С веслом и спиннингом

Владимир Филатов

Эта книга не является учебником или руководством по водному туризму и ловле рыбы спиннингом. В ней рассказывается лишь о возможности гармоничного слияния двух увлечений, об особенностях и преимуществах такого объединения, о маршрутах, в которых можно получить удовольствие и от гребли, и от рыбалки, и от окружающей природы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги С веслом и спиннингом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. СПИННИНГИСТ НА БАЙДАРКЕ

Байдарка как разновидность лодки

Байдарка пока не стала распространенным средством передвижения рыболовов по водоемам. Она по массовости данного применения далеко отстает от надувных и неразборных (деревянных, пластиковых и металлических) лодок, катеров. Ими в основном пользуются рыболовы, входящие в состав туристских групп. Думается, что в недалеком будущем байдарка займет более достойное место среди рыболовных плавсредств, так как ее вес уменьшается, технология ее сборки становится проще, прочность и долговечность растут, а ходовые качества все также замечательны. Появляются и более приспособленные для рыбалки конструкции одноместных байдарок — каяков. Поэтому уже сегодня, отмечая богатые возможности байдарки, можно попытаться поставить ее в один ряд с популярными рыболовными «шхунами».

Байдарка по многим показателям лучше катеров, плотов, каркасных и надувных лодок справляется со своими обязанностями. Она имеет легкий ход и легко управляема. Ее высокие скоростные качества по сравнению с другими гребными лодками позволяют обследовать бóльшую территорию. В отличие от надувных лодок она успешно может продвигаться и против сильного течения, и против сильного ветра, менее страшны ей колючие и острые предметы, солнечный нагрев. По сравнению с другими лодками байдарка позволяет перемещаться более тихо и к тому же более эффективно, так как лицо гребца направлено в сторону направления движения.

Байдарка имеет очень малую осадку, что облегчает плавание по заросшим водоемам, а также низкую и, следовательно, скрытную посадку гребца-рыболова. Узкий, стремительный корпус ее позволяет преодолевать густые камышево-тростниковые заросли и проходить неширокими протоками и проливами. Просторный кокпит1 предоставляет рыболову большое пространство перед ним для размещения снастей и забрасывания рыбы.

А вот к недостаткам рассматриваемого судна, прежде всего, можно отнести значительные время и трудоемкость сборки, все-таки большую парусность и утомительную неизменяемость сидячей позы рыболова. Кроме того, выходить на них в высокую волну (30 см и более) не рекомендуется, даже если в комплекте предусмотрен фартук, защищающий кокпит1 от захлестывания водой. В сравнительно же спокойных водах, как показывает опыт, если не хулиганить, перевернуть байдарку не очень просто. Однако эти недостатки ни в коей мере не снижают ценности байдарки для рыбной ловли.

Байдарки, на которых ходят туристы-водники, все без исключения подходят и спиннингистам. До сих пор в ходу у байдарочников такие типы байдарок как «Салют» и «Таймень». Петербургская фирма «Тритон» выпускает более легкие, из более прочных материалов каркасные байдарки «Нева» и каркасно-надувные байдарки «Ильмень», «Вуокса», «Варзуга», «Шуя», «Ладога». Производятся уже и одноместные байдарки «Варзуга 1», «Илекса», «Ладога 1» и «Легор» (вес всего 9 кг). Они не очень дешевы, но их потребительские параметры, к которым в частности относятся надежность и долговечность, довольно высоки.

Все туристские байдарки являются разборными и в разобранном виде представляют собой одну или две упаковки. Каркас современных байдарок выполнен из дюралюминиевых трубок, а так называемая «шкура» (оболочка) — из высокопрочного негигроскопичного материала ПВХ. Упакованные байдарки удобны для транспортировки, а их вес не превышает 30 кг.

