Меря

Владимир Черепкин

Книга для всех, кто интересуется историей страны. Повествуется о несуществующем уже, финно-угорском народе Меря, населявшем до прихода славян территории нынешних Ярославской, Владимирской, Костромской, Ивановской, частично Московской, Вологодской и Тверской областей, и интерес к истории которого не оставлял автора на протяжении долгого времени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Меря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЗАГАДОЧНАЯ МЕРЯ

Какие в древностях глубоких

Сокрыты тайные истоки?

С. Гор.

Самые первые сведения о мере получил я в раннем школьном детстве. Учился я тогда, как помню, в первом классе. Случилось так, что к исходу весны у меня довольно серьёзно разболелись уши. Я почти полностью оглох и лишь отчаянным криком люди могли донести до меня хоть какие-то слова.

В школу я ходить перестал, и во мне поселились два противоположных чувства: с одной стороны была лёгкость и блажь от внезапно нахлынувшей свободы, с другой — некая скука от пропавшего общения с одноклассниками.

Они, конечно, ко мне приходили, показывали в учебниках проходимый в классе материал, но меня наглухо отделяла от них стена беззвучия.

Я перестал общаться с деревенскими ребятами и, постепенно к этому привык, замкнулся в себе, погрузившись в какой-то отдельный от остальных людей мир.

В разгаре была посевная. Отец и мать вставали до рассвета и потом до зари же пропадали на колхозной работе.

Старшая сестра, как мне казалось, так же незаметно и беззвучно исчезала, уходя в школу. Я же, достав из-за печной заслонки сковороду с, оставленной для меня, жареной картошкой и налив из пузатого жёлтого самовара кипятку, неторопливо трапезничал. Если не наедался, то отрезал ещё на дорогу корку хлеба и, подлив на неё из бутылки подсолнечного масла, уходил, жуя на ходу, в излюбленные мной деревенские места. Частенько это были сенные сараи с остатками, недокормленного зимой скоту, пахнущего прелым духом, сена.

Там я прыгал и кувыркался, время — от времени выглядывая сквозь щели в брёвнах, чтобы, в случае, заранее унести ноги от увесистых пинков деревенского бригадира.

Ещё одним привлекательным для меня местом была деревенская конюшня. Можно было зайти в никогда не запираемое её помещение, угостить с рук сахаром или хлебом лошадей, получая невероятное удовольствие от прикосновения к ладошке мягких, тёплых лошадиных губ.

Рядом с конюшней было ещё одно привлекательное место, — большой навес со сложенными под ним штабелями старых телег и саней.

Внутри этого огромного свала были созданы такие замысловатые закоулки и туннели, что даже бригадир был не в силах оттуда прогнать. В тех проёмах я увлечённо лазал, воображая их таинственными пещерами, или строениями, иногда просто отдыхал, задумавшись о чём-то своём.

В случавшемся, особо меланхоличном настроении я лазил по заросшему пространству огорода, наблюдая за суетой, бегающих по грядкам, муравьёв, да бесконечными хлопотами пчёл у улья в соседнем огороде.

Но самыми любимыми мною местами были, затянутые осокой и ряской, деревенские пруды. Они притягивали меня буйной зарослью берегов, да таинственной подводным миром, откуда удочкой можно было выудить золотистого карликового карасика, или желтобрюхого тритона. Над водой летали, особо восхищавшие меня стремительностью и красотой, большие стрекозы с изящными зеркальными головками.

Иногда, в особо светлый и безветренный день, я ложился на мосток и, свесив голову до самой воды, разглядывал проплывавших там жуков да ползающих по дну, каких-то таинственных для меня насекомых…

Но однажды отец принёс из сельского медпункта, вместо изрядно надоевших мне пилюль и капель, какую-то сложенную вчетверо бумажку и, торжественно развернув её да помахав ею перед моим носом, докричал до меня, что завтра мы поедем на лечение в Ростов.

Наутро, усадив меня в кабине меж собой да грузчиком Володей — наша поездка была совмещена с рейсом колхозной машины в город за посадочными семенами — отец тронул машину в путь…

В маленьком кабинете, куда отец привёл меня по приезду, как помню, сидели за столом две очень улыбчивые женщины в белом.

