Люди чёрной бабочки

Владимир Стариков

Потомок русских белоэмигрантов волею судеб оказывается в Бразилии. Однажды его тоскливое существование прерывается. Начав путь в амазонскую сельву с тривиальной целью, наш герой с каждым следующим днём начинает понимать, что всё неслучайно в этой жизни. Каждое событие – будь оно обыденное или страшное – часть загадочного ребуса на пути к неведомой цели. Что обретёт и что потеряет наш герой на этом пути? И какова истинная цель опасного путешествия?Время действия книги – середина 20-го века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Люди чёрной бабочки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

«До свидания, Сан-Паулу». — подумал я, когда самолёт оторвался от взлётной полосы Конгоньяс (1).-«Именно ты, Сан-Паулу, совсем неожиданно для меня прервал череду однообразных дней и за это я благодарен тебе.»

Я не сказал Раулу ни о вскрытой кем-то двери квартиры на улице Диогу Ваз, ни о пропаже карты с моими пометками. ПОКА не сказал. Я решил что обязательно скажу ему об этом, но позже-когда этого потребует ситуация. Где и когда возникнет такая ситуация-я не знал. Но я не сомневался в том, что либо моя интуиция, либо сложившиеся обстоятельства подскажут мне время и место, когда мне придётся всё рассказать Раулу.

Я пока не очень хорошо знал характер и привычки моего компаньона. Поэтому оставалось лишь гадать как Раул поведёт себя, когда я расскажу ему о пропаже карты.

«Даже если он будет ужасно зол на меня, то вряд ли он прогонит меня на реке или в глубине дикой сельвы. Менять напарника и искать нового компаньона в глуши не представляется возможным.» — думал я.

* * *

— Я не знаю куда и зачем вы плывёте по этой реке-это не моё дело. Но дальше мы не поплывём-вы уж извините, сеньоры. Мы возвращаемся. Я также и вам не советую плыть дальше. Индейцы суя (2) здесь охотятся на цивилизадо и за этот год на этой реке бесследно пропал не один бразильеро.

Эти слова произнёс Раймунду-самый старый и опытный из тех троих работников, что сопровождали нас от устья Рио-Суазинью (3). По договору они должны были проплыть с нами до места слияния Суя-Миссу с Рио-дас-Пакас (4), но после того как в нескольких километрах от устья Паранаибы-Шаконте (5) мы все увидели на левом берегу группу индейцев, рабочие-несмотря на то что были вооружены до зубов-отказались плыть дальше.

Раймунду даже пытался отдать Раулу часть выплаченных денег, но тот отказался:

— Не надо, Раймунду. До Пакас осталось совсем немного. Вы честно заработали свои деньги.

— Спасибо, сеньор.-поблагодарил Раймунду.-И всё-же вы сильно рискуете..

— А как-же столетиями назад наши предки-бандейранты пробирались в ещё более отдалённые уголки Бразилии? А, Раймунду? — улыбаясь спросил Раул.-У них и оружия такого не было, и лодок с мотором.

— Так ведь они шастали по сельве большой толпой. А вас-всего двое..

После того как весь приобретённый Раулом запас бензина в канистрах был перегружен в нашу лодку, наши сопровождающие ещё раз безуспешно попытались уговорить нас вернуться. Однако мы были непреклонны.

Настала пора прощаться. Раймунду покачал головой, пробормотал что-то про «сумасшедших паулистов» и вот сопровождавшая нас лодка с тремя машущими руками людьми исчезла за поворотом реки. Мы остались вдвоём..

Позади осталось многое. Большие аэропорты Сан-Паулу и Гоянии (6), крошечный аэропорт Сан-Фелис-до-Арагуая, огромные пространства кампо и серрадос под крыльями самолётов сменились зелёным покрывалом сельвы. Затем поездка по ужасной грунтовой дороге через Серра-ду-Ронкадор к фазенде сеньора Ометто и далее до Суя-Миссу. Несколько суток плавания по реке с весёлой компанией кабокло (7) с их смешными и жуткими рассказами у вечернего костра. Всё это было позади. Теперь мы остались вдвоём. И хотя половина пути по Суя-Миссу до реки Шингу была пройдена, впереди нас ждала неизвестность. А после предупреждений Раймунду эта неизвестность стала зловещей..