Байдарка как плацдарм

Ловля с байдарки может протекать в двух режимах: дрейфа и фиксации. Режим дрейфа предполагает небыстрое ее перемещение под воздействием ветра или течения вдоль выбранного участка. Режим фиксации означает установку лодки на якорь или привязывание ее к неподвижным объектам, например, к веткам кустов и деревьев, к тростнику, к колам, к корягам, к устоям мостов и т. п. Эти режимы хорошо известны всем рыболовам, и более подробного их раскрытия не требуется. Остановлюсь лишь на некоторых чисто байдарочных особенностях.

В тихую безветренную погоду медленное смещение байдарки осуществляется с помощью осторожного подгребания веслом. Лучшая ситуация — это легкий попутный ветерок. При наличии порывов ветра переменных направлений, раздражающих рыболова на лесных озерах и реках, негативно сказывается высокая парусность байдарки. Ее начинает крутить. Особенно сильно этому эффекту подвержены двухместные байдарки, в которых сильно поднимается нос при размещении одиночного рыболова на втором номере, то есть близко к корме.

Есть два варианта борьбы с этим «недугом». Первый вариант — переместить сиденье гребца ближе к середине (это несложно), но тогда несколько уменьшится пространство перед рыболовом для манипуляций со снастями и рыбой. Второй вариант — огрузить нос с помощью тяжелого камня, который кладется на кильсон2 в носовой части. Тот и другой варианты имеют своих сторонников.

Есть свои особенности и у фиксирования байдарки в какой-либо точке водоема. В случае привязывания ее к какому-нибудь выступающему из воды или торчащему из берега предмету лучше всего закрепить байдарочный конец веревки за кормовой шпангоут3, находящийся непосредственно за спиной гребца-спиннингиста.

При постановке байдарки на якорь основные трудности возникают на сильном ветре и на течении, особенно если течение не ламинарное. В случае отсутствия течения или ветра шнур якоря вполне достаточно крепить за тот же кормовой шпангоут. Но при усложненных обстоятельствах потоки воды и воздуха начинают разворачивать судно, наваливаясь на него и резко увеличивая нагрузку на якорь. Такой оборот может привести к нежелательному смещению байдарки из-за скольжения (волочения) якоря-груза по дну. Тогда необходимо либо спускать второй дополнительный якорь с противоположного борта, либо якорная веревка должна быть привязана к оконечности кормы, например, к кормовому элементу крепления руля. Так как сидящий в байдарке человек не имеет возможности дотянуться до этой точки, то система подъема якоря должна включать дополнительную веревку, помогающую вытаскивать его в байдарку. Крепеж якорного и подъемного концов выполняется на берегу перед отплытием. Причем длина более короткого якорного конца должна быть, по крайней мере, в 1,5 раза больше глубины водоема в районе рыбалки и не короче необходимой для удобства вытаскивания якоря и размещения его на кильсоне перед рыболовом.

В случае облавливания участка реки с забросами против течения схема установки якоря аналогична предыдущей, но с креплением якорной веревки за отверстие в носовом бандаже. Однако не у всех байдарок этот бандаж наличествует, поэтому без творческих доработок тут не обойтись — например, сделать обвязку носовой части «байды».

Желание избавить себя от вышеперечисленной возни ломовым применением более зацепистого якоря или более массивного груза приводит к серьезным нарушениям техники безопасности. В попытках оторвать их от дна и водрузить в байдарку (а делается это всегда с борта) можно легко перевернуться и оказаться в воде со всем своим имуществом.

Ловля с байдарки взаброс

Работа спиннингом в байдарке при выполнении забросов из-за низкого и фиксированного положения рыбака лишена того разнообразия вариантов и способов, которое доступно при иных условиях. Конечно, можно организовать сиденье повыше с помощью доски, положенной на фальшборт4, и тем самым расширить свои возможности, но при этом неимоверно возрастает вероятность переворота. Использование этого приема оправдано лишь тогда, когда ловишь мелкую рыбу и на очень тихой воде.

А раз так, то при стандартном положении рыбака близкие поверхность воды и растения, вдоль которых может проходить дрейф, будут зачастую препятствовать выполнению классических боковых забросов. Самым целесообразным способом является поэтому заброс через голову или через плечо. Тем более что при ловле с байдарки, которую рыбы не очень боятся, нет острой необходимости в дальних забросах приманки, а вот точность должна быть, как можно выше.

