Страна Останкино. Ностальгия 50-х

Владимир Федоров, 2019

В книгу включены рассказы-воспоминания Владимира Федорова об одном из интереснейших районов старой Москвы – Останкино. Надеемся, что искренность, с которой описаны реалии и события послевоенного времени, простота и изящество его стиля, не оставят читателя равнодушным. Очень хочется опровергнуть фразу о том, что прошлое никого не интересует… В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Хочу в СССР?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страна Останкино. Ностальгия 50-х предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Танцверанда в Останкино

В субботний вечер все дороги молодых людей дружно и отовсюду вели к останкинской веранде танцев. Это напоминало пеший съезд благородных гостей на бал, дававшийся во Дворце графом Шереметьевым. Вместо известных особ на встречу спешили нарядные и юные правнуки и правнучки их бывших крепостных, но не в каретах, а единственно возможным транспортом — трамваями или троллейбусами. Большинство, конечно, направлялось «на своих двоих», через хорошо известные лазейки и входы парка — или у Щелкановской улицы, или со стороны бывшего села Марфино, или, разумеется, через главный вход рядом с Дворцом.

Сколько встреч было на этом танцующем пятачке! Волшебный круг паломников танцевальных вечеров, как внутри, так и снаружи кольца веранды, являл собой одно из живейших мест летних тусовок Москвы. По количеству посещений оно могло сравниться только с зимним наплывом на каток, куда ходили люди всех возрастов. Танцующая веранда решала еще и финансовую задачу, наполняя бюджет парка больше, чем весь сбор от посещений Шереметьевского дворца.

Существовала она с довоенного времени, может быть с 1932 года, когда был открыт парк им. Дзержинского в Останкино. Смею заметить, что в 50-е годы прошлого века она не была злачным местом — увидеть здесь людей под хмельком было практически невозможно.

Тогда вся останкинская молодежь, сумевшая скопить денег на входной билет, отправлялась на танцверанду. По сути, эти вечера напоминали деревенские гулянья с танцами под баян на приподнятом от земли деревянном пятачке. Мы, дети, стояли у ограды и выкрикивали имена своих старших сестер или братьев. Исполнялись совсем забытые сегодня хороводные танцы — падеспань, падеграс, полечка. Репертуар этих хороводов составлял не менее половины вечера. Отдавая дань утверждённой свыше программе танцев и моде прошлого они перемежались вальсом и танго.

Местонахождение укрытой в роще веранды было между липовой аллеей и парковым прудом. Окруженная дубами, приподнятая по высоте на метр от земли и огороженная узорчатым открытым для глаз подобием забора, она являлась олимпом для счастливых обладателей билетов.

Известность веранды уходила далеко за пределы Останкино с его знаменитым особняком и внутренним английским парком, направлявшим свои аллеи к танцевальной площадке. Ее невидимое притяжение простиралось к районам дальнего Ростокино, связанного с парком трамвайными путями. Ближний угол Марьиной рощи исторически соединялся своим Старомарьинским шоссе с Новоостанкино, жители которого также выходили к Дворцу с его увеселительным садом. Значение и авторитет веранды жили и в печных комнатушках деревенских домишек Марфино, Владыкино и забытого Кашенкиного Луга.

Многие заранее готовились к этим воскресным танцевальным вечерам, связывая с ними свои помыслы и надежды. Юные продавщицы с углового гастронома Ярославского шоссе, марьинские ребята с завода «Калибр», повзрослевшие дембеля, пришедшие из армии, и уходящие в нее призывники вспоминали, чем закончились прошлые воскресные вечера, кто с кем танцевал и когда ушел. Начинающие разучивали вальс в обнимку с венским стулом или угловатой табуреткой.

Повесы надеялись на новое знакомство, кто-то ждал уже назначенной встречи.

Полагаю, что участников той старой танцверанды осталось немного, — всем им ветеранский привет. Напомню, что в те незапамятные времена у нее впервые появился эстрадный оркестр (джаз), который играл в 1955–1960 гг. За пианино сидел спокойный и отзывчивый на просьбы танцующих маэстро Файкинд, а певицей была его жена. Запомнился и аккордеонист, невысокий, болезненно худой человек. Перламутровый музыкальный инструмент практически загораживал его, прикрывая отлично пошитый и отглаженный костюм. Были видны только огромные пальцы рук, бегающие по черно-белым клавишам и кнопкам и отбивающие такт колени и ступни ног. Исполнение было превосходным. Из ушедших, часто заказываемых мелодий вспоминаются трофейная полька «Розамунда», задорные отечественные — «Мишка, Мишка, где твоя улыбка» и «Мой Вася» («Ты первым будешь на Луне»), зарубежные песенки о неразделенной любви — «Пчелка» («Раз пчела в ясный день весной») или «Домино» («Будь веселой, не надо печали»).

Из танцующих было много пар и групп, занявших свои любимые уголки танцевального партера и за весь музыкальный вечер не менявших своего местоположения. Некоторые приходили просто постоять в компании друзей на плоскости танцпола под открытым ночному небу залом. Половина присутствующих постоянно смещалась по кругу, высматривая партнеров и ожидая неожиданного приглашения или хотя бы заинтересованного взгляда какой-либо красавицы или интересного парня.

В тот осенний день она пришла на танцы с подружками. Был уже сентябрь, танцевали мало, приглашали не часто. Он увидел ее еще задолго до прощального танца. Рядом с ней стояли какие-то девушки, но для него они были неприметны. Отличали ее независимость и отрешенность от события, на которое она попала от осенней скуки и настойчивых просьб подруг. Обращали на себя внимание осанка и вытянутая стройная фигурка. У нее были чуть полноватые щеки, придающие ей округлость и очаровательность, свойственную детям. Тонкая и длинная шея дополняли луноликость, а продолговатые и непосредственные восточные глаза притягивали к себе. Она ему сразу понравилась, но решение пригласить пришло позже — трудно было поверить, что она без кавалера.

