Малый автосервис: Практическое пособие

Владислав Волгин, 2012

Книга предназначена для практической помощи владельцам и менеджерам малых и индивидуальных автосервисных предприятий, начинающим свой бизнес. Эта книга – образовательный ресурс и источник профессиональной информации о современных методах организации деятельности малых автосервисных предприятий, обеспечения их конкурентоспособности. Книга направлена на формирование общественного мнения в пользу рыночных механизмов подъема личного благосостояния, развитие индивидуального и коллективного предпринимательства, на содействие возрождению и укреплению традиционных российских ценностей – трудолюбия, мастерства, нравственности, преемственности поколений, на увеличение количества высококлассных мастеров, семейных предприятий, династий специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый автосервис: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Общемеханический сервис

Техзадание для проекта СТО

Строителям необходим проект, проектировщикам — техническое задание на проектирование. Техническое задание представляет собой материал для разработки проекта, согласования с инстанциями и консультаций с архитекторами.

Этапы работ по созданию СТО:

1) Разработка технического задания:

— выбор марки или марок ремонтируемых автомобилей;

— выбор видов работ;

— определение технологических процессов;

— определение предполагаемой выработки в оплачиваемых нормо-часах и ожидаемой загруженности ремонтного цеха;

— определение маршрутов перемещения и отстоя автомобилей в цеху и на территории до и после ремонта;

— выбор оборудования для диагностики и ремонта с учетом требований, предъявляемых производителями автомобилей выбранной марки, определение этапов монтажа, определение планов расширения видов ремонтных работ;

— определение размера необходимых площадей с учетом подобранного оборудования и количества постов;

— принятие решения о строительстве нового здания или реконструкции имеющегося, если его можно приобрести или взять в аренду;

— выбор участка земли, если планируется строить;

— определение инженерного обеспечения с учетом параметров здания и оборудования и планов развития СТО;

— технологическая планировка.

2) Подготовка бизнес-плана для обоснования необходимости инвестиций и сроков их возврата, определение затрат на:

— проектирование;

— согласование проекта в инстанциях и получение нужных разрешений;

— строительство и приобретение стройматериалов;

— инженерные коммуникации;

— приобретение и установку оборудования, мебели и оргтехники;

— зарплату, налоги и т. д.);

— оборотные средства (для поддержания необходимого запаса запчастей и материалов для ремонта автомобилей).

3) Строительство или реконструкция:

— выбор подрядчика;

— контроль исполнения работ;

— приемка здания;

— приобретение и установка оборудования, мебели, оргтехники.

4) Ввод в эксплуатацию:

— сертификацию оборудования и рабочих мест;

— освоение компьютерной системы;

— внедрение системы учета производства работ, расхода материалов и запасных частей, контроля оплаты;

— отработка технологии обслуживания клиентов;

— рекламные акции;

— подбор и обучение персонала.

При планировании следует:

— просчитать расходы на различные разрешения и сертификацию, и полученную сумму увеличить вчетверо — такова вероятность превышения реальных расходов.

— помнить о “раскрутке”: в первые месяцы заказов будет значительно меньше расчетного объема и это обязательно нужно учитывать в бизнес-плане.

Некоторые рекомендации

Выбор участка земли — это работа специалиста, который будет участвовать в проектировании и строительстве. Он проанализирует, способен ли этот участок вынести нагрузку, которую на него будет оказывать СТО и подходит ли этот участок для него или нет. Если подходит, специалист набросает эскиз плана местности, участка с “красной линией”, имеющихся коммуникаций, варианты их использования, оценит затраты по подключению к ним.

При выборе оборудования — важно определиться с оборудованием до начала работы над технологической планировкой. Технологическую планировку выполняют некоторые фирмы, специализирующиеся на поставках оборудования для автосервиса. Специалист составит схему размещения ремонтных зон, их площади и границы, где какой пост будет находиться внутри этих зон. Так вы получите основу технического задания для проектировщиков. Добавьте в нее план размещения вспомогательных, офисных и бытовых помещений, разметку территории, свои требования и пожелания.

Технологические процессы СТО должны быть выверены до начала проектирования и не должны изменяться. Процессы являются неотъемлемой частью проекта и проходят согласование в различных инстанциях. И если вы в процессе стройки решите покупать другое оборудование или ввести новые виды работ, то весь путь согласования придется повторить. Независимо от стадии строительства придется переделывать проект, проходить согласование, ведь любые изменения в утвержденном проекте — реконструкция, а для нее требуется еще больше разрешительной документации. Поэтому важно “семь раз” проверить при подготовке эскизов технологической планировки, так ли будут размещены подъемники, стапели, покрасочная камера, компрессорная, там ли лучше делать воздухозаборники, вентиляции и т. д.

Проектирование. Задачей проектировщиков является разработка проекта с учетом всех требований и пожеланий, нормативов и ГОСТов.