— Ну что, Сержиу? Ты ещё не передумал плыть со мной? Да не обижайся, шучу. Я уже понял что русских не напугать какими-то индейцами.-сказал Раул.-Ладно, время не терпит. Впереди ещё большой путь.

Раул дёрнул тросик стартера. Наша сильно осевшая после загрузки запаса бензина лодка снова понесла нас вниз по течению Су-Миссу. Новый мощный мотор казалось нисколько не почувствовал увеличившуюся нагрузку.

Русло реки Суя-Миссу представляет собой беспрестанно и причудливо петляющий водный коридор. Стенами этого коридора являются густейшие заболоченные джунгли. И это именно стены. Просто так, в первом попавшемся месте, без подготовки и внимательного выбора высадиться на берег практически невозможно. Пытаться это сделать означает попасть в немыслимо густое переплетение ветвей, корней и лиан. Даже если высадка удастся, то продвижение вглубь этих зелёных стен будет крайне затруднительным из-за вязкой трясины, которая в основном составляет почву этих берегов.

Беспроблемная высадка на берег как правило возможна на песчаных отмелях. Именно на них мы останавливались, причаливая для того чтобы поесть и расположиться на ночлег. У кромки леса, который всё такой-же стеной примыкает к отмели имеются деревья пригодные для растяжки гамаков. Для костра всегда найдётся высушенный на солнце плавник. В сухом скрипучем песке можно найти черепашьи яйца, которыми мы разнообразили наш рацион. Рыба ловилась тут-же.

Суя-Миссу петляет так прихотливо, что движение по её руслу увеличивает наш путь раза в три-четыре, чем если двигаться по прямой. Но иного способа нет и мы продолжаем двигаться по речным излучинам.

Никто пока до конца не исследовал Суя-Миссу, длина которой приблизительно составляет около 1300 километров. Когда-то вдоль почти всего её русла жило индейское племя суя. Под натиском цивилизации, в авангарде которой шли разного рода авантюристы, суя отступили вниз по течению и держат оборону ближе к реке Шингу. В последнее время считалось что выше устья реки Рио-дас-Пакас суя не появляются. Но вот перед Паранаибой, что несколько выше по течению, мы увидели на берегу группу индейцев. Они стояли неподвижно на берегу и смотрели на нас-человек наверное 15. Ничего враждебного в них я не заметил..

Скатившись с хребта Серра-ду-Ронкадор, Суя-Миссу течёт по заболоченной долине неторопливо со скоростью не более 3 километров в час. Ширина её русла остаётся неизменной почти до самой Шингу, где Суя-Миссу заканчивает свой путь.

Часто речная излучина изгибается так, что в сезон дождей река становясь более полноводной спрямляет этот путь. Старое русло сохраняется, но в нём нет течения и такая старица превращается в озеро. По обеим берегам раскидано никем не считанное количество таких озёр-стариц, которые представляют некоторые проблемы для плавания. Если старица соединяется с основным руслом-можно перепутать его с фарватером и заплыть в заболоченный и заросший водными растениями тупик, где плавают кайманы, оставляющие на поверхности воды лишь глаза и ноздри.

Начинался сухой сезон, вода в реке чиста и прозрачна, в ней хорошо видны огромные стаи рыб. Птицы бросаются на такие стаи в мелких местах и никогда не взлетают без добычи.

Незабываемый первозданный вид реки восхищал меня. Плавание на моторной лодке доставляло мне немалое удовольствие. С одной стороны берега Суя-Миссу очень однообразны, а с другой-никогда не знаешь что ждёт тебя за следующим поворотом. Кроме многочисленных рыб и птиц, мы видели ползающих на отмелях черепах, неподвижно лежащих на песке кайманов, прыгающих в воду испуганных капибар (8). Расположенные не так далеко отсюда большие города с высотными зданиями и автомобилями вспоминались как мимолётный мираж, а наступающая на сельву цивилизация-полузабытым сном. Мы словно перенеслись в далёкое прошлое и только шум бензинового мотора напоминал нам что мы в 20-м веке..

Под руководством Раула я довольно быстро научился управлять лодкой с подвесным мотором и мы сменяли друг друга у румпеля примерно каждые 4 часа. Помимо нехитрой науки управления лодкой я как губка впитывал в себя всё то что знал и умел Раул. Навыки обращения с оружием я получил ещё в Парагвае, а вот премудростям охоты меня учил Раул и небезуспешно. Мне всё было интересно и пока всё нравилось. Но несмотря на это мы чувствовали некое беспокойство после встречи с индейцами. А тот факт что мы остались вдвоём это беспокойство усиливал. Также меня не оставляла в покое мысль об украденной карте и возможных последствиях этого.

