Великий киевский князь Ярополк – выходец из рода Рюриковичей. Он сын князя Святослава, известного успешными походами, и внук княгини Ольги, которая славится своей мудростью. Ярополк стремится оказаться достойным своих предков, но если сравняться с отцом в доблести он вполне может, то быть мудрым – пока нет. Мудрость молодости не свойственна. Возможно, это его и погубит… Роман «Ярополк» известного современного писателя-историка В. Бахревского по достоинству оценен читателями за прекрасно воссозданную атмосферу Древней Руси и историческую точность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ярополк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гибель Хазарии
Псалмопевец и каган
Стены, потолок, пол, даже двери были увешаны и устланы звериными шкурами. Комната круглая, здесь трем дюжинам человек не будет тесно.
Босыми ногами ласково по мехам ходить. Баян и вдоль стен прошел, трогая шкуры. Наконец сел в дальнем углу на огромную медвежью башку.
Новая жизнь на чужбине для юного волхва задалась удивительней прежней. На дележе рабов он достался кагану. Дворецкий, сортируя полон, спросил Баяна, что он умеет делать.
Голос удивил царедворца.
Не на тяжкие работы, не на побегушки определили нового раба. Учили еврейскому языку, псалмам царя Давида[26], игре на псалтири[27]. Кантора, наставлявшего отрока в пении, изумил не столько голос юного раба — его память. Баян знал мелодию и слова псалма с одного прослушивания.
Уже через две недели юного псалмопевца доставили в звериную комнату. Одели царевичем. Рубаха из золотистого атласа, с рубиновой запоной на вороте. Кафтан из парчи, со стоячим воротом, с алой подкладкой, с опушкой из соболя. Обули в червленые чеботы.
Дворецкий, оглядев Баяна, остался доволен.
— В Царьграде за багрянородного приняли бы!
Псалтирь была позлащенная, струны золотые.
Трепетал Баян, когда вели его в покои кагана. На кагана, когда он выезжает из дворца, и смотреть-то нельзя, народ ниц падает.
— Мне петь, зажмурив глаза? — спросил Баян дворецкого.
Дворецкому понравился разумный вопрос. Улыбнулся:
— Живущим с каганом на одном дворе смотреть на сияющее солнце дозволительно… Не дозволительно в уныние впадать, ибо, огорчая кагана, мы можем помрачить священный свет греховной своею тьмой.
Минул час — Баяна не звали. И еще час минул. И еще… Утомленный ожиданием, он положил голову на башку медведя и нечаянно заснул.
Ему опять снилась Власта. Она летала над ним, как летает птица над выпавшим из гнезда птенцом. Она кричала ему, кричала! Он открыл глаза и тотчас зажмурился от яркого света.
Свет бил из двери.
— Заснул? — спросил человек, стоявший в тени, на хазарском языке.
Баян понял слово, повторил:
— Заснул.
— Пришла пора псалтири и псалмам.
Отрок взял псалтирь, вскочил на ноги.
Будто в само солнце вошли. Стены — сплошь златотканые ковры. Потолок золотой. Пол из золотых плит. По углам золотые курильницы, светильники тоже все золотые. Огонь горит ровно, без копоти.
На возвышении, у стены, сияющей как жар, белый трон.
Привратник, приведший Баяна в святая святых Хазарского царства, указал на золотой таз и золотой кувшин:
— Освежись после сна.
Баян плеснул воды на ладонь, повозил по лицу, по глазам. Осмелился еще разок плеснуть. Полотенца не видно было.
— Я слушаю тебя! — раздался голос.
Баян повернулся: привратник сидел на троне. Осенило: «Да это же каган!»
Упал, как учили, на пол.
— Встань! Подойди ближе! Пой.
Баян поднялся, сделал несколько шагов вперед, заиграл. Запел:
— «Господь — свет мой и Спаситель мой, кого убоюся? Господь — крепость жизни моей, от кого устрашуся?»
Голос отрока поднимался с высоты на высоту, и вскоре уже чудилось — не от земли пение, но с неба. Небо глаголет.
Каждое слово как меч, пронзающий неправду.
— «Верую видети благость Господа на земле живых», — заканчивал псалом Баян, взыгрывая на псалтири.
Лицо кагана омылось слезами. Баян испугался, рука упала со струн, и дрожащий звук сорвался, как стон.
Каган закрыл лицо руками, сидел неподвижно. Столбиком, как сурок, стоял перед ним несчастный Баян. Огорчил-таки, помрачил солнце Хазарии, владычицы земель и народов. Не сносить головы, коли каган — живая икона — потемнеет ликом.
— Ты сегодня ел? — спросил каган, отнимая ладони от лица.
— Нет, — прошептал Баян.
Каган сошел с трона, поманил отрока за собой. Боковая комната была, как и звериная, круглая, но крошечная. Низкий, на вершок от пола, серебряный стол, занявший чуть не всю комнату, был заставлен яствами.
— Садись, — пригласил каган, — ешь.
Баян опустился возле шелковой подушки, поджал, как учили, ноги под себя. Взял, что с краю. Отведал: на птицу похоже.
— Соловей соловью! — изумился каган.
Баян вздрогнул, отложил птичку.
— Ешь. Теперь это всего лишь пища.
Отрок потянулся к лепешке, стал есть лепешку. Каган улыбнулся. Подал гостю большой кусок белого птичьего мяса.
— Это дрофа. Ешь. И пей! — подвинул кубок с виноградным соком. — А это вот маслины. Привезены из Греции… Невкусно? — Каган засмеялся. — Тогда отведай смокв. Эти смоквы из Иудеи, из земли обетованной, а эти растут на моей земле. Какие вкуснее?
Баян съел ту и другую, показал на хазарские.
— Ты оценил сладость плода, а в этих иудейских смоквах заключена завораживающая тайна. Пятикнижие[28]. Предание. Вера. — Спохватился: — Ты по-хазарски знаешь?
— Знаю. Меня волхвы учили.
— Ты жил среди волхвов?
Баян склонил голову, чувствуя, что сказал лишнее, но каган не рассердился, не прогнал. Он был так близко, этот человек, на которого не смели смотреть даже сами хазары.
Голова у него совсем уж побелела, да на высоком лбу ни единой морщины. Руки белые, на перстах ни единого кольца, голос звучный, ясный, а все равно — старик. Глаза потухшие, смотреть в них нехорошо. Голос позовет, а глаза остановят, не подпустят. Темные, но нет в них ни блеска, ни тайны. Мутные сумерки, ненастье, а может, и само несчастье стоит в этих неживых глазах.
Каган, посасывая маслину, сказал с горечью, будто прочитал мысли Баяна:
— Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих… Мне не дадут дожить на царстве до сорокового, до последнего заветного года…[29]
Баян слышал, как дворцовые слуги говорили между собой: «Талисман счастья кагана обветшал. Воинов, ходивших в набег на Киевскую землю, погибло вдвое больше, чем привели полона».
— Играй! — сказал каган.
Баян взял псалтирь, играл, едва касаясь струн, и каган кивнул ему благодарно.
Вдруг поднялся, сказал:
— Спать будешь в звериной палате. Я хочу, чтобы утром ты пробудил меня пением семьдесят девятого псалма: «Пастырь Израиля! внемли…»
Слуги кагана
За длинным столом сидели телохранители кагана. Баяну показали его место, но не в конце стола, а в переднем углу, под снопом, возле поставца, на который кладут еду пращурам.
Баян опустил голову: над ним хотели посмеяться. Прошептал:
— Я меньшой среди вас, мое место — у порога.
Седоусый витязь обнял отрока:
— Ты ученик Благомира, песнопевец и песнотворец. Мы все хотим слышать тебя и видеть тебя. Не сердуй! Нынче голова твоя бела от детских лет твоих, но годы — песок. Станешь бел от старости, а место твое, Баян, будет то же самое, возле пращуров. Ешь, пей, а потом порадуй сердца наши сказаньицем о дедушках.
Красный от смущения, сел Баян рядом с великими воинами. Здесь были руссы, славяне, чудь[30] — телохранители кагана.
Ели молча. Витязи будто братья кровные: одного роста, головы русы, глаза синие. В плечах — сажень, лица у всех ясные, ни одного хмурого.
Попробовал Баян угадать, кто из богатырского собрания русс, кто славянин, кто чудь. Показалось, у одних — лики потоньше, во взоре поменьше сияния, побольше думы. Другие что лицом, что в кости — пошире. Одни в талии узки, другие, как каменные глыбы, туго набитые силой да мощью.
Еда была воинская: мясо, лук, пшенная каша с маслом. На питье — багряное виноградное вино, на закуску сушеный виноград, сушеные дыни.
Вместе с вином Баяну подали не псалтирь иудейскую — гусли.
Просиял отрок. И все за столом улыбнулись. Тронул Баян струнку тоненькую, такая жаль метнулась птицей над бравой дружиной, все так и замерли.