Необходимая документация

Для технического задания и проектирования необходимо наличие следующих документов:

— план застройки, т. е. официальная карта земельного участка, как правило, в масштабе 1: 500 или 1: 1000;

— фотографии участка и прилегающей к нему местности, на которых видны окрестная застройка, границы участка, его соединение с дорогами, въезд на участок и, возможно, высотное зонирование местности с отмеченными горизонталями;

— если участок не ровный, нужны данные по высотному зонированию местности;

— планы соединения участка с инфраструктурой данной местности (фактическое состояние);

— данные плана застройки, границы участка, использование и т. д.;

— соединение с сетью дорог общего пользования, въезд на участок и выезд из него и т. д.;

— отвод воды с участка, его канализирование и высотная съемка;

— подвод питьевой воды;

— трубопровод для подвода газа;

— магистральный разводящий трубопровод для отопления.

Эти сведения необходимы для выявления пространственных возможностей территории и вместимости отдельных зданий.

Для выяснения и оценки условий для строительства СТО понадобятся следующие документы:

— свидетельство о владении землей и карта земельного участка;

— согласование места размещения предприятия и регулирующие условия для строительства (заключение соответствующего ведомства);

— заключение инспекции по безопасности дорожного движения о конкретном участке с точки зрения безопасности въезда/выезда для движения на прилегающих улицах;

— заключение соответствующих ведомств о размещении инженерных сетей (официально засвидетельствованное нахождение санитарно-защитных зон на ситуационном плане: разводящие водопроводные линии, электрические сети, газопроводы, линии дальней связи);

— заключение экологической экспертизы с точки зрения охраны окружающей среды;

— в случае реконструкции или достройки — действующие планы имеющихся объектов.

Цикл проектных работ включает:

1. Подготовка градостроительного обоснования для прохождения регламентной комиссии Комитета по архитектуре, включающего:

— варианты решения фасада, цветовые решения;

— пояснительная записка;

— посадка здания;

— ситуационный план;

— фотомонтаж, перспектива, аксонометрия, фасады в осях, планировки.

2. Техническое сопровождение получения исходноразрешительной документации.

3. Рабочий проект (утверждаемая часть) включает:

— архитектурный раздел;

— конструкторский раздел (КЖ, КМ);

— технологический раздел;

— OB, ЭС, ВК;

— спецразделы (ГОЧС, ГИБДД, Охрана окружающей среды).

4. Конструкторская документация.

Чтобы ускорить процесс подготовки документов, проектностроительная фирма берет на себя работу по согласованию этапов проектирования в соответствующих инстанциях, при желании заказчик может проводить согласования и сам.

Общие требования

СТО должна производить благоприятное впечатление на клиентов. Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями. Прибывший впервые клиент оценивает прежде всего удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны СТО. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами. Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу.

При проектировании новых помещений для СТО необходимо уделить достаточно времени для исчерпывающих исследований, так как такое проектирование и строительство для большинства фирм случается раз в жизни. Неудачные конструктивные, архитектурные и оформительские решения могут иметь длительные негативные последствия. При проектировании учитываются перспективы развития в течение 10 лет, необходимо также помнить, что компоновка СТО должна предусматривать идеальную приспособленность к функционированию, экономическую окупаемость капиталовложений, удовлетворение требований заказчиков. Приспособленность к функционированию подразумевает выполнение работ в надлежащих помещениях.

Ориентация на заказчика означает, что помещения и их оборудование должны:

— производить на заказчика благоприятное впечатление;

— быть “светлыми и воздушными”;

— привлекать заказчиков, вызывая у них желание снова их посетить.

При архитектурной реализации этих целей нужно учитывать следующие обстоятельства:

— застройку города и окрестностей;

— наилучшее выполнение эксплуатационных функций;

— общую компоновку и архитектурное решение интерьера;

— строительные нормативы, установленные для данной местности в согласованном плане районной планировки;

— расходы на строительство и рациональность эксплуатации, включая экономическую окупаемость капиталовложений;

— размещение элементов идентификации фирмы;

— установленные законом требования по охране окружающей среды.

Привлекательные здания, интерьер, удобные рабочие места, комфортные социальные помещения — это весьма ценные “основные средства”, серьезные факторы для привлечения кадров и клиентов. Хорошие помещения и энергичная маркетинговая политика способствуют успешному бизнесу. Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев.

Заказчикам нужно, чтобы здание было удобно расположено, доступно для въезда с улицы и выезда, имело легкий доступ в демзал, к приемщику сервисной службы, к прилавку, торгующему запасными частями, к кассе, имело комфортабельный зал ожидания, бар или кафе. Сотрудникам требуется комфортное окружение, где они могли бы с удовольствием работать. Чтобы работа шла в тесном сотрудничестве, необходимо создать условия, при которых из каждого подразделения можно легко попасть в другое. Управленцам необходимы помещения, из которых можно наблюдать и контролировать производственные операции. Размеры здания и помещений определяются с учетом прогнозируемых масштабов деятельности каждой службы.

