить, что негативные эмоции необходимы нам ничуть не меньше позитивных. В частности, чувство страха помогает выжить, гнев — бороться с трудностями и несправедливостью, а боль расставания — любить. Иметь негативные эмоции — это нормально, ненормально, когда эти эмоции мешают нам жить. Контроль над эмоциями позволяет управлять своей жизнью, принимать правильные решения, строить длительные отношения, менять жизнь в лучшую сторону (может быть, даже кардинально). Мы и представить себе не в состоянии, на что способно наше внутреннее «Я» и каких успехов оно может достичь, если не зажимать его рамками.

В нашей схеме пункт об эмоциях не зря следует непосредственно за разделом о Воле. Эмоции тесно связаны с желаниями — мы всегда радуемся, когда получаем то, что хотим, и огорчаемся, если планы не осуществляются. Будучи надёжным индикатором Ума, эмоции словно специально созданы Природой для эффективного контроля над процессом мышления, молниеносно и чётко сигнализируя о характере всего того, что происходит у нас в голове в данный момент времени.

Умелое манипулирование информацией, содержащейся в Уме, позволяет Герметистам добиваться высочайшего самоконтроля, а также овладевать навыками эффективного управления настроениями и мыслями других людей.

9. Ощущения

«…надо знать этот великий секрет жизни: лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа».

Оскар Уайльд.

Если эмоции являются индикатором мышления, то ощущения выполняют ту же функцию, но уже со всем тем, что касается физического тела. Сигналы, идущие в головной мозг от рецепторов органов чувств, точно также могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску, полностью соответствующую характеру процессов, происходящих в теле, с телом или на теле. Деление на приятные и неприятные ощущения возникло не просто так. Миллиарды эволюционных лет сформировали у всех живых существ надёжный и устойчивый механизм стремления к благоприятным условиям и избегания враждебной и вредной среды. Из этого можно сделать логичный вывод — за редкими исключениями всё то, что для тела полезно, доставляет удовольствие, и наоборот. Например, приятные поглаживания приносят пользу и кожной поверхности, и более глубоким слоям и тканям, а болезненные удары (укусы, нажимы) сдавливают сосуды, повреждая мелкие капилляры (вызывая гематомы, ссадины, ушибы…). «Плоть глупа», полезная еда обязательно невкусная, изнуряющие упражнения укрепляют здоровье… — все эти и им подобные утверждения в корне ошибочны. Ведущие такой «здоровый» образ жизни неожиданно для всех, и в первую очередь для самих себя, могут заболеть вроде бы непонятно отчего. Довольно часто по неясным причинам у этих людей бывает плохое самочувствие. Идти против Природы крайне опрометчиво, а порой просто опасно для здоровья и жизни!

Точно так же, как и в эмоциональной сфере, степень пользы или вреда для тела прямо пропорциональна аналогичной степени возникающих ощущений. Дойдя до крайностей, знаки меняются на противоположные. Например, слишком бурная радость может привести к эмоциональному и физическому перенапряжению.

Всё вышесказанное справедливо только при оптимальном функционировании всех систем организма. Травмы, болезни, различные отклонения от нормы могут существенно изменить восприятие. В здоровом теле полезные вещи всегда вызывают приятные ощущения, а хорошее самочувствие свидетельствует об оптимальном состоянии организма. Еда, к примеру, желательно должна быть привлекательной на вид и уж непременно вкусной, даже если мы по каким-то уважительным причинам вынуждены соблюдать строгую диету. Все физические действия, упражнения, процедуры нужно осуществлять в наиболее удобном и приятном темпоритме с комфортной нагрузкой. В идеале, надо слушать благозвучную, доставляющую удовольствие музыку, пользоваться красивыми вещами, общаться с приятными людьми, совершать добрые дела, приносящие радость, и всё остальное в таком же духе. Само собой разумеется, что необходимо учиться прислушиваться к сигналам, которые посылает нам организм, всегда учитывать их и никогда не отбрасывать подсказки, идущие от Подсознания.

Ощущения и эмоции вместе называются чувствами. Первичные реакции — это ощущения, обработанные разумом — чувства, а проявленные — эмоции. С одной стороны, они самостоятельны и обслуживают свои зоны ответственности, а с другой, ощущения и эмоции, как и всё в организме, тесно связаны между собой, и могут оказывать друг на друга определённое влияние. Иными словами, приятные ощущения почти всегда поднимают настроение, а радость обязательно улучшает и самочувствие. Благодаря чувствам Ум и Тело активно взаимодействуют. Так, при помощи самовнушения без особого труда можно вызвать ощущаемые изменения в теле, а физическими процедурами и воздействиями повлиять на психологическое состояние, мысли, желания, пристрастия, взгляды и т. д. Только плодотворное сотрудничество приводит к настоящей гармонии, как в отдельно взятом организме, так и в социуме.