Побежала рука, легкая, как ветер, быстрая, как белка, сверху вниз, взволновались гусли, а у Баяна в голове лес зашумел, в какой с матушкой, с Властой ласковой, хаживали. Запел про дубраву, про ветер верховой, вещий, про старицу, от реки отмершую, с утятами в камышах, с лягушкою на широком листе мать-и-мачехи… Ждет лягушечка добра молодца. Ведь она, зеленая, не урод пучеглазый — дева дивная, чародейством плененная.
Баян и голосом все вверх, вверх, и глазами вверх, за песенкой, а поглядел на витязей — рука и соскользнула со струн, оборвалась песенка на полуслове. Богатыри плакали.
Выскочил из-за стола седоусый витязь, размахнул руки, ударил ногою об пол, словно постучался к праотцам, орлим взором глянул на Баяна. И тот все понял, заиграл плясовую, грозную.
Поднимались воины с дубовой скамьи, становились в круг, шли по кругу, сплетясь руками в единое кольцо неразъемное. Топотали ногами, призывая на праздник пращуров, откидывали головы, взывая к небесным силам быть едино с прошлым и с грядущим.
Рокотали струны Баяновых гуселек, раскатывали звоны звенящие. Горячи были те звоны-зовы, никто не усидел, и Баян не усидел. Круг витязей разомкнулся, пустил его на середину. И была пляска долгая, и прибыло в каждом пляшущем сокровенных сил неизмеримо.
Тут-то и вспомнил Баян Ярополка. Пляшет ли княжич вот так же со своими воинами? Помнит ли об уведенных в полон?
Тайное крещение
Матери Ярополк не знал. Она дала ему жизнь и оставила белый свет. Отца он теперь видел редко. Князь Святослав возвращался с одной охоты, устраивал пир и вдруг прямо из-за стола отправлялся на новую ловлю. Бабушка говорила:
— Искать ветра в поле.
Жил Ярополк с бабушкой.
Утром великая княгиня молилась в домашней церкви. Церковь устроили возле опочивальни, в чулане. Здесь не было окон, но и тьмы тоже никогда не было. Возле икон горели лампады, а во время службы множество свечей на серебряных круглых подсвечниках. Свечи из ярого воска, высокие. Благоуханный дымок кадила быстро наполнял церковку, дивное пение с обоих клиросов подхватывало душу, и отрок представлял себя на корабле, плывущем по сладкозвучным голосам к горнему жилищу бабушкиного Бога.
Ярополку позволяли смотреть, слушать, но ему нельзя было прикладываться к иконам, подходить к священнику, который кормил бабушку из золотой чаши золотой ложкою. В ложке вино и хлеб, но это была сокровенная пища. Вино — кровь Христа, а хлеб, чудесно превращенный молитвою, — тело Христа…
Ярополк смотрел на икону Спаса Нерукотворного и думал сразу обо всем. На этот раз отец поехал сразиться с огромным единорогом, таков был слух, а на самом-то деле в землю буртасов[31], высмотреть их силу, а главное, дороги. В тайну Ярополка посвятил его дядька — боярин Вышата. Вышата вот уже несколько дней строит снежную крепость. Ярополка во двор не пускали, неделю тому назад у него был жар. Бабушка тоже болеет. Голова у нее седая, как зима, — одни брови черные.
Когда бабушка болеет, у нее тревога за церкви, за иконы, за священников. Князь Святослав верует пращурам да мечу.
Мысли Ярополка кружат на одном месте. Он ненавидит хазар. Хазары убили Благомира и жрецов. Угнали в полон многие тысячи людей, и Баяна тоже. Отец поклялся на мече изничтожить хазар, а царство их превратить в пепел. Пусть ветры выдуют из степей само имя — Хазария…
Ярополку позволялось сидеть в храме. Он изнемог от горьких дум и прикорнул в уголке, на скамейке.
Ему так хотелось, чтобы кто-то приласкал его, как малого младенца. И едва подумал об этом, почувствовал на голове своей теплую руку. Теплый женский голос сказал ему:
— Радуйся!
Он открыл глаза. И увидел бабушку. Она стояла далеко от него, значит, не она возложила на его голову руку.
— Пошли ко мне! — сказала бабушка, и он пошел, храня в себе дивное тепло приснившихся руки и голоса.
Бабушкина опочивальня была продолжением храма. Стены сплошь покрыты иконами. Горит лампада. Немая, ласковая служанка Лария, топившая печь, радостно улыбнулась Ярополку. В опочивальне пахло лавандой, березовыми дровами.
— Лария, вода готова? — спросила княгиня.
Служанка поклонилась.
— Приведи отца Хрисогона и за Киндеем сходи! — Охнув, потирая спину, опустилась на скамеечку, поверх которой лежал лисий полог. — Уморилась, старая!
— Нет! — сердито не согласился Ярополк. — Не старая.
Княгиня Ольга улыбнулась, точь-в-точь как Лария.
— Я знаю, ты любишь меня… Остались считаные месяцы, когда твой батюшка взойдет на престол великого Киева. Боюсь: храмы снова запустеют, как это было при князе Олеге, при дедушке твоем, князе Игоре… На тебя уповаю. Сохрани имя Христа для Киева, сохрани крест. От креста, от икон, от храмов — благодать и благословение нашей земле… Я прошу тебя, внук мой драгоценный, совершить тайное деяние, о котором будут знать: я, ты, отец Хрисогон да немые слуги, Лария и Киндей. Хочу для тебя вечной жизни.
Пришел священник. Истый грек, черноволосый, с черными глазами, а лицом да руками белей белого.
Лария и Киндей внесли серебряную купель.
Княгиня подала внуку длинную посконную рубаху.
— Зайди за печь, облачись. Ноги же твои пусть будут босы.
Колотилось сердце у Ярополка. Тайна, к которой его приобщали, исходила от бабушки, от великой княгини Ольги, пред которой даже византийцы благоговеют.
Священник поставил Ярополка лицом к востоку, трижды дунул в лицо, трижды перекрестил чело, грудь и, возложа десницу на голову, прочитал длинную молитву. Тихим светом наполнилась душа Ярополка, когда услышал, как просил за него Бога добрый отец Хрисогон:
— «Отстави от него ветхую оную прелесть, и исполни его еже в Тя веры, и надежды, и любве: да уразумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух…
«Уразумел! Уразумел!» — возликовало сердце Ярополка. Затая дыхание, слушал он, как отец Хрисогон запрещает злой власти владеть им.
— «Изыди, — приказал священник сатане, — и отступи от запечатаннаго, новоизбранного воина Христа Бога нашего».
— Я теперь воин Бога? — спросил Ярополк бабушку.
— Ты оглашенный. Ты приготовлен к святому крещению.
Священник повернул его лицом на запад, к той стране, где пребывает тьма и сатана. Спросил:
— Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? — И шепнул: — Говори: «Отрицаюся».
— Отрицаюся, — повторил Ярополк.
Три раза вопрошал священник, и трижды отрекся от сатаны крещаемый.
— Отрекся ли еси сатаны? — спросил отец Хрисогон еще строже и прибавил: — Говори: «Отрекохся».
— Отрекохся! — весело выкрикнул отрок, и опять отречение было трикратное.
— И дуни и плюни на него! — приказал священник.
Ярополк засмеялся.
— И дуни и плюни! — без улыбки, но теплея глазами, повторил Хрисогон.
Ярополк и дунул и плюнул.
После молитв, трикратного погружения в освященную воду Ярополка облачили в блистающую ризу, в одежду нетления. Рубаха была обыкновенная, белая, но Ярополк почувствовал телом и душой, что белизна его новой одежды нерукотворная.
Отец Хрисогон помазал крестившегося миром[32], запечатал печатью дара Духа Святого и сказал:
— Иисус Христос пошел на Крест ради нас. Он содеял христиан царями и священниками Богу и Отцу Своему. Отныне ты, отрекшийся от идолов, есть царственный священник.
Восприемники, безмолвные Лария и Кандей, надели на юного христианина золотой крестик на золотой цепочке. Княгиня Ольга сама поднесла внуку короткий меч. На рукояти рубинами был выложен огненно сияющий крест.
— На теле тебе носить святыню нельзя, ибо крещение тайное, — сказала бабушка. — Пусть этот меч станет тебе крестом. Когда будет плохо, помолишься, и Господь тебя не оставит. Молитвам я тебя сама научу.
И посыпались искры из глаз
Великая княгиня читала с внуком вечную книгу. Каждый день главу из Библии и главу из Евангелия.
— «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина[33], и сказала: “Приобрела я человека от Господа”. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец». Запомнил? — спросила княгиня Ольга.
— Запомнил. Авель пас овец, а Каин был сеятель.
— Земледелец.
— Каин был земледелец, — повторил Ярополк. — Я знаю, земледельцы — самые любимые у тебя люди.
— Земледельцы кормят народ хлебом, — сказала княгиня Ольга и вздохнула: чтение предстояло трудное.
Так и вышло. Ярополк спросил:
— А почему Господь не призрел на дар Каина? Каин первый принес от плодов земли.