Например, компания “Bosch Auto Service” рекомендует следующие размеры зданий:

Малый сервис: мастерская от 10 х 15 м; полезная площадь (магазин, приемка, комната отдыха, склад, вспомогательные помещения) от 5 х 25 м.

Общая площадь: 250 кв. м. Допускается меньшая площадь, но с обязательным наличием двух (для сервиса с гарантией — четырех) рабочих мест (постов — 3,75 х 5,0 м) для а/м.

Средний сервис: мастерская от 12,5 х15 м.; полезная площадь от 7,5 х 25 м. Общая площадь — 375 кв. м.

Крупный сервис: мастерская от 10 х 30 м; полезная площадь от 20 х 22,5 м. Общая площадь — 750 кв. м.

Практика проектирования малых сервисов показала, что им необходимы следующие площади:

Для сервисных предприятий легковых автомобилей:

— шиномонтаж 1 пост — 27,5 кв. м.;

— шиномонтаж 2 поста — 64,2 кв. м.;

— шиномонтаж 4 поста — 210 кв. м.;

— сход-развал 1 пост — 46,2 кв. м.;

— шиномонтаж + сход/развал — 51,21 кв. м.;

— ТО и ТР + шиномонтаж + сход/развал (3 поста) — 149 кв. м.;

— ТО и ТР + сход/развал (4 поста) — 180 кв. м.;

— ТО и ТР+ шиномонтаж + сход/развал (5 постов) — 291,36 кв. м.;

— мойка (2 поста) — 80 кв. м.;

— ТО и ТР+ диагностика (1 пост) — 63 кв. м.;

— ТО и ТР + мойка + шиномонтаж + сход/развал (5 поста) — 192 кв. м.;

— ТО и ТР + шиномонтаж + маслозамена (6 постов) — 360 кв. м.;

— ТО и ТР + сход/развал (6 постов) — 380 кв. м.;

— малярно-кузовной участок (3 поста) — 210 кв. м.;

— малярно-кузовной участок (5 постов) — 220 кв. м.

Для сервисных предприятий грузовых автомобилей:

— грузовой автосервис, шиномонтажный уч-к (1 пост) — 28 кв. м.

— грузовой автосервис, шиномонтажный уч-к (3 поста) — 224 кв. м.

— грузовой автосервис. ТО и ТР (6 постов) — 324 кв. м.

Территория

Наиболее важным параметром является размер участка: стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития бизнеса. Обычные требования: на каждый пост по обслуживанию необходимо 100 кв. м всех помещений, 100 кв. м территории плюс 100 кв. м резервной территории. Размер участка и требования в отношении площади нужно тщательно изучить, ибо эти данные важны для проектирования и инвестиций.

Весьма важно оценить перспективы развития для того, чтобы в случае необходимости расширения цехов, имелись достаточные запасные площади. Общая площадь участка земли, необходимого для строительства, состоит из суммы площадей необходимых подразделений автосервиса. Площадь здания и полезная площадь территории (паркинг, площадь маневрирования автотранспорта, площадь перед въездом-выездом, площадь для особого использования) должны иметь возможность развития. Рекомендуется отношение 1/5 к 4/5 между площадью здания и свободной территорией. Возможность лучшего экономического развития — у квадратной или прямоугольной форм земельного участка. При этом, идеальный размер земельного участка — 50 х 60 м.

Расположение участка влияет в значительной степени на результат коммерческой деятельности. Выбирая земельный участок, нужно иметь ввиду следующие критерии. При выборе места для строительства нового здания для дилерской фирмы учитывают пять основных аспектов: место, условия, конфигурация, размеры, расходы.

Учитывают также:

— различные ограничения, действующие в районе: на строительство, на копание, на ограждение и т. д.;

— план развития жилого района, торгового района, делового района, план возможных перепланировок участков и т. д.;

— план строительства новых дорог и изменений в регулировании движения потоков транспорта;

— рекомендации фирм по недвижимости, городских проектировщиков и архитекторов, юристов и т. д.

Расстояние от предприятий по обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов (от границ их земельных участков) до жилых домов и общественных зданий следует принимать:

— грузовых автомобилей и автобусов городского транспорта — 100 м;

— легковых автомобилей, кроме автомобилей, принадлежащих гражданам, и автобусов — 50 м.

СТО должна быть легко доступна вся инфраструктура: электро-, водо-, теплоснабжение, канализация, телефон, общественный транспорт и т. д. Желательно, чтобы СТО находилась вблизи от оживленного места: торгового центра, магазина или автозаправочной станции. Такое расположение наиболее удобно для обслуживания клиентов. Преимущества в расположении положительно сказываются на бизнесе.

Доступность. Важно, чтобы до СТО можно было добраться общественным транспортом. Клиентам удобно посещать фирму, если она находится на приемлемом расстоянии или вблизи деловых, жилых или торговых районов. Въезд и выезд на территорию сервисного центра должен быть беспрепятственным.