— Чёртовы Вилаш-Боаш! — сказал Раул на обеденной стоянке.-Если бы не они, то путь к Манисауа-Миссу можно было бы прилично сократить спустившись к Шингу по Кулуэни. Но теперь это невозможно и вот мы вынуждены делать большой крюк по Суя-Миссу: это единственный более или менее известный и доступный путь. Зная что по этой реке нежеланные пришельцы будут спускаться к Шингу, братья Вилаш-Боаш видимо не только не препятствуют охоте индейцев суя на цивилизадо, но ещё и скорее всего поощряют. Разведывательная служба у них в лице индейцев работает превосходно и при проникновении в верховья Шингу каких-либо людей братья быстро бывают осведомлены. Можно было-бы прибыть по воздуху с военными, скажем, в Кашимбу или в Капитан-Васконселос, но без одобрения Вилаш-Боаш на борт никого не берут. Даже если каким-то путём в Шингу кто-то прибывает по воздуху, то остановка в Капитан-Васконселос обязательна, где Орландо быстро вычислит нежелательных визитёров и выдворит их с вверенной братьям территории.

— Если во время моего управления лодкой я увижу индейцев-что я дожен делать? — спросил я.

— Сержиу, во первых без паники. Во вторых-нужно держаться противоположного берега. Увидел справа людей-рули влево. И наоборот. Кстати, это правило нужно соблюдать как в отношении индейцев, так и в отношении цивилизадо. В таких местах можно встретить всяких людей..-ответил Раул.-Также когда причаливаем к отмелям-смотри в оба. И отныне без оружия на берег-ни шагу. Заросли возле песчаных отмелей могут служить отличным местом для засады. Вышел с лодки без оружия, проявил беспечность-а дикари могут сидеть в нескольких метрах с луками или с сарбаканами-духовыми ружьями, из которых они стреляют отравленными стрелами с поразительной меткостью. Да-с этого дня ночевать будем в лодке. Привязываемся к какой-нибудь коряге, желательно подальше от берега. В случае чего-одним движением отвязал лодку, вторым завёл мотор. Ну и про ночную сторожевую вахту не забываем. Только теперь нам с тобой придётся потруднее: вахту естественно будем нести мы с тобой, а не те трое кабокло. И сторожить придётся по пол-ночи. Костёр будем разводить для приготовления ужина, а потом тушим. На лодке естественно никаких костров, даже самых маленьких: сам понимаешь-рядом почти 400 литров бензина..

После этой речи Раула я признаться немного приуныл, хотя и не подавал вида. Только сейчас, когда мы остались вдвоём, я начал понимать в какое опасное предприятие я ввязался.

Раул позаботился о том чтобы мы были хорошо вооружены. У нас было две полуавтоматических винтовки М1 «Гаранд» калибра 7,62 и двуствольное ружьё «Винчестер» 20 калибра, а также на наших поясах были кобуры, в которых покоилось по Кольту М1911А1. Боеприпасов к этим стволам было взято предостаточно. И тем не менее я чувствовал себя не очень уютно при мысли что за тобой следят из зарослей.

— Что это за племя такое-суя, которого все боятся? — спросил я.-Ведь кажется они находятся в пределах территории, где верховодят эти Вилаш-Боаш?

— Видишь ли, Сержиу, здесь всё так сложно. Здесь, в Шингу-целый мир. Ладно, я расскажу тебе что знаю-а ты старайся что-то запоминать. Многое может пригодиться в нашем дальнейшем путешествии.-сказал Раул.

Как ты уже знаешь, в верховья Шингу спасаясь от натиска цивилизадо стекались многие племена. Они говорят на разных языках и пришли сюда с разных сторон. Камаюра, авети, куйкуру, ваура, трумаи, мехинаку, калапало, нахуква, матипу, явалапити, тшикао (9)..