— Не нам судить Всевышнего, — строго возразила княгиня. — Каина погубила гордость. Он говорил с Господом, опустив лицо. Он посмел обидеться на Творца. Добрый Бог Отец не прогневался, Он остерег Каина от греха, а когда грех случился, защитил. Все знали, что за месть убийце взыщется семикратно.
— А где город Енох, который построил Каин?
— Неведомо.
— А где земля Нод, куда скрылся Каин от Господа?
— Тоже неведомо.
Ярополк затосковал. Ему хотелось на горку. На горке у Вышаты крепость готова. Все ждут его, чтоб под снежками, под глыбами одолеть гору стены и взять белую твердыню.
Покосился на Евангелие. Княгиня увидела во взгляде внука безнадежность и опять вздохнула. Неволить Святым Писанием хорошо ли? Но уж совсем худо — поощрять леность.
Четвертая глава Евангелия от Матфея об искушении Христа. Не хотелось, чтоб рассказ пролетел мимо ушей Ярополка.
— Прочитай сам. Вслух. Два первых стиха. На этом мы сегодня закончим.
Благодарность и смущенье отразились в ясных глазах княжича. Но прочитал он требуемое с восторгом:
— «Тогда Исус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». — Посмотрел на бабушку, закрыл книгу и вдруг быстро поцеловал ей руку. — Я клянусь тебе! Я никогда не стану таким, как гордый Каин.
Сердце у княгини задрожало и упало.
— Так нельзя говорить, — сказала она побелевшими губами. — Нельзя давать клятв. Кому-кому, а нам нельзя. Княжеские клятвы могут быть ложными. Помни об этом! Клятвы князя — утеха диавола.
— Ну так я не буду клясться! — легко и радостно пообещал Ярополк, торопясь облачиться в теплую одежду, чтобы бежать к Вышате, к дворне.
Его встретили кликами:
— Княжич! Княжич!
— Веди, княжич! Вон как лучами-то играет!
Крепость была из хрустального, алмазно сияющего льда. Ворота с башней. Еще две башни по углам. Стены высотой в полторы сажени. На стенах — крепостное воинство в черных шубах.
Вышата был в доспехах, при мече. Показал Ярополку на его воинство. Все в рыжих шубах, пояса красные, колпаки красные, красные рукавицы.
— Твоя дружина, княжич! Веди, возьми!
Перед Ярополком стояла добрая полусотня готовых к схватке молодцов. Малых ребят было совсем немного.
— Все под гору! И все на гору! — Ярополк указал рукой вниз и вверх.
У подошвы горы обступили княжича. Морды плутовские, ухмыльные: чего им, мужикам, дите прикажет?
— Вверх! Взять! — махнул рукою Ярополк на крепость.
— Крутовато! — говорили старшие, прикидывая дорогу. — Открытое место. Забьют нас снежками, княжич.
— А как на стену-то заберешься? Высоко.
Ярополк яростно топнул ногой:
— От снежков увертывайся! А чтоб на стену взойти — катай снег. За мной!
На гору пошел первым и увяз по пояс. Его тотчас обогнали, торя дорогу. Полез упрямо, досадливо обошел своих помощников, но снова увяз и был рад, когда его обогнали.
Защитники крепости улюлюкали, но снежки берегли, подпуская наступающих ближе.
На середине горы снега было немного.
— Катай комья! — закричал Ярополк, но его или не слышали, или пропускали приказанье мимо ушей.
Схватил здоровенного парня за полу шубы, дернул на себя.
— Комья катай! — В глазах ярость, а похож на котенка.
— Э-геей! — закричал тиун. — Княжич велит комья катать!
Снег мокрый, комья чересчур быстро становились огромными, непосильными. Но за этими снежными глыбами и спасались от снежков из крепости, готовили свои снаряды.
Ярополк оглядел воинство.
— Кто самые меткие? — Голос звенел петушком, тиуны улыбались.
— Мы все меткие!
— Самые меткие! — Ярополк ударил себя кулаком по бедру.
Выступило человек двадцать.
— Все со снежками идите и кидайте так, чтоб защитники головы не могли поднять… Остальные подкатывают комья под стену с двух сторон башни. Как подкатят — забирайтесь все на стену, а защитников — в плен и — кубарем с горы!
— Слава! Слава княжичу! — закричали тиуны, подмигивая друг другу и хохоча.
Кинулись на приступ весело.
Ярополк хоть и чуял насмешку в веселости слуг, в их «Слава, слава», но решительный приступ ему понравился, все делалось, как он велел. Шел вслед за дружиной, ухмылялся: «Смеетесь, а делаете по моему велению».
Бац! В глазах померкло, и среди тьмы посыпались искры. Ярополк даже нагнулся, чтобы подхватить медленно погасающий огонек…
К нему подбежали, отирали лицо. Спрашивали:
— Ты как, княжич? Не больно?
Ярополк рванулся из рук.
— Вперед! Взять черношубых! Сбросить! С горы, с горы! Сбросить!
И взяли и спустили, кого головой вниз, кого — раскачав за ноги, за руки.
Перед Вышатой Ярополк предстал с шишкой на лбу.
— Как княгине-то покажемся? — покряхтел наставник. — Князю получать раны — грех.
Ярополк виновато опустил руки, но в следующий миг глаза его засверкали.
— Взяли ведь крепость-то!
— Взяли, — согласился Вышата. — Но почему ты, князь, не обошел стены? Не посмотрел, где у неприятеля слабое место?
— Я избрал самый трудный путь! И я — взял! — наливаясь обидой, вспыхнул Ярополк.
— Если бы это было под городом греков, тебя, неосторожного, могли бы поразить пращой. Не знаю, много ли уцелело бы у тебя воинов от такого приступа? Было бы с кем город брать?
— Было бы! — не согласился Ярополк. — Я напал на башню с двух сторон.
— На ворота. Где больше всего защитников помещается. Снежки, верно, не убивают… Твоих тиунов греки пожгли бы жидким огнем… О сказанном помни! Бился ты смело, сердцем. Но воевать нужно умом, — улыбнулся наконец. — Твой, княжич, ум в твоей крови живет. Ты славно придумал — комья катать. Приступал с отвагою, вон какая шишка! То тебе урок. Безумная отвага — гибельна, но быстрота — это еще одно войско. Трепещущий вождь умаляет силу дружины вдвое, трепещущая дружина — вдесятеро. — Дотронулся перстом до груди отрока, брови сдвинул непримиримо. — К крепостям нужно приступать, как к невестам царского рода. Доподлинно знать, сколько у нее приданого, много ли славы, а главное, быть женихом желанным. Прежде чем приступать, убедись: твои достоинства ставят так высоко, что твердыня покорится тебе со смирением.
Ярополк слушал, глядя в пространство. Когда Вышата кончил поучение, посмотрел на дядьку в упор:
— Ты похвалил или поругал?
Вышата достал меч из ножен.
— Завтра начнем биться не на деревянных, на железных.
Ярополк просиял.
Урок князя Святослава
Князь Святослав жил торопясь. Денно и нощно учил строю молодую дружину.
В гридни набирали по городам и весям. Коли здоров, юн, имеешь охоту к славе — наш! Могучим предпочтения не было. Святославу нравились ребята жилистые, упористые, кто мог терпеть через не могу. Таких приближал.
Зима кончилась нежданно. В феврале. Собиралась намести снега, да по ошибке пригнала тучи, полные дождя. За три дня морось съела снег, а на прояснившееся небо солнце явилось такое горячее, весь холод вытянуло из земли, поднялся туманом и растаял.
Тотчас Заднепровье вызолотили одуванчики, и было дико: на дворе лютень, а над полями жаворонки.
Святослав со всем своим войском ушел в степь, на малые реки: воюй от зари до зари, и пропитание вот оно — рыба, птица, зверь.
Князь Святослав на волю, княжич Ярополк — под бабушкин надзор: книги читать. Второго внука, Олега, великая княгиня оставляла его матери. Третий внук — Владимир[34] — тоже был предоставлен матери. Ключница Малуша, когда-то нежно любимая Ольгой, жила теперь на выселках, под Изборском. Гневаться надо было на сына. Это он взял в жены рабыню, но вся неприязнь пала на голову Малуши. Стоило поохладеть Святославу к новой избраннице, как отправилась она вместе с младенцем с глаз долой.
Ярополк втайне завидовал братьям, особенно Владимиру, изгнаннику. Живет привольно, в Будутино, в бабушкиной веси. Сказывают, на лодках любит по рекам плавать.
Олега, меньшого, чуть не каждый день на охоту возят. Он, правда, только смотрит, как ловят для него зверей. Но ведь по его воле делается что он хочет.
А тут учат и учат, каждый день учат. Греки учат, бабушка учит, Вышата, печенег Куря. Печенег-то еще смеется всякий раз. «Пешеходом» дразнит. Боится Ярополк лошади. Высоты боится. Ни разу из седла не выпал, но душа замирает, когда лошадь бежит и земля, твердая, надежная, становится текучей, как вода.
Утром Вышата сказал Ярополку:
— Не прогневай великую княгиню, поучись с усердием. Собирается отпустить тебя и княжича Олега в Дикое поле на княжеские забавы, к отцу.