Возможны и практически используются забросы сбоку с очень малым выпуском лески и с положением удилища не параллельно поверхности воды, а под некоторым углом к ней. Такой способ иногда применим либо при облавливании веером участка водоема, либо при подкидывании приманки под нависающие ветви деревьев, либо при необходимости выполнения дальних забросов.

Следующий элемент спиннинговой рыбалки — проводка. Здесь, оказывается, тоже есть свои проблемы, на которых стоит остановиться. При недальних забросах для увеличения рабочего отрезка пути, проходимого приманкой, необходимо кончик удилища удерживать как можно ближе к поверхности воды. Но такое положение удилища возможно только за счет поворота кисти руки, держащей спиннинг, вниз. Это создает непривычно длительную и утомительную нагрузку на кистевой сустав. Многочасовая рыбалка может привести к довольно неприятным и резким болям в суставе, лишающим не только комфорта, но и требующим продолжительного перерыва. Уменьшить негативное влияние этого профзаболевания можно с помощью сбалансированности снасти. А именно: спиннинг должен быть недлинным, легким и центр его тяжести должен быть расположен обязательно в точке крепления катушки.

Теперь о вываживании. В этом элементе рыбалки все обстоит более или менее благополучно. Находясь близко к воде, рыболову проще взять утомленную добычу рукой, удобнее и незаметнее подвести подсак. Но то же свойство накладывает определенный отпечаток на процесс борьбы с резвой, упорной и сильной рыбой, которая норовит уйти под байдарку. В этом случае, чтобы исключить поломку удилища, приходится опускать его почти полностью в воду.

Еще — интересный момент. Некоторые рыболовы предпочитают вбрасывать удилищем рыбу прямо в байдарку. Это, конечно, дело хозяйское, но последствия от совершенного бывают и смешными, и, самое главное, никчемными. Рыба срывается в кокпит, прыгает и бесится, пачкает все слизью, запутывает снасти, а дотянуться до нее нет никакой возможности. Очень много ненужного шума и неразберихи до тех пор, пока она сама не успокоится или не допрыгает до своего врага.

Известен курьезный случай, когда турист-рыболов только в конце похода, разбирая байдарку, обнаружил дохлую щучку, забившуюся в самый дальний угол носового отсека. Причем весь трехнедельный поход он ломал голову, почему его постоянно сопровождает не очень приятный, мягко говоря, запах.

И последнее, о чем хотелось бы сказать — это о положении весла во время рыбалки. Весло, когда им не пользуешься по прямому назначению, все время мешается, обо что-нибудь стучит, пытается упасть и иногда все же плюхается в воду. Поэтому рекомендую установить на фальшборт специальные крючки, на которые перед работой спиннингом укладывается весло вдоль байдарки. И тогда этот «противный» предмет уже не будет доставлять рыболову неудобств.

Ловля на «дорожку»

Это, пожалуй, самый популярный вид рыбалки у туристов-водников. И объясняется этот феномен следующими причинами: 1) они (эти туристы) умеют и любят грести (можно сказать — хлебом не корми, а дай погрести); 2) вести дорожку можно и на переходе, когда не высок темп движения (вдруг зацепится чего-нибудь); 3) требуется наименьшее количество умственных, временных и материальных затрат, как считают сами туристы (какая-нибудь палка, какая-нибудь катушка с леской, какая-нибудь железка с крючком); 4) вероятность поимки рыбы не нулевая, а иногда и очень высокая для глухих районов; 5) пойманная рыба, как правило, не «кобзда», а крупняк, способный решить пищевые проблемы.

Байдарка оказалась для этих целей очень даже неплохим плавсредством — необходимо лишь немного приноровиться. Однако посадка гребца и стиль гребли накладывают определенные требования на размещение дорожечных снастей.