Ценность участка. При выборе участка нужно учитывать его ценность с точки зрения рекламы и ее повышение после строительства. Наряду с размером земельного участка важна его конфигурация. Прямоугольные формы участков не только предоставляют хорошие условия их использования, но и являются более подходящими в отношении эксплуатационных издержек.

Соответствие назначению. Особую роль играет удобство земельного участка для строительства. Учитываются следующие критерии:

— участок должен быть защищен от наводнений, землетрясений, оползней и т. п.;

— участок должен быть на уровне прилегающей дороги;

— участок лучше выбирать ровный или с небольшим уклоном (от 1 до 2 %), чтобы не требовалась дорогостоящее перемещение земли при планировке;

— участки на склоне или же неровные участки требуют повышенных сумм на финансирование подготовки территории (подготовительные работы, планировка площади бульдозером, отвоз грунта, подпорные стенки, подземные гаражи и т. д.);

— желательно твердое основание, т. е. уплотненный грунт среднего, даже хорошего качества.

Расходы. В городах часто вообще не бывает земельных участков требуемых размеров, которые пригодны для строительства СТО, а если имеются, то высокие цены намного увеличивают затраты. При выборе подходящего земельного участка цена играет, конечно, важную роль, однако нельзя забывать о критерии “расположения” и “пригодности” участка.

Весьма важным фактором являются расходы по строительной подготовке. Речь идет, как правило, о расходах по:

— сооружению дорог (подъездных путей и стоянок),

— сооружению санитарно-технических устройств (канализации, присоединений к водопроводной сети, электрических вводов, магистральной линии для развода отопления, освещения подъездных путей и т. п.).

В ограждении территории предприятия, в котором предусмотрено 10 и более постов или хранение 50 и более автомобилей, следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). Для предприятий с меньшим количеством постов или мест хранения автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5 х 4,5 м. Ворота основного въезда на территорию предприятия следует размещать с отступом от “красной линии” на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного состава, включая автопоезда. Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10 % от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего на предприятие. При расположении территории предприятия на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует размещать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта. Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направлению движения по проезду общего пользования. На территории предприятия с количеством 10 и более постов или 50 и более мест хранения автомобилей движение автотранспорта предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. На территории предприятия, независимо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения автотранспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час.

Производственные помещения

В проекте на строительство должны быть отражены мероприятия по охране труда, а также санитарно-гигиенические условия труда с указанием ожидаемых уровней воздействия на работающих вредных производственных факторов, методов контроля за их воздействием и мер по защите работающих, в том числе решения по нормализации параметров микроклимата и освещенности рабочих мест, снижению уровней производственных шумов и вибраций, загазованности и запыленности помещений, электромагнитных излучений, электростатического поля и т. д.

Конструкция здания

Определяющим фактором для определения высоты СТО служат функциональные высоты мастерской и склада запчастей. Высота в свету цеха и склада запчастей измеряется до поперечных балок. Для ремонта автомобилей требуется высота 4,3 м (пространство для сборки под нижней кромкой поперечной балки). У склада запчастей эта высота получается, исходя из двух стеллажей высотой 2,1 м, расположенных друг над другом, и из сборочного пространства высотой минимум 10 см под нижней кромкой поперечной балки. Это определяет единую высоту мастерской и склада запчастей.

В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. Там, где используются кислоты, щелочи и нефтепродукты, полы должны быть устойчивы к воздействию этих веществ и не поглощать их. Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также складов для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе металлическим предметом. Целесообразно решение кровли в форме легких многослойных конструкций с необходимой теплоизоляцией, удовлетворяющих требованиям по статической нагрузке, действующих для данной местности.

Пример — описание существующего нового здания СТО:

Несущие конструкции здания представляют собой металлический каркас. Ограждающие конструкции стен — панели типа “Sandwich”, утеплитель “Isover”. Снаружи стены облицованы окрашенным профилированным оцинкованным листом. Фундамент ленточный из армированного монолитного железобетона класса В15, мелко заглубленный.

Малый сервис сети “Бош Авто Сервис”

Рекомендации: мастерская от 10 × 15 м; полезная площадь (магазин, приемка, комната отдыха, склад, вспомогательные помещения) от 5 × 25 м.

Общая площадь: 250 кв. м.

Допускается меньшая площадь, но с обязательным наличием двух (для сервиса с гарантией — четырех) рабочих мест (постов — 3,75 × 5,0 м) для а/м.

Цоколь — кирпичный с облицовкой декоративной плиткой. Снаружи стены облицованы крашеным профилированным оцинкованным листом.

Кровля — двускатная, покрыта оцинкованным профнастилом.

Окна — из алюминиевого профиля с однокамерными стеклопакетами.

Двери — стальные, облегченные, стекло простое (6 м), переплеты окрашены полимерной краской.

Ворота — стальные распашные, на линии диагностики — ворота с дверями.

Полы — мозаично-бетонные с полимерным искронедающим покрытием по армированному бетонному основанию.

Проект разрабатывался в соответствии с действующими нормами и правилами (СНиП, Санпин и др.) и предусматривает мероприятия, обеспечивающие взрывопожаробезопасность при эксплуатации здания.