Поговорив о чём-то с отцом и прокричав мне с улыбками, что сейчас будем в мячик играть, женщины прикрепили к моему носу и рту какое-то резиновое приспособление в виде полушара и трубок.

То, что случилось в следующую секунду мне не забыть никогда, — мою голову потряс такой внутренний удар, какой не мог присниться и в самом кошмарном сне, — так, наверное, как представлялось мне, могла взорваться в голове гигантская бомба. Не успев опомниться, я получил ещё один такой же удар и с криком отскочил от стола.

— Всё, больше не будем, всё хорошо, — успокаивающе говорила женщина, подозвав меня к столу и отсоединяя трубки от моего лица, — давай поправляйся…

С невообразимой горечью и обидой я шёл от больницы позади шагавшего к машине отца.

— А поедем, Вовка, я тебе озеро покажу, — обернулся вдруг отец, — он знал, как поднять моё настроение.

— Поедем! — обрадовался я и только тут понял, что стал слышать…

Казалось, какими-то бесконечными улицами и дорогами мы ехали по Ростову Великому к озеру, но ощущение приближающегося счастья захватывало дух и переполняло меня…

— Вон оно, озеро, — вытянув над баранкой ладонь, показал отец, — там серебристой полоской блестела меж кустов и деревьев вода…

— Ну вот, приехали. Пошли, — отец глушит мотор, и я выпрыгиваю из кабины вслед за соскочившим на берег грузчиком.

То, что возникло в тот момент перед моими глазами, мне невозможно уже забыть никогда, — до дальней дали, почти до горизонта лежала ровная, без малейшей зыби голубая вода и, свисающие с неба, пухлые белые облака идеально чётко отражались в её зеркальной глади…

И ещё какое-то удивительное ощущение необъятной тайны витало здесь.

Я молчал, восхищаясь такой картиной, — кроме нашей маленькой речки Кутьмы да деревенских прудов я никаких других водоёмов тогда ещё не видал.

Ко всему тому, грузчик Володя, после общей молчаливой паузы сказал, что когда-то на этих берегах проживал некий, не нашего роду-племени народ…

Имя этого народа я узнал позже в школе.

Тот незабываемый день отложился во мне солнечно-яркими красками ранней осени, блеском свежевыкрашенных школьных парт, стен, полов и новым прикосновением к тайне, о которой я узнал тогда на ростовском озере.

Тогда, на одном из первых после летнего перерыва уроке мы изучали начальный курс истории нашей страны.

— Здесь, в нашем крае, — говорила, прохаживаясь перед рядами парт, учительница, — проживали когда-то люди финно-угорского народа меря.

Да — да, — заметив мой вопросительный взгляд, продолжала она, глядя на меня, — а несколько севернее проживали люди другого финно-угорского народа — весь. В нашей же области — меря.

Особенно много поселений этого народа было на берегах ростовского озера Неро…

У меня перехватило дух, — я вспомнил удивительную гладь озера и даже увидел, множество древних людей среди буйных трав на берегу.

— А можно я про название этого озера легенду расскажу? — перебила учительницу бойкая ученица Танька с первого ряда.

— Ну, расскажи, — согласилась та.

— Там была в древнее время война, и местное племя стало скрываться от врагов на лодках в озере, а те стреляли по ним из луков стрелами. И вождь этого племени хотел что-то крикнуть своим, но успел прокричать только начало слова — «Неро…» и был убит. Так и стали называть после этого озеро…

На глазах учеников появилась грусть и в классе воцарилась пауза…

— Ну, это только легенда, — оживила настроение ребят учительница и продолжила свой рассказ уже о другом народе, о заселении нашего края славянами.

Это тоже было интересно и мысли о том древнем времени не отпускали меня и после урока.

Я медленно шёл после занятий домой в свою деревню. Дорога вела через сжатое поле с золотистой стрижкой жнивья среди, золотистых же буханочек — скирд, расставленных по всему обозримому пространству.

В небольшом отдалении на поле опустился журавлиный клин, и большие птицы бродили возле скирды, серебрясь на солнце лоснёными боками.

В другое время я бы побежал туда, чтобы приблизиться и рассмотреть удивительных этих птиц поближе, но тогда просто остановился и смотрел на всё в простой детской задумчивости.