— Когда выезжать?! — воспылал нетерпением Ярополк.
— Как прикажет великая княгиня… Тебе, княжич, пора на урок. Великая княгиня ждет.
Книги не были мучением для Ярополка, но его тянуло под огромное небо степи.
Книгу взял в руки с тоскою в глазах. Открыл последнюю страницу, прикидывая, сколько дней займет чтение. Княгиня Ольга сказала:
— Ты хочешь знать, чем кончаются «Деяния апостолов»? Будь по-твоему. Прочитаем последнюю главу.
Она читала, а он смотрел на нее, и мысли у него были злые.
«Ты старая! — говорил он бабушке глазами. — Ты старая!»
Но бабушка читала и читала. Это был рассказ об апостоле Павле, который спасся — от кого спасся, рассказано в предыдущей главе — и вот оказался на острове Мелит. Был дождь, Павел набрал много хвороста, разжег огонь. Тоже странно. Почему иноплеменники не привели спасшихся в свои дома? И ведь если Павел и его спутники очутились на острове, значит, они плыли на корабле!
Ярополк снова подосадовал на бабушку: ну зачем она позволила читать «Деяния» с конца… И тут на руке Павла повисла вышедшая из костра ехидна, смертельно ядовитая змея.
— Бабушка, не читай! — вскрикнул Ярополк.
— Ты хочешь остаться в неведенье, что было дальше?..
— Ты пока не читай.
— У тебя доброе сердце. Тебе страшно за апостола. Но будь спокоен, Господь хранит верующих в Него.
И верно, змея не ужалила Павла, он стряхнул ее в огонь.
Чтение продолжилось, и наконец бабушка закрыла книгу. А он испугался: ничего не слышал, думая о ехидне, о святости апостола.
— Твои мысли убежали в степь, — сказала бабушка и подозвала комнатного слугу Киндея. — Поспеши собрать княжича в дальнюю дорогу.
Лицо Ярополка залилось краской: он злился, томился, а бабушка желает, чтоб ему было хорошо.
…Братьев везли в крытой повозке. Так распорядилась бабушка. Ярополк хоть и дернул плечом, выказывая недовольство, но втайне был рад. Долго ехать верхом — мучение.
Олег дулся, он хотел показаться перед людьми на коне, но едва выехали со двора, пошел дождь, дождь обернулся ливнем.
В повозке сухо, тепло. Потянуло в сон. Заснули братья скоро и сладко. А ведь Ярополку хотелось поговорить с Олегом, вот только не придумал — о чем.
Олег не пробудился и вечером, когда встали в роще высоких яворов на ночлег. Ярополк сидел у костра с Вышатой, с Курей, с ближними людьми. Поужинали пирогами, взятыми в дорогу. Мужи говорили об охоте, о рыбных реках. Об удивительной весне, о небывалом, чересчур раннем прилете птиц.
— Соловьи в протальник! В первый месяц весны — диво! — сокрушенно покачивал головой Вышата.
Печенег Куря скалил белые зубы и смеялся.
— Конец старому миру! Печенегам быть первыми перед великим богом Тенгри.
Никто Куре не возражал. Куря хохотал, куражился, и Ярополку было страшно. Печенег он и есть печенег. Зубы блестят, глаза блестят, лицо веселое, злое. Князь Святослав взял Курю на службу, чтоб научил княжичей на конях скакать. А у Кури наука одна: садись — и стрелой. Лошади в Киеве печенежские, выезженные в степях. В конной дружине половина тысячи. Славяне уж так любят землю, что и сражаются в пешем строю. Надежней, когда своими ногами на своей земле стоишь.
Соловьи пели до зари, но не потревожили княжича Олега. Пробудился уже в пути и тотчас на коня пересел. Пришлось и Ярополку попросить верховую лошадь. В степи дорог нет. Через бурьяны кони идут сторожась, а как ковыли — скачут с ветром вперегонки.
Обедали под открытым небом. Еда была сладкая, княжеская. Но разговоров убыло: впереди встреча с князем Святославом.
Князь хоть и молод, да строг. После обеда княжичей везли в повозке, но верст через десять Вышата предложил Ярополку сесть на коня.
Ярополк вида не подал, но испугался: коли на коня сажают, значит, отец близко. Отец робких наездников не терпит.
Лошадь у Ярополка была смирная, да в спине слишком широка. Стремена чуть не у самого седла.
Ярополк, боясь сверзиться, всегда левой рукой держался за седло. Куря, глядя на такую посадку, хохотал и так дергал уздой, что и лошадь его скалила зубы.
По веселому мелководью переехали реку, одолели полверсты густого ракитника и очутились перед тремя рядами холмов. На этих холмах шла жаркая битва… Вот только вместо противника — белые, из ошкуренных ракит — столбы.
Воины густым строем шли к вершине первого холма. Шагов за сорок от столбов каждый метнул по одной сулице. Эти легкие короткие полукопья-полудротики вонзались в столбы с такою силой, что было слышно, как древки звенят, колеблясь, будто струны.
Воины пробежали вверх еще шагов десять, еще раз метнули по сулице и, ощетинясь длинными копьями, кинулись на вершину.
Троекратный крик победы — и дружина хлынула вниз с холма, чтоб с ходу одолеть другую вершину, сплошь заставленную щитами.
С подошвы второго холма каждый воин пустил по три стрелы, и приступ повторился. Сначала метали сулицы, потом взбегали на вершину, ударами копий поражая щиты.
Третий холм одолевали со щитами и мечами. И там, на третьей вершине, дружину вдруг встретила другая дружина, вооруженная длинными копьями. Копья были тупые, но получивший удар валился с ног, а иной катился под гору. Все, однако, поднимались и снова из последних сил шли, чтобы одолеть холм.
Захваченный зрелищем, Ярополк не увидел отца.
— Ты что на коне крючком сидишь? — сказал князь Святослав, ударяя сына ладонью по спине. — Погляди на Олега. Что? Хорошо воюю? А теперь покажи, чему тебя научили. На мечах бьешься?
Ярополк мотнул головой.
— К бою!
Княжич выдернул правую ногу из стремени и замер: до земли далеко, а Вышата, такой всегда проворный, не подскочил принять на руки. Пришлось спрыгнуть.
Бился Ярополк со своим же учителем голыми мечами. Нападал свирепо, рубил яростно, сплеча, держа оружие двумя руками. Сталь звенела.
— Дай мне! — Князь Святослав взял меч у Вышаты. — Вперед, княжич!
Ярополк подустал, но перед отцом слабости никак нельзя показать. Сек мечом меч, будто это был лютый Змей Горыныч. И вдруг в грудь ему ударило острое.
— А умирать тебя не учили? — Отец смотрел грозно, но в глазах была тревога.
Опустил меч. Ярополк дотронулся до груди. Ладонь красная.
— Что же ты без железной рубашки? — Святослав глянул на Вышату. — Перевяжи. Княжич, выше голову! Пусть царапина, полученная от руки отца, станет твоей единственной раной в жизни.
«Он мог убить меня! — с ужасом подумал Ярополк и бешеными глазами поглядел на Вышату. — Почему плохо учил?»
Но сказать вслух ни слова не посмел.
Сны на кулаке
Горели костры. В котлах варился кулеш: еда князя Святослава и его воинов.
Кулеш, сдобренный закатной зарею, был вкусней дворцовых яств. Кулеш запили квасом, побаловались сушеной рыбой. Спать укладывались на земле, под открытым небом.
Ярополк с Олегом прикорнули на медвежьей дохе, укрытые ласковым, лебяжьего пуха одеялом.
Святослав поднял детей:
— Поехали звезды встречать.
— Не разбередить бы рану! — испугался Вышата.
— Хочешь со мной? — спросил князь Ярополка.
— Хочу.
— Вышата, покажи рану.
Меч рассек мышцу над левым соском.
— Не глубоко, но левой рукой лучше пока не двигать.
— Потерпит.
— От скачки будет кровоточить…
— Ночная езда покойная, — сказал Святослав. — Привыкай, сын, в седле раны возить, коли боги попустят. Скорей заживают.
С князем и с княжатами поехали бояре Вышата и Блуд, печенег Куря, варяг Икмор — телохранитель Святослава.
Копыта коней обвязали звериными шкурами, чтоб не стучали, не будили уставших воинов. Ехали шагом. Ярополк, боясь нечаянным движением потревожить больное место, сидел в седле прямо, не хуже Олега. Князь приметил это, улыбнулся.
Тяжелая ночная птица низко прошла над рекою, схватила когтями рыбу. Прянула в ту сторону, откуда надвигалась громада ночи. Засвистал соловей, князь недовольно покосился на ракитник, повернул коня в степь.
Ехали по темной земле к светлому немеркнущему небу. Темный курган медленно поднялся из недр и все возрастал, заслоняя небо и свет.
Звуки становились глуше. Когда подъехали наконец к огромному кургану, степь разразилась молчанием.
Стреножили коней. Святослав взял Ярополка и Олега за плечи, чуть подтолкнул — так подкидывают птиц, чтоб летели.