Если ловит и гребет один человек, используя для «дорожки» спиннинг, то после первоначального заброса приманки комель удилища укладывается между колен, а само удилище вдоль туловища гребца проходит под рукой в сторону кормы байдарки. Степень увода конца удилища в направлении кормы определяется задней границей зоны гребка. При движении лодки, если необходимо, производится постепенное стравливание лески до нужной длины.

Для увеличения эффективности ловли возможно применение и двух спиннингов для тех же целей. В этом случае спиннинговые удилища располагаются под руками гребца с разных сторон туловища. Так как рыболов-гребец смотрит всегда вперед, то сигналами поклевки для него будут звук тормоза катушки и толчки удилища.

Я нахожу удобным и работоспособным в спиннинговой «дорожке» сочетание короткого (до 2 м) и жесткого удилища и инерционной катушки типа «Невская».

Если же в байдарку решили сесть два участника сафари, то лучше им разместиться лицом друг к другу, а удилища направить так, чтобы лески проходили вдоль самого борта, не мешая процессу гребли. Управляется со снастью естественно тот, кто сидит спиной к направлению движения. Видел однажды вариант использования и третьего спиннинга у гребца, но он требует точной согласованности действий.

Может показаться, что многие проблемы взаимной совместимости лески и весла легко решаются пересадкой гребца вперед, а рыболова с «дорожкой» назад. Да, если у байдарки есть руль. В противном случае управляемость байдарки становится из ряда вон плохой. Но, если присутствует руль, то положение гребца в носу, а рыболова в корме, сидящих спинами друг к другу, является более рациональным. Правда, помощи при вываживании рыбы от такого впередсмотрящего — почти никакой.

Бесшумность байдарки позволяет сократить длину отпускаемой лески до 15 — 25 м и тем самым наилучшим образом приблизить траекторию движения судна к изгибам границы водной растительности.

Ловля на другие снасти

Когда много воды, в которой гуляет разная рыба, не исключено желание половить другими способами другую рыбу. Кое-кто, учитывая это, может прихватить в поход иные снасти, нежели спиннинговые. Поэтому очень коротко отмечу только походно-байдарочную специфику иных способов лова.

С поплавком. Объединить различные стили поплавочного ужения в одном разделе мне представляется возможным по схожему принципу взаимного расположения и взаимодействия снастей, лодки и рыболова.

Как правило, рыболов сидит в кормовой части, размещая удилища прямо перед собой, в кокпите. Забрасывать снасть удобнее всего по направлению носа байдарки, так как в этом случае, во-первых, более естественна и менее напряженна поза рыбака без разворота туловища, во-вторых, более устойчиво положение удилища с упором на носовой комингс5 или носовой шпангоут и, в-третьих, допустимо применение двух, а иногда и трех удилищ. Можно, конечно, утыкать «байду» и бóльшим их количеством с помощью специальных держателей и приспособлений, но от этой затеи, кроме путаницы, неудобства и раздражения вряд ли что-либо выйдет путное.

Забрасывание снасти перпендикулярно оси байдарки при длинном удилище, которое тогда постоянно приходится держать на весу, оправдано только в случае появления хорошего клева в боковом направлении или при невозможности сориентировать судно иным образом из-за специфического характера расположения надводных объектов или водной растительности.

Хороша байдарка при ловле на поплавочную удочку в сильно заросших местах. В безветренную погоду можно бесшумно скользить по листьям кувшинок, кубышек и рдеста, почти не создавая колебаний водной и растительной среды. Подтягиваясь руками за стебли растений, удается тихо подкрасться к высмотренному окошку или проходу в зарослях и встать прямо на траве, не прибегая к помощи якоря.

Аналогично может решить такую задачу и рыболов, находящийся в надувной лодке, но есть небольшое отличие, которое позволяет отдать предпочтение байдарке. А именно, появление слабого ветерка скорее сдвинет с точки надувную лодку, нежели байдарку, осадка которой больше.

С донкой. Использование укороченных удилищ для донок облегчает их размещение в кокпите, позволяя увеличить сектор ловли за счет применения и осевых, и перпендикулярных забросов оснастки. В принципе возможен даже заброс донки за спину, хотя при вываживании рыбы с этого направления потребуется изворотливость в прямом смысле этого слова.