Я представлял, как вырубали, выжигали, выкорчёвывали наши предки здесь дремучий, непроходимый лес, засевали и убирали потом поле, с оружием отбивались от чужаков — грабителей.

Наверное, также красиво были убраны осенью их поля, подлетали и опускались, чтобы подкормиться просыпанным где-то зерном журавли, не спеша струился по разрезу оврага вон тот безымянный ручеёк.

— А как же меря? — нет-нет да уводил к другому племени, вспыхивающий короткой искоркой, вопрос. Этот народ казался мне недоступно затаившимся, как бы растворённым где-то в туманах местных оврагов и болот, в шелесте ветра, в небесных кликах, пролетающих над полями журавлей…

Журавли поднялись и, выстроившись в клин, медленно погружались в синеву неба и, казалось, уносили вдаль тайну древнего народа. Она приятно щемила душу, и всё же хотелось как можно быстрей знать её.

На другой день я спросил у учительницы на первой же перемене: — А тот народ — меря, куда делся после всего этого?

— Ответ на этот вопрос не совсем ясен и теперь, — сказала она, — есть мнение, что он соединился со славянами, но точно пока ещё не знают; исследователи работают, изучают жизнь мери и, может быть, когда-нибудь узнаем всё точно…

…эта местность более всех прочих должна

содержать памятники важные в отношении

искусств и истории…

А. С. Уваров. Из письма А. А. Перовскому.

Исследования по изучению культуры мери, как я значительно уже позже узнал, к тому времени действительно были проведены большие.

Археологические работы на её памятниках начались ещё в XIX веке. На берегах ростовского озера Неро состоялись и одни из самых первых таких работ. Однако, самые первые раскопки были проведены в несколько другом, хотя и в близком к ростовской округе месте. Началом этой деятельности была, не менее древняя, владимирская земля, после чего процесс охватил соседние и близлежащие земли, вовлекая в это интересное дело всё новых и новых исследователей.

Перечень, хотя бы вкратце, их самих и основных деталей их жизни и деятельности в этой области, довольно большой и может кому-то показаться несколько утомительным. Но думаю, — всё же миновать его здесь совсем, будет неправильно, и краткое прикосновение к этой теме необходимо. А я постараюсь не утомлять вас совсем уж излишними подробностями.

Итак, первым в этом списке, безусловно, должен быть граф А. С. Уварову.

Именно ему по праву принадлежит слава первооткрывателя мерянских древностей.

А дело начиналось так. В 1850 году А. А. Перовский, бывший в ту пору министром внутренних дел с полномочиями следить за археологическими раскопками, предложил графу провести исследование каких-нибудь русских памятников, например, в районе Новгорода.

Уваров ответил, что там раскопки велись не раз, и всегда безуспешно и в свою очередь сделал другое предложение. Вот что он писал по этому поводу Перовскому: «… Я принял смелость предложить окрестности Суздаля для начала изысканий, потому, что по всем выводам и собранным сведениям, эта местность, едва ли ещё тронутая, обещает обильную жатву к открытиям русских древностей всякого рода»…1

Графу ли Уварову — уроженцу владимирской земли, да любителю археологических древностей и нумизматики, к тому же имевшему богатый опыт в археологических изысканиях, было не знать о местных памятниках и перспективах работ на них. Поэтому предложение было с успехом принято, из казны было выделено 2500 рублей — солидная по тем временам сумма. И в 1851 году раскопки начались.

В первый сезон исследователи раскопали более 700 курганов в Суздальском и Владимирском уездах. В следующем, 1852 году работы велись в Юрьевском и Суздальском уездах и было раскопано свыше 3400 курганов.

В следующие два года экспедицию, по представлению того же А. А. Перовского, возглавлял П. С. Савельев — близкий друг А. С. Уварова. Выбранные им для работ земли Клязьминской возвышенности, с древности привлекательные для обитания, сулили в той деятельности обильный успех. Тем более что велись работы в сторону Переславля-Залесского и Плещеева озер, где согласно Повести временных лет находилось одно из главных мест мерянского расселения.

И ожидания с лихвой оправдывались, — предметы языческой культуры успешно пополняли первоначальный их запас.

А около самого Плещеева озера, как и ожидалось, было встречено обилие памятников языческого времени. По возвышенным берегам водоёма исследователи открыли более 2000 древних курганов, в основном к северу от Переславля, около села Городище.

