Старые русские. Книга 1. Любовь

Владимир Челухин

В книге известного дальневосточного писателя, к слову сказать доктора технических наук, хироманта и астролога, профессора вуза, рассказывается о первой любви студентки девушки Ани, ее однокурсника Сережи и предпринимателя Вани. Их трудной Судьбе в приснопамятные 90-е годы и судьбах их родных и близких.

Оглавление

Глава 3

Вот это убьёт то. Книга убьёт здание. Это пророческие, великие слова философа и мыслителя Виктора Гюго, как в родниковой капле воды отразили суть и существо грядущих перемен своего века, своей эпохи. Перемен, которые надвигались на род человеческий неумолимо и беспощадно, с фатальностью рока, судьбы, провидения, тревожа и будоража просвещённые и высшие умы. Пугая и ужасая умы посредственные, обывательские последствиями того, что наделали эти «проклятые» изобретения: пушки, кулеврины, бомбарды, а главное книгопечатание, и приравнивания их к нашествию чумы.

Здание, как выражение культурной сущности человечества, уже не могло вместить того творческого, культурного и интеллектуального потенциала, накопленного человеком, и его стала вытеснять книга.

Средства выражения национальных особенностей, творческого духа, и идей человека, нации, поколения неумолимо менялись, становясь всё более доступным для широких масс человечества. Родник творческого потенциала, накопленная масса научных знаний стала критической и перешла в качество. Вечное стремление человека к познанию природы, сути явления, к общению, получили в книгопечатании мощнейший инструмент хранения, распространения и накопления знания, обучения, общения. Могучее и широко доступное средство ускорения интеллектуальных усилий человеческой мысли, духовного поиска, творческих исканий. Зодчество стремительно вытеснялось книгой и здание все меньше и меньше заключало в себе мысль философа, художника, творца и выразителя своего времени, теряя свое символическое, художественное содержание и все больше и больше приобретая функциональное, прагматично-утилитарное назначение.

Если мы посмотрим на фасады шедевров зодчества прошедших веков, то увидим как функциональное, культовое значение здания почти растворяется в художественном, национально-нравственном и историческом содержании. Резные украшения и статуи людей, львов портала собора в Трогире, Хорватия, 1240 года, ажурные украшения собора и башни «Ла Хиральда» Севильи, Испания,15 века, каменные кружева и остроконечные формы собора Богоматери в Турне и церкви св. Гудулы в Брюсселе, Нидерланды, около 13 века. Златоглавые церкви Московского кремля, Екатерининского дворца и Исаакиевского собора — все украшено рукой художника, резцом скульптора с учётом своих, национальных и культовых особенностей, венчавших Луной мусульманские мечети, строгими остроконечными формами храмы католицизма, крестами золотых луковиц христианских церквей. Не менее богато художественное и внутреннее содержание этих храмов. Богатая декоративная отделка, творческое и художественное оформление ризниц, амвонов, сводов, комнат. Поражает своим величием и строгостью главный неф собора в Амьене, 13 век, пышные залы царских дворцов, неповторимая красота «Арабесковой комнаты» в Екатерининском дворце города Пушкина, своеобразный стиль и красота ризниц в Картуха де Мирафлорес, в Бургосе, Испания. Но книга вытеснила художественное содержание здания. Здание перестало читаться. Здание перестало быть полотном художника, идеей мыслителя. Здание стало просто жильем, складом, станцией, торговым центром, аэропортом из стали, стекла и бетона. Резец художника, скульптора, творца уже больше не касался его фасадов, внешней оболочки.

Но, если эпоха зодчества, мысли того времени, вписанные в архитектурные и скульптурные стили от первых культовых строений древнего Индостана, пирамид Египта до таких шедевров зодчества, как собор Парижской Богоматери, мусульманских храмов, церкви Василия Блаженного, длилось около шести тысячелетий, то век книги, слова печатного уже оказался не столь долгим.

Книгопечатание, соединившись с техническим и технологическим прогрессом, сформировалось в целую индустрию создания книги. Книга, знания, заключенные в ней, стали не только источником информации, но и довольно прибыльным товаром, спрос на который породил сеть магазинов, библиотек, книгохранилищ. Десятки и сотни тысяч человек избрали писательский труд делом своей жизни и к середине ХХ века, казалось, книге нет альтернативы.

Но гений человека не стоит на месте, и книга, как единственная копилка накопленного интеллектуального, уже стала тесна человеку.