Перпендикулярные (боковые) забросы донки не являются сложными, надо лишь учитывать близкое расположение воды. А вот забросы вперед через голову требуют внимательности и осторожности. При их выполнении обязательно следует брать в расчет длину удилища, длину спуска оснастки от конца удилища и величину опускания конца удилища за спиной при замахе. Если не учесть и не согласовать при забросе перечисленные параметры, то не исключен удар оснасткой по далеко выступающей сзади корме с неприятными для байдарки последствиями. Это может быть пробой оболочки байдарки грузилом или зацеп за нее крючком.

В отвес. Байдарка чрезвычайно приспособлена для отвесного блеснения бортовой удочкой плавом. Она не хуже челна или долбленки управляется одним кормовым веслом, с помощью которого можно одновременно с процессом ловли корректировать движение лодки. Многие байдарочные весла разнимаются на две половины, предоставляя рыболову подобный сервис. Такое управление другими лодками реализовать гораздо труднее, если вообще возможно.

Замечено, что тень от байдарки, имеющая довольно большие размеры, тоже хорошо привлекает окуней, активно реагирующих на блесенки, мормышки или червячка. Такая ловля иногда может дать приличные результаты при медленном дрейфе через речные или озерные плесы с переменным рельефом дна.

С кружками, жерлицами, переметами. Использование байдарки для установки кружков, жерлиц и прочих поставушек не представляется целесообразным: слишком мало доступного места в кокпите в ногах у рыболова. Достаточного количества снастей не разместить и емкость с живцами практически негде поставить.

Вот контролировать размотки, вываживать хищников и восполнять сбитых живцов очень удобно с байдарки из-за низкой посадки гребца-рыболова, приближающей его к месту основных событий.

Кроме того, настоятельно не рекомендуется производить с байдарки установку жердей для жерлиц. Попытки силового внедрения жерди, шеста или кола в дно водоема могут привести к перевороту байдарки.

Применение грамотно уложенных переметов и их установка с байдарки вполне возможна, а вот снятие их (если перемет не один) превращается в безрадостное занятие. Вставать в байдарке не желательно, руками дотянуться до отсеков носовой части из сидячего положения невозможно, поэтому легко догадаться, во что может превратиться конгломерат шнуров, поводков, крючков и пойманной рыбы в процессе рыбалки.

С корабликом. Не могу здесь не отметить еще один способ ловли, использующий байдарку. Наблюдал я его в Повенецком заливе Онежского озера. Вдоль луды (подводной гряды) очень медленно перемещалась байдарка с рыболовом. От «байды» с двух сторон отходили, как усы, два, оттянутых корабликами, шнура с поводками. Длина каждого уса была около 10 — 15 м, к ним были прикреплены двадцатисантиметровые поводки, первый из которых находился не ближе 3 м от борта. На поводках — крючки с наживкой в виде червей и кузнечиков.

Та луда, у которой я оказался и вдоль которой плавал туда и обратно рыбак с корабликами, видимо, привлекла чем-то большие стаи хариуса и сига. Рыболов довольно часто подтягивал то один кораблик, то другой и снимал по 2 — 3 извивающиеся серебристые рыбины с каждой стороны. Гребля, обращение с веслом, вываживание рыбы, насаживание новых наживок и отведение кораблика у него происходили очень слаженно и без суеты. Уже позже я увидел в его байдарке 50 — 60 штук отборных полукилограммовых хариусов и сигов.

Возможные неприятности

Переворот возможен. На участках рек с бешено текущей водой, гремящими порогами, бурными сливами, ревущими водопадами рыбалка с байдарки нереальна и безрассудна. Техника преодоления или прохождения подобных препятствий описывается в литературе, посвященной вопросам водного туризма спортивного уровня. Здесь же рассмотрим лишь типовые случаи переворота на сравнительно спокойной воде и не относящиеся к разряду проявления явной беспечности и разгильдяйства.