— степень огнестойкости — III а

— функциональная пожарная опасность — Ф 5

— конструктивная пожарная опасность — С 1

— взрывопожарная опасность — В.

Наружная и внутренняя отделка.

Потолки в офисных помещениях — подвесные типа “Armstrong”.

Стены наружные — многослойные панели типа “Isora panels”, внутренние — в офисных помещениях гипсокартон с последующей окраской или оклейкой стеклообоями.

Полы в офисных помещениях — линолеум.

Цоколь — керамическая плитка или керамогранит.

Технико-экономические показатели:

Этажность — 2 этажа

Площадь застройки — 618,60 м2

Общая площадь здания — 1215,04 м2

Строительный объем — 6557,16 м3

Выезды и въезды

Створчатые ворота производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию организации и выезда с нее — внутрь.

Выезд (въезд) машин из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается (разрешается только через отдельные наружные ворота).

Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспечивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче механизма подъема и спуска.

Наружные ворота помещений для хранения, технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года минус 15 °C и ниже следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами при следующих условиях:

— при количестве пяти и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота, в помещениях технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния машин;

— при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4 и менее метров от наружных ворот;

— при двадцати и более въездах в час, приходящихся на одни ворота, в помещении хранения машин, кроме легковых машин, принадлежащих гражданам;

— при хранении в помещении пятидесяти и более легковых машин, принадлежащих гражданам.

Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться автоматически.

При температуре зимой ниже минус 25 °C должны дополнительно устраиваться тамбуры-шлюзы.

Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Въездной уклон должен быть не более 5 %.

Функциональные зоны

Вот какие требования к обустройству СТО предъявляют зарубежные автокомпании.

Помещения и оборудование:

— количество, комплектность и состояние оборудования соответствует требованиям сертификации;

— для диагностики имеются тормозной испытательный стенд, мощностной испытательный стенд, стенд проверки геометрии осей с подъемником или смотровой ямой, переносной компьютерный тестер, мотор-тестер;

— оборудованы помещения для отдыха сотрудников, учебные классы;

— применяются рекомендованные компанией оргтехника и компьютерные системы.

Рекомендуемые размеры помещений приведены в таблице.

Пост приемки в ремонт

Участок приемки машин в ремонт — это лицо фирмы. Впечатление заказчика будет служить хорошей или плохой рекламой. Проектируя это помещение, принимают во внимание, что клиент хочет видеть операции, проводимые с его машиной. Оборудование должно стоять на полу, не нужно возвышений. Диагностическое оборудование желательно устанавливать последовательно, в том порядке, в каком проверяют машину. Рекомендуется, чтобы в зоне приемки было достаточно места для машины с открытыми дверями и для прохода вокруг нее. Для легковых автомобилей размер места для приемки должен быть не менее 4 х 6 м. В зоне приемки необходимо обеспечить: достаточную освещенность, необходимую для осмотра; хорошую вентиляцию или вытяжку, чтобы двигатель машины мог работать на любых оборотах; не скользкий пол; стоки для воды и тающего снега, стекающих с машины; очерченные линии проходов для безопасности людей; отопление или охлаждение помещения. Следует отметить, что большинство автосервисов разделяют участок приемки и участок диагностики из-за разницы во времени работы с одним автомобилем: приемка — 5“20 минут, а диагностика — вплоть до целой рабочей смены.

Цех общего ремонта

Далее обобщены рекомендации ряда автокомпаний. Ширина цеха должна составлять минимум 20 м, так как ширина проезда между отдельными постами — 6 м и длина отдельных постов, находящихся с обеих сторон, составляет 7 м. Длину цеха определяет количество необходимых рабочих мест и постов, а также необходимых подсобных помещений площадью минимум 20 % от общей площади цеха. Основанием для определения количества необходимых рабочих мест и постов является “проходимость” автомобилей через мастерскую или суточный объем ремонтных работ.

Минимальные размеры основных рабочих постов:

Ширина въезда в цех составляет 4,0 м, высота — минимум 3,5 м.

Посты для общего ремонта и обслуживания распределяют таким образом, чтобы посты, отведенные для “быстрого сервиса”, находились ближе к кабинету приемщика, а остальные — ближе к цеху ремонта агрегатов и электрооборудования.

При организации перемещения машин по цеху и территории с точки зрения удобства и безопасности рекомендуется предусматривать:

— однорядное движение от въезда до выезда;

— въезд и выезд в каждый пост, не мешающий остальным;

— посты можно располагать с одной стороны помещения в один ряд или в два ряда с проездом между ними;

— при однорядном расположении посты могут располагаться перпендикулярно к проезду или под углом к нему. В первом случае проезд должен быть шириной 6 м, во втором — может быть уменьшен до 5,4 м;

— размеры постов для легковых и малых грузовых — 4 х 6 м, для средних грузовых, микроавтобусов и т. п. — 4,5 х 8,5 м;

— проход вокруг поста — 0,5 м;

— расстояние от стен дополнительно 0,4 м.