Миру явился Белл и Юз, Попов и Маркони, Резерфорд и Курчатов. Передача мысли, слова по проводу, а затем по радиосвязи были быстро оценены человеком. Тот небольшой и неуклюжий когерер Александра Попова, встряхивающий себя, стал первым предвестником грядущего нового, которое станет врагом и могильщиком книги, слова печатного.

Лучшее — враг хорошего. Буква убила символ. Цифра убьёт букву. Электрон покорит мир. На смену слова печатного пришло слово электронное, написанное лучом электронной трубки, жидким кристаллом. Резец художника был вытеснен пером писца, творения зодчества вытеснила печать, электрон стал вытеснять печать. Символ в камне, осязаемый, физический, реальный заменился на символ нарисованный, напечатанный, условный. Символ печатный стал заменятся на символ виртуальный, электронный, созданный лучом электрона, представленный лишь в мысли, в воображении человека. Телевидение, едва появившись на свет, в течение всего лишь каких-то нескольких десятков лет, мгновенно с точки зрения истории, стремительно ворвалось в жилище каждой семьи, подмяв под себя театры, кино, библиотеки. Зачем что-то читать, мысленно это все представлять, когда можно это всё увидеть и услышать даже просто лежа на диване? Смысл, мысль, идея, заложенные резцом скульптора в эпоху зодчества, закладывались в книги цепочками букв и слов. Новый, 21 век стал закладывать их магнитным полем в домены ферромагнетика, формируя лишь ноли и единицы, которые выстраивались в гигантские цепочки программ управления электронными устройствами, которые тоже стали стремительно совершенствоваться, превращаясь в счетную машину. Союз цифры и электрона породил компьютер. Цифра победила букву.

Как еще несмышленый малыш делает свои первые шаги при поддержке мамы, но уже почувствовавший свою силу, зов с древних времен заложенного в него умения ходить на двух ногах, так и человеческий разум стал создавать пока еще неуклюжие экспериментальные механические вычислительные машины, используя свои познания в области механики. Затем с познанием электричества в вычислительные машины стали внедряться электромеханические устройства: реле, контакторы, электродвигатели. Но истинно революционный скачок произошел на базе развития электроники, микропроцессорной техники. Первые пробные шаги в этом направлении создали огромных электронных монстров с сотнями радиоламп, излучающих тепло и требовавших поэтому охлаждения. Но прогресс технической мысли, науки, служителями которых стали миллионы и миллионы обученных в университетах, институтах, колледжах, стал настолько стремительным, что эти электронные монстры в мгновение превратились в миниатюрные калькуляторы, портативные процессоры и персональные компьютеры, обладающие сумасшедшим быстродействием и приемлемые по габаритам. Персональный компьютер вытеснил все: телевизор, магнитофон, радиоприемник, газету, журнал, книгу, радиостанцию, факс, телефон, письмо, телеграмму, фотоаппарат, спортивную площадку, туристический поход, дружеское общение.

Скорость и информация стали главными, определяющими, решающими факторами. Творения зодчества прошедших веков создавались годами, десятилетиями. Книга печаталась месяцами. Письмо шло днями. Электронное сообщение передается в доли секунды. Неторопливый материальный, осязаемый и физически ощущаемый фактор прошлых времен перестал быть главным, единственным и существенным. Основной интерес передвинулся в область интеллектуального, информационного, утилитарно-познавательного. Фигура мастерового, умельца, каменщика, портного, кузнеца, земледельца, человека, создающего материальное, съедобное, осязаемое, чувствительное своими руками ушла на второй план, и втеснилась ученым, инженером, артистом, плод труда которых — знания, информация, чувственные переживания. Главной, центральной фигурой современности стал инженер, создающий материальное через посредство огромной суммы знаний, накопленных человечеством и творящий уже, не как его предшественник в области материального, а в области ментального, но ещё не вторгаясь в мир мистический, не реальный, тонкий. Человек, его творческий гений вплотную сегодня подошел к пределу физической скорости — скорости света, движения электрона. За пределом этой скорости — скорость чувства, скорости именно мистического, тонкого мира. Фигура инженера завтра вытеснится фигурой мистика — астролога, нумеролога, хиролога, знающего механизм действия Судьбы, Бога и рассчитывающего, раскладывающего любую судьбу, событие и явление с помощью оккультных знаний, чутья. Цифру победит мысль. Прогрессом будет союз цифры, электрона, мысли.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я