Поначалу все воевали против всех: индейцы против индейцев, а все индейцы против цивилизадо. Но постепенно среди них воцарилось некое подобие хрупкого мира. Когда туда пришли Вилаш-Боаш, то они увидели довольно однородную культуру-шингуано. Одинаковые жилища, каноэ, пища, краски для тела и даже один общий праздник-куаруп. Среди всех этих племён ваура выделялись тем, что владеют секретом гончарного мастерства. Остальные племена обращались к ваура, приобретая у них глиняные горшки и тарелки. Ваура воспользовавшись своим исключительным положением, стали влиять на остальных шингуано и выступали в роли посредников в различных спорах и конфликтах. С помощью их дипломатии постепенно происходило замирение среди шингуано. Не выдавая своего секрета, ваура способствовали объединению племён.

Племя суя ранее жило почти по всей реке Суя-Миссу, от истоков до устья. Племя довольно воинственное и как оказалось, находчивое. Вместо того чтобы вести меновую торговлю с ваура и присоединиться к шингуано, они напали на ваура и захватили в плен нескольких женщин этого племени. А так как женщины ваура обладают секретами гончарного мастерства, то в распоряжении суя оказалась некая гончарная фабрика и новые жёны. Однако эта обособленность от остальных шингуано сыграла с суя злую шутку.

С некоторых пор с запада на Суя-Миссу стали проникать серингейрос и гаримпейрос и потеснили суя с истоков реки. А лет 15 назад на тех суя, что жили близ устья Суя-Миссу напало одно из самых диких и воинственных племён Мату-Гросу. Кочуя по сельве и передвигаясь с места на место, племя тхукахамае (10) пришло на реку Либердаде (11), а затем пришло на Суя-Миссу. Тхукахамае в ходе налёта перебили почти всех суя проживающих близ устья. В ходе второго налёта тхукахамае захватили большое количество женщин суя. Таким образом, теснимые с истоков пришельцами цивилизадо, а с устья-дикими тхукахамае, суя изрядно поредели и обитают в среднем течении Суя-Миссу. Их осталось довольно мало, но они озлоблены на всех и убивают всех кого увидят. Поэтому осторожность и ещё раз осторожность..

— А что эти-как ты сказал-тхукахамае? Что за племя? Это не шингуано? — поинтересовался я.

— Нет, не шингуано. Ну во всяком случае пока. Вообще-то слово «тхукахамае» означает «люди без луков» и взялось от племени журуна (12), которые также подвергались нападению тхукахамае. Братья Вилаш-Боаш уже установили контакт с журуна и от них узнали про дикое и воинственное кочевое племя. На самом деле тхукахамае являются частью племени каяпо (13). В свою очередь термин «каяпо» означает «те, кто похожи на обезьян» и он также появился от других индейцев. Сами каяпо называю себя мебенгокре. Они живут в основном на огромной территории штата Пара и частично Мату-Гросу. Между каяпо также есть деление на два клана: ментуктире и менкрагноктире. В ходе своих кочевых походов каяпо забредают довольно далеко наводя страх на другие племена.

Каяпо чрезвычайно воинственны и пожалуй одно из самых первобытных племён в шататах Пара и Мату-Гросу. Спят они на земле в очень примитивных жилищах, которые представляют собой хрупкий остов покрытый листьями. У них нет ни лодок, ни горшков, ни музыкальных инструментов ни как я уже говорил, луков со стрелами. Земледелие у них почти отсутствует. То есть по уровню развития они также далеки от шингуано, которые далеки от цивилизадо. Выглядят каяпо жутко: в нижние губы их воины вставляют круглые деревянные диски. Журуна описывают их как сущих дьяволов! А ещё я слышал что они едят землю. Не знаю-правда это или нет..

— Неужели такое ещё бывает?! — я был поражён рассказом Раула.-Откуда ты это знаешь?

— Бывает, амиго. — ответил Раул.-В бразильской сельве бродит ещё немало племён которых никто не видел из цивилизадо и они не видели никого. А что касается того откуда я знаю всё это..Не забывай-я работал у Вилаш-Боаш, многое узнал от них, а также от мирных шингуано..