Отроки побежали, упорно, молча, не оскорбляя криками тишину. Рана напомнила Ярополку о себе, но он не остановился и на вершине был первым. А звезду раньше других увидел Куря.
— Око бога Тенгри! — расколдовал Куря молчание.
Святослав указал на золотисто-розовые лучи, вдруг проступившие на небе:
— Я поведу вас всех туда. Там день, а нас уже поглотила тьма ночи.
— Князь, но солнце взойдет раньше над нами, — возразил Вышата.
— Что будет здесь и как будет, я знаю, я не знаю, что и как там.
Варяг Икмор достал из ножен меч, поцеловал лезвие.
— Там, князь, работа моему кормильцу. Много работы.
Куря ударил рукоятью короткого кнута по каблуку.
— Не заглядывайся на чужое, Икмор! В том краю мои кочевья.
— Нет, — возразил Вышата, — твои кочевья, Куря, ближе к полдню. Твои люди уже спят.
— Мои кочевья будут там, там и там! — Куря тыкал рукою в пространство.
— Печенег! — осадил Курю Святослав. — Ты бы лучше свой долг наконец отдал. Когда пригонят твои печенята тысячу коней?
— Пригнали бы хоть завтра! Да ведь для вас коней нужно объездить, чтоб были смирными.
— Помолчим! — приказал князь. — Тот, кто спит в кургане, не терпит пустых слов… Звезды взошли — езжайте все в лагерь. Буду спать здесь.
— Я принесу тебе, князь, седло, — поспешил услужить Блуд.
— Зачем? — Святослав показал кулак. — Вот моя подушка. Сожмешь — будет выше, раскроешь пальцы — будет мягко.
Ярополк и Олег подошли к отцу, он их обнял:
— Подъем вместе со всеми. Все, что делают воины, будете и вы делать.
Долгим взглядом посмотрел в лицо Ярополку.
— Болит?
— Течет.
Святослав бережно снял с сына кафтан, рубашку.
— Течет… — Кинул на землю свой плащ. — Ложись, а ты, Олег, помочись на рану. Моча мальчиков целительна.
Рану снова закрыли, перевязали.
— Икмор, заночуй с Ярополком у подошвы кургана. Вы же все поезжайте в лагерь, чтоб не поднялась тревога.
Подобной ночи в жизни Ярополка еще не бывало.
Грозный воин Икмор постелил на земле свой грубый плащ, наломал две охапки полыни — под голову. Расстегнул пояс. Меч положил под правой рукой, боевой топор — под левой, расстегнул ворот рубахи.
— Спокойной ночи, княжич! — Лег и заснул.
Ярополк тоже снял пояс, положил свой короткий меч под правой рукой, расстегнул ворот, опустил голову на духмяную подушку.
Так много произошло в этот день!
Дружина, волнами льющаяся через вершины холмов, бой с отцом, ранение, ночная езда, курган, Икмор…
На другой стороне кургана ветер шарил по земле, наверное, искал варяга и княжича. Звезды придвинулись, и Ярополку почудилось: это добрый Вышата накрыл его одеялом. Одеялом из сверкающих звезд.
Хотел улыбнуться и не успел, нырнул с головою в сон. Во сне была ночь, степь и курган. Ему сказали: «Вот твоя ноша». Он взял два камня, положил на плечи и понес на вершину показать камни отцу. Сначала обрадовался: «Рана не болит», но с каждым шагом камни становились тяжелее, тяжелее. Они хотели раздавить его, и он выскочил из-под них. Камни грохнулись, проломили землю, и в его руках остались два пояса. Камни были перепоясаны. Он потянул, и проломившая землю ноша поддалась. Но выволок он из ям не камни — два тела. Он не видел тел, но знал — это братья. Он потащил братьев наверх, но одно тело стало таким тяжелым, что пальцы у него разжались, и он выпустил пояс. «Этот мертв», — сказали ему. Тогда он взвалил другое, живое тело на плечи, на шею… Побежал, спотыкаясь, выше и выше. И очутился перед дверьми.
«Мне сил не хватит отворить эти двери», — подумал Ярополк с тоской, но двери отворились сами собой, а за дверьми стояла кромешно черная туча. «А в туче молния», — подумал он, переступая порог. И тут сверкнуло! Две молнии с двух сторон пронзили его. И он даже закричать не смог.
Проснулся… По небу летела звезда. Он проводил ее глазами до горизонта и снова заснул.
Князю Святославу тоже был сон. Ему приснилась огромная птица. Птица закрыла крыльями небо. На земле стало темно. И достал он лук, наложил стрелу на тетиву, но птица сверкнула грозным огненным глазом и полетела прочь. Он же стремглав сбежал с кургана, мечом рассек путы на ногах коня и поскакал за птицей. И догнал! И снова был под сенью ее ужасных звенящих крыльев. Так звенят стрелы, пущенные разом двумя многотысячными войсками. Увидел вдруг: он мчится через сонмы людей, заполонивших землю от одного края до другого. Люди валились под копыта послушно, как снопы, а он не мог найти узды, чтобы остановить коня. И тогда он его пришпорил.
Птица, летевшая над ним, опустилась еще ниже и увенчала ему голову золотой шапкой. Шапка пришлась впору, но голова качнулась от неимоверной тяжести, шея хрустнула и сломалась, как какой-нибудь цветок. Голова упала на землю, покатилась, и Куря, неведомо откуда взявшийся, схватил голову, целовал в мертвые губы и хохотал, хохотал…
Князь переборол сон, проснулся. Из черного пространства золотого Большого Ковша вспыхнула, наливаясь зеленым огнем, неведомая звезда. По зеленому пошло красное, ярое, и вдруг звезда померкла. Еще раз вспыхнула. Еще раз, и на том чудо иссякло.
Святослав потянулся, зевнул, поворотился на правый бок, подложил под голову кулак десницы и заснул.
В ярме
Трава на трех холмах была вытоптана. За ночь пыль не успевала осесть, а на заре уже шли в гору рядами дружины, вздымая к небу черное облако. Хороша была землица на тех холмах, рожать бы ей да рожать, но князь Святослав вел свой род не от пахарей, не от Микулы Селяниновича.
— Может, поискать другое место, зеленое? — предложил Вышата князю.
Святослав рассердился.
— Помнишь, какая земля у ромеев[35]? Где не полита водой, там голая. Пусть войско научится биться чихая.
— У ромеев земля крепкая, а здесь ни зги не видно.
— А ежели такое случится в лютую сечу?! — вскричал Святослав. — Если ветер пыль погонит нам в лицо?
— Княжичей бы не затоптали, не обидели, — отступил Вышата.
— Пусть лучше теперь затопчут, чем в князьях вместе с княжеством.
Вышата поник, и Святослав обнял его. Головой приник к голове.
— Се не робята! Се князья! Без привычки княжеская ноша задавит. С княжичами варяг. Да вон они, видишь?
Ярополк шел от Икмора по левую руку. Это был третий подряд приступ, и сквозь пыль проходили уже как через стену, осязаемую, хотя и зыбкую.
— Морока! — ворчали воины.
Налетевший ветер вытянул пыль косяками, и вершина со столбами забрезжила совсем уже близко.
— Рази! — послышалась команда.
Ярополк перехватил сулицу левой рукой, торопливо вытер о штаны взмокшую ладонь правой.
Сулицы метали не разом и не как придется, а в очередь с левого фланга. Правый фланг еще только приготовлялся к первому броску, а с левого уже метали по второй сулице.
До столбов было сажен двадцать — двадцать пять. У княжичей дротики были полегче, покороче, нежели у воинов, но добросить их до цели было невозможно. Никто этого и не требовал. Метнул без задержки — и славно.
Ярополк трепетал, ожидая свой черед. Когда сосед слева размахнулся, закричал, пустил сулицу всею тяжестью тела, княжич кинулся вперед, заводя руку с дротиком за голову, метнул что было в нем силы и, устремясь за своим орудием, не удержался, упал в пуховик перетертой ногами земли.
Снизу вверх метать мудрено. Да только железноклювая птица, пущенная детской рукой, взмыла как положено, клюнула столб в самое подножье, зазвенела, как звенели все прочие птицы-сулицы.
— Я попал! Попал! — закричал Ярополк, бросаясь к Икмору.
— Как ты смел покинуть строй? — сказал ему суровый варяг.
Ярополк обиделся, он чувствовал себя победителем.
Когда войско одолело все три вершины и воины возлегли на берегу реки, чтобы перевести дух, князь Святослав поставил сына, нарушителя строя, перед судом воевод и витязей.
Вышата удивился и вознегодовал:
— Как можно судить отрока за его желание быть ровней мужам? Как можно судить человека за попрание закона, если он не ведал закона? Как можно спрашивать с княжича, вчера покинувшего женскую половину дома? Как можно спрашивать с ребенка, равняя его с мужами славы?