В отличие от мыслей чувства невозможно передать или описать с полной достоверностью. Например, при сочувствии и сострадании мы тоже можем страдать при виде мучений другого человека. Правда, в зависимости от собственного темперамента, эмпатия может проявляться более или менее ярко, нежели реальные переживания человека, которому мы сочувствуем. Ведь мы не в состоянии точно узнать, совпадают ли наши чувства с таковыми у других людей или отличаются (помимо количественных показателей). Мы не можем проверить, одинаковы ли у нас ощущения холода и тепла, боли и удовольствия… В общем и целом они как будто бы похожие, но не факт. Мой мозг может совсем по-другому обрабатывать и интерпретировать поступающие в него сигналы от рецепторов, и хотя мы приблизительно понимаем друг друга, но отличия в восприятии не только могут быть, но могут быть весьма и весьма существенными. Однако достоверно выяснить это невозможно до тех пор, пока не появятся технологии «пересадки» ощущений и эмоций от человека к человеку. Гипотетически это позволило бы и всю личность «трансплантировать» из одного тела в другое (например, искусственно выращенное из собственного генома).

10. Физическое тело. Анатомия

«Я — не тело, наделённое душой, я — душа, часть которой видима и называется телом».

Пауло Коэльо.

«Каждый атом твоего тела произошёл от взорвавшейся звезды. И, возможно, атомы твоей левой руки принадлежат другой звезде, не той, из которой атомы правой руки. Это самая поэтичная вещь, которую я знаю о физике: мы все сделаны из звёздной пыли» (Лоуренс Краусс).

Анатомическое строение физического тела человека подробно описано во многих медицинских и биологических учебниках, и потому мы не будем здесь его рассматривать. Иносказательно, тело — это Храм для Души, та самая библейская «кожаная одежда», своеобразная оболочка для Ума, который в свою очередь выполняет функцию вместилища «Духа». Тело — настоящий «ретранслятор» Души. В физической плоскости Бытия наш Ум не может действовать и выражать себя иначе, кроме как через материальное тело. Поэтому от его самочувствия во многом зависит качество этой «ретрансляции». С другой стороны, состояние тела сильно влияет и на сами процессы мышления. Здоровый «Дух» действительно может нормально «звучать и вибрировать» только в достаточно здоровом теле. А здоровье, помимо генетической наследственности, зависит, в основном, от двух главных факторов, а именно, от здорового образа жизни и от внешних условий среды обитания: от экологии, психологического климата в обществе и семье, материального достатка и многого другого, лишь в некоторой степени зависящего от нас. Но то, что находится в нашей власти, можно и нужно эффективно применять в повседневных буднях. Умеренное, здоровое и сбалансированное питание, оптимальное количество и чередование умственных и физических нагрузок, внимательное и бережное отношение к внешнему виду и внутреннему состоянию, правильное взаимодействие с собой и окружающим миром — вот некоторые из общеизвестных прописных истин. Как и то, что без хорошего самочувствия и крепкого здоровья в этой жизни нас по-настоящему мало что радует. Другими словами, всё вышеперечисленное можно считать наиважнейшими условиями для полноценной нормальной жизни.

Удачное сочетание объективных и субъективных факторов является залогом успеха в любых делах. В Природе всё взаимосвязано. Производя необходимые изменения в самих себе, мы ненавязчиво и незаметно воздействуем и на внешнюю обстановку, как ближайшую, так и более отдалённую. В мире абсолютно всё влияет на всё без исключений, и всё зависит от всего. Очень важно помнить и учитывать это всегда и везде.

11. Окружающая обстановка. Среда обитания

«Биологически — всё окружающее нас есть наше тело, продолжение нашего тела, совокупность дополнительных наших органов».

Павел Флоренский.

Изучая Герметические Принципы, мы вновь обратили внимание на то, что все вещи в Природе взаимосвязаны и взаимозависимы и соединены между собой невидимыми энергетическими «нитями»: гравитационными, электромагнитными, квантовыми, информационными и многими другими. Мало того, мы выяснили, что окружающая среда и все составляющие её элементы не могут самостоятельно существовать друг без друга, то есть они ещё и взаимообразующи. Собственно говоря, сама внешняя обстановка как раз и создаётся всеми наполняющими её объектами, субъектами, процессами и явлениями. Каждый такой отдельный элемент обретает какие-либо очертания, измерения, параметры и характеристики только на фоне других вещей, расположенных по соседству. При этом поверхность любого тела, с одной стороны, отделяет его от окружающего пространства, а с другой, именно она же и соединяет его с ним.