* * *

Первая ночь на реке с тех пор как мы с Раулом остались вдвоём была для меня тревожной. Я дежурил первую половину ночи, которая была непроницаемо тёмной. Лодка была привязана метрах в десяти от берега к стволу упавшего в воду дерева. Раул уснул почти сразу, а я сжимая в руках винтовку вслушивался в звуки, которыми была заполнена ночная река. Их было много: всплески в воде, шуршание и треск в непроходимых зарослях на берегу, крики птиц и ещё неведомо кого. Чернота ночи вкупе с этими звуками накладывалась на услышанные накануне рассказы о воинственных индейцах, создавая в моём сознании жутковатую атмосферу. А при мысли что помимо индейцев нас могут выследить недруги Раула мне и вовсе становилось не по себе. Но о пути назад я не помышлял. И не только потому что возвращение было уже невозможно. Я не желал быть трусом-как в глазах Раула, так и в своих собственных..

«Будь что будет. Жребий брошен, Рубикон перейдён.» — думал я до боли в глазах всматриваясь в темноту.-«Если суждено погибнуть здесь-значит такова твоя судьба, Сержиу Серебрякофф».

Первая половина ночи несмотря на мои опасения прошла спокойно. Я разбудил Раула и улёгся на дне лодки, где мы устроили постель. Несмотря на то что я полностью доверял опыту Раула, я лёжа в лодке продолжал слушать ночные звуки. Уснул я не скоро. Прокручивая в голове возможные варианты развития событий, я медленно проваливался в странный и тревожный сон, образованный из моих тревог и звуков ночной сельвы.

Когда меня разбудил Раул, у меня было ощущение будто я спал минут пять. Однако быдло уже светло. Мы быстро съели холодный завтрак и вот оживший 10-сильный мотор «Пента» снова несёт нас мимо заболоченных берегов реки.

С утра на реке кипела жизнь. За очередным поворотом всегда видим кого-то из животных или птиц. Вылетая из-за поворота со скоростью 25 узлов, мы вспугивали стаи птиц. Ибисы быстро взлетали в воздух. Утки разбегались по течению прежде чем взлететь. Бакланы взирая на нас удивлённым взглядом взлетали лишь когда мы приближались к ним. Также изумлённо смотрели на нас тапиры, спустившиеся на водопой к реке. С отмелей бултыхались в воду черепахи и какие-то большие ящерицы. Кайманы как правило игнорировали нас неподвижно греясь на солнце. Из воды прямо перед несущейся лодкой выпрыгивали довольно крупные рыбины.

Всё это буйство жизни завораживало меня и порой даже отвлекало от управления лодкой. Но надо было быть начеку и следить за фарватером. Влететь на полузатопленный ствол упавшего дерева или повредить винт на мели было более чем реально.

Если за поворотом появлялась поперечная полоса пены, то это означало что впереди порог. И хотя пороги на Суя-Миссу не очень опасные, надо было не мешкая переключиться на задний ход, поискать проход и предельно внимательно управляя лодкой, пройти порог. Вздрагивая от скрежета корпуса лодки об песчано-скалистое дно и поминутно поднимая мотор чтобы не повредить винт, мы удерживая нос лодки по течению, старались не допустить неконтролируемого кручения, в которое река пыталась пустить нас. Но ей это не удавалось и мы снова шли по глубокой, спокойной и тёмной воде..

Для того чтобы пообедать мы как всегда причаливали к большой песчаной отмели на каком-нибудь из берегов. Так было и в этот день. Мотор замолчал, нос лодки зашуршал по песку. Я первым выпрыгнул из лодки и потянул её к берегу, чтобы её не унесло течением. Плавника на берегу было мало и я двинулся за дровами к лесу.

— Стой, Сержиу! — крик Раула пригвоздил меня к песку. Я вопросительно смотрел на него.

Раул с винтовкой наперевес быстро подбежал ко мне:

— Тихо..Ничего не видишь?

— Нет..-я осматривал близлежащие заросли и не видел ничего подозрительного.

— Сержиу, когда высаживаешься на берег-не забывай смотреть под ноги.-тихо сказал Раул указывая стволом винтовки вниз.

Я глянул на песок. В двух метрах от меня были четко отпечатанные в песке следы босых человеческих ног. Их было множество..

— Возьми винтовку и стой возле лодки.-сказал мне Раул.-Смотри вокруг-в том числе и на тот берег. Если увидишь приближающихся индейцев-сначала стреляй вверх. Если их это не остановит-второй выстрел по ногам.

Я сделал то что сказал мне Раул. Кровь бросилась мне в голову, сердце готово было выпрыгнуть из груди. Раул медленно двигался по песку наклонившись и что-то высматривая. Постепенно он отходил от лодки всё дальше, а мной начинал овладевать страх. Индейцы суя близко?