Потом было еще несколько танцев, после которых, разговорившись, он уже оставался рядом с ней. Было и долгое провожание, — шли до путевого переулка, ведущего к марьинорощинским проездам. Договорились о следующем свидании.

С веранды уходили группами или парами, сговариваясь заранее. Почти всегда хотя бы у одной из подружек был знакомый местный провожающий парень. Дело в том, что несмотря на более спокойные, чем сейчас, времена, идти все же было не близко. Провожая ее до Марьиной Рощи, проходили путевые переезды, железнодорожные мосты, совершенно темные проулки и пустоты свалок, за которыми были покосившиеся заборы с убогими избами и темными стеклами домов. Однако возвращаясь тогда один он совершенно не испытывал тревоги или страха от окружающих мрачных сооружений и глухих пустот задворок. Было легко и радостно.

На следующее свидание он опаздывал: ехать с места учебы было далеко, и последний участок просто трудно было рассчитать. Трамвай № 7, вышедший где-то от района «трех вокзалов», запаздывал из-за вечерней толчеи. Мысленно приходилось торопить время остановок, но народ не убавлялся. Проехали Мало-Алексеевскую, и последний пробег трамвай сочувственно торопился, ссаживая в останкинские переулки спешивших к себе домой пассажиров. Увидел ее он еще из закрытых дверей, — она уходила, подхватывая за руку свою подружку. Выскочив, он поспешил объясниться, но этого не требовалось, — появились смешки, подтрунивания, якобы загулял и забыл о свидании. Возмущенное искреннее оправдывание вызвало только смех.

Затем пошли в попутную сторону. Были простые разговоры типа «а у нас в квартире газ, а у вас…».

— У нас было сегодня черчение, выдали огромное задание…

— Наши ребята смотрели вчера кино, надо бы сходить…

— А вот мой дом…

— А наш еще дальше…

Уходить ему не хотелось, хоть рядом была мешающая подружка. Было ясно, что первое в жизни свидание с девушкой, которая вызывала восторг и нежность, несравнимо ни с чем.

Видимо, чтобы не показаться навязчивой, она намекнула, что его, наверное, ждут дома и отсюда они дойдут уже сами.

Наступившая затем встреча опять произошла в общественном месте у закрытого помещения переполненного танцзала, куда он не сумел попасть.

В следующее свидание они уже были вдвоем и ушли в осенний парк… Посещение веранды, беззаботность и счастье встреч в наступившую холодную осень продолжались. В ноябрьские праздники они танцевали в неотапливаемом помещении летнего кинотеатра, но холодно не было. Были все в пальто. Приподнятое настроение танцзала не исчезало, хотя виден был пар от дыхания танцующих. Согревающим и постоянно исполняемым шлягером была удалая подбадривающая песенка «Все что было, все что ныло, все давным-давно уплыло. Только ты, моя гитара, прежним звоном хороша».

Затем в город и их знаменитый парк пришла настоящая зима, но прогулкам это никогда не мешало. Мороз, пурга для них были естественны, как весенняя капель. Парк и каток были открыты всегда, понятие стужи таяло от поцелуев.

На Новый год вышел на экраны фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь». Никто и не думал тогда, что родился необыкновенный режиссер, ставший новогодним «буревестником» на пятьдесят будущих лет.

Так продолжалось до весны. За это время приехал Ив Монтан, попасть на концерт которого никто из нас и не помышлял — на них шла избранная публика. Он привез удивительные нежные песни «Опавшие листья», «О, Париж», и жизнь следующего сезона танцующей веранды возобновилась уже с новыми мелодиями. Потом был Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957 г.) — большая волна, смывшая со всех наспыль прежних представлений о человеческих отношениях. Гости прилюдно обнимались, целовались, знакомились, подавали друг другу руки, не испытывая никаких ограничений или стеснения. Мы старались успеть повсюду и по возможности попасть на открытые встречи. Оцепления милиции для нас были кругом, но для приехавших в столицу гостей преград не было и они с удовольствием выходили за границы выставленных красных флажков. Приезжие молодежные оркестры играли свободно на открытых площадках парка. Веранда танцев расширила репертуар, включив в него быстрый танец-фокстрот. Жизнь продолжалась, время шло.

В свои семнадцать не думаешь о будущем… О том, что все когда-нибудь заканчивается. Об этом не помышляют встречающиеся пары: они мечтают о вечной дружбе, любви, браке и счастливой жизни. Но за равномерной повседневностью встреч, отсутствием развития отношений постепенно уходил восторг новизны, исчезала пелена обожания. Тогда думалось, что очарование от свиданий должно быть всегда, но, как выяснилось позже, это не так. Уже другие девушки манили новизной чувств, загадочностью и красотой.

Однажды они без ссоры расстались. Рассказывать об их чувствах не берусь, но воспоминания об ушедшем остались в их памяти надолго, а может и навсегда.

Веранда еще долго притягивала к себе молодых людей, но это уже были другие «часовые любви». Вначале она успешно соперничала с появившимися повсюду кинотеатрами и кафе. Состав ее посетителей постепенно менялся — пришли новые гости с иными запросами и музыкальными ритмами.

Сдавая свои позиции, оставляя прежнее помещение, веранда кочевала в пределах паркового пруда, затем остановилась, разглядев наилучшее место у лодочного причала. Ее прихожанами остались верные ей поседевшие партнеры, не желавшие расставаться с ритмами ушедшей молодости. Их можно увидеть и сейчас, если придти сюда в выходной день летним вечером…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Хочу в СССР?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страна Останкино. Ностальгия 50-х предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я