Вышате ответил сам Святослав:
— Стремление отрока походить на витязя — отцу отрада. Но вставший в строй, кто бы он ни был, есть звено цепи. Самая прочная цепь перестанет быть цепью, разорвется, уронит свою ношу, если хотя бы одно звено окажется в ней некрепким. Князь да не ведает младенческой неги, ибо он — князь. Если нестроение исходит от князя, как тогда спрашивать с тиунов и даже со смердов? Малые годы, малое знание — не освобождают моего сына, князя, от спроса за деяния.
Ярополк стоял перед грозными великими воинами, совсем крошечный, со взъерошенным хохолком над черным от пыли лбом. Все молчали. Тогда поднялся Икмор:
— Княжич метнул сулицу удивительным образом. Такому метанию нашим воинам следовало бы учиться… За нарушение строя — виновен, за желание поразить врага — достоин награды. Можешь ли ты, княжич, сказать что-то в свое оправдание?
Ярополк вздрогнул, поднял глаза, полные слез. Сказать ничего не смог, но ни единой слезинки не уронил.
Витязи сначала добродушно улыбались, а потом смутились. Святослав сказал:
— Для снисхождения и для прощения у моего сына слишком много причин. Но у каждого виновного слишком много причин быть понятым, а потому приказываю: наденьте на шею сына моего, княжича Ярополка, воловье ярмо и проведите перед воинами. Пусть воины отпустят ему вину и пусть знают: в строю все равны. Славу строй делит поровну, а за позор каждый отвечает перед каждым.
Олег расплакался, когда брата увенчали ярмом и провели перед ратниками. Ярополк поклонился каждому воину, и каждый отдал ему поклон.
Святослав сам снял ярмо с сына, бросил в очистительный огонь костра.
Авадон
Земля была сухая. Спали на земле, не подстилая даже плаща. Вышата страдал за Ярополка и еще больше за Олега, но князь Святослав был неумолим.
— Земля мягче любой перины! — говорил он воеводе. — Ветер — лучше любого одеяла. Тучи как бараний тулуп. Нет туч — одевайся звездами.
Дождь пошел ночью. Вышата хотел поставить шатер, но Святослав не позволил. Спящих Ярополка и Олега укрыли сеном, и спалось княжичам еще слаще, чем под звездами. Пыльная взвесь улеглась, воздух очистился, земля, напоенная влагой, благоухала.
Утром князь решил испытать войско на выносливость. Был устроен трехдневный пеший поход в степь и обратно, с малым отдыхом после каждого часа ходьбы, с часовым обедом, с тремя часами сна. Князь шел вместе со всеми, а княжата и пожилые воеводы ехали на лошадях.
Когда войско вернулось в лагерь, холмы опять зеленели.
— Всем отдых! — приказал Святослав.
Дружинники кинулись в реку, терли друг друга зеленым мылким илом, смывали с себя версты, усталость, злость.
А за холмами воинов ожидали нечаянные радости.
На лугу стояли шатры, в шатрах дожидались мужей жены, холостых — гулящие девицы.
Пир был приготовлен на весь мир. Жарили быков, баранов, свиней… Мед, брагу, пиво — доставили в бочках.
Ярополка и Олега отмывали от грязи горячей водой, натерли благовонными маслами, одели в чистое платье. Обоим отец подарил красные сапоги.
«Как на иконах бабушкиных», — подумал Ярополк.
— Привыкайте к царской обуви, — сказал Святослав, усмехнувшись.
Себе подарков князь не приготовил, но Куря расстарался. Печенеги пригнали тысячу давно обещанных коней.
От печенежского илька, отца Кури, был особый дар — троица дивных коней. Один серебряный, как зима, другой черный, будто ночь, третий — золотой.
Куря сам подвел коней Святославу:
— Выбирай, князь! Избранник будет тебе другом.
— Рыже-ярый! — указал Святослав на коня, зажатого с двух сторон белым и черным конями.
Куря захохотал:
— Кобылица, князь, для дальних походов! — Подал повод: — Садись! Езжай!
Святослав протянул руку, но кобылица зашипела по-змеиному, вытянула, изогнувшись, шею, клацнула зубами. Князь едва руку успел отдернуть.
— Дивного зверя выбрал! — хохотал Куря.
— Необъезженная?!
— Необъезженная… Смири дикую волю, будет служить тебе, пока жива.
— А на что ты у меня, Куря? Садись, а я посмотрю, как покоряют печенеги свирепых коней.
Куря поклонился:
— Готов послужить тебе, князь, всем сердцем. — Снял пояс с кинжалом, зыркнул глазами на своих: — Плеть с тремя жалами.
Ему подали плеть.
— Отойди, князь, подальше!
Взобрался на черного коня, принял узду рыжего, изготовился, прыгнул на спину кобылице, и в тот же миг рыже-ярая взвилась, как Змей Горыныч, как медведь из берлоги, как тетерев из-под снега.
Кидаясь из стороны в сторону, пламенея гривой, кобылица закружилась, норовя схватить зубами ненавистного всадника. Стрельнула всеми четырьмя ногами в воздух, опустилась на передние, высоко вскидывая круп, и тотчас на дыбы. И пошла, пошла, колотя передними копытами небо. Скок у кобылицы был зело легкий, долгий. Парила над землею. И была скачка. Будто камень пустили из пращи. И на самом бешеном движении — на четыре ноги, как вкопали. Взмыл Куря птичкой, но не расцепил рук на лебединой шее. Колесом перекрутился и снова на спине.
Завизжала кобылица, как раненая. Кинулась, не взвидя света, в степь смыть с себя обидчика потоками пространства. Нескоро воротились обратно. Но воротились наконец. С лошади падала наземь пена. Куря улыбался.
— Без плетки, князь, объездил. Вот уж зверь! Зубами плетку вырвала и перегрызла. Напои зверя, князь. Запомнит доброе.
Святослав подал кобылице ведро с подогретой медовой водой, забеленной мукою. Осушила, как пьяница.
— Каким именем наречешь? — спросил Куря.
— Именем? Авадон.
— Не помню такого слова…
— Се дух. Держит ключи от бездны. Губитель.
— Кого же ты собрался погубить, князь?! — вскинул лохматые брови Куря.
Святослав принял у него узду. Отирал лошадь мягкой тряпицей, дал с ладони кус хлеба, густо посыпанный солью. Наконец сказал:
— Губить будем врагов Руси.
Молитва великой княгини
Княгиня Ольга смотрела на княжичей, гневно страдая.
— Что он сделал с вами? Вы черные, как африканские слуги василевса.
Ярополк упрямо молчал, Олег же подбежал к бабушке, ткнулся лицом в ее колени.
— Мы были как воины! — сказал Ярополк.
Великая княгиня вдруг улыбнулась:
— Ярополк! Грозный мой внук! Как же ты похож на вещего Олега…
Лицо у нее стало вдруг жестоким.
— Твой прадед на титулы не покушался. Он почитал себя блюстителем княжеского места, но властью не делился. Нет! Ни в чем!.. Твой дед, князь Игорь, долго ждал. Оттого-то и кинулся за птицей Славой торопясь. Много раз упускал эту дивную певунью. И все же изловил. У тех же неприступных стен Царьграда, что и вещий Олег.
— Я тоже буду вещий! — выкрикнул Олег.
Ярополк зыркнул сердитыми глазами на брата.
Княгиня Ольга улыбнулась.
— Вещим нарекают люди… За великие деяния, за справедливость, за мудрость. Ваш прадед клялся на мече, был язычником, но жил праведно. Волхвов не любил, хотя ему многое было открыто. Читал судьбу человека, словно книгу. Я молюсь о нем. — Княгиня поднялась, перекрестила внуков. — Ступайте по своим веселым делам.
— А у тебя дела невеселые? — спросил Ярополк.
— Старым людям веселиться недосуг. Государям — тем паче, забота на заботе.
— А ты своему Богу помолись! — предложил Ярополк.
— Нашему, внучек, нашему… Я помолюсь. Да благословит тебя Господь в плаванье по водам.
Олега отвели на женскую половину дома Святослава, к матери, а Ярополк с Вышатой поехали на Днепр. Их ждали струги. Полтысячи стругов должны были через три дня прийти в условленное место, дождаться войско Святослава, взять его и вернуться в Киев.
Едва убрали сходни, как бритоголовые, с чупрынами гребцы ударили веслами по воде. Ярополка качнуло, и он припал грудью к борту, чтобы не упасть. Запах великой воды, чистой, как слеза, охватил его тело, его душу. И он сказал себе: «Не кони — струги! Я буду ходить с Баяном на стругах».
И обратился сердцем к далекому другу-пленнику: «Баян! Войско моего отца изготовилось. Жди меня. Я приду за тобой!»
Вышата позвал Ярополка на скамью на самом носу струга.
— Давно не хаживала Русь за море. Из этих, — указал на гребцов, — никто еще не изведал морской волны. Великая княгиня Ольга, правда, наведывалась в Царьград, но не за добычей. За крестом… Три дюжины стругов было с ней. Крест любит мир. Не продувает?
Накинул на плечи Ярополка волчью шубу, с волчьей башкой вместо воротника.
— Как идут-то красиво! При дедушке твоем, при князе Игоре, на десяти тысячах стругов за море ходили. В море тесно было. Слава, слава Перуну! Хорошие времена грядут.