Раул наклонился и подобрал с песка какой-то предмет. Затем он пятясь и направляя ствол винтовки к прибрежным зарослям стал приближаться к лодке. Когда он подошёл ко мне, я увидел у него в руке деревянную дубину. На ней были следы запекшейся крови..

— Что это? — прошептал я.

— Это? Бордуна. Боевая индейская дубинка.-спокойно ответил мне Раул не спуская глаз от кромки леса.

— Они где-то близко?

— Возможно. Но они были здесь не более двух дней назад. Три дня назад был дождь. Следы не замыты дождём..

Я продолжая следить за обстановкой вокруг, косился на следы крови, которые красноречиво говорили о том, что бордуна не так давно была пущена в ход..

— Они недавно кого-то убили.-сказал Раул.-И убили цивилизадо. Там дальше следы человека в обуви. Он не успел выстрелить. Его убили этой дубинкой и сбросили в реку.

— Но почему они оставили это? — спросил я указывая на дубину.

— Местные индейцы после убийства испытывают отвращение как к трупу, так и к орудию убийства. А дубинки часто выбрасывают: новые изготовить недолго. Сейчас садимся в лодку. Мотор не заводим. Плывём по течению и осматриваемся.

Мы плыли вдоль отмели.

— Ага, вот здесь причаливала лодка! — сказал Раул указывая на след вытаскиваемой на песок лодки.-А вот здесь труп скинули в воду. От него конечно-же ничего не осталось-об этом позаботились жакаре или пираньи. Если убитый был не один и его спутников тоже убили, то возможно мы их увидим.

— Почему? — спросил я.-Где мы их увидим?

— Лодка, которая причаливала здесь, была не меньше нашей. А индейцы не берут их себе предпочитая лёгкие каноэ. Она где-то близко..

..Лодку мы увидели почти одновременно через два поворота реки. Она застряла среди коряг возле левого берега. Продолжая внимательно следить за берегами, мы подошли к неизвестной лодке на вёслах. И увидели жуткую картину.

На дне лодки лежало три трупа. Из бездыханных тел торчало не менее полутора десятка огромных стрел. Снова бешено заколотилось сердце. Мне казалось что из зарослей за нами следят десятки недобрых глаз.

— Наблюдай за берегами и при появлении дикарей стреляй. А я гляну-что это были за люди..-И Раул перелез в лодку с трупами.

Смерть на реке и без того произвела на меня неизгладимое впечатления. А когда Раул перевернул лицом вверх одного из убитых, то я был потрясён ещё сильнее. Я узнал бы это крысиное лицо среди сотни, несмотря на то что на нём не было тёмных очков.

— Кампуш!! — невольно вырвавшийся из моей глотки вопль заставил взлететь с воды парочку птиц и повернуть ко мне лицо Раула, который застыл впившись в меня изумлённым взглядом.

******************************************************************************

Примечания:

1. Конгоньяс-аэропорт Сан-Паулу открытый в 1936 году.

2. Суя (suiya) — индейское племя языковой группы «же».

3. Рио-Суазинью-правый приток реки Суя-Миссу.

4. Рио-дас-Пакас-левый приток реки Суя-Миссу.

5. Паранаиба-Шаконте-левый приток реки Суя-Миссу.

6. Гояния-столица штата Гояс.

7. Кабокло-метисы, потомки от браков индейцев и белых бразильцев северо-восточного побережья Бразилии.

8. Капибара-крупнейшая в мире водосвинка, обитающая в Центральной и Южной Америке.

9. Племена, входящие в сообщество племён «шингуано».

10. Тхукахамае (тхукахаме, чокарамае, тшукаррамаи) — индейское племя языковой группы «же». Являются частью племенной группы каяпо.

11. Либердаде-правый приток Шингу.

12. Журуна (Юруна) — индейское племя языковой семьи тупи, проживающее в бассейне реки Шингу. Весьма многочисленное и значительное ранее племя в Шингу, сильно пострадало под натиском серингейро. Изрядно поредевшие журуна разделились на две группы, одна из которых ушла в верховья Шингу.

13. Каяпо-группа племён языковой семьи «же». В настоящее время каяпо сумели отсудить у бразильского правительства обширные территории в штатах Пара и Мату-Гросу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Люди чёрной бабочки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я