Курганы большей частью относились к дохристианскому времени, некоторые к началу христианства. Хронология, определяемая по найденным в них монетам (а П. С. Савельев был отличным нумизматом) выглядела так:

восточные дирхемы, — Арабских Халифатов и Бухарских Саманидов указывали на период 772 — 984 годы, западноевропейские монеты — Англосаксонские и Германские — на 950 — 1090 годы.

Исследователи обнаружили также множество вещей, указывающих на быт, хозяйственную деятельность, вооружение дохристианского местного населения.

Около упомянутого села Городище был исследован, обнесённый валом, древний городок, что по преданию являлся первоначальным городом Переславлем Залесским и затем был перенесён на берега Трубежа.

На месте же, возвышавшейся неподалеку от городка, отдельной искусственной насыпи, называемой Александровой Горой археологи обнаружили бытовые вещи, подобные найденным в курганах.

В целом работа была проделана огромная. За пять месяцев исследователи раскопали в общей сложности более 3000 курганов, и было найдено более тысячи древних вещей.

Ну а в мае 1854 года, после традиционной зимней описательной работы, исследователь продолжил раскопки, ориентируясь на другое летописное место мерянского обитания. «Я поставил себе целью проследить направление с курганов от М. Нерли к Ростову, чтобы таким образом связать Переславские курганы с Ростовскими. Под Ростовом также открыты курганы, по-видимому, норманнские, с европейскими Х в.», — писал он известному историку и литератору М. П. Погодину в августе 1854 года.

В тот летний период были исследованы территории в районе валов Переславля-Залесского, несколько курганных групп в Переславском, Ростовском и Угличском уездах, и ещё очень значительное, как потом оказалось, городище на берегу р. Сары, неподалеку от Ростова Великого.

Там была раскопана центральная часть поселения и четыре кургана в расположенном неподалеку могильнике.

В зимний период 1854—55годов А. П. Савельев занимался составлением отчёта о раскопках, который затем был опубликован частично в Журнале Министерства народного просвещения, частично в местной ярославской печати.

Получилось, что за четыре сезона было исследовано около 8000 курганов и несколько поселений. Казалось бы, — огромная работа, однако многие современники, да и более поздние учёные отнеслись к такой деятельности довольно прохладно. В вину исследователям вменялась несовершенная методика работ и плохая документация. Как писал по этому поводу в 1905 году авторитетнейший учёный того времен А.А Спицын «грандиозные раскопки 1851—1854 гг. в Суздальской области будут долго оплакиваться наукой»

Тем не менее, Уваров был доволен проделанной работой.

В 1872 году вышла в свет его знаменитая книга «Меряне и их быт по курганным раскопкам», в которой он представил раскопанные курганы как мерянские. И хотя вскоре выяснилось, что большинство курганов принадлежало не мере, а ассимилировавшим мерю, славянам, и А. С. Спицын продолжал остро полемизировать по тем раскопкам с Уваровым, всё же ряд исследователей высоко оценили труд учёного и его соратников.

Голоса в их защиту раздавались и в современном научном мире. «Не было чертежей и планов? — говорили их защитники, — но тогда этого не делал никто. Другая же документация, о которой всё же имелись свидетельства, могла быть утрачена при хранении экспонатов, часто при этом перемещаемых по различным музеям»

К достоинствам же тех первых исследователей отнесена была добротная их программа, использование при этом летописей, известий арабских путешественников, материалов былых раскопок на других территориях.

Определённым вкладом их в изучение мерянской культуры отмечено было ещё и правильное определение ими как мерянских, главных, этноопределяющих украшений женской части этого народа, — втульчатых височных колец и треугольных подвесок…

К положительному моменту, пожалуй, стоит ещё отнести сам факт открытия мерянских вещей и привлечение внимания учёного мира к проблеме мерянских древностей, до того бывших как бы тайной за семью печатями.

Тот же А. С. Спицын, скептически смотревший на перспективы изучения культуры мери в её летописных землях, полагавший, что меря покинула их, отступая перед славянскими переселенцами и задерживаясь на время лишь небольшими группами, также внёс свой определённый вклад в полевое изучение финно-угорского наследия.