Наиболее экономичное использование площади получается при двухрядном расположении постов и одним проездом между ними.

Пол цеха должен быть стойким к истиранию, кислотостойким, стойким к действию жиров, масел и воды. Наиболее подходящими для этой цели являются керамические плитки.

Мойку цеха облегчает канализационный желобок, находящийся посредине дороги и соединяющийся с маслоуловителем или станцией очистки сточных вод сервисного отдела. Освещение цеха: естественное — через застекленные стены, искусственное — фонари верхнего света. Осветительные приборы должны располагаться на границах сервисных постов для того, чтобы их свет не загораживался во время работ в моторном отсеке. Совершенно невыгодно расположение освещения над серединой сервисного поста. Внутренние стены цехового здания окрашивают до высоты примерно 2 м моющимся красочным покрытием или же они покрыты кафельными плитками. Абсолютно необходимо обеспечить прямое соединение цехового помещения с офисом СТО, со складом запчастей, а также с подсобными помещениями и санитарно-техническими помещениями. Для обеспечения требуемых условий воздушной среды следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением с учетом режима работы предприятия и количества вредных выделений, устанавливаемых в технологической части проекта. В цеховом помещении нужно установить вытяжную установку для отвода отработавших газов работающих двигателей.

Подсобные помещения

Необходимо предусмотреть площади для стенда проверки эффективности действия тормозной системы, для установки проверки мощности двигателя и помещения для мойки автомобилей. Из-за производимого шума и грязи эти рабочие помещения не следует помещать в общей рабочей зоне. Более выгодно их расположение в отделенных помещениях и создание самостоятельного функционального блока. Оснащение цеха рабочими и измерительными приборами требует наличия соответствующей подсобной площади для стационарных и передвижных установок. Хорошо оснащенный цех требует наличия подсобной площади в размере примерно 10–20 % от общей площади цеха.

При проектировании цеха по ремонту агрегатов: двигателей, КПП, мостов предусматривают его расположение вблизи основной ремонтной зоны; размещение в нем мойки для агрегатов и деталей, достаточно пространства, чтобы механики могли свободно перемещаться вокруг верстаков и агрегатов; хорошее освещение, достаточное для точной работы. Помещение должно быть защищено от попадания пыли и посторонних предметов. Для повышения безопасности и качества работ цех всегда должен быть чистым и в хорошем порядке. Во избежание травматизма в цеху нежелательны всякого рода пороги и ступеньки, рельсы для тележек, подвозящих агрегаты. Желательно перевозку агрегатов выполнять небольшим электропогрузчиком. Минимальная площадь цеха — около 20 м2.

Помещению для подзарядки аккумуляторов и ремонта электрооборудования с тестерами, зарядным устройством, хорошей вытяжкой, с перегородкой между зарядным участком и остальным помещением рекомендуют выделять не менее 4 м2. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно — для ремонта, другое — для зарядки, третье — для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита. При одновременном заряде не более 10 аккумуляторных батарей, допускается иметь только два помещения: для ремонта и приготовления электролита, при этом зарядку аккумуляторов следует проводить в помещении ремонта в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством. Помещение для аккумуляторных работ должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверями, открывающимися наружу.

Для сосредоточения в одном месте контроля электроснабжения, водоснабжения, подачи сжатого воздуха устраивают специальные места. Кроме общих выключателей освещения на центральном щите желательно также предусмотреть выключатели на каждом рабочем месте. Это помогает экономить энергию.

Если компрессор невозможно установить в отдельном помещении, его помещают в шумоизолирующий ящик, предусмотрев хорошую вентиляцию для отвода тепла. Размещение компрессора стараются сделать так, чтобы трубопроводы от него были как можно короче. Примерные площади: компрессорная — 3 м2, бойлерная — 4 м2, инструментальная — 5 м2, помещения для хранения гарантийных дефектных деталей — 10 м2.

Следует предусмотреть отдельные рабочие посты для осуществления нестандартных услуг (сборка специальных принадлежностей, специализированных дополнительных конструкций кузова и т. д.).

Особое внимание нужно уделять технике безопасности труда на рабочих местах. Это в первую очередь касается “мокрых” постов и помещений с возможным наличием взрывчатых веществ. Обозначение этих помещений выполняется согласно соответствующим нормам и инструкциям.