— Иные времена грядут, — сказала в то же самое мгновение великая княгиня Ольга, опускаясь на колени перед иконой Богоматери Путеводительницы. — Богородица! Благодатная! Пришло время возложить бремя власти на молодые плечи юного сына моего, христианке вверить царство язычнику. Богородица! Заступница! Не оставь князя Святослава, кровь мою. Не оставь Русь! Мы, избранные Тобою, пьем из животворящей чаши святой веры кровь Христову, едим тело Его. Что будет с нами? Богородица! Умоли Господа, Сына Твоего, да не испепелит гневом Русь за отступников, которые объявят вскоре об отпадении от Христа, угождая князю земному. Не Христу, но мечу будут служить… Смилуйся! Отдаю себя воле Божьей, веруя — просветится Русь светом Фаворским. По милости Господа, Его Промыслом не истукану из полена, но Живому Единому Богу поклонятся веси и города русские. Как река, идущая в море, так и народ мой потечет ко Господу. Да выбелит Христос черное, да приведет Русь к Своему Кресту, и будь свята во веки веков. Богородица! Верую! По милости Твоей, по Твоему благословению да будет каждый, рожденный на этой земле, наречен Господом Богом православным.
Плакала неудержимыми слезами.
Наплакавшись, затеплила лампаду перед иконой «Спаса в Силах», прочитала молитву об умножении любви:
— «Владыко Человеколюбие, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабам твоим; вкорени в них страх Твой и друг ко другу любовь утверди; угаси всяку распрю, отыми вся разногласия соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
Поцеловала край иконы и соскользнула по стене на пол. Но то не было беспамятство. Ей чудилось, она летит, парит, осеняет огромными, отросшими вдруг крыльями землю, Русь.
Поход на стругах
На стругах развернули паруса. Полетели струги, как птицы, как чайки.
Обедали солониной, хлебом с луком, квасом. Насытившись, нежились на солнце. Было бы горячо, да ветер жару прочь гонит. Ласково под сильным дуновением, а оно до того впрок парусу — звенит. Гребцов объял сон. Вышату тоже сморило. А Ярополк не мог сомкнуть глаз.
По левую сторону Днепра — степь без конца. Степь и синее поднебесье, по другую руку — горы, дубравы, вишневые рощи. Волна бьет в днище, струг сердито погуживает.
Опершись спиной о носовой гребень, Ярополк глядел на струги, идущие друг за другом. Пытался представить не полтысячи, а десять тысяч… Как ужаснулись, должно быть, греки, когда под стены Царьграда явилась такая страсть! Десять тысяч стругов с войском!
Сжимая глаза в щелочки, всматривался — нет ли где какого знака от вещего Олега, от князя Игоря… От Аскольда[36]? Вниз по Днепру хаживают за славою, вверх — за славою и с добычей.
Какая она, слава? Чудо-рыба? Чудо-птица? Или одни только песни?
«А даст ли бабушкин Бог мне, крещеному, быть за морем?»
Ярополк рассматривает лица спящих воинов-гребцов. Смогут ли одолеть хитрых греков? У греков жидкий огонь, у греков непробиваемая броня. Греки воюют верхом на конях… Почему бабушка не любит славы, а любит мир? Плачет, боится завтрашнего дня… «Князь Святослав — война» — так все говорят. Все ждут, когда бабушка отдаст княжеское место сыну…
— Война, — вслух произносит Ярополк.
Закрывает глаза, и вот уже пыль столбами. Надо лезть на холм, и еще раз, и еще, еще… Но это не война. На войне будет кровь, будут убитые. Будут кричать, в кого стрела попала, кого копьем проткнули…
Он видел раненого на охоте. Вепрь распорол клыком ногу тиуну. На земле была черно-красная лужа, и сначала раненый кричал. Потом, когда ему зашивали рану, скрипел зубами, а потом, когда везли, стонал…
С воды поднялись большие белые птицы. Полетели низко над водой, крылья, как весла. Мах, мах, мах!
— Лебеди, — сказал пробудившийся Вышата. — Ты бы подремал, княжич.
Ярополк послушно лег на дно струга, на овчину. Заснул, глаз не успев смежить.
«Лебеди, — говорил он во сне. — Лебеди!»
На ночлег стали возле русла тихой, почти не текущей реки. Ловить рыбу сил у гребцов не было, заварили клецки, похлебали, легли спать.
А Ярополк день с ночью перепутал. Выспался. Вышату тоже сон не берет. Предложил воспитаннику:
— Пошли, княжич, поглядим на потаенное. Как земля во тьме бодрствует.
Но тьмы не было. Небо на востоке светилось, как светится белая стена от светильника. Свет небольшой, но покойный, ясный. Точно такой же свет лежал на воде тихой реки.
— Что это? — удивился Ярополк.
Трава на берегу закачалась, зашуршала. Вода стала виться змейками.
— Да это же и есть змеи! — тоже удивился Вышата. — На другой берег поплыли, во тьму. Но темно теперь там, где скоро загорится новая заря.
— Что это? — снова спросил Ярополк.
Голова с крыльями висела совсем близко от них.
— Сова.
Сова метнулась куда-то в сторону и опять повисла совсем рядом. Зеленым кошачьим огнем сверкнули жуткие круглые глаза. Ярополк схватился обеими руками за руку Вышаты.
— Охотница! — спокойно сказал наставник. — Мышей выглядывает.
Сильно плеснуло на реке. Ярополк вздрогнул.
— Щука. — Голос Вышаты был до того спокойный, что все страхи княжича тотчас и растаяли.
— А где же потаенное? — спросил он, и в голосе задребезжали колокольцы комнатного баловня.
— Потаенное открывается не всякому, — сказал Вышата строго. — Земля знает, кто любит ее. Кто умеет смотреть… Смотри, еще одна змея плывет. Погляди, какая змеина!
Змея словно услышала, что о ней говорят. Опять два глаза, на этот раз огромных, полыхнули зеленым мертвенным огнем.
— И вон еще! — показал Ярополк на фосфорические огоньки в степи.
— Лисы, — определил Вышата. — У волка тоже так глаза горят, но это — лисы. Видишь, от земли как низко. Лисы.
Ярополк задремал и заснул. Вдруг что-то шлепнуло по воде. И он увидел, как, трепеща по-пчелиному крыльями, плюхнулся на воду рядом с уткой большой, изумрудноголовый селезень. И он, и она принялись окунаться с головою, охорашиваться.
— А яиц утка не спешит класть, — сказал Вышата, — хоть и тепло, как летом. Ждет своего времени.
Вдруг в воздухе мелькнуло что-то большое, бесшумное.
Раздался отчаянный плеск. Ярополк успел углядеть распластанные крылья, а утка исчезла. Разиня селезень закричал, взлетел, как пущенный из лука, умчался прочь от страшного места.
— Сип, — сказал Вышата. — Вот у кого надо воевать учиться. Высмотрел издали, напал, унес.
— Пошли спать, — сказал Ярополк, обидевшись на весь белый свет.
— Пошли, — согласился Вышата и легонько обнял своего питомца: ранимое сердечко.
Такое сердце — князю обуза.
Снова струги летели на парусах по волнам расходившегося Днепра. Но в полдень ветер сник, паруса увяли, и за дело взялись заскучавшие гребцы. Ярополку показалось: корабль движется еще скорее, чем под парусом.
Вечером увидели трех всадников: то был боярин Блуд с воинами. Лошадей поместили на струг со стойлами, а сам боярин взошел на первую ладью.
— Весть от князя Святослава! — объявил Блуд Вышате. — Идти вам до Священной рощи, к Семи Дубам.
— Еще день пути, — прикинул расстояние Вышата.
— Князь приказал: как придете, пусть струги развернутся и будут готовы к обратному плаванью.
Блуд сел рядом с Ярополком, меч в ножнах положил на колени. Рукоять похожа на хвост ласточки, выложена кроваво-огненными рубинами, ножны сияют зелеными камешками, как глаза ночных зверей и птиц. Через всю рукоять какое-то таинственное иноземное плетение.
— За этим мечом мой отец ходил с твоим дедом, князем Игорем, в Царьград, — сказал Блуд княжичу. — А имя мечу — «Светоносец»! Смотри!
Потянул из ножен, показал греческую надпись, вытравленную, вызолоченную от рукояти вниз до желоба.
— Мне сдается — это второе имя твоего меча, — сказал Вышата, указывая на вязь арабских букв. — Вот оно — первое. Не спрашивал у купцов, что написано?
— Зачем выставлять друга напоказ! — Блуд резко задвинул меч в ножны. — Это я княжича уважил. Пусть знает: «Светоносец» всегда готов прийти на помощь мечу их светлости… Какое имя у твоего?
Ярополк покраснел. У коротенького легкого детского меча имя было птичье.
— «Синица».
— «Синица»?! — весело удивился Блуд.
— Меч княжича мал, да удал, — сказал Вышата. — Волос рассекает. «Синицей» назван неспроста. Когда сечет — свистит.