В 1895 году он произвёл раскопки предполагаемого мерянского могильника напротив слободы Холуй, на реке Тезе под Ивановым. И хотя позже он всё же отнёс этот памятник к другому исчезнувшему народу — муроме, недооценивать такой поступок, очевидно вызванный, разгоревшимся в спорах, интересом к проблеме, никак нельзя.

Поисками следов мери в XIX веке занимался ещё К. Н. Тихонравов. В 1862 году им было раскопано 172 кургана в районе города Иванова, а в 70 — 90 годах ещё 730 курганов и несколько десятков могил в Костромском Поволжье и окрестностях Иванова.

В 1870 году А. И. Кельсиевым и финским археологом И. Аспелиным были начаты раскопки Тимеревских курганов под Ярославлем. О тех работах сохранился краткий отчёт и, частично, археологический материал.

В конце XIX начале XX века раскопки в Тимереве проводил И. А. Тихомиров.

В начале ХХ века работы на Сарском городище продолжил известный художник и археолог Н. К. Рерих. Коллекция найденных им вещей (25штук) хранится в Государственном Эрмитаже. В Петербургском институте материальной культуры хранится отчёт о работе этого исследователя.

Примерно в то же время исследовал это городище и ростовский краевед А. А. Титов.

Особых подвижек в изучении мерянской культуры эти исследования уже не внесли. И в 1924 году в одной из своих работ А. С. Спицын писал, что меря по-прежнему остаётся для нас совершенной загадкой…

Однако, процесс изучения культуры мери в ту, советскую уже, эпоху вспыхнул с новой силой. И начался он сразу же после пессимистических заявлений А. А. Спицына.

Первые в этой подвижке работы провёл Э. Эдинг.

Уроженцу города Ростова Великого — одного из центров мерянского расселения, видимо, самой судьбой было дано стать виднейшим знатоком культуры сего загадочного народа. С детства познавший прикосновение к его тайне он с увлечением взялся за это дело. К тому же поддержка ему была огромной — крупнейшие российские и иностранные учёные, среди которых был и А. А. Спицын, выступили с одобрением задуманных работ.

И в 1924 году силами Ростовского музея он начал раскопки Сарского городища — самого знаменитого и значительного из известных поселений мери.

Энтузиазм населения при этом был также немалый. Члены Ростовского Научного общества по изучению местного края, студенты Ярославского университета и местные школьники приняли активное участие в этом деле.

Результаты тоже оказались весомыми. Не смотря на затрудняющие работы старые раскопы за два года исследований, были определены характер самого городища и характер деятельности его жителей, расположение поставленных в разное время валов, проходов в них, наличие прочих защитных сооружений.

Результаты тех работ были им опубликованы в монографии «Сарское городище», изданной Ростовским музеем Ярославской области в 1928году.

Ну а затем эстафету изучения культуры центральной мери подхватил ещё более авторитетный в будущем учёный П. Н. Третьяков. И с ним уже связаны новые по отношению к летописным мерянским землям, места.

Уроженец Костромской земли, также, как потом оказалось, имеющей связи с народом меря, этот человек в школьные ещё годы увлекался самостоятельным изучением древностей своего края. А дальше был факультет языка и истории материальной культуры, Ленинградского университета, где он воспитывался на лекциях таких маститых учёных того времени, как А. А. Спицын, А. А. Миллер, П. П. Ефименко и многих других.

Особенно близким среди них Третьякову стал Ефименко — крупнейший специалист, как в области древнейших периодов истории, так и в области культур средневековых славян и поволжских финнов, — человек со своими особыми на историю, взглядами. Он-то во многом и повлиял на взгляды самого Третьякова.

В1930 году, начинающий учёный получил диплом археолога и музееведа. А к 1933 году он приобрёл ещё и неплохой опыт археологических работ на Дону и в Чувашии. Ну а затем молодой специалист был приглашён возглавить руководство археологических разработок на больших участках верхневолжских земель, намеченных под затопления и создания там водохранилищ.

И как потом выяснилось, в местах тех находились многие очень интересные, в том числе и связанные с мерей, археологические объекты.

Первым делом были проведены разведочные раскопки ряда верхневолжских селищ V — VII веков. В их числе оказался и очень характерный памятник позднедьяковской, и, в какой-то степени, также мерянской, культуры — Попадьинское селище под Ярославлем.