Мойка

Мойку размещают отдельно от всех постов. При размещении постов мойки и уборки машин на открытой площадке или под навесом вертикальной планировки должен быть обеспечен уклон не менее 3 % в сторону трапов, что исключит распространение сточных вод от мойки подвижного состава по территории предприятия. Мойка автомобилей может использоваться и дои после ремонта, а также для коммерческого обслуживания клиентов. Мойка может быть ручная и механизированная. Необходима мойка с обработкой и кузова, и днища, подкрылок колес и т. д. В крупных фирмах рекомендуется установка автоматизированных моек. При проектировании помещений для моек предусматривают дренаж, канализацию и очистку стоков. Существуют мойки с замкнутым циклом: использованная вода очищается и применяется снова. Размеры — 4,5 х 7 м для ручных моек, 6x10 м для автоматизированных. Но размеры во всех случаях следует уточнить с поставщиками оборудования. Минимальная комплектация моечного поста: ручная мойка высокого давления (возможна установка нескольких), пылесос (возможна установка нескольких), система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости — 6—10 месяцев. Оптимальная комплектация моечного участка: автоматическая автомобильная мойка портального или туннельного типа, ручная мойка высокого давления, компрессор, пылесос, система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости — 2–2,5 года, (туннельный тип — за 1–1,5 года).

Офис и санитарные помещения

Под понятием “офис” понимаются кабинеты работников СТО. Офис сервис-менеджера — 10–15 м2. Офис приемщика должен выходить на участок приемки, содержать картотеку “сервисной истории клиентов", графики работ и т. д. В нем происходят контакты заказчиков с расчетчиком. Рекомендуется площадь 6 м2 для одного, плюс 3 м2 для каждого следующего сотрудника. Диспетчерскую желательно располагать так, чтобы из нее видны были все ремонтные посты, может быть, на антресолях. Рекомендуемая площадь — 5 м2 на каждого человека. Офис сервисной службы располагают рядом с офисом менеджера. Рекомендуется площадь — 8 м2 для одного и 5 м2 для каждого следующего сотрудника. Кассу, выписывающую счета и получающую оплату и за сервис, и за продажи склада запасных частей, как правило, располагают рядом с кабинетом приемщика и расчетчика, рекомендуемая площадь — 3 м2 на каждого сотрудника. Для кладовки бланков, регистраторов и т. п. рекомендуют площадь не менее 5 м2. Рекомендуют иметь комнату для собраний и обучения, площадью 2 м2 на каждого ожидаемого участника. Санитарные помещения необходимы работникам СТО как во время перерывов, так и для их личной гигиены: помещения для пребывания работников во время перерывов в работе, раздевалки, умывальни, душевые и туалеты. Размеры помещения для пребывания работников во время перерывов в работе должны позволять их дополнительное использование в качестве помещения для проведения курсов обучения работников СТО или же для их питания.

Размер санитарных помещений определяется числом работников. Необходимая площадь на одного работника составляет 4 м2. Санитарно-технические помещения должны быть светлыми, чистыми и приветливыми, а также хорошо проветриваемыми. Стены, покрытые кафельными плитками, и плиточные полы облегчают уборку. Желательно, чтобы расстояния между этими помещениями и местами работы были как можно меньше.

Открытые площадки

Для нормальной работы СТО необходимы подсобные открытые площадки:

— для принимаемых и отремонтированных автомобилей заказчиков;

— для стоянки автомобилей посетителей СТО;

— для стоянки автомобилей работников СТО;

— для автомобилей, потерпевших аварию;

— для сбора лома и прочих отходов;

— для хранения сортированных отходов и вредных веществ (крытые).

Размеры места для хранения одного автомобиля — 2,5 м х 5,0 (5,5) м.

Площадки для приема автомобилей в ремонт и для стоянки автомобилей посетителей СТО располагают вблизи от въезда и путей к залу и к приемке в сервис. Стоянки для работников располагают на противоположном участке двора. Там же организуют стоянку аварийных автомобилей и площадку для сортированных отходов.

Количество мест на автостоянке для клиентов должно быть вчетверо больше, чем расчетное количество рабочих постов в сервисном цехе. При этом нужно соразмерно учитывать потребность в автостоянке для тех, кто приезжает только за запчастями и автопринадлежностями. Количество мест парковки для клиентов, уже ожидающих приемки, принимается равным от 1 /6 до 1 /8 от количества всех постов, т. е. если постов 16, то для парковки машин клиентов необходимо 2–3 места. Количество мест для отстоя отремонтированных машин, ожидающих выдачи или доставки клиентам, рассчитывается удвоением количества постов для ремонта. Если постов 10, то мест для отстоя машин необходимо 20. Количество мест для хранения аварийных машин, ожидающих своей очереди на ремонт, устанавливают равным трети от количества постов. Если постов 12, то таких мест устраивают 4. Количество мест парковки для служащих определяется в зависимости от штата и наличия машин у сотрудников. Парковочные боксы: 2,5 х 5,5 м — для легковых и микроавтобусов, 3x8 — для средних грузовых автомобилей.

Проезды:

6 м — при 90° заездах в боксы;

5,5 м — при 60° заездах;

8 м — для средних грузовиков при 90° заездах.

Склад опасных отходов. Размер склада зависит от числа постов и количества отходов. Нужно, чтобы в складе было в достаточно места для отдельного хранения опасных отходов (отработанных масел, масляных фильтров, замасленных тряпок, тормозной жидкости, антифризов и т. п.). Вокруг складированных веществ должно быть достаточно места для обращения со складированными отходами и нужно исключить возможность их смешивания. Склад можно соорудить в помещении или же его можно заменить мобильным контейнером.