Всё, что находится непосредственно вокруг нас, называется ближайшей окружающей обстановкой, которая в свою очередь плавно переходит во внешнюю среду обитания, сливающуюся с более отдалённым пространством, и в конечном итоге со всем бескрайним Мирозданием. Таким образом, любое физическое тело как бы продолжается вовне и простирается повсюду. Иначе говоря, дальний Космос представляет собой не что иное, как самый внешний наружный периметр нашего физического тела, а также и любого другого объекта или субъекта. Мы словно вплетены во Вселенную и образуем с ней нерасчленимое целое. Как поэтично, а, главное, очень точно выразился известный американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон, «Космос смотрит на себя нашими глазами!».

12. Абсолютное Всё

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Гераклит.

Если весь бесконечный Космос является самым большим объектом в Природе, полной совокупностью всего, что только есть, то Абсолютное Всё — это антипод Абсолютного Ничто. Тотальное Всё помимо всего сущего, а также прошлого и будущего, включая всю информацию обо всём, потенциально содержит в себе и те вещи, которых не было, нет, не будет и даже не может быть в принципе. Любая фантасмагория, несуразица, вымысел и прочее подобного рода, в том числе и то, что могло бы быть, но не случилось по разным причинам — всё это тоже там, как и Абсолютная Пустота. Это самый верхний предел, или положительный полюс, бесконечной мировой Энергетической Шкалы. Зная о том, что абсолютные крайности сходятся в Единое Нечто, нетрудно понять — Абсолютное Всё и Абсолютное Ничто представляют собой одну и ту же «субстанцию». Полнота пуста, а Пустота заполнена. Как и Абсолютная Пустота, Абсолютное Всё находится одновременно и везде, и нигде конкретно. Абсолютная Полнота является самой крайней поверхностной «оболочкой» Космического Человека. Это максимальный предел, за которым действительно ничего нет. Такова физика Мироздания в двух словах.

Не следует, однако, путать Абсолютное Всё с самим Абсолютом, или Природой, которая есть не только всё вместе взятое, но и каждая вещь, рассматриваемая отдельно от Единого Целого. Природа находится одновременно внутри всего сущего и охватывает собою всю бесконечную Мультивселенную. Подобно тому, как вода может пребывать в состоянии льда, жидкости и пара, все вещи вокруг и внутри нас — это разные формы и состояния одной и той же Природы. Природа — единственное, что существует в мире. Всё остальное лишь иллюзия нашего воображения.

Итак, мы вкратце познакомились с приблизительной схемой, рассматривающей взаимодействие различных функциональных систем и областей в «конструкции» такого уникального природного явления, как Человек. Если коротко, то: Тело — оболочка Души (мысли, чувства…), Душа — оболочка «Духа» (абстрактная информация индивидуального «Я Есть»), «Дух» — оболочка Пустоты (Ничто, заполненное всем, что только есть), а Пустота — оболочка Абсолюта (того, что есть Всё). Эта схема слишком упрощена, но она даёт некоторое отдалённое представление о том, как работает наш организм в вертикальном (иерархическом) направлении. Данный абстрактный план условно называется Космическое строение Человека (или Герметическое строение Космического Человека) и он имеет вполне конкретное практическое применение. Например, зная, что все чувства сигнализируют о том, насколько правильно или неправильно с точки зрения Природы совершаются те или иные умственные и физические действия, можно оперативно регулировать и контролировать своё поведение, мышление, самочувствие, настроение, состояние организма и многое другое.

Клетки, ткани и органы тела, включая и физический мозг, потребляют кислород, воду и питательные вещества. Ум как «виртуальная» и «голографическая» нематериальная структура «питается» информацией. Без неё он не может существовать, «чахнет» и «истощается». Точно так же, как телу нужны только необходимые в данный момент питательные химические элементы, причём в сбалансированном количестве, так и Ум нуждается только в полезных для него сведениях и в необходимом объёме. Как и физическая пища больше нравится именно вкусная, так и познавательные, интересные и позитивные новости всегда предпочтительнее печальных известий или информации, слишком сложной для восприятия.

Для поддержания оптимального функционирования всего организма очень важно уделять должное внимание каждому его аспекту без исключений. В этом заключается главный залог успеха всей дальнейшей Герметической практики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке (издание второе, расширенное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я