— Мой тоже носит имя по праву! — рванул из ножен, поднял, и меч на солнце просиял, пуская лучи с лезвия.
— Светоносец, — согласился Вышата.
Ярополк невольно протянул руку к мечу. Блуд дал княжичу подержать древнее свое оружие.
Гребец с белой, как просяная солома, головой крикнул боярину.
— Сияет твой меч не хуже алмаза, это верно. А вот крепок ли, как алмаз?
— Давай кинжал! — вспыхнул Блуд.
Гребец по имени Варяжко достал из ножен кинжал. Блуд бросил оружие на крепкий носовой настил.
— Не жалко?
Варяжко развел руками — что поделаешь.
Блуд страшно размахнулся, ударил, развалил кинжал надвое.
Гребцы подходили, брали половинки, удивлялись.
— Ведь не сломал. Перерезал!
Ярополк глаз теперь не сводил с ножен, в которых покоился дивный «Светоносец».
А караван стругов сбавил ход. Вечерело. Выбирали место для ночлега.
Снова ели клецки. Шатров не ставили.
В плаванье пустились вместе с зарей. Сначала под парусом, потом на веслах.
Увидели вдруг лодчонку, мчащуюся к берегу. Лодка врезалась в песчаную отмель, и через несколько мгновений двое рыбаков были на конях и галопом уходили в степь.
— Печенеги! — Блуд хищно раздувал ноздри.
— Рыбу ловили, — сказал Вышата добродушно. — Вон и сеть стоит.
Подгребли поближе, достали сеть: улов на диво. Решили ухой побаловаться. Пристали к берегу, рыбу в котлы. А сеть опять поставили, чтоб печенеги не очень-то обиделись.
После обеда гребли вальяжно, неторопко. До Священной рощи, до Семи Дубов оставались считанные версты. Ветер дул супротивный, но могучий ток воды нес корабли, как задремавших качек. Гребцы ветру даже радовались:
— Пусть разгуляется. Обратная дорога будет легче.
Вещий дед Боровик
Князя Святослава и его дружины еще не было. Боярин Блуд принялся командовать гребцами. Приказал варить кулеш, печь в кострах лепешки с мелко нарезанной солониной, и не только для себя — на всю дружину.
Вышата взял двух коней Блуда, поехал с Ярополком к Семи Дубам.
Эти семь древних великанов росли в двух верстах от Священной рощи.
Навстречу всадникам вышел худенький отрок в огромной шапке.
— Как гриб! — удивился Ярополк.
— Это и есть гриб, дед Боровик.
— Дед?!
Только подъехав ближе, княжич разглядел, что у маленького худенького человечка седая борода.
Дед Боровик был в белой рубахе, а дивная шапка, похожая на шапку гриба, оказалась лубяная.
— Слушай, что он скажет, — быстро прошептал Вышата. — Что скажет, то и будет.
Дед Боровик еще издали поклонился всадникам, показал крошечными своими ручками на деревья.
Спешились, привязали лошадей к столбу.
— К пращурам ступайте, к пращурам! — крикнул дед Боровик, приближаясь. — Выи у вас гордые, да ведь и дубы не простого звания. Се — царь-дубы. Не токмо князю Олегу да князю Аскольду листьями шумели, но и князю Кию[37] и самому скифу Колоксаю, коему дались и огненный плуг, и огненная секира, и чаша яропламенная.
Друг от друга дубы стояли неблизко, а кронами соединились в единый шатер.
— Вон на том камешке посиди! — показал Вышата на выступавший из земли плоский белый камень, заросший зеленым нежным мхом.
Ярополк подошел к камню, дотронулся ладонью до мха. Нежный, теплый. Сел. Вышаты не видно. Одного оставил.
«О чем же надо думать? — встревожился Ярополк. — О важном, но о чем? Почему Вышата ничего не сказал…»
И вдруг ахнул: не грех ли у дубов судьбу пытать, когда крещен, когда знаешь: весь мир — творение Единого Господа Бога.
Поглядел на дубы. Необхватные. Пятеро тиунов не обхватят, а тот, что чуть в стороне — десятеро не обхватят.
Вдруг листья сильно зашумели, словно кто-то схватил дубы, как веник, и встряхнул. Уже в следующее мгновение все было тихо, и Ярополк обомлел. Он прозевал вещий говор листьев.
Беспомощно оглянулся и увидел у ближайшего дуба деда Боровика. Гриб и гриб.
— Не много тебе нашумлено, — сказал дед и покачал шапкой. — Ну, уж сколько есть. Помни, дивный отрок, коли не побережешь брата, брат тебя тоже не побережет…
Ярополк увидел прошлогодний желудь на земле. Темный, тучный…
— Можно взять? — спросил он деда, а Боровика уже не было.
Ярополк сошел с камня, поднял желудь. Тяжелый, в ладони едва помещается.
Выбежал из-под зеленого свода.
— Вышата! Смотри, какой желудь!
Вышата отвязывал лошадей.
— Скорее, княжич! Войско идет.
— А желудь?
— Возьми.
— А где дедушка?
— Дед вещий. Сам знает, где ему быть. Скорее, скорее…
Скакали к реке галопом. Опередили князя Святослава.
Ярополк сказал Вышате:
— Я Благомира любил. Скорее бы отец шел на хазар. Там Баян в плену.
Бег по реке
Князь Святослав не пришествовал, прибежал на берег Днепра. Тотчас все пешее войско погрузилось на струги. Конница и табуны пошли берегом. На струги взяли только трех коней, подарок Кури.
Ветер дул попутный, подняли паруса, но гребцы тоже были на веслах. Князь приказал быть в Киеве на другой день в то же время, как отплыли. Корабельщики переглянулись: мыслимо ли за вечер, ночь, день на осевших стругах — на каждый пришлось по шестьдесят человек — да против течения одолеть трехдневный путь?
Святослав сказал:
— Сможете, всем по коню да кафтану да хмельного питья сколько поместится в брюхе, еды с княжеского стола… Не сможете, воротимся и поплывем опять.
— Сил не хватит грести не спавши, не евши, — посмели возразить князю разумные.
— А дружина на что? Грести сменами. Смена через каждую версту. Ночью смена через час.
Святослав устроился с Ярополком в крошечном закутке на носу. Сказал, глядя на парус:
— Ветер попутный! Помогай, Стрибог, помо…
И заснул на полуслове.
Ярополк потянул ноздрями воздух. Отец пропах степью, потом, солнцем. К веслам спешила следующая смена, и Святослав пробудился. Улыбнулся Ярополку:
— Заснул я, что ли?
— Заснул на единый миг.
— А мне этого довольно! — Окликнул гребца: — Варяжко! Изволь, брат. Уступи мне свой черед. Погребу, а ты княжича поучи, как по рекам ходить. Ему бы тоже погрести хорошо, да весла велики.
Варяжко сел на моток веревки…
— Что, княжич, любо на стругах ходить?
— Любо! — сказал Ярополк, поднимаясь.
Струг делал поворот, срезал пространство, прижимаясь к правому, высокому, берегу.
— От земли близко, но глубина здесь страшная, — объяснил Варяжко. — А на середине мелко. Ходить по рекам мудрено.
— А по морю?
— По морю мудреней мудреного, — улыбнулся Варяжко.
Зубы у него были белые, веселые, и глаза веселые, да с горчинкой.
— Ты хочешь на хазар идти? — спросил Ярополк.
— Я князю за деньги служу. Скажет, пошли на греков, пойду на греков. Скажет, пошли на хазар, пойду на хазар.
— А мы хазар победим?
— Князь Святослав пойдет, когда победа созреет, как яблоко.
— Мой отец — война, — сказал Ярополк.
Варяжко не согласился:
— Твой отец — победа. Бабушка твоя — вещая, отец твой — победа.
Ярополк промолчал. Если отец — победа, почему бабушка горюет, уступая княжеское место?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ярополк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
26
Царь Давид — царь Израильско-Иудейского государства в конце XI в. — ок. 950 г. до н. э. По библейской легенде, юноша Давид победил великана Голиафа.
28
Пятикнижие пророка Моисея — первые пять книг Библии (в иудаизме называемой Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основная часть создана в IX–VII вв. до н. э., окончательная редакция — в V в. до н. э.
29
Кагана убивали, если в стране случались беды (пожары, засуха или наводнение) или если он правил больше сорока лет.
30
Чудь — они же эсты, а также другие финские племена к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине.
31
Буртасы — племенной союз V–XI вв. в Среднем и Нижнем Поволжье. С VII в. был под властью хазар, затем Киевской Руси, ассимилировались и слились с волжско-камскими булгарами и другими народами.
33
Каин — в библейской мифологии старший сын Адама и Евы, который из зависти убил брата Авеля и за это был проклят Богом.
34
Владимир I Святославич (? — 1015) — князь Новгородский с 969 г., Киевский — с 980 г. Покорил вятичей, родимичей, ятвягов, воевал с печенегами. В 988–989 гг. ввел христианство как государственную религию. В русских былинах называется Владимир Красное Солнышко.