Ряд замечаний по этому поводу уже был сделан. Теперь же остановимся на двух самых характерных и часто встречающихся случаях переворота на равнинных реках, так как даже на них рыболова на байдарке может ожидать опасность оверкиля.

Первый случай — «прижим к кусту». Именно с кустами чаще всего связан этот драматический эпизод на реках средней полосы России. Ситуация хрестоматийная, а содержание ее таково. Участок берега на крутом повороте реки, куда бьет струя воды, называется местом прижима. Плывущая байдарка, попавшая в эту область, струей прижимается боком к берегу. Чем мощнее струя, тем сильнее прижим. Если в этом месте находятся нависающие над водой ветви кустов и деревьев, подмытый берег с нависающим козырьком, выступающие корни и бревна, то байдарку поток воды старается вдавить под эти предметы. Естественное стремление пассажира рукой оттолкнуться от этих предметов приводит к появлению дополнительной силы вращения и к мгновенному перевороту.

Алгоритм выхода сухим из безобидной, казалось бы, ситуации такой: продвинуть байдарку вперед и выйти из зоны прижима либо с помощью подтягивания за подходящие предметы у берега, либо с помощью энергичных гребков веслом со стороны берега, не обращая особого внимания на ветви, корни и палки.

Второй случай — «навал на камень». Он может приключиться с рыболовом во время перемещения по течению, когда байдарка садится на камень. Поток воды разворачивает ее поперек течения и наваливает на камень. Если пытаться освободить судно с помощью отталкивания его от камня рукой или веслом, то появляется крен байдарки в сторону набегающего потока, давление его увеличивается, вода рвется в кокпит, и переворот почти неизбежен.

Физический расклад сил во втором случае аналогичен первому. Выйти без потерь из данной ситуации можно двумя способами. Первый относится к сравнительно слабому течению. Надо, упираясь веслом в дно, развернуть байдарку вдоль течения и уже потом рукой или опять же веслом снять ее с камня. Второй случай сильного течения и мощной наваливающей струи предполагает в качестве спасения более радикальный и надежный прием. При посадке на камень и начале разворота байдарки надо сразу же ее покинуть и уже из воды производить спасательные работы.

И дыра возможна. Несмотря на то, что оболочка современных байдарок стала значительно прочнее, тем не менее, серьезно повредить ее можно. Это все-таки — не дерево, не пластик и не металл, которые и то умудряются пробить насквозь. Чтобы уменьшить вероятность пробоя «шкуры», следует, поэтому, предпринять некоторые превентивные меры и придерживаться определенных правил плавания на байдарке.

К превентивным мерам, которые позволят спасти оболочку при столкновении байдарки с подводными камнями, например, относятся наклейка снаружи на оболочку резиновых или полихлорвиниловых ленточных протекторов по всей длине в местах ее касания кильсона и стрингеров (продольных ребер каркаса) и прокладка полос пенополиэтилена под стрингеры для амортизации ударов.

Правила плавания на байдарке, помогающие избежать неприятностей, следующие:

— неослабевающий контроль обстановки по направлению движения судна;

— значительное снижение скорости судна при приближении и, особенно, при причаливании к берегу, так как у берега зачастую в воде валяются стекла, банки, проволока и другие предметы безалаберного поведения людей;

— предварительный просмотр участков пути с находящимися на них творениями рук человеческих или их остатков (мосты, плотины, мельницы, заколы и т. п.) для выбора наиболее безопасной трассы прохождения, так как в воде не исключено присутствие незаметных сверху гвоздей, штырей, кусков жести и частей арматуры;

— снижение скорости движения через перекаты путем использования реверсивной работы весла.

Кроме того, учитесь читать воду. Она многое может рассказать наблюдательному человеку и о характере дна, и о подводных объектах.

Таким образом, соответствующая подготовка судна, дисциплинированное поведение на воде и выполнение правил техники безопасности при плавании на байдарке — это гаранты хорошего настроения и здоровья всех участников похода.