В 1934 — 1935 годах исследователи полностью раскопали позднедьяковское городище у деревни Березняки, также имевшее некоторое отношение к культуре ранней мери.

По результатам тех работ П. Н. Третьковым была выдвинута интересная, хотя и не совсем на то время новая, идея о приходе мерянского населения на Верхнюю Волгу из иных мест (впервые же её озвучил преподаватель Третьякова Ефименко). Это, на взгляд молодого учёного, исключало картину происхождения мери от местных дьяковцев.

Ну а дальше полевое изучение мерянских древностей было связано с исследованиями Е. И. Горюновой — очень разносторонним учёным, специалистом, как в сфере археологии, так и в смежных дисциплинах: палеоантропологии и этнографии. С её именем связано распространение поиска следов мери на волжское левобережье, где до этого проводились лишь незначительные разведочные работы. В середине ХХ века она несколько лет занималась раскопками Попадьинского селища под Ярославлем и Дурасовского городища под Костромой. А ещё она известна как непримиримый защитник традиционного взгляда на происхождение мери, т.е. вывода мерянского населения непосредственно из местной дьяковской культуры.

Оппонировал же ей, как нетрудно догадаться, П. Н. Третьяков — приверженец новых идей в этом непростом вопросе, видевший мерю в качестве пришельцев из более южных районов.

По результатам своих работ П. Н. Третьяков и Е. И. Горюнова изложили доводы в, опубликованных ими, отдельных монографиях, где авторы доходили в своих рассуждениях до очень острых споров.

В 1938 — 1939 годах Я. В. Станкевич провела раскопки курганных комплексов у сёл Тимерево, Михайловское, Петровское около Ярославля, привлекавших внимание учёных ещё с XIX века, но серьёзных исследований там в то время не проводилось.

Результаты её работ затем проанализировала и обобщила М. В. Фехнер в сборнике «Ярославское Поволжье X — XI века», изданном Ярославским Музеем — заповедником в 1963 году.

В 70-х годах в том же районе, у д. Б. Тимерево раскопками смешанного меряно-славяно-скандинавского поселения занимался И. В. Дубов.

В 60-х — 80-х годах разведку и раскопки славяно-мерянских и мерянских поселений проводили В. П. Глазов, В. А. Лапшин, И. В. Исланова, А. Е. Леонтьев.

Особенно яркой была работа А. Е. Леонтьева, занимавшегося культурой ростовской части центральной группы мери. В70-е — 80-е годы, с небольшими перерывами, он вёл раскопки, уцелевшей после прежних исследований, части Сарского городища. Результаты всех предыдущих работ и личных раскопок были обобщены им в отдельных статьях и, в вышедшей в свет в 1996 году, монографии «Археология мери». Этот учёный также защищает новый взгляд на её происхождение.

Материалами Костромской и Ивановской группы мери примерно в это же время успешно занимался уроженец Ивановской области, видный финно-угровед Е.А.Рябинин. Его книга «Костромское Поволжье в средние века», где были обобщены многолетние работы автора, увидела свет в 1986 году.

Свой вклад в изучение мерянского наследия внесли и лингвисты. В 1985 году в киевском издательстве «Наукова Думка» вышла книга О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», в которой автор с определённой долей успеха попытался показать отдельные элементы и характеристики этого, несуществующего уже языка, определить степени связей его с языками ныне живущих финно-угорских народов.

Большая работа проведена в области мерянской топонимии. Ей в той, или иной степени занимались многие исследователи. Среди них такие известные лингвисты, как финский учёный Я. Калима, М. Фасмер, Е. М. Поспелов, А. И. Попов, А. К. Матвеев, финская исследовательница А. Альквист.

Здесь, как и в археологическом деле, не обошлось без серьёзной полемики, весьма оживившей исследовательский мир. А именно, двое последних в этом списке учёных провели на страницах нескольких номеров журнала «Вопросы языкознания» бескомпромиссную и очень полезную для выяснения характерных мерянских топонимов дискуссию. Позднее к ней присоединился ещё один очень авторитетный лингвист А. М. Шилов.

Всем этим учёным и их плодотворной деятельности мы в первую очередь и обязаны сведениями о мерянской культуре, речь о которой пойдёт в следующих главах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Меря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я