Сборник для отходов и металлолома. Для этой цели рекомендуют соорудить навесы площадью минимум 50 м2 вблизи от цеха, под которыми можно разместить переносные емкости для сортированных отходов, металлолома и деталей, пригодных для вторичного использования. Размеры навесов зависят от количества производимых отходов или же от числа и размера контейнеров. Навес должен удовлетворять не только функциональным, но и эстетическим требованиям. Опасные отходы, включая отработанное масло, нужно хранить в отдельном складе.

Подключение к инженерным сетям. Вновь строящиеся помещения для технического обслуживания, ремонта и хранения машин оборудуются средствами автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

Помещения предприятий, обслуживающих автомобили, работающие на газовом топливе, должны быть оборудованы:

— непрерывно-действующей системой автоматического контроля воздушной среды в помещении с установкой датчиков до взрывоопасных концентраций;

— аварийной вентиляцией кратностью не менее 5 объемов помещения в час с резервными вентиляторами;

— электрооборудованием согласно требованиям действующих нормативных актов для зоны класса Bla.

При этом концентрация газа в помещении (в случае выпуска газа из баллона) не должна превышать 1,45 г/м3. Если расчетное количество поступающего газа превышает указанную величину, то помещение должно быть дополнительно оборудовано:

— системой автоматического контроля воздушной среды;

— системой аварийной вентиляции и аварийного освещения, выполненных во взрывозащищенном исполнении.

Инженерные сети или же части этих сетей, находящиеся на территории участка вне здания, подключаются к городским сетям канализации, водопровода, энергоснабжения и телефонной связи. Подключение согласовывается с соответствующими ведомствами по делам строительства и органами по охране окружающей среды.

Рекомендации по оборудованию СТО

Приведенные ниже рекомендации подготовлены компанией

“Сфера-Сервис”[11].

Оборудование для поста приемки:

Тестер суммарного схождения необходим для предварительного экспресс-контроля углов схождения передних и задних колес автомобиля и принятия решения о направлении автомобиля на участок регулировки углов установки колес.

Тестер проверки подвески и амортизаторов определяет эффективность работы подвески и дает возможность оценить вероятность замены амортизаторов и пружин подвески.

Роликовый тормозной стенд позволит оценить эффективность работы основной, аварийной и стояночной тормозных систем.

Центральная диагностическая стойка имеет программное обеспечение для сбора, отображения и регистрации измеренных параметров от периферийных контрольных устройств участка и управления их работой, а также для регистрации автомобиля на автосервисе, и принтер для распечатки результатов анализа и базы данных с эталонными значениями.

Дымомер необходим для контроля дизельных автомобилей.

Газоанализатор — для бензиновых двигателей (4-ком-понентный, так как только по 4 компонентам выхлопа можно верно судить о правильной работе двигателя).

Ножничный подъемник с двойным выходом служит для визуальной оценки состояния нижней части автомобиля и его подвески.

Пульт управления подъемника снабжен гидравлической станцией.

Люфтдетектор с вибрирующими площадками и фонарем подсветки позволяет провести оценку состояния элементов подвески и рулевого управления.

Тестер проверки и регулировки фар — для контроля ближнего, дальнего света фар (углов установки и яркости).

Устройство для вытяжки отработавших газов автомобиля.

Шкаф приемщика необходим для хранения документов.

Оборудование участка диагностики

Участок диагностики универсального сервиса оснащают универсальными приборами и установками, способными “справиться” с любым автомобилем. Это позволяет предприятию проводить полную дефектовку и диагностику любых машин (независимо от марки и года выпуска). Такие приборы недешевы, поэтому выбирают модели, которые не устареют до момента их окупаемости.

Если же организуется узкоспециализированный сервис, предназначенный для ремонта определенного класса автомобилей, рекомендуется недорогой комплексный пост универсальных приборов, который позволяет решить до 80 % всех проблем, связанных с диагностикой, включающих в себя:

— центральный диагностический модуль;

— газоанализатор, дымомер;

— тестер аккумуляторных батарей;

— установка для проверки и чистки инжекторных форсунок;

— установка для обслуживания кондиционеров с тестером утечек;

— устройство для вытяжки отработавших газов;

— набор инструментов электрика;

— стробоскоп;

— тестер давления топлива;

— компрессометр и пневмовакуумметр.

Оборудование поста кинематики колес

Современное оборудование для проверки кинематики колес оценивает безопасность поведения автомобиля на дороге, состояние несущих частей кузова, состояние самой подвески, связанное с наличием люфтов.

Для этого поста необходима универсальность. Оборудование следует подбирать так, чтобы автосервис мог обслужить любой автомобиль, независимо от марки, года выпуска, веса, типа и размера установленных колес и т. д. Кроме этого необходимо наличие справочной информации (базы данных) по эталонным параметрам на различные модели автомобилей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый автосервис: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

www.sfera-service.ru

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я