В байдарке на большой воде

Рыболова, имеющего какое-нибудь плавсредство, бесполезно уговаривать, во-первых, не пользоваться им вообще, во-вторых, при использовании не посещать большие водоемы и, в-третьих, при посещении таковых не отплывать далеко от берега. Это и понятно, ведь настоящий рыболов — это человек ищущий и в поиске неутомимый. Однако призывать его к выполнению требований безопасного плавания по большой воде необходимо. А при плавании на байдарке тем более.

Переворот лодки в летнее время и в теплой воде зачастую неприятен и комичен одновременно. Неприятен — потерей части снаряжения и срывом рыбалки, а комичен — незапланированным купанием в одежде и амуниции. Осенью же, с ее пронизывающими, сильными, порывистыми ветрами, с холодными непрекращающимися дождями, с ледяной водой переворот может привести к плачевным и даже трагическим последствиям. Тут уже — не до смеха.

Но неприятности от сильного волнения на водоеме ждут рыболова не только при перевороте. До него лучше дело не доводить. Дискомфорт и вред могут еще быть следствием попадания воды на самого ловца и внутрь байдарки. Байдарка имеет невысокие борта, и человек в ней сидит низко, практически на самом дне. Увеличение уровня воды в байдарке аналогично наполнению домашней ванны, но, к сожалению, при совершенно других температурных условиях.

Когда же рыболов может оказаться в объятиях крутых негостеприимных волн? И что ему необходимо предпринять, чтобы уменьшить их негативное воздействие?

Ситуации. Для байдарки полукилометровое пространство открытой воды — уже большая вода. Даже на таком пространстве могут разыграться волны, вызывающие неудобство, неприятные ощущения и нежелательные последствия, не говоря уже о крупных озерах, водохранилищах и морях.

Байдарка, конечно же, не предназначена для плавания при серьезном волнении, поэтому на ней нельзя отходить далеко от берега даже в штиль. Известно, что многие большие озера, такие, например, как Ладожское, Ильмень, славятся очень коварным нравом. За какие-нибудь 15 — 20 минут на них может разыграться шторм без видимых на первый взгляд причин и предпосылок.

Но шторм — это крайняя ситуация, в которую лучше не попадать. Ее отнесем к разряду форс-мажор и рассматривать здесь не будем. А вот вполне обычных ситуаций, в которых может оказаться даже нерисковый человек, просматривается три.

Первая ситуация: ветер усилился и поднял волну в процессе рыбалки. Вторая ситуация: пересечение неспокойного водного пространства к месту рыбалки у подветренного берега и возвращение назад. И, наконец, третья ситуация: рыбалка в волну.

Во всех этих ситуациях важными являются два основных момента: правильная постановка байдарки на якорь и правильное передвижение на байдарке по волнам.

На якоре. Если рыболова на байдарке, стоящей на якоре, застигла непогода или он сознательно ловит на волне, например, в прибойной береговой полосе, то ему желательно придерживаться следующих правил:

— байдарка должна стоять не лагом (параллельно), а перпендикулярно к волне, чтобы исключить удары волн в борт, приводящие к сильному раскачиванию судна, к попаданию воды в кокпит и к лишнему шуму;

— для удобства пользования снастями рыболову желательно сидеть спиной к ветру, для чего основной якорь должен быть привязан к корме;

— якорные веревки не должны быть короткими, иначе байдарка, не имея свободы в вертикальном направлении, будет зарываться кормой в набегающую волну;

— чтобы уменьшить накат волны на корму и рысканье судна одиночному рыболову следует садиться ближе к центру байдарки.

Кроме того, надо иметь в виду, что в условиях сильного ветра чрезвычайно трудно успешно ликвидировать зацеп, поэтому при ловле на волне надо очень осторожно и осмотрительно манипулировать снастями. Я, например, оборвал не одну блесну, пытаясь в одиночку на сильном ветре ликвидировать зацеп. Уж очень послушна байдарка действию волн и ветра — ее сносит, швыряет, крутит. А рук не хватает.

На переходе. Сначала укажем очевидный факт — пересечку водного пространства с большой волной лучше делать по ветру, чем против него. В этом случае и заливать байдарку будет меньше, и вероятность переворота гораздо ниже, и скорость движения естественно выше. Однако ветер далеко не всегда дует так, как нам хочется. Скорее наоборот — он почему-то всегда старается быть встречным.

Итак, что желательно и необходимо делать при движении по неспокойной воде, чтобы переход был менее тяжелым и более безопасным? Прежде всего, ни в коем случае не идти боком к волне. Лучше придерживаться курса, составляющего с линией волн 45°. Тогда байдарка будет скользить с волны на волну, не испытывая критических кренов, не будет зарываться носом в волну при движении против ветра и меньше будет подвергаться агрессивному действию волн, накатывающихся на корму, при движении по ветру. Кроме того, перемещение под углом к волне способствует снижению нагрузки на каркас байдарки, уменьшению сил перелома, когда она поднимается на гребень волны.

Опасность переворота реально подстерегает рыболова-байдарочника при движении против ветра, когда подъем носа «байды» на волне совпадет по времени с резким встречным порывом ветра. Нос байдарки сильно задирается, что может привести к опрокидыванию лодки через корму. Для уменьшения риска опрокидывания следует либо загрузить заранее носовую часть, либо сидеть ближе к центру судна.

И еще. Алгоритм «больше газу — меньше ям» справедлив и для плавания на байдарке. Она меньше прыгает на волнах за счет протыкания гребней носом, но это в свою очередь ведет к более сильному захлестыванию водой. Иногда, чтобы избежать хорошего душа, имеет смысл притормозить лодку перед надвигающимся девятым валом и, поднимаясь вместе с ним, пропустить его под днищем байдарки.

Еще несколько советов. Чтобы лужа в байдарке и брызги от волн не оказывали слишком большого влияния на настроение и самочувствие моряка-рыболова, рекомендуется разумно, не нарушая устойчивости системы, увеличить высоту сиденья любыми средствами и надеть водонепроницаемый костюм.

Для периодического откачивания воды из байдарки лучше всего применять резиновую спринцовку (в народе — грушу, клизму), хотя лихие туристы-водники утверждают, что поступление воды со скоростью ведро в час — это еще не повод для беспокойства.

При движении под углом к ветру хорошим подспорьем для облегчения гребли является руль. Без него из-за разворачивающего действия ветра и волн приходится большую часть времени работать веслом только с одной стороны.

Для того чтобы байдарка после переворота сохраняла свою плавучесть, в носовом и кормовом отсеках должны находиться так называемые емкости непотопления — накаченные воздухом резиновые камеры.

Необходимо внимательно следить не только за поплавком, но и за состоянием неба, так как незначительная и якобы безобидная тучка может быть виновницей неожиданно сильных порывов ветра. Как-то на небольшом озере Охват в Тверской области, маленькая тучка, подкравшаяся сзади, вдруг стала причиной такого шквала, который мог мне и моим друзьям преподнести довольно серьезные неприятности. Выручило нас то, что мы плыли близко к берегу по мелководью, поэтому смогли вовремя выскочить из байдарок в воду и в течение 10 минут, пока не угомонилась стихия, препятствовать диким попыткам волн и ветра перевернуть и выкинуть на берег наши суденышки. А ветер затем стих также внезапно, как и появился.

В связи с этим надо быть особенно внимательным к возможным переменам в настроении погоды, чтобы избежать подобных природных «сюрпризов» при плавании вблизи каменных гряд и скальных выходов. И еще следует помнить, что в сети проток и островов ветер может совершенно непредсказуемо изменить свои направление и силу. Будьте бдительны!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги С веслом и спиннингом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

КОКПИТ — открытое посадочное помещение в байдарке между носовым и кормовым отсеками.

2

КИЛЬСОН — плоская продольная составная балка, идущая по днищу байдарки и на которой крепятся шпангоуты.

3

ШПАНГОУТ — ребро каркаса байдарки.

4

ФАЛЬШБОРТ — силовое обрамление кокпита, крепящееся к шпангоутам.

5

КОМИНГС — окаймление кокпита.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я